Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Театральная энциклопедия

страница №19

Истинный трагизм, по мнению А.,
обусловливается величием и силой страсти, конфликтом между страстью и
волей.
Произв. А. сценичны, эмоциональны, лишены внешних эффектов, они
ставились в совр. драматургу т-рах. В трагедиях А. играли крупнейшие
итал. актёры - Г. Модена, Э. Росси, А. Ристори. Т. Сальвини, Э. Цаккони.
После 2-й мировой войны (1939-45) в Италии ставились: "Мирра" в пост.
реж. В. Чаффи (1949) и О. Коста (1949), "Орест" в постановках Л.
Висконти (1949), О. Коста (1949) и В. Гасмана (1951), "Филипп" и
"Агамемнон" в постановке О. Коста (1949 и 1952). На рус. сцене была
поставлена трагедия "Филипп" (Александрийский т-р, 1844). А. написал
"Жизнь Витторио Альфьери" - одно из самых ярких произведений мемуарной
лит-ры 18 в., а также ряд трактатов, в к-рых изложены его
общественно-политич. и эстетич. воззрения.
Соч.: Opere di V. Alfieri, v. 1-11, Torino, 1903; Tragedie a cura N.
Bruscoli, v. 1-3, Bari, 1946-47; в рус. пер.- Виргиния, "Вестник
Европы", 1871, кн. 7; Мирра, СПБ, 1860; Октавия, СПБ, 1861; Розамунда,
СПБ, 1861; Филипп. Трагедия в 5 актах, "Невский сборник", 1864, с.
297374; Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим, пер. fc
итал.], М., 1904.
Лит.: Гливенко И. И., Витторио Альфьери. Жизнь и произведения, т. 1,
СПБ, 1912; Ф р и ч e В., Итальянская литература XIX в., ч. 1, M., 1916;
M o к у л ь с к и и С. С., История западноевропейского театра, т. 2,
M.-Л., 1939, с. 109-16; Bertana E., Vittorio Alfieri studiato nella
vita, nel pensiero e nell'arte, Torino, 1904; Croce В., Alfieri, в кн.:
Poesia e non poesia. Bari, 1923; Fu bini M., Vittorio Alfieri,
Firenze, F1953J. P. X.
"АЛЬЦЕСТА" ("Alceste") - i) Опера X. Глюка, итал. либр. Р.
Кальцабиджи (по Еврипиду). Пост. 26 дек. 1767, Вена; в России - пост.
1798, Петербург. На рус. языке - в т-ре Шереметева, Кусково (близ
Москвы), после 1785.
2) Опера Т. Раупаха, текст А. Сумарокова. Первая рус. опера на рус.
текст. Пост. 28 июня 1758, Петергоф, Придворный т-р. Исполнялась силами
придворных певчих. В 1764 пост. в Петербурге (Адмет - Бортнянский,
Альцеста - Соколовский, Геркулес - Сичевский, Прозерпина - Носа-ченко).
Новая пост.- 8 дек. 1774 во дворце гр. С. К. Нарышкина (Петербург).
Исполнители: Кралевна, Санковская, Ки-риаков. Опера шла в сопровождении
оркестра духовых (роговых) инструментов.
Издания.-"А." Глюка-партитура, Vienne, 1769; нов. изд., Р., Richault,
[1874J. Н.Гр.
АЛЬШВАНГ, Арнольд Александрович [19.IX (1.Х). 1898-28. VII. 1960]
-русский советский музыковед. Окончил Киевскую консерваторию (покл.
фп.1920, по кл. композиции - 1922). Автор работ по истории рус. и
зарубежной музыки 19--20 вв., а также по вопросам сов. муз. творчества и
исполнительства. Проф. Киевской и Моск. консерваторий, доктор
искусствоведения (1944).
Соч.: Клод Дебюсси, М.-Л., 1935; Бетховен, М.-Л., 1952; Опыт анализа
творчества П. И. Чайковского (1864- 1878), М.-Л., 1951; Чайковский, M.,
1959; Избранные статьи, M., 1959, и др.
Лит.: Бернандт Гр., А. А. Алыпванг, "Советская музыка", 1941,
;№1;Кулаковский Л., Талантливый музыковед, там же, 1955, № 9.
АЛЯБЬЕВ, Александр Александрович (4(15). VIIJ. 1787, Тобольск,- 22.
II (6. III). 1851, Москва]- русский композитор. С 1797 жил в Петербурге,
с 1804 - в Москве. Участник Отечественной войны 1812. До 1823 состоял на
военной службе. В 1825 был арестован по ложному обвинению, в 1828 сослан
(Тобольск, Кавказские Минеральные Воды, Оренбург). Со 2-й пол. 30-х гг.
снова жил в Москве. Композиторскую деятельность начал до войны; учителем
А. называют композитора И. Я. Миллера. Наиб. известность А. приобрёл как
автор романсов, из к-рых всемирную славу завоевал "Соловей" (П. Ви-ардо,
М. Зембрих, А. Патти и другие певицы исполняли этот романс в сцене урока
в опере"Севильский цирюльник" Россини). А. принадлежат также
оркестровые, камерно-инструмент., фортепьянные, хоровые и др. соч. На
сцене пост. его комич. опера "Лунная ночь, или Домовые" на либретто П.
А. Муханова и П. Н.Арапова (1823, Большой т-р, Петербург) и комич. балет
"Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты" (1827, Большой т-р,
Москва). Оба произведения не удержались в репертуаре, хотя они содержат
много красивой музыки, особенно в лирич. эпизодах, а также в овеянных
тонким юмором комич. сценах. Сценарий балета, поставленного Ф.
Бернаделли, не сохранился. На открытие моек. Большого театра в 1825 А.
совм. с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку к прологу
"Торжество муз" М. А. Дмитриева. В истории русской театр. музыки А.
занимает видное место как наиболее значительный, наряду с Верстовским,
автор опер-водевилей. Им написана музыка к опере-водевилю Н. И.
Хмельницкого "Новая шалость, или Театральное сражение" (с Верстовским и
Л. В. Маурером, 1822, Большой т-р, Петербург), к комедии-водевилю М. Н.

Загоскина "Деревенский философ" (1823, т-р на Моховой, Москва; та же
музыка - в комедии-водевиле "Путешествующая тап-цовщица-актриса, или Три
сестры-невесты" П. Н. Арапова, 1824, Большой т-р, Петербург), к
операм-водевилям А. И. Писарева: "Учитель и ученик, или В чужом пиру
похмелье" (с Верстовским и Шольцем, 1824, т-р на Моховой, Москва),
"Проситель" (те же композиторы и Мих. Ю. Виельгорский, 1824, там же),
"Хлопотун, или Дело мастера боится" (с Верстовским, 1824, Малый т-р),
"Встреча дилижансов" (с Верстовским, 1825, Большой т-р, Москва), "Забавы
калифа, или Шутки на одни сутки" ( с Верстовским и Шольцем, 1825, там
же), "Три десятки, или Новое двухдневное приключение" (с Верстовским,
1825, там же). Для Большого т-ра А., находившийся ко времени написания
"Забав калифа" в заключении, написал в 1827 музыку к операм-водевилям
Писарева "Две записки, или Без вины виноват", "Пастушка, старушка,
волшебница, или Что нравится женщинам" ( по Фавару) (в обоих случаях
совм. с Верстовским), к опере-водевилю А. А. Шаховского "Молодая мать и
жених в 48 лет, или Домашний спектакль", комедии-водевилю Н. А. Шатилова
(по Скрибу и Дюпену) "Нераздельные, или Новое средство платить долги"
(вставные номера-Шольца) и опере-водевилю Н. И. Малышева (по Скрибу и
Варнеру) "Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам" (совм. с
Шольцем и Верстовским). В Петербурге был пост. водевиль Р. М. Золотова
(по Дартуа и Эжену) "Утро и вечер, или Ветер переменился" (1826) с
музыкой А, Почти все эти пьесы шли в обеих столицах, а нек-рые и в
провинции. Музыка А. из прежних водевилей использовалась и в других
пьесах, в т. ч. водевилях Д. Т. Ленского "Муж и жена" (1830) и "Старый
гусар, или Пажи Фридриха II" (1831), шедших в Большом т-ре (Москва).
Применение наряду с куплетами более развитых вок. форм и расширение
приёмов муз. характеристики приближают нек-рые оперы-водевили А. к
комич. опере (так, в принадлежащем А. 2-м акте "Забав калифа"
встречаются арии, хоры, балетный дивертисмент и развёрнутый финал).
Увертюры А. к этим пьесам написаны нередко на уровне оперных увертюр.
А. написал также музыку к ряду драм. спектаклей Большого т-ра
(Москва), в т. ч. "Виндзорские кумушки" Шекспира (1838), "Русалка"
Пушкина (1838), "Безумная" по И. И. Козлову (1841). Нет сведений об
исполнении его муз.-драм. сцены "Кавказский пленник" по повести Пушкина
(партитура относится предположительно к 20-м годам, клавираусцуг А. И.
Дюбюка издан в 1859). Оперы А. "Аммалат-Бек" по Бес-тужеву-Марлипскому,
"Волшебная ночь" по комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира, "Рыбак и
русалка, или Злое зелье" (опера-балет) не были поставлены.
Лит.: Тимофеев Г., А. А. Алябьев. Очерк жизни и творчества, М., 1912;
Штейнпресс Б., Страницы ив жизни А. А. Алябьева, М., 1956; e г о ж e, A.
A. Алябьев в изгнании, М., 195 9; Глумов А., Музыка в русском
драматическом театре, М., 1955; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России.
От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959; Рабинович A.C., Русская опера до
Глинки, М.,1958. В. ///.
АЛЯБЬЕВ, Юрий Александрович [р. 10 (23). XIL 1903] - русский
советский актёр и режиссёр. Нар. арт. Узб. ССР (1950). В 1921 окончил в
Москве студию драм. иск-ва при Наркомпросе РСФСР. Работал актёром в
т-рах Тамбова, Могилёва, Владивостока, Хабаровска, Якутска, Фрунзе. С
1933 - режиссёр (с 1948 - гл. режиссёр) Самаркандского рус. т-ра. Пост.
спектакли: "Ревизор" (1952), "Вишнёвый сад" (1951), "Последние" (1950),
"Отелло" (1950), "Тартюф" (1950), "Русский вопрос" (1957); "Семья"
Попова (1952) и др. В мягкой реалистич. манере играет характерные роли.
Среди работ А.: Скалозуб ("Горе от ума"), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"),
Кошкин, Горностаев ("Любовь Яровая"), Берсенев ("Разлом"), Забелин
("Кремлёвские куранты"). В. Д.
АМАГЛОБЕЛИ, Сергей Иванович [12 (24). V. 1899-13. IV. 1946] -
грузинский советский театровед, театр. деятель. Член ВКП(б) с 1923. В
1920-24 учился в Тбилисском ун-те на юридич. и экономич. ф-тах.
Одновременно работал в редакции газеты "Трибуна". В 1924-28 читал лекции
в ун-те, консерватории и Закавказском коммунистич. ун-те, занимался лит.
деятельностью. В 1925 - директор Т-ра им. Руставели (Тбилиси). В 1926-27
- директор Госкинпрома Грузии. С 1928 работал в Москве в Академии
художеств. наук, в Комакадемии и др. научных учреждениях. В 1931-32 -
директор и худ. рук. Нового театра. В 1933-36 - директор и худ. рук.
Малого т-ра. Автор пьес "Хорошая жизнь" (1934, МХТ 2-й), "Сбор
мандаринов" (1935).
С О Ч.'. иЗисосгаосо L., спдиоЬи cou обгЬ Зха-СдЭпао, OTaocwobo,
1928.
Грузинский театр (основные этапы развития). Предисловие А. В.
Луначарского, М., 1930. Я. Э.
АМАНАТ, (наст. имя и фамилия - Сайд Ara Хасан) (1816-58) - индийский
поэт, драматург. Работал при дворе Ваджида Али-шаха, наваба (правителя)
Ауда. В 1853 написал комедию "Индар Сабха" ("Двор Инд-ры"), повествующую
о любви пери Сабз к принцу Гульфаму. В пьесе использовались персидские и
индийские поэтич. метры. Несмотря на значительные художеств. недостатки
(отсутствие действия, слабо развитый диалог и т. д.), пьеса,
поставленная в Кай-сарбаге - резиденции аудских навабов, имела успех
благодаря пышной постановке, музыке, танцам и обилию песен, куплетов.

Эта пьеса вошла в репертуар большинства театр. компаний парсов
(представителей религиозной общины, последователей зороастризма),
вызвала ряд подражаний (Мадарилал написал свой вариант "Индар Сабха"),
была переведена на несколько инд. языков и выдержала 40 изданий. Инд.
литературоведы считают, что "Индар Сабха" положила начало развитию
драматургии на языках урду и хинди. Св. П.
АМАНОВ, Базар (р.5.V.1908) - туркменский советский актор, драматург.
Нар. арт. Туркм. ССР (1944). Чл. КПСС с 1941. В 1929 после окончания
Ашхабадской театр. студии вошёл в труппу Туркм. драм. т-ра им. Сталина.
Яркий характерный актёр. Обладает высокой речевой культурой; богатые,
разнообразные интонации являются у А. одним из важнейших выразит,
средств. Создал монументальные нар. образы. Играет также отрицат. роли.
Среди ролей А.: поэт ("Д жахан" Сейтлиева), Надир-шах ("Кеймир-Кёр"
Аманова и Бурунова), Непес ("Сын пастуха" Сейтлиева), Швандя ("Любовь
Яровая"), Гайдай ("Гибель эскадры"), Огнев ("Фронт"), Яго; Осип
("Ревизор"), Яков Бардин ("Враги"), Незнакомец ("Легенда о любви"
Хикмета). Автор пьес "Кемине", "Солтан Сонджар", "Кеймир-Кёр" (совм. с
К. Буру-новым), инсц. "Зохре и Тахир".
АМАРЙЛИС (Amarilis), наст. имя и фам.- Мария де Кордова-и-делаВега
(1600-около 1678),- испанская актриса. Была прозвана "Красавицей". В
1617-49 играла в т-рах Мадрида. Лучшая роль - донья Анна в пьесе "И
стены имеют уши" Аларкона. С большим успехом выступала также в пьесе
"Хитрость за хитрость" Аларкона и Тирсо де Мо-лины. Об иск-ве А.
восторженно отзывались драматурги Г. де Кастро и П. Кальдерон. Я. Т.
AMATO (Amato), Паскуале (21. III. 1878-12. Vili. 1942) - итальянский
артист оперы (баритон). Пению обучался в консерватории "Сан-Пьетро" в
Неаполе. Впервые выступил на оперной сцене в Милане в 1900. Пел на
сценах крупнейших оперных т-ров Европы и Америки. В 1909-21 - солист
т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Партии: граф Луна ("Трубадур"
Верди), лорд Эштон ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Эскамильо и др. С
1921 А. занимался педагогич. деятельностью в Нью-Йорке. Л. M.
"АМБАССАДЁР" (Ambassadeur)-французский театр. Находится в Париже на
авеню Габриель. Открыт в 1830 как кафе с концертной эстрадой, где
выступали эстрадные артисты. В 1897-1914 здесь устраивались
представления ревю, затем "А." становится мюзик-холлом. В 1929 это
здание было снесено и на его месте выстроено новое. С конца 1940-х гг. в
"А." ставятся гл. обр. комедии - А. Бернстейна, А. Юссона, А. Руссена и
др. Т-р не имеет постоянной труппы, здание сдаётся в аренду различным
театр. коллективам, формируемым режиссёром для определ. постановки. На
сцене "А." выступали актёры-М. Бель, Ж. Габен, Г. Сильвия, Э. Пердриер и
др. С 1953 во главе т-ра - Г. Рефуле. Я. Б.
АМБЙВИЙ ТУРПИОН, Луций Амбивий Т у р п и о н (Lucius Ambivius Turpio)
(2 в. до н. э.) - римский актёр. Современники высоко ценили мастерство
А. Т. и сравнивали его с знаменитым актером Росцием. Возглавлял театр.
труппу; ставил комедии Теренция и играл в них.
"АМБИГЮ КОМИК" (франц. "L'Ambigu-Comique"- комическая смесь) -
французский театр. Один из первых бульварных т-ров Парижа. Создан
антрепренёром ярмарочных т-ров Н. М. Одино на бульваре Тампль в 1769. В
"А.к." шли пьесы разных жанров (отсюда назв. т-ра); играли - ф. Бордье,
Моро, Л. Массон. После пожара (1827) было выстроено новое здание на
бульваре Сен-Мартен. В 1-й пол. 19 в. "А.к." стал одним из самых
популярных бульварных т-ров Парижа; здесь ставились феерии, пантомимы,
мелодрамы; выступали Фредерик-Леметр, М. Дор-валь, П. Бокаж и др. В
наст. время в "А.к." играют различные труппы.
Лит.: В e a u I i e и H., Les theatres du Boulevard du Crime, P.,
1905; Cain ., Anciens theatres de Paris, P., 1906; Albert M.,Les
theatres des Boulevards, P.,1902. E. Ф.
AMEHTA (Amenta), Никколо (18. X. 1659, Неаполь,- 25. VII. 1719, там
же) - итальянский драматург и публицист. А. написал 7 комедий, в т. ч.
"Гостанца" (1699), "Форка" (1700), "Карлотта" (1708). А. отвергал
драматургию 17 в., следовавшую образцам исп. "комедии плаща и шпаги"
(пьесы А. и Дж. Чиконьини и др.), отличавшуюся напыщенностью,
искусственностью, и призывал вернуться к древне-римской комедии и к
комедии итал. Возрождения. Его пьесы отмечены простотой сюжета и языка,
далеки от грубой буффонады. Ввиду строгостей неаполитанской цензуры А.
переносил действие своих пьес в города Тосканы, писал на лит. языке, а
не на народном неаполитанском наречии, избегал злободневных намёков.
рьесы А. пользовались большим успехом в Италии, а также во Франции и
Англии. Современники высоко ценили творчество А.
Лит.: Z a g а г i a R., Vita e opere di Niccolo Amenta Bari, 1913.
АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ - см. Соединённых Штатов Америки
драматургия.
АМЕРИКАНСКИЙ БАЛЕТНЫЙ ТЕАТР (American Ballet Theatre) - балетная
труппа, известная под названием "Балле тиэтр".
АМЕРИКАНСКИЙ ТЕАТР - см. Соединённых Штатов Америки театр.

АМЕРИКЯН, Цолак (наст.имя и фам.-ГалустКеро-пович С у л у л и к я н)
[р. 23. IX (5.Х). 1887 ]- армянский советский актёр. Нар. артист Арм.
ССР (1947). Род. в г. Трапезунд (Турция) в семье сапожника. Окончил арм.
и рус. семинарии в Батуме. До 1908 жил во мн. странах Европы и Африки,
работал докером, чернорабочим, служащим. В Париже и Каире посещал т-ры и
драм. студии. Впервые на сцене выступил в 1906 в Батуме в спектакле
"Гамлет" в роли первого актёра. Проф. артистич. деятельность начал в
1909. Играл в труппах Си-рануйш,0. Абеляна,В. Папа-зяна. В дальнейшем
сам руководил театр. коллективами, выступая на Кавказе, на Украине, в
России. Создал колоритные образы в пьесах арм. классики - Багдасар
("Дядя Багдасар" Пароня-на), Элизбаров, Гиж-Данэл ("Из-за чести", "Злой
дух" Ширванзаде), Кречинский. С 1931 - актёр Ленинакан-ского т-ра им. А.
Мравяна. Одна из лучших работ А. в этом театре-образ Сатина (1932).
Среди ролей в Ленинакане: Муромский ("Свадьба Кречинского", 1946), Манук
ara ("Высокочтимые попрошайки" Па-роняна, 1934), Ваштак ("Ара
прекрасный" Заряна, 1946), Мальволио, Шейлок ("Двенадцатая ночь", 1944,
"Венецианский купец", 1937), Вурм ("Коварство и любовь", 1937) и др.
Образы, созданные А., отличаются богатством красок, сочным нац.
колоритом, сценич. обаянием. С. Р.
АМЕСАГА (Amezaga),Kapnoc Херман(1862-1906)- перуанский поэт и
драматург. Лит. деятельность начал в 1870. Написал ок. 40 пьес, среди
к-рых наиболее известны: "Базарная площадь" (1891, "Олимпо", Лима) -
муз. комедия из жизни ремесленников, "Преступление" (1900, "Принсипаль",
Лима) - психо-логич. драма из жизни мелкой буржуазии, "Софья Перовская"
(1901, труппа А. Вико, Гавана) - о столкновении рус. революционерки с
придворными кругами, "Мольба Антекеры" (1902, "Олимпе") - историч. драма
о периоде завоевания испанцами Юж. Америки.
Лит.: Ugarte Chamorro G-., Carlos German Ame-nga-autor teatral
peruano, Lima, 1957. Ал.Р
АМЕСКУА - см. Мира де Амескуа Антонио. АМЙНОВА, Хадича (р. 13. XII.
1909) - узбекская советская актриса. Сценич. деятельность начала в 1930
в Андижанском узб. муз.-драм. т-ре. Роли:
Майсара ("Проделки Майсары" Хамзы), Мастон ("Рав-шан и Зулхумор"
Яшена), Луиза; Зебо ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова). Игра А.
отличается жизненной правдой, искренностью. Особенно удаются актрисе
роли матерей. Нар. арт. Узб. ССР (1939). В. Д.
АМИРАНАШВИЛИ, Пётр Варламович [р. 3(16). XI. 1906] - грузинский
советский артист оперы (баритон). Народный артист СССР (1950). В 1930
окончил Тбилисскую консерваторию по классу О. А. Бахуташвили-Шульгиной.
С этого же года А. работает в Театре оперы и балета им. Палиашвили
(Тбилиси). Партии: Автандил ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе, Ст.
пр.1947), Мурман, Киазо, Энгичар ("Абесалом и Эте-ри", "Даиси",
"Латавра" Палиашвили), Гоча ("Дареджан Коварная" Баланчивадзе), Онегин;
Томский ("Пиковая дама"), Демон; Амонасро, Риголетто, Жермон ("Аида",
"Риголетто", "Травиата" Верди), Валентин ("Фауст"), Эскамильо; Тонио
("Паяцы") и др. Выступает как камерный певец. Н. Э.
АМИРБЕКЯН, Дори Бегларович [p.8(21).V.1905] - армянский советский
актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Сценич. деятельность начал в 1929 в
Сухуми. В 1930-36- актёр Рабочего т-ра им. Горького (Ереван), с 1936арм.
т-ра в Тбилиси. Яркий харак6* терный актёр, с одинаковым мастерством
выступающий как в драма-тич., так и в комедийных ролях. Среди ролей А.:
Гиж Мози, Какули,Исаи, Замбахов ("Разорённый очаг", "Пэпо",
"Хатаба-ла" Сундукяна), Рустам ("Намус" Ширванзаде), Огсен ("Дядя
Багдасар" Пароняна), Борис ("Гроза"), Отар бек ("Измена" Сумбатова) и
другие. Б. А.
АМИРЕДЖЙБИ, Екатерина (Цаца) Георгиевна [р. 22. II (6. III). 1889] -
грузинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1950). С 1906
принимала участие в спектаклях нар. т-ра Авчальской аудитории (Тифлис).
Училась в театр. студии С. Халютиной в Москве (1910-11).
Профессиональную сценическую деятельность начала в 1911 в Тифлисе. Затем
работала в Кутаиси, Баку, в 1918-26-в Тбилиси, в 1938-47-в Кутаиси. Игра
ла драматические и трагедийные роли: Кетеван ("Родина" Д. Эристави),
Зейнаб ("Измена" Сумбатова), Леди Макбет ("Макбет"), Фати ("Из искры"
Дадиани). В 1932-38 снималась в кино. Вела педагогическую работу.
Лит.: ) д *Э о d д б., (jO0 ?Эо(до?о, ооооЬо, 1958.
АМЙРОВ, Мирсаяф Масалимович (псевд.- М и р-с а и А м и р) [р. 24.
XII. 1906 (6. I. 1907)] - татарский советский писатель, драматург. Засл.
деят. иск-в Тат. АССР (1945). Член КПСС с 1939. Окончил лит. ин-т им.
Горького (Москва). Лит. деятельность начал в 1926. Пьеса А. "Минникамал"
рисует героич. труд колхозников в годы Отечеств, войны, образ советской
женщины (1944, Т-р им. Камала, Казань), той же теме посв. драма "Песня
жизни" (1947); преодоление пережитков прошлого показывает пьеса "Песня
продолжается" (1948). А.- автор комедэдй "Моя жена" (1955), "Гулыпаян"
(1958, по мотивам тат. юмористич. сказок), героич. драмы "Свобода"
(1960). Пьесы А., посвящ. актуальным темам современности, ставились в
Т-ре им. Камала (Казань) в Мензелинском передвижном т-ре. Переводил
пьесы Погодина, Вс. Вишневского, Корнейчука и др.

С о ч.: Песня жизни, с послесловием Г. Кашшафя, М., 1949;
Минникамал, Казань, 1957; Моя жена, М., 1957. Х.К.
АМЙРОВ, Фикрет Мешади Джамил оглы (р. 22. XI. 1922) - азербайджанский
советский композитор. Нар. арт. Азерб. ССР (1958). Член КПСС с 1947.
Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 4-5-го созывов. В 1948 окончил Бакинскую
консерваторию по классам проф. Б. И. Зейдмана и проф. У. Гаджибекова.
Творч. деятельность начал в 1940-х гг. В 1942- 1943 А.- худ.
руководитель Кировабадской, с 1947- Бакинской филармоний. В
1956-59директор Театра оперы и балета им. Ахундова (Баку). Автор опер
"Улдуз", "Севиль" (1948,1953, Т-р оперы и балета им. Ахундова), муз.
комедий "Похитители сердец" (1944), "Радостная весть" (1946) (поставлены
в Азерб. т-ре муз. комедии), музыки к спектаклям "Ханлар), "Вагиф"
Вургуна, "Заря над Каспием" Касумова (пост. в т-рах Баку), симф. мугамов
"Шур", "Кюрди-Овшары" (1948; Ст. пр. 1949) и др. соч.
Лит.: Исмаилова Г., Фикрет Амиров, Баку, 1956. К. Кае.
АМИРХАН, Фатих Зарифович [1 (13). I. 1886- 9. III. 1926] - татарский
писатель, драматург, пуб-лгицист. Представитель критич. реализма в тат.
лит-ре. Лит. деятельность начал в 1907. Автор пьес: "Молодёжь" (1909),
"Неравные" (1914), "Фатхулла Хазрат" (1921) Пьесы А., обличающие
реакционное прошлое, ставились в первой тат. труппе "Сайяр"
(опубликованы в сб. "Татарка", М., 1959). А. боролся за утверждение
реалистич. направления в нац. т-ре. Опубликовал ряд статей по вопросам
т-ра.
С о ч.: Сайлан-ма эсэрлэр, т. 2, Казан. 1958; Татарка, Избр.
произведения, пер. с татар., М., 1959. f. f{,
АМЙЧИС (Amicis), Анна Лючия де (ок. 1740- 1816) - итальянская
артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у В. Тези. Впервые выступила
на оперной сцене в 1755 в Болонье. В 1763 пела в Лондоне (в спектаклях,
к-рыми дирижировал И. X. Бах). Среди лучших партий А.: Полисцена,
Теофано, Ро-мильда ("Радамист", "Оттон", "Ксеркс" Генделя). Обладала
голосом большой подвижности и звучности. В 1770-76 пела в т-ре
"Сан-Карло" (Милан). В 1772 А. исполнила в Милане партию Жимины (опера
"Лю-ций Сулла" Моцарта), в к-рую автор внёс для А. изменения (написал
виртуозные пассажи). Л. М.
АММАН-,ДАЛЬСКАЯ, Е. К.- см. Далъская Е. К.
АМПЛУА (франц. emploi - применение, роль) - род ролей,
соответствующий сценическим данным актёра.
В драм. театре путь развития А.-от типизированных персонажей (масок,
аллегорий, символов) к индивидуализированным образам- находится в тесной
взаимосвязи с состоянием драматургии и актёрского иск-ва. Зачатки А.
имелись в античном т-ре (трагич. и комич. актёры, деление ролей -
протагонист, девте-рагонист, тритагонист; типизированные персонажи -
маски в мимах и в древнеримских ателланах),в ср.-век. театре (комич.
персонажи дурака, беса, отчасти аллего-рич. фигуры Зависти, Разума и т.
д.). Итал. комедия делъ арте, специализировавшая актёров на исполнении
ролей одного постоянного сценич. типа (Панталоне, Смеральдина, Арлекин и
др.), способствовала дальнейшему формированию А. Устойчивые А.,
определявшиеся чёткой градацией образов, обществ, положением персонажа,
создал франц. классицистический театр 17 в.: короли, тираны, любовники,
наперсники и пр. Вариации этих А. вошли в европ. театр 18 в. В России А.
были введены по образцу французских Указом ("Статом") от 1766 (составлен
директором циркулярных т-ров и музыки И. П. Елагиным и утверждён
Екатериной II). До нач. 20 в. в России были распространены следующие А.:
мужские - любовник, герой, комик, простак, резонёр, фат; женские -
комич. старуха, грандам, травести, инженю, героиня, субретка и др.
В странах Востока исполнительские традиции, передаваемые из поколения
в поколение, породили строго стабилизировавшуюся систему А. В китайском
традиционном театре сложилось 5 осн. групп А. (шэн, дань, цзин, или хуа
лянь цзы, чоу, мо), каждая из к-рых дробилась на несколько
разновидностей. К концу 17 в. в япон. т-ре Кабуки определилось 8 осн.
групп А. (татияку" катакияку, докэяку, кояку, оядзигата, вакасюгата,
ояма, или оннагата, кася). В индийском нар. т-ре катакали, где каждый
персонаж представлял собой веками канонизированный мифологич. тип,
вырабатывалось ок. 12 видов таких делений.
На определённых стадиях развития театр. иск-ва деление на А. имело
положит. значение, помогая актёру специализироваться на тех или иных
ролях, совершенствовать исполнительское мастерство. Располагая готовым
кругом ролей, актёр мог в любое время вступить в любую труппу. С
течением времени система А. стала порождать исполнительские стандарты,
штампы. Герои мн. произв. классич. драматургии (напр., в п

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.