Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Театральная энциклопедия

страница №33

героини - обычно властные, энергичные женщины. Игра В. отмечена внутр.
сосредоточенностью, сочностью, нац. своеобразием.
ВЙНТЕРШТЕЙН (Winterstein) [наст. фам.- В а н г е н х е и м
(Wangenheim)], Эдуард фон (р. 1.VIII. 1871) - немецкий актёр. В 1889
начал сценич. деятельность. До 1895 играл в различных ировин-циальных
т-рах, затем был приглашён в "Шиллер-театр" в Берлине. В 1898-1901
работал под руководством О. Брама в Немецком, а затем (до 1904) в
"Лес-синг-театре" (Берлин). Одновременно с 1903 выступал в т-рах,
руководимых М. Рейнхардтом: сначала в Малом и Новом, затем в Немецком
т-ре, в к-ром работал до 1938. В 1938-44-снова в "Шиллер-театре". С
1945-в Немецком т-ре (Берлин). Лучшие роли:
Тельгейм и Натан ("Минна фон Барнхельм" и "Натан Мудрый" Лессинга),
Андреа Дориа ("Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера), Горацио, Кент и Яго
("Гамлет", "Король Лир" и "Отелло"), Геншель ("Возчик Геншель"
Гауптмана), Каренин ("Живой труп). Был первым исполнителем роли Пера
Гюнта (о. п. Ибсена) на нем. сцене (1904). В.-типичный представитель
актёрской школы, созданной М. Рейнхардтом. Творчеству его присуща
гуманистич. направленность. Реалистич. манера игры В. основана на лучших
традициях нем. театра. Лауреат Нац. премии (1950 и 1952) и премии Готе
(1955). Член Германской академии искусств. Автор мемуаров "Моя жизнь и
моё время" ("Mein Leben und meine Zeit", В., 1947). Снимается в кино. В.
К.
"ВИНТОВКА 492116"- пьеса в 3 д. 10 эпизодах А. А. Крона (о
перевоспитании беспризорников воинами Сов. Армии). Соч. 1929. Пост. 13
янв. 1930 в Гос. педагогич. т-ре, Москва (реж. Р. Симонов и Грузинский,
худ. Аладжалов, композитор Ковнер; Благих - Баженов, Эйно - Доронин и
Колесаев, Ирод - Гушанский, Рязань - Сажин, Пата-шон - Бортинская, Ахмет
- Сперантова, Морозова - Зорина). 29 ноября 1930 премьера "В."
состоялась в Ленингр. ТЮЗе (реж. Брянцев и Зон, худ. Григорьев,
композитор Стрельников; Эйно - Макарьев, Ирод - Хряков, Рязань -
Волкова, Паташон - Пугачёва, Ахмет - Орлова). Пьеса Крона ставилась
почти во всех ТЮЗах СССР (Новосибирский, Архангельский, Тульский,
Рязанский, Сталинградский, Казанский, Тбилисский, Горьковский,
Орехово-Зуевский, Томский, Бакинский, Сталинский и др.) и в драм. т-рах.
Лит.: Крон А. А., Пьесы, М., 1955. А. Шн.
ВИНЧИ (Vinci), Леонардо (1690-27.V.1730)- итальянский композитор.
Музыке обучался у Г. Греко в консерватории в Неаполе. В 1725-30 работал
капельмейстером Королевской капеллы. В. принадлежит ок. 40 опер,
написанных в осн. в жанре оперы-серпа и пост. в т-рах Неаполя, Рима,
Венеции, Флоренции и частично на европ. оперных сценах. Наибольшим
успехом пользовались оперы: "Мнимый слепой" (1719), "Диктатор Сулла"
(1723), "Верная жена" (1724), "Астиа-ната" (1725) (пост. в Неаполе),
"Ифигения в Тавриде" (1725, Венеция) и др. После Скарлатти В.- один из
самых популярных итал. оперных композиторов; его музыка полна
драматизма, энергии и экспрессии. В исполнении большинства опер В.
принимал участие знаменитый певец-кастрат К. Б. Фаринелли.
Лит.: Silva G. S., Illustri musici calabresi: Leonardo Vinci,
Greneva, 1935. Вл О.
ВИНЬЙ (Vigny), Альфред де (27.III. 1797 - 17.IX. 1863) - французский
поэт-романтик, драматург. Переводчик Шекспира ("Венецианский купец",
1828, "Отелло", под назв. "Венецианский мавр", 1829). В. написал
историч. драму "Жена маршала д'Анкр" (1831, т-р "Одеон", в гл. роли -
Фредерик-Леметр). Значительную роль сыграла драма В. "Чаттертон" (1835,
т-р "Комеди Франсез"), посв. трагич. судьбе поэта в бурж. мире. Эту
драму В. высоко ценил В. Г. Белинский.
Соч.: Theatre complet du comte Alfred de Vigny, nouv. ed., P., 184; в
рус. пер.- Чаттертон. Драма, Л.-М., 1957.
Лит.: Обломиевский Д., Французский романтизм. Очерки, М., 1947. J ф
ВИРЕН (Wiron), Даг Ивар (р. 15.X. 1905) - шведский композитор. Член
Швед. муз.академии (с 1946). Учился в Стокгольмской консерватории у О.
Линд-берга и Э. Эрльберга; совершенствовался в Париже. Творч.
деятельность начал в 1929. Автор балета "Оскар-бал" по поэме Фрёдинга
"Бал" (1950), радиоопер "Кровь и слезы" (1940), "Весёлый пациент"
(1941), посв. событиям начала 2-й мировой войны, музыки к пьесам:
"Аморина" Альмквиста (1951), к инсценировке "Мадам Бовари" по роману
Флобера (1939), к пьесе Шекспира "Венецианский купец" (1943) для сток-юл
ьмских театров, радиооперетты "Синее, жёлтое и красное" (1940), а также
произведений других жанров, в т. ч. струнной серенады (1937),
поставленной в 1952 в Стокгольме как балет, музыки к фильмам. В своих
произв. В. использует элементы скандинавского муз. фольклора. Н. Г.
ВИРЕСАЛИНГАМ, Кандукури (16.IV. 1848-27.V. 1919) - индийский (Андхра)
писатель, драматург.
Писал на языке телугу. Первым перевёл "Шакунталу" Калидасы на язык
телугу. Написал ряд комедий, направленных против бесправного положения
женщины, о судьбе вдов, о тяжёлом наследии феодализма - детских браках.

Св. П.
"ВИРИНЕЯ" - пьеса в 5 д. Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина (по
одноимённой повести Сейфуллиной). Соч. 1924. Пост. 13 окт. 1925 в Гос.
Академия, студии им. Евг. Вахтангова в Москве (ныне Т-р им. Вахтангова).
Реж. А. Попов, худ. Исаков; Виринея - Алексеева, Павел Суслов - Щукин,
Магара - Толчанов, Молодой солдат - Горюнов, Федот - Басов, Козлиха -
Орочко, Анисья - Русинова. "В." ставили т-ры: Ленинградский
Академический театр драмы (1926; реж. Вивьен, худ. Кустодиев; Виринея -
Тиме, Павел Суслов - Пешков, Магара - Малютин, Василий - Ходотов,
Молодой солдат - Воронов, Федот - Богданов, Козлиха -
Корчагина-Александровская, Ярославский т-р (1925), Ростовский-на-Дону
т-р (1925), Екатеринбургский т-р (1926), передвижной т-р "Шахтёрка
Донбасса" (1927) и др. В 1957, к 40-летию Октябрьской революции, "В."
пост. Воронежский т-р (реж. Шишигин, худ. Цибин; спектакль показывался в
158 в Москве). Среди исполнителей: Виринея - Калантар (Иркутск),
Макарова, Марара - Панов (Воронеж), Федот-Чернов, Леондор
(Ростов-на-Дону) и др.
За рубежом "В." шла в пражском Нац. т-ре (1927, Суслов - Штепанек).
Издания.- Первое изд. "В." - Виринея,. Сцены из народной жизни в 5
д., 9 к. Л. Сейфуллиной и В. Правдухина, М.-Л., 1925; Из последующих
изд.: Виринея. Сцены народной жизни в 5 д., 10 к., Л. Сейфуллиной и В.
Правдухина, М., 1959.
Лит.: Ежегодник института истории искусств. 1953. Театр. М., 1953, с.
107-117. А. Шн.
ВЙРКХАУС, Лулли Михкелевна (р. 1885) - эстонская советская артистка
оперетты. Пению обучалась в Лейпцигской консерватории (1912-14). Впервые
выступила на сцене в 1907 в т-ре "Эстония". Партии:
Аннамирл ("Весёлый крестьянин" Фалля), Ганна Главари ("Весёлая вдова"
Легара), Кристель ("Продавец птиц" Целлера) и др. Исполнит, манера В.
отличалась непосредственностью, задором, ярким темпераментом. Её иск-во
способствовало утверждению клас-сич. оперетты в репертуаре т-ров
Эстонии. X. Кыр.
ВИРСАЛАДЗЕ, Симон Багратович (р. 11(24).!. 1909] - советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943), нар.художник
РСФСР (1957), нар. художник Грузинской ССР (1958). Член-корреспондент
Академии художеств СССР (1958). Учился в Тбилисской академии художеств у
И. Шарлеманя, во Вхутеине у И. М. Рабиновича и Н. А. Шифрина, в Ленингр.
академии художеств у М. П. Бобышова. Работу в театре начал в 1927
("Продавцы славы" Паньола и Ниву а, Тбилисский рабочий т-р). В. оформлял
спектакли в Тбилисском т-ре оперы и балета (в 1932-36 был гл. художником
этого т-ра): "Лебединое озеро" (1934); "Сердце гор" Баланчивадзе (1936),
"Жизель" (1947); "Отелло" Мачавариани (1957), "Вильгельм Телль" Россини
(1931), "Даиси" Палиашвили (1936) и др. С 1937 работает в Ленингр. т-ре
оперы и балета им. Кирова (в 1940-41 и с 1945-гл. художник); создал
декорации к спектаклям: "Князь-озеро" Дзержинского (194 7), "Семья
Тараса" Кабалевского (Ст. пр. 1951), "Кармен" (1953); "Сердце гор"
Баланчивадзе (1938), "Ла-уренсия" Крейна (1939), "Спящая красавица"
(1952);
"Каменный цветок" Прокофьева (1957), "Раймонда" (Ст. пр. 1949) и др.
В. оформлял также спектакли в т-ре им. Руставели в Тбилиси ("Великий
государь" Соловьёва, 1945; "Герои Крцаниси" Шаншиашвили, 1943), в
Большом т-ре ("Каменный цветок" Прокофьева, 1959) и др. В живописных,
богатых и разнообразных по колориту, тонкой цветовой гамме декорациях
В. героическая монументальность, романтич. приподнятость и
праздничность сочетаются с простотой и лаконичностью, тонким чувством
стиля. В своих декорациях В. достигает высокой эмоциональной
выразительности, мастерски использует цвет и свет. АН. Ш.
ВЙРСИНГ (Wirsing), Рудольф (1814-1878) - чешский театральный,
обществ, деятель и педагог. В 1864- 1876 руководил Немецким, в 1876-77 -
Временным т-ром в Праге. Был организатором и руководителем Нового чешек
oro т-ра. Занимался педагогич. работой; воспитал многих видных деятелей
чеш. муз. т-ра. Л.Т.
ВЙРСКИЙ, Павел Павлович (р. 1905) - украинский советский
балетмейстер. Нар. арт. СССР (1960). Член КПСС с 1946. Учился в Одесском
муз.-драм. уч-ще (1923-27) и Моск. хореографич. уч-ще (1927-28). В
1923-31-артист балета, а в 1932-33 и балетмейстер Одесского т-ра оперы и
балета. Был художеств. руководителем Харьковского, Днепропетровского,
Киевского т-ров оперы и балета. Пост. спектакли: "Лебединое озеро",
"Красный цветок", "Раймонда"; "Корсар" Адана, "Карманьола" Фемелиди. В
1937 организовал ансамбль нар. танца УССР, в 1940-53 работал в Ансамбле
песни и пляски КВО и в Краснознамённом ансамбле песни и танца Советской
Армии. С 1955 - художеств. руководитель Гос. ансамбля нар. танца УССР.
В. осуществил пост. ряда солдатских плясок и хореографич. картин.
Опираясь на народные традиции, создал яркие хореографич. композиции: "На
кукурузном поле", "Куклы", "Запорожцы", "Рукодельницы" и др. Ст. пр.

(1950). Р. Б.
ВЙРСКИЙ (Wirski), Юлиуш(31.ХН.1893-16.Х.1960)-польский драматург.
Лит. деятельность начал в 1919. В 1933 в Варшаве состоялась премьера
первой пьесы В. "За четверть часа до рассвета". Следующая пьеса В.
"Портрет генерала" была запрещена "санационными" властями и впервые была
пост. в 1946 в народно-де-мократич. Польше (Краков). Эти произв. В., а
также пьеса "Цемент", ставившаяся на сценах польских т-ров после
освобождения от фашистской оккупации, имеют отчётливо выраженную
антибурж., обличительную направленность. Пьеса В. "Инженер Саба"
показывает борьбу за социализм в народной Польше (1948, "Т-р Шлёнски)?,
Катовице).
Лит.: Ростоцкий Б., Новое в драматургии, "Театр", 1947, № 3, с.
58-59. В. Рос.
ВИРТА, Николай Евгеньевич [р. 6(19).XII.1906]- русский советский
писатель и драматург. Род. в селе Большая Лазовка Тамбовской губ. В
1923-35 работал в редакциях областных и краевых газет. Первое крупное
произведение В.- роман "Одиночество" (1935, Ст. пр. 1941) о
кулацко-эсеровском мятеже на Тамбовщине, в к-ром В. показал историч.
обречённость кулачества. По мотивам этого романа В. написал пьесу
"Земля" (1937, МХАТ, реж. Леонидов и Горчаков;
Фрол Баев - Грибов, Сто-рожев - Хмелёв). В 1939 композитором Т. Н.
Хренниковым на этот сюжет была создана опера "В бурю" (либр. Вирты и
Файко, 1939, Музыкальный театр им. Немирови-ча-Данченко).
В. принадлежат пьесы:
"Великие дни" (1947, Моск. т-р драмы), созданная на основе
киносценария В. "Сталинградская битва" (Ст. пр. 1950), "Хлеб наш
насущный" (Ст. пр. 1948, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина, 1947) о
колхозной жизни послевоенной деревни, "Заговор обречённых" (Ст. пр.
1949, Т-р им. Вахтангова 1949), посв. борьбе коммунистов против
поджигателей новой войны, организующих антинародные заговоры, "Дали
неоглядные" о людях сегодняшней деревни, о поисках ими новых путей в
жизни, труде (1957, Т-р им. Моссовета), "Три камня веры" (1960) и др.
Пьесы В. издаются и ставятся за рубежом.
С о ч.: Пьесы, М., 1949; Дали неоглядные, в сб.: Современная
драматургия. Альманах, кн. 2, M., 1957. Вл. 77.
ВИРТУОЗ (итал. virtuoso, от лат. virtus - доблесть, талант) -
исполнитель, в совершенстве владеющий техникой своего иск-ва.
Виртуозность как высшая ступень мастерства позволяет свободно и полно
пользоваться средствами художеств. выразительности. В опере в виртуозном
стиле написаны: ария Людмилы и рондо Фарлафа ("Руслан и Людмила"), ария
Шемаханской царицы ("Золотой петушок" Римского-Корсако-ва), ария Царицы
ночи ("Волшебная флейта"), арии Розины и Фигаро и серенада Альмавивы
("Севильский цирюльник"). Превращённая в самоцель, виртуозность сводится
к техницизму, поверхностной, внешне эффектной игре, при к-рой внимание
исполнителя сосредоточивается на преодолении технич. трудностей, а j Женские голоса

Голос

Число колебаний в 1 сек.

Голос

Число колебаний в 1 сек.

Бас ......

81-325

Контральто . . .

145- 690

Баритон . . .

96-426

Меццо-сопрано .

217-1034

Тенор ....

122-580

Сопрано .....


258-1304

Самый высокий по диапазону Г. взрослых - сопрано, самый низкий - бас.
По характеру Г. (за исключением басов) делятся на лирич.,
лирико-драматич. и драматич. Кроме того, выделяют сопрано колоратурное и
лирико-колоратурное (см. Колоратура) и тенор-ал ьтино. Басы делятся на
высокие - кантанте, и низкие - профундо. В практике хорового пения особо
низкие басы (до ф а контроктавы) называются окта-вистами. В оперной
практике встречается понятие характерных голосов (напр., тенор ди
грациа, бас-буфф). В группе меццо-сопрано и басов иногда различают т. н.
центральные Г., более низкие по характеру звучания, чем осн. голоса
данных групп (напр., меццо-сопрано, тяготеющее к контральто). См. также
Постановка голоса.
Лит.: Р ж е в к и н С. Н.,Слух и речь в свете современных физических
исследований, 2 изд., М.-Л.,1936; М у з е-х о л ь д А." Акустика и
механика человеческого голосового органа, М., 1925; Егоров А. М.,
Гигиена певца, М., 1955; Канторович В., Что надо знать артисту о своём
голосе, М., 1937.
ГОЛСУОРСИ (Galsworthy), Джон (14.VIII.1867, Кингстон-Хилл,-31.1.1933,
Хэмпстед) - английский писатель и драматург. Юрист по образованию. Лит.
деятельность начал в 1897. Г.- крупнейший представитель критич. реализма
в англ. лит-ре 20 в., автор серии романов, рисующих жизнь бурж. Англии
конца 19 - нач. 20 вв. ("Сага о Форсайтах" и др.) и 27 пьес, б. ч.
посвящённых той же теме. Значит, влияние на драматургию, как и на всё
творчество Г., оказала рус. реалистич. лит-ра (Тургенев, Толстой,
Чехов). В 1932 Г. была присуждена Нобелевская пр. Пьесы Г., так же как и
романы, написаны в неторопливой, по-вествоват. манере. Г., умный,
объективный наблюдатель жизни, стремится улучшить, но не изменить мир.
Гл. опасность своего века он видел не в капиталистич. строе, а в
духовном вырождении англ. буржуазии. Уже ранние драматич. произв. Г.
посв. острым социальным вопросам. Так, в пьесах "Серебряная коробка"
(1906, "Корт тиэтр" Лондон),
"Беглец" (1908), "Правосудие" (1910, т-р герцога Йорк-ского, Лондон)
писатель обличает несправедливость бурж. правосудия. В драме "Борьба"
(1909, т-р герцога Йоркского, Лондон), созданной, под воздействием
творчества Горького, Г. впервые в англ. драматургии показывает стачечное
движение, но финал пьесы проникнут пессимистич. мотивами. Герой драмы
"Толпа" (1914, "Гейети тиэтр", Манчестер) пытается бороться против англ.
колониализма и погибает от самосуда. В пьесе "Беглянка" (1913) Г. рисует
трагич. судьбу женщины, пытавшейся пренебречь бурж. предрассудками и
доведённой до самоубийства. В пьесе "Мёртвая хватка" ("Без перчаток",
1920, т-р "Сент-Мартин", Лондон), построенной на остром конфликте между
представителями англ. аристократии и крупной буржуазии, Г. отходит от
присущего ему эпич. стиля, сатирически разоблачает грязное делячество и
корыстолюбие. Одна из лучших драм Г.- "Джунгли" (1924) - посвящена
разоблачению англ. колониализма. В последних пьесах Г. ощущается отход
драматурга от острых социальных проблем, примиренческие мотивы (драма
"Верность", 1922, т-р "Сент-Мартин") и др.
Пьесы Г. впервые были пост. т. н. "репертуарными т-рами" Лондона,
Бирмингема и Манчестера. На них воспитывались лучшие англ.
актёры-реалисты. Драма Г. "Серебряная коробка" шла в Малом т-ре (1925) и
в др. рус. т-рах. На сов. сцене наиболее популярна пьеса "Мёртвая
хватка".
Соч.: Plays, L., 1929; в рус. пер.-Драмы и комедии. Ред.-сост. Л. В.
Хвостенко, вступ. ст. Ю. В. Ковалева, М., 1956.
Лит.: Дьяконова Н., Голсуорси, М., 1960;
S k e m p A. R.. The plays of Galsworthy, в кн.: Essays and studies,
IV, Oxf., 1913; Marrot Н. V., Bibliography of works of Galsworthy, L.,
1928; его же, Life and letters of Galsworthy, L., 1935; Mottram R. Н.,
For some we loved., L., 1956. Э. Г.
ГОЛУБЕВА, Ольга Александровна (1868-24.VI. 1942) - русская актриса.
Училась в Петерб. (у Н. С. Васильевой и В. Н. Давыдова) и Моск. (у А. П.
Ленского) театр. уч-щах. Играла в Ярославле (1895), в
Казанско-Саратовской антрепризе Бородая (1896-99), в Т-ре Корша
(1899-1904), покинула этот т-р вследствие отказа участвовать в реакц.
пьесе "Возвращение из Иерусалима" Батая. В 1905 работала в Т-ре В. Ф.
Комиссаржевской (Петербург). С 1908 работала в Одессе, Москве (Свободный
т-р под рук. К. А. Марджанишвили, 1913), Ростове и Харькове. Г. особенно
удавались драматич. роли: Акулина ("Власть тьмы"), Катерина ("Гроза"),
Ганна ("Возчик Геншель" Гауптмана), Ребекка ("Росмерсхольм" Ибсена).
После Октябрьской революции нек-рое время играла в разл. периферийных
т-рах. Написала воспоминания, опубликованные в сб. "Русский
провинциальный театр" (1937).
Лит.: Синельников Н., Шестьдесят лет на сцене, [Харьков], 1935;
Смирнова Н., Воспоминания, М., 17. Д. Кл.

ГОЛУБЁНЦЕВ, Александр Александрович [р. 20.1 (1.11). 1899] - русский
советский композитор. В 1916-20 учился на физико-математич. ф-те
Петрогр. ун-та, в 1919-21 - на Курсах мастерства сценич. постановок
(Курмасцеп) под рук. В. Э. Мейерхольда. В 1922 окончил Петрогр.
консерваторию (по композиции учился у В. П. Калафати, по
инструментовке-у А. К. Глазунова). В 1921-49 был композитором и зав.
муз. частью разл. драм. т-ров Ленинграда и Москвы.
Написал музыку ко многим спектаклям, в т. ч. "Взятие Бастилии"
Роллана (1921),"Восстание ангелов" Франса (1922, Т-р новой драмы,
Ленинград), "На всякого мудреца довольно простоты" (1924, Т-р
Пролеткульта, Москва, реж. С. М. Эйзенштейн), "Матросы из Каттаро"
Вольфа (1932, Т-р ВЦСПС реж. А. Д. Дикий), "Аристократы" (1935,
Реалистич. т-р' реж: Н. П. Охлопков), "Далёкое" Афиногенова (1935, Т-р
им. Вахтангова), "Слава" Гусева (1936, Малый т-р), "Укрощение
строптивой" Шекспира (1937, Т-р Красной Армии, реж. А Д Попов),
"Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва (1940), "Сирано де Бержерак" Ростана
(1942), "Олеко Дундич" Ржешевского и Каца (1942), "Фронт" Корнейчука
(1942, реж. Р. Н. Симонов), "Электра" Софокла- (1947) в Т-ре им.
Вахтангова. Г. принадлежат опера "Бабье лето" по одноим. пьесе Овечкина
(1951, концертное исполнение, Москва), оперетта "Любовь мушкетёра" по
роману А. Дюма (1959, Ивановский т-р муз. комедии) и др. соч.
С 1932 ведёт педагогич. работу в художеств. самодеятельности (с 1954
- в студиях при Домах культуры).
ГОЛУБЙНСКИЙ (наст. фам.- Тростянский), Дмитрий Михайлович
(29.XI.1880-29.1.1958)- русский советский актёр. Нар. арт. УССР (1947).
Сце-нич. деятельность начал в 1905 в Астраханском т-ре. Играл в т-рах
Елизаветграда, Ростова, Самары, Ленинграда. С 1928 работал на Украине в
т-рах Днепропетровска (1928-31), Киева (1931-33) и в т-ре Сов. Армии
(Киев, Одесса, Львов) (1933-54).
Роли: Лопахин ("Вишнёвый сад"). Бессеменов ("Мещане"), Глостер
("Король Лир"), Пешек Г"Прага остаётся моей" Буряковского, Гос. пр.
СССР, 1952), Костюкович ("Константин Заслонов" Мовзона). Снимался в
кино. С, 3.
ГОЛУБОВ (псевд. - Н. П. П о т а п о в, В. Глинский), Владимир Ильич
[25.Х(7.XI).1908-12.1. 1948]-русский советский театровед, критик,
сценарист балета. Окончил Ленингр. ин-т инженеров путей сообщения
(1931). Лит. деятельность начал в 1924. Кандидат искусствоведения
(1947). Работы Г. посв. гл. обр. сов. балету.
Соч.: Танец Галины Улановой, Л., 1948; Современность н фантазия.
Размышления о балете, "Театр", 1938, М 12;
1939, № 7; 1940, № 10; Арабески, там же, 1940, .№№ 8,9;
На линии фронта (Искусство Ленинграда в дни блокады), в сб.: театр.
М., 1944; [Потапов В.], Голос времени, "Театр", 1945, № 2. С. Г.
ГОЛУБОВИЧ, Василий Васильевич [р.27.XII. 1909 (9.1.1910)] - советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1954). В 1927-32
учился в Киевском художеств. ин-те. Как театр. художник начал работать в
т-рах Днепропетровска (ТЮЗ, т-р оперы, 1933-41). Затем (1943-46)- в
саратовских т-рах (ТЮЗ, Т-р им. К. Маркса). В 1946-58 - гл. художник в
Казах, т-ре драмы (Алма-Ата). С 1958 - гл. художник Т-ра им. Я. Купалы.
Среди спектаклей, оформленных Г., - "Ромео и Джульетта" (1937),
"Раймонда" (1940),"Осада Лейдена" Штока (1933), "Хождение по мукам" по
Толстому (1946), "Русский вопрос" (1947), "Гроза" (1950); "Абай" (по
Ауэзову) Айманова и Штейна (Гос. премия СССР, 1952), "Отелло" (1939);
"Амангельды" Мусрепова (1952), "Дни нашего рождения" Мележа (1958),
"Смерть воеводы" Словацкого (1959), "Воскресение" по Толстому (1960).
С 1947 ведёт педагогич. работу (Алма-Атинское художеств. уч-ще,
Белорус. театрально-художеств. институт ).
Лит.: Джанысбаева Т., Рыбакова И., В. В. Голубович, Алма-Ата, 1958.
Я. Л.
ГОЛУБОВСКИЙ, Борис Гаврилович (р.30. III. 1919) - русский советский
режиссёр .Чл. Комму-нистич. партии с 1951. По окончании ГИТИСа (1941,
педагоги - Н. М. Горчаков и Ф. Н. Каверин) работал в Саратовском т-ре
им. К. Маркса; был режиссёром Моск. комсомольского фронтового т-ра
(пост. "Парень из нашего города" Симонова, "Ночь ошибок" Голдсмита,
1942), режиссёром на радио. В 1950-54 - гл. реж. Моск. обл. т-ра драмы.
С 1957 - гл. режиссёр Моск. т-ра юного зрителя; пост.: "О чём рассказали
волшебники" Коростылёва (1957, совм. с Р. А. Быковым, Е. Н. Васильевым и
В. К. Гореловым), "Пароход зовут Орлёнок" Галича (1958), "Король
Пиф-Паф, но не в этом дело" Коростылёва (1959), "Загорается маяк"
Гребенникова и Добронравова (1961). Стремление Г. к героике, ро-мантич.
приподнятости полно проявились в спектакле "Именем революции" Шатрова
(1957).
Соч.: Замыслы режиссера - будущее спектакля, в сб.:
Подготовка спектакля, М., 1961. С. Г
"ГОЛУБОЕ И РбЗОВОЕ" - пьеса в 4 д. А Я. Бруштейн (о жизни учащихся
дореволюц. гимназии в России в канун первой рус. революции). Соч. 1935.

Пост. в окт. 1936 в 3-м Моск. т-ре для детей (реж. Лобанов, худ.
Федотов; Женя - Нестерова, Блюма - Викторова, Гри-щук - Вагнер, Маруся -
Драновская, Начальница гимназии - Гальперина, "Мопся" - Казакова). В
декабре того же года "Г. и р." пост. ленингр. Новый ТЮЗ (реж. Зон и
Сойникова; худ. Якунина, Женя - Волкова, Блюма - Тимофеева, Грищук -
Любашевский, Маруся - Красинь-кова, Начальница, гимназии - Беюл, "Мопся"
- Уварова). Пьеса была пост. в большинстве ТЮЗов СССР: в 1937 - в
Тбилисском (реж. Маршак и Товстоногов, худ. Гоциридзе), Харьковском
(реж. Скляренко, Блюма - Бурштейн, Женя - Борисенко, Маруся - Вольф,
Грищук - Пагаев); в Горьковском, Ивановском, Архангельском, Уфимском,
Тульском, Орехово-Зуевском ТЮЗах; в 1938 - в Астраханском ТЮЗе,
Барнаульском т-ре; в 1939 - в Куйбышевском ТЮЗе; в 1940- в Воронежском
ТЮЗе; в 1941 - в Тамбовском, Ворошиловградском, Рижском (Латвийском),
Ташкентском русском и др. ТЮЗах.
Издания: Первое изд. "Г. и р.", М.. 1939; из последующих изд.
-Бруштейн А., Пьесы, М., 1956. А. Шн.
ГОЛУБОК, Владислав Иосифович [3 (15). V. 1882- 1937] - белорусский
советский драматург, режиссёр, актёр, театральный художник. Нар. арт.
БССР (1925). Род. в семье минского железнодорожника. С 1906 начал
заниматься лит. деятельностью. В 1917- 1920 работал в "Первом
товариществе белорусской драмы и комедии" (см. Белорусское товарищество
драмы и комедии) как актёр и режиссёр. Здесь же были пост. его первые
пьесы "Суд", "Писаревы именины" (1917), "Последняя встреча" (1917). В
1920 создал т-р, называвшийся сначала "Труппой Голубка", затем Белорус.
передвижным т-ром (1926-32), 3-м Белорус. драм. т-ром (1932-37). Г.
написал более 30 пьес (мелодрамы и комедии) на историч.,
историко-революц. и бытовые темы. Среди них: "Ганка", "Пан Сурынта",
"Пинская мадонна" (1927), "Плотогоны", "Невинная кровь" (1918). Все
пьесы Г. посв. жизни белорус. народа. Как актёр Г. был ярким
исполнителем характерных ролей. В режиссёрской практике он следовал
традициям театра И. Буйницкого и укр. муз.-драм. т-ров. Воспитал большую
группу белорус. актёров: В. Дедюшко, А. Згировский, К. Былич и др.
Лит.: Касьппров?ч М., Уладыслау Галубок, журн. "Полымя", Менск,1929,
Л?пень; 3 в о н а к А." Самаадданае

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.