Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Театральная энциклопедия

страница №23

ы Англии) ориентируется на передовую совр. англ. и зарубежную
драматургию. Т-ром "Юнити" были поставлены пьесы сов. авторов:
"Аристократы", "Русский вопрос"; "Калиновая роща" Корнейчука, инсц.
"Педагогической поэмы" Макаренко и др.
Среди деятелей современного А. т.: режиссёры Г. Байем-Шоу, Ф. Бенсон,
М. Бенталл, У. Бриджес-Адамс, П. Брук, Т. Гатри, Т. Грей, Б. Джэксон, Б.
Дин, Дж. Дю Морье, Л. Кессон, П. Лант, Н. Монк, Н. Плейфер, П. Холл;
актёры Дж. Гилгуд, Вивьен Ли, Л. Оливье, М. Редгрев, П. Скофилд, Д.
Тьютин, Р. Ричардсон, Р. Хелпмен, П. Эткрофт, супруги Лант и др. А. А.
Опера. Музыкальный театр Англии уходит своими корнями в традиции
драм. спектаклей- "масок", сочетавших пантомиму, декламацию и музыку.
Одним из первых авторов музыки "масок" был придворный композитор Г.
Лоус. В 17 в. эта форма широко используется в постановках пьес Шекспира,
Б. Джонсона и др. В эпоху республики ставились спектакли, приближавшиеся
по своему характеру к оперным ("Осада Родоса" Г. Лоуса и др., 1656). В
период Реставрации французская опера вытесняет при дворе "маски". В
конце 17 в. Г. Перселл создал первую англ. национальную оперу "Дидона и
Эней" (1689), а также музыку к многочисл. спектаклям.
После смерти Перселла в Англии ставятся преим. итал. оперы;
творчество нац. композиторов отходит на второй план. Оперные спектакли
ставились в
Королевском театре "Хеймаркет", т-рах "Друри-Лейн", "Ковент-Гарден" и
др. В 1720 была основана Королевская академия музыки.
В 18 в. в Англии живёт и работает ряд выдающихся европ. музыкантов, в
т. ч. Г. Ф. Гендель, к-рый руководил в 1720-41 Королевской академией
музыки, где ставил свои оперы. Как реакция на засилье итал. оперы в нач.
18 в. появляется форма "балладной оперы" - драм. спектакля с музыкой и
ариями, основанными на нар. балладах (как правило, сатирич. пародийных),
затрагивавших актуальные социальные и политич. проблемы. Одной из первых
балладных опер был "Знатный пастух" А. Рамзея (1725). Широкую
популярность приобрела балладная опера после появления "Оперы нищих" Дж.
Гея (1728, т-р "Линкольне Инн Филдс"), направленной против засилья итал.
оперы и опер Генделя. После "Оперы нищих", прочно вошедшей в музыкальный
быт Англии, появляется ряд новых балладных опер, авторами к-рых были Ч.
Дибдин, Т. Линли, С. Сто-раче и др. Наряду с этим известная часть англ.
композиторов писала оперы по итал. образцу ("Томас и Салли" Т. Арна,
"Рекрут-сержант" Дибдина и др.), однако эти произведения не поднимались
над уровнем подражаний. К 18 в. относится зарождение нац.
оперно-исполнит. школы, отличавшейся от итал. большей драматич.
выразительностью исполнения и уделявшей меньше внимания вок. стороне.
Первыми выдающимися представителями этой школы были певицы С. Янг, С.
Дейвис, Э. Биллингтон; певцы Дж. Брагам и Ч. Инклдон.
К 1-й пол. 19 в. относится творчество композиторов М. Балфа, Г.
Бишопа, В. Уоллеса; их оперы ("Клери, девушка из Милана" Бишопа,
"Маритана" Уоллеса, "Богемская девушка" Балфа) отличались мелодичностью
и занимательностью сюжета, однако пользовались временным успехом. Для
творчества англ. композиторов 19 в. в целом характерно отсутствие ярко
выраженного нац. характера. Несмотря на это, оперная культура в Англии
интенсивно растёт. Наряду с многочисл. итал. певцами в спектаклях
принимают участие и англ. артисты, развивавшие нац. традиции англ. вок.
иск-ва. К их числу относятся певицы К. Стивене, М. Пейтон, Э. Ромер,
позднее Л. Пайн, К. Новелло, К. Хейс; певцы У. Хар-рисон, С. Ривс, Ч.
Сэнтли и др.
Оперные спектакли давались во мн. англ. городах; в них участвовали
наряду с англ. и лучшие европ. артисты. В 1847 реконструируется здание
крупнейшего в Англии и одного из лучших в Европе театров
"Ковент-Гарден", в к-ром выступает Королевская итальянская опера. В 1856
была образована Королевская английская опера, дававшая представления с
т-ре "Инглиш опера хаус", а затем "Друри-Лейн" и "Ковент-Гарден". В 1869
основана компания "Карл Роза", ставившая своей целью постановку опер на
англ. языке. С 1891 ведущая труппа страны - Королевская итальянская
опера-становится Королевской оперой и начинает ставить спектакли также
на англ. языке.
В конце 19 в. наступает период, известный под назв. "английского
музыкального возрождения", характеризуемый повышением интереса
композиторов к нац. тематике, нар. театр. формам и фольклору. Одно из
лучших произв.- романтич. опера Ф. Делиуса "Деревенские Ромео и
Джульетта" (1901), а также оперы Ч. Станфорда "Савонарола" (1884),
"Много шума из ничего" (1901) и др.
После первой мировой войны наступает новый подъём англ. оперного
иск-ва. Оперы, основанные на сюжетах из англ. истории и построенные на
нар. мелодиях, создают композиторы Э. Смит ("Фантазия", 1898, "Лес",
1901, "Похитители", 1906, и др.), Р. Воан-Уильяме ("Хыо-гуртовщик",
1924, "Влюбленный сэр Джон", 1930, и др.), Г. Холст ("На голове вепря",
1925), С. Скотт ("Алхимик", 1928) и др. Большая роль в пропаганде оперы
принадлежит крупнейшему дирижёру Т. Бичему. Возникают новые оперные
труппы, выступающие в т-рах "Олд Вик", "Сэдлерс-Уэллс", "Лондон опера
хаус", "Шефтсбери" и др.

Среди этих трупп выделяются "Бритий нэшонал опера компани" (1922),
"Бичем опера компании (1909), "Импириал лиг оф опера" (1927). Оперные
компании возникают также в Глазго, Бирмингеме, Эдинбурге и др. городах
страны.
В 20 в. в связи с ростом нац. тенденций в оперном иск-ве выдвигается
большая группа талантливых артистов: певицы А. Николе, К. Ланн, Ф.
Истон, М. Тейт, М. Деррид, Н. Иди, Е. Тёрнер, а в последние годы Д.
Вивьен, К. Шеклок, А. Поллак, И. Стюарт, Дж.Хаммонд; певцы
Дж.Мак-Кормак, У. Хайд. Р.Редфорд, X. Нем, М. Лоренс, X. Гинци др.
В 1940-50-х гг. новое поколение англ. композиторов во главе с Б.
Бриттеном стремится развить традиции нац. муз. театра, заложенные
Перселлом. Ставятся оперы Бриттена "Питер Граймс" (1945), "Альберт
Херринг" (1947), детская опера "Ноев ковчег" (1959) и др. Для муз. т-ра
работали композиторы М. Типпет (опера "Летняя свадьба", 1954), У. Уолтон
("Троил и Крессида", 1954) и др. Важным вкладом в развитие нац. оперного
иск-ва явились произв. прогрессивного композитора А. Буша "Уот Тайлер"
(1953) и "Люди из Блекмура" (1956); сюжет последней взят из жизни
простых людей Англии (поставлены в ГДР).
В 1950-е гг. наряду с крупнейшими т-рами "Ковент-Гарден" (с 1950 -
гос. т-р), "Сэдлерс-Уэллс" даются .регулярные оперные спектакли компании
Глайндборн, Шотландской нац. оперной компании, Английской оперной
труппы, компании "Карл Роза", оперной компании по постановке спектаклей
для детей ("Питер оперншоу") и др. Л. М.
Оперетта. В 1860-70-х гг. в Англию проникают франц. оперетты. Это
явилось известным стимулом к созданию англ. оперетты. Однако англ.
оперетта была лишена сатирич. направленности, свойственной франц., и
являлась своеобразным сплавом опереточных форм и приёмов с приёмами
цирковой эксцентриады, идущими от англ. ярмарочных пар. представлений.
Возникает ряд крупных опереточных трупп, выступающих в т-рах "Гейети",
"Савой" и др. Первые англ. опереточные труппы ставили пре-им. произв.
франц. авторов. Создателем нац. оперетты явился композитор А. Салливен.
В содружестве с драматургом У. Гилбертом им написано много*оперетт,
среди к-рых лучшие: "Рензанские пираты" (1880), "Постоянство" (1881),
"Иоланта" (1882), "Принцесса Ида" (1884), пользовавшиеся широкой
популярностью и неоднократно шедшие как в Англии, так и за рубежом.
Наиболее известная оперетта Салли-вена и Гилберта-"Микадо" (1888), в
к-рой определились характерные черты англ. оперетты - мелодич. яркость,
лиричность, эксцентричность. Продолжателем линии развития англ. нац.
оперетты явился талантливый композитор С. Джонс - автор оперетт "Шальная
девушка" (1893), "Натурщица" (1894), "Гейша" (1896), "Греческий раб"
(1899), "Девушка из Юты" (1908) и др. Лучшие произв. Джонса, прежде
всего "Гейшу" (имевшую огромный успех), отличает широкое использование
англ. танцев, мелодий, развёрнутое песенное начало, лиризм. В
последующие годы англ. оперетта не выдвинула крупных имён и постепенно
превратилась в мюзик-холльное представление, имеющее мало общего с
жанром муз. т-ра. Исключением является талантливая мелодичная оперетта
"Крестьяночка" Монктона (1913, Лондон). Л. М.
Балет. В Англии, как и в других странах Европы, театр. танец возник в
конце ср. веков и был связан с празднествами: с одной стороны - с
народными, с другой - с феодальными и придворными. Начиная с 14 в. были
известны т. н. "маммингс" и "дисгайзингс" (mummings, desguisings -
"ряжения"), т. е. выходы костюмированных персонажей и музыкантов во
время празднества, напоминающие итал. дворцовые интермедии той же эпохи.
На протяжении первых десятилетий 15 в. в этих выходах проявилось
организующее драматич. начало: танцы сопровождались песнями, диалогами.
В нач. 16 в. получили распространение увеселительные представления
"маски", достигшие своего расцвета в первой трети 17 в.: ряд крупных
драматургов, в т. ч. Бен Джонсон и Дж. Мильтон, придавали "маскам" форму
стихотворной комедии. Эти представления были близки комедии-балету,
получившему в 17 в. распространение во Франции. Совместно с Бен
Джонсоном работали худ. Иниго Джонс, композитор А. Феррабоско,
постановщики танцев И. Херн, Т. Джайлс. Во 2-й половине 17 в., несмотря
на гонение со стороны пуритан на т-р, постановки "масок" не
прекращались. Опираясь на традиции этих представлений, У. Давенант
осуществил при участии худ. Д. Уэбба муз.-драматич. постановки ("Осада
Родоса" Г. Лоуса, Г. Кука и М. Лока, 1656, и др.). Название "маски"
сохранялось и за муз. спектаклями конца 17 в. ("Венера и Адонис" Блоу,
1682, "Король Артур" Перселла, на текст Бомонта и Флетчера, 1691, и
др.). В них, так же как и в операх Генделя "Ринальдо" (1711), "Ацис и
Галатея" (1720), большое место занимали танц. эпизоды и дивертисментные
танцы, близкие франц. операм-балетам. В 1720 в Лондоне была организована
Королевская академия музыки, имевшая большое значение для развития англ.
балета. В 1-й пол. 18 в. в Англии получила распространение пантомима,
разнообразная по тематике, насыщенная зрелищными эффектами и включающая
элементы оперы, арлекинады и фарса. Большое значение имела деятельность
Дж. Уивера, педагога, балетмейстера и теоретика танца, поставившего ряд
танцевально-драматич. представлений ("Любовь Марса и Венеры", 1717) и
написавшего труды по хореографии ("Лекции по анатомии и механике танца",
1721, "История мимов и пантомим", 1828, и др.). Антрепренёр и мимич.

актёр Дж. Рич поставил в т-рах "Линкольне Инн Филдс" и "Ковент-Гарден"
пантомимы и балетные представления, в к-рых наряду с англичанами
выступали крупные иностранные танцовщики, в т. ч. франц. балерина М.
Салле, к-рая на основе пантомим искала пути драматизации балета. В 1734
Салле пост. в Лондоне пантомимные балеты "Пигмалион" и "Вакх и Ариадна".
В этих спектаклях выступали и англ. танцовщицы, в т. ч. ученица Салле -
Роджерс. Англ. пантомима оказала влияние и на творчество реформатора
франц. балета Ж. Ж. Новера. В труппе Новера во время его посещения
Англии в 80-х гг. были англ. артисты, среди к-рых известность получил С.
Слингсби. В конце 18- нач. 19 вв. на лондонской сцене ставили спектакли
и выступали многие известные европ. танцовщики и балетмейстеры: Ж.
Доберваль (1783-85 и 1791-93); Ш. Дидло, создавший здесь первые варианты
балетов "Зефир и Флора" (1796) и "Хензи и Тао" (1801) Босси и др.; Ж.
Перро, поставивший "Ундину" Пуни (1843), "Эсмеральду" (1844),
"Па-де-катр" Пуни (1845) и Др. Здесь танцевали М. Тальони, Ф. Эльслер,
К. Гризи и др. В эти годы начала свою деятельность талантливая англ.
балерина К. Уэбстер. К сер. 19 в. большое развитие в Англии получила т.
н. рождественская пантомима, содержащая элементы балетного спектакля. Во
2-й пол. 19 в. в Лондоне начали создаваться мюзик-холлы, а также уч-ща,
в к-рых обучались танцам и пению. Появились тан-цовщицы -
исполнительницы мюзик-холльных акро-батич. танцев (сестры Беррисон и
др.). Среди балерин, исполнявших классич. танцы в различных муз. т-рах
Лондона, были известны: в 60-х гг.- Л. Томсон, в 70-х-К. Воган.В
крупнейших лондонских мюзик-холлах "Альгамбра" и "Эмпайр" (возникли в
конце 19 в.) в течение многих лет выступали А. Жене, Ф. Биделс, а также
иностранные гастролёры (в 1910-Л.Ю. Кякшт;
1911-Е. В. Гельцер). В 20 в. решающее влияние на англ. балет оказали
гастроли рус. балетных трупп (т. н. "Русские сезоны", организованные С.
П. Дягилевым и проходившие в Лондоне ежегодно с 1911 по 1929) и
отдельных артистов, особенно А. Павловой, неоднократно выступавшей в
Англии. Обосновавшись в Лондоне, она создала в 1913 труппу преим. из
англ. танцовщиков и открыла балетную школу. Многие англ. танцовщики
выступали в труппе Дягилева под рус. или франц. фамилиями (Л. Соколова -
X. Маннингс, А. Долин - П. Хили-Кей, А. Маркова - А. Маркс, Н. де Валу а
- И. Станнус). В Англии выступали и преподавали рус. артисты и педагоги
- Т. П. Карсавина, Н. Г. Легат и др. После 1-й мировой войны в Англии
возникли новые балетные школы и студии. В их числе школаМ.
Рамбер'(1920), ученики к-рой образовали в 1930 "Клуб балета",
впоследствии преобразованный в труппу "Балле Рамбер" (существует в наст.
время). В 1926 открылась школа танцовщицы Н. де Валуа. В 1930 было
организовано "Общество Камарго", ставящее своей целью создание нац.
англ. балета. Не имея своей труппы, "Общество Камарго" приглашало для
участия в спектаклях артистов, работающих в труппах Рамбер и де Валуа.
Балеты, созданные "Обществом" в 1930-33 ("Иов" Уильямса - ба-летм. де
Валуа, "Фасад" Уолтона - балетм. Ф. Аш-тон), вошли в репертуар труппы,
к-рую возглавила де Валуа. В 1931 труппа выступала в т-рах "Олд Вик" и
"Сэдлерс-Уэллс", называлась "Вик Уэллс балле", с 1942-"Сэдлерс-Удллс
балле"; с 1957 носит название Королевский балет и является крупнейшей
англ. балетной труппой. В труппе "Сэдлерс-Уэллс балле" с первых лет её
существования большое место занимали классич. балеты ("Лебединое озеро",
1932, "Жизель", 1934), на к-рых воспитывались молодые англ. танцовщики.
Одновременно складывался и нац. репертуар. После балета "Иов" (на сюжет
иллюстраций англ. художника 18 в. У. Блейка к "Книге Нова") ставится
"Карьера мота" Гордона (1935, балетм. де Валуа) - хореографич.
композиции по одноимённой серии граьюр художника У. Хогарта. Этот балет
принадлежал к наиболее типичному для Англии жанру юмористич.,
бурлескного балета. В этом жанре работает балетм. Дж. Кранко ("Ананасная
Полл" Салли-вена-Маккераса, 1951, "Суини Тодд" Арнолда, 1959, и др.).
Другое направление в англ. балете представляет Р. Хелпмен, танцовщик,
мимич. артист и балетмейстер. Он создал во время войны и в первые
после-воен. годы ряд трагич. пантомимных балетов философского содержания
("Гамлет" на муз. Чайковского, 1942, "ЧудовГорбалсе", 1944, и "Адам
Зеро", 1946, Блис-са). Классич. танец продолжал утверждать балетм. Ф.
Агитон, создавший комедийные ("Фасад"), философские ("Данте-соната" на
муз. Листа, 1940) и абстрактные ("Симфонические вариации" на муз.
Франка, 1946) балеты, а также (впервые в Англии) монументальные
(многоактные) балеты: "Золушка" Прокофьева (1948), "Ундина" Хенце
(1958). В 40-50-е гг. выдвинулись молодые балетмейстеры: К. Макмил-лан,
А. Родригес, Дж. Картер. Большинство англ. танцовщиков являются
воспитанниками местных балетных школ и в первую очередь школы
Королевского балета. В труппе Королевского балета выросли танцовщики М.
Фонтейн, Р. Хелпмен, П. Аргайл, Б. Грей, М. Соме, X. Тёрнер, в 40-50-х
гг. работали Н. Нерина, Д. Влэр, С. Берёзова, А. Лин-ден, Э. Файфилд, А.
Пейдж и др.; в труппе "Балле Рамбер" - Дж. Гилпин, С. Гилмор. Школа
англ. балета отличается лиризмом, мягкостью, сдержанностью, далека от
самодовлеющей виртуозности. Среди англ. танцовщиков много хороших
мимистов. Меньше внимания уделяют они исполнению характерных и нар.

танцев. Наряду с Королевским балетом и "Балле Рамбер" в Англии имеются
др. балетные труппы - "Метрополитен балле" (1947-49), "Лондоне фестивал
балле" (с 1950), "Уэстерн тиэтр балле" (с 1957). Е. С.
Цирк. Возникновение циркового иск-ва А. относится к 18 в. Первое
цирковое предприятие в стране - школа верховой езды Ф. Астлея, в к-рой
он демонстрировал выездку и дрессировку лошадей (1780). Затем Астлей
давал представления в специально выстроенном амфитеатре у
Вестминстерского моста (Астлея амфитеатр) впоследствии превращённом в
Королевский цирк. Здесь демонстрировались номера различных жанров:
балансирование на лестницах и канатах, прыжки акробатов на батутах,
центральное место в программах занимали наездники и дрессировщики
лошадей (Ф. Астлей выводил дрессированную лошадь, его сын с партнёршей
исполняли конно-мимич. сцену). Здесь же выступал канатоходец,
дрессировщица собак и клоун Сондерс, клоуны, разыгрывавшие пантомимич.
сценки. В последующие годы создаются представления, действие к-рых
происходит на арене и на соединявшейся с нею сцене. Эти представления
развиваются в большие театрализованные конные зрелища и пантомимы. В
середине 19 в. всё большее место в программе занимают выступления
акробатов, жонглёров, гимнастов и эквилибристов. В этот же период
появляются номера с дрессированными львами, тиграми и леопардами.
Монополия т-ров "Ковент-Гарден" и "Друри-Лейн" на постановку
драматических спектаклей лишала деятелей циркового иск-ва права включать
в свои представления слово. Поэтому широкое распространение получила
эффектная пантомима, воспроизводящая сцены сражений, пожаров, бурь,
наводнений и т. д. ("Осада и штурм Серингапатама, или Смерть Типпу
Саиба", "Прекрасная невольница, или Мавры и африканцы", "Храбрый казак,
или Наказанное вероломство").
После смерти Астлея (1814) цирк перешёл в руки других цирковых
предпринимателей, в т. ч. А. Дюкро. При нём конные зрелища приобрели
феерический характер ("Битва при Ватерлоо", где при свете факелов и луны
изображались сражения конницы и пехоты, пылающие города, расстрел
шотландцев, бегство Наполеона). Цирк Дюкро славился талантливыми
артистами (клоун Д. Дюкро). Среди известных артистов цирка 19-20
вв.клоуны Ганлон Ли, Тони Грайс, Лаватер Ли, наездница Л. Вулфорд и др.
После Дюкро цирком руководил Дж. Санджер, построивший несколько цирков в
разл. городах страны. Санджер ставил т. н. зоологические пантомимы: на
арене появлялись сотни лошадей, верблюдов, зебр, медведей, слонов, львов
и др. животных. В цирке Санджера выступали амер. ковбои и индейцы,
организовывались рождественские пантомимы для детей.
В 1920 рождественские цирковые представления были возобновлены Б.
Милсом в цирке Олимпия в Лондоне, считавшемся одним из лучших
стационаров послевоенной Европы (такие представления проводились
ежегодно, в них участвовали лучшие артисты цирка).
В 50-х гг. в Англии существовали стационарные цирки в Ярмуте и Тауэр
в Блэкпуле, построенный в 1894. Здесь выступают англ. и иностр. артисты.
Постоянной англ. цирковой труппы в стране нет. В летние месяцы работают
передвижные цирки.
Лит.: D ц b е с h L., Histoire generale illustree du theatre, t. 2-5,
P., 1931-34; Archer W., About the theatre:
essays and studies, L., 1886; Baker D. Е., The companion to the
playhouse; or, an Historical account of all the dramatic writers of
Great Britain and Ireland, v. 1-2, L., 1764- new ed v. 1-2, L., 1782; v.
1-3, L., 1812; Baker Н. В., History of the London stage and its famous
players. 1576-1903, L.- N. Y., 1904; его же, The London stage: its
history and traditions from 1576 to 1888, v. 1-2, L., 1889; Bridges
Adams W., British theatre, 3 ed., L., 1947; e г о ж e.'The Irresistible
theatre, L., 1957; N i с о 1 1 A., A history of English drama.
16'60-1900, v. l-6,Cambr., 1952-59; его же, The development of the
theatre, 3 ed., L., 1948; The Oxford companion to the theatre, 2 ed.,
Oxf., 1957; Thaler A., Shakespeare to Sheridan. A book about theatre of
yesterday and to-day, Cambr., 1922; Agate J., A short view of the
English stage. 1900-1926, L., 1926; e г о ж е, Brief chronicles; a
survey of the plays of Shakespeare and the Elizabethans in actual
performance, L., 1943; В e n 11 e у 6г. E., Jacobean and Caroline stage,
v. 1-2, Oxf., 1941; Boas F. S., Introduction to Tudor drama, Oxf., 1933;
его же, Introduction to Stuart drama, N. Y.-L.-Oxf." 1946; его же,
Shakespeare and his predecessors, L., 1896;
Chambers E. K., Elizabethan stage, v. 1-4, L.-Oxf., 1923; e г о ж e,
The medieval stage, v. 1-2, L.- Oxf., 1925;
A companion to Shakespeare studies. Ed. by Н. Gr. Barker and ur. B.
Harrison, N. Y., 1937; Wells Н. W., Elizabethan and Jacobean
playwrights, N. Y.-L., 1939; Beaumont C. W., The history of Harlequin,
L., 1927; 0 d e 1 J G. C. D." Shakespeare from Betterton to Irving, L.,
1920; R о s e n-f e 1 d S., Strolling players and drama in provinces.
1660- 1765, Cambr., 1939; Summers М., The restoration theatre, L., 1934;
Arthur Gr., From Phelps to Gielgud. Reminiscences of the stage through
sixty-five years, L., 1936; Beerbohm М., Around theatres. 1898-1910, v.

1-2, L., 1930; Marshall N., The other theatre, L., 1947; N о b1 e P.,
British theatre, L., 1946; R e у n о 1 d s E., Early Victorian drama,
Cambr., 1936; его же, Modern English drama,
2 ed., [L.j, 1951; R о well C., The Victorian stage, Oxf., 1956; Shaw
G-. В., Our theatres in the nineties, v. 1-3, L., 1932; Sherson E.,
London's lost theatres of the nineteenth century, L., 1925; T r e w i n
J. C., The theatre since 1900, L., 1951; Watson E. В., Sheridan to
Robertson. A study of the 19 th century London stage, Cambr., 1926;
WilliamsonA., Contemporary theatre. 1953-1956, L., 1956; e ё ж e. Old
Vie drama, v. 1-2, L., 1953-1957; М о к у л ь с н и и С. С., Возрождение
в Англии, в кн.: М о к у л ь с к и и С. С., История западноевропейского
театра, ч. 1, М., 1936, с. 365-438, его же, Английский театр. в кн.: М о
к у л ь с к и и С. С., История западноевропейского театра, ч. 2, М.,
1936, с. 11- 65; е г о ж е, Английский театр. в кн.: М о к у л ь с к и и
С. С., Хрестоматия по истории западноевропейского театра, 2 изд., т. 1,
М., 1953, с. 383-570; т. 12, М., 1955, с. 55-167; ДживелеговА. и
Бояджнев Г., История западноевропейского театра от возникновения до 1789
г., М.-Л., 1941, отд. II, гл. 3; отд. Ill, гл. 1; А н и к с т А. А.,
Английский театр. в кн.: История западноевропейского театра, под общ.
ред. С. С. Мокульского, т. 1-2, М., 1956-57;
Сборник Ист.-театр. Секции Тео НКП, П., 1918 (ст. Б. Силь-версвана);
Б о я н у с С., Задачи театра и техника театрального дела в эпоху В.
Шекспира, "Бирюч Петр. Гос. театров", 1920, сборник 2-й; Баршер С.,
Английский театр времен Шекспира, М., 1896; Смирнов А., Английский театр
в эпоху Шекспира, в кн.: Очерки по истории европейского театра, П.,
1923; Булгаков А., Английский театр при пуританах, в с.: О театре.
Временник Тео, ГИИИ, вып. 11, Л., 1927; Булгаков А. С., Театр и
театральная общественность Лондона эпохи расцвета торгового капитализма,
Л., 1929; Мюллер В. К., Драма и театр эпохи Шекспира, Л., 1925; Морозов
М. М., Театры эпохи Шекспира. Спектакль в "Глобусе", в кн.: Морозов М.
М., Шекспир, 2 изд., М., 1956, с. 70-82; И о л н е р П., Давид Гар-рик.
его жизнь и сценическая деятельность, CI1R, 1891;
М и н ц Н. В., Давид Гаррик, М.-Л., 1940; её же" Эдмунд Кин, М.-Л.,
1957; Р о л-лан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии, пер.
с французского, М., 19 31 ;R о s е n-t h a 1 Н., Two centuries of opera
at Co vent Garden, L., 1958; Dent E. J., Foundations of English opera,
Cambr., 1928; White E. W., The rise of English opera, L., 1951;
d u e s t I., The romantic ballet in England, L., 1954; ClarkeM.,
TheSadlers Wells ballet, N.Y.-L., 1955;Swinson C., The Royal ballet
today, L., 1958; Poc-лавлева Н., Английский балет, М., 1959.
АНДГУЛАДЗЕ, Давид Ясо-нович [р. 3 (15). X. 1895]- грузинский
советский артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. СССР (1950). Член
КПСС с 1946. В 1925 окончил Тбилисскую консерваторию по классу проф.
E. A. Вронского. В том же году впервые выступил на оперной сцене в
Тбилиси. В 1927-29 пел в Т-ре имени Станиславского (Москва), в 19291933в
Т-ре оперы и балета имени Палиашвили (Тбилиси). В 1933-35 А. - солист
Большого театра. В 1935 вернулся в Тбилиси. Исполнение А., глубоко
национальное по характеру, отличалось задушевностью и теплотой. Партии:
Тари-эль ("Сказание о Тари-эле" Мшевелидзе, Ст. пр. 1947), Абесалом,
Малхаз ("Абесалом и Этери", "Даиси" Палиашвили), Шота ("Сказание о Шота
Руставели" Аракишви-ли), Герман, Хозе, Канио, Радамес и др. В 1955 А.
оставил сцену. С 1946 занимается педагогия, деятельностью (с 1958профессор
Тбилисской консерватории). Я. Э.
АНДЕРСЕН (Andersen), Хан

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.