Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Театральная энциклопедия

страница №378

Михо).
Из трупп слнгэкп только "Хайюдза" имеет своё здание. Каждая новая
постановка в среднем выдерживает от 5 до 20 представлений. Большинство
трупп сингэки входит в объединение "Сингэкидан кёгпкай". Наиболее
известные актёры спнгэки: Сэнда Корэя, Такпдзаьа Осаму, Уно Дзюкити,
Одзава Эйтаро; актрисы: Ямада Исудзу, Сугимура Харуко, Ямамото Ясуэ.
Лит.: Г а г e м а и К., Игры народов, пер- с' нем., вып. 2. Япония,
Л., 1925; Конрад Н. И., Театр "Но", в сб.: О театре, Л., 1926 (Временник
отд. ист. и теории театра, 1); его же. Японская литература в образцах и
очерках, т. 1,Л., 1927, с. 362-75, 415-47; Японский театр. Сб. статей,
под ред. Н. И. Конрада, М., 1928; К о и p а д Н. И., Театр Кабуки,
Л.-М., 1928; его /к е. Японский театр. в кн.: Восточный театр. Сб.
статей, под ред. А. М. Мерварта, М.- Л., 1929; Г л у с к и н а А., Яш
'некий теневой театр. "Сов. этнография", 1936, .V" 5; её же,
Генетические связи японского народного театрального искусства, М., 1945;
Логунова В. В., Некоторые данные о судьбе средневековой народной комедии
кёгэн в условиях современной Японии, "Краткие сообщения Ин-та
иостокове-дения АН СССР", 1953, Л1. 9; Одзаки К., Новый японский театр.
пер. с япон., М., 1960; Х а м а м у p a E н э д з о, С у г а в a p а Т а
к а с и, Р; и н о с и т а Д з ю н д з н, Кабуки, [пер., M., 1965J; Театр
и драматургия Японии. Сб. статей, под ред. Н. И. Конрада. М., 1965; на
япон. яз.-Нихон энгэки хяккадзитэн, Токио, 1960-63; Каватакэ С и-гэтоси,
Энгэки, Токио, 1949. Л. Г.
ЯРАЧ (Jaracz), Стефан (24. XII. 1883-11. MI 1.1945)- польский актёр,
режиссёр, театр. деятель. Учился на юридич. ф-те Ягеллонского ун-та. В
1904 начал творч. деятельность. В сезон 1904-05 выступал в Краковском
нар. т-ре, с успехом исполнял роли крестьян. Учился актёрскому
мастерству у К. Ка-миньского, с к-рым работал в Познанском т-ре
(1905-07), затем в 1908-11-в Лодзинском т-ре у А. Зельверовича. В
1911-13 играл в "Т-ре Малы", в 1913-15-в "Т-ре Польски". В 1915 как
австр. подданный был выслан в глубь страны, выступал в Москве (1916),
затем в Киеве (1917 - 18). Встреча со Станиславским определила
дальнейший творч, путь Я. Вернувшись в Варшаву, он пытался шюдрить
творч. принципы МХТ в практику т-ров "Польски" п "Малы" (1918-21).
Основываясь на опыте МХТ, Я. стремился осуществить реформу польского
т-ра, считал, что обновление надо начинать с воспитания актёра на
реалпстич. основах рус. театр. школы. [Свои мысли о сценич. иск-ве Я.
изложил в докладе, прочитанном в 1945 на съезде Союза артистов сцен
польских (ZASC).] В 1921, сблизившись с Ю. Ос-тэрвой, перешёл в т-р
"Редута", где исполнил своп лучшие роли: Иуда (о. п. Тетмайера), Шель и
Смугонь ("Туронь", "Улетела от меня перепел очка" Жеромского). В 1923
вместе с Остэрвой перешёл в "Т-р Народовы". В 1928 вновь вернулся в т-р
"Редута". В конце 1930 Я. создал в рабочем р-не Варшавы т-р "Атенеум".
Кроме польской и зарубежной классики, он ставил здесь пьесы сов.
драматургов:
"Страх", "Чудак" Афиногенова, "Рычи, Китай!" Третьякова, также
"Туронь" Жеромского и "Капитан из Кепеника" Цукмайера. Эти спектакли
прозвучали в напряжённой политич. обстановке Польши злободневно и остро.
В сезон 1932-33 в труппу т-ра "Атенеум" вошёл коллектив, руководимый Л.
Шиллером, но вскоре группа актёров во главе с Я. отделилась и стала
выступать в помещении т-ра "Новая комедия". В сезон 1934-35 из-за
финансовых трудностей этот коллектив объединился с труппой М. Зиминьской
и К. Бенды. В 1936 Я. вернулся в т-р "Атенеум". Во время фашистской
оккупации был арестован (1942) и заключён в Освенцим. После освобождения
не смог вернуться к творч. деятельности из-за тяжёлых физич. недугов.
В пск-ве Я. сочетались трагедийное и комедийное начала, актёр
стремился раскрыть духовный мир "маленьких", обиженных жизнью людей
(Франь-"Счастье Франя" Пежиньского, Якуб - "Глупый Якуб" Риттнера,
Акакий Акакиевич- "Шинель" по Гоголю, в переделке Ю. Тувима, и др.).
Образ Швейка в исполнении Я. олицетворял нар. мудрость; образ Шеля
сочетал лукавство и грозное величие. Я. смело ломал традиционную
трактовку мн. ролей. Так, исполняя роль Калибана ("Буря" Шекспира),
актёр превращал фантастич. персонаж в реального человека, сходного с
забитым польским крестьянином; добродушный, хитрый Нотариус ("Месть"
Фредро), к-рого традиционно трактовали в комедийном плане, в исполнении
Я. становился коварным, жестоким. В своей игре Я. сочетал виртуозную
технику речи и сценич. движения, 1 характерные для франц. т-ра, с
непосредственностью, искренностью чувств, особой выразительностью
мимики, жеста, слова.
Лит.: "Teatr", Warsz., 1950, № 8-.9-10 (пос-вящ. памяти Ярача);
"Teatr", 1955, № 15. s. 5-9; Wroczynski K., O St. Jaraczu. Wspomnienia,
Warsz., 1950; Straus St., Stefan J-aracz, Warsz., 1956; Кобр и некий Л.,
Стефан Ярач, в кн.: Театральный альманах, кн. 6, M., 1947 с 311-20. p.
B.
ЯРАШЕВ, Саттар Ярашевич [p. 24.VII1(6.IX). 1915] - узб. сов. артист
оперы (драматич. тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1959). Сценич. деятельность
начал в 1937 в Вабкентском колхозно-совхозном т-ре. С 1940 - солист
Бухарского муз.-драм. т-ра; с 1943- Т-ра муз. драмы и комедии в
Янгп-Юле; с 1945 - Т-ра им. Мукими (Ташкент). В 1952 окончил Узб.

оперную студию при Моск. консерватории и стал ведущим солистом Т-ра
оперы и балета им. Навои.
Партии: Меджнун ("Лейли и Меджнун" Садыкова и Глиэра), Мони
("Дилярам" Ашрафи), Чабанали ("Проделки Майсары" Юдакова), Фуркат
("Сердце поэта" Ашрафи) и ДР- Г. Рах.
ЯРВЕТ, Юри Евгеньевич (р. 18.VI. 1919) - эст. сов. актёр. Засл. арт.
Эст. ССР (1964). Сценич. деятельность начал в Эст. гос. художеств.
ансамбле в годы Великой Отечественной войны. В 1945-49 учился в Эст.
театр. ин-те. В 1952-65 - актёр Т-ра им. В. Кингисеппа, с 1965 - эст.
Молодёжного т-ра.
Я.- острый, изобретательный актёр, творчество его исполнено фантазии,
яркого, часто трагич. юмора.
Роли: Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова" Островского), Пикапов
("Любовь Яровая"), Войтинский ("Человек и бог" Таммсааре), Крут
("Владельцы ключей" Кундеры), Историческая Истина ("Дикий капитан"
Смуула), Мартин Ролль ("Венская почтовая марка" Лийвеса), Клавдий
("Гамлет"), Креон ("Антигона" Ануя).
Популярный артист эстрады, автор фельетонов. Снимается в кино,
выступает по радио и телевидению. Соч.: Juri Jarvet "Kits Karneriks",
Tallinn, 1964.
K. Каск.
ЯРВИ, Валло Аугустович (p. 28.XII.1923) - эст. сов. дирижёр. Брат H.
А. Ярей. Засл. деят. пск-в Эот. ССР (1964). Окончил Таллинскую
консерваторию (1951, класс дирижирования). С 1949 - дирижёр Эст. т-ра
оперы и балета. Дирижировал балетами- "Золотопряхи" (1956), "Калевипоэг"
Э. Karma, "Северная сказка" Аустер (1960), "Балет-симфония" Тамбер-га
(1963); комич. оперой "Рука об руку" Эрнесакса (1955); опереттой "Огни
родной гавани" Арро и Нор-мета (1958) и др. Ар. Т.
ЯРВИ, Нээме Аугустович (р. 7.VI. 1937) - эст. сов. дирижёр. Брат В.
А. Ярей. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1965). Окончил Ленингр.
консерваторию (класс дирижирования Н. С. Рабиновича). В 1960-63 -
дирижёр, с 1963 - гл. дирижёр симф. оркестра Эст. радио и Эст. т-ра
оперы и балета. В 1961-66-худ. рук. камерного оркестра при Эст.
филармонии. Иск-во Я.-дирижёра отличается глубоким проникновением в
партитуру, волевым темпераментом.
Дирижировал операми: "Отелло" Верди, "Кармен", "Чио-Чио-сан",
"Волшебная флейта", "Аида"; "Железный дом" Тамберга (1965, премьера),
"Порги и Бесс" Гершвина (1966); балетом "Щелкунчик".
Я. гастролировал в Финляндии, Болгарии, Англии и многих других
странах. Ар. Т.
ЯРЕМЕНКО, Василий Сергеевич [р. 20. Х(1. XI). 1895]- укр. сов. актёр.
Нар. арт. СССР (1954). Чл. Коммуни-стич. партии с 1940. Сценич.
деятельность начал в 1918 в Роменском укр. т-ре. С 1922 творч. жизнь Я.
связана с Т-ром им. М. Заньковецкой (ныне во Львове), одним из
основателей к-рого он является. Ученик и последователь А. П.
Затыркевич-Карпин-ской и П. К. Саксаганского, Я следует лучшим традициям
реалистич. школы актёрского иск-ва. Образы его народны и правдивы.
Обладает большим сценич. темпераментом, высокой сценич. культурой,
обаянием.
Роли: Гонта ("Гайдамаки" по Шевченко, 1928), Городничий (1927), Яго
(1926); Кошкин ("Любовь Яровая", 1928), Дударь ("Диктатура" Микитенко,
1929), Стрижень, Голота, Макар Дубрава ("Гибель эскадры", 1933,
"Правда", 1937, о. п., 1948, Корнейчука), Иван Свечка, Забрамский
("Песня о Свечке", 1935, "Имя", 1959, Кочерги), ,Гурман, Овлур
("Украденное счастье", 1925, "Сон князя Святослава", 1954, Франко), Гнат
("Назар Стодоля" Шевченко, 1942), Шельменко ("Шельменко-денщик"
Квитки-Основьяненко, 1941), Франко ("Мужицкий посол" Смилянского, 1945),
Опанас, Гнат Голый, Бондарь ("Бурлак", 1950, "Савва Чалый", 1957,
"Бондарив-на",-1961, Карпенко-Карого), Петрушенко ("На большую землю"
Хижинка, Гос. пр. СССР, 1950), Тарас Бульба (по о. п. Гоголя, 1952),
Воркалюк ("Любовь на рассвете" Галана, 1952), Кряж, Денис Варта
("Весёлка", 1958, "Марина", 1965, Зарудного), Пархоменко (1941, о. п.
Вс. Иванова), Коваль (196l, "Невольник" Кропивницкого) и др.
Лит.: M e л ь и и ч у к-Л у ч к о Л., Василий Сергеевич Яременко.
Народний артист СССР, К., 1960. Р. Б.
ЯРМАРОЧНЫЙ ТЕАТР (Theatre de la foire) -вид нар. т-ра в ряде европ.
стран 16-18 вв. Возникновение Я. т. относится к ср. векам; на ярмарках
для привлечения покупателей устраивались разл. зрелища и увеселения,
выступали бродячие фокусники, акробаты, дрессировщики и др. В 15-16, вв.
городские ремесленники-любители, объединённые в шутовские общества
(Франция), камеры риторов (Нидерланды), кружки мейстерзингеров
(Германия) п др., разыгрывали в дни ярмарок фарсы, фастнахтшпнлн,
моралите. Со 2-й пол. 16 в. на сцене Я. т. начали выступать проф.
актёры, исполнявшие т. н. парады (шутовские сценки), фарсы, муз.-танц.,
волшебно-феерич. и др. пьесы. Игра актёров Я. т., в значит, мере
основанная на иск-ве импровизации, была проникнута жизнерадостностью,
иногда грубоватым нар. юмором, заключала в себе, наряду с элементами
буффонады, бытовую и социальную сатиру. Традиции Я. т. были развиты и
претворены в творчестве великих драматургов Шекспира и Мольера.

Большого развития Я. т. достиг во Франции в 17 в. В это время
выдвинулся замечательный ярмарочный актёр-комик Табарен. В площадном Я.
т. сформировалось пск-во знаменитых фарсовых актёров Гро-Гилъо-ма,
Готъе-Гаргиля, Тюрлюпена и др. С нач. 18 в. на подмостках франц. Я. т.
разыгрывались пьесы, заимствованные из репертуара т-ра "Комеди
Итальенн", закрытого в 1697. Расцвет Я. т. во Франции связан с
деятельностью писателя и драматурга А. Р. Лесажа. Он создал новый
репертуар Я. т., внеся в свои пьесы острые пародийно-сатирич. элементы,
высмеивал зависимое от вкусов аристократии пск-во привилегированных
т-ров, нравы "высших" слоев общества. В течение 18 в. Я. т., демократич.
по своей направленности, подвергались постоянным преследованиям со
стороны правящих кругов. Актёрам запрещалось играть лит. пьесы, говорить
и петь на сцене; полиция разрушала помещения Я.т., подвергала штрафам их
владельцев и т. д. В 18 в. на сцене Я. т. зародились жанры водевиля,
комич. оперы. Среди деятелей франц. Я. т. 18 в.- драматурги Л. Фюзелье,
Дорневаль, А. Пирон, Ж. Ж. Ваде, Г. Таконне, Ш. С. Фавар; антрепренёры
Ж. Монне, Ж. Б. Николе, Н. М. Одп-но; актёры Ж. Фавар, Воланж и др. С
развитием капи-талистич. отношений во Франции ярмарки приходили в
упадок. Постепенно Я. т. становились стационарными. В сер. 18 в. на их
основе возникли т. н. театры бульваров.
В России Я. т. получил развитие на нар. гуляньях, на ярмарках, где,
наряду с разл. зрелищными аттракционами, давались представления
кукольных т-ров. С 18 в. в балаганах ставились пантомимы, мелодрамы,
пьесы на военно-историч. сюжеты и др. В представлениях рус. Я. т.
высмеивались помещики, купцы, чиновники. Я. т. в России существовали до
конца 19 в.
Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 1-2,
M.Л., 1936-39; Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. М.- Л.,
1948; К у з н е-цов Е., Русские народные гуляния. По рассказам А. Я.
Алексеева-Яковлева..., Л.- М., 1948; Albert M., Les theatres de la foire
(1660-1789), P., 1900; M a n n e E. D., de, Menetrier C., Galerie
historique des comediens de la troupe de Nicolet, Lyon, 1869; и х ж e,
Galerie historique des acteurs francais, mimes et paradistes..., Lyon,
1877; Barberet V., Lesage et les theatres de la foire. P., 1888;
Bernardin N. M., La comedie-vaudeville aux XVII et XVIII siecle. P.,
1894; Muller d'A n g e r m ii n'd e M., Jean Joseph Vade (1719-1757) und
das Vaudeville, Greifswald, 1911 (Diss.); Heulhard A., Jean Monnet, vie
et aventures d'un entrepreneur de spectacles au XVII siecle, P., 1885; P
o u g i n A., Madame Favart..., P., 1912.
ЯРНЕФЕЛЬТ (Jarnefelt), Армас (14.VIII.1869- 23.VI.1958)-фин. дирижёр
и композитор. Чл. Швед. муз. академии (1908). Музыке учился у М.
Вегелпу-са (теория) и Ф. Бузони (фп.) в Муз. нн-те в Хельсинки; в
1890-92 брал уроки композиции у А. Бек-кера в Берлине и у Ж. Массне в
Париже. В 1895-98 Я. работал репетитором в т-рах Бреслау, Магдебурга и
Дюссельдорфа; в 1898-1903-дирижёр симф. оркестра в Выборге; в 1905-32 -
дирижёр Королевской оперы в Стокгольме (в 1910 принял шведские
подданство). В 1932 - 36 Я. - худ. рук./и первый дирижёр Финской оперы в
Хельсинки, с 1936 гастролировал в городах Скандинавии. Осуществил пост.
(впервые в Скандинавии) опер Р. Вагнера ("Кольцо Нпбелунга", 1908;
"Тристан и Изольда", 1909; "Парсифаль", 1917), В. Моцарта ("Волшебная
флейтам, 1914; цикл опер 1924), а также совр. швед. композиторов-В.
Петер-сон-Бергера, К. Аттерберга, Т. Рангстрема и др. Дирижёрский стиль
Я. отличался тонкой техникой и темпераментом. Я,- один из ведущих
финских композиторов, автор мн. ярко нац. соч. для оркестра, музыки к
драматпч. спектаклям и фильмам. Вёл педагогич. работу (с 1940- профессор
Хельсинкского ун-та).
Лит.: Vaino R'e sola A., Jarnefelt (B. Suomen Saveltajia, Hels.,
1945). Я. Г.
ЯРНЕФЕЛЬТ (Jarnefelt), Оливия (Лива) (р. 18.III. 1876) - швед.
артистка оперы (меццо-сопрано). Чл. Швед. муз. академии (1924). Пению
училась у Ю. Гюнтера; брала уроки пластики у С. Хеббе. Впервые выступила
на оперной сцене в Стокгольме в 1897. С этого года Я.- артистка, с 1898
- солистка шведской Королевской оперы в Стокгольме.
Партии: Венера, Ортруда, Кундри, Брангена ("Тан-гейзер", "Лоэнгрин",
"Парсифаль", "Тристан и Изольда"), Керубино ("Свадьба Фигаро"), Азучена,
Амнерпс, Лола ("Трубадур", "Аида", "Сицилийская вечерня" Верди), Кармен
и др.
В 1926 Я. оставила сцену, занималась педагогич. работой. Вл. О.
ЯРНЕФЕЛЬТ-ПАЛМГРЕН (Jarnefelt-Palmgren), Майкки (1871-1929) - фин.
артистка оперы (сопрано). Училась в Хельсинки у А. Ойянпере, затем у М.
Маркези в Париже и у Ю. Хей в Берлине. Выступала на оперных сценах
Германии и Италии гл. обр. в операх Р. Вагнера (Елизавета в
"Тангейзере", Зиглпнда в "Валькирии"). В 1904 вместе с композитором А.
Палмгреном принимала участие в создании оиерногс т-ра в Хельсинки.
Исполнила партию Сигрпд в опере "Даниэль Хьюрт" фин. комп. С. Палмгрена
(Турну, 1910). Занималась педагогич. работой. Н. Г.

ЯРбН, Григорий Маркович [13(25).II.1893-31.XII. 1963] - рус. сов.
артист и режиссёр оперетты. Нар. арт. РСФСР (1940). Сын либреттиста и
театр. переводчика М. Г. Ярона и оперной певицы Э. Я. Мелодист. Окончил
драм. школу Пе-терб. лит.-худож. об-ва (1912), после чего был принят в
Пе-терб. Малый т-р (Суворпн-скпй), где сыграл свою первую роль - Петю
Ростова (инсценировка "Войны и мира" Толстого). В 1913-15 работал в
т-рах провинции (Балашов, Борисоглебск, Тамбов). В 1915 - актёр Петерб.
т-ра миниатюр "Молодой т-р", где впервые исполнил роли в опереттах:
Князь ("Граф Люксембург" Легара), Вунч-хи ("Гейша" Джонса), Менелай
("Прекрасная Елена" Оффенбаха). В 1915-26 Я.- актёр т-ров оперетты
Киева, Одессы, Харькова, Петрограда, т-ров Потопчиной (Москва) п
Комической оперы под рук. Марджанова (Петроград). В 1922 Я. был одним из
организаторов, артистов и рук. Моск. т-ра оперетты (зав. худ. частью в
1927-39 и 1942-45). Я. обладал высокой музыкальностью, виртуозно владел
танце-вально-акробатич. техникой и даром комич. импровизации.
Воспитанный в основном на неовенской оперетте, буффонно-эксцентрический
актёр, Я. создавал образы-маски (имел ярко индивидуальную внешность). Он
обладал неистощимой фантазией в отделке деталей, изобретательностью в
трюках. Я. сам дополнял тексты своих ролей и эти дополнения затем
использовались др. исполнителями.
Роли: Гробовщик ("Женихи" Дунаевского), Флюс ("Людовик ...надцатый"
Сахновского и Алексеева), Фильпс, Кутайсов ("Чёрный амулет", "Холопка"
Стрельникова), Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Ельцов
("На берегу Амура" Блантера), Герман ("Роз Мари" Фримля и Стодхарта),
Воляпюк, Фраскатти, Популеску,
Луи Филипп, Пеликан ("Сильва", "Фиалка Монмартра", "Марица",
"Баядера", "Принцесса цирка" Кальмана)' Лоран ("Маскотта" Одрана) и др.
'
Как режиссёр Я. отказался от воплощения традиционных образов-масок,
от включения вставных номеров, ориентируя артистов на создание живых
характеров. Его пост. отличались эмоциональностью, оптимизмом.
Среди пост.: "Сорочинская ярмарка" Рябова, "Свадьба в Малиновке" Б.
Александрова (обе в 1937, совм. с С. Мызни-ковой), "На берегу Амура"
Блантера (1939), "Год спустя" (1940), "Девушка из Барселоны" (1942),
"Моя Гюзель" (1946) Б. Александрова, "Сильва" (1940), "Марица" (1943)
Кальмана, "Весёлая вдова" Легара (1941) и др.
Я. проводил на радио лекции-спектакли о творчестве И. Штрауса, Ф.
Легара, И.Кальмана, И.О.Дунаевского п др. Выступал в печати по вопросам
оперетты. Был консультантом "Театральной энциклопедии".
Соч.: О любимом жанре. М., 1960, 2 изд., М., 1963;
Оперетта - есть оперетта, "Рабис", 1933, JS" 9; Тоже об оперетте,
"Театр", 1938, № 6; И. Штраус, "Сов. музыка", 1949, "V- 9; II. Кальман -
мастер оперетты, там же, 195'", N". 3; Венгерская оперетта в Москве, там
же, 1956, № 3;
Ф. Легар - классик оперетты, там же, 1958, .№ 10; Дунаевский в
оперетте, "Муз. жизнь", 1959, .V' 20; Быть весёлому жанру; "Театр.
жизнь", 1961, .V 12; П. Кальман, "Муз. жизнь", 1962, №20; Три
десятилетия, в кн.: Московский театр оперетты, М., 1958, и др.
Лит.: Шершеневич В., Ярон, М.- Л., 1927;
Д а л ь ц e в 3., в сб.: У истоков, М., 1960; Д н e п p о в М.,
Полвека в оперетте, М., 1961; Утёсов Л., С песней но жизни, М., 1961; И
л ь и н с к и и И., Сам о себе, М., 1961;
Янковский М., Советский театр оперетты, Л.- М., 1962; Канделаки В.,
Памяти Ярона, "Муз. жизнь", 1964, № 5; Новикова К., Воспоминания о
Яроне, "Театр", 1964, № 6. М. Лифш.
ЯРОСЛАВЛЬ- город, обл. центр РСФСР (478 тыс. жителей на 1965). Один
из старейших театр. городов России. В 1719 в "Архиерейском доме"
давались закрытые спектакли, позже устраивались любительские спектакли в
купеч. домах. В 1751-52 в специально построенном здании регулярные
спектакли давала труппа Ф. Г. Волкова, родоначальника рус. т-ра (до
этого выступала в т. н. "кожевенном сарае"). После отъезда Волкова в
Петербург спектакли Ярославского т-ра продолжались недолго. В последней
четверти 18 в. в Я. в доме наместника губернии А. И. Мельгунова
устраивались любительские представления.
В нач. 19 в. театр. дело в Я. упрочилось. Первыми постоянными
антрепренёрами были Е. Глебов (1811-13) Д. М. Урусов (1816-18; 1827-28),
В. Обресков (1826-27)' П. Я. Паньков (1818-23), М. А. Алексеев (1841 -
48). По инициативе Панькова в 1819 построено новое театр. здание (в 1841
на том же месте М. А. Алексеев построил каменное здание, капитально
реконструированное в 1880; с 1880 Ярославский т-р стал принадлежать
городу и получил наименование Городского т-ра). В 1907 оно было снесено,
в 1911 здесь выстроено ныне существующее здание Ярославского т-ра.
Развитию театр. жизни в Я. во многом способствовал антрепренёр М. А.
Алексеев. Среди актёров его труппы были П. К. Красовский, Е. Ф.
Красовская, П. С. Бешен-цов, М. Г. Ленская. В Я. начинали свой
творческий путь Л. П. Никулина-Косицкая (1843-46), П. А. Стрепетова
В 1855-80 антрепренёром был В. А. Смирнов, придавший работе т-ра
коммерческое направление. Антрепренёры последующих лет - Н. А.

Борисовский (1887-89) К. Н. Незлобии (1893-94), 3. А. Малиновская (1
894-97)- стремились поднять сценич. культуру города. В этих антрепризах
служили актёры: А. П. Грубпн. М. М. Михайлович-Дольский, К. В. Бравич,
И. М. Шувалов, К. Е. Большаков, Е. А. Волгина-Покровская, М. А.
Крестовская, О. А. Голубева и др.
Во 2-й пол. 19 в. установилась традиция гастролей столичных актёров в
Я., здесь выступали В. И. Живокини (1850-е гг.), М. С. Щепкин (1856,
1858), А. Е. Мартынов (1856), Г. Н. Федотова (1875, 1884, 1892, 1894),
М. Н. Ермолова (1894), А. И. Южин (1897), М. П. и О. О. Садовские
(1898), В. Ф. Комиссаржевская (1903). По приглашению 3. А. Малиновской в
1894 и 1895 в Я. гастролировал Станиславский.
После Октябрьской революции театр. жизнь города активизировалась. В
1922-23 работал т-р студийных постановок под рук. А. Д. Попова, в 1924
открыт "Передвижной рабочий т-р". в 1928 - Т-р кукол, в 1931 -
колхозно-совхозный т-р и Т-р юного зрителя.
В 1966 в Я. работают: Ярославский театр им. Волкова (академический),
Т-р кукол. Филармония, Цирк (стационар), театр. и муз. уч-ща.
Лит.: Майков Ф., Ярославский т-р, "Пантеон русского и всех
европейских театров", СПБ, 1840, . 7, ч. 3;
Серебренников С., История театра в Ярославле, "Ярославские губернские
ведомости", 1842, № 3, 16 янв.;
Трефолев Л. Н., Ярославская старица, Ярославль, 194U; Г е н к и и Л.,
Из прошлого Ярославского театра, "Ярославский альманах", 1950, № 4; Ф.
Г. Волков и русский театр его времени, М., 1953; Очерки истории русского
советского драматического театра, т. 1-3, М., 1954-61; Любомудров М.,
Старейший в России, М., 1964. М. Люб.
ЯРОСЛАВСКИЙ (наст. фам.- Коган), Яков
Григорьевич (1896-2.III.1957) - рус. сов. режиссёр. Засл. деят. иск-в
Азерб. ССР (1944). Сценич. деятельность начал в Одессе. Затем работал в
Симбирске, Самаре, Москве, Архангельске, Пятигорске, Днепропетровске. В
1938-57 - режиссёр Бакинского рус. т-ра им. С. Вургуна.
Пост. спектакли: "Рюи Блаз" Гюго (1938), "Человек с ружьём" (1939),
"Разлом" (1941); "Осада мельницы" по Золя (1942), "Собака на сене".
"Варвары" (оба в 1 943); "Губернатор провинции" бр. Тур и Шейнина
(1947), "Московский характер" Софронова (1948), "С любовью не шутят"
Кальдерона, "Машенька" (оба в 1952); "В добрый час!" Розова (1955),
"Мораль пани Дульской" Запольской, "Филумена Марту-рано" Де Филинно (оба
в 1956), "Деревья умирают стоя" Касоны (1957). Г. К .-К.
ЯРОСЛАВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Ф. Г. ВОЛКОВА (Ярославский академический
ордена Трудового Красного Знамени д р а м а т и ч е с к и и т е а т р и
м е н и Ф. Г. Волков а)-старейший рус. театр. Возникновение его связано
с деятельностью Ф. Г. Волкова и относится к 1750. В 1911 т-ру присвоили
имя Ф. Г. Волкова. В октябре 1918 т-р был муниципализирован, в 1919 при
нём была организована Пролетарская драматпч. студия. На сцене т-ра
ставились пьесы, созвучные героике революции: "Ткачи" Гауптмана, "Смерть
Дантона" Бюхнера, "Зори" Верхарна, "Овечий источник" Лоне де Вега,
"Стенька Разин" Каменского, "Красногвардейцы" местного автора М. О.
Пантина. Важное значение для становления т-ра имели спектакли "Любовь
Яровая" (1926, реж. Б. А. Вертельс), "Цемент" по Гладкову (1927, реж.
тот же), "Разлом" (1928, реж. М. Л. Курский), "Бронепоезд 14-69" (1928,
реж. М. Т. Строев).
В 4929-33 происходила стабилизация труппы, в её составе были М. Л.
Курский, Н. В. Комиссаров, Н. А. Медведев, С. И. Папов, М. А. Токарева,
В. II. Флоринский, Ф. Н. Белинская и др. С конца 30-х гг. Я. т. занимает
одно из первых мест среди драматпч. коллективов РСФСР. Приверженность к
пьесам с ярко выраженным нац. рус. колоритом, глубокой обрисовкой нар.
типов характеризовала деятельность т-ра. Среди лучших пост. классич.
драматургии: "Вишнёвый сад" (1935, реж. И. А. Ростовцев), "Последняя
жертва" (1938, реж. Л. Л. Полонский), "Лес" (1948, реж. К. Ф.
Степанов-Колосов), "Чайка" (1954, реж. Т. А. Кондрашев); "Царь Фёдор
Иоан-новпч" А. К. Толстого (1956, реж. тот же), "На всякого мудреца
довольно простоты" (1964).
В т-ре ставились спектакли, посв. В. И. Ленину:
"Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой (1939), "Кремлёвские
куранты" (1940). Роль В. П. Ленина в обоих спектаклях исполнял В. Т.
Полптпмский. В 1956 пост. "Вечный источник" Д. Зорина (реж. Т. Н.
Кондрашов), в 1959 - "Третья патетическая" Погодина (реж. А. М.
Палампшев); в обоих спектаклях роль В. И. Ленина исполнял В. С.
Нельский.
Большое место в репертуаре т-ра за

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.