Жанр: Энциклопедия
Театральная энциклопедия
...научно достоверных текстов драматич.
произв. Шекспира (The Complete works; a new ed... by P. Alexander,
L.Glasgow" 1951).
Соч.: Shakespeare's "Henry VI" and "Richard III", Cambr. 1929;
Shakespeare's life and art, L., 1939; Shakespeare's pro-nounciation,
Oxf., 1945. A. A,
АЛЕКСАНДРЁСКУ (Alexandrescu), Сикэ (р. 1896)- румынский режиссёр.
Народный артист РНР (1959). Род. в актёрской семье. На формирование
творчества А. оказало воздействие иск-во крупнейших рум. режиссёров К.
Ноттара, А. Давила, П. Густи. В 1913 начал сценич. деятельность как
помощник режиссёра опереточной, затем оперной труппы. В 1919-28 работал
в Национальном т-ре г. Клужа (ученик актёра и реж. 3, Бырса-на). В этом
т-ре А. поставил комедии Мольера, пьесы В. Эфтимиу, Л. Ребряну и др. В
1928 осуществил пост. комедии "Во время карнавала" Кара-джале. В 30-40-е
гг. А. выступал как режиссёр, инсценировщик драм. произведений, директор
и антрепренёр частных трупп. А. способствовал появлению в репертуаре
рум. т-ров пьес М. Себастьяна, Т. Мушатеску. С 1947 А.- главный режиссёр
Национального т-ра в Бухаресте. Особенно полно режиссёрское мастерство
А. раскрылось в работе над комедией (более 30 раз А. ставил "Потерянное
письмо" Караджале). В Нац. т-ре А. пост. спектакли:
"Бурная ночь" и "Во время карнавала" Караджале, "Ревизор"; "Самодуры"
Гольдони, комедии Мольера. Среди пост. А.-"Безымянная звезда" и
"Последние известия" Себастьяна, "Взбесившийся ягнёнок" Ба-ранги и др.
А. поставил также ряд исторических драм: "Бэлческу" Петреску, "Куза
Вода" и "Матей Милло" Штефанеску и др. А. одним из первых обратился к
постановке пьес на темы современности:
"Бал в Фэгэдэу" и "Сорная трава" Баранги, "Чёрные годы" Баранги и
Морару, "Персональное дело" Штейна. А. обращает большое внимание на
работу с актёром, развивает реалистич. традиции рум. театр. искусства.
Дважды удостоен Государственной премии РНР. Я. Р.
АЛЕКСАНДРЙ (Alecsandri), Василе (14. VI. 1821, Бакэу, - 22. VIII.
1890, Мирчешть) - румынский и молдавский писатель, драматург. Род. в
семье боярина. Образование получил в Яссах и Париже (1834-39). Начал
литературную деятельность в 1840.
Выступал за демократич. преобразования, реалистич. направленность
иск-ва и лит-ры. Драматургия А. имела большое значение для развития
румынского и молдавского нац. т-ра и драматургии. С 1940 был
руководителем (вместе с AI. Когэлничану и К . Нег-руцци) театра в Яссах.
А. насаждал на национальной сцене оригинальный репертуар. Утверждал
воспитательные задачи т-ра. Написал св. 50 пьес, в т. ч.: "Йоргу из
Садагуры" (1844), "Яссы во время карнавала" (1845), "Кирица в Яссах"
(1850). В своём демократическом и романтическом по направленности
творчестве А. обличал продажность, лицемерие господствующих классов. В
сатирической сказке-феерии "Сынзяна и Пепеля" (1880), созданной по
мотивам молд. фольклора, А. критикует правителей страны, выражает в
образе героя лучшие черты народа. Историч. драма "Овидий" (1884, Молд.
т-р в Кишинёве, 1959) проникнута глубоким лиризмом и поэтичностью,
др.-римский поэт изображён гуманистом и патриотом. Среди пьес
А.-историч. драмы "Воевода-деспот" (1879), "Источник Бландузии" (1882).
Пьесы А. "Сынзяна". "Пепеля", "Овидий" и др. до наф. времени сохраняются
в репертуаре молд. и рум. т-ров.
Соч.: Опере ын 4 волумэ, вол. 1-4, Кишинэу, 1958- 1959 (вол. 2 и 3 -
Teatru, на молд. яз.); Избранное, иер. с румын, яз., М., 1959.
Лит.: К о р о б а н В., Василе Александры, Кишинев, 1959; Teatru, v.
1-2, Вис., 1952-53. Д fJ
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ТЕАТР - см. Ленинградский государственный
академический театр драмы. им. А. С, Пушкина.
АЛЕКСАНДРОВ, Александр Александрович (род. 1905) - советский цирковой
артист; велофигурист. Член КПСС с 1937 . В 1931 окончил Уч-ще циркового
иск-ва (Москва) и начал работу в цирке. А. является создателем и
руководителем одного из лучших в СССР номеров велофигуристов.
АЛЕКСАНДРОВ, Александр Васильевич [20. Ill (1. IV). 1883-8. VII.
1946] - русский советский композитор и дирижёр хора. Нар. арт. СССР
(1937). Генерал-майор. Член КПСС с 1939. Музыке обучался в
хормейстерских классах Пе-терб. певческой капеллы, а также в Петерб.
(1900-02) и Моск. (1908-13) консерваториях. В 1913-18 работал педагогом
и хоровым дирижёром в Твери, с 1918 А.- преподаватель, с 1922 - проф.
Моск.консерватории, в 1922- 1928- хормейстер Камерного т-ра, в 1926-30 -
дирижёр Гос. хоровой капеллы. А. - организатор (1928) и руководитель
КраснознамённогоЛм-самбля песни и пляски Советской Армии (ныне имени
А.), с к-рым связана творч. деятельность композитора. А. принадлежат
хоры, песни, муз. монтажи, обработки нар. песен и песен гражд. войны (в
т. ч. "По долинам и по взгорьям"), песни времён Великой Отечеств, войны
(в т. ч. "Священная война", получившая всенародную популярность) и др.
А.-автор музыки Гос. гимна Советского Союза (1943). А. принадлежит к
числу крупнейших деятелей муз. культуры СССР, был выдающимся мастером
сов. хорового иск-ва. Мужественная, простая и выразительная манера
исполнения Ансамбля сложилась в период руководства А. Боевая
решительность, отвага и задор, живость и естественность муз. воплощения,
мастерство сопоставления динамич. эффектов, чёткая дикция характеризуют
как исполнит, стиль ансамбля, так и творчество А., дирижёра и
композитора. Деятельность А. имела большое значение для развития иск-ва
хорового пения в Советской Армии и для формирования проф. ансамблей
песни. Ст. пр. (1942, 1946).
Лит.: Рабинович А., Музыкальная эмблема Отечественной войны, "Сов.
музыка", 1946, № 7; Шилов А., А. В. Александров, М., 1955.
АЛЕКСАНДРОВ (наст. фам.-Ф едотов), Александр Николаевич (р. 1901) -
советский цирковой артист; дрессировщик хищных зверей. Засл. Артист
РСФСР (1939). Учился в школе живописи и ваяния. В годы гражд. войны был
командиром пулемётного эскадрона, затем - пом. командира полка. В цирке
работает с 1927, сначала в качестве джигита, затем - воздушного
гимнаста. Ряд лет успешно выступал с номером, построенным на
демонстрации виртуозной стрельбы. В 1939 подготовил сначала группу
дрессированных леопардов и пантер, затем бенгальских и уссурийских
тигров. Характерной чертой иск-ва А. является глубокое понимание психики
животных, смелость и находчивость в работе с ними. М. 3.
АЛЕКСАНДРОВ, Анатолий Николаевич [р. 13 (25). V. 1888]- русский
советский композитор и педагог. Засл. доят. иск-в РСФСР (1946). Учился в
Моск. ун-те (1906-10). В 1916 окончил Моск. консерваторию (по классу
композиции - С. Н. Василенко, по классу фп. - К. Н. Игумнова). В 1907-Ю
брал уроки теории музыки у С . И. Танеева. Автор опер "Два мира" (соч.
1916) по драме Майкова, "Сорок первый" по рассказу Лавренёва (1935,
неоконч.), "Бэла" по повести Лермонтова (1941, 2-я ред. 1945, пост. в
1946, Большой т-р), "Дикая Бара" (соч. 1958). Одна из лучших опер А.
"Бэла" продолжает традиции рус. оперной классики. Поэтич. по своему
характеру, она написана в лирико-психологич. жанре. А. принадлежит
музыка к спектаклям: "Арианна и Синяя борода" Метерлинка (1920,
Показательный т-р, Москва), "Адриенна Лекуврер" Скриба и Легу-ве (1920,
Камерный т-р), "Ромео и Джульетта" (1921, там же); "Заговор Фиеско"
(1924, Малый т-р), "Дон Карлос" (1933, там же) Шиллера, "Собор Парижской
богоматери" по Гюго (1925, там же); к фильмам - "Ленин в
Октябре","Тринадцать", "Красная шапочка", а также камерно-инструмент.,
вок. и др. соч. А. ведёт педагогическую работу; с 1926-профессор Моск.
консерватории; доктор искусствоведения (1941). О. В.
АЛЕКСАНДРОВ, Борис Александрович [р. 22. VJI (4.VIII). 1905]-русский
сов. композитор и дирижёр хора. Нар. арт. СССР (1958).Полковник.Член
КПСС с 1943. Сын А. В. Александрова. В 1929 окончил Моск. консерваторию
по классу композиции проф. Р. М. Глиэра. В 1929-30 - дирижёр, в 1930-37
- дирижёр и зав. муз. частью Центр, т-ра Сов. Армии, в 1937-46 - зам.
нач. Ансамбля песни и пляски Советской Армии по муз. части; с 1946 -
начальник и Д- РУ1- ансамбля. Автор балета "Левша" (1955, Свердловский
т-р оперы и балета), оперетт, в т. ч. "Свадьбы в Малиновке" (1937, Моск.
т-р оперетты), проникнутой интонациями народной, преим. украинской, и
массовой сов. песни, "Год спустя" (1940, Москва), "Девушка из Барселоны"
(1942, Моск-ва), "Моя Гюзель" (1946, Москва), хоров, песен и др. соч.
Творчество А. способствовало утверждению сов. тематики в жанре оперетты,
йт. пр. (1950).
АЛЕКСАНДРОВ, Николай Григорьевич (21. XII. 1S70 - 3. XI. 1930) -
русский советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1928). С 1895 играл в
Обществе иск-ва и лит-ры. С момента основания МХТ (1898) А. вошёл в его
труппу. К. С. Станиславский высоко ценил А. как исполнителя небольших
эпизодических ролей (Артемьев - "Живой труп", Яша - "Вишнёвый сад",
Актёр - "На дне") и как превосходного помощника режиссёра. В 1913 А.
вместе с актёрами МХТ Н. О. Массалитиновыми Н. А. Подгорным открыли
школу драм. иск-ва, на основе к-рой впоследствии была создана Вторая
студия МХТ. П. М.
АЛЕКСАНДРОВА, Нина Георгиевна [р. 29. IX (11. X). 1885]-русский
советский педагог и певица (сопрано). Обучалась пению в консерваториях
Петербурга и Женевы. Работает в области муз.-сценич. воспитания.
Педа-гогич. деятельность по музыкальной ритмике начала в 1909 в Москве;
преподавала в муз.-учебных заведениях (в консерватории и в т-рах, в т.
ч. в МХАТе). В 1930-х гг. ставила сцены с движением и музыкой в
спектаклях моек. т-ров (Малом т-ре, Студии под рук. Р. Н. Симонова и
др.). В 1915-35 выступала как камерная певица. С 1941 - проф. Моск.
консерватории по классам ритмики для вокалистов и дирижёров; в 1946-56
преподавала ритмику в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных в Москве.
АЛЕКСАНДРОВА-ДУБРбВИНА, Любовь Александровна [1839-21. VI
(4.VII).1915] - русская актриса. Сценич. деятельность начала в 1852 в
Харькове в антрепризе Н. Н. Дюкова. Выступала в провинции св. 50 лет - в
Харькове, Казани, Саратове и др. городах (16 лет работала в антрепризе
М. М. Бо-родая). Исполняла драматич. и комедийные, бытовые и салонные
роли. Особенно А.-Д. удавались роли женщин с сильным и властным
характером: Мур-завецкая ("Волки и овцы"), королева Елизавета ("Мария
Стюарт"), Княгиня ("Чародейка" Шпажин-ского) и др. А. К л.
АЛЕКСАНДРОВА-КОЧЕТОВА (урождённая - Соколов а, по мужу -Кочетов а, по
сцене- Александров а), Александра Дормидонтовна (13 (25). X. 1833,
Петербург,- -4(17). XI. 1902, Москва] - русская артистка оперы
(ли-рико-колоратурное сопрано) и педагог. Музыке и пению обучалась
сначала в Берлине (у Тешнера), потом в Петербурге (у Ронкони). Вначале
выступала только в концертах. В 1865 дебютировала в Большом театре, где
работала до 1878. Партии: Надежда ("Аскольдова могила" Вер-стовского),
Антонида, Людмила, Маргарита, Норма и др. А.-К.обладала красивым,
подвижным голосом, выдающейся музыкальностью. Была поборником и активным
пропагандистом русской оперной культуры. В 1867 выступала в Праге в
операх Глинки (партию Людмилы пела по-чешски). В 1866- 1880 А.-К.проф.
-Моск. консерватории. Среди учеников А.-К.
- видные рус. певцы:
П. А. Хохлов, Е. П. Кадмина, М. М. Корякин и др.
Лит.: Александра Дормидонтовна Алексан-дрова-Кочетова
гнекро-лог],"ЕИТ". Сезон 1903- 1904 гг., вып. 14 (Приложение), СПБ, [б.
г.].
АЛЕКСАНДРОВ-ДАЙТОН - см. ДайтОН.
АЛЕКСАНДРОВ-СЕРЖ, Александр Сергеевич (р. 23. XI. 1892)-советский
цирковой артист; жокей-наездник и режиссёр. Засл. артист РСФСР (1939).
Сын и внук цирковых артистов, А.-С. начал выступать в цирке с 6 лет. С
1919 выступал в Петрогр. цирке (б. Чинизелли) как наездник, эксцентрик и
воздушный гимнаст.
Был артистом в т-ре "Народная комедия". В 1924-25 создал новый по
трюкам и композиции жокейский ансамбль. Исполнял акробатич. номера на
спине бегущей лошади. В 1938 А.-С. пост. пантомиму "Конёк-горбунок". В
годы Великой Отечеств, войны руководил фронтовой цирковой бригадой,
поставил пролог-парад "За Родину!". В 1945 организовал в Иванове детскую
конно-акробатич. студию. Воспитал плеяду артистов цирка (наездников). В
номере А.-С., кроме него, участвуют: Ю. А. и С. А. Александровы-Серж, В.
М. Логинов, Г. М. Утехин, В. С. Теплов, 3. Г. Хохлова, Ю. Н.
Тамарин-Лукьянчиков.
Лит.: Амасович А., А. Александров-Серж, М., 1951.
М. 3. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, Екатерина Владимировна [р. 11(24).Х. 1898] -
русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). Дочь актёров Е. П.
Корча-гпной (Корчагиной-Александровской) и В. В. Александровского. В
1918, окончив Школу русской драмы в Петербурге (по классу Ю. М. Юрьева),
успешно дебютировала в Александринском т-ре (Николь - "Мещанин во
дворянстве" Мольера); работала в этом т-ре до 1926. Затем играла в
Большом драм. т-ре. С 1941 - в труппе Ленингр. т-ра драмы им. Пушкина.
Остро характерная актриса, А. создала образы, проникнутые народным
юмором, задушевностью. Среди её лучших ролей: Кукушкина, Домна
Пантелевна ("Доходное место", "Таланты и поклонники"), Марфа Тимофеевна
("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Бессеменова ("Мещане"), санитарка
Христина ("Платон Кречет"), Евдокия Ивановна ("Ленин в 1918 году"
Каплера и Златогоровой) и др.
Соч.: Из воспоминаний о моей матери, в сб.: Е. Л.
Корчагина-Александровская, М.- Л., 1955. С, 77.
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, Лариса Помпеевна [р. 2 (15). II. 1904] - белорусская
советская артистка оперы (сопрано), режиссёр и общественный деятель.
Нар. арт. СССР (1940). Член КПСС с 1942. Кандидат в члены ЦК КП
Белоруссии (с 1952). Деп. Верх. Совета СССР 2-4-го созывов. Впервые
выступила как певица в 1920 в т-ре Главполитпросвета Зап. фронта. В 1930
поступила в труппу Гос. студии оперы и балета в Минске (с 1933 -
Белорусский театр оперы и балета); ученица В. А. Цветкова и А. П.
Боначича. Партии: Марыся, Алеся ("Ми-хась Подгорный", "Девушка из
Полесья" Тикоцкого), Надейка ("Цветок счастья" Туренкова), Татьяна,
Лиза, Любаша, Кармен и др. А. обладает сильным голосом мягкого тембра и
широкого диапазона [исполняет партии от Ярославны ("Князь Игорь") и
Маргариты ("Фауст") - до Кармен]. Образы, созданные артисткой,
отличаются искренностью, глубиной, яркой характерностью. Проникновенный
лиризм исполнения
А., задушевность, простота придают особое обаяние её иск-ву. С 1951
А. - гл. режиссёр Белорусского театра оперы и балета (Минск). Пост.
спектакли:
"Запорожец за Дунаем" (1951), "Борис Годунов" (1954), "Аида" (1953);
"Страшный двор" Монюшко (1951), "Девушка из Полесья" Тикоцкого (1953),
"Надежда Дурова" Богатырёва (1957) и др. Выступает как концертная певица
с исполнением белорус. нар. песен. Ст. пр. (1941).
Лит.: Л у к а с Д., Л. П. Александроуская, в сб.: Ма-стацтва совецкай
Беларус?, М?нск, 1955, стр. 279-87; М о-д э л ь М., Ларыса Пампееуна
Александроуская, М?нск, 1945;
Р у з о в Г., Л. П. Александровская, М.- Л., 1950. Вр. С.
АЛЕКСЕЕВ (наст. фам. - Л и ф ш и ц), Алексей Григорьевич [р. 4 (16).
VII. 1887] - советский артист эстрады и режиссёр. Один из создателей
(вслед за Н. Ф. Балиевым) нового в России эстрадного жанра - конферанса.
Окончил юридич. ф-т Киевского ун-та. Артистич. деятельность начал в
Одессе в 1909. Выступал в качестве актёра, конферансье, режиссёра в
т-рах миниатюр Одессы, Киева и др. городов. С 1915 - в Петрограде
("Литейный т-р" и т-р миниатюр "Pavilion de Paris"). Приобрёл
популярность как остроумный конферансье-импровизатор. В своих первых
выступлениях А. создавал образ светского молодого человека, пресыщенного
и высокомерного. После Октябрьской революции работал в т-рах миниатюр
"Гротеск" (Киев - Москва), "Кривой Джимми" (Москва), в "Свободном т-ре"
(Ленинград); был худ. рук. и режиссёром Моск. т-ра сатиры (1924-28),
реж. Моск. т-ра оперетты. Автор неск. комедий и либретто к опереттам, в
т.ч. "Людовик ...надцатый" (муз. Ю. С. Сахновского). М. S.
АЛЕКСЕЕВ, Александр Иванович [20. Х (1. XI). 1895-2. VII. 19391 -
русский советский артист оперы (ли-рич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1937).
Пению обучался в 1922-23 в оперной студии Большого театра. В 1923-25
работал в Муз. студии МХАТа, в 1925-27 -в Большом т-ре, в 1927- 1928-в
Московском т-ре оперетты, в 1928-29 -в Тбилисском оперном т-ре. С 1929
А. - солист Большого т-ра. Партии:
Ленский, Лоэнгрин, Альфред, Рудольф; Альмавива ("Севильский
цирюльник"), Джеральд ("Лакме" Делиба) и др. А. обладал голосом
красивого тембра, особенно ярко звучавшим в верхнем регистре.
Лит.: Г р о ш е в а Е., А. И. Алексеев, М.- Л., 1949. Вл.О.В.Д.
АЛЕКСЕЕВ, Борис Алексеевич [р. 13(26). IV. 1911] - чувашский
советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1960), нар. арт. Чув. АССР (1943).
Член КПСС с 1944. С 1932 - в труппе Чувашского акад. т-ра (г.
Чебоксары). Играет разнообразные роли:
Корчагин ("Как закалялась сталь"), Яго, Счастливцев, Хлестаков; Энтип
(о. п. Ржанова), Тохтаман ("Нарспи" по поэме К. В. Иванова), Перчихин
("Мещане"). Создал на чуваш, сцене образ Ленина в спектакле "Человек с
ружьём" (1947). Ф. Р.
Лит.: Родионов Л., Б. Алексеев, журн. "Ялав" ("Знамя"), 1940,№2-3, с.
44-45; Романова Ф., Алек-сеев-Перчихин, "Театр", 1956, ;Nb 7, с. 155-56.
АЛЕКСЕЕВ, Владимир Сергеевич [30. Х (11. XI). 1861-8. II. 1939] -
русский советский режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1935). Брат К. С.
Станиславского. Творч. деятельность начал в 1877 в любительском кружке,
руководимом Станиславским (Алексе-евский кружок). Был муз. руководителем
кружка; осуществил здесь пост. оперы "Микадо" Салливена. Ставил
спектакли в Моск. частной опере С. И. Мамонтова ("Филимон и Бавкида"
Гуно и др.). В 1918-39 А.- режиссёр и педагог Оперной студии, затем
Оперного т-ра им. Станиславского. Участвовал в постановке (совм. с К. С.
Станиславским) спектаклей: "Царская невеста" (1926), "Майская ночь"
(1928) и "Золотой Петушок" (1932) Римского-Корсакова, "Богема" Пуччини
(1927).
АЛЕКСЕЕВ, Иван Павлович [р. 26. IX (9. X). 19131 - русский советский
артист оперы (баритон). Нар. арт. РСФСР (1956). В 1941 окончил Ленингр.
консерваторию. В этом же году впервые выступил в Ленинграде на оперной
сцене. В годы Великой Отечеств. войны работал в Ансамбле Политуправления
Ленингр. фронта. С 1945 А. - солист Ленингр. т-ра им. Кирова. Партии:
Демон; Мазепа (о. п. Чайковского), Веденецкий гость ("Садко"), Фигаро;
Ре-нато, Жермон ("Бал-маскарад", "Травиата" Верди) и др. Участник первых
постановок сов. опер, пел партии Рылеева ("Декабристы" Шапорина),
Степана ("Семья Тараса" Кабалевского), Колесникова ("Фёдор Таланов"
Дехтерева) и др. Образы, созданные А., отмечены лиризмом и в то же время
драматич. силой, мужественностью. Выступает как концертный и эстрадный
певец. О. В.
АЛЕКСЕЕВ, Леонид Андреевич (р. 25. X. 1915) - русский советский
художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). Окончил художеств. уч-ще. С
1940 работал театр. художником в т-рах Петропавловска-на-Камчатке,
Прокопьевска. С 1952 - гл. художник Хакасского т-ра (Абакан). Оформил в
этом т-ре спектакли: "Кремлёвские куранты"; "Порт-Артур" Степанова и
Попова, "Поднятая целина" Шолохова, "Хребты Саянские" Сартыкова,
"Одураченный Харх-ло" Топанова, "Медвежий лог" Кильчичакова,
"Барабанщица" Салынского.
АЛЕКСЕЕВ, Павел Алексеевич - советский цирковой артист - см. Павел
Алексеевич.
АЛЕКСЕЕВА, Елизавета Георгиевна [р. 9(22). VI. 1901 j - русская
советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1947). Училась в школе МХТ и в
студии Е. Б. Вахтангова. В этой студии в 1922 начала сценич.
деятельность. После преобразования студии в Т-р им. Вахтангова (1926)
А.- актриса этого т-ра. В иск-ве А. драматич. темперамент сочетается с
простотой, мягкостью исполнения. В 1925 в спектакле "Виринея"
Сейфуллиной и Правду хина А. создала глубокий образ крестьянки Виринеи,
духовно выросшей под влиянием революции. С большой теплотой и
искренностью сыграла А. простую русскую женщину - Глафиру в пьесе "Егор
Булычев и другие" (1932, 1951, Ст. пр. 1952). Среди ролей А. также:
Катерина ("Гроза"), Надежда ("Человек с ружьём") и др. А. играет и
комедийно-бытовые роли (Сваха, Анна Андреевна - "Женитьба" и "Ревизор").
С 1930 А. ведёт педагогич. работу в Театр. уч-ще им. Щукина. С
1946-профессор.
АЛЕКСЕЕВА, Лариса Филологрвна (р. 1907) - белорусская советская
артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. БССР (1944).
Окончила муз. техникум им. Гнесиных в Москве (1936). С 1937 - солистка
Белорус. т-ра оперы и балета (Минск). Партии: Марфочка ("Алеся"
Тикоц-кого), Марфа ("Царская невеста"), Снегурочка, Виолетта, Джильда и
др.
Лит.: М о д э л ь М., [Л. Ф. Алексеева], в сб.: Народпьтя артысты
БССР, М?нск, 1048, с. 22-29. Бр. С.
АЛЕКСЁЕВА-МЁСХИЕВА, Варвара Владимировна (р. 1. II. 1898) - русская
советская актриса. Засл. арт. Груз. ССР (1943). Сценич. деятельность
начала в 1916. Выступала в Моск. драм. т-ре (1916- 1918), Т-ре им.
МГСПС, Центр, т-ре Красной Армии (1930-34) и др. Обладая блестящей
актёрской техникой, А.-М. с большим задором и темпераментом играла
сорванцов-подростков и травести. Роли:
Дон Хиль и Марта ("Дон Хиль - Зелёные Штаны" и "Благочестивая Марта"
Тирсо де Молины), Поскет ("Опасный возраст" Пннеро) и др. В 1942-44 А.
была актрисой Русского т-ра им. Грибоедова в Тбилиси (Тугина -
"Последняя жертва" А. Островского и др.). Я. М.
АЛЕКСЕЕВ-ЯКОВЛЕВ, Алексей Яковлевич (1850-1939) - русский режиссёр,
художник и драматург. Деятельность А.-Я. была связана с нар. т-рами. В
1870-97 работал режиссёром в народных (балаганных) т-рах Петербурга. В
1880-97 руководил т-ром "Развлечение и польза" на Марсовом поле. Ставил
здесь феерич. представления. Значит, место в репертуаре т-ра занимали
произв. классич. лит-ры. А.-Я. инсценировал, пост. и оформил здесь
спектакли "Русалка" по Пушкину, "Тарас Бульба", "Майская ночь", "Кузнец
Вакула" по Гоголю, "Дон Кихот" по Сервантесу, "Конёк-Горбунок" по Ершову
и др. С 1898 А.-Я. был режиссёром, с 1901 - гл. режиссёром и зав. театр.
частью Петербургского попечительства о народной трезвости, ставил
феерии, водевили, оперы. В 1918 А.-Я. организовывал массовые
инсценировки на петерб. площадях.
Лит.: Русские народные гулянья (по рассказам А. Я.
Алексеева-Яковлева). В записи и обработке Евг. Кузнецова, Л.-М., 1948.
М. И.
АЛЕКСЙД ("Aegig) (ок. 372-276 до н. э.)- древнегреческий комедиограф.
Род. в Туриях. Жил в Афинах. Писал в жанре средней аттической комедии.
Обучал иск-ву писать комедии своего племянника - драматурга Менандра.
Сохранились названия и отрывки ок. 130 его пьес.
А. первым на афинской сцене вывел образ параси-та, получивший
разработку еще в сицилийской комедии Эпихарма.
Лит.: Comicorum atticorum fragmenta, ed. Th. Kock, v. 2, Lipsiae,
1884. Д С.
АЛЕКСЙДЗЕ, Димитрий Александрович [р. 23. II (8. III). 1910J -
грузинский советский режиссёр. Нар. арт. Груз. ССР (1955). Член КПСС с
1954. Род. в Тифлисе в семье врача. В 1934 окончил режиссёрский
факультет ГИТИСа. С 1936 - режиссёр, с 1959 - гл. режиссёр (худ. рук.)
Т-ра им. Руставели (Тбили-си), в к-ром пост. спектакли: "Хозяйка
гостиницы" (1936), "Невеста из афиши" Гольдони (1942), "Герои Крцаниси"
Шаншиашвили (1943), "За тех, кто в море" Лавренёва (1946), "Глубокие
корни" Гоу и д'Юссо (1947), "Первый шаг" по Г. Церетели (1948),
"Нико-лоз Бараташвили" Мревлишвили (1949), "Семья" Попова (1950), "Пэпо"
Сундукяна (1951), "Васса Желез-нова" (1954); "Кваркваре Тутабери"
Какабадзе (1959). В пост. трагедии Софокла "Царь Эдип" (1956) и
"Бахт-риони" Гачечиладзе по Важа Пшавела (1960) чётко определились
особенности творчества А.: тонкое чувство сценич. формы, внимание к
раскрытию дарований актёров. А. создал монументальные спектакли,
новаторски претворяющие на сов. сцене античную драматургию и нац.
классику. С 1939 А. ведёт педагогич. работу в Груз. театр. ин-те (зав.
кафедрой актёрского мастерства). Автор книги "Вопросы воспитания актёра"
(на груз. яз., 1956). Л. П.
АЛЁКСИ-МЕСХИШВЙЛИ (Алексеев-Мёс-хиев,Ладо Месхишвил и), Владимир
Сар-дионович [16(28). II. 1857, Тифлис,- 24.XI. 1920, там же] -
грузинский актёр и режиссёр. Нар. арт. Груз. ССР. Род. в семье врача.
Учился в Моск. ун-те (на медицинском ф-те). Не окончив ун-та по болезни,
вернулся на родину и занялся педагогич. деятельностью. Одновременно
принимал участие в рус. любительских спектаклях. В 1881 вступил в
Тифлисскую груз. драм. труппу. В 1887-90 и в 1906-10 работал в рус.
т-рах (в 1906-07 - в МХТ). В
1890-96 и с 1910 руководил Тиф лисским, в 1897-1906 - Кутаис ским
груз. драм. т-рами. А.-М горячо откликнулся на револю цию 1905; ставил и
исполняв гл. роли в спектаклях, выражав ших идеи протеста против
социальной несправедливости, идея революц. борьбы ("Кай Гракх:
Монти, "Ткачи" Гауптмана и др.) выступал на митингах с чтением
революц. стихов, принимал уча стие в боях на баррикадах. Е своём
героико-романтич. творчестве А.-М. выражал перед
...Закладка в соц.сетях