Жанр: Энциклопедия
Театральная энциклопедия
...60, Баку,
Т-р оперы и балета им. Ахундова), музыки к спектаклям "В начале мая"
Любимовой (1946, ТЮЗ, Баку), "Фитнэ" Шайка (1946, ТЮЗ, Баку), "Царство
цветов" Азимзаде (1948, ТЮЗ, Баку) и др. Композитор широко пользуется
гармонич. языком и интонац. особенностями ашугской музыки.С 1954
А.доцент кафедры композиции Бакинской консерватории. Автор симф. поэм,
концертов и др. произв.
Лит. соч.: Узеир Гаджибеков и его опера оКёр-оглы", Баку, 1956. К.
Кае.
АББАСОВ, Гаджи Ага Муталиб оглы (р. 16.VI. 1888) - азербайджанский
советский актёр, театральный деятель. Нар. арт. Азерб. ССР (1932).
Впервые на сцене выступил в 1905 в роли Молла Ибрагима Халила в одноим.
комедии М. Ф. Ахундова. Играл в до-революц. азерб. труппах, исполняя
преим. комедийные и бытовые роли. В сов. время был в числе организаторов
Бакинского сатир.-агиттеатра, к-рым руководил в 1921-24. Один из первых
деятелей союза "Рабис" (1921). В 1925-29 был директором и актёром Т-ра
им. Азизбекова (Баку). В 1930-37 - директор театр. техникума.
Среди ролей А.: Гаджи Гамбар ("Из-под дождя, дав ливень" Везирова),
Расул,Шамдан-бек ("Бахадыр и Сона", "Шамдан-бек" Нариманова) и др.
Особенно ярко и выразительно играл роль шейха Насрулла ("Мертвецы"
Мамедкулизаде). Автор одноактных пьес и водевилей ("Молла Панах Вагиф",
"Завоевание Баку").7i\ К'ас.
АБЬАСОВ, Мирза Али (1874-1943) - азербайджанский советский актёр.
Засл. арт. Груз. ССР (1924). Впервые выступил на сцене в 1898 в роли
Фарраша в комедии "Везир ленкоранского ханства" Ахундова. Работал в
азерб. драм. труппе в Тифлисе, участвовал в гастрольных спектаклях в
Тебризе, Ташкенте и др. городах. Был одним из организаторов, ведущим
актёром и режиссёром (с 1916) тифлисского азерб. т-ра. Играл преим.
трагедийные роли в манере, близкой к традициям крупнейшего азерб. актёра
Араблинского.
Роли: Каджар ("Ага Мухаммед-шах Каджар" Ах-вердова), Отелло; Франц
("Разбойники") и др. К. Кае.
АББАСОВ, Эйюб Джебраил оглы(1905-18. XII. 1957) - азербайджанский
советский писатель, драматург. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1954). Член
КПСС с 1929. В 1932 окончил Бакинский педагогич. ин-т, работал учителем
в Нахичевани. Лит. деятельность начал в 1932 (писал стихи, прозу). Автор
ряда ььес на сказочные и сов р. темы, вошедших в репертуар азерб. ТЮЗа
(Баку): "Мелик Мамед" (1943), "Песня весны" (1949), "Агиль и Сервиназ"
(1958). Я. Кас.
АБДУЛЛА АХМЁТ (наст. фам. и имя - А х м е-т о в, Абдулла Сафиевич)
[р. 12(25). II 1.1905] - татарский советский писатель, драматург. Член
КПСС с 1944. Лит. деятельность начал в 1929. В 1936 окончил Казанский
педагогич. ин-т (факультет языка и лит-ры). Первые пьесы А. - "Соседи",
"Звезда"- написаны совм. с А. Алишем (в 1934-35). Автор пьесы-сказки
"Падчерица" (1937, Т-р им. Камала, Казань), пьес, посв. нефтяникам
Татарии: "Тайны" (1949) и "Слово джигита" (1955) - Т-р им. Камала. Для
детского т-ра А. написал пьесы "Гюльчечек" (1951) по нар. сказке,
"Подозрительный человек" и др. Х.К.
АБДУЛЛА САБЙР (наст. фам.. и имя - А б-д у л л а е в, Сабирджан) [р.
5(18). IX. 1905] - узбекский советский поэт, драматург. Засл. деят.
иск-в Узб. ССР (1944). Член КПСС с 1945. Лит. деятельность начал в 1925.
В 1927 написал первую пьесу "Налёт на корреспондента". Автор муз. драм:
"Дочь садовника" (l'J30, Самаркандский т-р), "Айхон" (1935), "Тахир и
Зухра" (1939). Великой Отечеств, войне посв. пьесы: "Курбан Умаров"
(1941), "Даврон-ата" (1942) говм. с К. Яшеном, "Азим пушка" (1943) совм.
с А. Нсматовым. Написал пьесы "Мукими" об узб. поэте (1954; рус. пер.
1955) и "Таланты" о жизни узб. текстильщиц. Пьесы А. С. ("Мукими",
"Курбан Умаров" и др.) ставились в муз.-драм. т-рах Узб. ССР, в т. ч. в
Т-ре им. Мукими (Ташкент), в Андижанском, Самаркандском и др. Т. Г.
АБДУЛЛАЕВ, Али Бала Абдулла оглы (р. 23.III. 1915) - азербайджанский
советский танцовщик, балетмейстер. Нар. арт. Азерб. ССР (1959).
Участвовал в хореографич. кружке профсоюза печатников. В 1935 поступил в
танц. ансамбль Азерб. филармонии (Баку). С 1941-худ. рук. танц. группы
ансамбля песни и пляски Азерб. филармонии. Яркий исполнитель нар.
танцев, А. осуществил также ряд постановок в ансамбле (танцы народов
СССР "Дружба" и др.) и танцев в спектаклях т-ров Баку ("Аршин мал алан"
У. Гаджи-бекова в Т-ре музкомедии, "Ашик Гариб" 3. Гад-жибекова и
"Даиси" Палиашвили - в Театре оперы и балета). К. Кае.
АБДУЛЛАЕВ, Камал Джан Бахиш оглы (р. 18.1. 1927) - азербайджанский
советский дирижёр оперы. Засл. деят. иск-в Азербайджанской ССР (1958).
Член КПСС с 1958. Окончил Бакинскую (ученик А. А. Гроссмана) и Моск.
(ученик Л. М. Гинзбурга) консерватории. С 1952- дирижёр, с 1953- гл.
дирижёр Т-ра оперы и балета им. Ахундова (Баку). Руководил пост. опер
"Евгений Онегин" (1953); "Сицилийская вечерня"
Верди (1954), "Азад" Джангирова (1957), балетов "Семь красавиц"
Караева (1952); "Спящая красавица" (1955); "Гюлыпен" С. Гаджибекова
(1958) и др.
АБДУЛЛАЕВ (псевд. -Ч о п а н), Шахмардан Гасан-Гусейнович [р. 10(23).
V.I 911 ] - кумыкский советский актёр, лакский писатель, драматург. По
национальности лак. Нар. арт. Даг. АССР (1955). В 1954 окончил
Дагестанский педагогич. ин-т. Сценич. деятельность начал в Кумыкском
т-ре в 1934.
Роли: Алихан ("Чабан Арслан" Курбанова), Вурм ("Коварство и любовь"),
Робинзон ("Бесприданница"), Перчихин ("Мещане"), Жевакин ("Женитьба"),
Чеусов ("Мятеж" по Фурманову), Бублик ("Платон Кречет"), Аллан ("Семья
Аллана" Мухтарова). Автор пьес:
"Тулпар" (1937-38, Кумыкский т-р, Махачкала, Аварский т-р, Вуйнакск),
"Два арбуза в одной руке" (1945, Лакский т-р, Кумух), "Настоящая любовь"
(1948, Лакский т-р), "Месть", "Широкий путь". Пьесы А. посвящены совр.
жизни Дагестана, борьбе с пережитками прошлого. М. Я.
АБДУЛЛИН, Ибрагим Ахметович (р. 20. IX. 1920) - башкирский советский
писатель, драматург. Член КПСС с 1947. Окончил Лит. ин-т им. Горького в
Москве (1957). Лит. деятельность начал в 1938. Первая пьеса - "Алый
платок" (1939). Написал пьесы на совр. темы: "Глубокое дыхание" (1947) -
о нефтяниках Башкирии, "Обещанное не забывается" (1948), "Мы не
расстанемся" (1950), "Прекрасные долины Ак-Идели" (1950), "Свояки"
(1952), "Генерал Шай-муратов" (совм. с Ш. Насыровым, 1958)- о
патриотизме сов. людей в Отечеств, войне. Пьесы А. пост. в башк. и тат.
т-рах. Писал пьесы для самодеятельности.
Соч.: Пьесалар, вфе, 1958; в рус. пер.-[пьесы], в сб.:
Башкирская советская драматургия, М., 1954.
АБДУЛЛИН, Муртаза (1910-4.XI. 1946) - татар ский советский
театральный художник. Учился в Академии художеств в Москве. Первый тат.
театр. художник. В 1933-39 работал в Т-ре им. Камала (Казань), оформил
спектакли: "За туманом" Ш. Камала (1935), "Враги" (1936); "Потойд" и
"Славная эпоха" Гиззата (1937, 1936), "Каменный гость" Пушкина (1937),
"Молодая жизнь" Кулахметова (1938), "Шам-сикамар" Аблиева (1938). В
1939-40 - художник Т-ра оперы и балета (Казань), оформил оперу "Кач-кын"
("Беглец") Жиганова (1939) и др. X. К.
АБДУЛЛИН, Муслим Мукимович [р. 1(14). III. 1916] - казахский
советский артист оперы (лирич. тенор). Нар. арт. Каз. ССР (1947). Пению
обучался в Алма-Атинском муз. училище и в Казах, студии при Моск.
консерватории. Впервые выступил на оперной сцене в Алма-Ате в 1939. С
этого же года А. - артист Т-ра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата).
Партии:
Тулеген, Отарбек, Балпан, Кайрат ("Кыз-Жибек", "Ёр-Таргын",
"Дударай", "Гвардия, вперёд!" Бруси-ловского), Азим ("Абай" Жубанова и
Хамили), Жек ("Алтынчеч" Жиганова), Лю-Чунь ("Назугум" Кужа-мьярова),
Серик ("Биржан и Сара" Тулебаева) и др. Вместе с братом Р. М. Абдуллиным
выступает на концертной эстраде.
Лит.: Мессман В., Возрождение песни, Алма-Ата, 1958. Я. Л.
АБДУЛЛИН, Ришад Мукимович [р. 1(14). III. 1916] - казахский советский
артист оперы (баритон). Нар. арт. Каз. ССР (1947). Член КПСС с 1955.
Пению обучался в Казах, студии при Моск. консерватории, к-рую окончил в
1937. С 1939 А. - солист Т-ра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата).
Партии: Сугур, Артём, Тастан ("Жалбыр", "Дударай", "Гвардия, вперёд!"
Брусиловского), Кожагул ("Биржан и Сара" Тулебаева), Абай (о. п.
Жубанова и Хамиди), Спегин, Демон, Эскамильо и др. Творчеству А.
свойственны черты героики и драматизма.
Лит.: Мессман В., Возрождение песни, Алма-Ата, 1958. АН. К.
АБДУЛЛИНА,Айша (р. 1916)- казахская советская актриса. Нар. арт. Каз.
ССР (1958). В 1935 окончила студию при Казах, т-ре драмы (Алма-Ата) и
вступила в труппу этого т-ра. Роли:1 Енлик, Алтыншаш ("Енлик и Кебек",
"Белая берёзка" Ауэзова), Марья Антоновна ("Ревизор"), Панова ("Любовь
Яровая"), Марзия ("Ахансерэ и Актокты" Мусрепо-ва), Дездемона. В 1947
перешла в Чимкентский казах, т-р, где исполняет разнообразные роли,
начиная от девушки-подростка Насибы ("Больные зубы" Ках-хара) и кончая
Галчихой ("Без вины виноватые"). Среди ролей в этом т-ре: Сауле ("Дружба
и Любовь" Абишева), Анар ("Цвети, степь!" Тажибаева), Майра (о.-п.
Тажибаева), Беатриче ("Слуга двух господ"), в муз. спектаклях:
Кыз-Жибек, Айман ("Кыз-Жибек", "Ай-ман и Шолпан" Брусиловского),
Гульчахра ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова). Н. Л.
АБДУЛОВ, Гавриил Данилович [р. 25.Ill (7..IV). 1908] - pvc. сов.
актри режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1955). Засл. арт. Узб. ССР (1958).
Член КПСС с 1943. Окончил Институт кинематографии в Москве (1931),
работал на кинофабрике Мосфильм. С 1932-худ. рук. и акгёр в театрах
Алма-Аты (1932-33), Уральска (1933-35), Сухуми (1935-37), Тобольска
(1951-56). С 1937 (с перерывами)-гл. реж. Ферганского .рус. т-ра. А.
активно работает над советской драматургией, создаёт образы
современников. Пост. спектакли и играл центральные роли: "Чудак"
Афиногенова (1932, Борис Волгин), "Чапаев" (1936, Чапаев), "Аристократы"
Погодина (1936, Костя Капитан), "Русский вопрос" Симонова (1947),
"Крылья" Корнейчука (1958). А. создал образ В. И. Ленина в спектаклях
"Человек с ружьём" (1939), "Кремлёвские куранты" (1940-48); "Ленин в
1918 году" Кап-лера и Златогоровой (1940), "Именем революции" .Шатрова
(1958).
А. способствовал развитию узб. Ферганского т-ра, поставил здесь
спектакли "На стальных путях" .Атабекова (1939), "Пограничники"
Билль-Белоцер-.ковского (1938), "За Родину" Пулата (1939), "Песяя жизни"
У игу на (1948). В. Д. АБДУЛОВ, Осип Наумович [3 (16). XI. 1900 - 14.
VI. 19531 - русский советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1944). Будучи
студентом ф-та обществ, наук Моск. ун-та, участвовал в студенческой
самодеятельности. Проф. сценич. деятельность начал в 1918 в Студии им.
Шаляпина; играл здесь до 1923. Первая роль А. - бродяга Грен ("Зелёный
попугай" Шницлера, 1919). Позднее работал в Т-ре им. Комиссаржевской
(Расплю-ев - "Отжитое время" по Сухово-Кобылину), МХАТе. С 1929 был
актёром Театра-студии под рук. Ю. А. Завадского, в 1938-42- Моск. т-ра
Революции. С 1943- в Т-ре им. Моссовета. В иск-ве А., обладавшего
виртуозной актёрской техникой, сочная комедийность сочеталась с тонким
юмором, иронией. Образы, созданные А., отличались яркой театральностью.
Роли: Крутицкий, Лыняев, Кнуров ("На всякого мудреца довольно простоты",
1928, "Волки и овЬ,ы", 1934, "Бесприданница", 1940), генерал Бургойн
("Ученик дьявола" Шоу, 1933), Фромантейль ("Школа неплательщиков"
Вер-нёя, 1936), Нарзулаев ("Павел Греков" Войтехова и Ленча, 1939),
Сорин ("Чайка", 1945), Дядя Васа ("Госпожа министерша" Нушича, 1946),
Боб Мэрфи ("Русский вопрос", 1947), академик Рыжов ("Рассвет над
Москвой" Сурова, 1950, Ст. пр. 1951). Последняя роль А. - Старый ашуг
("Рассказ о Турции" Хикмета, 1953). А. вёл большую концертную работу (в
его репертуаре-рассказы М. Твена, Чехова и др.). Работал (с 1924) на
радио как режиссёр и актёр; поставил св. 200 радиоспектаклей, был
организатором художеств. радиовещания для детей. Снимался в кино (с
1933). Занимался педагогич. деятельностью (Студия Завадского, ГИТИС).
Лит.: Загорский М., Мастер комедийного жанра, "Театр", 1937,
№7;Лидина И., Успех и неудовлетворенность, там же, 1940,
АБДУЛХАЛЙКОВ, Махмуд (р. 3.V.1926) - аварский советский актёр. Нар.
арт. Даг.АССР (1960). Сценич. деятельность начал в 1941 в Аварском т-ре
(село Хунзах Даг. АССР). Роли: Подколесин ("Женитьба"), Фигаро, Яго;
Тихон ("Гроза" Островского), Поэт ("Горянка" Гамзатова). Автор пьес
"Сводница" (1957), "Битва жизни" (1959, совм. с Н. В. Молчановым).
АБДУМОМУНОВ, Токтоболот (р. 15.VIII. 1922)- киргизский советский
писатель, драматург. Учился в Кирг. мед. ин-те. Лит. деятельность начал
в 1945. Пьесы А. "Песчаное плоскогорье" (1947), "Современники" (1948),
"Последняя ночь" (1949), "Кур-ман". (1950), "Борбаш" (1952), "Узкое
ущелье" (1953), "Дочь Атабека" (1956), "Аширбай" (1957) посвящены гл.
обр. темам совр. жизни Киргизии; в них изображаются рабочие, колхозники,
инженеры, врачи. Поставлены в республиканском и областных т-рах
Киргизии.
С о ч. в рус. пер.: Аширбай, М., 1958; Узкое ущелье, в сб.:
Киргизская советская драматургия, М., 1959.
Лит.: Писатели советского Киргизстана, Фрунзе, 1958 (с. 94, 95);
Борбугулов М., Пути развития киргизской советской драматургии, Фрунзе,
1958. Д\ JJ,
АБДУРАХМАНОВ, Гулям [р. 18.IV(1.V).1910]-узбекский советский артист
оперы (тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1950). Сценич. деятельность начал в
1929 в Узб. муз. т-ре. В 1939 окончил Узб. оперную студию при Моск.
консерватории, с этого же года - солист Т-ра оперы и балета им. Навои
(Ташкент). Партии:
Кадыр ("Гюльсара" Глиэра и Садыкова, Ст. пр. 1951), Джура ("Буран"
Ашрафи и Василенко), Тахир ("Тахир и Зухра" Джалилова и Бровцяна),
Ровшан ("Кёр-оглы" У. Гаджибекова) и др. Выступает как концертный певец.
С. М.
АБДУРРЕЗЗАК (Abdurrezzak) (г. рожд. неизв.- ум. 29. VIII. 1914) -
турецкий актёр. Род. в Стамбуле. Был бродячим торговцем. С 1873 принимал
участие в спектаклях т-ра "Орта ойну", играл комедийные роли в нар.
импровизационном т-ре ("ту-луат"), возглавлял собств. театр. труппу
"Ханде-ханеи-османи", к-рую называли "турецким домом смеха". В летнее
время выступал перед нар. зрителем в предместьях Стамбула. В сер. 90-х
гг., в период расцвета своего творчества, был приглашён в придворный
т-р. После Младотурецкой революции (1908) вновь стал выступать перед
широкой публикой, участвовал в спектакле "Родина" Намык Кемаля и в др.
театр. представлениях, устраивавшихся под открытым небом. Особый успех
имел в пьесе "Абди, продавец старья". В конце сценич. деятельности А.
его яркое нар. иск-во уже не пользовалось популярностью. А. продолжал
играть в труппах, возглавляемых его учениками Кель Хасаноми Нашитом.
Оставив сцену, открыл небольшую лавку. Л. А., Л. Ай,
АБЕЛЛЬ(АЬеИ),Кьелль(25.УШ.1901-5.IIL1961)- датский драматург. В
1927-32 работал театр. художником в Париже и Лондоне (в 1930-31 - в
Королевском т-ре в Копенгагене). В 1934 написал либретто к балету "Вдова
в зеркале" Кристенсена. В 1935 выступил как драматург с пьесой
"Исчезнувшая мелодия" (т-р "Риддерсален" в Копенгагене), высмеивающей
мещанский образ жизни. А. - автор пьес, поставленных на сцене
Королевского т-ра: "Ева отбывает свою детскую повинность" (1936),
осуждающая буржуазное воспитание детей; "Анна Софи Хедвиг" (1939) - одно
из наиболее острых антифашистских произведений в дат. драматургии,
обличающее пассивный гуманизм и бездеятельность; "Силькеборг" (1946) - о
годах оккупации Дании и Движении Сопротивления; "Дни на облаке" (1947),
направленная против пассивности, отказа от борьбы с силами реакции;
"Голубая пекинка" (1954)- о поисках смысла жизни. В 1955 А. написал и
поставил в Королевском т-ре пьесу "Андерсен, или Сказка его жизни". В
1959 написал пьесу "Дама с камелиями" (по мотивам романа Дюма-сына) - о
губительном влиянии бурж. общества на личность.
Соч.: Fire skuespil, Kbh., 1955; в рус. пер.- Потерянная мелодия, М.,
1960.
Лит.: К r istense n S. M., Dansk litteratur. 1918- 1952. Kbh,. 1953.
Я. Кр.
АБЕЛЯН, Александр Артемьевич (1858 - 6.V. 1940) - армянский драматург
и театральный деятель. Лит. деятельность начал в 1888. Автор пьес
"Угасающие огни", "Обручённые", "Пыл-Дуги"; шли в арм. т-рах до
революции и всов. время. Большинство пьес А. реалистически отражает
жизнь мелкой арм.буржуазии
АБЕЛЯН, Ованес Артемьевич [23.Х(4.Х1).1865, Шемаха
(Азербайджан),1.VII.1936, Ереван] - армянский советский актёр. Род. в
семье ремесленника. Учился в бакинском рус. реальном уч-ще. Сценич.
деятельность яачал в 1882 в Бакинском рус. т-ре. С 1886 переходит на
арм. сцену. Организовывал и возглавлял труппы для гастрольных поездок.
Выступал в 1"аку, Тифлисе и др. городах России, а также за границей - в
Турции, Иране, Египте, Германии, Франции, Англии, США (1908-10, 1913,
1920-25). С 1918 был председателем "Союза артистов" (Тифлис). ? 1925 А.
вступил в труппу 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им.
Сундукяна) и стал активным участником строительства сов. т-ра. Вначале
актёр романтич. плана, А. с 90-х гг. утверждает своим творчеством
реалистич. направленность арм. т-ра. Творчество А. способствовало
развитию демократич. прогрессивных тенденций в дореволюц. арм. т-ре, он
претворял реалистич. принципы арм., русского и мирового сценич. иск-ва.
Активно пропагандируя арм. и лучшую переводную драматургию, А. боролся
за идейное, жизненно-правдивое иск-во. Глубокий реализм, народность,
мощный темперамент, разносторонность и яркость характеристик, присущие
сценич. работам А., определили значение его творчества в истории арм.
культуры. А. был выдающимся исполнителем драматургии А. Ширванзаде;
роли: Элизба-ров, Рустам, позднее Бархудар, Гиж Данэл ("Из-за
чести",1905, "Намус",19И, "Злой дух", 1913). Среди др. ролей в пьесах
арм. авторов: Пэпо, Зимзимов, Микаэл ("Пэпо", 1907, "Ещё одна жертва"
Сундукяна), Назар ("Храбрый Назар" Демирчяна, 1932). Значит, место в
репертуаре А. занимала переводная классич. драматургия. Среди его лучших
ролей: Осип ("Ревизор", 1898), Несчастливцев, Жадов, позднее Юсов
("Лес", 1903, "Доходное место", 1893), Расплюев ("Свадьба Кречинского",
1898), Отелло, (1896), Лир (1910); Пет-руччио ("Укрощение строптивой"),
Штокман, Освальд ("Враг народа", 1895, "Привидения", 1891, Ибсена). В
сов. драматургии: Берсенев ("Разлом", 1928), Егор Булычев (1933). В
1932, в дни празднования 50-летия творческой деятельности А., ему
присвоены звания нар. арт. Арм. и Азерб. ССР, Героя труда.
АБЕНДРОТ (Abendroth), Герман (19.1.1883 - 29. V. 1956) - немецкий
дирижёр. Музыке обучался в Мюнхене у Л. Тюйля, Ф. Мотля и др. педагогов.
Дирижёрскую деятельность начал в 1905. В качестве оперного и концертного
дирижёра выступал в Любеке (1905-11), Эссене (1911-15), Кёльне (в 1914)
и Лейпциге, где с 1934 был директором оркестра "Ге-вандхауза". С 1923 по
1934 дирижировал также в Берлинской гос. опере. В 1946 А. занимал пост
муз. руководителя (генеральмузикдиректор) в Веймаре. Гастролировал во
мн. странах Европы, в т. ч. в СССР (периодически с 1925 по 1954).
Завоевал широкую известность исполнением опер Моцарта, Бетховена,
Вагнера и др. композиторов. Л. М., В. Дан,
"АБЕСАЛОМ И ЭТЁРИ" - опера 3. Палиашвили, либр. П. Мирианашвили (на
сюжет нар. сказания "Этериани"). Пост. 21 февр. 1919 Тбилисским т-ром
оперы (дирижёр И. Палиашвили, реж. Цуцунава; Абесалом - Залипский,
Эте-Г'и - Бахуташвили-Шульгина, Мурман - Инашвили, Абио- Курхули,
Тандарух - Чумбуридзе). Новые сценич. редакции: в 1924 (пост.
Марджанишвили), в 1930 (пост. Пагава), в 1936 (пост. Цуцунава), в 1937
(пост. Агсабадзе); опера была показана на декаде груз. иск-ва в Москве
(Этери - Сохадзе, Абесалом - Андгуладзе, Мурман - Амиранашвили, Абио -
Григорашвили, Тандарух - Кашели, Натэла - Цомая, Ма-риха - Харадзе;
дирижёр Микеладзе, худ. Гамрекели), в 1942 (пост. Квалиашвили), в 1947
(пост. Агсабадзе), в 1953 (Нрст. Туманишвили). 19 июня 1939 пост. в
Большом т-ре (Этери - Кругликова, Абесалом - Ханаев, Натэла - Шевченко,
Мурман - Селиванов, Тандарух - Залезинский; дирижёр Мелик-Пашаев, реж.
Р. Симонов, худ. Рындин, балетм. Джавришвили). Опера пост. в Харьковском
т-ре оперы и балета (1931; на укр. яз., реж. Пагава).
И з д а н и я.- Клавир с рус. переводом Р. Ивнева, А. Кан-чели и М.
Квалиашвили, Тр., Госиздат Груз. ССР, 1941. Лит.: Донадзе В., Захарий
Палиашвили. М., 1958, стр. 56-62, 66-176. Я. Гр.
АБЖАЛЙЛОВ,Халил Галеевич [р.17(29).IX.1896]-татарский советский
актёр. Нар. арт. СССР (1957). Член КПСС с 1944. Деп. Верх. Совета Тат.
АССР 2-4-го созывов. Род. в дер. ]\(устафа Оренбургской губ. в семье
крестьянина-бедняка. Сценич. деятельность начал в 1916 в оренбургской
тат. драм. труппе "Ширкат" ("Товарищество"). В годы гражданской войны А.
- участник театр. бригад, основатель тат. "Восточного т-ра" в Оренбурге
(1919). В 1920-23 участвовал в организации узб. т-ров в Ташкенте, Бухаре
и Хиве. С 1928- актёр Т-ра им. Камала (Казань). Среди ролей А.: Халил
("В вороньем гнезде" Ш. Камала, 1930), Хафиз ("Письмо на платке"
Блттала, 1932),' Сиражетдин ("Банкрот" Г. Камала, 1933), Яков Бардин
("Враги", 1936), Бик-тимир ("Потоки" Гиззата, 1937), Лир (1945); Хужа
Насретдин (о. п. Исанбета, 1946), Гильманов ("Мин-никамал" Амира, 1944),
Харитонов ("За тех, кто в море" Лавренёва, 1946), профессор Полежаев (о.
п. Рахманова, 1952), Мисбах ("Без ветрил" Тинчурина, 1958). А. создаёт
глубокие характеры, отмеченные темпераментом, богатыми и разнообразными
красками. Образы его отличаются монументальной обобщённостью, нац.
колоритом. Дарованию А. присущи яркая комедийность и глубокая
трагедийность. В 1924-27 снимался в кино (Узбекская киностудия).
Лит.: Кумысников X., Халил Абжалилов, [Казань], 1957 (на тат. яз.). '
X. К.
АБЙЩЕВ, Альжапар (р. 15. IX.1907) - казахский советский писатель,
драматург. Член КПСС с 1939. Лит. деятельность начал в 1936. С конца
30-х гг. занимается драматургией, написал ряд пьес на темы совр. жизни
Казахстана. Герои пьес А. - шахтёры, колхозники, представители сельской
и городской интеллигенции - инженеры, врачи, агрономы и т. п. В Казах,
т-ре драмы (Алма-Ата) пост. пьесы А.:
"За родину" (1940), "Товарищи" (1941), "Бдительность" (1942),
"Гвардия чести" (совм. с М. Ауэзовым, 1942), посв. патриотизму советских
людей. Жизнь карагандинских шахтёров отражена впьесе"Дружба и любовь"
(1947). Проблемам морали, борьбе нового со старым посв. пьесы "Единая
семья" (1949), "Зависть" (1955),
"Кто мой отец?" (1957), вошедшие и в репертуар областных т-ров
Казахстана. Пьесы А. "Дружба и любовь", "Единая семья" переведены на
рус. яз.
Соч.: Кто мой отец? Сборник пьес, Алма-Ата, 1958;
[Пьесы], в сб.: Советская казахская драматургия, М., 1958.
Лит.: Казахстанские советские писатели. Биографические справки,
Алма-Ата, 1949, с. 52-54; Ауэзов М., На пути к реалистической драме,
"Советский Казахстан", Алма-Ата, 1954, № 11. Н. Л.
АБЛЕСИМОВ, Александр Онисимович [27. VIII (7.IX).1742-1783]-рус.
писатель, драматург, либреттист. Лит. деятельность начал в 1759. В 1769
написал комедию "Подьяческая пирушка".
Лучшее произведение А.-либретто оперы "Мельник - колдун, обманщик и
сват" (пост. в 1779 в Москве, затем в Петербурге). Музыка оперы была
составлена М. М. Соколовским из рус. песен по указанию А.;
предполагается, что с 1792 опера исполнялась с музыкой Е. И. Фомина.
Опера (из крестьянского быта) отличалась живостью диалога, близкого к
разговорному языку, имела большой успех и долго сохранялась в репертуаре
т-ров. А. принадлежат также тексты комич. опер "Счастье по жребию" (изд.
1779, не пост.) и "Поход с непременных квартир" (музыка Эккеля, пост. в
Москве).
В 1780 А. написал для открытия Петровского т-ра в Москве аллегорич.
диалог "Странники". Комич. оперы А.. наряду с операми Майкова, Княжнина,
Попова, Николева, характеризуются реалистич. тенденциями.
АБЛЕЦ. Исаак Михайлович (1778-1829)'- русский артист балета,
балетмейстер. Ученик И. И. Валь-берха. В 1796 окончил Петерб. театр.
школу и в том же году был принят фигурантом в петерб. балетную труппу
имп. т-ров. А. был ярким характерным танцовщиком, одним из первых
балетмейстеров, ставивших на балетной сцене русские нар. пляски и танцы
др. народов. Изучая нар. пляски, он сочинял сюжеты для балетов на
фольклорном материале и участвовал в них как танцовщик. Разрабатывал
жанр балета-дивертисмента на патриотич. темы. В 1807 был командирован в
Москву, где в 1809-10 занимал должность балетмейстера моек. т-ров. Им
были поставлены дивертисменты: "Семик, или Гуляние в Марьиной роще"
Давыдова (1815), "Подмосковная девушка" (1812), "Праздник донских
казаков" (1815) и др.; балеты:
"Праздник в стане союзных армий" (1814) и "Любовь к отечеству" (1814)
Кавоса, "Мельник-колдун, обманщик и сват" (сюжет по мотивам оперы
Аблесимова, 1815) и др. Занимался педагогич. деятельностью - преподавал
танцы. В 1817 А. оставил сцену.
Лит.: Борисоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории русского
балета, т. 1, Л., 1937; Г л у ш к о в-о кий А.
...Закладка в соц.сетях