Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Театральная энциклопедия

страница №376

1557). Предполагается, что Я. происходит от религиозной драмы
мистери-ального характера. В основе Я. лежит танец бхут (букв. "дух",
"сверхъестественное существо"), исполняется во время больших индуистских
праздников. Сюжетом представления Я. служат эпизоды из "Рамаяны",
"Махабхараты" и преданий. Действующие лица Я. подразделяются на четыре
группы: боги (дева), люди (манава), демоны (данава) и обезьяны (ванара).
Каждая группа имеет несколько подгрупп (напр., манава делятся на раджей,
воинов и простолюдинов). О начале представлений жителей оповещают
глашатаи - барабанщики. Представление разыгрывается на небольшой
площадке или невысоком помосте, начинается с бхагавата - хвалебной песни
богам, к-рую исполняет певец и постановщик спектакля. Он же комментирует
происходящее на сцене, представляет всех действующих лиц, объясняет их
поступки, предсказывает развитие действия. Перед выходом осн. персонажей
исполняется лирич. танец ласья, затем выходят Хануман (предводитель
обезьян) и шут - коданги, они занимают зрителей клоунадой. Актёры
появляются из-за небольшого куска материи-занавеса. Представление
включает танец, пение, пантомиму. Почти во всех Я. имеется сцена битвы
добрых и злых сил, являющаяся кульминацией спектакля (побеждает добро).
Спектакль идёт в сопровождении оркестра, который состоит из барабанов,
цимбал и струнных инструментов. Существуют два стиля исполнения
Я.-северный и южный (в пределах штата Майсур). Они различаются по
костюмам и приёмам постановки; южный стиль ярче и помпезнее.
Совр. Я. сохраняет те же формы, что и в прошлые века.
Лит.: Б а б к и н а М. П., П о т а б с и к о С. И., Народный театр
Индии, М., 1964;
Кхокар М., О религиозном содержании индийских танцев, в кн.:
Индийский зт-нографический сборник. М., 1961; В а п е г j i Р г о j е s
h, Dance of India, Allahabad, 1956. Св. 77.
ЯЛАС (Jalas; до 1944- Блумстедт, Blom-stedt), Юсси (род 23. VI. 1908)
- финский дирижёр. Учился в Хельсинкской консерватории (1923-30). В 1930
- 45 - дирижёр оперной труппы Фин. Нац. т-ра, с 1945 - Фин. Нац. оперы в
Хельсинки (с 1952- один из её директоров, с 1958 - гл. дирижёр).
Исполняет гл. обр. совр. музыку. В 1934-58 преподавал в Муз. академии
им. Сибелиуса в Хельсинки. Автор BOK. и др. соч. Перевёл на фин. яз. ряд
оперных либретто. Гастролировал в странах Скандинавии и Зап. Европы,
США, Сов. Союзе. Вл. О.
ЯЛЬЦЕВ, Павел Дмитриевич (1904-1941) - рус. сов. драматург.
Одноактные пьесы Я. широко ставились на самодеятельной сцене: "Вор",
"Жена", "Возвращение", "Друзья", "Глубокий тыл", "Тайга", "Обычная
история", "На маленькой станции", "Скорый поезд", "Океан" и мн. др.
Писал также много-актные пьесы, из к-рых наиболее известна "Ненависть"
(1929).
Соч.: Маленькие пьесы, M.-Л., 193 7; Одноактные пьесы, М.-Л., 1940, и
в сб.: Советский водевиль, сб. № 7, M.-Л., 1929; Сборник одноактных
комедий, М., 1935; Сборник одноактных пьег, fX" 2], M.-Л., 1939; [№ 4},
M.-Л., 1941;
Веселый состав, M., 1939. А.Шн.
ЯМА ОРКЕСТРОВАЯ - углубление между зрительным залом и сценой, в к-ром
размещается оркестр в муз. и драм. т-рах. В настоящее время получил
распространение подъёмно-опускной оркестр (см. Оборудование сцены).
ЯМПЙЛОВ, Баудоржа Базарович [р. 2(15).IX. 1916] - бурят, сов.
композитор. Засл. деят. иск-в Бурят. АССР (1956) и РСФСР (1959). Чл.
Коммуни-стич. партии с 1961. В 1941 окончил Уральскую консерваторию в
Свердловске (класс композиции М. П. Фролова). Автор муз. драм-"Снайпер"
(1943, Бурят-Монг. музыкально-драматический т-р), "Баб-жа-Барас батор"
(1944, там же), оперы "У истоков родника" (1960, Бурятский т-р оперы и
балета), оперетт-"Проделки дяди Моргона" (1957, там же), "Счастье"
(1957, там же), "Будамшу" (1963, там же), балета "Красавица Ангара"
(совм. с Л. К. Книппером, 1959, там же), музыки к драм. спектаклям
Бурятского т-ра им. Намсараева, фильмам и др. соч. Ведёт педа-гогич.
работу с 1956 (муз. уч-ще в Улан-Удэ). Председатель Бурят, отделения
Союза композиторов РСФСР с I960.
Лит.: "Баир". Муз. драма. [Муз. Б. Б. Ямпилова, П. М. Берлинского],
М.- Л., 1940; Угрюмов Н., Композитор Ямпилов, "Свет над Байкалом", 1958,
№ 6, с. 126-29. Л. Ив.
ЯНАЧЕК (Janacek), Леош (3.VII.1854-12.VIII. 1928) - чеш. композитор,
муз. критик и дирижёр. Один из крупнейших чеш. композиторов. Кончил курс
пражской Органной школы (1874-76), в 1879-80 учился в Лейпцигской и
Венской консерваториях. Жил в Брно, где начиная с 80-х гг. руководил
основанной им Органной школой, реорганизованной после образования
независимой Чехословакии в консерваторию. Первая опера Я.-"Шарка" (соч.
1888, пост. 1925, Брно)- написана под влиянием "Либу-ше" Сметаны; вторая
- "Начало романа" (1894, Брно) - отличается использованием разговорных
диалогов и цитированием нар. песен. В 1891 Я. написал свой единств,
балет "Ракош Ракочи". Годы создания оперы "Её падчерица" (1894-1903) -
важный этап творчества Я., связанный с освоением морав-ского нар.

творчества. Я. внёс в свою музыку интонации чешской речи, а также
чешской и морав-ской песни. В опере "Её падчерица" (по пьесе Прей-совой,
1904, там же) проявились типичные для оперного творчества Я. черты:
быстрое, напряженное развитие действия, экспрессивный муз. язык,
лаконичность. Один из крупнейших реформаторов оперного жанра, Я.
расширил реалистич. возможности оперы. Вслед за "Её падчерицей" была
написана опера "Фатум" (соч. 1904, пост. 1958, Брно). В течение
последних лет своей жизни Я. создал оперы, постоянно сохраняющиеся в
репертуаре т-ров,- сатирич. дилогию "Вылеты пана Броучка" (1920, Hai
т-р, Прага), оперы -"Катя Кабанова" по пьес "Гроза" Островского (1921),
"Лисичка-плутовке (1924), "Средство Макропулоса" по пьесе К. Ч с пека
(1926) и "Из мёртвого дома" по роману Ф. М Достоевского (соч. 1928,
пост. 1930) - все послед ние оперы пост. в Брно. Большим успехом пользе
вались оперы "Катя Кабанова" и "Из мёртвог дома" на Эдинбургском
фестивале 1964 (пражски! Нац. т-р). Оперы Я. получили в 1960-е гг.
болыпув популярность. "Средство Макропулоса" пост. лондон ским т-ром
"Сэдлерс-Уэллс" (1964) и стокгольмской Королевской оперой (1965), "Её
падчерица" (1964) f "Лисичка-плутовка" (1956) - В. Фельзенштейном E
берлинском т-ре "Комише опер".
Лит.: Нестьев И., "Её падчерица" Леоша Яначека М., 1960; Полякова Л.,
Об оперном Яначеке, "Сов. музыка", 1964, № 7; Ш е д а Я., Леош Яначек,
Прага, 1957;
Vogel J., Leos Janacek. Leben und Werk, Prag, (1958 j;
Racek J., Leos Janacek, Brno, 1963; Seda J., Leos Janacek, Praha,
1961. Ал. М.
ЯНБУЛАТОВА, Рагида Саитгалеевна [р. 15(28). XII. 1915] - башк. сов.
актриса. Нар. арт. Башк. АССР (1954), засл. арт. РСФСР (1955). Чл.
Коммуни-стич. партии с 1941. В 1935 окончила театр. отделение Техникума
иск-в (Уфа). В том же году вступила в труппу Башк. т-ра драмы.
Роли: Карлугас ("Ласточка" Бикбая), Сарвар, Сажида ("Башмачки",
"Зятюшка" Ибрагимова), Галима ("Черноли-кие" по Гафури), Тансулпан (о.
п. Даяна), Фангия ("Жёнушка" Мубарякова), Раиса (о. п. Асанбаева),
Файруза, Шафак ("Одинокая берёза", "Ночь лунного затмения" Карима),
Майсара ("Голубая шаль" Тинчурина), Галия Бану (о. п. Файзи), Лиля
("Асыляр" Файзи), Гульчира ("Ледоход" Гиз-зата), Джамиля ("Бай и батрак"
Хамзы), Татьяна ("Мещане"), Ксения ("Разлом"), Дездемона; Луиза
("Коварство и любовь") и др. А. Ив.
ЯНЕТ, Николай Яковлевич [р. 26.V(7.VI) 1893]- рус. сов. артист
оперетты. Нар. арт. РСФСР (1959). Учился в Петербурге у А. П.
Петровского на драма-тич. курсах Е. П. Рапгофа. С 1912 Я.- актёр
провинциальных драм. т-ров (преимущественно на юге России). С 1923
работал в т-рах оперетты (Моск. т-р комич. оперы и оперетты под рук. К.
А. Марджано-ва, 1923; оперетта ленингр. Таврического сада, 1924;
Харьковский т-р муз. комедии, 1926-29 и др.). С 1929 Я. - актёр
Ленингр. т-ра муз. комедии (в 1939-49- реж. т-ра, в 1941-45- художеств.
руководитель). Я. внёс в опереточный спектакль стремление к жизненной
правде, характерности облика персонажа, тяготение к психологич.
раскрытию образа. Как актёру Я. особенно удаются характерные роли в сов.
муз. комедиях - Бобриков ("Золотая долина" Дунаевского), Егудкин
("Взаимная любовь" Каца), Чижов(" Раскинулось море широко" Витлина,
Круца и Минха),
Вундервуд ("Поцелуй Чаниты" Милютина), Боцман ("Севастопольский
вальс" Листова), Сико ("Кето и Котэ" Долидзе). Др. роли: Тамбур-мажор
("Дочь тамбур-мажора" Оффенбаха), Дулитл ("Моя прекрасная леди" Лоу) и
др.
Лит.: Янковский М., Советский театр оперетты. Очерк истории, Л.-М..
1962; Владимирская А., Н. Янет, Л.- М., I960. М Я
ЯНКОВСКИЙ (наст. фам.-Х и с и н), Моисей Осипович [р. 27.Х(8.Х1).
1898] - рус. сов. театровед и музыковед. В 1924 окончил Моск. ун-т. В
1931-33 - художеств. руководитель Ленингр. т-ра муз. комедии. В 1930-37,
1943-49, с 1953-старший научный сотрудник Ин-та т-ра, музыки и
кинематографии в Ленинграде. Автор исследований по истории оперетты,
либретто муз. комедий ("Золотая долина" Дунаевского и др.), критич.
статей и рецензий.
Соч.: Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР,
М.- Л., 1937; Шаляпин и русская оперная культура, М.-Л., 1947;
Римский-Корсаков и революция 1905 г., М,- Л., 1950; Н. И.
Забела-Врубель, М., 1953;
Шаляпин [1873-1938], М., 1955; Советский театр оперетты. Очерки
истории, Л., 1962; Стасов и Римский-Корса-ков, в сб.: Римокий-Корсаков.
Исследования. Материалы. Письма, М., 1953 (Музыкальное наследство, т.
1); Театральная общественность Петербурга в 1905-1907 гг., в сб.:
Первая русская революция и театр. М., 1956; Вступ. ст., подготовка
текста и примеч., в кн.: Стихотворная комедия конца XVIII-начала XIX
вв.,М.-Л., 1964; Иван Ершов и русская оперная культура, в сб.: Иван
Васильевич Ершов, Л.-М., 1966, и др. С. Др.

ЯНКУС, Юозас Юргис (р.4.III.1912) - литов. сов. театр. художник. Нар.
художник Лит. ССР (1957). Как театр. художник начал работать в 1940 в
Шяуляйском драм. т-ре. Работал с режиссёром Б. Даугувети-сом над пост.
пьесы "Новая борозда" (1945, Т-р драмы Лит. ССР, Вильнюс). В 1945-48
оформлял спектакли в Клайпедском муз. т-ре. В 1948-53 - художник Т-ра
драмы Лит. ССР. С 1953 - гл. художник Т-ра оперы и балета Лит. ССР.
Оформил здесь пост. опер:
"Марите" (1953), "Город солнца" (1965) Рачюнаса, "Пиленай" Кловы
(1956), "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (1963); балетов - "На
берегу моря" Юзелюнаса (1953), "Аудроне" Индры (1957), "Эгле - королева
ужей" Бальсиса (1960) и др. Гос. пр. СССР (1952). В. К.
ЯННЙДИС (???????), Антонис (р. 17.III.1901) - греч. актёр. В 1927
впервые выступил в "Т-ре молодых" (Афины). Вскоре перешёл в Т-р М.
Кивели, где играл роли: Талбот ("Мария Стюарт"), Банко ("Макбет"),
Яльмар ("Дикая утка" Ибсена), Дорн ("Чайка") и др. В 1940 совм. с Г.
Паппасом создал театр. труппу. В 1944 принял участие в Декабрьском
восстании против англ. интервенции. В 1945 с театр. труппой
Сопротивления переехал в город Козани. В 1945 возвратился в Афины,
принимал участие в создании т-ра "Объединённых артистов"-одного из
крупнейших театр. коллективов Греции. Во время спектакля "Юлий Цезарь"
был ранен фашистским террористом. В 1947 гастролировал с т-ром в Румынии
и Болгарии. В 1948 т-р работал в районах, освобождённых демократич.
армией Греции, где ставил спектакли для армии. В 1949 организовал совм.
с драматургом и режиссёром Г. Севастикоглу т-р греч. политэмигрантов в
Ташкенте. Одновременно в 1951-54 учился в Ташкентском театр. ин-те. С
1954 живёт в Москве. В 1964 работал в кино.
Лучшие роли: Смердяков ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Кассио
("Юлий Цезарь"), Тригей ("Мир" Аристофана) и др. Я. М.
ЯНОВИЧ (наст. фам.- К у ? б а с), Степан Филиппович
(28.X.1862-10.??.1908) - укр. актёр и режиссёр. Отец режиссёра А. С.
Курбаса. В 1884-99 работал актёром, а в 1891-98 - режиссёром и актёром
укр. т-ра львовского об-ва "Руська бесща". Талант Я. наиболее полно
раскрылся в героич. и лирич. ролях в пост. им самим спектаклях: Иван
Непокрытый ("Дай сердцу волю, заведёт в неволю" Кропивницко-го), Гнат
("Бесталанная" Карпенко-Карого), Дмит-ро и Гриць ("Не суждено!", "Ой, не
ходи, Грицю..." Старицкого), Михайло Гурман ("Украденное счастье"
Франко). Р. Я.
ЯНОВСКИЙ, Борис Карлович (31.???.1875-19.1. 1933)-рус. и укр. сов.
композитор, дирижёр, педагог.
Окончил Киевский ун-т. До 1917 был дирижёром, преподавателем музыки,
муз. критиком в Киеве, Москве, Петрограде, Тифлисе.
Оперы: "Два Пьеро, или Коломбина" (1907, киевская труппа С. В.
Брыкина), "Мададжара" (1907, там же; 2-я ред.- "Сестра Беатриса", 1910,
Тифлис, Оперное товарищество под упр. А. А. Эйхенвальда), "В 1812 году"
(1912, Тифлис, Оперное товарищество под упр. И. П. Палиева),
"Флорентийская трагедия" (1913, Одесса, оперная труппа под упр. А. И.
Си-бирякова), "Ведьма" (1916, Студия оперы С. И. Зимина), "Взрыв" (1927,
Харьковский т-р оперы и балета), "Самийло Кишка" ("Дума черноморская",
1920, Киевская гос. опера). Я. также автор балетов- "Аравийская ночь"
(1916, Москва, Студия оперы С. И. Зимина) и "Ференджи" (1930,
Харьковская гос. опера), муз. комедии "Гробовщик" (соч. 1923), музыки к
спектаклям харьковских т-ров и др. соч.
С 1918 вёл педагогия, работу в Харькове (Муз. техникум и
Муз.-драматич. ин-т). А. Ив. и Ек.Л.
ЯНОВСКИЙ, Евгений Григорьевич (3.1.1889- 12. VI. 1950) - рус. сов.
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1929 написал пьесу "Ярость"
о становлении первых колхозов на сов. земле (пост. впервые в 1930 в
Ленингр. академич. т-ре драмы). Эта нар. трагедия вошла в число лучших
сов. пьес 30-х гг. и широко ставилась в сов. т-рах. Я. принадлежат также
пьесы "Женщина" (1932), "Столица" (1935). В годы Отечеств, войны
написаны пьесы "Где-то в Подмосковье" о борьбе сов. партизан с нем.
оккупантами, одноактные пьесы - "Родной ребёнок", "Свой дом", "Таланты
из глубин". Автор скетчей, сценок и пьес для эстрады. И. В.
ЯНОВСКИЙ, Юрий Иванович (24.VIII. 1902-25.11. 1954) - укр. сов.
писатель, драматург. Первое драм. произв.- "Море" (изд. в 1922). Затем
писал пьесы, статьи о т-ре. Широкое признание получила пьеса "Дума о
Британке" (1937), в к-рой с большой художеств. силой показано рождение
Сов. власти на юге Украины, борьба трудящихся против внутр.
контрреволюции. Я. принадлежат пьесы: "Завоеватели" (1932), "Потомки"
(1940), "Сын династии" (1944), "Молодая воля" (1948)-о юношеских годах
Т. Г. Шевченко. В репертуар мн. т-ров Украины вошла пьеса Я. "Дочь
прокурора" (1954, Киевский т-р им. Л. Украинки) о воспитании молодёжи.
С о ч.: Твори, т. 1-5, К., 1958-59; в рус. пер.- Собр. соч. в трёх
томах, М., 1960 (т. 3 - Пьесы и сценарии). Лит.: Б а б и ш к i н О.,
Юр1й Яновський, К., 1957;
Килимник О., Юрий Яновский, М., 1962; Т ? о с т я-н е ц к и и А.,
Юрий Яновский, М., 1959. Д. Б.

ЯНСОН, Роберт (2.IV.1864-4.IV.1899) - латышский актёр и переводчик.
Один из первых пропагандистов Шекспира в Латвии. В 1884 Я. перевёл и
пост. с труппой любителей в городе Елгаве пьесу "Венецианский купец". В
1887-97 был актёром Рижского Латыш, т-ра, играл гл. обр. героич. роли:
Ричард III, Макбет, Отелло, а также роль Кречинского и др. В 1897
организовал передвижную театральную труппу и руководил этим коллективом,
здесь впервые на латыш. сцене пост. пьесы "Нора" Ибсена и "Фауст" Гёте.
Выступал как чтец. Исполнял "Ричарда III" Шекспира (в своём переводе),
"Демона" Лермонтова. Б. Гуд.
ЯНСОНС, Арвид Кришевич (р. 24.X.1914) - латыш. сов. дирижёр. Засл.
арт. Латв. ССР (1950) и засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Муз. образование
получил в Народной консерватории г. Лпепая (1929-35) и в Латв.
консерватории в Риге (1940-44). В 1931-40 - скрипач оркестра Лиепайской
оперы и Филармонии. С 1940 - скрипач, в 1944-52 - дирижёр Т-ра оперы и
балета Латв. ССР (Рига). Дирижировал классич. и сов. балетами, в т.
ч."Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан",
"Красный мак"; "Лайма" Ленина, "Сакта свободы" Скултэ (Гос. пр. СССР,
1951) и др.; операми-"Отелло" Верди и др. В 1947-52 был также дирижёром
симф. оркестра Латв. радио. С 1952 - дирижёр оркестра Ленингр.
филармонии. Дирижёрское иск-во Я. характеризуется пластичностью в
трактовке формы, эмоциональностью исполнения. Выступал как симф. дирижёр
в Чехословакии, Германии, Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии, Англии,
Норвегии, Финляндии, Японии (почётный дирижёр симф. оркестра Токио в
1958; серебряная медаль г. Токио, 1964), Греции, Италии. Я. В.
ЯНУШЕВИЧ, Анна (Ганна) Яковлевна (р. 28.XII. 1907) - укр. сов.
актриса. Нар. арт. УССР (1965). Окончила в 1928 Киевский
музыкально-драматический институт им. М. Лысенко. Сценическую
деятельность начала в Т-ре им. И. Франко (1927-1931). С 1931 - актриса
Харьковского т-ра Революции, с 19.37 - Харьковского т-ра им. Ленинского
комсомола, с 1940 -Черновицкого т-ра им. О. Кобылянской. Сценич. образы
Я. отличаются глубиной психоло-гич. трактовки. Он-а выступает в жанре
героич. трагедии и социальной бытовой комедии, точно передавая замысел
драматурга, стиль сценич. произведения.
Роли: Маша ("Девушки нашей страны" Микитенко), Панова ("Любовь
Яровая"), Варка ("Бесталанная" Кар-пенко-Карого). Эмилия ("Отелло"),
Анна Андреевна ("Ревизор"), Анна ("Леся" Андриевич), Мария Тюдор (о. п.
Гюго), Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Меланья ("Егор Булычев и
другие"), Мария ("Земля" Кобылянской), Анна Фирлинг ("Мамаша Кураж и её
дети" Брехта), Зоя ("Волчица" по О. Кобылянской). Снималась в кино.
Лит.: Горчи нська В., В единому ансамбл? "Мистецтво", 1962, № 2, с.
14-15; Андр?евич М. Зр?л?сть таланту, газ. "Рад. Буковина", Черн?вц?,
1960 2 грудня; Стан?славський М., Торжество таланту газ. "Культура ?
життя", К., 1965, 27 травня. Д. J5.
ЯНЦАТ, Валентин Иванович [р. 21.Х?(4.Х??)1 1905] - рус. сов. актёр.
Нар. арт. РСФСР (1951). В 1927 окончил студию Ю. М. Юрьева (б. Школа
русской драмы) и работал в труппе Ленингр. Большого драм. т-ра (1927-32
и 1935-38). Здесь Я. проявил себя как лирико-романтич. и
героико-ро-мантич. актёр (исполнение ролей Дон Карло-са и маркиза Позы -
"Дон Карлос"). Роман-тич. окрылённостью были отмечены также образы
Вартана ("Город ветров" Киршона) и Мо-тылькова ("Слава" Гусева). В числе
ролей, сыгранных Я. в Большом драм. т-ре: Жадов ("Доходное место"), Дон
Гу-ан, Моцарт ("Каменный гость", "Моцарт и Сальери" Пушкина), Пётр
("Мещане"), Дон Фелипе ("Благочестивая Марта" Тирсо де Молины) и др. В
1934-35 и с 1938 Я. работает в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина. В числе
его лучших ролей: Тригорин ("Чайка"), Черкун ("Варвары"), Борейко
("Порт-Артур" Степанова и Попова). В этом т-ре Я. создал яркие и острые
характеры, точные и нередко злые сатирич. зарисовки (Полудин -
"Персональное дело" Штейна).
Роли: Чацкий; Михаил ("Зыковы"); Фёдор ("Нашествие"), Гарри Смит
("Русский вопрос"), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Динери ("Осенний сад"
Хелман), Корзухин ("Бег" Булгакова), Маринваль ["Встреча"
("Мари-Октябрь") Робе-ра], Козловский ("Между ливнями" Штейна) и др.
Гос. пр. СССР (1951). С. Ц. ЯНЧО (Jancso), Пал (1761-1845) - венг.
актёр. Один из первых венг. проф. комедийных актёров. С 1792, с момента
открытия постоянного т-ра в г. Клуже, работал в этом т-ре. Исполнял роли
в переводных нем. мелодрамах Э. Раунаха, А. Коцебу и др. Наиболее
значит, роль-гофмаршал Кальб ("Коварство и любовь"). Мрачная, почти
трагич. внешность Я. была своего рода маской актёра и контрастно
оттеняла остро комедийное содержание образов.
Искусство Я., связанное с традициями площадного т-ра, оказало
значительное влияние на развитие комедийного иск-ва венг. т-ра 19 века.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2,
М.. 1957, с. 820-22; G у и 1 а ? Р а 1, Az elso magryar
komi-kus.B'KH.: Vazlatok es Kepek, kot. 2, Bdp., [s. а.]. А.Гер.

ЯНШИН, Михаил Михайлович [р. 20.Х(2.Х1).' 1902] - рус. сов. актёр и
режиссёр. Нар. арт. СССР (1955). В 1922 был принят во 2-ю Студию Моск.
Художеств. т-ра. Вся актёрская жизнь Я. связана с МХАТом, в труппу
к-рого он вступил в 1924 вместе с группой молодых актёров (Н. П. Хмелёв,
Н. П. Баталов, М. Н. Кедров, Б. Н. Ливанов, Н. М. Горчаков и др.).
Дебютировал в ролях Выборного ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого),
Петрушки ("Горе от ума"), Добчин-ского. В 1928 Я. сыграл роль Васи
("Квадратура круга" Катаева) и ряд др. Серьёзность, взволнованность,
даже драматизм в комедийных ситуациях - источник комедийности мн. ролей
Я., в т. ч. одной из лучших его ролей - Лариосика ("Дни Турбиных"
Булгакова). Юмор Я. лиричен, отличается своеобразной поэтичностью. Я.
играл и комедийно-фанта-стич. роли (доктор Гаспар - "Три толстяка"
Оле-ши). В спектакле "Горячее сердце", близком нар. праздничным
зрелищам, исполнил роли Жигунова, Сидоренко, позднее Градобоева. Я.
создал своеобразный цикл чеховских образов. Он сыграл роли:
Ферапонта и Чебутыкина ("Три сестры"), Симеоно-ва-Пищика ("Вишнёвый
сад"), Телегина ("Дядя Ваня"), Сорина ("Чайка"). Добродушие Сорина в
исполнении Я. лишено равнодушия, его деликатность активна; как активна и
кротость Телегина. В перечисленных ролях и затем в роли Маргаритова
("Поздняя любовь" Островского) Я. развивает традиционный для рус. лит-ры
и т-ра мотив "маленького человека", доходя порой до трагизма,
подчёркивая глубокую, но неловкую доброту, затаённый лиризм. Среди
лучших работ Я.- роль сэра Питера ("Школа злословия" Шеридана),
сыгранная с ярким юмором и музыкальностью.
Одновременно с работой во МХАТе Я. был художеств. руководителем
цыганского т-ра "Ромэн" (1937-41), где пост. спектакли "Кровавая
свадьба", "Чудесная башмачница" Гарсиа Лорки, "Действующие лица"
Светлова, "За ваше счастье" и "Песня об Урсаре" Ром-Лебедева и др. В
1950-63 возглавлял Моск. драм. т-р им. К. С. Станиславского. Пост.:
"Грибоедов" Ермолинского (1951), "Девицы-красави-цы" Симукова,
"Наследники Рабурдена" Золя (оба в 1952), "Дни Турбиных" Булгакова,
"Чайка" (оба в 1954); "Такая любовь" Когоута (1959), "Первый день
свободы" Кручковского (196?), "На улице Счастливой"
Принцева (1963) и др. В 1957 пост. в МХАТе (совм. с П. М. Лесли)
спектакль "Дворянское гнездо" по Тургеневу (играл здесь роль Лемма). Как
режиссёр Я. тяготеет к бытовой достоверности, лирическому подтексту.
Др. роли: Антонио, Бартоло ("Безумный день, или Женитьба Фигаро"),
Мозгляков ("Дядюшкин сон" Достоевского), Почтмейстер, Губернатор
("Мёртвые души"), Пономарь ("Елизавета Петровна" Смолина), Бутон
("Мольер" Булгакова), Двоеточие ("Дачники"). Ц, Сол.
ЯЙКО КАЙТАНИ - см. Кайтани, Яоко. ЯПбНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Зародилась в
т-ре Но. Традиционная Я. д. делится на драматургию т-ра Но (ёкёку и
кёгэн}, т-ра кукол - дзёрури, т-ра Кабуки и симгэки.
Драматургия театра Но. Драматургии. форма, сложившаяся в
.представлениях т-ра Но (14- 15 вв.), состояла первоначально из песен и
танцев. Получила название ёкёку. Текст ёкёку слагается из ритмич. прозы,
стиха, ораторской и разговорно-бытовой речи. Значит, место в этих пьесах
отведено хору, к-рый активно включается в действие, объясняет
происходящее на сцене, выражает свои эмоции, даёт оценку происходящему и
т. д. Пьесы ёкёку строятся на острых конфликтах, разрабатывают тему
личности и судьбы. В качестве сюжетов используются сказания и легенды,
историч. хроники и лит. произведения. Большинство пьес, составляющих
репертуар т-ра Но, написано во 2-й пол. 14-нач. 15 вв. Известными
авторами ёкёку были: Канами (Канъами) и его сын Дзэами. Среди наиболее
популярных пьес - "Мацукадзё", "Хагоромо", "Ясима", "Сумидагава",
"Атака". Тексты ёкёку содержат авторские указания, касающиеся муз.
характера декламации, интонаций, масок, костюмов, реквизита и др. В т-ре
Но используются и др. драма-тургич. формы, напр. кёгэн-небольшая комич.
пьеса, сходная с фарсом, исполняемая в интервалах между большими
пьесами. Кёгэн реалистически показывает жизнь разл. слоев общества
Японии 15-16 вв. Пьесы эти написаны разговорным яз. на бытовые сюжеты.
Сочетание в спектаклях т-ра Но ёкёку и кёгэнов даёт возможность
достигать в представлениях большого тематич. и стилевого разнообразия.
Бытовые диалоги кёгэнов контрастируют с тонкой гармоничностью,
поэтичностью ёкёку. До конца 16 в. кёгэны передавались изустно от
учителя к ученику. Часто тексты менялись и приспосабливались к отдельным
исполнителям. В конце 17 в. появились записи текстов кёгэнов с
замечаниями и комментариями, относящимися к постановке. Тексты кёгэнов,
используемые в совр. япон. т-ре, подверглись значит, обработке, авторы
большинства из них неизвестны.'
В 16 в. возникла драматургия театра к у-к о л-д з ё р у р и. В основе
этого вида Я. д.-старинный нар. песенный сказ, к-рый в 16 в. был
соединён с традиционным представле

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.