Жанр: Энциклопедия
Театральная энциклопедия
..., Воспоминания
балетмейстера. Л.- М., 1940 (см. предисловие Ю. Слонимского); Красовская
В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.М.,
1958. Юр. Б. АБЛЙЕВ, Мухамед Шарифович (13.VII.1902 - 1941) - татарский
советский драматург. Член КПСС с 1922. Лит. деятельность начал в 1922.
Написал пьесы "Две свадьбы" (изд. 1925), "Шамсикамар" (1938, Т-р им.
Камала, Казань) о тяжёлой участи тат. женщины в старой дореволюц.
деревне, широко вошедшую в репертуар тат. театров (пер. на узб. яз. и
пост. в т-ре им. Хамзы, Ташкент), "Лейтенант" (изд. 1940). Погиб на
фронте. X. К. АБОВЯН, Хачатур [1805, с. Канакер,-2(14).1У. 1848, неизв.)
- армянский писатель, педагог, просветитель. Основоположник новой арм.
литературы. Учился в Дерпт-ском (Тартуском) ун-те. Автор известного
романа "Раны Армении" (1841) и др. соч. А. написал и неск. драм.
произведений. Создал первую арм. драму на новом лит. яз. (ащхарабаре) -
"Феодо-ра, или Дочерняя любовь" (1841, самостоят, разработка сюжета
"Параши-сибирячки" Полевого); написал комедию "Забавы детей" (для
школьного т-ра). Творчество А. имело большое значение для утверждения
передового демократич. направления в арм. иск-ве.
С о ч.: Полное гобр. соч. в 10 томах, Ереван, 1947-59 (тт. 3 и 4), на
арм. языке. J5 Т
АБОЛЙМОВ, Петр Фёдорович (р. 3.VIII. 1905)- русский советский
драматург-либреттист. Член КПСС с 1943. Автор либретто к балетам:
"Доктор Айболит" Морозова (1947, Новосибирский т-р оперы и балета),
"Медный всадник" Глиэра (1949, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова),
"Мирандолина" Василенко (1949, Большой т-р), "Берег счастья" Спадавеккиа
и "Лесная фея" Ефимова (по мотивам сказок Горького) (1948, 1960,
Музыкальный т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко) и др. Б. X,
АБОНЕМЕНТ (франц. abonnement-уплата вперёд, подписка)-право
пользования местом в т-ре (концертном зале) в течение известного срока
на определённые спектакли, оплачиваемое вперёд (полностью или частично).
Театральный А.возник в 90-х гг. 17 в.в Италии (первоначально только в
опере). Лица, арендовавшие ложи, имели право располагать ими по своему
усмотрению. Позднее (с 18 в.) появились А. и на отдельные кресла (места)
в партере. Введение системы А. во Франции относится к нач. 18 в. (т-р
"Комеди Италь-енн"). Особую форму система А. получает в Германии,
Австрии, где А. предназначались (обычно на сезон) для придворной знати.
Со 2-й пол. 18 в. А. получил распространение в большинстве оперных т-ров
мира. В наст. время в практике зарубежных т-ров А. имеет меньшее
распространение. Из специфич. видов А. известны, напр., т. н.
четверговые дневные А. для молодёжи на классич. спектакли в парижских
т-рах, А. на спектакли аристократов-любителей в Венесуэле, А. на
спектакли университетских т-ров в США и т. п.
В России А. возник одновременно с появлением первых профессиональных
т-ров (18 в., антрепризы Локателли, Петровский т-р, б. Императорские
т-ры). А. выпускался преим. на оперные и балетные спектакли (гл. обр.
для зрителей из дворянской, помещичьей и чиновничьей среды).
Существовали и "годовые" А.: зритель приобретал места (чаще всего ложи)
в полную собственность на весь текущий сезон, а также "праздничные" А. -
па спектакли в воскресные и иные праздничные дни. А. играл важную роль в
бюджете т-ров. В 1904 система А. была введена в МХТ. В* советском т-ре,
выработавшем многообразную систему организации зрителя, А. особенно
широко применялся в 20-40-е гг. В А. включались лучшие пьесы русского
советского и классич. репертуара, произведения мировой классики. В
больших городах применялись т. н. "сводные" А., куда входили постановки
нескольких т-ров города одновременно. А. выпускались местными театр.
кассами. Абонементная система практикуется и в настоящее время. А. Шн.
АБОНЬИ (Abonyi), Геза (23.X.1894 - 23. VI. 1949) - венгерский актёр.
По окончании Академии театр. иск-ва в 1915 начал сценич. деятельность в
т-ре "Мадьяр синхаз" в Будапеште. С 1918 до конца жизни работал в Нац.
театре. Роли: Банк ("Банк-бан" Катоны), Адам ("Трагедия человека"
Мадача), Ромео, Лоренцо, Шут ("Ромео и Джульетта", "Король Лир"),
Тиресий ("Царь Эдип" Софокла), Кристиан ("Сирано де Бержерак" Ростана),
Фёдор ("Живой труп"), Дюваль ("Дама с камелиями" Дюма-сына). С 1921
снимался в кино. Вёл педагогич. работу (с 1935- в Ин-те муз. иск-ва, с
1942-в Академии театр. иск-ва).
АБРАМОВ, Кузьма Григорьевич (р. 12.XI.1914)- мордовский советский
писатель, драматург. Окончил педагогич. ин-т в Саранске (1953). Лит.
деятельность начал в 1935. Автор драмы "Соревнование" (1942) о трудовом
подвиге колхозного крестьянства в годы Отечеств, войны и пьесы "Новая
сила" (1947) о совр. колхозной деревне. Пьесы А., пост. в Мордовском
драм. т-ре (Саранск),'имели значение для становления нац. драматургии.
Соч.: Пелькстамо (Соревнование). Пьеса, "Изнямо".
Литературно-художественный альманах, 1943, № 10 (на мордов-ском-эрзя
яз.).
Лит.: Очерк истории мордовской советской литературы, Саранск, 1956.
Б. Б.
АБРАМОВА, Анастасия Ивановна [р. 17.VI (30.VI). 1902] - русская
советская артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1910-17 училась в
Хореографич. уч-ще при Большом т-ре (ученица Е.В. Гельцер,
В.Д.Тихомирова, Е. О. Вазем). В 1918 была принята в балетную труппу
Большого т-ра. Танец А. отличался отточенной техникой; особенно
удавались ей быстрые танц. темпы. Среди лучших партий: Сванильда
("Коп-пелия" Делиба), Аврора; Царь-девица ("Конёк-Горбунок" Пуни), Тао
Хоа; Жанна ("Пламя Парижа"), Фея, Мачеха ("Золушка") и др. А. создала
яркие образы в хореографич. сценах оперных спектаклей ("Кармен", "Князь
Игорь" и др.). А. много выступала в концертах со специально
подготовленной программой ("Прелюд" Рахманинова, "Вальс" Крейслера в
обработке Рахманинова, "Русская" на музыку Чайковского и др.).
Творческую деятельность окончила в 1948.
Лит.: И в и н г В. П., А. И. Абрамова, М., 1928; Гос.ордена Ленина
Академический Большой театр Союза GCP. Сб., М., 1947. Д. П.
АБРАМОВА, Мария Морицовна (наст. фам. - Г e и н р и х) (1865-92) -
русская актриса и антрепренёр. Проф. сценич. деятельность начала в
Перми. Играла в провинции (Оренбург, Самара, Рыбинск, Саратов, Минск,
Нижний Новгород, Таганрог, Мариуполь). Была преим. героико-романтич.
актрисой, в её игре нередко проявлялось стремление к сценич. эффектам и
ложной патетике. В 1889, получив богатое наследство, А. сняла в Москве
т-р Шелапутина и организовала собственный т-р под назв. "Т-р Абрамовой".
В этом т-ре,помимо самой А., играли: Н. Н. Со-ловцов, Н. П.
Рощин-Инсаров, И. П. Киселевский, В. В. Чарский, Н. А. Мичурин-Самойлов,
М. М. Гле-бова и др. Т-р поставил: "Горе от ума", "Ревизор", "Мёртвые
души", "На всякого мудреца довольно простоты". Постановкой "Лешего"
(1889) т-р А. начал сценич. историю пьес Чехова. Наряду с этими
спектаклями ставились и эффектные мелодрамы. Неумелое ведение финансовых
дел вскоре привело т-р А. на грань банкротства. Не помог и переход т-ра
с декабря 1889 на положение "Товарищества", возглавляемого Киселевским и
Чарским. В 1890 т-р закрылся. В 1890-91 А. играла в екатеринбургской
труппе П. М. Медведева.
Лучшие роли А.: Медея (о. п. Суворина и Буренина), Василиса
Мелентьева (о. п. Островского и Гедеонова), Маргарита Готье ("Дама с
камелиями" Дюма-сына), Адриенна Лекуврёр (о. п. Скриба и Легуве
Лит.: "Дневник артиста", М., 1892, .№ 4, с. 26-32; К у-рочкин Ю., Из
театрального прошлого Урала..., Свердловск, 1957, с. 253-55, 258. А. Кл.
АБРАНЬИ (Abranyi), Эмиль (р. 22.IX.1882) -' ъен-герский дирижёр и
композитор. Музыке обучался в муз. академии в Будапеште (по композиции-у
Г. Кёс-слера, по фп. - у И. Томана); совершенствовался как дирижёр в
Лейпциге у А. Никиша. В 1904-07 А.- дирижёр Городского т-ра в Кёльне, в
1907-16 - в Ганновере. В 1911-19 - дирижёр, в 1919-21 - директор
Будапештского оперного т-ра; в 1921-26-директор Будапештского
муниципального т-ра. С 1926 А. работал в различных венг. оперных т-рах,
дирижировал также симф. оркестрами. Автор опер: "Монна Ванна" (1907),
"Паоло и Франческа" (1912), "Дон Кихот" (1917), "Аве Мария" (1922),
"Поющие дервиши" (1935), "Герцог Лилии" (1938), "Византия" (1942),
"Ведьма Ева" (1944), "Рассказ о Балатоне" (1945) (оперы были пост. в
Будапештском оперном т-ре), балета "Король тумана" (1903, Будапешт),
оперетт и др. соч. В своём творчестве А. опирался на венг. нац.
фольклор; в 'отдельных его произв. сказывается влияние Р. Ваг' нера. В
1923-25 А. преподавал в Центр, муз. школо в Будапеште. В. Я.
АБРАХАМ (Abraham), Пал [2.XI.1892 (?)-6.V. 1960 J - венгерский
композитор и дирижёр. В 191( окончил Будапештскую муз. академию; в том ж
году начал композиторскую деятельность (сочинял симф. и камерную
музыку). В 1928 обратился к жанру оперетты. Наибольшим успехом
пользе-вались оперетты А. "Виктория и её гусар" (1930" Будапешт) и
"Гавайский цветок" (1931, Лейпциг). В 1931-33 жил в Берлине, после чего
эмигрировал сначала в Австрию, затем во Францию и США. А. - автор мн.
оперетт, в т. ч. "Бал в Савойе" (Берлин, 1932), "Девушка из Гранд-отеля"
(Вена, 1934), "Джайна, девушка из варьете" (Вена, 1936) и др., музыки к
фильмам и др. соч. Оперетты А. отличаются мелодичностью и доступностью
музыки, но ну глубоки по содержанию и носят развлекательный характер. Л.
М.
АБРИКОСОВ, Андрей Львович [р. 1(14).XI.1906]-русский советский актёр.
Нар. арт. РСФСР (1952). С 1926 был сотрудником Студии Малого т-ра. С
1929 - актёр Моск. передвижного т-ра, в 1931-37- Реалистич. театра в
Москве. Роли: Громов ("Аристократы" Погодина), Павел ("Мать" по
Горькому), Отелло (о. п. Шекспира) и др. С 1938- в Т-ре им. Вахтангова.
Роли: Клавдио ("Много шума из ничего"), Незнамов;
Семён Котко ("Шёл солдат с фронта" Катаева), Сафонов ("Русские
люди"), Огнев ("Фронт"), Игнат Гордеев ("Фома Гордеев" по Горькому),
Рагозин ("Кирилл Извеков" по Федину) и др. Иск-во А. отличается
сдержанностью, простотой, ла- коничностью выразит, средств. А. широко
известен как киноактёр (снимается с 1929). Роли: Григорий Мелехов
("Тихий Дон", 1929), Колычев ("Иван Грозный", 2 иерии); играл также
отрицательные роли: Павел Куганов и Иннокентий (фильмы "Партийный
билет", "Вражьи тропы"). Ст. пр. 1941. Член КПСС с 1950.
Лит.: Кузнецова Е., Андрей Абрикосов, М., 1939.
АБРЙЛЬ (Abril), Педро Симон (ок. 1530- ок. 1595) - испанский
гуманист, филолог и педагог. Один из пропагандистов исп. "учёной драмы",
авто-ры к-рой ориентировались на античные образцы. Пе' ревел на исп. яз.
6 комедий Теренция, "Медею" Ев' рипида и ряд трактатов у в частности
Аристотеля.
Лит.: Marfil М., Pedro Simon Abril: sus ideas politi cas y sociales,
"Nuestro tiempo", 1908, VIII. Я. Т.
АБСАЛОН (Absalon) - см. Педерсен, А. АБСАЛЯМОВ, Мифтах Шагеевич (1894
- янв. 1928) - татарский советский актёр. В 1920 учился в тат. театр.
студии под рук. К. Тинчурина и 3. Султа-нова (Самара). С 1921 работал в
Тат. показательном драм. т-ре в Казани (ныне Т-р им. Камала). Мастер
психологич. портрета, темпераментный и эмоциональный, А. создавал
трагедийные (Грозный - "Смерть
Иоанна Грозного" А. К. Толстого) и сатирич. образы (мулла Гайнетдин -
"Переселение" Исанбета). В 1926 в связи с 20-летним юбилеем тат. т-ра А.
присуждено звание Героя труда. X. К.
АБСЙЛЬ (Absil), Жан (р. 23.X.1893) - бельгийский композитор и
музыкально-общественный деятель. Музыке обучался в Брюссельской
консерватории (ученик П. Жильсона). Автор феерий с музыкой:
"Ослиная шкура" (1942, Рим, "Театре дель Арте"), "Фансу" (1947),
"Голоса моря" (1953) (обе пост. в Брюсселе, т-р "Де ла Монне"), балетов
"Пугало" (1951), "Чудо Пана" (1952, пост. в Брюсселе), симф.,
камерно-инструментальных и др. соч. В своём творчестве А. испытал
влияние композиторов-модернистов (Шёнберг, Хиндемит и др.). С 1923 А.
возглавляет Муз. академию в Эттербеке. С 1931 - проф. Брюссельской
консерватории. Организатор группы композиторов "Сирена" (1936). Один из
основателей журн. "Международное музыкальное обозрение" (1938,
Брюссель). Удостоен премий: Анье (1921), Римской (1922), Рубенса (1934),
Изаи (1938).
Лит.: D о р р J., Le style dans la musique de Jean Ab-sil, "Revue
Musicale", P., 1937, nov.-dec.; Du buis R., L'inspiration dans l'oeuvre
de Jean Absil,Brux.,1938. JS.J7.,
АБХАЗСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки А. т. и д. -в нар. обрядах и
играх, в устном нар. творчестве. С давних времён абх. нар.
певцы-сатирики - ахъдзыртвъю -в своих по-этич. импровизациях сатирически
изображали отри-цат. явления жизни, выступления нар. комиков кечековь
содержали отчётливые элементы драматич. действия. "Вы сейчас увидите
знакомых вам людей, их дела и поступки",- громко возвещал
"ахьд-зыртвью", оборвав свою песню, сопровождавшуюся аккомпанементом на
нар. инструменте апхирце; в образовавшийся круг выходили кечеки, одетые
в разноцветные платья, и разыгрывали сюжет песни-сатиры ахьдзыртвыо,
изображая подчас присутствующих тут же людей. Эти музыкально-сатирич.
сценки и были первыми театр. представлениями абх. народа.
В 1914 в Сухуми был организован абхазско-гру-зинский хор под рук.
певца Д. Лолуа. Исполняя нар. песни, хор постепенно обратился к
инсценировкам этих песен. Участники хора мимически воспроизводили
события, о к-рых рассказывалось в песнях (песня раненого, песня
обработки кукурузы и др.), сопровождали своё исполнение жестами и
возгласами. С 1915 ставятся любительские спектакли "Арсланбей" и
"Се-фербей" (инсценировки С. Ашхацава историч. повести Мордовцева
"Прометеево потомство"), разыгранные учащимися.
В 1917 педагог П. Шакрыл организовал в г. Очам-чире абх. хоровой и
драм. кружок, ставивший инсценировки нар. песен и бытовую драму Шакрыла
"Во тьме". В 1918 театр. художник А. Шервашидзе (Чач-ба), абхазец по
национальности, работавший долгие годы в петерб. Мариинском т-ре, вместе
со своей женой - актрисой и педагогом Н. И. Бутковской и театр. деятелем
Н. Н. Евреиновым открыл в Сухуми драм. курсы, просуществовавшие 8 мес.
Силами учащихся в пост. и оформлении Шервашидзе были показаны
инсценировки абх. нар. песен "Шигу", "Раненный в сердце". Спектакли эти
получили в годы шови-нистич. политики груз. меньшевиков в Абхазии острое
политич. звучание. В 1918 в Сухумской учительской семинарии по
инициативе поэта и педагога Д. Гулиа был организован лит.-драм. кружок,
объездивший в 1919 много горных абх. селений.
После установления в Абхазии Сов. власти (1921) по инициативе
Главполитпросвета была создана абх. труппа под рук. Д. Гулиа. Разъезжая
по абх. селениям, коллектив ставил одноактные пьесы, переведённые Гулиа
с груз. на абх. яз. Представления давались на открытых террасах домов,
зрители сидели на траве. В 1926 в коллектив был приглашён реж. В.
Кривцов, к-рый начал проводить с молодыми актёрами педагогич. работу. В
1928 состоялось открытие абх. сектора Сухумского т-ра, в коллектив
к-рого вошло 18 чел. В этом т-ре были пост. первые мно-гоактные пьесы на
абх. яз.: "Махаджиры" С. Чанба (1931), "Под чужим небом" Д. Гулиа - об
изгнанниках из Абхазии. Старые обычаи абхазцев высмеивались в пьесе "В
глухой старине" Д. Дарса-лия. В 30-е гг. коллектив, руководимый К.
Дзидза-рия и С. Бжания, активно участвовал в борьбе за коллективизацию.
Передвижная группа, называвшаяся "штурмовой колонной", давала спектакли
в горных селениях, часто на открытом воздухе, пропагандируя идею
коллективизации. Были пост. пьесы "Победа" Чанба и Агрба (1932) и
"Кучита" Бжания (1929), посв. социалистич. преобразованиям в жизни абх.
крестьянства, коллективизации. В начале 1930 создана абх. драм. студия,
к-рую возглавил реж. В. И. Домогаров.
9 дек. 1930 постановкой пьесы "Анзор" Шаншиа-швили открылся Абхазский
нац. т-р в Сухуми, в состав к-рого вошли актёры, окончившие студию. В
эти годы получает развитие абх. нац. драматургия. Актёр М. Кове создал
инсценировки абх. нар. песен "Кьяхь Хаджарат" (1933) и "Напха Кьягуа"
(1936). О борьбе за установление Советской власти в Абхазии были
написаны пьесы "Кераз" С. Чанба, "Кровавый путь" (1931) и "Посеешь ветер
- пожнёшь бурю" В. Агрба; о борьбе за коллективизацию - "Сейдык" ЧанСа,
"Гибель Харуши" Ш. Пачалия. Внимание драматургов было сосредоточено на
историко-революц. и совр. бытовых сюжетах. В 1932 пост. "Ревизор" -
спектакль, имевший большое значение в становлении абх. профессионального
т-ра. В 1935 группа актёров из состава т-ра была направлена в театр.
училище при Театре им. Руставели (Тбилиси), занятиями руководили А.
Хорава, А. Васадзе, Д. Алексидзе и др.
В состав театра вошли: А. Агрба, Ш. Пачалия А. Аргун-Канашок М.
Зухба, Л. Касландзия, И. Коко-скерия, Е. Шакирбай, Я. Чочуа. Позднее
труппа пополнилась актёрами Э. Когония, М. Кобахия, Н. Чико-вани, Н. и
Ч. Джения, X. Джонуа, С. Агумаа и др.
В 1934-41 на сцене абх. т-ра были пост.: "1866-й год" Г. Гулиа и Н.
Микава (1939) о восстании в Лых-нах. Пьесы о совр. жизни абх. народа -
"Краски мира" Микава и Абашидзе, "Потомок Гечей" и "Сабы-да" М. Лакербая
(1940-41) - о новом отношении к труду, новых взаимоотношениях людей в
социалистич. Абхазии; из классич. драматургии - "Коварство и любовь",
"Овечий источник", "Слуга двух господа "Хозяйка гостиницы" и др.
В годы Великой Отечеств, войны в абх. т-ре были созданы спектакли,
посв. борьбе народов Кавказа с нем.-фашистскими захватчиками, в т.ч.
"Скала героя" Г. Гулиа (1943) и "Большая Земля" К. Агумаа (1945).
В 40-50-х гг. были созданы пьесы и спектакли, отражающие преим. совр.
жизнь народов Абхазии. Начав с инсценировок нар. легенд, абх. драматурги
упорно прокладывают путь к реалистич. творчеству, создают образы
современников. Среди пост. этих лет:
"Гунда" Ш. Пачалия (1957), "Зубная боль" А. Ласурия (1956), "Мышь в
амбаре" (1958) и "Дом № 12" (1959) X. Джонуа и А. Хуатландзия, "По пути
большой жизни" Ш. Сангулия, "Кто из нас глухой?" Ш. Чкадуа (1958). Эти
пьесы отражают созидательный труд абх. народа, борьбу за строительство
новой жизни, в них показаны новые люди социалистич. Абхазии. Абх. театр
осуществил пост. инсценировки повести Г. Гу-лиа "Чёрные гости" (1955) -
о феодальном быте в Абхазии, драмы "Данакай" М. Лакербая (1956) - об
интернациональной дружбе народов, "Призраки" Д. Гу лия (1959).
Произведения абх. драматургов ставятся не только в абх., но и в груз.
т-рах. Так, в груз. т-ре муз. комедии в Тбилиси в 1938-48 шла комедия
"Хаджа-рати" Лакербая, а в 1950 по его же либретто в Т-ре оперы и балета
им. Палиашвили (Тбилиси) пост. опера "Мзия" (муз. А. Баланчивадзе), обе
о жизни Сов. Абхазии.
Среди лучших постановок переводных пьес на абх. сцене: "Отелло" (1941
и 1955), "Гибель эскадры" (1953);
"Последние" Горького (1954), "Тайфун" Цао Юя (1958), "Кремлёвские
куранты" (1959); "Медея" Еврипи-да (1959).
В дек. 1957 в Тбилиси состоялась декада абх. лит-ры и иск-ва, во
время к-рой абх. т-р показал спектакли* "Гунда" Пачалия, "Измена"
Сумбатова-Южина, "Отелло". Среди деятелей театр. иск-ва Абх. АССР: нар.
арт. А. Агрба, Р. Агрба, А. Аргун-Канашок, М. Зухба, Л. Касландзия, Ш.
Пачалия, Е. Шакирбай, М. Кове, Д. Миквабия.
Лит.: Лакербай М., Очерки истории абхазского театрального искусства,
Сухуми, 1957; его ж е. Из истории абхазского театра, Тб." 1957 М. Л.
АБХАЙДЗЕ, Шалва Николаевич (р. 2.VIII. 1894)- грузинский советский
писатель, театральный критик. Лит. деятельность начал в годы 1-й мировой
войны. Автор рецензий, критич. статей и монографий о грузинском т-ре и
его деятелях, работ об А. Хорава, В. Анджапаридзе и др. Совм. с Н.
Швангирадзе написал очерки о т-ре им. Руставели (1958).
Соч.: Абхаидзе Ш., Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина
театр имени Руставели, Тб., 1958. Д. Д.
"АБЦ" (Divadio АВС) - чехословацкий драматический театр. Организован
в 1955 в Праге (под назв. Т-ра сатиры). Т-р возглавил Я. Верих, один из
создателей "Освобождённого meamDa". С 1957 называется т-ром "АБЦ". Верих
и его партнёры (с 1955 его основной партнёр - М. Горничек) по ходу
спектакля ведут остроумные диалоги (осн. на импровизации),
непосредственно не связанные с сюжетом пьесы, но обогащающие спектакль,
придающие ему подчас остро злободневный характер. В репертуаре т-ра
пьесы Я. Вериха и И. Восковца - "Цезарь" (1956), "Баллада пз тряпья"
(1957), "Тяжёлая Барбара" (1958), муз. комедия Лабиша и Мартина
"Соломенная шляпка" в обработке Я. Вериха (1959), "Визит старой дамы"
Дюр-ренматта (1959), "Насреддин" Незвала (1959) и др. В труппе т-ра
(I960): Я. Верих, М. Копецкий, С. Зав-ворнова, И. Адамова и др. С 1959
т-р возглавляет М. Горничек. Л. Сол.
"АВАДЗИ" - японский традиционный театр кукол. Существует св. 400 лет.
Наименование получил от названия небольшого острова, на к-ром
расположен. В т-ре"А." - ширма невысокая, закрывающая только нижнюю
часть ног актёров. Каждой куклой (размером в 3/ человеческого роста)
управляют 3 актёра на глазах у зрителей. Почти все актёры одеты в чёрные
одежды и чёрные маски, обозначающие, что якобы кукловодов на сцене нет.
Текст ролей читают под аккомпанемент сямисена певцы-музыканты, сидящие
сбоку на сцене на виду у зрителей. В репертуаре т-ра св. 200 пьес, из
к-рых постоянно исполняется ок. 50. Эти пьесы написаны в 16-18 вв. на
основе древних наг. легенд. Среди них: "Клятва на мосту Годзио",
"Сражение на берегу моря Сумануора", "Песнь паломницы", "Лисица с семью
лицами". Актёры "А." - крестьяне, к-рые в свободное от полевых работ
время работают в т-ре. Иск-ву кукольного т-ра они обучаются обычно с
10-12 лет. В числе деятелей "А." - реж. Хидэо На-кацубо, актёры Вакатакэ
Гисабуроо, Тоиода Ки-ция, Катаяма Иосио, Такэмото Симаносукэ, художник
Иосихико Мацуо. В 1958 группа "А.", возглавляемая Хироси Исигуро,
гастролировала в Москве и Ленинграде. А. Ф.
АВА1\ЯЛ. Ованес Степанович [р. 25.Х(7.Х1). 1900] - армянский
советский актёр. Нар. арт. Арм. ССР (1950). Сценич. деятельность начал в
1924 в 1-м Гос. т-ре Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна).
Исполнитель драматич. и характерных ролей: Зим-зимов, Осеп ("Пэпо",
"Разорённый очаг" Сундукяна), Гиж Данэл ("Злой дух" Ширванзаде), Карл
Моор;
Левинсон ("Разгром" по Фадееву), Чибисов ("Человек с ружьём"), Онисэ
("Арсен" Шаншиашвили) и др. Б.А.
В4ЛИШВЙЛИ, Георгий Иоаннович (1769- 1850) - грузинский политический
деятель, писатель. Получил образование в России. В 1791, объединив
любителей сцены из высшей знати, организовал в Тбилиси, при дворе царя
Ираклия II, первый груз. светский т-р, существовавший до разгрома
Тбилиси иранцами (1795). Автор историч. пьесы "Царь Теймураз" (1791),
отразившей сближение Грузии с Россией. Переводил пьесы А. Сумарокова. А.
ставил перед театром просветительские цели; созданный им т-р был близок
классицистич. направлению. А. выступал за смягчение крепостного гнёта,
обличал взяточничество, обскурантизм и др. пороки феодального общества.
После присоединения Грузии к России (1801) А. переселился в Москву, где
занимался литературной деятельностью.
АВАЛИШВЙЛИ, Николай Яковлевич (1844-1929) - грузинский театральный
деятель. В 70-х гг. руководил любительскими драм. кружками в Тифлисе,
положившими начало возрождению груз. т-ра. Здесь выступали В. Абашидзе,
М. Сапарова-Абашид-зе и др., ставшие впоследствии крупнейшими мастерами
груз. т-ра. Перевёл на груз. яз. трагедии Ф. Шиллера ("Разбойники",
"Коварство и любовь", "Заговор Фиеско"), "Измену" Сумбатова-Южина, и др.
Н. Мик.
АВАЛИШВЙлИ-ХРХЕУЛИДЗЕ. Варвара Андреевна [22. VII(3.VIII).1851 -
26.IX (9.XII). 1900]- грузинская актриса. Впервые выступила в
любительском спектакле в 1868 в роли Машико ("Сначала скончались, потом
повенчались" Р. Эристави). С 1881 выступала в груз. труппе в Тифлисе,
где исполняла драматич. роли: Мерфа ("Кваркваре Атабеги" Г. Эристави),
Кетеван ("Родина" Д. Эристави), Марине ("Брат и сестра" Гуния), Амалия
("Разбойники"), Юдифь ("Ури-эль Акоста" Гуцкова) и мн. др. Т. И.
АВАЛЯН (наст. фам. - Мелик-Авалян), Мкртич (1850-1909) - армянский
актёр и переводчик. Сценич. деятельность начал в 1873 в Тифлисе,
выступал в тифлисской арм. труппе. Один из основоположников арм. т-ра
нового времени.
Играл характерные и драматич. роли: Саркис, Парсиг ("Ещё одна
жертва", "Разоренный очаг" Сундукяна), Муромский ("Свадьба
Кречинского"), Клавдий ("Гамлет") и др. Б. А.
АВАНЛОЖА (от франц. avant - впереди и loge- маленькая комната, ложа)
- небольшая комната перед ложей, где зрители оставляли верхнее платье и
отдыхали в антрактах. А. характерны для т-ров, сооружённых в 18-19 вв.
со зрительным залом, ярусы к-рого разделены на ложи. Возникновение А.
связано с тем, что ложи прежде абонировались целиком отдельными семьями.
В т-рах, построенных в 20 в. (где количество лож сведено к минимуму), А.
имеются гл. обр. nJ)H ложах дирекции. v И .Ф.
АВАНСЦЕНА - передняя часть сцены-коробки. Занимает пространство,
равное по ширине портальной арке, от
...Закладка в соц.сетях