Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Театральная энциклопедия

страница №31

Нар. арт. РСФСР (1949). В 1932-35 занималась в театр. техникуме
при Т-ре им. МОСПС (ученица В. В. Ванина), принимала участие в
спектаклях т-ра. По окончании техникума была принята в труппу этого
т-ра. Работала здесь до 1949 (с 1938- Т-р им. Моссовета). С 1950 -
актриса Моск. драм. т-ра им. Пушкина. Яркая исполнительница бытовых,
остро комедийных ролей: Евгения, Ирина, Сваха ("На бойком месте",
"Последняя жертва" и "Женитьба Бальзаминова" Островского), Атуева
("Свадьба Кречинского"), Мирандолина, Коломбина ("Трактирщица", "Лгун"
Гольдони) и др. Среди лучших ролей В. также: Людмила ("Васса
Железнова"), Анна ("Украденное счастье" Франко), Эмилия ("Отелло"),
Мария Тюдор (о. п. Гюго), Маша ("Жена" Бор-щаговского), Гринёва
("Московский характер" Соф-ронова), Степанида ("Обида" .Сурова, Ст. пр.
1949) и др. В. снимается в кино. M. Т
ВИКС, Мария Густавовна [р. 14(27).III.1910]- русская советская
артистка оперетты. Заел арт. РСФСР (1942). Пению обучалась у О. Н.
Балабиной (Иркутск), Е. В. Девос-Соболевой (Ленинград) и M. M. Уместнова
(Свердловск). В 1928 работала в Иркутском драм. т-ре, затем в
передвижных опереточных труппах. С 1933 В.- ведущая артистка
Свердловского т-ра муз. комедии. Роли: Маркиза де-Курси ("Табачный
капитан" Щербачёва, Ст. пр. 1946), Софья ("Свадьба в Малиновке" Б.
Александрова), Марина ("Соловьиный сад" Заславского), Катя ("Жених из
посольства" Шебалина), Елена, Перикола ("Прекрасная Елена", "Перикола"
Оффенбаха), Сильва (о. п. Кальмана), Саф-фи ("Цыганский барон" И.
Штрауса) и др. Обладает ярким лирич. и комедийным дарованием. Исполнение
В. характеризуется высокой сценич. культурой, лёгкостью и темпераментом.
ВИЛА ЛОБОС (Villa-Lobos), Эйтор (5.III.1887- 10.III.1959) -
бразильский композитор, дирижёр и педагог. Основоположник совр.
бразильской музыки. Представитель прогрессивного направления в нац. муз.
культуре. С 6 лет учился музыке у отца, затем брал уроки по теории
композиции у различных педагогов. В 1912 изучал музыку индейских племён
Бразилии. Первый концерт из произв. В. Л. состоялся в 1915. С 1931 В. Л.
руководил муз. образованием в школах Бразилии. В своём творчестве
опирался на достижения музыкантов-классиков, творчески претворяя мелодии
и ритмы нац. фольклора. Автор опер "Изахт" (1940, Рио-де-Жанейро, в
концертном исполнении), "Малазарт" (1948),балетов"Уйра-ИУРУ" (1935,
Буэнос-Айрес), "Земной танец" (1943, Рио-де-Жанейро), "Фуниль" (1929,
Рио-де-Жанейро), "Вейкуло" (1929) и ряда детских балетов, в которых
использованы индейские нар. сюжеты и напевы. В. Л. принадлежат также
симф. соч., обработки нар. песен и др.
Лит.: M a ri z V., Heitor Villa-Lobos, Rio de Janei-rol949 Paula
Barros C. M. de, O romance de Villa-Lobos, Rio de Janeiro, [1951]. д JU?
ВИЛАР (Vilar), Жан (p. 25.III. 1912)-французский актёр, режиссёр и
театральный деятель. Родился в г. Сет на юге Франции в семье мелкого
коммерсанта. В 1932 приехал в Париж, где занимался в драм. школе под
рук. Ш.Дюллена, выступал в небольших ролях на сцене т-ра "Ателье", здесь
же начал работать как режиссёр. В 1937-40 В. был на военной службе. В
1941 вступил в передвижную труппу "Ла Рулот". В 1943 вернулся в Париж и
пост. в "Карманном т-ре" "Грозу" Стриндберга. Спектакль привлёк к себе
внимание театрального Парижа. В 1943 В. создал "Т-р семи", в к-ром за
два сезона (1943-45) пост. "Дон Жуана" Мольера, "Путешествие в ночь"
Кристиансена, "Пляску смерти" Стриндберга и "Убийство в соборе" Элиот
(два последних спектакля удостоены Театр. пр. 1945). В 1945-51 В.
играл и ставил спектакли в различных т-рах ("Ателье", "Антуана",
"Мариньи", "Гранд-Опера" и др.), снимался в кино. В 1947 В. осуществил в
Авиньоне пост. "Убийство в соборе", положившую начало Авиньонским
фестивалям драматического искусства, бессменным руководителем к-рых он
является. С 1951 В.- директор, режиссёр и актёр Национального народного
театра (TNP) (осн. в Париже в 1920).
В. оказал большое влияние на послевоенное сценич. иск-во не только
Франции, но и др. стран. В своём творчестве он стремится осуществить
идеи Народного т-ра, выдвинутые Р. Ролланом и его последователями. В.
считает, что Народный т-р должен быть т-ром класснч. репертуара,
обращённым к демократич. зрителю. Для режиссуры В. характерно соединение
ярких и условных форм старинного площадного т-ра с достижениями новейшей
театр. культуры, высокий интеллектуализм. Пост. В. отличаются ясностью,
гар-монпч. формой, экономной и изысканной зрелищно-стью. Сосредоточивая
внимание на актёре, В. добивается полного слияния исполнителя с образом.
Спектакли TNP идут почти без декораций; важными компонентами являются
костюмы, освещение и музыка, определяющие эпоху и создающие атмосферу
спектакля. Наиболее значит, режиссёрские работы В. на Авиньонских
фестивалях и в TNP: "Ричард II" Шекспира (1947), "Смерть Дантона"
Бюхнера (1948), "Сид" Корнеля (1949), "Мамаша, Кураж и её дети" Брехта
(1951), "Дон Жуан" Мольера (Мольеровская премия за лучший спектакль,
1954), "Макбет"; "Цинна" Корнеля, "Мария Тюдор", "Рюи Блаз" Гюго (1954),
"Торжество любви" Мариво (1955), "Этот безумец Платонов" Чехова (1956),
"Федра" Расина (1957), "Женитьба Фигаро" (1957); "Делец" Бальзака
(1957), "Капризы Марианны" Мюссе (1958).

Как в режиссуре, так и в актёрских работах В. придаёт классич.
образам остро современное идейное звучание, не впадая при этом в
нарочитую модернизацию. В созданных им образах, особенно в Дон Жуане (о.
п. Мольера) - лучшей из ролей, В. раскрывает тему бесстрашного и
горького познания противоречий буржуазного общества. Среди др. ролей В.:
Ричард II, Макбет; Робеспьер ("Смерть Дантона"), Август ("Цинна"),
Гермократ ("Торжество любви"), Меркаде ("Делец"), Генрих IV (о. п.
Пиран-делло), Платонов и др. Снимался в кино: "Врата ночи" (1946),
"Братья Букенкан" (1947), "Мутные воды" (1949), "Касабланка" (1950).
Соч. в рус. пер.: О театральной традиции, М., 1956. Лит.: Т р и о л е
Э., Жан Вилар, "Театр", 1956, № 9;
Балашова Н., По театрам -мира. Париж. Сезон 1954 55 года, "Театр",
1955, № 9. Н Б
ВИЛЁНКИН, Виталий Яковлевич (р. 9.1.1911)- русский советский
театровед. Автор работ, посв. истории МХАТа. Ведёт педагогич. работу в
Школе-студии MX AT а.
Соч.: Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, [Л.], 1941; И. М.
Москвин. На сцене Московского Художественного театра, М., 1946; К. С.
Станиславский. А. П. Чехов в Московском Художественном театре, М., 1947
(Составление, редакция и автор вступ. статьи); Вл. И.
Немирович-Данченко. Театральное наследие, 1, Статьи. Речи. Беседы.
Письма. М., 1952 (Составление, редакция, автор примечаний); Письма Вл.
И. Немировича-Данченко к А. М. Горькому, в сб.: Театральное наследство.
Сообщения. Публикации, М., 1956. с. Г.
ВИЛЁНСКИЙ, Илья Аркадьевич [р. 18.11 (1. III).' 1896} - украинский
советский композитор и музы-кально-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в
УССР (1947). Член КПСС с 1944. В 1914-19 учился в Пе-терб. консерватории
по классу фп. и композиции и одновременно в Петерб. ун-те. В 1920 был
одним из инициаторов создания Т-ра Красной Армии в Харькове, с 1921
работал в Киеве. Автор опер для детей:
"Конёк-Горбунок" (1935), "Ивасик-Телесик" (1949), муз. комедий:
"Сорочинская ярмарка" (1936), "Годы молодые" (1959), музыки к
спектаклям, фильмам, а также симф., вок. соч. Л. Ар.
"ВИЛКОЛАКИС" ("Оборотень") - литовский сатирический импровизационный
театр. Существовал в 1919-25. Создан как клуб художников, где ставились
сатирич. эстрадные номера, импровизационные злободневные сценки.
Завоевав популярность, коллектив с 1920 стал проф. сатирич. т-ром.
Руководителями "В." был Б. Сруогя, а позднее А. Суткус, включивший в
состав исполнителей "В." руководимую им студию "Народного т-ра".
Представление строилось на основе лит. сценария (писатели Б. Сруо-га, В.
Бичюнас и др.) к-рый обсуждался на репетициях и дополнялся
исполнителями. Для сюжета сценария использовались обычно злободневные
события. В исполнительском иск-ве т-ра применялась имитация.
Воспроизводя известных общественно-политич. деятелей, актёры прибегали к
портретному гриму, а также шаржу, буффонаде. Впоследствии в связи с
усиливавшимися политич. репрессиями т-р перешёл к спектаклям на
отвлечённые темы. Среди спектаклей "В.": "Князь долларов" (1921),
"Диктатор, Кунктатор и Триумфатор" (1921), "Литовская школа" (1922),
"Альма Матер" (1923), "Хлестаков в Литве" (1924), "Народная нагайка"
(1925) и др. Деятельность
"В." имела влияние на др. литовские т-ры. Из этого коллектива вышли
мн. крупные литов. актёры: И. Си-парис, Э. Качинскас И. Ошкинайте, П.
Пинкаус-кайте, К. Юршис и др. В 1925 т-р был закрыт. А. Суткус с
некоторыми актёрами перешёл в Гос. т-р, остальные актёры вошли в состав
др. литовских театров. В. М.
ВИЛКС, Гирт Андреевич (р. 1.1.1909) - латышский советский театральный
художник. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР. В 1936-40
занимался в художественной студии г. Лиепаи, затем на архитектурном ф-те
Латв. ун-та. С 1933 работал в т-рах Риги как театр. художник. С 1940-в
Художественном т-ре (Рига), с 1947-гл. художник этого т-ра.
Своеобразный талант художника раскрылся в его декорациях к пост.
латышской классики: "Вей, ветерок!", "Индулис и Ария", "Играл я, плясал"
Райниса, "Вайделоте" Аспазии, "Цветущая пустыня" У пита, и др. Эти
работы, монументальные по стилю, лаконичные, несколько суровые по
цветовой гамме, во многом определяют нац. своеобразие спектаклей латв.
т-ра. Среди работ В.- оформление спектаклей:
"Ромео и Джульетта", "Ревизор", "Анна Каренина", "Егор Булычев и
другие", "Любовь Яровая" и др. В. работает и в области монументальной
живописи, книжной иллюстрации. М. Ив.
ВИЛЛАБЕЛЛА (Villabella), Мигель (р. 1903)- французский артист оперы
(тенор). Родился в Испании в семье известного певца, к-рый дал В.
первоначальное муз. образование. Совершенствовался в Париже у Дюмонтье и
Инардона. Впервые выступил на оперной сцене в 1918 в Париже. Пел во мн.
франц. провинц. т-рах, с 1920 - солист "Опера комик", с 1928 -
"Гранд-Опера" (Париж). Исполнял ведущие партии в итал. и франц. операх:
Каварадосси; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Фауст, Герцог, Альфред и
др., а также партии в операх Ибера, Мийо, Брюно и др. франц.

композиторов. Гастролировал во мн. т-рах Франции и Бельгии. В.- один из
популярных представителей французского оперного иск-ва; его
исполнительская манера отличается свободой, изяществом, виртуозностью,
теплотой и проникновенностью. Л. М.
ВИЛЛЕ (Wille), Бруно (1860-1928) - немецкий писатель. Получил
известность как один из организаторов общества "Фрейе фольксбюне"
("Свободная народная сцена", 1890) в Берлине, провозгласившего своим
лозунгом "искусство для народа" и устраивавшего (по сниженным ценам)
спектакли, муз. и лит. вечера силами актёров берлинских т-ров для
членов-пайщиков общества-рабочих, ремесленников и мелкой буржуазии. В
1892, протестуя против влияния на деятельность т-ра
социал-демократической партии, В. вышел из правления и основал "Нёйе
фрейе фольксбюне" ("Новая свободная народная сцена"). Впоследствии,
когда "Фрейе фольксбюне" утратило политич. значение, В. настаивал на
объединении этих двух т-ров, призывая их к осуществлению мелкобурж.
культуртрегерской программы. До 1915 был членом правления "Нёйе фрейе
фольксбюне" и издателем его печатного органа "Искусство- народу". В. К.
ВЙЛЦИНЬ, Велта (Аусма) Эйновна (р. 3.XII.1928)- латышская советская
артистка балета. Нар. арт. Латв. ССР (1959). Окончила в 1948 балетную
студию Т-ра оперы и балета Латв. ССР (Рига). С 1949 - солистка этого
т-ра. Дебютировала в роли Тао Хоа. Среди партий В.: Скайдрите
("Стабураг" Калныня), Жизель, Одетта - Одиллия, Эсмеральда, Раймонда,
Джульетта, Золушка; Баронесса ("Сакта свободы" Скулте), Зарема и др. В
1956 выступала на сцене Большого т-ра в партиях Заремы и Джульетты. Была
в составе труппы Большого т-ра во время гастролей в Лондоне и Брюсселе
(1956, 1958). Я. В.
Лит.: S i I i n a E., Velta Vilcina, "Teatris im dzive", Riga" 1956,
I; B r i d a k a L., Velta Vilcina - LPSR Tautas maksli-niece, "Maksia",
Ria, 1959, 2.
"ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ" ("Wilhelm Tell") - l) Драма в 5 актах Ф. Шиллера.
Соч. 1804. Пост. 17 марта того же года в Веймарском т-ре
(Геслер-Грюнер,фон Аттингаузен-Графф, фон Руденц - Вельс, Штауффахер -
Беккер, Вальтер Фюрст - Малькольми. Телль - Гайде, Рёссельман - Генаст,
Гертруда - Теллер, Мельхталь - Кордеман, Гед-вига - Беккер, Армгарда -
Лили). 4 июля того же года" в бенефис актрисы Шик, состоялась премьера в
Королевском нац. т-ре, Берлин (режиссёр Иффланд, композитор Вебер;
Геслер - Бессель, фон Аттингаузен - Гердт, фон Руденц - Бетман,
Штауффахер - Рейнхардт, Вальтер Фюрст - Казе-лиц, Рёссельман - Лабес,
Петерман - Бенда, Мельхталь - Маттауш, Баумгартен - Лемке, Гедвига -
Унцельман, Берта - Флекк, Армгарда - Рейнхардт). Позднее, в том же году,
"В. Т." пост. т-ры Бреславля и Гамбурга. Из последующих пост. "В. Т."
пользовались известностью: Мейнингенский т-р (1876, реж. Кронек; Геслер
- Теллер, фон Аттпнгау-зен - Вейленбек, Штауффахер - Брэм, Телль
-Барнай, Мельхталь - Праш). Во время моек. и петерб. гастролей
мей-нингенцев в 1885: фон Аттингаузен - Рихард, Штауффахер- Вейзер,
Телль - Барнай и Кнорр, Мельхталь - Феликс, фон Руденц - Бартель,
Армгарда - фон Диркер; альтдорф-ские постановки - серия ежегодных пост.
"В. Т." в швейцарском селении Альтдорф (силами любителей, в специально
построенном на добровольные пожертвования т-ре); в 1812 в Интерлакене
(Швейцария) под открытым небом; 1881 т-р Друри-Лейн, Лондон и др.
Первая пост. "В. Т." в России (перевод А. Г. Ротчера) 10 янв. 1830 в
Александрийском т-ре (Петербург); пьеса была разрешена только на одно
представление, в бенефис В. А. Каратыгина (Телль - Каратыгин, Гедвига -
Каратыгина). Новая пост "В. Т." состоялась 4 ноября 1893 в
Александрийском т-ре (перевод Ф. Б. Миллера, в сценич. обработке В. А.
Крылова; худ. Янов, композитор Кротков; Геслер - Нильский, фон
Аттингаузен - Писарев, фон Руденц - Юрьев, Штауффахер - Падарин, Вальтер
Фюрст - Никольский, Телль - Далматов, Мельхталь - Дальский, Рёссельман -
Осокин, Петерман - Шаповаленко, Гертруда - Абарпнова, Гедвига -
Красовская, Берта-Мичурина и др.). Из последующих дореволюционных пост.
"В. Т." в России: т-р "Солов-цов" (Киев, 1905; режиссёр и исполнитель
роли Телля - Леп-ковский, худ. Садовников; Мельхталь - Орлов-Чужбпнин,
Штауффахер - Булатов, Вальтер Фюрст-Б. Борисов, Гедвига - Рутковская,
Гертруда - Инсарова, Армгарда - Иль-нарская); Нижегородский т-р
(1905-06); Петербургский "Новый театр" Яворской (1909); Петербургский
общедоступный т-р Лиговского Народного дома (1909) и др. Первая пост.
"В. Т." на сов. сцене - 7 ноября 1918 в Т-ре драмы (б. Александрийском),
Петроград (реж. Долинов; Геслер - Корвин-Круковский, фон Аттингаузен -
Дарский, фон Руденц - Студенцов, Телль - Ге, Штауффахер - Малютин,
Вальтер Фюрст - Новинский, Мельхталь - Вивьен, Рёссельман - Чубинский,
Гертруда - Лачинова, Гедвига - Шувалова, Берта - Железнова; 22 янв. 1919
этот спектакль был дан на утреннике "Памяти жертв 9 января"). Пост. в
др. т-рах СССР: Драм. т-р подотдела Моск. отдела Нар. образования (1920,
реж. Бебутов, худ Федотов); Т-р им. Руставели, Тбилиси (1927, перевод
Шаншиашвили, реж. Антадзе, худ. Гамреке-ли, муз. Россини; Геслер -
Васадзе, Телль - Гамбашидзе, Штауффахер - Хорава, Мельхталь -
Давиташвили); Ярославский т-р (1942, реж. Каганов, худ. Стернин; Телль -
Ромоданов, Гедвига - Чудинова, Штауффахер - Г. Свобо-дин); Грузинский
ТЮЗ, Тбилиси (1949), Ростовский-на-Дону (1935), Новосибирский (1955) и
др. ТЮЗы .

Издания- Первое (на нем. яз.) - 1804. Рус. пер. "В. Т." Ф. Миллера,
М., 1843; из совр. пер. "В. Т."-Н. А. Сла-вятинского, в кн.: Шиллер Ф.,
Избранные произведения, т. 2, М., 1959.
Лит.: Schmieden A., Die buhnengerechten Einrichtungen der
Schillerschen Dramen..., erster Teil - Wilhelm Teil, B., 1906; "БИТ".
Сезон 1893-1894 гг., СПБ, 1895, с. 146-155. А. Шн.
2) ("Gruillaume Tell")- опера ДУК. Россини, либр.В.Ж.Этьенна (де Жуй)
и И. Би по драме Ф. Шиллера. Пост. 3 авг. 1829, Париж. В России первая
пост. в 1838, Петербург, под назв. "Карл Смелый" (перевод либр. Зотова).
На сов. сцене первая пост.- 22 янв. 1932, Ленингр. т-р оперы и балета.
Перевод прозы - Левика, стихотворный перевод Кузьмина (дирижёр Дворищин,
пост. Радлова, худ. Ходасевич, балетм. Глан). Постановка Большого театра
(спектакль в Куйбышеве) - 8 ноября 1942 (Вильгельм Телль - Прокошев,
Арнольд - Большаков, Матильда - Шпиллер, Джемми - Шумилова" Геслер -
Бугайский, Мельхталь - Лубенцов. Дирижёр Ме-лик-Пашаев).
И з д а н и я.- Партитура, Milano, Ricordi, [s. d.j; клавир, рус.
изд., М., П. Юргенсон, [1891]. Н. Г р.
ВЙЛЬДГАНС (Wildgans), Антон (1881-1932) - австрийский писатель, поэт,
драматург, театральный деятель. По образованию юрист. В сезоны 1921-22,
1930-31 - директор венского "Бургтеатра". Дра-матич. произв. В. не
лишены элементов социальной критики. В своей первой пьесе "Во веки
веков, аминь" (1913) В. разоблачает недостатки совр. ему суда, но
выраженный в его пьесах протест носит порой мистич. характер; в пьесах
В. сказывается влияние экспрессионизма. Автор драм. трилогии "Бедность"
(1914), "Любовь" (1916), "День гнева" (1918).
Лит.: Wildgans L., Anton Wildgans und das Burgtheater, W.,1955. А. Я.
ВЙЛЬДЕ, Николай Евстафьевич (Карл Густавович) (1832-96) - русский
актёр и драматург. Окончил Петерб. ун-т. В 1863-88 играл в моек. Малом
т-ре. Роли:Чацкий, Борис Годунов, Несчастливцев, Гамлет. Выступал во мн.
пьесах совр. репертуара, исполняя роли "первых любовников". Игра В.
отличалась продуманностью, но нек-рой сухостью, риторичностью. Наиболее
ему удавались роли резонёров и характерные.
Принимал активное участие в работе руководимого А. Н. Островским
"Артистического кружка". Будучи старшиной труппы этого кружка, В. вложил
в это дело, по свидетельству Островского, много сил и личных средств.
Руководил драм. классом муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. Автор
ряда пьес ("Арахнея", "Преступница", "Старички и молодёжь" и др.),
шедших на столичной и провинц. сцене, драм. переделок и переводов.
Соч.: Сборник театральных пьес, т. l. M.. 1879. T. P. ВЙЛЬДЕ, Эдуард
Юрьевич [21.11 (5.III). 1865, Ви-рума,-26.XII.1933, Таллин]-эстонский
писатель и драматург. В юности выступал на сцене (у А. Вийра). Лит.
деятельность начал в 1883. Автор ряда романов и повестей, поборник
критич. реализма в лит-ре и т-ре. Участник рус. революции 1905, после
к-рой до 1917 находился в эмиграции в Германии и Дании. Драма В.
"Неуловимое чудо" (1913, т-р "Эстония") утвердила в эстонском т-ре
реалистич. принципы. В этой пьесе, изображающей кризис иск-ва в бурж.
обществе, выведены яркие, типические характеры. Комедия "Домовой"
(1914), отличающаяся яркими образами, мастерским диалогом, остро
высмеивает карьеристов, показывает зависимость бурж. лит-ры от капитала.
Эта комедия сохраняется в репертуаре т-ров Эстонии, Чехословакии,
Финляндии и др. Драма "Связи" (1917, т-р "Эстония") посв. проблемам
морали (столкновение между отцом и сыном в бурж. обществе). Пьесы В.
отличаются острой злободневностью, яркостью характеристик, живостью
диалога, чёткостью композиции.
В статьях об иск-ве (речь на открытии сезона в т-ре "Эстония" в 1918
и др.) В. утверждал, что великим является лишь художник, выступающий в
защиту угнетённых против угнетателей, что этич. содержание и эстетич.
форма должны сливаться в художеств. произведении в одно целое.
Лит.: К я о с a a p Ю., Драматургия Э. Вильде (ст.), в кн.: Вильде
Э., Собрание сочинений, т. 5, M." 1958;
Kaosaar J." Eduard Vilde naitekirjanikuna, в кн. : Wilde, Ed.,
Naidendid, [т. XI], Tallinn, 1956; N a g e l m a a A., Ed. Vilde
"Pisuhand" (Paar sammukest eesti kirjanduse ja rahvaluule uurimise teed.
Uurimusi ja materjale I, 1958); Andresen N., Aaremarkusi Eduard Vilde
"Pisuhanna" kohta "Keel ja Kirjan-dus", 1958, 12; N a gel m a a A.. Ed.
Vilde uhiskondlik-politilisest ja teatrialasest tegevusest 1917-1920. a
"Keel ja Korjandus", 1959,2; Friedebert Tugla's, Eduard Vilde, в кн.:
Vilde Ed., Teosed, t. VII, Tallinn, 1959.
Я. Л., Э. Г.
ВЙЛЬДЕНБРУХ (Wildenbruch), Эрнст фон (3. II. 1845-15.1.1909) -
немецкий писатель, драматург. Автор историч. драм и хроник,
прославлявших реакц. прусское юнкерство, династию Гогенцоллернов,
проповедовавших герм. шовинизм. Наиболее известная драма В.- "Квитцовы"
(1888). Написал пьесы: "Спартак" (1873), "Каролинги" (1882), "Отец и
сыновья" (1882), "Кристофер Марло" (1885), "Хохлатый жаворонок" (1890),
"Новый господин" (1891), "Генрих и род Генриха" (1896), "Дочь Эразма"
(1900). В. К.

ВИЛЬДРАК (Vildrac), наст. фам.- M e с с а ж e (Messager), Шарль (p.
22.XI.1882)-французский поэт, прозаик и драматург. Лит. деятельностью
занимается с нач. 1900-х гг. В 1919 написал одну из своих лучших пьес -
"Пароход Тинэсити" (1920, i-p "Вьё коломбье", Париж), в к-рой
возвращение солдата с фронта становится поводом для изображения
социального конфликта между пролетариями и буржуа. Эту тему В. развивает
и в пьесе "Мишель Оклер" (1922, "Вьё коломбье"). В драмах "Мадам Бельяр"
(1925, "Т-р Елисейских полей"), "Ссора" (1930, т-р "Комеди Франсез"),
"Дух времени" (1938) В. изображает положение интеллигенции в совр. бурж.
обществе. Творчество В. развивает традиции лит-ры критич. реализма,
пьесы его отличаются социальной направленностью, правдивостью,
естественностью развития действия, простотой диалога. В 1929 посетил
СССР. В годы 2-й мировой войны В. участвовал в Движении Сопротивления.
В.-член Франц. национального совета мира.
Соч.: Theatre, v. 1-2, P., 1942-48; в рус. пер.- Пароход "Тинэсити",
М., 1936. Т Бач
ВИЛЬЕ ДЕ ЛИЛЬ-АДАН (Villiers de FIsle-Adam), Филипп Огюст Матиас
(7.XI.1838-19.VIII.1889)- французский писатель, поэт, драматург.
Происходил из старинного разорившегося рода. В 1859 были опубликованы
сборники его стихотворений. В 1862 В. написал первую пьесу - "Элен"
(1895, "Свободный т-р"). В романтич. драме "Моргана" (изд. 1866) впервые
прозвучали бунтарские мотивы, тема мятежа, характерные для мн. драм.
произв. В. Постановка одноактной пьесы "Бунт" (1870, т-р "Водевиль"),
предвосхищавшей тему "Кукольного дома" ("Нора"), вызвала резко
отрицательный приём со стороны реакционной критики и была изъята из
репертуара т-ра. Во время Парижской Коммуны В. остался в Париже и
сотрудничал в газете "Трибюн де пёпль". В 1-й пол. 70-х гг. в обстановке
реакции В. писал произведения, проникнутые революц. пафосом; среди них -
философская драма "Аксель" (2 ч., 1872-86), не предназначавшаяся автором
для т-ра, и революционно-романтич. драма "Новый свет" (1875, "Т-р Наций"
- 1883), рисующая события войны за независимость в США.
В. создал романтически-приподнятые образы героев, язык его пьес
эмоционален, но они лишены динамики. Бунтарский характер драм В.,
гуманистич. тенденции снижаются элементами упадничества, попыткой
драматурга противопоставить социальному злу и жестокой буржуазной
действительности мир одиноких мечтателей.
Соч.: L'evasion, P., 1891; Morgane, P., 1894; Elen, P., 1896.
Лит.: P a l g e n R., Villiers de risle-Adam - auteur dramatique, P.,
1925; История французской литературы, т. 3, M." 1959. Ал, Б.
ВИЛЬЕГАС (Villegas), псевд.- Ла Перричоли (La Perricholi), Микаэла
(28. IX. 1748-16.V. 1819) - перуанская актриса и певица (сопрано).
Выступала в г. Лиме и др. городах Юж. Америки (играла на исп. яз.).
Исполнительница гл. ролей в пьесах Кальдерона и Лопе де Вега, где
проявила и своё вокальное дарование. Обладала ярким комедийным
мастерством, пользовалась широкой популярностью.
Лит.: Antonio Cariand. Miquita, La Perricholi" Ed. ENAE, Lima. 1955.
Ал, Р.
ВЙЛЬМЕР, Эрна Иохановна (р. l.III. 1889) - эстонская актриса. В
1907-10 училась в Петербурге у Е. П. Карпова и в Москве на театр. курсах
А. И. Адашева. В 1910 вступила в труппу т-ра "Эстония" (Таллин), была
первой эстонской актрисой, получившей проф. образование. В. внесла
большой вклад в развитие реалистич. сценич. иск-ва Эстонии. Роли:
Клер-хен ("Эгмонт" Гёте, 1912), Ева Марланд ("Неуловимое чудо" Вильде,
1914), Офелия, Дездемона (1913, 1924); Ка-валлини ("Роман" Шелдона,
1920), Юдифь (о. п. Таамсаре, 1924), Сольвейг ("Пер Гюнт" Ибсена, 1927)
и др. Творчество В. характеризуется глубокой эмоциональностью и
лиризмом. Выступала и как режиссёр. Последняя работа В.-роль
Фании("Цезарь" Паньоля). В 1937 оставила сцену. Я. Каск.
ВИЛЬНЮС - столица Литовской ССР (235 тыс. жит. на 1959).В нач.18 в, в
Литве возник школьный т-р, представления к-рого давались в иезуитскол
академии на латинском или польском языках; в прологах

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.