Жанр: Энциклопедия
Театральная энциклопедия
...лина, Тарту и Пярну оперные и др. муз. представления
давались с начала 19 в. В этих городах гастролировали муз. труппы из
России и Германии. Основоположником муз. Э. т. стал А. Вийра. Под его
рук. в т-ре "Ванемуйне" силами любителей были пост.: мелодрама
"Прециоза" Вебера (1883), оперетты - "Корневильские колокола" План-кета
(1885), "Фатиница" Зуппе (1887), "Цыганский барон" И. Штрауса (1898),
"Синяя борода" Оффен-баха (1890), первый эст. зингшпиль "Король из
Уду-мяэ" П. Якобсона (1894), "Иосиф" Мегюля (1899) - единств, оперная
пост. в т-ре за 20 лет (до 1919).
Муз. репертуар любительской труппы т-ра "Эстония" в конце 19 в.
состоял в основном из зингшлилей нем. композиторов. В 1906 был создан
проф. т-р "Эстония", в труппу *к-рого вошли: дирижёр О. Херманн, певцы
М.' Пумбо, А. Струцкин, позже - А. Сяллик, О. Микк-Крулль, Л. Виркхауз,
X. Эйнер, Б. Хансен и др. (мн. из них - воспитанники Петербургской
консерватории); режиссёр большинства пост.- П. Пинна. В 1912 при т-ре
был организован муз. отдел, регулярно дававший хоровые и симф. концерты
(дирижёры А. Топман, Р. Кулль и др.), а в 1919 - Высшее муз. уч-ще (на
базе к-рого в 1923 была создана Таллинская консерватория). Основой муз.
репертуара т-ра "Эстония" до 1918 оставалась оперетта, оперные спектакли
ставились эпизодически. Большая заслуга в усилении роли оперы
принадлежала дирижёрам Р. Куллу (работал в 1912-20, 1924-41) и А. Каппу
(1920-24), концертмейстеру С. Мамонтову (1923-32).
Развитие муз. т-ра в бурж. период было ограничено вкусами и коммерч.
целями об-в, содержавших т-ры. Прогрессивным артистам, дирижёрам,
режиссёрам приходилось вести борьбу против засилия оперетты (в т-ре
"Ванемуйне" опера приобрела равноправное положение лишь в 1930-е гг.).
Большим событием муз. жизни стала пост. в т-ре "Эстония" оперы "Борис
Годунов" (1930, с участием А. Ардера в заглавной роли) и "Тихого Дона"
Дзержинского (139) - первой сов. оперы на эст. сцене (реж. Э. Уули, в
гл. ролях К. Отс, Э. Ваарман). Ведущими артистами оперы стали-К.
Вийтоль, Б. Ханзен, К. Отс, И. Аав-Лоо, А. Вийсимаа, О.
Тороков-Тийдеберг, М. Рунги и др., оперетты -А. Людик, М. Лайд и др.
Первые пост. эст. опер появились в конце 20-х гг. Это -
героико-романтич. опера "Викерцы" ("Викинги") Э. Аава (1928, т-р
"Эстония"; 1935, т-р "Ване-муйне"), оперы А. Лембы-"Дева холма" (1929),
"Любовь и смерть" (1931), "Эльга" (1934) и епера А. Ведро "Каупо" (1932
- все в т-ре "Эстония").
Развитие муз. театр. иск-ва Эстонии, временно прерванное
нем.-фашистской оккупацией, продолжается после освобождения страны.
Здание т-ра "Эстония", разрушенное во время войны, было восстановлено в
1947.
В 40-50-е гг. в т-ре "Эстония" работали: реж. Э. Уули, А. Винер,
дирижёры П. Нигула, К. Рауд-сепп, балетмейстер А. Экстон; в т-ре
"Ванемуйне" - реж. К. Ирд, дирижёр Я. Харгель.
На сцене обоих т-ров ставились эст. нац. оперы, основная тема к-рых -
борьба народа за свою свободу: "Огни мщения" Э. Каппа (1945, т-р
"Эстония" и т-р "Ванемуйне") на тему борьбы эстов против
поработителей-крестоносцев; "Лембиту" В. Каппа (1961, Эстонский т-р
оперы и балета) - о восстании эстов против тевтонских рыцарей; оперы Г.
Эрнесак-са: "Берег бурь" (1949, там же, Гос. пр. СССР, 1951;
1949. т-р "Ванемуйне"), "Пюхаярв" (1946, Эст. т-р оперы и балета;
1947, т-р "Ванемуйне"), "Боевое крещение" Эрнесакса (1957, Эст. т-р
оперы и балета; 1958, т-р "Ванемуйне"), "Певец свободы" Э. Каппа (1950,
Эстонский т-р оперы и балета, Гос. пр. СССР, 1952;
1950. т-р "Ванемуйне") - первая эст. опера на совр. тему, посв.
событиям Отечеств, войны. На эту же тему Э. Капп написал оперу
"Неуловимая" (1961, т-р "Ванемуйне"). Борьбе с воен. опасностью посв.
опера "Железный дом" Э. Тамберга (1965, Эстонский т-р оперы и балета),
сценич. воплощение получила его "Лунная оратория" (1963, т-р
"Ванемуйне") о покорении космоса. Лирич. характер носит опера "Лебединый
полёт" В. Тормиса (1966, т-р "Ванемуйне"). В сер. 50-х гг. заложены
основы эст. комич. оперы - "Рука об руку" (1955, Эстонский т-р оперы и
балета; 2-я ред.-зингшпиль "Мари и Михкель", 1965, т-р "Ванемуйне"),
"Женихи из Мульгимаа" Г. Эрнесакса (1960, т-р "Ванемуйне"), а также
детской оперы-"Зимняя сказка" Э. Каппа (1958, т-р "Ванемуйне"; 1960,
Эстонский т-р оперы и балета), "Хитрый Антс и Сатана" Р. Пятса (1962,
т-р "Ванемуйне") и др. В составе оперных трупп обоих т-ров в 60-е гг.:
реж. П. Мяги, У. Вяльяотс, К. Ирд; дирижёры Н. и В. Ярви, К. Рауд-сепп,
Э. Клас, Э. Кылар; солисты-Т. Куузик, Г. Отс, Э. Маазик, О. Лунд, М.
Тарас, В. Гурьев, А. Кюль-ванд, У. Таутс, X. Крумм, Э. Ани, Л. Марк и
др.
Среди наиболее значит, пост. т-ра "Эстония": оперы - "Евгений Онегин"
(1949), "Дон Жуан" (1952), "Борис Годунов" (1952); "Отелло" Верди
(1963), "Порги и Бесс" Гершвина (1966); балеты-"Виндзорские проказницы"
Оранского (1947), "Лебединое озеро" (1954);
"Юность" Чулаки (1952), "Тропою грома" Караева (1962), "Щелкунчик"
(1965); оперетты-"Беспокойное счастье" Милютина (1949) и др. В т-ре
"Ванемуйне" пост. оперы: "Так поступают все" Моцарта (1959), "Обручение
в монастыре" Прокофьева (1962), "Трёхгрошовая опера" Вейля (1964);
балеты-"Ромео и Джульетта" Прокофьева (1946), "Медный всадник" (1952);
"Пе.р Гюнт" на муз. Грига (1959) и др.
В 50-е гг. получила развитие эст. оперетта. Немногочисленные
зингшпили и оперетты, созданные эст. авторами ранее, отличались
недостаточным профессионализмом. Исключением были лишь зингшпиль
"Сватовство" Ю. Симма (1915, т-р "Ванемуйне"), обошедший все эст. т-ры и
сохраняющийся в их репертуаре, и оперетта "Рыбачка" П. Ардна (Э.
Россмана) (1941, т-р "Эстония"). В 50-60-е гг. к жанру оперетты
обратились мн. эст. композиторы. На сцене эст. т-ров были пост.: "Дороги
сходятся" А. Сыбера (1957, т-р "Ванемуйне"), "Огни родной гавани" Э.
Арро и Л. Нормета (1958, Эстонский т-р оперы н балета), "Стелла Поларис"
Л. Нормета (1961, там же), "Пожалуйста, что Вам угодно?" Б. Кырвера
(1962, т-р "Ванемуйне"), "Удивительные приключения мухумцев" А. Ойта
(1962, Эстонский т-р оперы и балета), "Письмо до востребования" Ю.
Раудмяэ (1965, там же) и др. Особую популярность приобрели первые эст.
сов. оперетты: "Румму Юри" Э. Арро и Л. Нормета (1954, т-р "Ванемуйне";
1955, Эстонский т-р оперы и балета) и "Только мечта" Б. Кырвера (1955,
т-р "Ванемуйне"). Среди актёров оперетты: Э. Пярн, А. Меринг, Ф.
Мальмстен, А. Сээп и др.
Мн. произв. эст. авторов исполняются в др. городах Сов. Союза: в Риге
("Огни мщения") Э. Каппа, "Румму Юри" Э. Арро), Саратове ("Неуловимая"
Э. Каппа), в Москве, Ленинграде, Магадане, Каунасе ("Только мечта" Б.
Кырвера), Вильнюсе ("Тийна", "Северный сон" Л. Аустер, "Хитрый Антс и
Сатана" Р. Пятса); в Шверине (ГДР) ("Балет-симфония" Э. Тамберга).
Иск-во классич. танца в Эстонии долго не получало развития, оно
тормозилось в значит, степени отсутствием балетного уч-ща. В 1918-19
была создана первая балетная труппа при т-ре "Эстония". В её составе
были: Р. Ольбрей, Э. Хольц, Л. Лооринг, Р. Роод и др.; рук.- С.
Смиронина (Севун). Первый балет ("Коппелия") пост. В. Кригер, к-рая
гастролировала в Таллине (1922). В 1926-44 балетную труппу т-ра
"Эстония" возглавляла Р. Ольбрей. Регулярные балетные спектакли ставятся
с 1936. Среди танцовщиков труппы т-ра: К. Мальдутис, Г. Раудсепп, Б.
Блинов, А. Койт, В. Хагус. В т-ре "Ванемуйне" с 1935 балетной труппой
рук. И. Урбель, балетные спектакли ставятся с 1941; танцовщики - В.
Отсус, У. Вяльяотс и др. Первый сов. балет "Красный мак" был пост. в
1939 (т-р "Эстония"); в 1940 - "Лебединое озеро" (там же).
В бурж. период не было пост. ни одного нац. балета. Первый эст.
балетный спектакль "Кратть" Э. Тубина на нар.-сказочный сюжет состоялся
в 1943 (т-р "Ванемуйне") .
Первый эст. сов. балет - хореографич. поэма "Ка-левипоэг" Э. Каппа,
создан на основе эст. эпоса и впервые пост. в т-ре "Эстония" (1948; 1950
в т-ре "Ванемуйне"). Этапным спектаклем стал также балет "Тийна" Л.
Аустер (1955, Эстонский т-р оперы и балета; 1958, т-р "Ванемуйне"). На
сцене эст. т-ров пост. балеты: "Золотопряхи" Э. Каппа (1956, Эстонский
т-р оперы и балета), первый эст. детский балет "Северный сон" Л. Аустер
(1960, там же), "Балет-симфония" Э. Тамберга (1960, т-р "Ванемуйне";
1963, Эстонский т-р оперы и балета), "Мальчик и бабочка" Э. Тамберга,
"Улица" X. Юрисалу и "Универмаг" Я. Коха (все в 1963, Эстонский театр
оперы и балета). Среди эст. танцовщиков: X. Пуур, Т. Ранд-вийр, А. Лейс,
Ю. Улла, Э. Керге, М. Маазик, Е. Позняк, Ю. Вилимаа; балетм. М. Мурдмаа,
Э. Суве и др.
Лит.: Театры Советской Эстонии, Таллин, 1956; М*узыка Советской
Эстонии[Сб. статей], Таллин, 195 6; Вахтер А., Эстонская ССР, М., 1957
(Муз. культура союзных республик); "Estonia" teater. 1906-1924, Tallinn,
1924; Poldmae R., Koidula teater, Tallinn, 1963; Andresen N., August
Bachmann ja Hommikteater, Tallinn, 1966; Ird K., Tartu Toolisteater,
Tallinn. 1966; Karner J., "Estonia" kuuskummend aastat, Tallinn" 1925;
Eesti Noukogude Teater. 1940-1960, Tallinn, 1960; Noukogude Eesti
muusika, Tallinn, 1960; NormetL., TonsonH., Operett mujal ja meil,
Tallinn, 1963; T o p м и с Л., Эстонский советский балетный театр
(Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.
искусствоведения), М., 1963. .Ар. Т,
ЭСТОНСКИЙ ТЕАТР "ВАНЕМУЙНЕ-см. "Ванемуйне".
ЭСТРАДА (искусство эстрады) - вид сценич. иск-ва, соединяющего в
одном представлении (концерте) выступления нескольких артистов (чтецов,
куплетистов, певцов, музыкантов, фокусников, акробатов, танцоров,
конферансье, звукоподражателей и др.). Могут быть также сольные
концерты, в к-рых участвует один артист. Из-за краткости каждого
выступления (10-15 минут) эстрадное иск-во получило назв. иск-ва малых
форм. Сценич. образы артистов Э. не отличаются психологич. сложностью,
но они обычно выразительны, ярки, гротескны. истоки эстрадного иск-ва -
в представлениях бродячих актёров: в России - скоморохов, во Франции -
жонглёров, в Германии - шпильманов, в странах Ср. Азии - дорвозов и
масхарабозов и др. Их выступления включали сатирич. сценки, пение,
танцы, жонглирование, акробатику, дрессировку. В 16- 17 вв. это иск-во
получает развитие на нар. гуляниях, ярмарочных площадях, в балаганах. С
18 в. в оперно-балетные и драматич. спектакли включаются дивертисменты,
состоящие из отдельных вокальных, муз. и танцевальных номеров (позже в
дивертисменты включается чтение и исполнение куплетов). Из хоров,
получивших широкое распространение в 18-19 вв., выделяются певцы,
танцоры, исполнители комич. дуэтов, куплетисты.
В нач. 18 в. в Англии возникают мюзик-холлы, представления к-рых
состояли из коротких пьес, пения, танцев, буффонных интермедий. В 1890 в
Лондоне был организован мюзик-холл "Альгамбра", в 1904 - мюзик-холл
"Колизей". Эта форма распространяется во многих странах мира. Во Франции
в конце 18 и нач. 19 вв. на подмостках ярмарочных т-ров с большим
успехом исполняются злободневные сатирич. песенки и куплеты, часто
имеющие фольклорную основу. В 1850-х-70-х гг. создаётся большое число
увеселительных заведений, по преимуществу рассчитанных на бурж.
посетителей. В них выступали артисты, гл. обр. музыканты и певцы.
Рестораны с Э. получили назв. кафе-шантанов (крупнейшие из них -
"Эльдорадо", "Алькасар", "Батаклаи"). В своих выступлениях артисты
иногда затрагивали социальные проблемы, но чаще ограничивались
развлекательными целями, насыщали свои номера эротикой. Для этого вида
иск-ва характерно стремление донести до слушателя текст песни, часто
переход от пения к своеобразной мелодекламации (к тому, что было названо
сИзеиз). Известными стали певцы И. Гильбер, певшая о жизни обездоленных,
А. Брюан, выступавший в образе бродяги и этим эпатировавший бурж.
публику.
В 80-90-е гг. кафе-концерты распространились в Германии, Дании,
Бельгии и др. странах Европы. В Германии гл. внимание было обращено на
танцевальное иск-во (чаще всего выступления женских ансамблей) и
цирковые номера. Популярность получили эксцентрич.
выступления-швейцарский клоун Грок и др.
С 80-х гг. 19 в. во Франции создаются кабаре, в них даются
импровизированные представления, в к-рых принимают участие поэты,
музыканты, актёры, исполняющие пародии, злободневные песенки, стихи,
сатирич. сценки, танц. номера (салонные танцы, модернизированные танцы
апашей и др., в к-рых широко используется акробатика). Здесь же
появляется конферансье, объявляющий фамилии выступающих и
разговаривающий со зрителями. Успех кабаре привлекает к ним бурж.
публику. Постепенно выступления артистов теряют свою непосредственность,
задор, становятся грубыми, пошлыми (первые коммерч. кабаре открылись в
Париже в конце 19 в.). В России первые кабаре были открыты в 1908 Москве
- "Летучая мышь и в Петербурге - "Кривое зеркалом. Развитию Э. мешало
то, что эстрадные артисты выступали пре-им. в ресторанах, увеселительных
садах и т. д., что накладывало свой отпечаток на репертуар, манеру
исполнения. Но и в этих трудных условиях выдвигаются талантливые
исполнители: чтец И. Ф. Горбунов, куплетисты - Н. Ф. Монахов, П. Ф.
Жуков, С. А. Сокольский, Г. В. Молодцов, Ю. В. Убейко и др.; певцы -
Варя Панина, А. Д. Вяльцева, Юрий Морфесси, А. И. Рупин и др.;
конферансье - Н. Ф. Балиев, Я. Д. Южный, А. Г. Алексеев, К. Э. Гибш-ман
и др.; танцоры - Никифоровы, Пешковы, Орлик и др.
В совр. бурж. странах Э. и теперь служит для развлечения гл. обр.
бурж. зрителя. Эстрадные представления даются в варьете и мюзик-холлах,
где ставятся обозрения (ревю) обычно эротич. характера. Эстрадные
артисты выступают также в ресторанах и перед сеансами в кино. Вошедшие в
20 в. в моду джазы (эстрадные оркестры) исполняют преим. танц. музыку и
выступающие с ними певцы поют бессодержательные песенки. Большое место в
программах уделяется выступлениям ансамблей танцовщиц (гёрлс),
демонстрирующих ритмически чёткие танц. движения. Но наиболее
талантливые и прогрессивные эстрадные артисты стремятся сатирически
показать в своих выступлениях бурж. действительность; обращаясь к
де-мократич. зрителям, они говорят им о больших человеческих чувствах.
Это присуще иск-ву певцов: М. Шевалье, Ж. Бекер, Э. Пиаф, И. Монтану, Ш.
Азнавуру, Ж. Беко, Ж. Брель и др. (Франция); П. Робсону, X. Белафонте,
Д. Дей, Э. Фицджеральду, П. Сигеру (США); Р. Лоретти (Италия) и др. С
джаз-оркестрами, руководимыми Б. Гудменом, Л. Армстронгом, Д.
Эллингтоном, на Э. выступают талантливые артисты.
Широкое развитие получила Э. в странах социали-стич. лагеря. Среди
эстрадных артистов этих стран известность приобрели: Ж. Паэпоску
(Румыния), Р. Ка-раклаич (Югославия), Г. Лоубалова (Чехословакия), Б.
Рыльска (Польша), А. Кемпер и В. Ваххольц (ГДР), конферансье и артист
театра миниатюр К. Кру-ковский (Польша) и др. В Берлине работает самый
большой в Европе театр-варьете "Фридрихштадтпалас-театр", в к-ром
выступают лучшие эстрадные и цирковые артисты из всех стран мира. В
Бухаресте широко известен Т-р обозрений, в Польше особенно много т-ров
миниатюр, обращающихся к злободневным темам. В Чехословакии успех имеют
эстрадные т-ры пантомимы. Систематически проводятся междунар. конкурсы
эстрадных песен в Югославии (Загреб) и Польше (Сопот).
Советская эстрад а. С первых дней Сов. власти иск-во передовых
артистов Э. было обращено к победившему народу. В декрете об объединении
театр. дела (1919), подписанном В. И. Лениным, отмечена демократич.
сущность эстрадного иск-ва. Наряду с т-рами Э. была подчинена Нар.
комиссариату просвещения. Органы Сов. власти стремились очистить
эстрадное иск-во от грубости и пошлости бурж. Э. К работе над эстрадным
репертуаром были привлечены: В. В. Маяковский, Демьян Бедный, А. М.
Арго, В. Е. Ардов, Я. П. Ядов, М. Я. Волжанин; композиторы-И. О.
Дунаевский, М. И. Блантер, Д. Я. Покрасс и др. На Э. пришли режиссёры Д.
Г. Гутман, Н. М. Фореггер, Б. А. Шахет и др.
Артисты обращаются к актуальным темам, к сатире, к публицистике.
Артистич. бригады выезжали на фронты для художеств. обслуживания
красноармейцев. В 1919 был создан Театр революц. сатиры (Теревсат), в
к-ром работали эстрадные артисты.
Этот т-р давал свои представления в клубах, .на вокзалах для
красноармейцев, уезжающих на фронт, на трамвайных платформах. Такие т-ры
возникали в др. городах. В годы нэпа снова появилась Э. в ресторанах, но
пошлый репертуар и вульгарная манера исполнения встречали суровую
критику со стороны общественности и прессы.
Особое внимание обращалось на развитие Э. в рабочих клубах. В 1920-х
гг. была создана живая газета "Синяя блуза", к-рая откликнулась на
важнейшие события дня. Со злободневными, остро сатирич., публицистич.
фельетонами выступали Н. П. Смирнов-Сокольский, Г. И. Афонин, П. Я.
Курзнер, Г. Б. Немчинский и др.; сатирпч. куплеты и песенки,
направленные против врагов революции, пели Б. С. Борисов, И. С. Набатов
и др.; с рассказами М. М. Зощенко, обличающими мещанство, выступал В. Я.
Хенкпн; пошлость, сентиментальность в иск-ве высмеивал в своих
выступлениях с куклами С. В. Образцов. Выдвинулись конферансье: М. Н.
Гар-кави, А. А. Гриль, А. А. Глинский, А. А. Менделе-впч, П. Г. Райский
и др. Гражд. лирику в песенном жанре утверждает Л. О. Утёсов. Рус. песни
исполняет Л. А. Русланова, песни народов СССР-И.П.Яунзем, Тамара Ханум и
др. В жанре лприч. эстрадной песни выступала Тамара Церетели, затем К.
И. Шуль-женко и др. В эстрадном хореографич. иск-ве утверждается высокая
пластичность, мастерство, музыкальность: А. А. Редель и М. М. Хрусталёв,
Н. Мир-зоянц и Г). Резцов, М. И. Попна и А. И.Каверзин, Т. Д. и А. 3.
Деллан, Л. Ивер и А. Нельсон и др. Среди артистов других жанров:
жонглёры А. Рапитто, акробаты бр. Руденко, вентролог М. М. Донская и др.
В 1926 в Москве и в 1927 в Ленинграде, а потом в Н. Новгороде,
Ростове-на-Дону, Баку, Таганроге и др. городах были открыты эстрадные
т-ры - мюзик-холлы. Здесь ставились обозрения и эстрадные программы
("Как 14-я дивизия в рай шла" Д. Бедного, 1934, и др.). В спектаклях
этих т-ров участвовали артисты С. А. Мартинсон, М. В. Миронова, Б. М.
Тенин и др. В 1939 создан Ленингр. т-р миниатюр (худ. рук. и ведущий
исполнитель А. И. Райкин). Т-р обращается к общественно значимым темам,
использует приёмы острого гротеска. В 1928 организован театрализованный
джаз-оркестр, соединяющий музыку, песню, танец, конферанс, эксцентрику
(худ. рук. Л. О. Утёсов). С 1939 проводятся всесоюзные и всероссийские
конкурсы эстрадных исполнителей.
В годы Великой Отечеств, войны артисты Э. выступали па фронтах, в
госпиталях, на предприятиях. Они исполняли патриотич. репертуар,
высмеивали фашистских главарей. Помимо эстрадных бригад, создавались
т-ры миниатюр ("Весёлый десант", худ. рук. В. С. Поляков и др.). За
выступления на фронтах орденами и медалями награждены Л. А. Русланова,
Л. Б. Миров, М. В. Новицкий и мн. др.
После войны возникли новые эстрадные коллективы: в 1956 - Саратовский
т-р миниатюр (худ. рук. Л. Г. Горелик), в 1959 - Моск. т-р миниатюр
(худ. рук. В. С. Поляков), в 1960 - Моск. мюзик-холл (худ. рук. А. П.
Конников). Здесь ставятся обозрения:
"Когда загорится звезда" (1960), "Москва - Венера, далее везде..."
(1961). "Тик-так, тик-так" (1963) Ды-ховичного и Слободского.
Кроме эстрадных оркестров под рук. Л. О. Утёсова, Э. И. Рознера, О.
Л. Луядстрема, Б. Б. Рен-ского, успешно работают оркестры республик:
Украинской ("Дншро"), Грузинской ("Рэро"), Армянской, Азербайджанской,
Узбекской, Латвийской и др. Созданы вокальные ансамбли: "Дружба" (худ.
рук. А. А. Броневицкий), "Юность" и др.
Выдвинулся ряд мастеров речевого п вок. жанра:
Л. Б. Миров, М. В. Новицкий, Ю. Т. Тимошенко,
Е. И. Березин, М. В. Миронова, А. С. Менакер, П. Л. Муравский, А. С.
Белов, К. П. Смирнова, А. И. Шуров, Н. Н. Рыкунин, П. В. Рудаков, В. П.
Нечаев, Г. Т. Орлов, А. Б. Лившиц, А. С. Левен-бук, Б. С. Брунов, О. А.
Милявский, Э. 3. Радов и др. Артисты эти обращаются к важнейшим
проблемам современности, используют героич. и сатирич. жанры.
Новые произведения для Э. создали писатели:
В. 3. Масс, М. А. Червинский, В. А. Дыховичный, Ф. А. Липскеров, М.
Р. Слободской и др. Песни для Э. создают композиторы Т. Н. Хренников, В.
П. Соловьёв-Седой, В. И. Мурадели, А. Н. Цфасман, А. И. Островский, О.
Б. Фельцман, А. Н. Пахмутова, Н. В. Богословский и др.
Лучшие эстрадные певцы: К. И. Шульженко, Л. Г. Зыкина, Г. М.
Великанова, Э. 3. Горовец, Э. С. Пьеха, И. Д. Кобзон, Э. А. Хиль, М. В.
Кри-сталинская и др.- всё чаще обращаются к гражд. лирике, воспевают
современность.
Развитию эстрадного иск-ва способствовали режиссёры А. П. Конников,
А. П. Тутышкин, Д. В. Тун-кель, Е. П. Гершуни, Г. М. Полячек и др.
Высокого мастерства достигло пск-во танца народов СССР,
демонстрируемое в эстрадных концертах Ансамблем нар. танца СССР (худ.
рук. И. А. Моисеев), ансамблями - "Берёзка" (худ. рук. Н. С.
Надеждп-на), танца Украинской ССР (худ. рук. П. П. Вирский), танца
Грузинской ССР (худ. рук. Р. Ш. Рамишвили и И. И. Сухишвили) и др.
Развитие получил жанр эстрадного танца, включающий танцевальную
эксцентрику, хореографич. акробатику, ритмич. танцы и др. Выдающегося
успеха добился М. Эсамбаев, создающий танцевалыю-драматич. миниатюры.
Возрождается иск-во пантомимы (Б. Амарантов и др.). В 1963 организован
Молодёжный пантомимич. ансамбль (худ. рук. Н. Павловский).
Всю организационно-творч. работу в области Э. осуществляет Мосэстрада
(Москва), Ленэстрада (Ленинград) и филармонии в республиках и областях.
Гастроли эстрадных артистов по СССР и за рубежом проводит Союзконцерт,
по РСФСР - Росконцерт, по Украине - Укр. концерт. Сов. эстрадные артисты
с успехом демонстрируют своё иск-во во многих странах мира. В 1965 в
Москве был проведён Всесоюзный фестиваль эстрадной песни и танца. В
Москве и Киеве имеются студии для подготовки и переподготовки эстрадных
номеров. В 1961 Гос. уч-ще циркового иск-ва преобразовано в
эстрадно-цирковое. В 1927-30 выходил журн. "Цирк - эстрада", с 1963
выходит журн. "Советская эстрада и цирк".
Лит.: Кузнецов Е. М., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дмитриев
Ю. А., Искусство советской эстрады" [М.], 1962. Ю. Д.
ЭСТРАДА (от лат. stratum - помост) - возвышение в концертном зале,
предназначенное для выступления артистов. В отличие от сцены, не имеет
переднего и заднего занавеса, кулис, театр. машин. Крупнейшие эстрадные
площадки в СССР - Колонный зал Дома Союзов в Москве, Зал Ленинградской
филармонии, Зал им. Чайковского в Москве и Др. К). Д.
ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР - инструмент, ансамбль (разновидность джазового
оркестра, см. Джаз). Исполняет преим. развлекательно-танц. музыку, а
также аккомпанирует исполнителям популярных песен п др. мастерам
эстрадного жанра. Э. о. исполняет не только танц. музыку, но и спец.
аранжированные для него пьесы джазового репертуара, а также концертную
музыку. Состав Э. о. варьируется от 15-16 до 30 и более инструментов,
включает, как правило, большую группу язычковых и медных духовых
инструментов (4 пли 5 саксофонов, 3 трубы, 3 тромбона). фортепиано,
гитару, контрабас и набор ударных. В зависимости от репертуара этот
состав дополняется группой струнных, гобоем, фаготом и валторной. В
последнее время мн. Э. о. включают также разл. латино-амер.
(афро-кубинские) ударные и скребковые инструменты: маракас, бонгос,
конга, клавес, реко-реко и др. Э. о. появились уже в нач. 20-х гг. 20 в.
сначала в США, а затем в Европе. В СССР наиболее значит. Э. о.: под упр.
Л. О. Утёсова (работавшего в тесном сотрудничестве с композитором И.О.
Дунаевским), Э.И.Рознера, Б. Б. Ренского, О.Л.Лундстрема, Э. о.
Всесоюзного радио и телевидения под упр. Ю. В. Силантьева, Э. о.
Грузинской ССР "Рэро" под упр. К. Г. Певзнера и др.
Выразит, возможности Э. о., гл. обр. его колорпс-тич. фактура и
ритмич. острота звучания, привлекали внимание ряда композиторов: Дж.
Гершвина, создавшего в 1923 для джаз-оркестра П. Уайтмана "Голубую
рапсодию", и И. Ф.Стравинского, написавшего в 1945 "Эбонп Кончерто" для
оркестра В уди Германа. Значительную часть совр. репертуара сов. Э. о.
составляют произв. А. А. Бабаджаняна, А. Я. Эшпая, Ю. С. Саульского, М.
М. Кажлаева, Б. Я. Трацюка и мн. др.
Лит.: Джаз-банд и современная музыка. Сб. статей, Л., 1926; В о л ы н
ц е в А., Эстрадный оркестр и театральность, "Театр", 1963, X" 9; С о ?
о ? А., О музыке серьёзной и лёгкой, Л., 1964; Утёсов Л., С песней по
жизни, М., 1961;
Чернов А., Б я л и к М-, О лёгкой музыке, о джазе, о хорошем вкусе,
М.-Л" 1965. Л. Б. П.
ЭСТРИН, Залман Наумович [р. 11 (24). II. 1906] - рус. сов. артист
оперетты. Засл. арт. РСФСР (1959), нар. арт. Карел. АССР (1965). В 1930
окончил Моск. те
...Закладка в соц.сетях