Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Театральная энциклопедия

страница №22

ама (11 в.). Как и в др. странах Зап. Европы,
церк. драмы на библейские сюжеты исполнялись духовными лицами и
разыгрывались первоначально внутри храма, а затем были перенесены на
паперть, где возводились спец. декорац. сооружения. Присущие литургич.
драме элементы клоунады (связанные с изображением дьявола) противоречили
торжественности церк. обряда и вызвали в 1210 папский эдикт, запрещавший
духовным лицам участвовать в спектаклях. Организация представлений
перешла в руки средневековых гильдий и ремесленных цехов (под контролем
духовных властей), а сами представления были перенесены из храма на
городскую площадь. Так было положено начало нар. мистериальному
средневековому т-ру, достигшему высшего развития в 14-15 вв.
Постановлением Венского собора католич. церкви в 1311 для театр.
празднеств был выделен один день в году - день праздника "тела Христова"
(в июне месяце). Мистерии, тексты к-рых писались духовными лицами,
охватывали важнейшие эпизоды т. н. "священного писания" и в целом
составляли грандиозную инсценировку легендарной истории мира от его
сотворения до мифов о Христе. Профессиональных актёров не было, роли
исполняли любители. Каждому цеху поручалось представление одного эпизода
(так, напр., пьесу о всемирном потопе играл цех плотников, к-рый мог
изготовить Ноев ковчег; цех виноделов ставил "Брак в Канне Галилейской"
и т. д.). Костюмы и реквизит изготовлялись мастеровыми за счёт
общецеховых средств. Каждая группа исполнителей владела своим педжентом
- высоким помостом, установленным на повозку. Под помостом (за
занавесками) одевались актёры, на помосте они играли. Празднество
открывалось процессией всех педжентов, на к-рых размещались исполнители
в костюмах и гриме. На другой день происходило представление
коллективной мистерии, во время к-рой педженты давали представления,
передвигаясь в определённой последовательности с улицы на улицу.
Другой метод постановки мистерий, где перемещались уже не актёры, а
зрители, наз. постановкой "В круге". В этом случае мистерия исполнялась
на окружённой амфитеатром большой площадке или же за городом, на
открытой поляне. Зрители обходили расположенные по кругу "домики",
обозначавшие определённое место действия отдельных эпизодов мистерии. "В
круге" первоначально ставился и другой характерный для Англии жанр
средневековой драмы - моралите. Впоследствии (с 15 в.) моралите начали
исполнять в закрытых помещениях.
Разложение феодализма в Англии и рост городов (14-16 вв.) создали
условия для появления в конце 16 в. профессионального А. т. Его развитие
было обусловлено возникновением светской драматургии, явившейся в свою
очередь результатом эволюции бытовых сцен мистериального т-ра. В 16 в.
возникло несколько бродячих трупп, пополнявшихся из числа слуг
разорявшихся феодалов и подмастерьев обедневших гильдий, обладавших уже
известным сценич. опытом, почерпнутым из участия в пост. мистерий и
моралите. Эти труппы, исполнявшие как светские пьесы, так и моралите,
состояли обычно из 5-6 чел. Каждый актёр играл в одном спектакле по
нескольку ролей. Представления происходили преим. во дворах гостиниц. В
одном конце двора, у стены, строился помост, служивший сценой. Часть
публики стояла во дворе, другая - располагалась на крытой галерее,
проходившей вдоль наружной стены здания гостиницы, на уровне бельэтажа.
Спектакли во дворах определили впоследствии планировку первых пост. А.
т. Для защиты от законов против бродяжничества, установленных при
Генрихе VIII и Елизавете, актёры прибегали к покровительству знатных
лиц, к-рые записывали их в состав своей челяди. Соответственно и труппы
стали именоваться по имени своего покровителя: "Слуги королевы", "Слуги
графа Лестера", "Слуги лорда-адмирала", "Слуги лорда-камергера" (труппа,
в к-рой состоял Шекспир) и т. д. Для публичных представлений требовалось
спец. разрешение (патент), выдававшееся придворным "распорядителем
уве.селений" (должность учреждена в 1545) - цензором. С 1606 цензорские
функции перешли к лорду-камергеру (министру двора).
Конец 16- нач. 17 вв.- "золотой век" А. т. Гума-нистич. идеология
эпохи Возрождения послужила основой развития новой драматургии (К.
Марло, Р. Грин, Т. Кид, Дж. Лили, Шекспир, Б. Джонсон, Ф. Бомонт, Дж.
Флетчер и др.). Тесно связанная с жизнью народа, выросшая на подмостках
общедоступного демократич. т-ра, англ. драма эпохи Возрождения, будучи
реалистич. в своём существе, выражала вместе с тем и романтику эпохи, её
авантюрный дух. Внимание драматургов к развитию личности оказало
огромное влияние на актёрское иск-во, центральной задачей к-рого стало
изображение человека во всём богатстве его индивидуальных особенное! ей.
В эту эпоху существовало 3 вида А. т.: городской любительский т-р
ремесленников, дававший представления мистерий и новых "светских" пьес
(такое представление пародийно изобразил Шекспир в комедии "Сон в летнюю
ночь"); "школьный", любительский т-р при ун-тах, колледжах, юридич.
школах, где ставились спектакли сначала на латинском, а потом на англ.
яз.; наконец, т-р профессиональный, всё более вытеснявший оба типа
любительских т-ров.

Попытки проф. т-ра закрепиться в столице встретили оппозицию со
стороны пуританских властей, воспретивших строительство постоянных т-ров
в черте города. В результате этого "публичные" т-ры возникали в
предместьях Лондона - к северу от городской черты или к югу, "за
Темзой". В 1576 актёр Дж. Бёрбедж построил для своей труппы спец.
здание, названное им "Театр". Вскоре возводятся здания т-ров "Куртина))
(1577), "Роза" (1587), "Лебедь" (1596), "Глобус" (1599), "Фортуна"
(1600) и др. Эти и подобные им открытые общедоступные т-ры представляли
собой помещения, огороженные высокой стеной, без крыши. Основная масса
зрителей стояла в партере (земляной пол) и на ярусах галереи.
Аристократы сидели на низких трёхногих табуретках по бокам сцены. Сцена
т-ра примыкала к задней стене здания. Над её глубинной частью
возвышалась верхняя сце-нич. площадка, т. н. "галерея", а еще выше
находился "домик" - строение с одним окном. Т. о., имелось 4 места
действия: просцениум, глубоко вдававшийся в зрительный зал и окружённый
публикой с трёх сторон (на нём разыгрывалась большая часть действия);
глубинная сцена, или род ниши, под галереей, к-рая могла быть скрыта
занавесом (здесь разыгрывались сцены, происходившие во внутренних покоях
замка, в пещерах и т. п.); верхняя сцена, или галерея (использовалась
обычно для изображения крепостной стены или балкона, напр. в "Ромео и
Джульетте"), и "домик", в окне к-рого, как в амбразуре стены или башни,
могли показываться актёры.
Декораций в А. т. эпохи Возрождения почти не было, зато костюмы
отличались большой роскошью. Место действия обозначалось отдельными
аксессуарами (трон обозначал королевский дворец, стол - таверну, и т.
п.). Иногда место действия определял только авторский текст (монолог
Лоренцо в 5-м акте "Ромео и Джульетты"). Труппы А. т., как правило,
состояли из 15 актёров. Женщин-актрис в т-рах не было. Роли молодых
женщин исполняли мальчики-ученики, роли старух и пожилых женщин -
актёры-комики. Актёрское иск-во в Англии эпохи Возрождения основывалось
на традициях средневекового любительского гор. т-ра (в т. ч. клоунады,
носителями к-рой были "шуты", подвизавшиеся на площадях и ярмарках или
состоявшие при дворах знатных лиц) и на традиции исполнения "школьных
драм".
В А. т. эпохи Возрождения существовали частные антрепризы и актёрские
товарищества на паях. К первому типу т-ров относился т-р "Слуги
лорда-адмирала", финансировавшийся Ф. Хенсло (владелец геатр. зданий
"Роза", "Фортуна" и "Надежда") и возглавлявшийся актёром Э. Аллейном. Ко
второму типу - т-р "Слуги лорда-камергера", пайщиками которого были
Шекспир, Дж. и Р. (отец и сын) Бёрбедж и неск. др. актёров.
Представления т-ра "Слуги лорда-адмирала" отличались внешними эффектами,
ходульной риторикой и мелодраматизмом. Спектакли труппы "Слуги
лорда-камергера" (гл. актёром к-рой был Р. Бёрбедж) характеризовались
более реалистич. манерой исполнения.
С конца 16 в. в Лондоне существовали 2 труппы актёров-мальчиков,
возникшие из состава певческих капелл собора св. Павла и придворной
часовни. На рубеже 16-17 вв. популярность детских трупп была так велика,
что они являлись серьёзными конкурентами для взрослых актёров. Одна из
этих трупп играла в помещении б. трапезной монастыря "Бл.к-фрайерс",
переоборудованной в 1576 в театр. зал. Это был первый в Лондоне т-р под
крышей, где спектакли шли при искусственном освещении (в отличие от
открытых т-ров, представления в к-рых происходили в дневные часы).
С воцарением Якова I (1603) усиливается правительств. контроль за
деятельностью т-ров. Устанавливается, что покровительство труппам могут
оказывать только члены королевской семьи, вследствие чего, напр., труппа
"Слуги лорда-камергера" получает наименование "Слуги короля" и т. д.
Учащается количество придворных спектаклей, продолжавших традиции
празднеств, маскарадов, балов, банкетов и т. п. В этих спектаклях
выступали члены королевского дома и придворная знать. Центральным
моментом придворного празднества было появление маскированных
участников, поэтому за придворным спектаклем в Англии закрепляется
термин "маска". Комич. и назидательные интерлюдии, исполнявшиеся во
время придворных банкетов в перерыве между танцами, постепенно переросли
в целые драм. спектакли, в к-рых принимали участие дети - хористы
королевских капелл, а иногда небольшие труппы проф. актёров. В
организации и оформлении придворных спектаклей большую роль сыграл
архитектор и художник И. Джонс. Он ввёл рисованные декорации с
перспективой, просцениум с аркой, перемену декораций и др. элементы
сценич. оформления, заим' ствованные у итал. театр. декораторов эпохи
Возрождения.
Начиная со 2-го десятилетия 17 в. происходит всё большая
аристократизация А. т. Это проявляется в репертуаре, составе публики,
среди к-рой преобладают дворяне.
Распространение пуританства, выступившего еще с конца 16 в. против
т-ра, мешало развитию театр. иск-ва. Во время англ. бурж. революции
пуритане, получившие большинство в парламенте, издали специальный указ
(1642) о закрытии всех т-ров и запрещении каких бы то ни было театр.

представлений. Деятельность т-ров была возобновлена только в конце
пуританской республики. При дворе лорда-протектора О. Кромвеля У.
Давенант поставил спектакли, представлявшие собой переход от пьес типа
"масок" к опере ("Осада Родоса", 1656. "Жестокость испанцев в Перу",
1658, "История Френсиса Дрейка", 1659).
Новый этап развития А. т. начался после реставрации монархии
Стюартов. В 1660 было дано официальное разрешение на восстановление
деятельности т-ров, к-рым, однако, сразу же был придан характер
придворного зрелища. Ставились героические пьесы, трагедии в духе
классицизма и комедии нравов Дж. Драйдена, У. Уичерли и У. Конгрива. К
этому времени относится и установление театр. монополий. Карл II выдал 2
патента на учреждение т-ров: один - Т. Киллигру основателю труппы
"Актёров короля", другой - У. Давенанту, возглавлявшему труппу "Актёров
герцога" (брата короля). Т-ры помещались в небольших зданиях со
зрительным залом ярусного типа. Сценич. площадка имела большой
просцениум, на уровне к-рого приходились первые ложи. Знатные посетители
продолжали занимать места на сцене. В зале также появились сидячие
места: в партере - скамьи, на галереях - ложи. Здесь помещались дворяне
и богатые буржуа. Простой народ (преим. слуги дворян) допускался в
тесный раёк под потолком. Применялись рисованные декорации (как правило
одна на весь спектакль, т. к. пьесы были построены по принципу единства
места). Сцена освещалась большой люстрой и лампами, поставленными на
краю просцениума. Т-р периода Реставрации унаследовал нек-рые традиции
сценич. иск-ва эпохи Возрождения. Выдающимся актёром этого периода был
Т. Беттертон. В конце 17- нач. 18 вв. в труппах появились
женщины-актрисы: И.Гвин, М. Дейвис,
Э. Барри и др. Актёрское иск-во периода Реставрации сохраняло в
трагедиях и трагикомедиях элементы декламац. манеры, осмеянной в пародии
"Репетиция" Бекингема и др. авторов. В "комедиях нравов", написанных
живым прозаич. языком, исполнение приближалось к естественной бытовой
манере.
После государств, переворота 1688, когда были свергнуты Стюарты и
установлена конституционная монархия, буржуазия стала выдвигать перед
театр. иск-вом свои требования. Против цинизма дворянского т-ра
Реставрации решительно выступил пуританский проповедник Дж. Кольер,
осуждавший "прославление пороков" в комедиях Уичерли, Конгрива и др. В
нач. 18 в. с программой реформы т-ра в бурж.-просветительском духе
выступили публицисты Дж. Аддисон и Р. Стил, создавшие первые образцы
просветительской трагедии и комедии. Сатирическая
социально-обличительная драматургия Дж. Гея и Г. Филдинга, обнажавшая
коррупцию господствующих классов, и др. обличительные пьесы вызвали
противодействие правительства, учредившего закон о театр. цензуре
(1737). Однако "комедия нравов", содержавшая социально-критич. мотивы,
продолжала развиваться, достигнув высшего художеств. уровня в творчестве
Р. Шеридана и отчасти О. Голдсмита. В этот период возникла и бурж. драма
Дж. Лилло и Э. Мура, проникнутая пуритански-морализаторским духом. В 18
в. большим успехом пользовались балладные оперы, основу к-рым положил
Дж. Гей ("Опера нищих").
Для дельцов Сити, не поспевавших к началу представления (5-6 час.
вечера), по окончании основной пьесы стали ставить короткие комедии или
фарсы (этот обычай удержался в А. т. до 19 в.), что способствовало
развитию комедийно-фарсового жанра драматургии и т-ра. Большое развитие
получила в А. т. 18 в. также пантомима, истоки к-рой восходят к итал.
комедии дель арте, известной в Англии через гастролёров со второй пол.
16 в. Первая англ. пантомима "Трактирные плуты" была пост. в т-ре
"Друри-Лейн" в 1702. С 1716 благодаря деятельности Дж. Уивера, Тёрмонд и
Дж. Рича пантомима занимает значит, место в репертуаре А. т.,
способствуя развитию актёрского иск-ва и постановочной культуры (в т. ч.
декорационного иск-ва).
На протяжении всего 18 в. в Лондоне сохранялась монополия т-ров
"Друри-Лейн" (с 1663) и "Ковент-Гарден" (с 1732). Вместе с тем здесь
возникали также и др. т-ры, напр. "Гудменс-Филдс" (1729-42).
Основывались т-ры и в др. больших городах Англии, Шотландии и Ирландии.
Провинция становилась источником пополнения столичных сцен даровитыми
актёрами. Наряду с театр. антрепризами существовали также т-ры, носившие
характер паевых товариществ, к-рые, однако, существенно отличались от
подобных компаний эпохи Возрождения. В 18 в. гл. пайщик, владеющий более
чем половиной паев, являлся полноправным распорядителем т-ра. Такими гл.
пайщиками были, напр., актёр Гаррик и драматург Шеридан, руководившие
т-ром "Друри-Лейн" (первый с 1747 по 1776, второй - с 1776 по 1809). К
18 в. относится возникновение англ. драматич. критики, игравшей большую
роль в развитии А. т. (критики допускались в т-ры и на репетиции, где
они давали советы участникам спектакля).
Начало 18 в. отмечено деятельностью актёров клас-сицистич. школы Дж.
Бутса, Р. Уилкса и др.; середина 18 в.- Дж. Куина. В комедийном
репертуаре первой пол. 18 в. выдвинулись К. Сиббер и А. Олдфилд. К
середине 18 в. относится деятельность К. Клайв, П. Уоффингтон, Ч.

Маклина.
Крупнейшим деятелем театр. иск-ва в эпоху Просвещения был великий
англ. актёр 18 в. Д. Гаррик.
Его борьба за просветительский репертуар, поражавшая простотой и
психологич. глубиной игра, деятельность по формированию образцовой
труппы и воспитанию актёров, реформы в -области режиссуры имели
важнейшее значение для утверждения реализма в сценич. иск-ве 18 в.
(Гаррик окончательно изгнал публику со сцены, ввёл ряд технич.
усовершенствований, напр. сделал источники сценич. освещения не видимыми
для публики).
Развитию декорационного иск-ва в 18 в. способствовал Ф. Ж. Лутербур.
Однако до конца 18 в. актёры продолжали играть в совр. или условных
театр. костюмах.
Крупнейшими англ. актёрами конца 18- нач. 19 вв. были Дж. Кембл и его
сестра С. Сиддонс - мастера монументального трагического стиля. Если
первый был во многом еще связан с традициями классицизма, то Сиддонс
осталась в истории А. т. как одна из самых выдающихся актрис благодаря
органическому сочетанию блестящей декламационной манеры речи с
искренностью чувств и страстей воплощаемых ею персонажей.
19 в. отмечен падением репертуара А. т. Трагедии крупнейших
поэтов-романтиков - Байрона, Шелли, на сценах не утвердились. Т-ры
ставили преим. мелодрамы и фарсы. Среди репертуарных пьес середины 19 в.
лишь драмы Э. Булвер-Литтона и Т. Робертсона имели некоторые
художественные достоинства. Раз- витие т-ра было связано гл. обр. с
пост. классич. и переводной драматургии. В нач. 19 в. в А. т. получает
развитие романтич. направление, связанное с деятельностью Э. Кипа. Его
игра, исполненная мощи и огня, свободная от сковывающих норм
классицизма, по-своему отражала романтический культ выдающейся личности,
не приемлющей косности и фальши англ. общества.
После отмены монополии "Друри-Лейн" и "Ко-вент-Гарден" (1843) т. н.
"малые" т-ры, специализировавшиеся до этого на муз. и цирковых
представлениях, бурлесках, "водных пантомимах" и т. д., получили право
постановки пьес любого жанра. В Лондоне было построено неск. новых
театр. зданий, количество т-ров значительно возросло, появились новые
актеры и режиссёры: Э. Мэтъюс, У. Макреди, Ч. Кин, позднее - Г. Ирвинг и
Э. Терри. Артистка балета, оперы и драмы, первая женщина-режиссёр в А.
т., Вестрис в созданном ею т-ре "Олимпик" и в др. т-рах добивалась
сценич. ансамбля, реалистич. показа жизни простых людей, естественности
в игре артистов. Макреди на сценах т-ров "Ковент-Гарден" и "Друри-Лейн"
первый восстановил не искажённые переделками тексты Шекспира, был
зачинателем борьбы за историзм в сценическом оформлении, стремился
ставить лучшие из пьес совр. авторов. Ч. Кин, возглавлявший в 50-е гг.
19 в. т-р "Принсесс", осуществил серию пост. пьес классич. репертуара
(гл. обр. Шекспира), отличавшихся историч. точностью оформления, общей
слаженностью ансамбля, разработкой массовых сцен, но чрезмерной
громоздкостью. Мн. черты, присущие режиссёрской деятельности Ч. Кина,
получили дальнейшее развитие в творчестве Ирвинга и Терри на сцене т-ра
"Лицеум". Уход от тем современности принял у Ирвинга программный
характер. Его пост. классич. пьес отличались академизмом и декоративной
пышностью. Вместе с тем высокая культура спектаклей Ирвинга определила
их значение для развития нац. иск-ва. Рационалистичность игры Ирвинга
искупалась глубиной замысла, умением актёра раскрыть философскую
сущность роли, тщательной отработкой сценич. деталей. Иск-во Терри было
более непосредственным и эмоциональным.
В конце 19 в. на А. т. значит, влияние оказывает европ. реалистич.
драматургия (в частности, пьесы
Ибсена) и движение "свободных т-ров", доследовавших аримеру франц.
т-ра Антуана. Новым требованиям к еценич. иск-ву в наибольшей степени
отвечала драматургия Б. Шоу и Дж. Голсуорси. В 1891 критик Дж. Грейн
основал в Лондоне т. н. "Независимый театр", пропагандировавший
драматургию Шоу, Ибсена и др. За "Независимым т-ром" последовали: "Т-р
нового века", "Общество литературного т-ра", "Олд Вик" (1894) и др.
Большое значение в утверждении еценич. реализма имел в первое
десятилетие 20 в. т-р "Корт", возглавлявшийся X. Гренвилл-Варкером и Дж.
Ведренном. Здесь ставились пьесы Шоу, Ибсена, Гренвилл-Бар-кера и др.
Реалистич. характер носила и режиссёрская деятельность А. Э. Хорнимен,
возглавлявшей в 1908-21 "Гейети т-р" в Манчестере. С целью пропаганды
значительных драм. произведений передовые деятели А.т. учредили в 1899
"Сценическое общество", закрытые спектакли к-рого миновали цензурные
запреты. Здесь впервые в Англии были пост. произв. Л. Н. Толстого,
Чехова, Горького, влияние к-рых на А. т. усиливается особенно в
последние десятилетия (1950-60-е гг.). Многие т-ры реалистич.
направления, просуществовав несколько сезонов, как правило, закрывались
из-за отсутствия гос. и общественной материальной поддержки.
Наряду с т-рами реалистич. направления в Англии появились т-ры и
театр. деятели, утверждавшие модернистские тенденции. Помпезность и
декоративность, тяготение к внешним эффектам характеризуют постановки и
актёрскую игру Г. Бирбом Три.

Принципы символизма в А. т. с наибольшей полнотой выразил режиссёр Г.
Крэг. Модернистские течения оказали заметное влияние также на
деятельность "Кембриджского фестивального т-ра"( 1926-33), отказавшегося
от рампы и занавеса, прибегавшего к условному декоративному оформлению
конструктивистского типа. В 20-е гг. 20 в. распространение получили
пьесы совр. англ. драматургов-Дж. Барри, У. С. Моэма, Н. Коуарда; в 30-е
гг. в число наиболее репертуарных драматургов в Англии выдвигается также
Дж. Б. Пристли. Наряду с театрами, стремящимися поддерживать высокий
литературный уровень пьес и принципы реализма в еценич. искусстве,
создаются т-ры и ансамбли, специализирующиеся на пост. детективов,
развлекательных, порою пошлых, комедий и фарсов, муз. ревю.
Несмотря на то, что с начала 20 в. в Англии ведётся борьба за
создание нац. т-ра, гос. т-ров в стране не существует. Во главе
большинства т-ров стоят антрепренёры, арендующие театр. помещения для
показа той или иной пьесы. Они привлекают режиссёров, набирают труппу,
приглашая на главные роли популярных артистов ("звёзд"). После 2-3
недель репетиционной подготовки начинается ежевечерний показ спектакля.
Когда сборы падают, труппа расформировывается. Такая система пагубно
отражается на еценич. иск-ве и судьбе актёров.
Наряду с этими недолговечными театр. предприятиями в Англии
существует и несколько стационарных - т. н. репертуарных театров,
продолжающих лучшие традиции А. т. Ведущее положение среди них занимает
лондонский "Олд Вик", называемый за его ориентацию на драматургию
Шекспира "Домом Шекспира", но включающий в свой репертуар и классич.
произведения др. авторов ("Тартюф", "Мария Стюарт"; "Ченчи" Шелли,
"Привидения" и др.). В этом т-ре неоднократно выступали многие
выдающиеся актёры Англии: С. Торндайк, Э. Эванс, Дж. Гилгуд, Л. Оливье,
В. Ли, М. Редгрев). Среди молодых актёров - Дж. Невилл, П. Роджерс.
Второй шекспировский т-р Англии - "Мемориальный театр" в
Стратфорде-он-Эйвон (осн. в 1860). Этот т-р имеет стационарное помещение
и постоянное руководство, но состав труппы периодически меняется. Здесь
выступают лучшие англ. актёры. В 1958/59 в "Мемориальном т-ре" играли
Гилгуд, Редгрев, Д. Тъютин, в сезоне 1959/60- Оливье и П. Робсон (США).
Нек-рые спектакли этого т-ра носят реалистич. характер ("Гамлет", "Ромео
и Джульетта", 1958, "Отелло", 1959), другие - модернистский ("Король
Лир", 1955). К стационарным т-рам Англии относятся и "репертуарные" т-ры
Бирмингема и Ливерпула. В 1959 в лондонском Сити организован новый
стационарный т-р "Мермейд" (под рук. Б. Майлса).
Недостаточное количество пост. трупп принуждает актёров порою
переходить в развлекательные т-ры уэст-Энда (р-н Лондона); в 1959/60
здесь работали П. Скофилд, В. Ли, до этого с выдающимся успехом
выступавшие в разл. т-рах и театр. компаниях в пьесах Шекспира, в
значительных произведениях англ. и зарубежных драматургов.
После 2-й мировой войны продолжают широко ставиться пьесы Моэма и
Пристли, Д. Брайди, Т. Реттигена, К. Фрая; появляются пьесы П. Устинова,
Р. Макдугалла, Ю. Маккола, Б. Биэна, Ш. Дилэни и др. В 1956 театр.
коллективом "Ин-глиш стейдж компани" пост. пьеса Дж. Осборна "Оглянись
во гневе", воспринятая как "манифест" литературной группы, получившей в
Англии название "рассерженной молодёжи". Деятельность этой группы
характеризуется бурным, но абстрактным протестом против всей современной
действительности. Борьба между реализмом и декадентскими, модернистскими
направлениями, демократич. прогрессивной и реакционной бурж.
идеологиями, обострившаяся в 20 в. в англ. иск-ве, проявилась и в
области т-ра. Многие значит, пьесы не находят пути на сцену, и их пост.
осуществляются в "закрытых" т-рах (напр., в "Артс т-р" Театрального
клуба).
Прогрессивное, демократич. направление в А. т развивают лондонские
т-ры "Уоркшоп" ("Театр. мастерская") под рук. Дж. Литлвуд и "Юнити" под
рук. Ю. Маккола. Т-р "Уоркшоп" уделяет большое внимание современной
тематике и экспериментам в области еценич. формы. "Юнити" (имеющий
филиал в Ливерпуле и св. 30 разъездных бригад, обслуживающих рабочие
район

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.