Купить
 
 
Жанр: Философия

Философия: Вводный курс.

страница №31

Ильенков заключает:
"По отношению к человеческой психической деятельности мозга
идеальное такой же объективный компонент, как горы, деревья,
как луна и звездное небо "70.
Новый ракурс в рассмотрении этого сложного явления был
предложен М.А. Лифшицем". Автор обозначает идеальное как
объективные пределы совершенства (завершенности)
природных и социальных вещей и процессов. Он уверен, что
эти пределы реальны, принадлежат объективной реальности, и
наше сознание или воля не могут их сдвинуть с Места по
произволу. Сказать, что в природе есть идеальное в виде
"естественных пределов" или сказать, что в ней каждая вещь
имеет свою собственную "форму и меру", одно и то же.
С помощью социально-исторической практики человек выявляет
эти пределы, отражает их в виде понятий, в субъективных образах
объективного мира. Идеальный газ, идеальный кристалл -
абстракции, к которым можно приближаться так же, как
приближается к окружности многоугольник с бесконечно растущим
числом сторон. Поэтому, по мнению Лифшица, идеальное
существует не только в голове человека, не только в общественной
деятельности, не только в предметных воплощениях
общественного сознания, но и в природе, в социальных
процессах и в жизни личности.
В этой связи различаются им понятия идеи и идеального.
Термин "идея" обозначает умственное сознание, акты сознания.
Термином "идеальное" следует, на его взгляд, обозначить
объективно-реальные образцы, эталоны совершенных представителей
той или иной предметной области.
Лифшиц прав в том, что в природе объективно существуют
совершенные, эталонные, образцовые и несовершенные
формы вещей, относящиеся к какому-то одному роду или виду
вещей. Например, среди массы пород горного хрусталя

427


можно отыскать наиболее совершенный, предельно правильной
формы хрусталь. Это справедливо и по отношению к
любому виду растительных и животных организмов, среди
которых с необходимостью присутствуют совершенные,
эталонные образцы. Здесь идеальное как бы непосредственно
указывает на идеал. Образец, идеал, эталон - очень значимые
для общества измерения. Не случайно именно положительные
ценности всегда играли ведущую роль в формировании
социальных начал.
Итак, три основные концепции идеального, предполагающие
поиск идеального на стороне субъекта, на стороне практики и на
стороне объекта, - на первых порах как бы исключают друг друга.
Д. Дубровский отождествляет идеальное исключительно с планом
субъективных переживаний человека. И он по-своему прав, ибо
когда индивидуальное растворяется в безличных формах
"общественной жизнедеятельности вообще", мы утрачиваем тот
микрокосм, в котором обретает свое действительное
существование человеческое сознание, теряем человеческую
личность с ее своеобразием и уникальностью. Получается, что
человек мыслит не при помощи своего индивидуального мозга, а
детерминантами общественной практики.
С точки зрения Э. Ильенкова, идеальное - это объективированные
мыслительные формы. Идеальное выступает как
схема предметно-практической деятельности и складывается
независимо от отдельного индивида.
М. Лифшиц убежден, что идеальное онтологически первично,
как по отношению к сознанию родового человека, так и в
отношении практической деятельности. Оно отражает особую
меру совершенства природного или любого другого объекта.
Идеальное - объективный эталон, образец.
Направление дискуссии по проблеме идеального намечает
движение от понимания идеального как субъективной
реальности к истолкованию идеального как схемы материальной
деятельности, а затем к распространению идеального на

428


природу в ее совершенных образцово-эталонных проявлениях.
(По форме данная дискуссия несколько напоминает ход
обсуждения понятия информации: от информации, интерпретируемой
как знание, к информации как к отражению
саморегулирующихся систем, а затем к выводу об
атрибутивности информации как стороне любого отражательного
процесса.) Возникает проблема синтеза имеющихся
позиций, сердцевиной которого станет обнаружение
идеального репрезентанта, представителя или носителя
идеального.

Дело в том, что понимание идеального как отражения посредством
репрезентанта (представителя) имеет древнейшую
традицию. Уже в эйдетической концепции Демокрита, если
верить Плутарху, сформулированы представления о процессе
познания как переносе буквальных вещественных копий
предметов в голову познающего. Демокрит полагал, что все
окружающие вещи продуцируют микроскопические эйдосы, и
эти эйдосы в уменьшенном и концентрированном виде
дублируют сами вещи, служат их репрезентантами.
Механически перемещаясь в пространстве, эйдосы встречают
на своем пути органы чувств человека, через них проникают в
головной мозг, в котором и остаются в виде знаний о внешних
вещах. Если не считать того, что на пути к познающему
субъекту эйдосы могут механически деформироваться при
соударении с другими телами или другими эйдосами, то они,
став составной частью человеческого знания, точно повторят
свои прообразы. Подчас эйдосы причудливо сплетаются друг с
другом во внутреннем мире человека и тогда из комплекса
простых идей складываются представления о кентаврах,
русалках и прочих фантастических вещах.Это эйдетическое
учение Демокрита принималось с незначительными
добавлениями вплоть до 17 в. Последним его сторонником
был Локк. Он толковал простые познавательные образы как
уменьшенные вещественные копии предметов.

429


Впоследствии при решении вопроса о механизме познания, о
совпадении знания субъекта с объектом стали обходить
концепцию демокритовских эйдосов. Отражательное
субъектно-объектное отношение мыслилось не как натуралистическое
воздействие, предполагающее пассивного
субъекта и источающего на него свои эйдосы объекта. Оно не
могло быть понято и как произвольная, ничем не ограниченная
активность, спонтанная деятельность сознания, перекраивающая
мир по своему хотению и разумению.
Субъект и объект связывались между собой опосредствующим
членом - преобразовательной деятельностью. Идеальное
возникало в процессе движения с опорными пунктами субъект
- объект - деятельность - объективированная
мыслительная форма.
Психическое отражение протекает по типу: субъект -" -
"объект -" субъективное явление-"психический образ.
Отношение объект - субъективное явление дает
первоначальную чувственную модальность, вбирающую в себя
цвет, запах, вкус, фигуру и прочие качества, которая
свойственна и высшим животным. Чувственная модальность,
как атрибут психического отражения, присутствуя в
жизнедеятельности высших животных, тем не менее не приводит к
появлению сознания. Человек, как и другие биологические
существа животного мира, также отражает изменения
окружающей среды в форме психического образа.
Идеальность как план сознания превосходит тип психического
отражения, связанный с чувственной модальностью, и
разворачивается по формуле объект - деятельность -
субъективный образ. Деятельность предполагает действие по
контурам и логике предмета. Следовательно, в деятельности
осуществляется представление (репрезентирование) объекта.
Репрезентация объекта выявляет его общие, наиболее
существенные свойства и сливается со схемой действий с этим
объектом, обеспечивая возможности его освоения и
преобразования.

430


(природный эталон - предмет) -" язык знака -" орудие труда
т г г
объект деятельность объективное явление
идеальное
Итак, идеальное - это процесс. С учетом того, что в качестве
носителя идеального выступает не только нервно-мозговой
субстрат, но и выработанные человечеством знаковые системы,
схема деятельности и мыслительные формы, можно
наметить в общих чертах опорные пункты этого движения.
Непрерывное курсирование информации по всей цепи между
объектом и субъектом с опорными вехами: природный эталон
- предмет - язык знака - искусственно созданное орудие
труда - продукт труда в форме новой вещи и создает эффект
идеальности.

Идеальное как функция целостного отношения субъекта к
объекту не может быть отождествлено только лишь с дискретными
природными эталонными образцами, как то наблюдалось
в эйдотической концепции Демокрита и отозвалось в
концепции Лифшица. Еще в меньшей степени правомерно
отождествлять носителя идеальности с нейродинамическим
кодом, выступающим своеобразным физиологическим знаком
внешнего предмета (как то предполагалось вульгарными
материалистами и отразилось в концепции Дубровского).
Наиболее подходящей для объяснения феномена идеальности
остается деятельностная концепция, которая охватывает все
кольцо процесса порождения идеального, но нуждается в
дальнейшей конкретизации с учетом достижений фундаментальной
философии.
Вопрос о соотношении сознания и идеального также имеет
двоякое решение. С точки зрения исследователя данной проблемы
Д. Дубровского, сознание и идеальное не совпадают.

431


Практическая деятельность всегда сознательна, но идеальной ее
назвать нельзя. И если идеальное базируется в нейродинамическом
коде и представлено субъективным образом, то оно
шире сознания и его аналоги можно искать в сфере психического
отражения животных.
Э. Ильенков утверждает, что сознание идеально, но идеальное
не может быть сведено к сознанию, оно существует в
объективированных формах. Ни о какой проблеме идеального
применительно к животному миру, сколь угодно высокоразвитому,
говорить всерьез нельзя. При несомненном наличии у
животных психики, об идеальном речи быть не может. Человек
обретает идеальный план жизнедеятельности только в
ходе приобщения к исторически развивающимся формам общественной
жизнедеятельности, только вместе с социальным
планом существования, вместе с культурой. И в этом смысле
идеальность не что иное, как аспект, измерение и определенность
культуры.

ТЕМА 44. ПРИРОДА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Природа и формы проявления бессознательного. -
Роль бессознательного в бытии сознания, его полезные и
деструктивные функции. - Проблема бессознательного
в историческом развитии. - 3. Фрейд, К. Юнг о
природе бессознательного. - Коллективное бессознательное
- архетипы родовой памяти. - Теория
установки Д. Узнадзе. - Бессознательное и поведенческие
программы. - Бессознательное как источник
творчества.
...Состояние сознательности быстро
проходит; представление в данный момент
сознательное, в следующее мгновение
перестает быть таковым, однако может вновь
стать сознательным при известных, легко
достижимых условиях. Каким оно было в
промежуточный период - мы не знаем...
Зигмунд Фрейд
Психическая жизнь окружает и охватывает сознание человека
со всех сторон, оставляя ему лишь островки в океане Психеи. Зона
максимально ясного сознания в психической деятельности
сравнительно невелика. За ней идет полоса просто ясного
сознания, затем минимального сознания, за которым следует
уже неосознаваемое. Понятие психического шире сознания.
Психическая деятельность человека может находиться в фокусе
сознания, иногда она не достигает уровня сознания (досознательное,
предсознательное состояние, например у новорожденного),
или же опускается ниже порога сознания (подсознательное).
Сознание не во всяком состоянии человека характеризуется
своей максимальной концентрацией и прозрачностью.
Рассеяно оно у человека в состоянии сильного опьянения, стресса,
отсутствует во сне, в результате гипнотического воздействия, у
некоторых категорий душевнобольных.
28-Т.Лишкевич

433


Понятием бессознательного охватывается совокупность
психических явлений, состояний и действий, не представленных в
сознании человека, лежащих вне сферы разума, безотчетных и
неподдающихся контролю72. Бессознательное интерпретируется
как действие, совершаемое автоматически, ре-флекторно, когда
причина его не успела дойти до сознания (например, реакция
защиты), а также при естественном или искусственном
отключении сознания (во сне, в состоянии гипноза). В
психологической литературе термин "бессознательное" часто
употребляется для обозначения особой области психики,
сосредоточивающей в себе влечения, стремления и мотивы,
смысл которых определяется инстинктами и недоступен
сознанию.

Бессознательное - глубинный фундамент психики. Оно
проявляется в различных и многообразных формах: установка,
влечение, ощущение, интуиция, сновидение, состояние
аффекта и др. Термин "бессознательное" используется для характеристики
как индивидуального, так и группового поведения,
цели и действия которого не осознаются участниками процесса.
Ближайший соратник и популяризатор учения 3. Фрейда К. Юнг
подробно исследовал образы коллективного бессознательного
- "архетипы". Они представляют собой систему врожденных
программ и установок, типических реакций, которые не
декларируются как социокультурные нормы, не лежат на
поверхности каналов официального общения, но исходят из
глубинных наслоений психической жизни человеческого рода.
Коллективное бессознательное, понимаемое как передающийся
по наследству итог коллективной жизни рода, может служить
объяснительной моделью поведения человека и общества. Если
сознание не будет воспринимать опыт архетипов и откажется
выступать как элемент самоорганизующейся системы, в которой
идет постоянный энергийный обмен , психике грозит вторжение
бессознательного в самых примитивных формах. А это, как
утверждает Юнг, ведет к индивидуальным и массовым

434


психозам, лжепророчествам, волнениям и войнам. "Деликатное и
разумное существо может превратиться в маньяка и дикого
зверя"73. Теряя контакт с сознанием, бессознательное утверждает
себя косвенным образом. "Прорываясь" в наше сознание, оно
захлестывает и парализует рациональные психические
структуры социального бытия личности.
Анализируя связь бессознательных архетипов и сознательных
компонентов психики, Юнг указывает на две опасности: рост
восточнорелигиозных культов, в которых личностное начало
оказывается полностью растворенным, и европейская
экспансия научно-рационального Я, искажающая сущность психической
жизни Юнг предупреждает об опасности игнорирования
бессознательного. Бессознательное не просто противоположно
сознанию, оно является его модифицирующим противникомпартнером.
Бессознательное проистекает из самого стихийноспонтанного
жизненного потока, аккумулируя информацию
как бы по ту сторону добра и зла, вне социальных
предписаний.
На современном этапе развития объявлять бессознательное
мистикой, не оказывающей никакого воздействия на жизнедеятельность,
безграмотно. С физиологической точки зрения
бессознательные процессы весьма целесообразны, Они выполняют
охранную функцию, освобождая мозг от постоянного
напряжения. О полном объеме хранящейся в памяти информации
люди даже и не подозревают. Бессознательное выполняет
функцию автоматизации человеческих действий. Если бы
все элементы человеческой жизнедеятельности одновременно
потребовали бы осознанности и контроля, человек не мог бы
ни думать, ни действовать. Получилось бы как в известной
сказке Оскара Уайльда о сороконожке. Ее спросили, как она
ходит? Она задумалась... и перестала ходить. Даже у вполне
развитого человека основной запас информации хранится за
пределами непосредственного контроля сознания. Человек
испытывает все физиологически доступные ему воздействия, но
не все они становятся фактом сознания.
28*

43


5


Общая идея бессознательного имеет древнейшую историкофилософскую
традицию. Она восходит к деймонии Сократа,
утверждающего, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему
голосу как к своего рода совести и непререкаемому авторитету.
Проблема бессознательного в учении Платона связана с
тематикой познания как воспоминания. Анамнесис - термин
платоновской философии, обозначает состояние человеческой души,
припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем.
Платон уверен: человек не искал бы того, что ему неизвестно, если
бы предварительно не имел этого бессознательно в своей душе. Идея
бессознательного связывается с наличием в душе скрытых,
неосознаваемых знаний, о которых сам субъект может и не
предполагать.
В различных исторических условиях проблема бессознательного
вызывала различное к себе отношение. В 17-18 вв. представления о
неосознаваемых формах душевной деятельности выходят за рамки
теологии и становятся предметом обсуждения философов. Декарт и
Локк с порога отвергают идею "неосознаваемой психики", потому
что за пределами сознания и психики может находиться только
протяжение и чистая физиология. Это позволяло им избежать многих
несообразностей (в самом деле, как же мы знаем, что мы имеем
какие-либо представления, если мы не осознаем их?).

Лейбниц в концепции "неощущаемых восприятий", а также
Кант, признавая область темных представлений ("dunkler
Vorstellungen"), предпочли пойти навстречу логическим трудностям.
Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию
бессознательного как низшей формы духовной деятельности,
лежащую за порогом осознанных представлений,
возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных
перцепций - восприятий. Мы можем опосредованным образом
убедиться, считал он, что у нас есть определенное представление, даже
если последнее нами не осознается. В "Монадологии" Лейбница
учение о бессознательных восприятиях - "малых перцепциях" -
использовалось для обоснования

436


непрерывности психической жизни и всеобщей взаимосвязи
происходящих в мире процессов. В силу этой взаимосвязи
любая монада - бестелесная субстанция - выступает зеркалом
Вселенной.
В середине 19 в. можно вновь оказаться в атмосфере горячих
споров, однако во многом отличающихся от тех, в которых
Лейбниц и Кант противостояли Декарту и Локку. Наметились
два истолкования бессознательного. Согласно первому,
бессознательное - сугубо негативное явление, обозначающее
работу мозга, утратившего по каким-то причинам качество
осознаваемости. Это некая рудиментарная, "выродившаяся
психическая деятельность", изучать которую следует лишь физиологически.
Согласно второму, бессознательное - это позитивный
момент душевной жизни, такая форма отношения к
окружающей действительности, которая не может быть реализована
на основе психической активности осознаваемого
типа. Такую двойственность в подходе к проблеме бессознательного
фиксировал немецкий философ-идеалист, физиолог и
психолог В. Вундт (1832-1920).
Особое значение в выявление роли и значимости бессознательного
имела концепция 3. Фрейда. Он представил бессознательное
в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной
деятельности сознания. Вместе с тем он полагал, что
бессознательные влечения могут выявляться и ставиться под
контроль сознания с помощью техники психоанализа. Фрейд
опирался на представление о глубинном бессознательном пласте
человеческой психики, в недрах которого происходит особая
жизнь, еще недостаточно изученная, но весьма значимая для
сознания.
Центральным понятием фрейдовской концепции является
"либидо". В ранних работах Фрейда под "либидо" понимается
энергия сексуального влечения. В дальнейшем Фрейд сводит "либидо"
к "Эросу" Платона, отождествляя с ним энергию того, что
охватывается словом "любовь": половая любовь, любовь к родителям
и детям, любовь к людям вообще. У Юнга имеется более

437


широкое энергетическое толкование понятия "либидо" - как
психической энергии, проявляющейся в жизненном процессе.
Это поток витально-психической энергии, и все феномены сознательной
и бессознательной жизни - суть проявления единой
энергии либидо.
При рассмотрении фрейдовской концепции использовалось
образное сравнение бессознательного с большой передней, где
находились все душевные влечения, страсти и порывы. На пороге
между передней и салоном стоял страж, разглядывающий каждое
душевное влечение и решающий, пустить ли его из передней в
салон, олицетворяющий собой область предсозна-тельного, где
имеются память, мышление, привычки разумного Я. Если
душевное влечение допускается в салон, оно имеет шанс стать
сознательным при условии, если привлечет к себе внимание
сознания. За прихожей и салоном располагалась келья -
собственно обитель сознания. Этот пространственный
топологический образ хорошо иллюстрировал взаимосвязь сознательного
и бессознательного.
В работе Фрейда "Я и Оно"74 используется другая аналогия.
Психика представляется состоящей из трех слоев Оно - Я -
Сверх-Я. Бессознательное Оно (Эго) в своих недрах скрывает
копошащиеся древние животные инстинкты, скрытые безотчетные
влечения. Это "кипящий котел инстинктов". Сознательное
Я - посредник между Оно и внешним миром - оказывает
влияние на бессознательное, стремится к удовлетворению
его влечений, допускаемых обществом. Сверх-Я - императивы и
долженствования социальности, накладывает всевозможного рода
запреты на проявление влечений. Я, таким образом, оказывается
в тисках со стороны внешнего мира, вожделений Оно и
строгости Сверх-Я". Психическая жизнь человека беспрестанно
потрясается конфликтами, защищаясь от них, человек
руководствуется двумя принципами. Первый - "принцип
удовольствия" когда бессознательные влечения автоматически
направляются в русло получения максимального удовольствия.

Второй - "принцип реальности", задающий

438


ориентиры и характеризующий ход протекания душевных
процессов в соответствии с требованиями окружающей среды,
накладывающей вето на возможность сиюминутного удовлетворения
влечений. Впоследствии Фрейд уточнил область
применения этих принципов. Психическая деятельность бессознательного
подчиняется "принципу удовольствия", а психическая
деятельность предсознательного - "принципу реальности".

Желания человека, вытесненные в бессознательное, в
любой момент могут прорваться наружу и стать причиной
драмы. Активность неразряженного желания находит "окольные"
пути" проникновения в сознание. Инстинктивный импульс может
быть или разряжен в действии, или неразряженным вынесен опять в
бессознательное, или лишен своей энергии посредством реактивных
образований (стыд, мораль), сублимации. Сублимация понимается как
энергия замещения социально низменных целей на культурно
приемлемые. Сублимация - это процесс переориентации влечений
на иную цель, отдаленную от сексуального удовлетворения, или
преобразование энергии инстинктов в нравственно одобряемую
деятельность.
Как же оценить феномен бессознательного? В полемику с
Фрейдом и Юнгом вступает врач и философ Эрих Фромм. По
Фрейду, бессознательное - в основном то в нас, что дурно, подавлено,
- то, что несовместимо с требованиями нашей культуры и нашего
внешнего Я. В системе Юнга бессознательное становится
источником откровения, символом того, что на религиозном языке
есть сам Бог. Фромм считает, что обе концепции односторонни.
Наше бессознательное - это та часть самости, которая исключена из
организованного Эго, которую мы отождествляем с нашим Я. Оно
содержит и низшее и высшее, и худшее и лучшее. Мы должны
подходить к бессознательному не как к Богу, которому следует
поклоняться, и не как к дракону, которого следует убить, но со
смирением, с глубоким чувством юмора; видеть эту другую часть
нас самих такой, как она есть, без ужаса, но и без благоговения76.

439


В отечественной науке после скоропалительного увлечения в
20-е гг. проблематикой бессознательного в ее психоаналитическом
варианте интерес к ней угас вплоть до 50-х гг. Благодаря Д.
Узнадзе в качестве альтернативной модели фрейдовского
"бессознательного" была создана "теория неосознаваемой
психической установки", согласно которой действия, реакции,
поступки и мысли человека всегда зависят от особого психического
состояния - готовности к данному процессу. Кардинальной
формой бессознательного оказывается установка, связанная
с направленностью личности на активность в каком-либо виде
деятельности, общей предрасположенностью к деятельности.
Установка возникает при встрече двух факторов: потребности и
ситуации удовлетворения потребности. Она определяет
направление проявлений психики и характер поведения
субъекта. Установка обладает сложной структурой, содержит
эмоциональные, смысловые и поведенческие аспекты
предрасположенности к восприятию или действию в отношении
социальных объектов и ситуаций. Д. Узнадзе экспериментально и
теоретически доказал, что установка как неосознаваемая
психическая деятельность является составным элементом любого
акта человеческого поведения. Особенно велика ее роль в
творческих процессах и в области межличностного общения.
Абстрактная постановка вопроса о гегемонии одной из форм
психической деятельности над другой недопустима. И сознание и
бессознательное - это реальные стороны психики, обеспечивающие
ее единство. Каждая их этих сторон имеет свои специфические
функции. Однако психика человека всегда остается чем-то
целостным и единым, в котором вычленение " ведущего" и
"ведомого" имеет весьма условный характер.
Контрольные вопросы
1. Какое содержание вкладывали философы в понятие "душа"?
2. В чем суть картезианской и Марксовой традиций в рассмотрении
природы сознания?

440


3. Как определить феномен сознания, каковы основные аспекты его
изучения?
4. Загадки антропосоциогенеза, в чем они?
5. Что такое человек?

6. Как соотносятся понятия "индивид", "индивидуальность",
"личность"?
7. Следует ли различать сущность и природу человека?
8. Каковы императивы экософии?
9. Как решается психофизическая проблема?
10. Что мы знаем о структуре сознания?
11. Как соотносятся язык и мышление?
12. Какие функции сознания необходимы в жизнедеятельности
человека?
13. В чем специфика самосознания, самопознания и саморегуляции?
14. Как понимать природу идеального?
15. В чем суть дискуссии по проблеме идеального?
16. В каких формах проявляет себя бессознательное?
Темы рефератов
1. Что можно сказать о многомерности сознания.
2. Анализ феномена сознания в русской философии.
3. Проблема сознания в творчестве М.К. Мамардашвили.
4. Что обещает поход "внутрь" сознания?
5. Проблема космичности сознания.
6. Предшествовал ли труд созн

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.