Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Театральная энциклопедия

страница №29

Павел среди иудеев" (1926), "Царство божье в Богемии" (1930)
построены на острых идейно-психологич. конфликтах. В 1938 эмигрировал из
Австрии; с 1940 жил в США. Последняя пьеса В. "Якобовский и полковник"
(1944), антифашистская по своей направленности, проникнута крайним
пессимизмом. В СССР пьесу "Человек из зеркала" пост. Т-р им.
Комиссаржевской (1924, Москва), Т-р им. Руставели (1925, Тбилиси).
Соч. в рус. пер.: Человек из зеркала, П.-М., 1922. Лит.: Luther A.,
Franz Werfel und seine besten Buhnenwerke, B.-Lpz., 1922; Hunna E., Die
Dramen von Franz Werfel, W., 1947. A. H.
BEPXAPH (Verhaeren), Эмиль (21. V. 1855-26. XI. 1916) - бельгийский
поэт, драматург и критик. По окончании юридич. ф-та в Лувене занимался
адвокатурой. Работая в Брюсселе, сблизился с писателями лит. движения
80-х гг. "Молодая Бельгия". Лит. деятельность начал как поэт в 1883. В.
был видным представителем символизма. Однако, в отличие от
поэтов-декадентов, в своей поэзии он обращался к совр. социальным
проблемам, отражал борьбу бельг. народа с иноземными поработителями,
нар. быт. В 1892 В. вступил в бельг. рабочую партию. В 1898 написал
социальную драму "Зори", в к-рой показал нар. стихийное восстание. Эта
пьеса, проникнутая революц. пафосом, впервые была пост. лит.- художеств.
секцией при Нар. доме в Брюсселе (основан при участии В.). В СССР
постановку "Зори" осуществил в 1920 В. Э. Мейерхольд (совм. с В. М.
Бебутовым) в руководимом им т-ре. В. принадлежат драмы: "Филипп Второй"
(1901), "Елена Спартанская" (1908) и др. Соч. в рус. пер.: Драмы и
проза, М., 1936. Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. т. 1,
М., 1958, с. 227-228, 765.
"ВЕРХНЕНЕМЕЦКИЕ КОМЕДИАНТЫ" (Hochdeutsche Komodianten) - наименование
немецких странствующих трупп, работавших в, сер. 17 - нач. 18 вв. в юж.
Германии. Эти труппы, в к-рые входили гл. обр. нем. студенты, сменили
"английских комедиантов", выступавших в Германии в 1-й пол. 17 в. В
репертуар "В. к.", как и англ. трупп, входили "главные и государственные
действа",'в к-рых историко-политич. тематика сочеталась с весёлыми,
фарсовыми мотивами. "В. к." ставили также нем. пьесы (герцога Юлия
Брауншвейгского и др.), отличавшиеся напыщенностью и помпезностью.
Позднее в спектакли включались интермедии с участием Гансвурста. "В. к."
сыграли значит, роль вразвитии проф. нем. т-ра. Э. -Г.
ВЕРХНЯЯ СЦЕНА - часть сценического пространства. Находится над
игровой площадкой (между первой рабочей галереей и крышей). Состоит из 2
частей: а) надкол осникового пространства, где помещаются площадка для
верхних блоков подъёмного устройства и крыша с поддерживающей её
конструкцией; б) пространства от колосников до первых боковых рабочих
галерей; эта часть В. с. имеет систему подъёмов с противовесами (калкаши
и грузы) и направляющих (шпунты), а также боковые рабочие галереи,
переходные мостики, полётные устройства, механизмы для горизонтов и
панорам. См. Подъёмное оборудование, Сцена. Б. Я.
ВЕРХОВАЯ КУКЛА (в кукольном театре) - кукла, находящаяся во время
спектакля над ширмой, выше работающего с ней кукловода, к-рый скрыт от
зрителя ширмой. Этот термин ввели рус. нар. кукольники, противопоставляя
тем самым В. к. марионетке, к-рая находится ниже работающего с ней
кукловода. С 16 в. В. к. имела широкое распространение во всех странах
Европы. Основные разновидности В. к. - кукла, надеваемая на руку, и
тростевая. В. к., надеваемая на руку, более выразительна, чем
марионетка, т. к. непосредственно связана с рукой кукловода, поэтому
совр. т-ры кукол обычно применяют в своих спектаклях такие куклы. А. Ф.
ВЕРХОВЙНЕЦ (наст. фам.- Костив), Василий Николаевич [24.XII.1879 (5.
I. 1880)-11.IV. 1938] - украинский советский композитор, дирижёр и
фольклорист. Творч. деятельность начал в 1899. Муз. образование получил
у Г. Любомирского и Н. Лысенко. В 1906-19 работал актёром, затем
хормейстером и дирижёром т-ра М. К. Садовского. Записывал нар. песни,
изучал нар. танцы. В 1929 организовал женский хоровой танцевальный
ансамбль"Ж1нхоранс"; в 1936 ансамбль исполнял в пост. В. танцы к опере
"Наталка Полтавка" Лысенко в Т-ре оперы и балета им. Шевченко (Киев).
В.- основоположник жанра "театрализованной песни", охарактеризованного
им в трудах "Украинская свадьба" (1912), "Теория украинского народного
танца" (1919-20) и др. Занимался педагогич. деятельностью. Я. Бор.
ВЕРХОВСКИЙ, Никита Юрьевич [11 (24). XI. 1903 - 8. II. 1954] -
русский советский театральный критик. Учился в Ин-те истории иск-в в
Ленинграде. Лит. деятельность начал в 1921. В течение ряда лет писал
рецензии на спектакли ленингр. т-ров. Был первым исследователем сов.
иск-ва художеств. чтения. Автор монографий о сов. мастерах художеств.
слова. Редактор и автор вступ. статьи книги А. Я. Заку-шняка "Вечера
рассказа" (1940).
Соч.: Книга о чтецах..., М.-Л., 1950; Д. Н. Журавлэв, М., 1951; E. И.
Тиме, Л., 1951. В. П.
ВЕРЦЙНЬСКИЙ (Wiercinski), Эдмунд (19.11. 1899- 13. IX. 1955)-польский
актёр, режиссёр, театр. педагог. Школьные годы провёл в России. В 1921,
будучи студентом Варшавского ун-та, вступил в труппу "Редута", в составе
к-рой в 1925 выехал в Вильно. Наиболее значит, режиссёрской работой В. в
20-е гг. была пост. пьесы "Сон" Крушевской, возобновлённая им в "Т-ре
Новом" в Познани (1927), куда он перешёл вместе с группой молодёжи. В
дальнейшем В. работал в т-рах
Лодзи ("Гамлет", 1930), Львова ("Чёрное гетто" 0'Ни-ла, "Сон в летнюю
ночь" Шекспира, оба в 1932), ставил спектакли в "Т-ре Польском" в
Варшаве ("Маска?ад" Ивашкевича, 1938), "Т-ре Народовом" и др. В 932-33
сотрудничал с известными театр. деятелями и режиссёрами С. Ярачем и Л.

Шиллером в т-ре "Ате-неум".В Варшаве в 1941 во время нем. оккупации
вместе с Шиллером организовал подпольный театр. совет ("Рада
театральна"), разрабатывавший программу возрождения польского т-ра после
освобождения, преподавал в конспиративно существовавшей театр. школе.
После освобождения Польши в 1945-46 работал в "Т-ре Войска Польского"
(Лодзь), затем -в "Т-ре Польском" в Варшаве ("Фантазии" Словацкого,
1948, и др.), в 1949- 1952- в Драм. т-ре во Вроцлаве ("Как вам это
понравится", 1951; "Свадьба Кречинского", 1952). С 1952 - вновь в "Т-ре
Польском" ("Горштынский" Словацкого, "Сид" Корнеля-Выспянского,
"Лорензаччо" Мюссе). Мечтая осуществить идею "огромного т-ра" в духе
традиций С. Выспянского, В. стремился к острой театр. форме, но вместе с
тем требовал от актёров углублённого раскрытия психологии героя. В
собственной актёрской практике В. был представителем психологической
школы. Лучшие роли: ксёндз Пётр ("Дзяды" Мицкевича), Сен-Жюст ("Дантон"
Ролла-на) и др.
Лит. .-"Teatr", Wars z., 1956, № 1, с. 3-11; К га s i ns k i E.,
Edmund Wiercinski, Warsz.. 1960. B. Рос.
ВЕРШЙЛОВ, Борис Ильич (6. IV. 1893-26. XII. 1957) - русский советский
режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1948). Ученик Е. Б. Вахтангова. Работал во
2-й студии МХТ (1919-24), МХАТе (1924-30), Оперном т-ре им.
Станиславского (1926-31, 1937-39). Участвовал в пост. спектаклей
"Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1927, МХАТ), "Борис Годунов"
(1929, Муз. т-р им. Станиславского), "Реклама" (1930, МХАТ), "Уриэль
Акоста" (1940, Малый т-р). Пост. спектакли: "Дама-невидимка" Кальдерона
(1924, 2-я студия МХАТ), "Грушенька" по Лескову (1946, Цыганский театр
"Ромэн"). С 1932 вёл педагогич. работу; с 1945 преподавал в Школе-студии
МХАТа. П. М.
"ВЕСЁЛАЯ ВДОВА" ("Die lustige Witwe") - оперетта Ф. Легара, либр. В.
Леона и Л. Штейна по комедии А. Мельяка и Л. Галеви "Атташе посольства".
Пост. 30 дек. 1905, Вена (барон Зета - Нацлер, Валентина - Вюнш, Данила
- Трейман, Ганна - Гюнтер, Камилл де Росильон - Мейстер, виконт Каскада
- Келлер). Впервые пост. на рус. сцене в Петербурге ив Москве в 1906.
На сов. сцене: 2 янв. 1935, Ленингр. т-р муз. комедии. Текст Л.
Пальмского и Г. Ярона (пост. Феона, дирижёр К. Спиридонов). 30 апр,
1946, там же (исполнители: Колес-никова, Кедров, Кульчицкая, Королькевич
и др.; дирижёр Воловац. реж. Тутышкин, худ. Эрдман и Г. и В. Степановы).
Моск. т-р оперетты, авг. 1956 (Ганна-Сани-ла, Данила - Рубан, барон Зета
- Аникеев, виконт Каскада - Шишкин, Никош - Алчевский; дирижёр Столяров,
режиссёр Канделаки , худ. Кигель, балетм. Шаховская). Харьковский т-р
муз. комедии - 1956.
Издания.-"D. l. W.", W., L. Doblinger, 1905. Я. Гр.
ВЕСЕЛОВСКИЙ, Алексей Николаевич (1843-1918)- русский литературовед,
историк театра и критик. Брат историка литературы Александра
Веселов-ского. Окончил Моск. ун-т. Позднее был профессором этого ун-та.
Последователь компаративной (сравнительной) школы в искусствознании, В.
в своих трудах доводил до крайности её порочные тенденции. В его работах
теория "заимствований" привела к полному отказу от анализа
конкретно-историч. и национально-своеобразных форм художеств. процесса.
Игнорируя народно-самобытные истоки театр. культур, В. рассматривал их
развитие только в аспекте "влияний". Такова осн. методологич. ошибка его
книг "Немецкие влияния в старинном русском театре" (1875) и "Западное
влияние в новой русской литературе" (1882), приведшая В. к недооценке
достижений рус. художеств. культуры 18 и 19 вв. История иск-ва
представляет собой, по В., постоянное перемещение одних и тех же сюжетов
и образов, лишь био-графич. фактор вносит в этот процесс известную
индивидуализацию. Отсюда - формальный метод анализа и перегрузка
ненужными биографич. деталями его книг ("Этюды о Мольере", 1879, "Этюды
и характеристики", 2 тт., 1894, и др.). В книге "Старинный театр в
Европе" (1870) В. сделал попытку проследить развитие средневекового
т-ра, впервые обратившись при этом к изучению театр. фольклора рус. и
западнославянских народов.
В. выступал также как театр. критик (в журнале "Артист" и др.
изданиях). Был членом Театр.-лит. комитета (1891-1900). Т. Р.
ВЕСЕЛЫ (Vesely), Йиндржих (1885-1939) - чехословацкий деятель
кукольного театра. Основатель и редактор журналов "Чешский кукольник"
("Cesky loutkar", 1912-14), "Кукольник" ("Loutkar", 1917-39), редактор
научно-критич. издания пьес (4 тт.) для т-ра марионеток, приписываемых
М. Ко-пецкому. В 1929 В. был избран первым президентом "Международного
кукольного союза" (UN IMA). В.- один из видных исследователей
чехословацкого и мирового т-ра кукол, ему принадлежит ок. 700 работ по
т-ру кукол. И. Б.
ВЕСНИН, Александр Александрович [р. 16 (28). V. 1883] - русский
советский архитектор и театральный художник. Почётный член Академии
строительства и архитектуры СССР (1956). Профессор. Окончил Ин-т
гражданских инженеров в Петербурге (1912). В театре работал в 1919-25.

Оформлял спектакли в Малом т-ре ("Ревизор", 1919; "Женитьба Фигаро",
1920;
"Пути к славе" Скриба, 1922), Московском т-ре для детей ("Жемчужина
Адальмины" Топелиуса, 1921). Увлечение В. кубофутуризмом и
конструктивизмом особенно ярко проявилось в его декорациях к спектаклям
моек. Камерного т-ра, где художник в духе ку-бофутуризма трактовал формы
средневековой готики ("Благовещение" Клоделя, 1920) и классич. мир
античности ("Федра" Расина, 1922); сложную систему металлич.
конструкций, лестниц, станков, движущихся тротуаров и лифтов В. применил
в спектакле "Человек, который был Четвергом" Честертона (1923), пытаясь
с помощью всех этих элементов воплотить идею "урбанизма", показать
мертвящий механизированный мир капиталистич. города. Несмотря на
абстрактность, самодовлеющую зрелищность этих работ, в них сказалось
большое мастерство В., проявившееся в гармонич. соразмерности
архитектурно-пространст. венных форм его декораций, их внутреннем ритме.
Характерные для В. поиски образной выразительности и эмоциональности
определили путь преодоления фор-малистич. заблуждений и приход художника
к peализму, характеризующему последующий период творчества В. как
архитектора. В. вёл педагогпч. работу (Высший художеств.-технич. ин-т,
б. Вхутемас).
Лит.: Камерный театр и его художники. 1914-XX- 1934, M., 1934;
Гиляровская Н., Декоративное искусство за 12 лет. M., 1929; Марголин С."
Художник театра за 15 лет, М., 1933. M. П.
"ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ" - русский советский театральный
журнал. Выходил в Петрограде в 1917-19; издание Наркомпроса (вышло 28
номеров). В 1920 - издание Административно-хоз. части Академич. т-ров;
выходил под назв. "Вестник Государственных Академических театров" (вышло
22 номера). В журнале публиковались распоряжения о назначениях и
увольнениях руководящих театр. работников, приказы, постановления,
выписки из протоколов и т. п. А.Шн,
"ВЕСТНИК ИСКУССТВ" - русский советский журнал. Орган Художественного
отдела Главполит-просвета. Редактор - М. Загорский. Выходил в Москве в
1922 один раз в 2 недели (всего вышло 5 номеров). В журнале помещались
статьи, посв. театру, музыке, живописи, литературе.
"ВЕСТНИК ЛИТЕРАТУРНЫЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ, НАУЧНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ" -
русская газета, издававшаяся в Москве в 1884-95 2 раза в неделю.
Редактор-издатель - Ф. А. Гиляров. Была создана на основе ежедневной
газеты "Афиши и объявления", выходившей в 1883. В "Вестнике" печатались
пьесы, лгбретто. Публиковались также афиши и объявления.
"ВЕСТНИК РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ" - русский советский журнал,
издававшийся с октября 1920 по 1926 в Москве. Выходил 1 раз в месяц; с
1925 (с № 7) - один раз в 2 недели; с 1926 - еженедельно. Орган ЦК
Всероссийского профсоюза работников иск-в. В журнале публиковались
теоретич. статьи по вопросам иск-ва, а также распоряжения, инструкции и
циркуляры ЦК Всерабиса. Имелись отделы хроники по сов. и зарубежному
т-ру. В последующие годы "В. р. и." выходил еженедельно под назв.
"Рдби*".
"ВЕСТНИК ТЕАТРА" - русский советский театральный журнал. Выходил в
Москве в 1919-21 под коллегиальной редакцией (одно время во гл. с В. И.
Блюмом). Орган Театр. отдела (Тео) Наркомпроса* До Л 27 "В. т."
выпускался 3 раза в неделю, до № 33- 2 раза в неделю, затем еженедельно.
В 1919-20 в журнале печатались программы и либретто (позднее только
программы) моек. т-ров; с дек. 1919 - в виде отдельных приложений. "В.
т." освещал жизнь советского т-ра (Москвы, а также и др. городов). На
страницах "В. т." находили отражение все театр. направления первых
послереволюционных лет. А. Шн.
BECTPII (Vesfcri), Луиджи (23. IV. 1781-19. VIII. 1841) - итальянский
актёр. Сценич. деятельность начал в любительском т-ре, играл вместе с
драматургом В. Альфьерив его трагедии "Филипп". В 1805 стал проф.
актёром. В 1805-07 работал в труппах Консоли и Цуккато, Дж. А. Кановы,
А. Бьянки. В 1807 с большим успехом выступал в Венеции, исполняя осн.
роли в комедиях Гольдони "Кафе", "Ворчун-благодетель", "Поэт-фанатик". В
1809-18 был компаньоном антрепренёров Дж. Дорати, затем П. Белли-Бланес,
А. Веньера, К. Интернари. В 1818-21 работал в римском т-ре "Балле". В
1822 пытался выступать как импрессарио. В конце 20-х гг. был приглашён в
"Труппу короля Сардинии" (Турин). В. был тонким, умным актёром,
обладавшим большой культурой. Считался лучшим исполнителем характерных
ролей, его игра отличалась простотой и выразительностью. Иск-во В.
высоко ценили Дж. Г. Байрон, писатель Н.' Томмазео, поэт А. Платен. Р.
X.
ВЕСТРИС (Vestris), Гаэтано Аполлонио Бальтаза-ре (18. IV. 1729.
Флоренция,- 23. IX. 1808. Париж)итальянский танцовщик, педагог и
балетмейстер. В 1740 переехал в Париж, где учился у танцовщика Л. Дюпре.
В 1748 с большим успехом дебютировал в "Парижской опере" в партии
Матроса ("Карнавал и безумие"), с 1751 стал солистом. В 1754 был уволен
из т-ра (до 1756 работал с Турине), в 1756 вернулся в "Парижскую оперу".

Исполнение В. отличалось величественностью и благородством,
скульптурностью поз. Он внёс много нового в совр. ему иск-во танца,
придав движениям большую свободу. Современники называли его "богом
танца". В 1772 в балете "Медея" Рудольфа В. (один из первых среди франц.
танцовщиков) появился в партии Аполлона без традиционной маски, поразив
зрителей выразительностью своей мимики. Среди партий В.: Эндимион ("Сила
любви" Бернара), Борей ("Галантная Индия" Рамо), Ринальдо ("Ринальдо и
Армида" Кино и Люлли) и др. В 1770 получил звание балетмейстера и
поставил в "Парижской опере" два балета -"Эндимион" (1773) и "Птичье
гнездо", в к-рых пытался драматизировать балетные сцены, придавая танцу
характер мимич. действия. В 1770-76 В.- главный педагог "Парижской
оперы". Оставил сцену в 1782.
Лит.: Н о в е р р Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927, с.
74, 291; Вальберх И., Из архива балетмейстера..., Ред. и вступ. статья
Ю. И. Слонимского, М.-Л., 1948, с. 9; С лонимский Ю.. Дидло.... Л.-М.,
1958. с. 8, 14-20. 30; С ар on 0., Les Vestris. P., 1908; L i fa г S.,
Auguste Vestris. Le dieu de la danse. P., 1950. Ham. P.
ВЕСТРИС (Vestris), Огюст (наст. имя-Мари Жан Огюстен) (27. III. 1760,
Париж,-6. XII. 1840, там же) - французский танцовщик и педагог. По
происхождению итальянец. Сын и ученик Г. Вест-риса. В 1772, будучи
учеником, выступал на сцене "Парижской оперы" в пасторали
"Пятидесятилетие" Лабор-да, в 1773 дебютировал в партии Амура
("Эндимион"). В 1776-1816-солист "Парижской оперы". В. первый ввёл в
мужской танец прыжки и пируэты. Не обладая яркими сценич. данными
(небольшой рост, некрасивое лицо), В. с одинаковым успехом выступал как
в характерных, так и в классич. партиях, нарушив традиционное деление
танцовщиков на исполнителей
"серьёзного" и "полухарактерного" жанров. Иск-во В. отличалось особой
выразительностью. Франц. балетм. Ж. Ж. Новер считал В. выдающимся
танцовщиком своего времени. Среди партий В.: Кола ("Ни-нетта при
дворе"), Дафнис ("Суд Париса" Мегюля), а также партии в балетах "Блудный
сын" Берто-на и "Первый мореплаватель" и др. В. был выдающимся
педагогом. Среди его учеников: Ж. Перро, А. Бурнонвилъ, Ф. Элъслер и др.
Лит.: H о в e p p Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927;
Классики хореографии, Л.- М-, 1937; Вальберх И., Из архива
балетмейстера..., М.-Л., 1948.
Ham. P.
ВЕСТРИС, Элиза- см. Мэтъюс, Лусия Элизабет.
"ВЕСЫ" - русский литературный и кри-тико - библиографический журнал.
Орган русских символистов. Выходил в Москве ежемесячно с янв. 1904 по
дек. 1909 при ближайшем участии В. Я. Брюсова Редактор и издатель С. А.
Поляков. В журнале печатались статьи по вопросам драматургии и т-ра - о
Чехове, Гофманстале, Метерлинке, Вагнере ("Вагнер и дионисово действо"),
новогреч. т-ре (письма из Афин), о польской драматургии, об испанском
т-ре и др. В разделе "23 жизни" журнал помещал хро-никально-информац. и
библиографич. заметки о т-ре в России и за границей. Изредка
публиковались и драм. произведения (напр., "Ваятель масок" Кромме-линка
и др.). А. Шн.
ВЕТРАНОВИЧ-ЧАВЧИЧ, Ветранич (Vetra-novic-Cavcic, Vetranic), Никола (в
монашестве - Мавро) (1482-1576) - хорватский писатель. Родом из
Дубровника. Автор религиозных пьес - "Воскресение Иисуса Христа",
"Сусанна непорочная" и "Жертвоприношение Авраама" (1546). Наиболее
значит, произв. В.-Ч. - "Орфей" (драматизация греч. мифа), полностью не
сохранилось. С. И.
ВЕТРОВ, Пётр Исидорович (р. 29. VI. 1911) - русский советский актёр и
режиссёр. Нар. арт. УССР (1954). Член КПСС с 1944. В 1935 по окончании
Ле-нингр. театр. ин-та поступил в Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола.
С 1937 работает на Украине как актёр и режиссёр: в Ворошиловградском
ТЮЗе (1937- 1944), Кировоградском рус. т-ре (1944-50), Одесском т-ре
Сов. Армии (ныне Львовский т-р Прикво, 1950-51), с 1952- гл. режиссёр
Луганского рус. т-ра. Драм. силой отмечены образы Корчагина ("Как
закалялась сталь"), Макара Дубравы (о. п. Корнейчука), Жадова ("Доходное
место") и др. С обличительной остротой играл Фаюнина ("Нашествие").
Режиссёрской деятельностью начал заниматься в 1939 в Ворошиловградском
ТЮЗе. Пост. спектакли: "Разлом" (1947);
"Макар Дубрава" Корнейчука (1948), "Бесприданница" (1951); "Ученик
дьявола" Шоу (1949) и др. С. 3.
ВЕТТЕРГРЕН (Wettergren), наст. фам.- Поль-сон (Palson), Гертруд (р.
7. II. 1897) - шведская артистка оперы (меццо-сопрано). Дочь известного
певца Н. Польсона. Пению обучалась первоначально у своего отца, затем-в
Стокгольмской консерватории, к-рую окончила в 1920; ученица О.
Лейдстрёма, Г. Братта и X. Ингебьярта. Впервые выступила на оперной
сцене в Стокгольме в 1922. В последующие годы выступала также в т-рах
Копенгагена (1928), Хельсинки (1933), Риги (1935). Исполнение певицы
отличалось тонким чувством стиля, эмоциональностью. В 1935-38 В.солистка
т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Гастролировала в Канаде, Англии,
Скандинавии, Австрии, Чехословакии и др. странах. Партии: Орфей ("Орфей
и Эвридика" Глюка), Керу-бино ("Свадьба Фигаро"), Далила ("Самсон и
Далила" Сен-Санса),Марфа, Марина Мнишек ("Хованщина", "Борис Годунов"),
Фрика, Брангена, Венера ("Золото Рей-на", "Тристан и Изольда",
"Тангейзер"), Амнерис ("Ап-да"), Иродиада, Октавиан ("Саломея", "Кавалер
роз" Р. Штрауса) и др. В. способствовала развитию нац. оперного иск-ва
Швеции, исполняя ряд партий в операх шведских композиторов: Оклонна
("Адиль из Эльсива" Петерсон-Бергера), Леди ("Реза в Америке"
Розенбер-га), Сингоала (о. п. Фрумери) и др. Л. М.

ВЕТТЕРГРЕН (Wettergreen), Рагна (р. 19. IX. 1866) - норвежская
актриса. Сценич. деятельность начала в 1886 (Христиания). В 1899-1940
играла в Национальном т-ре в Осло (в 1905-09 - в т-ре Фаль-стрёма).
Творчество В. характеризовалось противоречивостью. Являясь одной из
ведущих актрис реалистического по направленности т-ра, В. тяготела к
сце-нич. воплощению душевно-изломанных характеров. Исполняла роли: Гедда
Габлер, фру Боркман, Ребекка, Гина Экдаль ("Гедда Габлер", "Джон
Габриель Боркман", "Росмерсхольм", "Дикая утка" Ибсена), Алиса ("Пляска
смерти" Стриндберга) и др. Исполнение В. отличалось утончённым
изяществом, пластич. выразительностью.
Лит.: Konneberg A., Nationaltheatret gjennom fem-tf ar, Oslo, 1949.
Cm. P.
ВЕФЙК-ПАША (Vefik Pa-a), Ахмет (3.VIII.1823- 2.IV.1891) - турецкий
государственный деятель, писатель, историк. В 1834-37 учился в Париже.По
возвращении на родину занимал (с 1839) крупные гос. должности. Член
Академии (с 1856), профессор истории ун-та (с 1863) в Константинополе
(Стамбуле). В 1863 начал лит. деятельность; среди работ В.-п. - первые в
Турции переводы и переработки пьес Мольера. С 1879 был губернатором
Бурсы, где основал т-р, в к-рый привлёк актёров Фасульяджияна, Ахмеда
Фехима и др. В.-п. принимал участие в пост. переведённых им комедий
Мольера, присутствовал на репетициях и давал советы актёрам, касавшиеся
интерпретации образов, и др. Деятельность В.-п. оказала значительное
влияние на формирование турецкого т-ра. Л. Д., Л. Ай.
ВЕЧЕРА РАССКАЗА - литературно-эстрадный жанр; лит. вечера одного
чтеца-исполнителя. Жанр "В. р." создан в 1924 артистом-чтецом А. Я.
Закуги-няком. Программы В. р. состоят из лит. произведений, исполняемых
чтецом в форме живой, непринуждённой .беседы со слушателями. В эти
программы обычно входят как небольшие произведения (рассказы, новеллы),
так и лит. композиции по романам, повестям. Форма В. р. получила широкое
распространение на сов. эстраде.
Лит.: Закушняк А., Вечера рассказа. Воспоминания; тексты..., М.-Л.,
1940. Ев. Г.
ВЕЧЕСЛОВ, Сергей Михайлович [р. 4(17) X. 1900]- русский советский
актёр. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1924 окончил Высшие театр. мастерские
Малого т-ра. С того же года - актёр Студии Малого т-ра (впоследствии
Новый т-р, Драм. т-р под рук. режиссёра Ф. И. Каверина). Роли: Гурон
("Дикарь" по Вольтеру), Ури-эль Акоста (о. п. Гуцкова), Эрик
("Кино-роман" Кайзера), Незнамов ("Без вины виноватые"), Тони ("Ночь
ошибок" Гольдсмита), Василий ("Тот, кого искали" Раскина и Слободского;
пост. В.). В 1944-59 В. -в труппе Т-ра им. Маяковского. Актёр скупой и
сдержанной манеры игры, В. находит для каждой роли точные и строгие
краски. Психологически тонко раскрывал В. сущность фашиста Иоганнеса
("Два лагеря" Якобсона, 1949), расиста Холмса ("Дорога свободы" Фаста),
с большой эмоциональной силой играл роли Горация Гидденса ("Лисички"
Хелман, 1945), Юлиуса Фучика ("Прага остаётся
моей"Буряковского,1950).(7./\
ВЕЧЕСЛОВА, Татьяна Михайловна [р. 12 (25). II. 1910] - русская
советская артистка балета. Засл. деят. искусств РСФСР (1957). В 1928 по
окончании Ленингр.хореографич. уч-ща (класс А. Я. Вагановой) была
принята в балетную труппу Ленингр. т-ра оперы и балета (ныне им.
Кирова). Дебютировала в партии Гюль-нары ("Корсар" Адана, Пуни). В
искусстве В. драматич. дарование сочетается с изяществом и отточенностью
танц. формы. В. создала лирич. образы - Аврора, Одетта-Одил-лия, Жизель,
Золушка; комедийные-Лиза ("Тщетная предосторожность"), Нунэ ("Гаянэ"),
Паскуала ("Лау-ренсия") ; драматические-Эсмеральда, Тао Хоа, Зарема и
др. В 1933-34 выезжала на гастроли в США. Ок

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.