Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Театральная энциклопедия

страница №7

пантомимного балета. В содружестве с
композитором Глюком он пост. балеты "Дон Жуан" (1761), танцы в опере
"Орфей и Эвридика" (1762), "Семирамида" (по Вольтеру, 1765), комич.
балеты "Лионская ярмарка" (1759), "Угольщики" (1760), "Сельские
увеселения" (1760), "Калмыки и казаки" (1761) и др.
В 1767-74 в Вене работал Ж. Ж. Новер, к-рый также в сотрудничестве с
Глюком поставил танцы в опере "Альцеста" (1767). Он руководил придворной
балетной труппой, в к-рой танцевали Ш. Ле Пик Риче, Г. В ест рис и др.
В 1767 в Вене вышли (2-е изд.) "Письма о танце" Новера. Они вызвали
дискуссию между Новером и Анджолини о путях развития балета, к-рая
оказала прогрессивное влияние на развитие австр. балета.
В 1787 в Вене открылся оперный "Виденер-театр", в 1801-"Т-р ан дер
Вин", где существовали балетные труппы и ставились танц. интермедии и
дивертисменты. В 1793-94 и 1799-1804 в Австрии работал балетмейстерС.
Вигано, в 1801 впервые поставивший в Вене балет Бетховена "Творения
Прометея". Его преемником был балетм. Г. Джоя (работавший в Вене в
1800-15). Длительное время в Вене работал известный танцовщик Л. Дюпор,
ставивший балеты (в т. ч. "Телемак") с участием Вигано, Ф. Декаро, П.
Рай-нольди и др.
Начиная с 30-х гг. 19 в., наряду с "Кернтнертор-театром", балетные
спектакли ставились также в "Леопольдштадттеатре", где постановки носили
более демократический характер. В первой пол. 19 в. в Австрии
развивается романтический балет, представительницей которого была
выдающаяся балерина Ф. Элъслер.
В сер. 19 в. ведущее место в австр. балете занимали танцовщики: Ф.
Черрито, Б. Линда, К. Куки, Ч. Черри, Ф. Синони, Ш. Мабиль, Л.Фраппар. В
этот период развиваются традиции придворного балета. Широко используется
в балетном спектакле вальс как хореографич. форма. В конце 19 в.
развитию австрийской хореографии способствовал танцовщик, а затем
ведущий балетмейстер И. Хасреыгнер который в содружестве с художником Ф.
Гаулем поставил "Фею кукол" Байера (1888) и ряд балетов, занявших
прочное место в австрийском и немецком балетном репертуаре.
" В нач. 20 в. в австр. хореографии получили распространение
различные модернистские направления (сестры Визенталь, Баррисонти, X.
Крёйцберг и др.). Им противостояла деятельность реж. Э. Телъс (проводила
в жизнь реалистич. принципы Станиславского) и Г. Крёллера осуществившего
в Венской гос. опере пост. балетов "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса, "Дон
Жуан" Глюка и др. Выделяются балерина Г. Пихлер, танцовщики А.
Краузенекер, Р. Рааб,
X. Пфундмайр, М. Гутхейль-Щодер, В.Р.Францль, X. Крёйцберг и др.
После освобождения Австрии (1945) во главе балетной труппы Гос. оперы
становится бллетм. 3. Хан ка. Труппа осуществляет пост. ряда клас-ич. и
совр. балетов: "Коппелия", "Дон Жуан" Глюка, "легенда об Иосифе"
Штрауса, "Испанское каприччио" и "Ше-херазада" на муз.
Римского-Корсакова, "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского, "Дафнис и
Хл" Равеля, "Петрушка" Стравинского, "Карнавал" на муз. Шумана,
"Треуголка" де Фальи, ряд балетов австр. композитора Ф. Зальмхофера и
др. До 1954 балетные спектакли ставились в двух оперных т-рах Вены: в
Гос. опере и в "Т-ре ан дер Вин" (чаще в 1 ос. опере). Среди артистов
балета: Ю.Драпаль, О.Фидлер, Л. Франц-Бауэр, Э. Темпль, А. Краузенекер,
Г. По-корны-Бауэр, Э. Брехнер, Л. Клемиш, К. Циммерль, А. Биркмейер, В.
Диртль, В. Францль, К. Раймунд, Р. Адама, К. Музиль, Р. Новотны и др.,
балетмейстер Д.Парлич. Для подготовки нац. кадров хореографии в Вене
существует балетная школа при Венской гос. опере. . А. И., Л. М,
Цирк. Возникновение цирка в Австрии относится к 16 в., когда на
ярмарках и площадях наездники, канатоходцы, жонглёры показывали своё
мастерство, В 1780 Ж. Порте основал в Вене цирк, в к-ром выступал
наездник Гийам. В 1808 X. Бах, возглавлявший труппу странствующих конных
акрсбггов, открыл в Вене цирк на 3 000 мест (получил название
"Гимнастический цирк"). Труппа Баха гастролировала в Италии, России и
др, странах, В 20-х гг. 19 в. премьером этого цирка был выдающийся
наездник и исполнитель мимич. сцен на лошадях итальянец А. Гверра. Здесь
же работали: канатоходец Равель, наездница В. Кенебель, наездники бр.
Прайс, атлеты О. Мотти и Ж. Дюпюи. В 50-х гг. 19 в. высшую школу
верховой езды демонстрировал премьер парижского Олимпийского цирка Ф.
Боше, создавший школу выездки и верховой езды, основанную на изучении
анатомии лошадей. Австрийская школа верховой езды широко используется
цирковыми наездниками всего мира. С 80-х гг. 19 в. весной в Вене обычно
работал цирк Э. Ренца. Перед первой мировой войной в Австрии появились
цирки-варьете, в представлениях к-рых сочетались номера мюзик-холла и
цирка. За время 2-й мировой войны цирковое иск-во Авст-рип пришло в
упадок. До 1958 в стране работал цирк Аполло. С 1959 в Вене
функционирует цир Медрано. М. Зон,.
АВТОНОМНАЯ ДРАМСЁКЦИЯ. (Автономная драматическая секци я)объединение,
советских драматургов, созданное в 1933 вместо Всероссийского общества
композиторов и драматургов (Всероскомдрам). А, д. существовала при
Оргкомитете, с 1934-при Союзе сов. писателей на правах автономного
отдела, В отличие от Всероском-драма А. д. выполняла гл. обр. творч.

функции -читка и обсуждение пьес членов А. д., помощь молодым
драматургам, доклады, дискуссии и др. Функции охраны авторских прав
драматургов и. композиторов, сбор авторского гонорара были переданы
созданному тогда же Управлению по охране авторских прав РСФСР. С началом
деятельности Драмсекции Союза советских писателей (создана в 1939) А. д.
прекратила своё существование, А. Шн,
АВТОРИЗОВАННАЯ ИНСЦЕНИРОВКА - пье, са, созданная на материале
лит.-художеетв. произведения нетеатрального жанра (романа, повести,
поэмы и пр.) и одобренная автором переработанного сочинения .
Авторизованный перевод - перевод драматического произведения (с языка
оригинала на др, язык)" согласованный с автором оригинала. 4. Шн.
АВТОРСКАЯ ИНСЦЕНИРОВКА - пьеса, созданная на материале лит.художеств.
произведения нетеатрального жанра (романа, повести, поэмы и пр.) самим
автором этого произведения. А. Шн.
АВТОРСКОЕ ПРАВО — совокупность государственных норм, определяющих
правовое положение авторов литературных, научных, музыкальных и
художественно-изобразительных произведений. А. п. в СССР регулируется
постановлением ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1928 "О введении в действие
основ авторского права в новой редакции" и изданными союзными
республиками, в соответствии с этим постановлением, законами об А. п., в
РСФСР-от 8 окт. 1928 и от 20 апр. 1957 ("Об авторском гонораре за
драматические и музыкальные произведения"), в УССР - от 6 февр. 1929, в
БССР - от 14 янв. 1929 и др. Существуют также типовые издательские
договоры и постановления о ставках авторского гонорара. А. п.
распространяется на произведения драматические, музыкальные,
музыкально-драматич., хо-реографич. и пантомимы; охраняется также А. п.
на планы, эскизы и т. д., относящиеся к постановке на сцене драматич.
или муз.-драматич. произведения.
Автор имеет исключительное право под своим именем, под условным
именем (псевдонимом) или без обозначения имени выпустить в свет своё
произведение и в течение установленного в законе срока воспроизводить и
распространять его, извлекая иму-ществ. выгоды. Автору неизданного
драматич.. муз., муз.-драматич., пантомимного и хореографич.
произведения принадлежит исключительное право на его публичное
исполнение; изданное произв. может публично исполняться без согласия
автора, но с оплатой ему авторского гонорара. Театр не вправе по своему
усмотрению вносить без согласия автора к.-л. дополнения, сокращения и
изменения в авторское произведение. За публичное исполнение произведений
автор получает процентные отчисления со сбора от спектакля. Перевод
изданного произведения на др. язык может быть осуществлён без согласия
автора. При переводе на рус. язык произв., изданных на одном из языков
народов СССР, а также при переводе с одного нац. языка на другой автору
переводимого произв. уплачивается гонорар, при переводах с рус. языка на
языки народов СССР гонорар не выплачивается.
А. п. принадлежит автору пожизненно, а наследникам его - 15 лет,
считая с 1 янв. года смерти автора. В случае отсутствия наследников
после смерти автора А. п. прекращается. Для хореографич. произведений
срок пользования А. п. установлен 10 лет. Произведение, в отношении
к-рого истекли сроки действия А. п., может воспроизводиться, издаваться,
распространяться и исполняться всеми лицами без ограничений.
Охрана А. п. и взимание процентных отчислений со сборов возложены на
Всесоюзное управление по охране авторских прав Союза писателей СССР.
Управление имеет соответствующие полномочия и от Союза композиторов
СССР, осуществляет свою работу через отделения в союзных республиках и
широкую сеть уполномоченных.
Лит.: Городецкий Б.иРозовская Б., Справочник по авторскому праву, М.,
1946; А з о в а Л. и Ш а п и л-л о С., Авторское право на литературные
произведения, М., 1953; Данилов И. Я., Справочник автора книги, М.,
1958; Справочник нормативных материалов для издательских работников,
сост. В. А. Маркус, М., 1958. Д С.
АВЧАЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ - театральное зда ние в Тифлисе, помещалось на
Авчальской ул. (ныне Советская). Было перестроено в 1893 (из чайной)
груз. рабочими - любителями театр. иск-ва, на личные средства. В А. а.
давались спектакли нар. т-ров. Вначале здесь выступала груз. труппа
"Товарищества любителей сцены", впоследствии также арм. и рус. труппы, в
к-рые входили любители (рабочие и служащие). В А. а. ставились передовые
по общественной направленности пьесы ("Арсен" Казбеги, "Пэпо"
Сундукя-на, и др.), устраивались концерты и лекции. Плата за вход была
установлена от 5 до 50 коп. В годы первой рус. революции (1905) в
деятельности А. а. принимали участие члены Тифлисской организации РСДРП
(большевиков). После установления Советской власти А. а. именовалась
Пролетарским т-ром (впоследствии им. Н. Гоциридзе). В наст. время не
существует.
Лит.: Б у х н и к а ш в и л и Г., Грузинский театр за сто лет, Тб.,
1950.

о Ъ о д ( о а., ЭосбооЕю, отйооЬо, 1956. Г. Б.
АГАБАЛАЕВ, Сефербек Агабалаевич (р. 12.V. 1896) - лезгинский
советский актёр. Нар. арт. Даг. АССР (1955). Выступал в самодеятельных
спектаклях, играя из-за отсутствия женщин-актрис женские роли. Сценич.
деятельность начал в 1914. Один из основателей лезгинского т-ра (1928,
Дербент). В 1928-49 пост. спектакли: "Лейли и Меджнун", "Асли и Керим",
"Женатый вдовец" У. Гаджибекова, "Пери-хану м" Шамхалова. Роли: Шах
("Асли и Керим"), Бублик ("Платон Кречет"), Миллер ("Коварство и
любовь"), Профессор ("Сто миллионов" Собко), Айбат-бузирган
("Пери-ханум") и др. М'. Я.
АГАЕВ, Али Ага Исмаил оглы [р. 9(22). III. 1913] - азербайджанский
советский актёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1954). Участвовал в спектаклях
драм. кружка при бакинском клубе водников. С 1936 - актёр Азерб. ТЮЗа
(Баку). Исполнитель комедийных и характерно-бытовых ролей: Гаджи Гамбар
("Из-под дождя, да в ливень" Везирова), Молла Ибрагим Ха-лил (о. п.
Ахундова), Городничий и др. Снимался в кино. К. Кае.
АГАЛАРОВ, Идрис Фархад оглы (р. 20.X.1917)- азербайджанский советский
артист оперы (баритон). Нар. арт. Азерб. ССР (1958). В 1943 окончил
Бакинскую консерваторию по классу проф. С. К. Гольской. Сценич.
деятельность начал в Т-ре оперы и балета им.Ахундова (Баку). Партии:
Шах-Велад ("Шахсенем" Глиэра), Явер ("Азад" Джангирова), Онегин, Мазепа,
Жермон, Эскамильо, Фигаро и др. А. обладает голосом, свободно и ровно
звучащим во всех регистрах, добивается естественности и доходчивости
муз. фразировки. Известен как исполнитель камерной музыки. К. Кае.
АГАР (Agar) [наст. имя и фам. - Мари Леонид Ш а р в е н (Charvin)]
[18.IX.1832 (1836?) - 14. VIII. 1891] -французская актриса. Училась у
чтеца и театр. педагога А. Рикура, стремившегося внести в традиц.
классицистическую манеру большую жизненность и простоту. Дебютировала в
1859. В нач. 60-х гг. играла в парижских т-рах "Одеон" и
"Порт-Сен-Мар-тен". В 1863 и в 1869-72 - в театре "Комеди Франсез".
Опираясь на творч. опыт Рагиель, А. развивала и укрепляла реалистич.
тенденции в драматич. иск-ве
Франции 2-й пол. 19 в. Осн. репертуар А. состоял из трагедий Корнеля
(Камила - "Гораций"), Расина (Андромаха, Аталия - в одноим. пьесах;
Клитемне-стра - "Ифигения в Авлиде") и др. драматургов франц.
классицизма. С большим успехом исполняла роли в пьесах совр.
драматургов: Лукреция (о. п. Понсара), Занетто ("Прохожий" Коппе) и др.
Наиболее полное и глубокое раскрытие талант А. получает после падения
Второй империи и особенно в дни Парижской Коммуны 1871. Во времена
Парижской Коммуны А. отвергла политику саботажа, проводимую "Комеди
Франсез", и участвовала в концертах для народа и армии, организуемых
правительством Коммуны в б. императорском дворце. Продолжая традиции
Рашель, А. выступала с театрализованным исполнением "Марсельезы",
выражая настроение революц. народа, охваченного героич. порывом и верой
в победу. Большое место в концертном репертуаре А. занимали революц.
стихи В. Гюго и Барбье. После падения Парижской Коммуны А. подверглась
преследованиям со стороны реакц. бурж. публики, печати и правительства
Третьей республики, требовавших суровой кары актрисе, сотрудничавшей с
коммунарами. В течение ряда лет А. было запрещено играть в Париже.
Последние годы жизни она выступала в провинции и за границей.
Лит.: Данилин Ю., Театральная жизнь в эпоху Парижской Коммуны, М.,
1936. Г. А,
АГАРЁВ, Анатолий Аполлинариевич (наст. фам.- Цеханович)
[1864-9(22).VIII.1909] - русский актёр. В 1881 окончил Петерб. театр.
уч-ще. В том же году поступил в Иркутский т-р; играл здесь в течение 4
лет. Затем выступал в различных провинц. труппах - Н. Н. Соловцова
(Киев), М. М. Бородая (Казань, Саратов) и др. В 1903-09 - актёр Т-ра
лит.-художеств. общества (т-р Суворина) в Петербурге. Участвовал в
гастрольных поездках М. Г. Савиной. Обладая большим сценич.
темпераментом, А. исполнял преим. драматич. роли: Акоста ("Уриэль
Акоста" Гуцкова), Царь Фёдор ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого) и
др. А. Кл.
АГАРбНОВА, Елена Герасимовна [р. 7(20). IX. 1903)- русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1928, окончив Ленингр. ин-т сценич.
иск-в, А. начала сценич. деятельность в Ленингр. ТЮЗе. Одна из активных
участниц тюзовского движения, А. в 1930 уехала в Новосибирск, чтобы
принять участие в организации Новосибирского ТЮЗа. Работала здесь в
1930-32 и 1935-38 (в 1932-35 - в Ленингр. обл. ТЮЗе). С большим задором
и непосредственностью играла роли мальчиков-подростков: Алейка
("Тимош-кин рудник" Макарьева), Ирод ("Винтовка № 492 116" Крона),
Серёжа Стрельцов (о. п. Любимовой) и др. С 1938 - актриса новосибирского
т-ра "Красный факел". Роли: Надя ("Враги" Горького), Таня (о. п.
Арбузова), Машенька (о. п. Афиногенова), Варя ("Встреча в темноте"
Кнорре), Анна Каренина; Юлия Тугина ("Последняя жертва"), Татьяна
Ивановна ("Село Степанчиково" по Достоевскому), Аркадина ("Чайка"),
королева Гертруда ("Гамлет"), Кручинина ("Без вины виноватые") и др.

Комедийное дарование А. ярко проявилось в ролях Мирандолины; Глафиры
("Волки и овцы").
АГАСЯН, Астхик Алексеевна [р. 15(27).X.1899]- армянский советский
режиссёр. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1945). Сценич. деятельность начала
в 1917 в Тифлисском т-ре арм. драмы. Играла роли Офелии, Дездемоны. С
1929 - режиссёр Арм. ТЮЗа (Ереван). Пост.: "Гикор" по Туманяну (1934),
"Том Кенти" (1938), "Я хочу домой" (1948) Михалкова и др. Б. Л.
АГАТАРХ ('A-Yapog) (5 в. до н. э.) - древнегреческий художник. Род.
на о-ве Самое. Жил и работал в Афинах. По сообщению Витрувия (в трактате
"Десять книг об архитеюуре", кн. 7), А. впервые в истории античного т-ра
ввёл театр. декорации и написал сочинение' по этому вопросу. Аристотель
же приписывал это нововведение Софоклу ("Поэтика", 4, 17). С. А.
АГАТОН CAOcov) (ок. 448-400 до н. э.) - древнегреческий драматург. В
416 до н. э. впервые одержал победу на драматич. состязаниях на Ленеях.
На стиле и языке произв. А. сказалось влияние софистов. А внёс ряд
новшеств в муз. сопровождение трагедии, включил в представление не
связанные с сюжетом вставные хоровые песни и, по-видимому, первый создал
трагедию, фабула и персонажи к-рой не были связаны с мифом или
историческими событиями ("Антефс"). Сохранились небольшие отрывки и
названия произв. А.: "Алкмеон", "Телеф", "Фиест" и др. Отрывки произв.
А. изданы в книге "Tragicorum graecorum fragmenta Naucks", 2 AufL,
Lipsiae, 1889. Д. С.
АГДАМСКИЙ (наст. фам.- Б а д а л б е и л и), Ахмед Башироглы (5.1.
1884-1.IV. 1954) - азербайджанский советский артист оперы (тенор). Засл.
деят. иск-в Азерб. ССР (1943). Один из основоположников азерб. муз.
театра. Сценич. деятельность начал в труппе "Нид-жат"
(Баку).В1911-20высту-пал в музыкальных спектаклях,исполняя главным
образом женские партии: Лейли, Асли, Гюльчохра, Гюльназ ("Лейли и
Меджнун", "Асли и Керем", "Аршин мал алан", "Не та, так эта" У.
Гаджи-бекова), Шахсенем ("Ашик Гариб" 3. Гаджибекова) и др. Выступал
также в драме. С 1921 А. занимался педагогической деятельностью. К. Кае.
АГЕЕВ, Виктор Иванович [р. 5(17).IV. 1887]- русский советский актёр.
Нар. арт. РСФСР (1957). Участвовал в любительских спектаклях. Проф.
сценич. деятельность начал в 1907 в Иваново-Вознесен-ске. Работал в
различных городах (Красноярск, Курск, Астрахань, Пенза, Омск, Тамбов и
др.). С 1936 - актёр Оренбургского т-ра. Роли: Фамусов;
Лыняев ("Волки и овцы"), Лука ("На дне"), Швандя ("Любовь Яровая"),
Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Кутузов ("Фельдмаршал
Кутузов" Соловьёва, "Давным-давно" А. Гладкова, "Надежда Дурова"
Липскерова и Кочеткова), профессор Окаё-мов ("Машенька" Афиногенова) и
др. А. стремится глубоко раскрывать внутр. мир своих героев, игра его
отмечена мягкостью, теплотой, юмором. Создал образ Ленина в спектаклях
"Человек с ружьём" и "Кремлёвские куранты" Погодина, "Ленин в 1918 году"
Каплера и Златогоровой.
АГЕЙТ (Agate), Джеймс - английский театральный критик. См. Эйгет,
Джеймс.
АГИЛАР (Aguilar), Гаспар де (1561-26.VII.1623)- испанский поэт и
драматург. Друг Лопе де Вега, гуманист по воззрениям, А. был одним из
представителей "валенсианской школы" драматургов, сыгравшей значит, роль
в формировании исп. драматургии эпохи Возрождения. Лит. деятельность
начал в 80-е гг. 16 в. Среди пьес А. наибольшей известностью
пользовались: комедия "Влюблённый купец" (1601) - о любви, свободной от
корыстных интересов (эта пьеса была удостоена похвалы Сервантеса за
соблюдение норм классицистич. поэтики), драмы "Печальная египтянка"
(1608) - из эпохи Иудейской войны, "Карфагенские любовники" (1614) - о
любви карфагенской принцессы Софонизбы и ну-мидийского царя Масиниссы;
"Честное отмщение" (1615) - о мести за измену. А. написал также "комедии
плаща и шпаги" - "Сила заинтересованности", "Нежданное счастье",
"Горнило истины" и др.
Соч.: Comedias. Biblioteca de autores espanoles, t. XLIII, Madrid,
1851, стр. 123-85.
Лит.: Marti-G rajales F., Gaspar de Aguilar, в кн.:
Cancionero de la "Academia de los Nocturnos", p. II, Valencia, 1906.
3. Я.
АГЙРРЕ (Aguirre), Исидора (р. 1919) - чилийская писательница и
драматург. В 1949 училась в Париже в Высшей школе кинематографии, с 1951
- в Сантьяго, в Театральной академии министерства образования. В 1954
т-р "Талия" поставил первую пьесу А.- "Полночный договор". А. написала
пьесы:
"Каролина" (1955, "Экспериментальный т-р" Чилийского ун-та), "2х25"
(1957, Университетский т-р в Консепсьоне). Популярностью пользуется
драма А. (совм. с М. Рохасом) "Посёлок Эсперанса", в к-рой
рассказывается о тяжёлой жизни обитателей городских трущоб. В 1959 эта
пьеса была пост. в Университетском т-ре Консепсьона известным чилийским
режиссёром П. де ла Барра. Высокую оценку театр. критики получила
романтич. драма "Три Паскуалы" (1957, "Экспериментальный т-р"),
написанная по мотивам нар. чилийской легенды. А. преподаёт историю
чилийского т-ра в театр. школе при "Экспериментальном T-J)C". Л. X.

АГИТБРИГАДА (агитационно-художественная бригада, художественная
агитбригад а)- в СССР небольшой профессиональный или самодеятельный
театральный коллектив. А. возникли в первые годы после Октябрьской
революции для обслуживания фронтов гражданской войны. С конца 20-х гг.
получили массовое распространение на стройках, производствах. А.
выступали повсеместно, в т. ч. непосредственно в цехах, в поле во время
с.-х. работ. В нач. 50-х гг. наряду с А., сформированными на
определённый срок для обслуживания хоз. и политич. кампаний,
распространение получили и постоянно действующие А., строящие свои
программы на злободневном местном материале. Опираясь на лучшие традиции
"Синей блузы" и "Живой газеты", А. пропагандируют передовой опыт,
критикуют недостатки. Репертуар А. составляют драматич., музыкальные и
хореографич. миниатюры. Среди наиболее известных А.- самодеятельные
агитбригады Дома культуры завода им. Владимира Ильича (Москва), Дома
культуры промкооперации (Ленинград), Дома культуры железнодорожников
(Свердловск), Турбогенераторного завода (Харьков) и мн. др. Вик. М.
АГИТПОЕЗДА (агитпароходы)- в СССР поезда (пароходы), специально
оборудованные и приспособленные для ведения агитационно-пропагандистской
и культурно-просветительной работы среди населения и войсковых частей
отдалённых районов. Значительное место в деятельности А. занимали театр.
и конце ртно-эстрадные выступления. Инициатором создания А. в годы
гражданской войны и иностранной военной интервенции был военный отдел В
ЦИК: снаряжённый им первый А. вышел в 1918 в направлении к Казани, тогда
только что освобождённой от чехословацких контрреволюционных мятежников.
В конце 1919 Андижанский гор. военный комиссариат направил на особо
оборудованной железнодорожной платформе художеств. агитбригаду Узб. т-ра
им. К. Маркса для обслуживания бойцов и населения. В 1920, во время
операции по ликвидации последнего оплота белогвардейцев и интервентов на
юге Крыма, большая работа была проведена агитпоездом Политуправления
Юго-Зап. фронта, имевшим в своём составе 2 "вагона-театра" (см. журн.
"Народное творчество", М., 1939, № 2 - воспоминания артистки М. Д.
Синельниковой). Такую же работу проводили агитпароходы. Среди них:
"Труд-фронт" Волжского обл. политуправления водного транспорта, "Яков
Свердлов", имевший свою драматич. труппу, концертно-эстрадный ансамбль,
оркестр. В 1920-21 в прифронтовых и фронтовых районах Петрограда
выступал "вагон-агитцирк" во главе с бр. Таити и В. Лазаренко. Опыт
агитпоездов и агит-пароходов времён гражданской войны получил развитие в
годы Отечественной войны 1941-45.
Лит.: Агитпартпоезда ВЦИК. Их история, аппарат, методы и формы
работы. М., 1920; "Советский театр", М., 1932, .No 10-11, с. 46-48;
"Театральный альманах", М., 1948, кн. 8 (статья А. Февральского). А. Шн.
АГОГИКА (от греч. аусот) - увод, у несение) - в муз. исполнении
небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра,
подчинённые целям художеств. выразительности.
АГОН (aycDV, от ayo) - веду) - в древней аттической комедии словесное
состязание, спор между двумя главными действующими лицами. В А.
раскрывается основная идейная проблематика произведения. А. встречается
в "Осах" (спор Филоклеона и Вделиклеона) и "Лягушках" (спор Эсхила и
Еврипида) Аристофана и в др. произведениях. Д. С
АГОСТЙНИ (Agostini), Джузеппе (р. ок. 1862) -итальянский артист оперы
(тенор). Впервые выступил на оперной сцене в сер. 80-х гг. 19 в. в
Риме.С 1896- солист итал. оперной труппы, с к-рой гастролировал в США.
Исполнял партию Рудольфа на премьерах оперы Пуччини "Богема"
(Лос-Анжелос, Нью-Йорк). Пел на сцене "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и
др. оперных т-ров США, гл. обр. партии итал. репертуара, в т. ч.
Альмавива, Рудольф фон Гаррас ("Севильский цирюльник", "Вильгельм Телль"
Россини), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Поллион ("Норма"),
Альфред и др. Обладал высокой вокальной культурой. В 1932 оставил сцену.
Л. М.
АГРАМОВ (наст. фам.-- А в р а м о в), Михаил Васильевич (г. рожд.
неизв.- ум. 1893) - русский режиссёр и актёр. В 1861, оставив военную
службу, дебютировал в Александрийском т-ре. С нач. 70-х гг. 19 в.
работал в провинции как актёр, потом и как режиссёр. В 1885-87 и в
1889-90 А..будучи режиссёром т-ра Корша в Москве, стремился к созданию
ансамбля в спектакле, к постановке значительных в идейном и
художественном отношении пьес. В 1886 А. поставил на сцене т-ра Корша
спектакль "Горе от ума", отличавшийся необычайной для того времени
точ

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.