Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Театральная энциклопедия

страница №27

а (р. 12.IX. 1902) - русская советская
писательница и драматург. Лит. деятельность начала в 1928. В.- автор
одного из первых драм. произведений для детей на совр. тему - "Лягавый"
(1929, Моск. т-р для детей), а также пьес "Весёлый портняжка" (по сказке
бр. Гримм "Храбрый портняжка", 1936, МТЮЗ), "Сокровище Вали-дуба" (1952,
Моск. драм. т-р), "Сливовые косточки" (1953, Ленингр. ТЮЗ), "Наш отец
женится" (1956, Кировоградский т-р). В. пишет также пьесы для театров
кукол ("Иржик-молодец", "Палочка-выручалочка" и др,.).
ВЕРА (Vera), Мария (наст. имя и фам.- Франциска Э п п и х) (22.XI.
1881 - 12.1. 1954) - словенская актриса. Обучалась актёрскому иск-ву в
Вене. В 1908- 1919 играла в т-рах Цюриха, Мангейма, Берлина, Данцига,
Базеля. В 1919-23 работала в сербских т-рах в Белграде, Сараево. В
1923-54 - актриса Словенской драмы в Любляне. Иск-во В. было отмечено
поэтичностью, глубиной психологич. характеристик. В. выступала гл. обр.
в классич. пьесах (Софокл, Ев-рипид, Шиллер, Гёте). Однако свои лучшие
роли создала в драмах Хеббеля (Мариамна - "Ирод и Мариамна", Брунгильда
- "Нибелунги", Юдифь - "Юдифь", Родопа - "Гигес и его кольцо", Клара -
"Мария Магдалина") и Ибсена (Гедда Габлер-о. п., Элида - "Женщина с
моря", Ребекка - "Росмерс-хольм", Хедвига - "Дикая утка", фру Альвинг -
"Привидения", Хьордис-"Воители в Хельгеланде"),
Лит.: Фран Коблар, Вера Мария - артистка, Словенец, 1934; Филип Клан,
Европеизация словенской театральной культуры, [s. l.], 1957. (7, И.
"ВЕРА ШЕЛОГА"- см. "Боярыня Вера Шелога".
ВЕРБИЦКИЙ, Всеволод Алексеевич (29.11. 1896 - 11. VIII. 1951) -
русский советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1948). С 1916 -в труппе МХАТа.
Играл роли: Тальберг и Шервинский ("Дни Турбиных" Булгакова), Бенкендорф
("Последние дни" Булгакова), князь Дулебов ("Таланты и поклонники"
Островского), Бирон ("Елизавета Петровна" Смолина), Курчаев ("На всякого
мудреца довольно простоты"), Барон ("На дне"), Николай Скроботов
("Враги") и др. Тонким юмором, иронией было проникнуто исполнение В.
ролей лорда Ковэршема ("Идеальный муж" Уальда) и сэра Оливера Сэрфэса
("Школа злословия" Шеридана). Сценич. образы В. отличались точностью и в
то же время мягкостью сценич. рисунка. В. был одним из организаторов и
руководителей 2-й студии МХТ. П. М.
ВЕРБИЦКИЙ, Михаил [1815- 25.ХЦ7.ХП). 1870] - украинский композитор.
Один из первых проф. композиторов Галиции. Муз. образование получил у
чеш. музыкантов А. Нанке и Ф. Лоренца. Написал музыку ко мн. драмам,
комедиям, водевилям, к-рые шли на сценах зап.-укр. любительского (40-е
гг. 19 в.) и проф. (60-е гг.) т-ров. Среди них: "Верховинцы" (1849), "Не
до любви" (1860), "Сельские уполномоченные" (1866), "Настасья" (1867) и
др. В своих муз.-сценич. произв. В. использовал напевы нар. песен и
типичные интонации зап.-укр. муз. фольклора. В. принадлежит муз. драма
"Подгоряне" (либретто И. Гушалевича, пост. 1865) и ряд др. соч.
Лит.: Людкевич Ст., Михайло Вербицький, "Життя и мистецтво", Льв1в,
1920, № 4-5. M. Заг.
BEPrA(Verga), Джованни (31.VIII.1840, Катания,- 27.1. 1922, там же) -
итальянский писатель и драматург. Основоположник направления веризма.
Литературную деятельность начал в 60-е гг. 19 в. Начиная с рассказа
"Недда" (1874), центральной темой творчества В. становится изображение
жизни сицилийских крестьян. В сборник "Жизнь полей" (1880) входит
рассказ "Сельская честь", впоследствии переделанный В. в одноим.
одноактную драму (впервые пост. в 1884 в Турине; Туридду - Ч. Росси,
Сантуцца - Э. Дузе). В этой пьесе правдиво показаны нравы отсталой
сицилийской деревни, где убийство из ревности - бытовое явление,
освящённое вековыми традициями. Все персонажи "Сельской чести"
обрисованы чётко, ясно, монолитно, наделены мощной энергией. В 1890 на
сюжет драмы В. композитор П. Масканьи написал одноимённую оперу,
положившую начало жанру верист-ской оперы. "Сельская честь" принесла В.
славу талантливого драматурга и побудила его переработать в драм.
произв. рассказы "В швейцарской" (1885), "Волчица" (1891), "Охота за
волками" и "Охота за лисицами" (1902), "От моего до твоего" (1903). В
одноактной драме "В швейцарской" В. показывал жизнь простых людей,
живущих в швейцарской большого дома. По своему характеру эта пьеса
соответствует веристскому требованию точного, беспристрастного
изображения повседневной жизни. В драмах В. имеются значительные
элементы физиологизма. Конфликты развёртываются не на социальной, а на
личной, семейной почве. В. уделяет большое внимание сексуальным мотивам,
особенно в "Волчице", одной из его самых сильных пьес, к-рая написана
колоритным народным языком. Страсти персонажей этой драмы доведены до
предельного напряжения и носят патологический характер. Пьесы В.
пользовались большим успехом.
Соч.: Drammi intimi. Roma, 1884; Драмы, пер. с итал. А. В. Ясной,
М.-Л., 1941.
Лит.: Teatro di Giovanni Verga, MiL, 1912;RubertiGr., Storia del
teatro contemporaneo, Bologna, 1931; Russo L., Giovanni Verga, 4 ed.,
Bari, 1947. С. Мок.

ВЕРДИ (Verdi), Джузеппе [10.X.1813, Ронколе, близ Буссето
(Парма),27.1.1901, Милан] - итал. композитор. В детстве брал уроки
музыки у местного органиста Баистрокки, позже-у органиста Провези.
Попытка В. поступить в Миланскую консерваторию (1832) оказалась
неудачной, и он в 1832-33 брал частные уроки музыки у профессора
консерватории В. Лавинья. В 1833 В. работал дирижёром городского
духового оркестра в Буссето. В 1839 переехал в Милан, где были
поставлены его первые оперы "Оберто" (1839) и "Король на час" (1840).
После провала последней оперы композитор добивается успеха своей оперой
"Набук-ко" ("Навуходоносор", 1842, т-р "Ла Скала", Милан). С не меньшим
успехом была пост. и опера "Ломбардцы" (1843). Эти оперы, несмотря на
известный схематизм либретто и плакатность муз.-выразит, средств,
выдвинули В. в ряды крупнейших итал. композиторов. В период борьбы
итальянцев за освобождение от австрийского ига оперы В. воспринимались
как призыв к героич. действиям. Они были связаны с современностью более
непосредственно, чем оперы прославленных итал. композиторов того времени
- Беллини и Доницетти. В сюжетах и сценич. ситуациях опер В. слушатели
видели намёки на совр.политич. положение (пророчество о падении
Вавилонского царства в опере "Набукко" связывали с грядущим
освобождением Италии, героич. хор крестоносцев в опере "Ломбардцы"
воспринимался как революц. гимн). Энтузиазм патриотически настроенных
итальянцев вызывали и последующие оперы В. : "Эрна-ни" на сюжет драмы
Гюго (1844, т-р "Фениче", Венеция), "Аттила" (1846, там же), "Макбет" по
Шекспиру (1847, т-р "Делла Перго' ла", Флоренция, 2-я ред.- 1865). С
1844 В. обращается преим. к сюжетам мировой классич. лит-ры, он создаёт
оперы: "вое Фоскари" по Байрону (1844), "Джованна д'Арко" Iio драме
"Орлеанская дева" Шиллера (1845), "Альзира" по трагедии Вольтера (1845),
"Разбойники" по Шиллеру (1847 ),"Кор-сар" по Байрону (1848). Оперы В.
начинают ставиться за границей: "Ломбардцы" с новым названием
"Иерусалим"-в Париже (1847);
"Разбойники", "Корсар" - в Лондоне (1847, 1848). Во время революции
1848 В. создаёт революц. гимн на текст Дж.Мадзини ("Труба звучит") и
героич.оперу "Битва при Леньяно" (пост. 1849, т-р "Арджентина", Рим, при
возобновлении получила назв. "Осада Гарле-ма"). Революционно-патрио-тич.
творчество В. находит высокую оценку со стороны революц. вождей-Мадзини
и Гарибальди. Следующими операми В. были: "Луиза Миллер" на либр. С.
Кам-марано- по драме Шиллера "Коварство и любовь" (1849, т-р "Сан
Карло", Неаполь) и "Стиффелио" (1850, Триест, нов. ред.- под назв.
"Гарольд", 1857, Римиии).В "Луизе Миллер" обозначались новые черты
творчества композитора: отход от героич. тематики, углублённая передача
лирич. переживаний простых людей. В нач. 50-х гг. создаются оперы,
показавшие полную творч. зрелость композитора и принёсшие ему мировую
славу: "Риголетто" на либр. Ф. Пьяве по драме Гюго "Король забавляется"
(1851, т-р "Фениче", Венеция), "Трубадур" на либр. С. Каммарано по драме
Г. Гутьерреса (1853, т-р "Аполло", Рим), "Травиата" на либр. Ф. Пьяве по
драме А. Дюма-сына "Дама с камелиями" (1853, т-р "Фениче", Венеция). В
этих операх нашла отражение тема социального неравенства, характеры
отмечены глубоким реализмом, индивидуальным своеобразием. В операх
50-60-х гг. в связи с ростом итал. нац.-освободит, движения В. вновь
обращается к историко-героич. сюжетам, раскрывая драму отдельных героев
во взаимодействии с общественно-пол итич. событиями. Таковы оперы:
"Сицилийская вечерня" на либр. Э. Скриба и III. Дюверье (1855, т-р
"Гранд-Опера", Париж), "Симон Бокканегра" налибр. Ф. Пьяве по драме Г,
Гутьерреса (1857, т-р "Фениче", Венеция, 2-я ред.- 1881), "Бал-маскарад"
на либр. А. Соммы по пьесе Скриба (1859, т-р "Аполло", Рим), "Сила
судьбы" по драме А. Сааведры (1862, Мари-инский т-р, Петербург, 2-я
ред.- 1869), "Дон Карлос" на либр. Ж. Мери и К. дю Локля по Шиллеру
(1867, т-р "Гранд-Опера", Париж). В ряде произв. В. творчески осваивает
особенности жанра французской "большой оперы": добивается
монументальности, вводя широко развитые ансамблевые сцены с хором,
использует балет. В связи с пост. оперы "Сила судьбы" В. дважды посетил
Россию (1862). В нач. 70-х гг. по заказу египетского правительства В.
написал оперу "Аида" (пост. в Каире в 1871), либр. А. Гисланцони по
сценарию франц. египтолога О. Мариета. Оперное творчество В. завершается
произв. на шекспировские сюжеты: "Отелло" - по одноимённой трагедии на
либр. А. Бойто (1887, т-р "Ла Скала", Милан), и "Фальстаф" - по комедии
"Виндзорские проказницы" на либр. того же автора (1893, там же). В них
особенно ярко сказались реформаторские черты иск-ва В. Помимо 26 опер
(нек-рые имеют по 2 редакции), В. написал также "Реквием" (1874),
вокальные, камерно-инструментальные и др. соч.
В историю музыки В. вошёл как один из крупнейших
музыкантов-реалистов. Лучшие его оперы отличаются идейной насыщенностью,
жизненной правдивостью, глубиной психологич. раскрытия характеров, силой
выражения человеческих страстей. В. принимал деятельное участие в
создании либретто своих опер и заботился об их правдивом сценич.

воплощении. В. почти всегда выбирал сюжеты, насыщенные драматизмом,
острыми жизненными конфликтами, выражая в операх сильные страсти и
создавая рельефно очерченные характеры. В. работал с либреттистами Т.
Солера, С. Каммарано, А. Гисланцони и особенно с Ф. Пьяве (написал
либретто к 11 операм В.); в последние годы жизни сотрудничал с итал.
композитором А. Бойто. В. принимал активное участие в пост. своих опер,
подбирал исполнителей, бывал на репетициях, добиваясь выразительности
актёрского исполнения, вокального мастерства, занимался вопросами
оформления спектакля. В. был крупным оперным реформатором. Создавая муз.
драмы, он вносил значит, изменения в характер и структуру тра-диц. итал.
оперы. В его операх постепенно стираются грани между ариозностью и
речитативом, к-рый насыщается напевностью и приобретает декламационную
выразительность. В. создал смешанный вокальный стиль с гибкими
переходами от ариозо к речитативу, арии и дуэты разрастаются до масштаба
крупных вокальных сцен; они становятся важнейшим звеном драматургич.
развития. В. повысил выразит, роль оркестра, к-рый в его операх глубоко
раскрывает драма-тич. ситуации и психологич. состояние героев. В поздних
операх В. усилилось драматургич. значение лейтмотивов, но композитор
использует их экономно, избегая чрезмерной сложности вагнеровской
лейтмотивной системы. Наиболее близка к муз. драме опера "Отелло". Здесь
преодолевается членение на традиц. оперные "номера", господствует
сквозное муз.-драматургич. развитие, арии и дуэты заменяются свободно
построенными монологами и диалогич. сценами, оркестр достигает большой
психологич. выразительности. При этом В. сохраняет связь с нац. итал.
оперными традициями; гл. выразит, средством его опер остаётся пение, что
принципиально отличает оперы В. от вагнеровских муз. драм. Характерная
черта оперного творчества В.- демократизм. Отражая интересы и чаяния
широких масс, В. постоянно опирался на нар. бытовые жанры, его мелодич.
язык отличается эмоциональной непосредственностью, национальной
характерностью, простотой и доходчивостью.
Реформа итал. оперы, осуществлённая В., оказала большое влияние на
оперное исполнительство. В. требовал от певцов глубоко осмысленного
пения и жизненно правдивого актёрского исполнения. Именно эти качества
он ценил в таких певцах своего времени, как М. Пикколомини (лучшая
Виолетта в "Травиате"), Ф. Варези (исполнитель ряда баритоновых партий
опер В.Требования В. нередко резко расходились с общепринятыми взглядами
на оперное исполнительское иск-во. Так, при постановке "Макбета" В.
отказался от превосходной певицы Э. Тадолини и предпочёл М.
Барбьери-Нини, к-рая по своим внешним и вокальным данным более
соответствовала мрачному облику леди Макбет. В работе певцов над
наиболее ответственными партиями опер композитор сам принимал
непосредственное участие. Под его руководством работал над образом
Отелло лучший исполнитель этой роли Ф. Таманьо.
Из оперных произв. В. не все сохранились в репертуаре т-ров, но
"Риголетто", "Травиата", "Трубадур", "Аида", "Отелло" принадлежат к
числу самых популярных опер в мире. Нек-рые произв., созданные
композитором в 50-60-х гг., также ставятся во мн. оперных т-рах, тогда
как из опер 40-х гг. сохранили значение немногие ("Эрнани", "Макбет",
"Луиза Миллер"). В России оперы В. начали исполняться итал. труппами с
сер. 40-х гг. Огромный успех выпал на долю "Риголетто" в Петербурге в
сезоне 1852-53. С 1859 начинаются постановки опер В. на сценах мн. др.
рус. городов. С возникновением частных антреприз оперы В.
распространяются по всей России. Среди дореволюц. исполнителей особенно
выделяются А. В. Нежданова и Л. В. Собинов (в "Травиате", а также в
"Риголетто") и Н. Н. Фигнер, прославившийся в роли Отелло. Одна из
лучших ролей Ф. И. Шаляпина - роль короля Филиппа в "Дон Карлосе". Оперы
В. постоянно ставятся в т-рах Советского Союза и пользуются неизменным
успехом у певцов и публики. Реалистич. принципам советского т-ра близки
прогрессивные устремления В. С ними нередко связывалась борьба против
оперных штампов, что нашло, в частности, отражение в постановке К. С.
Станиславским оперы "Риголетто" (Т-р им. Станиславского, 1939;
постановка была завершена после смерти Станиславского).
Соч.: Письма В.- I copia lettere di Gr. Verdi, MiL, 1913-Briefe,
hrsg. von F. Werfel, W., 1926; Werfel Р., Verdi' The man in his letters,
N. Y., 1942; в рус. пер.- Верди Д., Избранные письма, М., 1959.
Лит.: Корганов В., Верди. Биографии, очерк, М., 1897; С ер ов А.,
Верди и его новая опера ("Сила судьбы"), в его кн.: Избранные статьи, т.
2, М., 1957; Станиславский К., Из режиссёрского плана оп. "Риголетто"
Верди, "Театр", 1941, JVs 4; Друскин М., Оперные идеалы Верди,
"Советская музыка", 1954, №9;АсафьевБ." Верди. Эскиз монографии, в его
кн.: Избранные труды, т. 4, М., 1955; Р у-м я н ц e в П., Работа
Станиславского над оперой "Риголетто", М., 1955; Соловцова Л., Джузеппе
Верди, М., 1957;
Л e в и к Б., Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 4, М.,
1958; Д р у с к и нМ., История зарубежной музыки, вып. 2, М., 1958; R o
n с a g I i a ., Verdi, Napoli, 1914;
BonaventuraA.,La figura e l'arte di Gr. Verdi, Livorno, 1919; то же,
франц. пер., Р., 1923; Т о у e F., Giuseppe Verdi, his life and works,
L., 1931; Vanbianchi C., Saggio di bibliographia verdiana, MiL, 1913;
Gatti C., Verdi, 2 ed., МП., 1951. Г. Кр.

ВЕРЕВКИН, Михаил Иванович [1732-21.III (I. IV). 1795]- русский
драматург и переводчик. Род. в дворянской семье. Воспитывался в
Шляхетном корпусе. Служил во флоте. В. - автор сентиментальных,
чувствительных пьес, принадлежащих к жанру "слёзной комедии": "Так
должно" (1773), "Именинники" (1774), "Астрея", "На нашей улице праздник"
(две последние не сохранились). Пьеса В. "Точь-в-точь" (1785), о
пугачёвском восстании, трактует тему народного восстания с реакционных
позиций. В 1760, будучи директором Казанской гимназии, В. организовал на
базе ученических спектаклей этой гимназии публичный театр в Казани. Член
Российской академии.
Лит.: Данилове. С." Очерки по истории русского драматического театра,
М.-Л., 1948, с. 112-115; Крути И. А., Русский театр в Казани, М., l9o8.
В. В.-Г.
ВЁРЁШМАРТИ (Vorosmarty), Михай (1. XI 1. 1800 с. Капольнашньек,-19.
XI. 1855, Пешт) - венгерский поэт и драматург. Основоположник
венгерского романтизма. Род. в обедневшей дворянской семье. Был горячим
поборником нац. единения венг. народа в борьбе за свободу и
независимость. В период подъёма национально-освободит. борьбы В.
обратился к драматургии. Первые пьесы В.- "Шал омон" и "Изгнанники" -
были написаны в 30-х гг. 19 в. и на сцене не ставились. В пьесе
"Изгнанники" В.развивает традиционную для венг. иск-ва тему законности
восстания против короля - деспота и чужеземца. В известной пьесе "Чонгор
и Тюнде" (изд. 1831) романтически переработан фольклорный сюжет (фея,
полюбив юного витязя, отказывается от бессмертия ради счастья на
свободной земле), поэтично воплощена идея победы жизни, мужества,
красоты и добра над смертью, злом и ложью. "Чонгор и Тюнде" неоднократно
ставилась различными т-рами Венгрии. Последняя и лучшая пост. пьесы была
осуществлена в 1951 Национальным т-ром в Будапеште. Следующие 2 пьесы
В.- "Искатели кладов" и "Кровавая свадьба" -были пост. в 1834 в
"Варсинхазе" (т-р в королевском замке в городе Буда). В. был одним из
организаторов крупнейшего венгерского т-ра в Пеште (впоследствии
Национальный т-р). К его открытию в 1837 написал торжественный пролог
"Пробуждение Арпа-да", отразивший общенародное участие в строительстве
нац. т-ра. В. пишет для этого т-ра ещё ряд драм. произведений. В 1838
была пост. его историч. трагедия "Бан Марот", в 1841 - трагедия
"Жертва", в 1844 - единственная комедия "Тайна вуали" и историч.
трагедия "Циллеи и Хуняди". В. перевёл на венг. яз. трагедии Шекспира
"Юлий Цезарь" (Национальный т-р, 1842; в том же т-ре и в том же переводе
ставится и в наст. время) и "Король Лир" (Национальный т-р, 1857). Был
выдающимся театр. критиком и теоретиком, утверждавшим огромное
культурное значение театр. иск-ва. В 30-х гг. В. регулярно печатал в
журнале "Аврора" - органе венг. романтиков - "Драматургические отрывки".
В них он отстаивал поэтику Гюго, настойчиво советовал учиться у
Шекспира. Толкование В. шекспировских образов и идей сохранило своё
значение до наст. времени.
Соч.: Valogatott muvei, kot. 1-3, Bp., 1950; Osszes koltoi miivei,
Bp., [s. а.]; в рус. пер.-Избранное, М-, 1956; "Чонгор и Тюнде", М.,
1955.
Лит.: G у и 1 a i Pai, Vorosmarty felett. Magyar irok es
allamferfiak, Pest, 1868; Kemeny Zs., Vorosmarty ernlekezete.
Tanulmanyok, II., Bp., 1906; Czapary L., Vorosmarty emlekkonyv,
Szekesfehervar, 1900; BayerJ., A magyar dramairodalom tortenete,
1867-ig., kot. 1-2, Bp., 1897;
Vertesy J., A magyar romantikus drama, Bp., 1913; В а-y e r J. ;
Shakespeare dramai hazankban, Bp.,1909; A Iszeghy Zs.,
Vorosmarty-breviarium, Bp., 1924; Szinnyei J., Magyar irok elete es
munkai, Bp., 1914; LukacsyS. es В a lassa L., Vorosmarty Mihaly, Bp.,
1955; Toth D., Vorosmarty Mihaly, Bp., 1957. А. Гер.
ВЕРЕЩАГИН, Фёдор Григорьевич (р. 17. V. 1910)- украинский советский
режиссёр. Нар. арт. УССР (1960). Работая шахтёром в Донбассе, В. стал
организатором и активным участником художественной самодеятельности. В
1936 поступил на режиссёрский ф-т Киевского муз.-драм. ин-та им. Н.
Лысенко, к-рый окончил в 1941. В 1941-42 - актёр фронтового т-ра 21-й
армии. С 1943 работал режиссёром в ряде т-ров Украины (Кировоградский,
.Измаильский и др.). С 1948 - гл. реж. Винницкого укр. т-ра. Среди
спектаклей, пост. В.: "Сон князя Святослава" Франко (1957),
"Катерина"-опера Аркаса (1956), "Ночь и пламя" (1957), "Весёлка" (1958),
"Когда ты любишь" (1959) Зарудного, "Любовь Яровая" (1946), "Разлом"
(1943); "Овод" по Войнич (1947), "Эмилия Галотти" Лессинга (1955).
Спектаклям В. присущи патетика, приподнятость. Развивая традиции
украинского муз.-драм. т-ра, В. тщательно разрабатывает нар. сцены,
нередко насыщает свои спектакли музыкально-песенными элементами,
фольклорно-этнографическими мотивами. Б. Д.
ВЕРИЗМ (итал. verismo, от vero - истинный, правдивый) - направление в
итальянской -литературе и музыкальном театре, возникшее в 19 в. под
влиянием натурализма. Крупнейшие писатели-веристы (Дж. Верга, Л.

Капуана, Д. Чамполи) переделывали свои повести и рассказы в драмы, а
композиторы (П. Масканъи, Р. Леонкавалло, Д. Пуччини) черпали сюжеты из
веристской лит-ры. В. отражал соци-ально-политич. обстановку,
сложившуюся в Италии после завершения воссоединения страны и
характеризовавшуюся борьбой за бурж. реформы экономич. и
социально-политич. жизни. В итал. лит-ре и иск-ве В. явился выражением
протеста разоряемых мелких собственников деревни и города против крупных
капи-талистич. хищников и устанавливаемых ими в Италии новых порядков.
Веристы показывали в своих произведениях тяжёлую жизнь народа и особенно
крестьянства в условиях наступления капитализма, разоблачали иллюзию
благополучного разрешения всех социальных проблем в объединённой Италии.
Однако, показывая острые противоречия действительности, ве-ристы были
бессильны вскрыть социальные причины этих явлений, не понимали законов
классовой борьбы. В 1880 писатели Дж. Верга и Л. Капуана опубликовали
лит. манифест веристов. Осн. положения этого манифеста сводились к
провозглашению первостепенного значения фактов, к-рые писатель не имеет
права комментировать, выражая собственные мысли и чувства. Такой
объективизм сближал В. с натурализмом Э. Золя. Как и Золя, веристы
стояли на позициях социального дарвинизма и считали движущей силой
обществ. жизни биологич. борьбу за существование. Перенесение биологич.
закономерностей в обществ, жизнь приводило веристов к пессимизму и
фатализму, заставляло их нередко искать выхода из нищеты и страданий в
религии. Характерной особенностью В. был ре-гионализм, т. е. внимание к
жизни деревень, маленьких городов и местечек в противоположность
ориентации натуралистов других стран на изображение жизни больших
городов, столиц и крупных индустриальных центров (увлечение
регионализмом в Италии происходило вследствие длительной раздробленности
страны). Положительное значение творчества веристов - в правдивом
изображении жизни простых людей, нищеты, порождённой бурж. строем.
Отрицательная сторона - локальная ограниченность тематики, мешавшая
созданию лит. произв. общенационального значения. Только Верге удалось
поставить в своих произв. проблемы, волновавшие трудящихся всей Италии.
Несмотря на теоретич. провозглашение веристами объективизма, им не
удавалось бесстрастно излагать в своих произв. житейские факты и
явления. Стиль В. в лит-ре, т-ре и музыке (гл. обр. в муз. т-ре) был
подчёркнуто эмоциональным, нередко сентиментальным, мелодраматическим.
Эмоциональная выразительность, острый драматизм, яркая театральность,
сочетавшиеся с волнующей жизненностью сюжетов и правдивым отображением в
музыке духовной жизни обыкновенных людей, были основой широкого успеха
итал. верист-ской оперы, первым совершенным образцом к-рой явилась
одноактная опера "Сельская честь" Масканьи (1890), написанная на сюжет
одноимённой новеллы Дж. Верги (1880). Вслед за Масканьи этому
направлению последовали Леонкавалло (опера "Паяцы", 1892) и Д. Пуччини
("Манон Леско", 1893, "Богема" 1896, "Тоска", 1900, "Чио-Чио-сан", 1904.
и Др.), их оперы часто строились на сюжетах, заимствованных у франц.
писателей-реалистов 19 в., и выражали характерные особенности стиля
веристской оперы: преувеличенность драматич. экспрессии, обилие
иллюстративных муз. кусков, пристрастие к мелодизирован-ному речитативу.
В 20 в. В. как направление в опере потерял своё значение. Менее яркое
отражение В. получил в итал. драм. т-ре.Он проявился в творчестве
актёров диалекталыюго т-ра- А. Новелли, Дж. Гоцци, Дж. Грассо, и лит.
т-ра - Э. Новелли Э. Цаккони. В творчестве Цаккони В. приблизился к
физиологич. натурализму школы Золя и сложился в систему, носившую подчас
ярко выраженный психопатологич. отпечаток.
Лит.: С а р u an a L., Gli "ismi" contemporanei, Catania, 1898; V o
Dle г K., Italienische Literatur der Gregenwart von der Romantik zura
Futurismus, Hdib., 1914;Cremieux B., Panorama de la litterature
italienne centem poraine, Р., 1928;
Huberti Gr., Storia del teatro c

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.