Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Театральная энциклопедия

страница №368

атр. студию. Работал в Свердловском ТЮЗе, Свердловском
т-ре оперы и балета, в 1945-55 - в Моск. обл. т-ре оперетты, с 1955 - в
Петрозаводском муз.-драм. т-ре. Э.- остро комедийный, характерный актёр.
Роли: Пикадор, Фома Павлович, Гарбуз, Митрофан ("Коломбина", "Шуми,
наш лес", "Севастопольский вальс", "Сердце балтийца" Листова),
Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Александрова), граф Кутайсов
("Холопка" Стрельникова), Князь ("Кумоха" Пергамента), Зупан ("Цыганский
барон" И. Штрауса), Альфред Дулитл ("Моя прекрасная леди" Шоу) и др.
Выступает также в балетных спектаклязГ: Доктор Айболит (о. п.
Морозова), Санчо ("Дон Кихот"), Мп-шо ("Соперницы" Гертеля) и др. А. Ив.
ЭСХИЛ (?'???) (525 до н. э., Элевсин,- 456 до н. э., Сицилия) -
др.-греч. драматург. Происходил из старинного аристократич. рода.
Принимал участие в важнейших сражениях греко-персидских Войн - при
Марафоне (490 до н. э.), Саламине (480 до н. э.), Платеях (479 до н.
э.). В 500 до н.э. впервые выступил как драматург, в 484 до н. э.
одержал первую победу в драматнч. состязании (впоследствии 12 раз
занимал в состязаниях драматургов первое место). В античности было
известно ок. 80 драм. произв. Э., из к-рых сохранилось только 7: "Персы"
(472 до н. э.), "Семеро против Фив" (467 до н. э.), трилогия "Оре-стея"
(458 до н. э.), состоящая из трагедий "Агамемнон", "Хоэфоры"
("Совершающие надгробное возлияние"), "Эвмениды", а также трагедии
"Молящие" и "Прометей прикованный" (даты написания и пост. неизвестны).
Из остальных трагедий Э. дошли только отрывки, редко превышающие 5-10
стихов. Сравнительно крупные папирусные фрагменты из сатировских драм
"Тянущие невод" и "Послы, пли Истмийцы" опубликованы в 1933 и 1941.
Творчество Э., относящееся к периоду окончательного утверждения
афинской демократии (1-я пол. 5 в. до н. э.), отражает характерную для
этого времени переоценку мировоззренческих принципов родового строя. Э.
верит в могущество богов, в неизбежное воздействие родового проклятия,
но в божественном управлении миром он видит вечный закон справедливого
возмездия; герой его трагедий - самостоятельный в своём поведении и
ответственный за своп поступки человек. Сущность трагического у Э.
раскрывается с наибольшей отчётливостью в "Орестее": тяготеющее над
домом Агамемнона родовое проклятие Атридов осуществляется только потому,
что члены этого дома (Агамемнон, Клитемнестра) сами виновны в тягчайших
преступлениях против божественных ? человеческих законов. Вереница
кровавых отмщении-преступлении прекращается благодаря вмешательству
афинского суда (ареопага), решение к-рого освящается богиней Афиной и
символизирует победу демократич. государственности над архаич. законом
родовой мести. Торжество принципов патриотизма и гражд. равноправия над
"варварским" деспотизмом составляет осн. содержание трагедии "Персы",
прославляющей победу при Саламине, и находит отражение в трагедиях
"Семеро против Фив", "Молящие".
Гуманистич. содержание творчества Э. с особенной силой раскрывается в
трагедии "Прометей прикованный". В образе бессмертного титана Прометея,
открывшего людям начала всех ремёсел и наук и осуждённого за это Зевсом
на вечные муки, получил выражение пафос утверждения законов разумного
существования свободного человека на земле. Гордая непримиримость
богоборца Прометея дала основание К. Марксу назвать его "...самым
благородным святым и мучеником в философском календаре" (М арке К. и
Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 25).
Э. был новатором в области художеств. формы. Хоровые и лирич. партии
актёров, составляющие не менее половины объёма ранних трагедий (неск.
меньшее место занимают в "Агамемноне" и" ? оэфорах"), являются одним из
величайших достижений древпе-греч. хоровой лирики. Они создают
напряжённую атмосферу волнения, тревоги и подводят действие к
кульминации. Введя второго актёра, Э. значительно увеличил роль
индивидуальных персонажей, среди к-рых выделяются титанич. образы
Прометея, Этеок-ла, Клитемнестры.
Трагедии Э. ставились в др.-греч. т-ре в 5-4 вв. до н. э.; нек-рые из
них послужили прототипом для произв. Энния, Акция, Сенеки. "Орестея"
положена в основу.одпоим. оперной трилогии С. И. Танеева (1895,
Петербург), муз.-драм. трилогии Ф. Вейнгартнера (1902, Лейпциг), а также
пьес Ю. О'Нила ("Траур к лицу Электре", 1931, Нью-Йорк), Ж. П. Сартра
("Мухи", 1943, Париж), Г. Гауптмана (тетралогия "Атриды", 1941-45).
Трагедии ?. ставили М. Рейнхардт ("Орестея", 1911, Берлин), А. Антуан
("Персы", 1912, т-р "Одеон", Париж). Среди ноет. произв. Э.: "Орестея" в
Париже (1955, реж. Ж. Л. Бар-ро), Нова-Хуте (1960, "Т-р Людовы", реж. К.
Скушанка и Е. Красовский), Сиракузах (1960, Итал. нар. т-р, в пост. и с
участием В. Гасмана), Лондоне (1961, "Олд Вик", реж. М. Воланакис),
Афинах (1962, Т-р греч. трагедии, Пирей, реж. Д. Рондирис); "Прометей"
пост. на театр. фестивалях в Лионе (1954) и Торуни (1962); "Семеро
против Фив" - в Афинах (1955, Т-р РГрода Аттика, пост. Л. Карциса), в
Варшаве (1962, "Т-р Повшехны"); "Персы" - в Сиракузах (1950), Лиме
(1953, Перу), переработка этой трагедии (действие перенесено в Германию
1945, Ксеркс отождествлён с Гитлером) в "Шиллер-театре" (1960, Зап.

Берлин) и Базельско.м гор. т-ре (1963), Афинском Художеств, т-ре.
С о ч.: Eschyle [Tragedies], v. 1-2, 7 ed., P., 1958; в рус.
пер.-Трагедии, пер. А. Пиотровского, М.-Л., 1937; "Персы", "Семь против
Фив", "Прикованный Прометей", пер. В. Аппельрота, М., 1887-1888;
"Агамемнон", пер. С. И. Рад-цига, М., 1913; "Скованный Прометей", пер.
Д. С. Мережковского, 3 изд., СПБ, 1907; С. M. Соловьёва и В. О.
Нилендсра, М., 1927 и 1948; "Орестея", пер. С, Апта, М., 1958 и 1961.
Лит.: Ярхо В., Эсхил, М., 1958; Лосев А. Ф., Осхил, в кн.: Греческая
трагедия. Уч. пособие, М., 1958;
С r u i s e t M., Eschyle, P., i 928; Murray G., Aeschylus. The
creator of tragedy, Oxf., 1940; T h o m s o n G., Aeschylus and Athens,
L., 1941 (переизд. 1946, 195U, нем. пер., В., 1957); Reinhardt K.,
Aischylos als Regisseur und Theologe, Bern, [1949]; Maddalena A.,
Jnterpretazioni eschilee, Torino, 1951; Mette H. J., Der verlorene
Aischv-los, B., 1963. В. Я.
ЗТУШ, Владимир Абрамович (р. 6. V. 1923) - рус. сов. актёр. Засл.
арт. РСФСР (1964). Чл. Коммуни-стпч. партии с 1946. В 1945 окончил
Театр. уч-ще им. Щукина и был принят в Т-р им. Вахтангова. С 1945 ведёт
педагогич. деятельность в Уч-ще им. Щукина (с 1965 - доцент).
Роли: Годунов ("Великий государь" Соловьёва), Макс Вента ("Заговор
обречённых" Вирты), гаулейтер Porre ("Кому подчиняется время" бр. Тур и
Шейнина), Лаунс ("Два ве-ронца" Шекспира), Блендербленд ("Миллионерша"
Шоу), Купо ("Западня" по Золя) и др.
ЭТЮД (франц. etude) - 1)В театральной педагогике упражнение, служащее
для развития и совершенствования актёрской техники. Состоит из разл.
сценич. действий, импровизированных или заранее разработанных
преподавателем. Кроме учебных, существуют также специальные Э.,
предлагаемые постановщиком спектакля исполнителям во время репетиций для
более глубокого раскрытия художеств. материала пьесы, проникновения в
стиль автора и т. п. Мн. режиссёры (К. С. Станиславский, А. Д. Попов, М.
О. Кнебель п др.) считали Э. одним нз лучших методов в работе над
созданием образа. Режиссёры разных направлений создают свою систему Э.
(напр., репетиционные задания Е. Б. Вахтангова, биомеханика В. Э.
Мейерхольда, композиции массовых сцен Н. П. Охлопкова и др.). 2) В
балете хореографический Э.-сольный концертный номер или дуэт (па-де-де).
A. ft.
ЭФРОС, Абрам Маркович (25. IV. 1888-19. XI. 1954) - рус. сов.
искусствовед, переводчик. Лит. деятельность начал в 1911. Печатался в
жури. "АПОЛЛОН)), "Культура и жизнь", "Вестник театра", "Искусство",
"Театральное обозрение", "Театр и музыка", "Новая рампа", "Рабочий н
театр", "Театр" и др. В 1920-26-зав.художественпо-декорац. частью МХАТа.
В 1940-50 преподавал в ГИТИСе, в 1950-54 - в Ташкентском театр. ин-те
(профессор), читал курс истории рус. т-ра и театрально-декорац. иск-ва.
Э. написал несколько исследований по истории рус. п западного изобразит,
иск-ва, статьи о творчестве художников (Ф. Ф. Федоровского, В. В.
Дмитриева, П. В. Вильямса п др.), перевёл и редактировал ряд произв.
итал., франц. н античных авторов.
Соч.: Живопись театра, "Аполлон", 1914, № 10; Декорации пушкинского
спектакля, "Русские ведомости", 1915, X" 69 с. 6; Луиджи Пирандслло, в
сб.: Запад и Восток, М., 1926; Бакст Л. С., "БСЭ". т. 4, М., 1930;
Младшие художники Художественного театра, М., 1927; Театр и художник в
годы революции, "Прожектор", 1928, № 26; Гофмансталь Г., "БСЭ", т. 18,
М., 1930; Декорации театральные в России, "БСЭ", т. 21, М., 1931 (совм.
с Н. Гиляровской); Введение, в альбоме: Камерный театр и его художники,
М., 1934; Два мастера театральной живописи (Сарьян, Федоровский),
"Театр", 1941, № 3; Начало, в сб.: Михуэлс. Статьи..., М., 1965, с.
379-404. E. X.
ЭФРОС, Анатолий Васильевич (р. 3. VI. 1925) - рус. сов. режиссер. В
1950 окончил реж. ф-т ГИТИСа (педагоги Н. В. Петров и М. О. Кнебель).
Первые спектакли пост. в Рязанском т-ре. В 1954-63-режиссер Центр,
детского т-ра, в 1963-67-гл. реж. Моск. т-ра им. Ленинского комсомола.
Э.- последовательный и убеждённый сторонник иск-ва "переживания". Он
стремится к достоверной образности, уделяет преимущественное внимание
тщательной разработке человеческих характеров, то добиваясь
максимального житейского правдоподобия, то смело пользуясь приёмами и
методами условной режиссуры. Важное место в творчестве Э. занимает тема
становления личности, формирования характера молодого современника. Этой
теме посв. спектакли, пост. на сцене Центр. детского т-ра,- "В добрый
час!" (1955), "В поисках радости" (1957), "Неравный бой" (1960) и "Перед
ужином" (1962) Розова, а также "Друг мой, Колька!" Хмелика (1959).
Лирнко-драматическими спектаклями, ставящими проблемы морали, были
его пост. в Моск. театре им. Ленинского комсомола - "В день свадьбы"
Розова (1964), "104 страницы про любовь" Радзинско-го (1964), "Мой
бедный Марат" Арбузова (1965).
Пост. произв. классич. драматургии: "Борис Годунов" Пушкина (1957),
"Женитьба" (1963) - Центр. детский т-р; "Чайка" (1966) - Т-р им.

Ленинского комсомола. С 1967 работает в Моск. драм. т-ре.
Др. спектакли: в Центр, детском т-ре - "Чужая роль" Михалкова (1954),
"Мы втроём поехали на целину" Погодина (совм. с М. О. Кнебель, 1955),
"Сказка о сказках" Зака и Кузнецова (1956), "Вольные мастера" Дановской
(1959), "Бывшие мальчики" Ивантер (1961), "Цветик-семицветик" Катаева
(1962), "Они и мы" Долининой (1964); в т-ре "Современник"- "Никто" Де
Филиппо (1958); в Т-ре им. Ермоловой - "В гостях и дома" Володина
(1960); в Моск. т-ре им. Ленинского комсомола - "Снимается кино"
Радзинского (1965), "Каждому своё" Алёшина (1965, совм. с Л. Дуровым),
"Судебная хроника" Волчека (1966, совм. с А. Адоскиным).
Соч.: 'Работа режиссёра над спектаклем, М., 1960; Бедный
Станиславский!, "Театр", 1956, № 10; Достоверность, образность,
условность, там же, 1960, № 5; Штамп мой - враг мой!, в сб.:
Режиссёрское искусство сегодня, М., 1962. Лит,.: Туровская М., Раздумье
о жизни, в сб.:
Спектакли этих лет, М.. 1957; Ш а х-А в и з о в а Т., В движении,
"Театр", 1966, № 3. А. О,
ЭФРОС, Николай Ефимович (псевдонимы: Ч у-ж о и, Старый друг, -к н. М
ы ш к и н, С т а-p и к, Москвич и др.) (1867-6. X. 1923) - рус. театр.
критик, историк т-ра. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Печататься начал
в 1891. Крупный журналист, Э. был ведущим критиком газеты "Русские
ведомости", откликался на все события театр. жизни. Систематически
выступал также во мн. др. дореволюц. периодлч. изданиях ("Театрал",
"Новости дня"). Писал театр. обзоры спектаклей моек. т-ров в "Ежегоднике
имп. т-ров". С момента возникновения МХТ (1898) Э. становится
пропагандистом иск-ва этого т-ра п драматургии А. П. Чехова. Автор
рецензий, статей и книг о Художеств, т-ре, в к-рых ярко отразилось
верное понимание автором проблемы традиций п новаторства. Написал ряд
монографий (о Ермоловой, Щепкине, Южине и др.). В 1914 под редакцией Э.
(и В. В. Калаша) вышел первый том многотомной "Истории русского театра".
В сов. время Э. сотрудничал в журналах "Культура театра",
"Театральное обозрение", работал в исто-рико-театр. секции ТЕО (Театр.
отдела) Наркомпро-са, был председателем театр. секции Российской
академии художественных наук. Э. выступал также как переводчик
("Анджело" Гюго, "Одинокие" Гауптмана, 1899) и драматург ("Дело
Тарновской, или Всемирный процесс", 1910, Крестовский т-р).
Соч.: М. Н. Ермолова, М., 1896, 3 изд., М., 1925; Театр "Летучая
мышь" Н. Ф. Балиева, М., 1918; К. С. Станиславский (Опыт
характеристики). П., 1918; В. И. Качалов. П., 1919; "Вишнёвый сад".
Пьеса А. П. Чехова в постановке МХТ, П., 1919; "Три сестры". Пьеса
А.П.Чехова в постановке МХТ, П., 1919; М. С. Щепкин, П., 1920; Пров
Садовский, П., 1920; А. Н. Островский, П., 1922; А. И. Южин. 18821922.
M., 1922; "На дне". Пьеса А. М. Горького в постановке МХТ, М., 1923;
Московский Художественный театр. 18981923. М.-П., 1924; "Чайка" А. П.
Чехова на сцене МХТ, в кн.: Ежегодник МХТ, 1944, т. 1, М., 1946, с.
261-94.
Лит.: Волков Н., Памяти Н. Е. Эфроса, "Современный театр", 1928, №
42, с. 662; Каверин Ф., Эфрос и молодёжь, там же, с. 663; Смирнов Н. А.,
Воспоминания. М.. 1947. С. Г.
ЭФТЙМИУ, Ефтимиу (Eftimiu), Виктор (р.1889)- рум. драматург и театр.
деятель. Род. в Албании. Первая пьеса Э.-"феерическая поэма" в стихах
"Нанизы-вайтесь, жемчужины" (1911) по материалам рум. нар. сказок,
сохраняется в репертуаре рум. т-ров. Э. принадлежит пьеса "Черный петух"
(1913), основанная на рум. фольклоре; "Рингана" (1915) - историч*.
драма, показывающая антинародную позицию правительства Румынии
(запрещена после неск. спектаклей);
"Танец миллионов" (1922), "Парад" (1960) - сатирич. комедии,
разоблачающие бурж. политиканов, предвыборные махинации, продажную
прессу старой Румынии: "Великий духовник" (1929) - антиклерикальная
пьеса (снята с репертуара под давлением церковных властей); "Гайдуки"
(1947) - о крестьянских восстаниях нач. 19 в., и др. Мн. пьесы Э. были
переведены па иностр. языки и ставились в т-рах Италии, Чехословакии,
Полыни, Финляндии и др. В 1919-22, 1929-30 и 1944-45 Э. был директором
Нац. т-ра им. И. Л. Караджале (Бухарест). Вводил в репертуар т-ра* пьесы
совр. передовых драматургов, классиков мировой лит-ры, регулярно
организовывал утренние воскресные спектакли для рабочих по сниженным
ценам. Прогрессивные политич. взгляды Э. сказались в его выступлениях в
парламенте, где он в 1928 требовал установления дружеских отношений с
Сов. Союзом. Во время фашистской диктатуры дважды был заключён в
концлагерь.
Соч.: Teatru, Buc., 1956; Doctor Faust, vrajitor. Piesa in 5 acte,
[Вис.], 1957; в рус. пер.-Инспектор по лягушкам. Комедия, в сб.:
Маленькие комедии XX века, М., 1961; Человек, который видел смерть, М.,
1962.
ЭФФЕКТЫ СЦЕНИЧЕСКИЕ (от лат. effectus- исполнение) - иллюзии полётов,
проплывов, наводнений, пожаров, взрывов и т. п., создаваемые при помощи
специальных приборов и приспособлений. Э. с. применялись уже в античном
т-ре. В эпоху Рим. империи отд. Э. с. вводятся в представления мимов.

Эффектами были насыщены религиозные представления 14-16 вв. Так, напр.,
при пост. мистерий устройством многочисл. театр. эффектов занимались
специальные "мастера чудес". В придворных и публичных т-рах 16-17 вв.
утвердился тип пышного спектакля с разнообразными Э. с., основанными на
применении театр. механизмов. На первый план в этих спектаклях
выдвигалось нск-во машиниста и декоратора, к-рые создавали всевозможные
апофеозы, полёты и превращения. Традиции подобной эффектной зрелпщности
неоднократно воскресали в практике т-ра последующих веков. В России в
конце 19 - нач. 20 вв. широкую известность получили феерич.
представления театр. машиниста и декоратора К. Ф. Вальца.
В совр. т-ре Э. с. делятся на звуковые, световые
(светокинопроекционные) и механические. При помощи звуковых (шумовых)
эффектов на сцене воспроизводятся звуки окружающей жизни - звуки природы
(ветер, дождь, гроза, пение птиц), производственные шумы (завод, стройка
и т. п.), транспортные шумы (поезд, самолёт), батальные шумы (движение
кавалерии, выстрелы), бытовые шумы (часы, звон стекла, скрины).
Подробнее см. в ст. Шумоаое оформление спектакля. К с в е т о в ы м
эффектам относятся: 1) все виды имитаций естественного освещения
(дневного, утреннего, ночного, освещения, наблюдаемого при разнообразных
природных явлениях - восходе и закате солнца, ясном и облачном небе,
грозе и т. п.); 2) создание иллюзий льющегося дождя, движущихся облаков,
полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т. д. Для
получения эффектов 1-й группы пользуются обычно трехцветной системой
освещения - белой, красной, синей, дающей почти любую тональность со
всеми необходимыми переходами. Ещё более богатую и гибкую цветовую
палитру (с нюансировкой всевозможных оттенков) даёт сочетание четырёх
цветов (жёлтый, красный, синий, зелёный), отвечающее основному
спектральному составу белого света. Способы получения световых эффектов
2-й группы сводятся гл. обр. к использованию светопроекции (см. Свет но.
сцене). По характеру впечатлений, получаемых зрителем, световые эффекты
делятся на стационарные (неподвижные) и динамические.
Виды стационарных световых эффектов
Зарница - даётся мгновенной вспышкой вольтовой дуги, производимой
ручным или автоматич. способом. В последние годы распространение
получили электронные фотовспышки большой интенсивности.
Звёзды - имитируются при помощи большого количества лампочек от
карманного фонаря, окрашенных в разные цвета п имеющих разл.
интенсивность свечения. Лампочки и подводка электрич. питания к ним
монтируются на окрашенной в чёрный цвет сетке, к-рая подвешивается к
штанге штанкетпого бруска.
Луна - создаётся проецированием на горизонт соответствующего
светового изображения, а также при помощи поднятого вверх макета,
имитирующего-луну.
М о л н и я - на заднике или панораме прорезывается узкая
зигзагообразная щель. Затянутая просвечивающим материалом,
замаскированная под общий фон, эта щель в нужный момент освещается сзади
с помощью мощных ламп или фотовспышек, внезапный световой зигзаг даёт
нужную иллюзию. Эффект молнии можно получить также с помощью специально
изготовленной модели молнии, в к-рую вмонтированы отражатели и приборы
освещения.
Радуга - создаётся проекцией узкого луча дугового 'прожектора,
пропущенного сперва сквозь оптич. призму (к-рая разлагает белый свет на
составные спектральные цвета), а затем через диапозитивную "маску" с
дугообразным щелевым прорезом (последний и определяет характер самого
проекционного изображения).
Туман - достигается применением большого количества мощных ламповых
линзовых фонарей с узкими, щелеобразными насадками, надевающимися па
выходное отверстие фонарей и дающими широкое веерообразное плоскостное
светораспределение. Наибольшего эффекта при изображении стелющегося
тумана можно достичь путём пропускания горячего пара через прибор, в
к-ром находится т. н. сухой лёд.
Для Э. с. пользуются светящимися красками" см. Люминесцентная
театральная живопись.
Виды динамических световых эффектов
Огне н н ы е взрывы, и з в е р ж е н и е вулкана - получаются при
помощи тонкой водяной прослойки, заключённой между двумя параллельными
стеклянными стенками небольшого узкого сосуда аквариумного типа, куда
посредством простой пипетки пускают сверху капли красного или чёрного
лака. Тяжёлые капли, попадая в воду, при медленном опускании на дно
широко расплываются во все стороны, занимая всё большее пространство и
проецируясь на экране в перевёрнутом виде (т. е. снизу вверх),
воспроизводят характер нужного явления. Иллюзия этих эффектов
усиливается хорошо выполненным декорационным фоном (изображение кратера,
остова горящего строения, силуэтов пушек и т. д.).
В о л н ы - осуществляются при помощи проекций специальными приборами
(хромотропамп) или двойными параллельными диапозитивами, одновременно
перемещающимися в противоположном друг к другу направлении, то вверх, то
вниз. Пример наиболее удачного устройства волн механпч. средствами:
необходимое число пар коленчатых валов располагается с правой и левой
сторон сцены; между шатунами валов с одной стороны сцены на другую
натянуты тросики с аппликативно - живописными полотнищами, изображающими
море. 'При вращении коленчатых валов одни полотнища поднимаются вверх,
другие идут вниз, перекрывая друг друга.

Снегопад - достигается т. н. "зеркальным шаром", поверхность к-рого
облицована мелкими кусочками зеркала. Направляя под известным углом на
эту многогранную сферич. поверхность сильный концентрированный луч света
(исходящий и;? прожектора или линзового фонаря, скрытого от публики) и
заставляя её вращаться вокруг своей горизонтальной оси, получают
бесконечное количество небольших отражённых "зайчиков", создающих
впечатление падающих хлопьев снега. В том случае, если по ходу спектакля
"снег" падает на плечи актёра или покрывает землю, его делают из мелко
нарезанных кусочков белой бумаги. Падая из специальных мешков (которые
помещаются на переходных мостиках), "снег" медленно кружит в лучах
прожектора, создавая необходимый эффект.
Ход поезда- осуществляется при помощи длинных диапозитивных рамок с
соответствующими изображениями, передвигающимися в горизонтальном
направлении перед объективом оптического фонаря. Для более гибкого
управления световой проекцией и направления её на нужную часть декорации
за объективом часто устанавливают на шарнирных приспособлениях небольшое
подвижное зеркало, отражающее даваемое фонарём изображение.
К механическим эффектам относятся разл. рода полёты, провалы (см.
Люки провала), мельницы, карусели, корабли, лодки. Полётом в т-ре
принято называть динамич. перемещение артиста (т. н. типовые полёты) или
бутафории выше планшета сцены.
Бутафорские полёты (как горизонтальные, так и диагональные)
осуществляются перемещением полётной каретки по тросовой дороге с
помощью привязанных к кольцам каретки шнурков и тросов. Горизонтальный
трос натягивается между противоположными рабочими галереями выше зеркала
сцены. Диагональный укрепляется между противоположными и различными до
уровню рабочими галереями. При проведении диагонального полёта сверху
вниз используется энергия, создаваемая силой тяжести предмета. Полёт по
диагонали снизу вверх осуществляется чаще всего за счёт энергии
свободного падения противовеса. В качестве противовесов применяются
мешочки с песком и кольцами для направляющего троса. Вес мешочка должен
быть выше веса бутафорского изделия и каретки. Противовес привязывается
к тросу, противоположный конец к-рого прикреплён к полётной каретке. Т.
н. живые полёты осуществляются на тросовой или стационарной дороге, а
также с помощью резиновых амортизаторов. Полётное устройство на тросовой
дороге состоит из горизонтальной тросовой дороги, натянутой между
противоположными сторонами сцены, полётной каретки, полиспастного блока
и двух приводов (один для перемещения каретки по дороге, другой - для
подъёма и спуска артиста). При осуществлении горизонтального полёта с
одной стороны сцены на другую полётная каретка предварительно
устанавливается за кулисами. После этого опускается вниз блок с полётным
тросиком. При помощи карабинов тросик пристёгивается к спец. полётному
поясу, находящемуся у артиста под костюмом. По знаку режиссёра, ведущего
спектакль, артист поднимается на установленную высоту и по команде
"летит" на противоположную сторону. За кулисами его опускают вниз до
планшета и освобождают от тросика. При помощи полётного устройства па
тросовой дороге, умело используя одновременную работу обоих приводов и
правильное соотношение скоростей, можно осуществлять самые разнообразные
полёты в плоскости, параллельной портальной арке,- диагональные полёты
снизу вверх или сверху вниз, с одной стороны сцены на другую, из кулисы
в центр сцены пли со сцены в кулису и т. д.
Полётное устройство с резиновым амортизатором основано на принципе
маятника, раскачивающегося и одновременно опускающегося и подымающегося.
Резиновый амортизатор предотвращает рывки и обеспечивает плавную
траекторию полёта. Такое устройство состоит из двух колосниковых блоков,
двух отклоняющих барабанчиков (установленных под колосниковой решёткой
по обе стороны от полётного тросика), противовеса, полётного тросика.
Один конец этого тросика, прикреплённый к верхней части противовеса,
огибает два колосниковых блока и через отклоняющие барабанчики
опускается до уровня планшета, где

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.