Жанр: Энциклопедия
Театральная энциклопедия
...я как крупный организатор и администратор.
В 1877 начал драматургич. деятельность (пьеса "Права жизни"). Писал
рецензии и очерки. В 1881 в Малом т-ре была пост. пьеса Ю. "Листья
шелестят". Пьесы Ю. проникнуты либеральными идеями. Их герои отстаивают
своё человеч. достоинстве-вступают в борьбу с обывательским окружением.
Сценичность, обилие эффектов, участие в спектаклях выдающихся актёров
(нек-рые роли написаны с расчётом на определённых исполнителей)
обеспечили успех пьесам Ю. Однако нередко реалистич. тенденции
подчиняются в драмах Ю. условной театральности. Особенно это сказалось в
его первых драм. произв.- "Листья шелестят", "Соколы и вороны" (совм. с
Вл. И. Неми-ровичем-Данченко, 1885, Т-р Корша), "Арказановы" (1886,
Малый т-р), "Цепи" (1888, там же; Волынцева- Федотова, Ольга Николаевна
- Ермолова) и др. С конца 1890-х гг. Ю. пишет ряд комедий, в к-рых
выступает как остроумный и зоркий наблюдатель жизни крупной буржуазии
("Джентльмен", 1897, Малый т-р), вырождающегося барства ("Закат", 1899,
там же), петерб. бюрократии ("Невод", 1905, Александрийский т-р, Малый
т-р). Особое место в драматургии Ю. занимают пьеса из эпохи покорения
Кавказа- "Старый закал" (1895, Малый т-р; Вера - Ермолова, Олтин - К.
Рыбаков, Борис - Правдин, Дарья Ки-ровна - Садовская, Корпев - М.
Садовский) и романтич. легенда из прошлого Грузии-"Измена" (1903, там
же; Зейнаб - Ермолова). 'Морально-этич. проблемам посв. пьеса Ю. "Ночной
туман" (1916, Малый т-р).
Ю. видел осн. цель т-ра в утверждении добра, красоты, нравственной
силы человека. Отстаивая гражданственное искусство, он считал, что театр
должен откликаться на события обществ, жизни. "Театр...- писал он,-это
художественный отклик на общественные запросы, разрешение их не
средствами пли приемами кафедры или трибуны, а путем воплощения на сцене
в живых людях самых сложных коллизий общественной и личной психики"
("Драматург, актер и их театр", в кн.: Воспоминания. Записки. Статьи.
Письма, 1941, с. 534). Ю. считал, что гл. место в т-ре принадлежит
актёру - мыслящему человеку, изучающему окружающую его действительность,
непрерывно работающему над развитием своей личности и таланта.
Убеждённый защитник романтич. и реалистич. традиций рус. т-ра, Ю. на
протяжении всей своей сценич. деятельности пропагандировал творч.
традиции Малого т-ра, выступал против натурализма и символизма в театр.
иск-ве.
С первых шагов на сцене Ю. проявил себя как романтич. актёр. Его
герои, ненавидящие тиранию и произвол, со страстностью и горячностью
вступали в бой за справедливость. Свои лучшие роли Ю. создал в пьесах
Шиллера и Гюго. С блеском, обаянием передавал Ю. энтузиазм, пыл
благородного Дюнуа ("Орлеанская дева" Шиллера, 1884), романтич. пафосом
было отмечено его исполнение ролей Дон Карлоса ("Эрпа-ни" Гюго, 1889),
Рюи Блаза (о. п. Гюго, 1891), маркиза Позы ("Дон Карлос" Шиллера, 1894).
Игра Ю. отличалась приподнятостью, благородным пафосом, эффектностью,
эмоц. взволнованностью и в то же время продуманностью, законченностью.
Огромное "значение придавал актёр слову. Его сценич. речь отличалась
неожиданностью интонаций, разнообразием, сменами мелодии речи.
Трагедийный характер дарования актёра проявился в произв. Шекспира, в
к-рых Ю. создал образы людей огромной воли и силы духа.
Величественностью, монументальностью было проникнуто исполнение ролей
Макбета (впервые йен. в 1890, в бенефис Федотовой; затем в сезоне
1895-96 и в 1914), Ричарда III (1897), Корполана (о. п., 1902), Шейлока.
Высокая романтика соединялась в иск-ве Ю. с реализмом. Начиная с 90-х
гг. он всё чаще обращается к комедийным, характерным ролям, проявляя
новую грань своего дарования - юмор, ироничность. С блеском играл Ю.
роли: Фигаро (1910), Репетилова ("Горе от ума", 1911), Болингброка
("Стакан воды" Скриба, 1915), Телятева ("Бешеные деньги" Островского,
1917; впервые исполнил эту роль в 1893), Монпишара ("Дамская война"
Скриба, 1924), Фамусова (сезон 1917-18).
В совр. Ю. репертуаре исполнил роли: Кайус Дюр ("Мастер" Бара, 1905),
Тамерницын (в собств. пьесе "Вожди", 1909), Лидман ("Любовь - всё"
Сёдерберга, 1910) и др. Среди его лучших работ также: Уриэль Акоста (о.
п. Гуцкова, 1883-84), Эгмонт (о. п. Гёте, 1,888), Мортимер ("Мария
Стюарт", 1886), Яго (1888), Карло ван-дер-Ноот ("Граф де Ризоор" Сарду,
1892), Гамлет (1892-93); Отар-бег ("Измена" собств. соч., 1903), лорд
Кавершам ("Идеальный муж" Уайльда, 1909) и др.
После Октябрьской революции Ю. принимал активное участие в работе ТЕ
О (Театр. отдела) Нарком" проса, Центротеатра и др. организаций,
руководивших театр. иск-вом. Выступал с лекциями, писал статьи по
вопросам т-ра (в журн. "Культура театра" и др.), пропагандируя
реалистич. пск-во Малого т-ра и классич. драматургию. В эти годы им были
созданы монументально-героич. образы: Глеб Миронович ("Посадник" А. К.
Толстого, 1918), Ричард III
(1920); Оливер Кромвель (о. п. Луначарского, 1921), король Август
XIII ("Железная стена" Рынды-Алексеева, 1923).
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1900-01; то же, т. 1-4, М., 1909;
Пьесы, М., 1961; Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, 2
изд., М., 1951.
Лит.: Эфрос Н. Е., Александр Иванович Южин, М., 1922; А. И. Южин. Сб.
статей, М., 1922; С а к у л и н П. Н., Театр А. И. Сумбатова-Южина,
Берлин, 1927; Б е с к и н Э. М., А. И. Южин-Сумбатов, М.-Л., 1936;
Филиппов В. А., Актёр Южин, М.-Л., 1941; его же, Южин-Сумбатов, М.-Л.,
1943; К н я з е в с к а я Т., А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый
театр. в кн.: Ежегодник Малого театра, 1955-1956 г., М., 1961. Ю.Д,
ЮЖНАЯ ДРАМА (н а н ь с и, с и в э н ь) - одна из разновидностей кит.
традиц. т-ра. Возникла в 12- нач. 13 вв. Первоначально была
распространена в приморских районах юго-вост. Китая. К сер. 14 в.
приобрела популярность по всей стране, получив при этом назв. чуанъцц.
По форме Ю. д. и чуаньци почти идентичны; язык Ю. д. ближе к
разговорному, в ней отсутствует деление на акты, ограничен набор
мелодий. Была популярна в среде городских низов и крестьян и нередко
выражала их оппозиционное отношение к господствующей феодальной
идеологии. Сохранились три анонимные пьесы Ю. д.- "Чжан Се, победитель
на экзаменах", "Ошибка в выборе жизненного пути" и "Мясник Сунь". Иногда
к Ю. д. причисляют пьесу "История лютни" Гао Цзэ-чэна и др. пьесы сер.
14 в., обычно относимые к драмам чуаньци.
Лит. (на кит. яз.): Цянь Нанья-ян, Сун Юань-сивэнь цзи-ши, Шанхай,
1956. В л. С.
ЮЗЕЛЮНАС, Юлюс Александре [р. 7 (20).II. 1916] - литов. сов.
композитор, педагог. Нар. арт. Лит. ССР (1966). Окончил в 1948
Каунасскую консерваторию (класс композиции Ю. М. Груодиса), в 1952 -
аспирантуру при Ленингр. консерватории (рук. В. В. Волошинов). Автор
балета "На берегу моря" (1953. Т-р оперы и балета Лит. ССР, Вильнюс) и
оперы "Повстанцы" по мотивам одноим. романа В. Путинаса-Миколайтиса
(соч. 1960). Ведёт педагогич. работу: с 1948 - в Каунасской, с 1952 -в
Вильнюсской консерваториях (с 1957-доцент).
Лит.: Б а наитие Ю., Литовская советская музыка, Вильнюс, 1953;
Гаудримас Ю., Юлюс Юзелюнас и Эд-вардас Бальсис, в сб.: Советская
музыка. Статьи и материалы, вып. 1, М., 1956; А м б р а з а с А.,
Дорогой дерзаний, "Сов. музыка", 1964, Хс 8, с. 32-38. А. Ив.
ЮЗОВСКИЙ, Иосиф Ильич (псевдоним-Ю. Юзов-ский)
(18.XII.1902-15.ХП.1964)-сов. театр. и литературный критик,
литературовед. Окончил ф-т обществ, наук Донского ун-та в
Ростове-на-Дону (1924) и отделение истории иск-в Донского археологич.
ин-та (1925). Лит. деятельность начал в 1925. С 1930 жил в Москве.
Начиная с 30-х гг. преимущественно выступает как критик. Работы Ю. посв.
проблемам совр. сов. т-ра (статьи о режиссуре Вс. Э. Мейерхольда, Н. П.
Охлопкова, А. Я. Таирова, Вл. И. Немиро-вича-Данченко, К. С.
Станиславского, о драматургии М. Горького, Н. Ф. Погодина и др.). Ю.
писал о драма-тич. т-ре, балете, опере, музыке, оперетте, о цирке,
эстраде, живописи и др.
Глубокое понимание существа проблем совр. т-ра, умение выразить мысль
в живой, изящной пластич. лит. форме отличало работы Ю.; в них
воссоздаются облик спектакля и актерские образы. Значительное место в
творчестве Ю. занимает исследование горьковской драматургии.
В 1946-48-ст. науч. сотрудник Ин-та мировой лит-ры. Ю. принадлежат
переводы пьес с польского:
"Такие времена" Юрандота; с нем.: "Добрый человек из Сезуана" Брехта;
с чеш.: "Гость из ночи" Ашке-нази и др.
Соч.: Вопросы социалистической драматургии, М., 1934;. Спектакли и
пьесы, М., 1935; Горький на сцене МХАТ, М.-Л., 1939 (пер. на англ. яз. и
издана в США в 1940);
Драматургия Горького, т. 1. М.-Л., 1940; Образ и эпоха, М., 1947;
М.Горький и его драматургия, М., 1959; Прага (на чеш. яз.), 1963; Мы с
Наташей плывём по Волге, М., 1962; Зачем люди ходят в театр.., М., 1964;
Советские актёры в горьковскпх ролях, М., 1964; Разговор затянулся за
полночь, М., 1966.
ЮКНА, Стяпас Казио (р. 2.IX.1910) - лптов. сов. актёр. Засл. арт.
Лит. ССР (1954). В 1931 окончил драм. студию. В 1931-40 работал в
Шяуляйском, Клайпедском и Каунасском т-рах. С 1940 - артист Т-ра драмы
Лит. ССР (Вильнюс).
Роли: Эдгар ("Король Л'ир"), Мортимер ("Мария Стюарт"), Фердинанд;
Герт ("Гибель "Надежды"" Хейерманса), Гаев ("Вишнёвый сад"), Яков Бардин
("Враги"), Бретт ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо), Диджкус ("Правда
кузнеца Игнота-са" Гудайтпса-Гузявичуса), Дзержинский и Забелин
("Кремлёвские куранты"), Звездинцев ("Плоды просвещения"), Астров ("Дядя
Ваня"), Тпзенгаузас ("Доля предрассветная" Сруоги), Абрам Вульфсон ("Дни
портных в Силмачах" Блау-мана), Барон и др. Ал. Д.
ЮКНЯВИЧЮС, Ромуальдас Миколо (18. X. 1906- 13.IV.1963) - лптов. сов.
режиссёр, актёр, педагог. Засл. деят. иск. Лит. ССР (1956). Деп. Верх.
Совета Лит. ССР 1-го созыва. Сценич. деятельность начал в драм. кружках
в Каунасском коммерч. уч-ще и в ун-те. В 1930 принимал участие в
организации студенческого театр. об-ва "Стедра", ставил спектакли л
играл в них. Будучи учеником драм. студии, в 1931 был принят артистом в
Каунасский Гос. т-р. В 1933-34 Ю. активно участвовал в работе "Театра
молодых". В 1936-39 работал в Клайпедском т-ре, пост. "Гибель "Надежды""
Хейерманса. С 1939 - режиссёр Каунасского т-ра, с 1940-директор и худ.
рук. Вильнюсского драм. т-ра. В 1946-53 работал в Тель-шяйском,
Клайпедском и Каунасском т-рах. С 1953- режиссёр т-ра драмы Лит. ССР
(Вильнюс). Ставил спектакли в других т-рах республики. Лучшие постановки
Ю. отличаются тонким раскрытием содержания драматургич. произв.,
психологич. глубиной, мастерством режиссуры (массовые сцены).
Среди пост.: "Перед заходом солнца" Гауптмана (1940), "Топаз" Паньоля
(1940), "Бронепоезд 14-69"(1941); "Боевое задание" Даугуветиса (1946),
"Дядя Ваня" (1954), "Плоды просвещения" (1955); "Доля предрассветная"
Сруоги (1956), "Третья патетическая" Погодина (1961), "Месяц в деревне"
Тургенева (1962) и др.
Роли: Иогайла ("В тени великана" Сруоги), Баренд ("Гибель "Надежды""
Хейерманса), Подколёсин ("Женитьба"), Епиходов ("Вишнёвый сад"), Шмага
("Без вины виноватые"), Кибилда ("Накануне" Грицюса) и др.
Вёл педагогич. работу в консерватории и Вильнюсском ун-те.
Лит.: Romualdas Juknevicius, Vilnius, 1956 (серия: Та-ryb и Lietuvos
tcatro meno meistrai). Ал. Д.
ЮКСИП, Алберт-Александер Якобович [26. XI (8.ХП). 1886-10. VIII.
1966]-эст. сов. актёр. Засл. арт. Эст. ССР (1945). Театр. деятельность
начал в 1905 в Нарве в театр. кружке об-ва трезвости "Выйт-лея". В
1923-49 работал в таллинском т-ре "Эстония". Лучшие роли: Сандер
("Домовой" Вильде, 1927, 1938), Осборн ("Конец пути" Шерифа, 1930),
Миллер ("Ой, молодёжь!" О'Нила, 1935), профессор Мийлас ("Жизнь в
цитадели" Якобсона, 1946), Фе-рапонт ("Три сестры", 1948). В "Ревизоре"
играл роли: Городничего, Ляпкина-Тяпкнна и Растаковского. Творчество Ю.
отличалось глубоким психологич. анализом, точностью, продуманностью,
лаконичностью формы, интеллектуальностью, добродушным юмором. К. Каск.
ЮЛТЫЕВА, Иниель Даутовна (р. 3.11.1926) -тат. сов. артистка балета.
Засл. арт. Тат. АССР (1954), нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунпстич.
партии с 1957. В 1949 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (класс М. Ф.
Романовой-Улановой). Творч. деятельность начала в 1941 в Башкирском т-ре
оперы и балета. С 1946 - ведущая солистка Тат. т-ра оперы и балета им.
М. Джалиля. Тонкой психологич. проникновенностью и драматизмом
отличаются партии, созданные Ю. в нац. балетах: Зюгпа (о. п. Жиганова),
Сюимбике ("Шурале"), Раушан (о. п. Хабибуллина); поэтич. воплощение
получили образы в балетах Чайковского - Одетта-Одиллия и Аврора.
Партии: Тао Хоа; Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Сари ("Тропою
грома" Караева), Китри ("Дон Кихот") и др. Выступала и как балетмейстер,
пост. в Тат. т-ре оперы и балета им. М. Джалиля балет "Шехеразада" на
муз. Римского-Корсакова (1955), "Лебединое озеро" (1957), в сценич.
редакции В. П. Бурмейстера. В 1957 гастролировала в Бирме, Вьетнаме,
Китае.
С 1962 ведёт репетиторскую и педагогич. работу в т-ре. Ир. Г.
ЮНГ (псевд.; наст. фам.-Ш п и к о л и ц е р), Клара Марковна
[Ю.ХП.1883(?) - 27.IV. 1952] - евр. артистка оперетты и эстрады. Жила в
Сев. Америке, участвовала в представлениях странствующих евр. трупп. С
1903 выступала в Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Торонто в драм.
спектаклях (Вениамин - "Иосиф и его братья" Латейнера, Цыпенью -
"Сатана" Гордина); исполняла на эстраде лирич. и комич. не-сенки. С 1910
работала только в оперетте и на эстраде. Гастролировала в Англии,
Франции, Италии, России. В 1934 приняла сов. подданство. Возглавила евр.
эстрадный коллектив, разъезжавший по разл. городам СССР. Ю. играла в
опереттах роли травести и субреток. Обладая большим сценич. обаянием,
мастерством перевоплощения, большой внутр. музыкальностью, иск-вом
органичного перехода от диалога к пению, от пения к танцу и т. п., Ю.
даже в этом невысоком по качеству репертуаре создавала художественные
сценич. образы. Лучшие работы актрисы - гл. роли в опереттах Б. Юнгвица
- "Джейке-ле Блофер", "Лейбеле-одессит", "Береле тремп", "Муж его жены",
"М-ль Гопля", "Альма, где ты живёшь?"; в муз. комедиях - "Ханче в
Америке" Ракова и Рушинского, "Ди американерин" Шора и Рушинского, "Анна
Б лайб" Кацнельсона и др.
Лит.: Клара Юнг. Статьи А. В. Луначарского, Н.Д.Волкова, М. Б.
Загорского, С. А. Марголина, М., 1927; В о л-к о в Н. Д., Театральные
вечера, М., 1966. А. Шн.
ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЁВИЧ, Эмпль-Ольгерд Иосифович [р. 14(26).IV. 1897] -
сов. оперный режиссёр, педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1939). Чл.
Коммунис-тич. партии с 1945. В 1920 окончил Киевскую театр. академию.
Творч. деятельность начал в Киевском т-ре оперы и балета им. К.
Либкнехта. В 1922-34 Ю.-Х. работал реж.-пост. в оперных т-рах Харькова,
Житомира, Одессы, Перми. С 1934 работал в Узбекистане, гл. реж. и худ.
рук. в рус. Т-ре оперы и балета им. Свердлова и в Узб. муз. т-ре в
Ташкенте (ныне -Т-р им. Мукими). Один из основателей и организаторов
узб. оперы. В Узбекистане Ю.-Х. пост. музыкальную драму "Фархад и Ширин"
Успенского и Мушеля (1937),. оперы-"Ер Таргын" Брусиловского (1938, Т-р
оперы и балета им. Навои), "Нергпз" Магомаева (1939, там же), "Буран"
Ашрафи и Василенко (1939, там же).
В 1940-43 Ю.-Х.- худ. рук. н гл. реж. Т-ра оперы и балета им. Абая
(Алма-Ата). Пост. оперы - "Алтын Астык" ("Золотое зерно") Брусиловского
(1940), "Тут-кын кыз" ("Пленница") Великанова (1939), "Иван Сусанин"
(1941), "Евгений Онегин" (1940) и др. В 1943-64 (с перерывами) - гл.
реж. Т-ра оперы и балета им. Навои. Пост. оперы - "Тахир и Зухра"
Джалилова и Бровцина (1948), "Кармен" (1944; возобн. 1950), "Пиковая
дама" (1947, возобн. 1950), "Дилярам" Ашрафи (1958), "Князь Игорь"
(1963) и др.
Ведёт педагогпч. работу в Ташкентской консерватории (с 1964 доцент).
Г. Рах.
ЮНГЕР, Елена Владимировна [р. 20.IV(3.V).1910]--рус. сов. актриса.
Нар. арт. РСФСР (1950). В 1930 окончила Школу рус. драмы в Ленинграде. В
том же году начала сценич, деятельность в Свердловском
ТЮЗе. Работала в Москве в Реалистич. т-ре, в спектакле "Разбег" (по
В. П. Ставскому) сыграла роль Наташи. В 1933 вступила в
Экспериментальную мастерскую при Ленингр. мюзик-холле под рук. Н. П.
Акимова. В 1935 была принята в труппу Ленингр. академич. т-ра драмы
(ныне Т-р драмы им. Пушкина). С 1936 работает в Ленингр. т-ре Комедии.
Здесь Ю. создала ряд ярких лирико-романтич. и комедийных образов:
Принцесса ("Тень" Шварца), Диана, Леонарда ("Собака на сене",
"Валенсианская вдова" Лоне де Вега), Виола ("Двенадцатая ночь"), леди
Тизл ("Школа злословия" Шеридана), Шура Азарова ("Давным-давно"
Гладкова), Фреда ("Опасный поворот" Пристли), Софья Ковалевская (о. п.
бр. Тур). Мастерством внешнего и внутреннего перевоплощения было
отмечено исполнение роли Бабушки ("Деревья умирают стоя" Касоны).
Большую и сложную жизнь актрисы показала Ю., играя роль Патрик Кэмпбел
("Милый обманщик" Килти). Творчеству Ю. присуще тонкое понимание
авторского стиля, строгость и взыскательность в выборе выразительных
средств. Лёгкая, изящная ирония пронизывает многие образы актрисы.
Др. роли: Ксюша ("Терентий Иванович" Свирина), Па-мела ("Остров мира"
Петрова), Днепропетровская ("Не сотвори себе кумира" Файко),
Стрельникова ("Актриса" Файко). С. Ц.
ЮНГХОЛЬЦ, Карл Хансович (псевд.- Н о о р-л е и н) (21.XII.1878-26.XI.
1925) - эст. режиссёр и театр. педагог. Начал сцснич. деятельность в
нач. 20 в. В 1901-05 был рук. театр. кружка "Таара" в Тарту,
стремившегося утвердить на эст. сцене реалистич., ансамблевую манеру
исполнения и общественно-значительный, социально-критич. репертуар (Г.
Ибсен, М. Хальбе и др.). Сильное влияние на Ю. имело творчество О. Брама
и М. Рейнхардта. В 1907-08 работал в т-ре "Ванемуйне", в 1909-14 и с
1915 - в т-ре "Эстония".
Среди лучших спектаклей: "Отелло" (1910), "В усадьбе Пюве" Китцберга
(1911, 1925), "Король Лир" (1911); "Эгмонт" Гёте (1912), "Гамлет"
(1913); "Оборотень" Китцберга (1915), "Вильгельм Телль" Шиллера (1921),
"Неуловимое чудо" Вильде (1925).
Режиссёрская работа Ю. отличалась тщательностью психологич. анализа,
стремлением к детализации. Он передавал бытовые подробности (особенно в
ранних постановках), добивался создания на сцене точной атмосферы
действия. К. Каск. "ЮНИОН-ТЙЭТР" (Union Theatre) - амер. т-р,
существовавший в 1932-37. Создан как "пролетарский т-р на
профессиональной основе". Основная задача т-ра-развитие театр. иск-ва
для рабочего зрителя. Был связан с профсоюзами, Социалистич. и
Коммунистической партиями. Т-р ставил пьесы, рассказывающие о жизни и
борьбе рабочего класса, о движении за мир. В репертуаре т-ра
произведения амер. драматур-' гов 30-х гг.- А. Мальца, Дж. Склара, Р.
Питерса, К. Одетса, а также зарубежных драматургов, рассказывающие о
борьбе трудящихся против угнетателей. Наиболее .значит, спектакли: "Мир
на земле" Мальца и Склара
(1933), "Грузчик" Питерса и Склара
(1934), "Матросы из Каттаро" Вольфа (1934), "В ожидании Лефти"
Одетса, "Шахта" Мальца (обе в 1935), "Маршевая песня" Лоусона (1937).
Деятельность "Ю.-т." способствовала появлению новых тем в амер.
драматургии, разработке новых постановочных приёмов, обновлению нск-ва
актёра. Т-р находился под влиянием пролетарского театр. иск-ва и рабочих
т-ров Германии (работавших до прихода к власти Гитлера). В "Ю.-т."
впервые в США была пост. пьеса Б. Брехта "Мать" (по М. Горькому). В т-ре
проводились занятия по системе Станиславского. Актёры и режиссёры
"Ю.-т." стремились преодолеть ограниченность, примитивизм ранних
спектаклей и создавать психологич. углублённые образы.
Лит.: С 1 u r m a n Н., The Fervent years, N. Y., 1945;
G a g е у Е., Revolution in American drama, N. Y., 1947. К. Г.
"ЮНИТИ", "Ю ни т и-т и э т р" (Unity Theatre),- англ. т-р. Осн. в
1936 в рабочем районе Лондона Ист-Энде Г. Маршаллом. В осн. состав т-ра
вошли актёры-рабочие - "актёры-бунтари", дававшие представления в
небольших помещениях, выступавшие на грузовиках, площадях и др. Ю.
организован как по-лупроф. театр-клуб (открылся пьесой "В ожидании
Лефти" Одетса). Со временем количество членов театра-клуба росло. В 1937
т-р переехал в новое, более просторное помещение. Среди пост.:
"Аристократы" Погодина, "Растение под солнцем" Бенгала (с участием П.
Робсона), "Далёкое" Афиногенова, "Простаки" Парсонса и Фейз -
муз.-политич. сатира. В годы 2-й мировой войны, когда большинство т-ров
было закрыто,"Ю." выступал с политич. обозрениями- "Дурацкие мешки с
песком", "Гасите свет" и др. В деятельности т-ра принимали участие проф.
режиссёры: Дж. Аллен, А. Ван Гайзегем, Г. Маршалл. Периодически т-р у
оказывали помощь ведущие англ. актёры, режиссёры, драматурги Л. Кэссон,
С. Торндапк, Дж. Ферналд, М. Редгрев, Б. Леман, Дж. Б. Пристли и др.
"Ю." возглавляется ежегодно избираемым административным комитетом. В
штате т-ра 15 человек (административную, технич. работу ведут рабочие на
добровольных началах). При т-ре существуют передвижные коллективы, к-рые
выступают на митингах, вечерах в рабочих районах. Они именуют себя
"клубными" т-рами, что даёт им право ставить пьесы без цензурного
разрешения (театры-клубы возникли в конце 19 в., когда цензура запрещала
пост. пьес Г. Ибсена, Б. Шоу проф. т-рам). С "Ю." связаны другие театр.
группы (в т. ч. "Юнити тпэтр групс"), работающие в разных городах страны
(Манчестере, Глазго и др.). Особенность т-ра "Ю."- в политич.
направленности, актуальности репертуара, он воспринял творч. и
организационный опыт сов. т-ра, организует зрительские конференции,
доклады и лекции о деятельности т-ра.
Среди пост. "Ю.": "Робин Английский" Линдсея (1945), "Да благословит
господь хозяина" Уиллиса (1945), "Кейси Джонс" Ардри (1946), "Враги"
(1947), "Русский вопрос" (1948); "Филантропы в лохмотьях" Рауботэма по
роману Р. Трессала (1949), "Немцы" Кручковского (1951), "Русские говорят
"да"" Кобли (1955), "Некрасов" Сартра (1956), "Цианамид" Мар-ника
(1957), "Самый большой вор в городе" Трумбо (1957), "Робин Гуд и его
весёлые парни" - политич. ревю (1958), "Суровое испытание" Миллера
(1958),
"Пуэрто Франко" Пэка (1959), "День Блума" Маклел-ланда (по роману
Джойса "Улисс", 1960), "Чайка" (1960); "Не всегда же быть наверху"
Чапмена (1960), "Пора" (1963); "Добрый человек из Сезуана" Брехта
(1964), "Удалой молодец - гордость Запада" Синга (1966). Ф. К.
ЮНОВИЧ, София Марковна [р. 28.1Х(11.Х).19Ю]- сов. театр. художница. В
1937 окончила Ленингр. художеств. ин-т им. Репина (театр.-декорац.
мастерская под рук. М. П. Бобышова). Первая работа в т-ре - оформление
спектакля "Соломенная шляпка" Гальперина по Лабишу (1939, Т-р им.
Вахтангова). В последующие годы деятельность Ю. связана гл. обр. с
т-рами Ленинграда. Ей принадлежат декорации к спектаклям: "Лгун"
Гольдони (1940), "Дон Кихот" Булгакова (1941), "Нашествие" (1943);
"Пигмалион" Шоу (1945), "Добрый человек из Сычуани" (Сезуана) Брехта
(1962) - в Т-ре им. Пушкина; "Много шума из ничего" (1941); "Испанский
священник" Флетчера и "Остров великих надежд" Казакова и Мариенгофа
(1950), "В глухом переулке" Раиса (1959) - в Т-ре им. Ленинского
комсомола; "Золотое вино" Фельцмана (1947), "Трембита" Милютина (1950),
"Сильва" Кальмана (1954) -в Т-ре муз. комедии и др.
Ю. опирается в своём творчестве на традиции рус. декорац. живописи (в
первую очередь, К. А. Коровина и М. А. Врубеля), претворяя эти традиции
в соответствии с требованиями совр. т-ра. Свойственные её живописи
богатство цветовых оттенков, масштабность и приподнятость ярко
проявились в декорациях к оперным спектаклям: "Садко" (1953, Ленингр.
т-р оперы и балета), "Сказание о невидимом граде Китеже..." (1958, там
же). Среди значительных работ Ю.- оформление спектакля "Три сестры" в
Ленингр. Большом драм. т-ре (1965), в к-ром решение сценпч. пространства
и тонко разработанная партитура цвета и света воссоздают атмосферу
действия чеховской пьесы. Ю. принадлежат живописные эскизы (не
получившие осуществления в т-ре) к опере "Судьба человека" Дзержинского,
пьесе "Ю дней, которые потрясли мир" по Риду и др.
Лит.: Григорьев М., Декорации С. Юнович, в сб.:
Художники Ленинграда, Л., 1960; Выставка произведений художника Софьи
Марковны Юнович. Каталог. М., 1961 (вступ. статья Ф. Сыркиной);
Пожарская М., Законы изобразительной режиссуры, "Творчество", 1965, 5.
М. П.
ЮНУСОВ, Машраб [р. 13(26).V.1912] - узб. сов. артист т-ра муз. драмы
(лирич. тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1952). Чл. Коммунистич. партии с
1942. С 1931-артист районного колх.-совх. т-ра Ферганской обл.; с 1933 -
Андижанского обл. муз.-драм. т-ра; в 1941-45 и с 1963-Т-ра им. Мукимп.
Ю.- исполнитель героич. ролей.
Роли: Кадыр ("Гюльсара" Яшена, муз. Садыкова), Тахир ("Тахир и Зухра"
...Закладка в соц.сетях