Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Театральная энциклопедия

страница №13

1937 - балетмейстер узб. филармонии. Создал
хореографич. композиции, отражающие жизнь советских людей: бухарский
хороводный танец, массовый женский танец "Привет девушкам", сюиты "Эпоха
свободы", "Праздник труда" и др. Л. А.
АКИМОВ, Виктор Акимович [р. 16(29).!. 1902] - русский советский
актёр. Нар. арт. РСФСР (1958). Член КПСС с 1950. Сценич. деятельность
начал в 1920 в Центр, показательном красноармейском рабочем т-ре. В
1921-24 занимался в молодёжной студии при Харьковском т-ре. Одновременно
был актёром этого т-ра. В последующие годы играл в т-рах Орехово-Зуева,
Днепропетровска, Краснодара, в 1933-44 - в Т-ре рус. драмы в Баку. Роли:
Костя-Капитан ("Аристократы" Погодина), Швандя ("Любовь Яровая"),
Сафонов ("Русские люди"), Протасов ("Живой труп"), Егор Булычев; Кутузов
("Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва) и др. С 1944 А. - в труппе
Сталинградского т-ра. Роли: Стессель ("Порт Артур" Степанова и Попова),
Берсенев ("Разлом"), Климов ("Совесть" Чепурнна, Ст. пр. 1951), Часовщик
("Кремлёвские куранты"), Макферсон ("Русский вопрос"), Бубнов и Яков
Ма-якин ("На дне" и "Фома Гордеев"), Городничий; Че-бутыкин ("Три
сестры"), Боков ("Большие хлопоты" Ленча) и др. Образы, созданные А.,
отличаются чёткостью внешнего рисунка, органичностью, жизненной
достоверностью.
АКИМОВ, Михаил Филиппович [р. 2(14). VII. 1895]- чувашский советский
писатель, драматург, театральный деятель. Автор первой чувашской пьесы
"Безвременная смерть" (1918, Чувашский передвижной театр),
рассказывающей о тяжёлой жизни чувашских крестьян до Октябрьской
революции, а также пьесы "Илюк" (изд. 1920, не пост.) о чуваш.женщине. В
1918-20 принимал участие в работе Чувашского т-ра (Чебоксары).
Лит.: Уяр Ф., Хрестоматия чувашской советской литературы, Чебоксары,
1948; С и р о т к и н М., Очерк истории чувашской советской литературы,
Чебоксары, 1956. ф. р.
АКИМОВ, Николай Павлович [р. 3(16).IV. 1901] - русский советский
режиссёр и художник. Нар. арт. СССР (1960). Род. в Харькове в семье
ж.-д. служащего. В
1915-19 учился в художеств. мастерской под рук. М. В. Добужинского,
А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева в Петрограде. Как театр. художник впервые
выступил в 1922 в Харьковском детском т-ре. С 1923 - в Ленинграде.
Работал в т-рах "малых форм" ("Балаганчик", "Вольная комедия", Ленингр.
т-р Сатиры), затем в Ленингр. академия, т-ре драмы, Большом дрям. т-ре и
др. Творчество А.-художника характеризуется острым чувством
современности, разнообразием приёмов, поисками новых выразит, средств,
законченностью и точностью формы, графичностыо. А. оформил спектакли:
"Конец Криворыльска" Ромашова (1926), "Бронепоезд 14-69" (1927), "Страх"
(1931) - в Ленингр. академич. т-ре драмы; "Человек с портфелем" Файко
(1928) - в Моск. т-ре Революции; "Разлом" (1927);
"Заговор чувств" Олеши (1929), "Коварство и любовь" (1930) - в Т-ре
им. Вахтангова; "Любовь Яровая" (1936); "Школа злословия" Шеридана
(1940), "Офицер флота" Крона (1945) - в МХАТе. С 1929 А. работает как
режиссёр, одновременно оформляя свои спектакли; 1-я самостоят, работа
А.-"Гамлет" (Т-р им. Вахтангова, 1932. носила формалистич. характер. В
1935-49 А.- художеств. руководитель Ленингр. т-ра Комедии. Здесь А.
поставил и оформил спектакли:
"Собака на сене", "Валенсианская вдовам Лоне де Вега (1939),
"Двенадцатая ночь" (1938); "Тень" Шварца (1940), "Остров мира" Петрова
(1947) и мн. др. Жизнерадостность, тонкое остроумие, богатство фантазии,
острота характеристик, блестящее оформление спектаклей, пост. А.,
выдвинули этот т-р в число ведущих т-ров страны. С 1951 А. был гл.
режиссёром Ленингр. т-ра им. Ленсовета. Острой сатиричностью, обличит.
силой отличались поставленные им спектакли "Тени" Салтыкова-Щедрина
(1953) и "Дело" Сухово-Кобылина (1955). С 1955 А.- снова гл. режиссёр
Ленингр. т-ра Комедии; поставил и оформил спектакли:
"Обыкновенное чудо" Шварца (1956), "Деревья умирают стоя" Касоны
(1957), "Трёхминутный разговор" Левидовой (1959), "Рассказ одной
девушки..." Тверского (1959), "Пёстрые рассказы" по Чехову(1960) и др.
Активно работая над созданием оригинального репертуара, А. борется за
утверждение на сцене сов. комедии. А. выступает также как художник кино
(фильмы "Кащей бессмертный", "Золушка"). Ему принадлежит большое
количество оригинальных афиш к своим спектаклям, произв. станковой
живописи и графики, в т. ч. портреты деятелей иск-в (Н. К. Черкасова, Б.
М. Тенина, Н. П. Охлопкова). А.- автор ряда статей по вопросам театр.
иск-ва. С 1955 преподаёт в Ленинградском театр. институте (руководит
художественно-постановочным ф-том); с 1960 - профессор.
Соч.: Художник в театре, "Жизнь искусства", 1928, № 10; Художник в
театре, "Театр и драматургия", 1935, J\" 7;
Акимов Н. П., Содоклад о театрально-декорационном искусстве (1-й
Всесоюзный съезд советских художников), М., 1907 Трудности и перспективы
жанра, "Октябрь", 1958, № 6; Театр в настоящем и будущем, "Театр", 1960,
№ 3.

Лит.: Акимов. Текст А. Бартошевича, ред. К. Н. Державина, Л., 1933;
Бартошевич А., Н. Акимов - художник, Л., 1947; Право на гнев. "Дело"
Сухово-Ко-былина в Ленинградском театре имени Ленсовета, в кн.:
Спектакли этих лет. 1953-1956 гг. Сборник статей, М., 1957, стр. 33-105;
Ремез О., На пороге дня завтрашнего, "Театральная "кизнь", 1959, № 16,
стр.18-19.
АКИМОВА, Софья Владимировна [р. 15(27).III. 1887l - русская советская
артистка оперы (сопрано), педагог. Заслуженная артистка Узбекской ССР
(1944). Член КПСС с 1945. Жена певца И. В. Ершова. В 1909 окончила
Лейпцигскую консерваторию по классу фп. К. Вендлинга. Пению обучалась в
Петербурге у М. А. Славиной, брала также уроки у С. М. Мирович. Впервые
выступила на оперной сцене в Петербурге в 1913. В 1913-29 - солистка
Мариинского театра (ныне Ленинградский театр оперы и балета имени
Кирова). Партии: Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Феврония ("Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии" Рим-ского-Корсакова), Тамара
("Демон"), Эльза, Елизавета, Зиглинда, Брунгильда ("Лоэн-грин",
"Тангейзер", "Валькирия", "Гибель богов" Вагнера) и др. Выступала в
концертах. С, 19f9 А. работает в Ленинградской консерватории (с 1939 -
профессор). Среди учеников А.- Т. Н. Лаврова, В. Н. Кудрявцева, М. А.
До-венман и др. Н. Каз.
АКИМОВА (Р е б p и с т о в а), Софья Павловна [сент. 1824-4(16).VII.
1889] - русская актриса. Брала уроки у актрисы А. Т. Сабуровой. В 1846
дебютировала на сцене моек. Малого т-ра; играла здесь до конца жизни. А.
была блестящей исполнительницей ролей комич. старух. Первой исполнила
мн. роли в пьесах А. Н. Островского: Арина ("Бедность не порок"),
Аграфена Кондратьевна ("Свои люди - сочтёмся"), Кукушкина ("Доходное
место"), Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты"), Матрёна
("Горячее сердце"), Феклуша ("Гроза") и др. Среди лучших работ А. также:
Сваха ("Женитьба"), Про-стакова ("Недоросль"), роли в водевилях и
фарсах. Талантливая бытовая актриса, А. прекрасно владела мастерством
речевой характеристики.
Лит.: "БИТ", fn.], 1914, вып. VII; "Москва", 1868, № 47 (ст. И.
Аксакова "Двадцать два года службы С. П. Акимовой при московских
театрах"). Н. ф.
АКИТА, Удзяку (наст. имя-Токудзо) (р. 2. II. 1883) - японский
писатель, драматург. В 1907 окончил .англ. отделение ун-та Васэда
(Токио). В 1908 начал лит. деятельность. В 1913 был связан с
прогрессивным театром "Гэйдзюцу-дза", с этого времени работал в, области
нового театра ("сйнгэки") и драматургии. В 20-е гг. примкнул к деятелям
пролетарского иск-ва. Был одним из основателей (1923) прогрессивного",
т-ра "Сэнку-дза", где пост. его пьеса "Граната" (1923). В 1927 приезжал
в Советский Союз. Написал пьесы: "Погребённая весна" (1913), "Три души"
(1918), "Ночь на границе" (1921) и др., вошедшие в одноим. сборники. Не
прекращал своей деятельности ив годы реакции (1934-45). После 2-й
мировой воины А. возглавил Ин-т сценич. иск-ва в Токио. А. Г.
AKKEPMAH (Ackermann) - семья немецких актёров. Конрад Эрнст А. (1.
II. 1710, Шверин,- 13. II. 1771, Гамбург) - актёр и антрепренёр. В
молодости (1735-39) был солдатом, служил в русской армии у фельдмаршала
Миниха. В конце 30-х годов А. увлёкся т-ром, стал играть в странствующих
нем. труппах. В 1740 дебютировал в труппе И. Шёнемана в Люнебурге. В
1741-46 А. с различными труппами выступал в Гамбурге, Шверине, Данцпге.
В 1747 вместе с С. Шредер, своей будущей женой, уехал в Россию, где
успешно выступал в Петербурге и Москве. В 1752 вернулся на родину и в
1755 открыл в Кенигсберге т-р, выстроив спец. здание. В 1758 в связи с
Началом Семилетней войны А. бежал на юг Германии, где продолжал играть
со своей труппой; гастролировал тауже в Эдьзасе и Швейцарии. В 17641767
А. возглавлял труппу Г. Коха в Гамбурге, где построил и оборудовал
новый т-р. Гамбургская антреприза - пора расцвета театр. деятельности А.
В его труппе были лучшие нем. актёры того времени:
К. Экгоф, М. Бёк, Ф. Л. Щрёдер; актрисы: Ф. Хен-зель, К. Шульце, С.
Шредер. А. ставил лучшие произв. классики и совр. нем. драматургии, а
также (для поднятия сборов) оперио-балетные спектакли и фарсы. Большие
траты А. на декорации и костюмы привели его г-р в 1767 к финансовому
краху. Антреприза А. перешла к драматургу Ф. Лёвену, труппа А. вместе с
самим А., Шредером, Экгофом и дрь составила ядро Гамбургского
национального театра. В 1768 антреприза снова перешла к А" В 1769 он
возглавлял также и Нижнесаксоискую труппу. В последние годы жизни А.
делил руководство Гамбургским нац. т-ром со Шредером, к-рый вёл балетную
часть. После смерти А. его антреприза целиком перешла к Шредеру.
А. был передовым театр. деятелем своего времени. Вместе с Экгофом, а
позднее Шредером он утверждал на нем. сцене реалистич. иск-во и боролся
с обветшалыми традициями классицизма. А. завоевал широкую известность и
как блестящий актёр. Непосредственное, искреннее, глубокое иск-во А.
отличалось ярким нац. своеобразием. Созданные им образы
характеризовались яркими бытовыми деталями. А. играл в пьесах Мольера
(Оргон, Гарпагон, Сганарель - "Тартюф", "Скупой", "Дон Жуан"), Лессинга
(Вахмистр -"Минна фон Барнхельм"), Хольберга и др.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульсного, т. 2, М., 1957; L i t z m a n n B., Fr. Ludwig Schroder, Bd
1-2, Hamb.- Lpz., 1890-94;
K indermann H., Ackermanns Wegbereitung, в кн.: Theatergeschichte der
Goetherzeit, W., 1948. Г, Гур.
Доротея А. (12. II. 1752-1821) - актри ca. Дочь Конрада Эрнста А. и
С. Шредер. Дебютировала в т-ре своего отца в роли Сары Сампсон в драме
Г. Э. Лессинга "Мисс Сара Сампсон". Впоследствии удачно играла в
трагедиях и комедиях. Роли:
Офелия, Дездемона; Минна ("Минна фон Барнхельм" Лессинга). В 1778
оставила сцену.
Шарлотта А. (23. VIII. 1757-10. V. 1775) - актриса. Дочь Конрада
Эрнста А. и С. Шредер. Играла преим. в Гамбурге. Проявила большое
дарование, исполняя роли молодых девушек, субреток, а также трагедийные
роли преим. во франц. классич. драматургии.
АКМЕНТЫНЬ (наст. фам.- Штейнберг), Да-це [22. VII (3. VIII). 1858-16.
III. 1936) - латышская актриса. В юности работала швеей. Как солистка
певческого хора А. в 1886 была приглашена на роль Вани в постановке
"Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") в Рижском латыш. т-ре. В 1887 была
зачислена в труппу этого т-ра и работала здесь до ухода со сцены в 1914.
Большое обаяние, многогранный талант, приобретённое в упорной работе
мастерство принесли А. славу лучшей латыш. актрисы своего времени. А.
внесла большой вклад в развитие нац. реалистич. сценического иск-ва. С
одинаковым успехом играла роли трагич. героинь, нежных девушек,
комедийных субреток и резвых мальчиков. Среди лучших ролей А.: Карлен,
Кристина ("Дни портных в Силмачах", 1902, "В огне", 1905, Блаумана),
Мирдза ("Вайделоте" Аспазии, 1894), Спридит, Сниедзе ("Спри-дит", 1903,
"Принцесса Гундега и король Брусубарда", 1912, Бригадер), Луиза
("Коварство и любовь", 1893), Настя ("На дне", 1906), Поля ("Мещане",
1904), Нора ("Кукольный дом", 1897), Гретхен ("Фауст" Гёте, 1898), Эльга
(о. п. Гауптмана, 1907). Творчество А. высоко ценили Я. Райнис, Р.
Блауман и др. представители передовой латышской культуры.
Лит.: Kundzins, Dace Akmentina, Teatris un dzive. Almanahs III, Riga,
1959, с. 343-52. Я. Я.
АКРОБАТ (греч. axpo?atTig, от axpo?atco) - хожу на цыпоч ках, лезу
вверх) - цирковой и эстрадный актёр, исполняющий номера акробатики.
Различаются А.: прыгуны, клишники, крафт А. (силовые), А. на проволоке,
"А. в колонне" (групповые исполнители разнообразных акробатич.
эквилибристич. трюков, демонстрируемых преим. с плеч друг друга), А. с
подкидной доской (групповой акробатич. номер; один из прыгунов
становится на опущенный конец доски, тогда как партнёр прыгает на
поднятый конец, тем самым увеличивая силу подбрасывания вольтижёра,
проделывающего с доски сальто на плечи третьего акробата).
АКРОБАТИКА - один из видов циркового и эстрадного искусства,
демонстрирующий мастерское владение телом и высокое развитие
мускулатуры. А. делится на 5 видов: силовую, прыжковую на земле,
плечевую, икарийские игры и А. на лошадях. В силовой акробатике т. н.
верхний акробат исполняет на руках или на голове своего партнёра
(нижнего акробата) различные стойки. Акробатич. прыжки выполняются
партерными акробатами-прыгунами; наиболее распространены: флик-фляк
-резкий прыжок назад на руки, потом на ноги (рис. 1), сальто-мортале -
резкий прыжок, при к-ром тело оборачивается в воздухе вокруг своей оси
(рис. 2), и колесо - боковой прыжок, при к-ром акробат прыгает на правую
руку, переходит на левую и становится опять на ноги. Упражнения плечевой
А. предполагают наличие минимально 3 человек, из которых один совершает
прыжки сальто-мортале с плеч одного партнёра на плечи другого. В ика
римских играх нижние акробаты лежат на спец. подушках, подняв вверх
ноги, верхние акробаты совершают прыжки сальто-мортале с подошв одного
партнёра на подошвы другого (рис. 3). А. родственны: балансирование
(баланс), хождение по канату, балансирование на шаре и пр., гимнастика -
упражнения на трапеции и др. гимнастич. снарядах.
Акробатич. иск-во было известно уже в древности - в Египте, Греции,
Риме и Византии. Первые акробатич. упражнения состояли из эквилибристики
на натянутом канате, неустойчивых пирамидах, из танцев между хрупких
ваз, прыжков над мечом и т. д.
В средние века это иск-во развивали скоморохи, бывшие одновременно
фокусниками, танцорами на канате. Начиная с 18 в. и в особенности в 19
в. А. получила широкое распространение в цирках. Тогда же появилась А.
на лошадях.
В числе наиболее известных акробатов прошлого - рус. артисты И. и А.
Сосины, выполнявшие т. н. двойное сальто-мортале. В советском цирке
выдающегося акробатич. мастерства достигли; в области прыжков - М.
Осташенко, Л. и Д. Маслюковы, И. Федосов и В. Довейко, В. Саженев, Н.
Иванова, Ю: Хазов; в области силовой А.-бр. Мареиковы.
Подготовка цирковых акробатов проводится в школе циркового иск-ва. А.

является также элементом хореографич. дисциплин, используется в танце.
А. - одна из вспомогат. дисциплин в учебной подготовке актёра.
В 30-е гг. А. использовалась как постановочный приём в спектаклях,
напр. в пост. С. М. Эйзенштейна в т-ре Пролеткульта ("Мудрец" по пьесе
"На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского, "Мексиканец"),
В. Э. Мейерхольда ("Великодушный рогоносец" К ром-мели нка, "Лес"
Островского, "Мандат" Эрдмана и другие), в спектаклях ТРАМа ("Дружная
горка").
АКРОБАТИЧЕСКИЙ ЭГИД-цирковой номер; представляет собой композицию из
акробатич. трюков и балетных шподдержек" Исполняется обычно мужчиной и
женщиной. Состоит из упражнений, демонстрирующих мускульную силу и
пластику тела. Ал. Ш.
АКСАКОВ, Константин Сергеевич [29. Ill (10.IV). 1817-7(19). 11. I860]
- русский писатель и публицист. Сын С. Т. Аксакова, Учился на словесном
ф-те Моск. ун-та (1832-35). Автор неск. пьес, в к-рых отразились его
славянофильские взгляды. Драма А. "Освобождение Москвы в 1612 году",
проповедующая идею земского собора и отчётности правящих верхов перед
народом, была пост. в моек. Малом т-ре в 1850, но после первого
представления запрещена цензурой. В драм. пародии "Олег под
Константинополем" (соч. 1830-х гг.; изд. СП Б, 1858) А. высмеивает
псевдоисторические пьесы; в комедии "Князь Луповиц-кий, или Приезд в
деревню" (соч. 1851) выступает против западников и идеализирует
крестьянскую общину.
Лит.: Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских
писателей и ученых, т. 1, СПБ, 1889, с. 201- 318; т. 6. СПБ, 1904. с.
235-36. у. Р.
АКСАКОВ, Сергей Тимофеевич [20. IX (LX).* 1791-30. IV (12. V). 1859)
- русский писатель и театр. критик. Учился в Казанском ун-те. А. был
страстным театралом, превосходным знатоком совр. ему рус. т-ра. В
молодости играл в любительских спектаклях. В 1827-32 работал в Моск.
цензурном комитете. С 1825 выступал как театр. критик (в журн. "Вестник
Европы", "Московский вестник", "Атеней", "Галатея", в газ. "Молва",
"Московские ведомости" и др.). В своих взглядах на театр А. выражал
позиции, близкие гоголевскому направлению в рус. лит-ре, был поборником
сценич. реализма, иск-ва глубоких чувств и душевной правды. Высоко ценил
творчество М. С. Щепкина и П. С. Мочалова, в к-рых видел крупнейших нац.
актёров, выразителей демократия, направления в рус. т-ре. Личный друг Н.
В. Гоголя, А. во многом разделял его театр. взгляды. А. является автором
мемуарных работ "Яков Емельянович Шуше рин и современные ему театральные
знаменито-сти" (1854), "Литературные и театральные воспоминания"
(1856-58), а также незаконченной работы "История моего знакомства с
Гоголем" (начата в 1854), в к-рых содержатся ценные наблюдения над
художеств. жизнью эпохи, яркие характеристики рус. писателей и актёров.
Перевёл "Школу мужей" Мольера (1819, Большой т-р в Петербурге).
Соч.: Собр. соч., т. 1-4, М., 1955-56.
Лит.: Машинский С., С. Т. Аксаков и русский театр. "Октябрь", 1959,
.N" 5; его же, С.Т.Аксаков, М., 1959. Т. Р. АКСЁНОВ, Всеволод Николаевич
[7 (19). III. 1898-29. III. 1960] - русский советский актёр. Мастер
художеств. слова. Засл. арт. РСФСР (1947). Творч. деятельность начал как
драм. актёр. В 1920- 1946 (с перерывами) играл в моек. Малом т-ре. Роли:
Чацкий; Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского),
Мечик ("Разгром" по Фадееву) и др. С 1935 выступал на эстраде. В его
репертуаре - произведения русской классич. и сов. поэзии (Пушкин, Блок,
Есенин, Маяковский, Симонов, Твардовский, Щипачёв и др.). А. был
инициатором, постановщиком и осн. исполнителем лит.-муз. композиций
произведений зап. классики ("Пер-Гюнт" Ибсена, "Эгмонт" Гёте,
"Арлезианка" Доде, и др.). Иск-во А. отличалось глубоким проникновением
в замысел произведений, лиризмом, лаконичностью и точностью выразит,
средств. А. снимался в кино (Гарри Смит - "Русский вопрос", Ст. пр.
1948, и др.). Вёл педагогическую работу (курс мастерства художественного
слова в Театральном училище им. Щепкина).
С о ч.: Искусство художественного слова, М., 1954. Лит.: Ф а л ь с к
и и В., Всеволод Николаевич Аксёнов, М., 1956. Ев. Г.
АКСЕР(Axer), OTTOH(p.3.VIII. 1906)- польский театральный художник,
живописец и график. В 1930 окончил Академию изящных иск-в в Кракове. В
1932-37 работал в Городском т-ре во Львове (оформил "Трёхгрошовую оперу"
Брехта, и др.), в 1937-39 - в Городском т-ре в Лодзи ("Небожественная
комедия" Красинского, и др.), в 1945-49 - в Т-ре Войска Польского в
Лодзи ("Отелло" Шекспира, "Игра с чёртом" Дрды). В Польском и
Современном театрах Варшавы А. создал декорационное оформление
спектаклей: "На дне" (1949), "Горе от ума" (1951); "Мария Стюарт"
Словацкого, "Маскарад" Лермонтова (оба в 1958). "Дом Бернарды Альбы"
Гарсиа Лорки (1959). А. принимал участие во многих постановках реж. Л.
Шиллера, после его смерти работает с реж. Э. Аксером. Р. В.
AKCEP (Ахег), Эрвин (р. 1. I. 1917) - польский режиссёр. По окончании
Гос. ин-та театр. иск-ва в Варшаве (ученик Л. Шиллера), в 1939-41
работал в Польском т-ре во Львове, в 1945-49 был режиссёром и художеств.

руководителем Камерного т-ра в Лодзи. С 1949 работает в Современном т-ре
в Варшаве (в 1955-57 одновременно возглавлял Национальный т-p в
Варшаве).
А. уделяет особое внимание постановкам совр. произведений нац.
драматургии. Среди его пост. в Современном т-ре: "Немцы" Кручковского
(1949), "Обычное дело" Тарна (1949), "Карточный домик" Зегадловича
(1953), "Тревожное дежурство" Лютовского (1955). А. работает также над
классич. драматургией: "Двенадцатая ночь" (1950, Современный т-р);
"Кордиан" Словацкого (1956, Национальный т-р) и др. Среди пост. пьес
совр. зарубежных драматургов: "Амфитрион 38" Жироду (1947, Камерный т-р
в Лодзи), "Наш город" Уайлдера, "Бидерман и поджигатели" Фриша (1957,
1959, Современный т-р), "Мухи" Сартра (1957, Национальный театр). В
1949-50 поставил спектакли "В одном городе" Софронова, "Мещане" (оба в
Современном т-ре). С 1947 преподаёт в польских театральных школах
(Лодзь, Варшава). Сотрудничает в журнале "Театр" ("Teatr"), пишет
фельетоны по вопросам т-ра (сб. фельетонов А. за 1952-54 издан в 1955).
С о ч.: Pare uwag o inscenizacji, "W pewnym miescie", "Teatr", 1950,
№2-4; Listy ze sceny,Warsz., 1955-57. Лит.: Tarn A., Lekcja warsztatu
scenicznego, "Teatr", 1951, № l; M a s l i n s k i J., Poemat sceniczny
o Janie Kochanowskim, "Teatr", 1952, "N" 18; "Kordian" Juliusza
Slowackiego w Teatrze Narodowym w Warszawce, "Teatr",1956, .No 10;
N atanson W., O przewodni motyw "Kordiana", "Teatr", 1950, №13;
Kijowski A., Pewien podchorazy zwariowal czyli "Kordian" w Teatrze
Narodowym, "Teatr", 1956, №14;
(т r u d a J., Rozprawa o teatrze wspolczesnym, "Teatr", 1958, № 16.
P. B.
АКСЙРОВ, Залимхан Алиевич (р. 1919) - кабардинский советский
драматург. В 1940-47 - актёр Кабардинского т-ра (г. Нальчик).
Драматургич. деятельность начал в 1942. Автор драматич. поэмы "Песнь о
Даханаго" (1942, нов. пост. 1957), построенной на основе сказания
нартов, пьес: "Лашин" (1946), "С восходом солнца" (1952) о строительстве
социализма в Кабардино-Балкарии, "Кызбурун" (1954) о трагич. судьбе
кабардинской женщины в эпоху феодализма, борьбе народа против
угнетателей - князей и иноземных захватчиков, "Не поверили" (1956) и др.
Многие пьесы А. пост. в кабардинском т ре. Е, Ж.
АКТ (от лат. actus - действие) - 1) Законченная часть драматического
произведения или театрального представления. В театре А. обычно
разделяются перерывами (антрактами). А. может дробиться'на более мелкие
части (явления, эпизоды, сцены, картины).
Деление спектакля на 5 А. впервые было осуществлено в театре Др. Рима
(в др.-греч. драме действие продолжалось непрерывно, перемежаясь
выступлениями хора). Пятиактное деление затем перешло в европ.
драматургию эпохи Возрождения и классицизма (исключение составлял
испанский т-р, в к-ром было принято деление пьесы на 3 А.- хорнады).
Драматургия последующих эпох имеет от 1 до 5 А. В классич. т-ре ряда
стран Востока (Китай, Япония, Индия, Иран и др.) пьесы имеют десятки А.
2) В Англии, в т. н. Елизаветинском т-ре, А. называлась музыка между
отдельными частями пьесы. Д. Шн.
АКТЕ (Achte), Лоренц Николай (25. V. 1835-18. IV. 1900) - финский
композитор, артист оперы (баритон), дирижёр, педагог и
музыкально-общественный деятель. Один из основоположников фин. оперного
иск-ва. Муж певицы Э. Ш. Акте. В 1868 основал в Хельсинки постоянный
симф. оркестр (Академич. оркестровое об-во), в 1869 принял участие в
создании Финского клуба, драм. отделение к-рого явилось основой первого
фин. нац. т-ра (1872). В 1870 А. исполнил в пост. клуба партию графа
Луны в "Трубадуре" Верди - первом оперном спектакле на фин. языке. В
1873 А. организовал при т-ре оперное отделение. В 1873-79 дирижировал
оперными спектаклями. Выступал также как певец, исполнял ведущие
баритоновые партии в операх "Лючия ди Лам-мермур" и "Лукреция Борджиа"
Доницетти, "Норма" Беллини, "Фауст" Гуно и др. А. принадлежит также ряд
симф. произв. и педагогич. трудов. Выступал как певец и дирижёр в
концертах.
Лит.: A s p e l i n-H a a p k у 1 a E., Suomalainen Teatteri ja
Oopera, Helsingf., 1908. Л. С., С. Л.
АКТЕ (Achto), урождённая С т p ё м e p (Stro-mer), Эмми Шарлотта (14.
XI. 1850-2. XII. 1924) - финская артистка оперы (сопрано) и педагог.
Жена композитора и певца Л. Н. Акте. Одна из основоположников фин.
оперного искусства. Пению обучалась в Хельсинки (у Мехелин), Париже (у
Массе), Стокгольме (у Ламперти) и Дрездене (у Хильдах). В 1873-79
А.-ведущая певица "Финской оперы" (Хельсинки). Особенно удавались А.
трагедийные эпизоды. Партии:
Лючия ("Лючия ди Ламмер-мур" Доницетти), Леонора ("Трубадур"), Норма
(о. п.
Беллини), Памина ("Волшебная флейта"), Маргарита ("Фауст") и др. В
1891-1922 А. рук

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.