Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Театральная энциклопедия

страница №32

и интермедиях,
имевших сатирич. направленность, выступали бытовые персонажи, говорившие
на литов. яз. Позже в В. выступали итал., франц., польские труппы.
С 1790 в В, работал постоянный проф. польский т-р. В 90-х гг. 19 в.
начали ставиться любительские спектакли на литов. яз. Особенно широкое
распространение любительские т-ры получили в начале 20 в. В любительских
кружках В. начал сценич. деятельность В. И. Качалов. Вильнюсский рус.
т-р (антреприза Незлобива) считался одним из лучших в дорево-люц.
России. На вильнюсской сцене в разное время выступали Г. Н. ФедотоваМ.
Г. Савина, А. Я. Глама-Мещерская, П. Н. Орленев, Н. П Россов, А. А.
Яблочкина, бр. Адельгейм и др. выдающиеся мастера рус. сцены. В Вильнюсе
часто гастролировала В. Ф. Коми"саржевская, познакомившая вильнюсского
зрителя с пьесами Чехова. В сезон 1902-03 здесь были пост. "Мещане"
Горького; спектакль вызвал восторженный приём передовой части зрителей.
После провозглашения Сов. власти в Литве Сов. правительство учредило
в нач. 1919 первый проф. литовский т-р. После захвата БЛЕСТИ буржуазией
(1919) т-р превратился в средство пропаганды бурж. национализма; в
репертуар включались пустые, бессодержательные, порой реакционные пьесы.
В 1940 с восстановлением Сов. власти в Литве началось интенсивное
развитие театр. иск-ва. В 1940 был открыт Гос. Академич. т-р драмы Лит.
ССР (худ. рук. Р. Юкиявичус).
Нападение гитлеровской Германии на Сов. Союз и оккупация Литвы
(1941-45) задержали дальнейшее развитие театр. жизни города. Театр.
здания были разрушены, но передовые деятели литов. т-ра продолжали
работу в условиях эвакуации, принимали активное участие в работе
художеств. ансамблей, выступали на фронте, в воинских частях.
После освобождения Литвы войсками Сов. Армии театр. жизнь В. была
восстановлена. Начал свою деятельность Т-р драмы Лит. ССР (см. Литовский
театр драмы), на сцене к-рого в конце 40-х гг. были пост. первые литов.
сов. пьесы:
"Поют петухи" Балтушиса, "У предела" Грицюса," Правда кузнеца
Игнотаса" Гудай-тиса-Гузявичуса (пост. реж. Даугуветиса) и др., и Т-р
оперы и балета Литов. ССР (см. Литовский театр оперы и балета). В 1946
открыт Русский драм. т-р.
В В. имеются филармония, консерватория (организована в 1952), где
существует актёрский ф-т, готовящий кадры для т-ров республики. Н. С
вильнюсский
РУССКИЙ ТЕАТР
(Государственный русский драматический театр Литовской ССР) - создан
в 1946 в Вильнюсе. До 1960 назывался Вильнюсский русский драм. т-р, с
1960 - Рус. драм. т-р Литовской ССР. Коллектив т-ра был сформирован из
актёров моек., ленингр. т-ров и выпускников театр. уч-щ. В репертуар
первых лет вошли спектакли:
"Старые друзья" Малюгина, "За тех, кто в море" Лавренёва, "Русский
вопрос"; "Без вины виноватые", "Не всё коту масленица" Островского,
"Хозяйка гостиницы"; "Мещане" и др. Большое значение в жизни т-ра
получили спектакли: "Любовь Яровая", "Разлом";
"Порт-Артур" Попова и Степанова, "Ревизор"; "Вей, ветерок" Райниса,
"Крылья" Корнейчука, "В добрый час" Розова, "Настоящий человек" по
Полевому, "Таня" Арбузова. В т-ре были пост. пьесы совр. литов.
драматургов: "Поют петухи" Балтушиса (реж. К. Кимонтайте) и "Разбитая
ваза" Грицюса (реж. Р. Юкнявичус), "Умом и сердцем" Кановича и Ха-неева
(о начале революц. движения в Литве, молодом Дзержинском), "Эляна"
Корсакене и Славина.
Наиболее значит, спектакли 50-х гг.: "Варвары", "Отелло", "Вишнёвый
сад", "Чайка"; "Василиса Ме-лентьева" Островского, "Дворянское гнездо"
по Тургеневу, "Крепость над Бугом" Смирнова, "Золотая карета" Леонова.
Гос. премией Лит. ССР за 1960 отмечен спектакль "Битва в пути"
Николаевой и Рад-занского. В коллективе т-ра (I960): нар. арт. Лит. ССР
Л. В. Иванов, М. П. Миронайте, О.М.Хо-лина, засл. арт. Лит. ССР В. М.
Белицкий, Е. И. Вишневская, И. Б. Дубравин, Б. А. Красильников, О. П.
Кузьмина, Н. И. Трусов, Б. П. Смельцов, Ш. Н. Яковлева, засл. арт. РСФСР
Л. П. Перфильева, С. Г. Хлытчиев, засл. арт. Каз. ССР И. А. Аркадьева.
Гл. режиссёр т-ра- нар. арт. БССР и Лит. ССР В. Я. Головчинер. Я. С.
ВИЛЬТ (Wilt), Мария (30.1. 1833-24. IX. 1891)- австрийская артистка
оперы (сопрано). Пению обучалась в Вене у Генсбахера и Вольфа. Сначала
выступала в концертах; с 1865 - на оперной сцене в Граце. Гастролировала
(под фамилией Вильда, Vilda) в Берлине, Венеции, Вене, Ахене, Брно,
Будапеште, Лондоне и др. городах. В 1859- 1865 В. член Венского
певческого об-ва. Партии:
Донна Анна, Донна Эльвира ("Дон Жуан"), Аида; Маргарита ("Фауст"),
Клеопатра ("Юлий Цезарь" Генделя), Елизавета, Эльза, Изольда
("Тангейзер", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда" Вагнера), Семирамида (о.
п. Россини), Леонора ("Трубадур") и др. в.- первая исполнительница
партии Суламифи ("Царица Савская" Гольдмарка), к-рую она пела на
открытии Венской оперы (1869). В. обладала голосом большого диапазона и
силы, красивого тембра. Одинаково легко пела партии драматич. и
колоратурного сопрано. АН. В.

ВЙЛЬТЗАК, Николай Иосифович - русский цирковой .артист. См. Бим-Бом".
ВЙЛЬЯМС, Пётр Владимирович [17(30). IV. 1902, Москва,-1.XII.1947, там
же] - русский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР
(1944). Учился в мастерской В. Н. Мешкова (с 1909) и на живописном
отделении Вхутемаса (1919-24). По окончании Вхутемаса, получив звание
художника-живописца, был командирован за границу (Италия, Франция,
Герма-ния).Первоначально занимался станковой живописью (с 1925-член
Об-ва художников-станковистов-ОСТ), иллюстрировал детские книги. В т-ре
работал с 1929 ("Реклама" Уоткинс, МХАТ,1930, и др.). В 1941-47 - гл.
художник Большого т-ра. Для работ В. 1-й пол. 30-х гг характерно
тяготение к формам станковой живописи, использование декоративных панно
("Пикквикский клуб" по Диккенсу, МХАТ, 1934; "Травиата", Муз. т-р им.
Немировича-Данченко, 1934, Москва, и др.). В последующие годы,развивая
принципы живописно-объёмной декорации, В. стремился к созданию
иллюзорной пространственной сценич. картины ("Поднятая целина"
Дзержинского, 1937; "Иван Сусанин", 1939; "Золушка" Прокофьева, 1945,
Ст. пр. 1946, Большой т-р; "Тар-тюф", МХАТ, 1939, и др.), обращался к
реалистич. традициям рус. театр.-декорац. иск-ва, к пейзажной живописи
19 в. В. пользовался многообразными средствами художеств.
выразительности, удачно сочетал объёмные и писанные декорации, большое
внимание уделял оформлению портала, задников, широко вводил панно.
Впервые на сов. сцене В. использовал тюль, транспоранты, аппликацию, с
помощью к-рых достигал пространственности сценич. пейзажа. Создатель
романтически возвышенных образов, В. был мастером содержательного,
красивого, праздничного оформления спектакля. Диапазон В. был очень
широк. Тонкое понимание специфики жанров позволило ему оформлять оперы,
балеты, муз. комедии, драмы, трагедии. Декорации В. то проникнуты
весёлым юмором ("Пикквикский клуб", "Золушка"), то полны трагич.
звучания. В. создавал оптимистические, мягкие, изящные, динамичные, а
также и монументальные пышные декорации. Добивался содержательности
образов, яркой театральности формы, композиционной законченности.
Среди лучших работ В.: "Кавказский пленник" Асафьева (1938, Большой
т-р), "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1940, Ленингр. т-р оперы и балета;
1946, Большой т-р, Ст. пр.1947), "Вильгельм Телль" Россини (1942,
Большой т-р, Ст. пр. 1943), "Последние дни" ("Пушкин") Булгакова (МХАТ,
1943), "Трудные годы"
("Иван Грозный") А. К. Толстого (МХАТ, 1946), "Как закалялась сталь"
(Центр, детский т-р, Москва, 1947) и др. В. вёл педагогич. работу; в
1947 - профессор Моск. ин-та прикладного и декоративного иск-ва.
Лит.: Государственный Академии. Большой театр Союза ССР, М., 1957;
Выставка произведений лауреата Сталинских премий, засл. деят. искусств,
художника Петра Владимировича Вильямса. Каталог, М., 1952; Петр
Владимирович Вильяме. Выставка произведений. Каталог, М., 1952; Клюева
Т., Петр Владимирович Вильяме. 1902-1947, М-, 1956; Петр Владимирович
Вильяме, М., 1953; Сыр к и на Ф., Петр Владимирович Вильяме, М., 1953;
Горчаков Н. М., Режиссёрские уроки К. С. Станиславского. Беседы и записи
репетиций, М., 1950; Марков П. А., Вл. И. Немирович-Данченко и
музыкальный театр его имени, [М.], 1937; М е-л и к а д з e E., Сысоев
П., Советская живопись, М.-[Л.], 1939; "Театр", 1948, № 1, с. 61-64;
1951, .No 4, с. 56-69;
"Ежегодник Московского Художественного театра". 1947 г., М-, 1949, с.
613-632. ф. С.
ВИЛЬЯНСЙКО (исп. villancico, от villano-деревенский, простой) -
испанская песня 15-16 вв. для одного, иногда двух или более голосов.
Исполнялась обычно в сопровождении исп. муз. инструмента ви-луэлы. Для
В. характерно сочетание повествователь-ности с лиризмом, разнообразие
тематики, свобода построения. В. называлась также в нач. 16 в. финальная
песенка в эклоге. Иг. Ф.
ВИЛЬЯУРРУТЙЯ (Villaurrutia), Хавьер (27.III. 1903 - 25.XII.1950) -
мексиканский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1927 как поэт и
переводчик пьес Чехова и франц. драматургов Ж. Ромена, V. Р. Ленормана
для экспериментальных т-ров "Улисес", "Ориентасьон", "Театро де Аора" и
др. Первая пьеса В. -"Похоже на ложь" - была пост. в 1933 в т-ре
"Идальго". В пьесах "Момент наступил" (1934, т-р "Рекс", 1938), "Тяжёлый
грех" (1944, т-р "Фабрегас"), "Законная жена" (1942, т-р "Идальго"),
"Бедная синяя борода" (1947, т-р Нац. ин-та изящных иск-в), "Трагедия
ошибок" (1950, т-р "Караколь") и "Опасная игра" (I960, т-р "Идеаль") В.
проявил себя как драматург-реалист, остро критикующий бурж.
действительность. В.- мастер динамич. сюжета и отточенного диалога,
персонажи его пьес обрисованы, как правило, широко, обобщённо, без
бытовой детализации.
Соч.: Poesia y teatro completos, Mexico, 1953. Лит.: Magana Esquive
1, Teatro mexicano del siglo XX, Mexico, 1956; Chis N. N а с с i,
Concepcion del mundo en el teatro mexicano del siglo veinte, Mexico
1951;
Peggy Munos, Staged by Mexico, en Am ericas [Wash., D. С. julio
1953]. Ю. П.

ВЙЛЮМАНИС, Александр Карлович (р. 15. VII. 1910) - латышский
советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Латв. ССР (1950). Член КПСС
с 1948. В 1936 окончил консерваторию в Риге; совершенствовался в Италии.
Впервые выступил на оперной сцене в 1934 в Лиепае. В 1934-39 работал в
оперном т-ре Лиепаи, с 1939 - в Риге и других городах, в 1945-58- в
Латв. т-ре оперы и балета в Риге. Партии: Даумант ("Банюта" Калныня),
Лидумс ("К новому берегу" Зариня), Борис Годунов (Ст. пр. 1950), князь
Игорь, Онегин; Мазепа (о. п. Чайковского), Эскамильо, Риголетто; Тонио
("Паяцы") и др. Пел также в опереттах. С 1948 В.- педагог Латв.
консерватории (с 1954 - доцент). В 1959 В. оставил сцену.
Лит.: V e г i n a S., AIeksandrs Vilumanis, "Teatris un dzive",
Almanahs III, Riga, 1959. Я. В.
ВИНАЙ (Vinay), Рамон (р. 1912) - чилийский артист оперы (сначала
баритон, затем - тенор). Пению обучался в Мехико, где впервые выступил в
1934 на оперной сцене. С этого года работал в передвижных оперных
труппах, гастролировавших по странам Америки. До 1944 исполнял
баритональные партии (граф Луна - "Трубадур" Верди, и др.). С 1944
выступает как тенор. Пел в т-рах Нью-Йорка ("Метрополитен-опера",
"Нью-Йорк сити опера"). Гастролировал в Бай-рёйте, Зальцбурге, Лондоне,
Милане и др. городах. Партии: Тангейзер, Тристан, Парсифаль
("Тангейзер", "Тристан и Изольда","Парсифаль" Вагнера), Хозе и др.
Особенно удаются В. лирико-трагедийные партии. В.- один из лучших
исполнителей партии Отелло в одноим. опере Верди. Вс. Т.
ВЙНГЕ (Winge), Пер Карл (1858-1935) - норвежский композитор и
дирижёр. Музыке обучался у О. Винтер-Ельма, Ю. Свенсена в Осло иуЭ.
Нёй-перта в Копенгагене; совершенствовался в Берлине и Лейпциге. Творч.
деятельность начал в 1899. Автор оперетты "ЗЗЗ" (1899), музыки к
спектаклям "1001 ночь" Драхмана, "Сердце короля" Ринга, "Жизнь - игра"
Крага, хоров, песен и др. соч. В 1886-88 работал дирижёром в Бергене, в
1894-99-капельмейстером в т-ре "Христиания", в 1899-1902 - в Центральном
норвежском т-ре. В. Ц.
"ВИНДЗОРСКИЕ ПРОКАЗНИЦЫ" ("The merry wives of Windsor") - 1) Комедия
в о д. В. Шекспира. Соч. 1597(?). Пост. 27 апр. 1597 на празднестве в
Гринвиче (восточная часть Лондона). Во 2-й пол. 18 в. ив 19 в. ставилась
во многих странах. Среди зарубежных пост. 20 в.: т-р "Одеон", Париж
(1922), "Немецкий т-р", Берлин (1929), т-р "Стрэнд", Лондон (1941).
Шекспировский фестиваль в Бохуме (1937). Т-р на Виноградах, Прага
(1950); Мемориальный т-р, Стратфорд-он-utiBOH (1956), т-р "Олд Вик",
Лондон (1959); Новый т-р, Милан (труппа Дж. Черви) (1958) и др.
Виндзорские проказницы"-одно из наиболее распространённых в рус.
переводе названий пьесы Шекспира; др. названия: "Виндзорские кумушки", "Весёлые виндзорские барыньки",
"Весёлые виндзорские кумушки", "Виндзорские насмешницы". В России "В.
п." впервые пост. в конце 30-х гг. 19 в. в Москве (Фальстаф - Щепкин). В
1866 "В. п." пост. Малый т-р (в бенефис суфлёров Ермолова и Витнебена,
перев. Кетчера; Фальстаф- Самарин, мистер Форд - Шумский, мистер Пейдж -
П. Садовский, миссис Форд - Колосова, миссис Пейдж - Васильева, Купили -
Шуберт, Каюс - Петров и Федоров, Эванс - Дмитревский, хозяин гостиницы
"Подвязка" - Никифоров, Шел-лоу - Степанов, Слендер - Рябов).
Возобновлена там же в 1890 (в бенефис Н. Музиля, перев. Соколовского;
Фальстаф - А. Ленский, мистер Форд - Музиль, мистер Пейдж - К. Рыбаков,
миссис Форд - Ермолова, миссис Пейдж - Федотова, Куикли - Никулина,
Фэнтон - Южин, хозяин гостиницы - Правдин, Эванс - Максимов). В 1887 "В.
п." пост. в Александринском т-ре (Фальстаф - Варламов). Там же. в 1904
(Фальстаф - Давыдов). В 1902 "В. п." пост. Новый т-р (Москва) в 1916,
Моск. Камерный т-р (режиссёр Зонов, худ. Лентулов).
На советской сцене "В. п." ставили т-р Народной комедии, Петроград
(1920, реж. Радлов), Т-р им. Сундукяна, Ереван (1939, перев. Ахумяна,
реж. Габриэлян, худ. С. Арутчян;
Фальстаф- Г. Нерсесян и Хачанян, миссис Форд - Воска-нян, миссис
Пейдж - Вартанян); Т-р драмы Латв. ССР, Рига (1947, реж. Фельдман, худ.
Грасман, Фальстаф - Осис, Эванс - Бар, Слендер - Себрис, миссис Форд -
Леяскалн, миссис Пейдж - Клинт, Куикли - Шмитхен); Горьковский т-р
(1948, реж. Марголин, худ. Герасименко, муз. Раух-вергера; Фальстаф -
Буйный, мистер Форд - Левкоев, Каюс - Соколовский, миссис Форд -
Горянская, миссис Пейдж - Самарина, Куикли - Рождественская); Т-р им.
Руставели, Тбилиси (1924, перев. Орбелиани, режиссёры Марджанишвили и
Ахметели, худ. Домрачев); Сибирский гос. т-р, Новосибирск (1932, под
назв. "Виндзорские граждане", реж. В. Фёдоров); Харьковский т-р
Революции (1933, реж. Грипич, худ. Меллер); Польский т-р, Киев (1935,
реж. В. Васильев, худ. Звоницкий); Сталинградский т-р (1939, реж. Фатин,
худ. Новиков); Одесский т-р Революции (1941, реж. Василько, худ.
Эрдман); Марийский драм. т-р, Йошкар-Ола (1941); Сталинабадский рус. т-р
(1941); Костромской т-р им. Островского (1946). Под назв. "Проказы
Виндзора" пост. в Ленинград, т-ре кукол под рук. Деммени (1947); Т-р
Ванемуй-на, Тарту (1948); Краснодарский колхозно-совхозный т-р (1939);
Владивостокский т-р (1940); Кемеровский т-р (1946) и др. В 1957 "В. п."
пост. т-р им. Моссовета (под названием "Весёлые насмешницы", перевод
Маршака и Морозова, реж.-постановщик Завадский, реж. Зубов, худ. Шифрин,
эскизы костюмов-Закаржевская, муз. К. Хачатуряна; миссис Пейдж- Ткачева,
Фальстаф - Алексеев и Слабиняк, миссис Форд - Холина, Робин - Чернова,
миссис Куикли - Оганезова, СУДЬЯ Шеллоу - Калинцев, Слендер - Адоскин,
пастор Эванс- Бродский, мистер Пейдж - Щелоков, доктор Каюс - Цейц, Анна
Пейдж - Соколова, Пистоль - Сидорчук, от театра - Консовский).

И з д а н и я.- Первое изд. "В. п." (с искажённым текстом)-1602 под
заголовком: "Чрезвычайно занятная и весьма остроумная комедия о сэре
Джоне Фальстафе и виндзорских насмешницах. Содержащая разные забавные
выходки уэльского рыцаря сэра Хью, судьи Шеллоу и его премудрого
племянника мистера Слендера. С пустым хвастовством прапорщика Пистоля и
капрала Нима. Сочинение Уильяма Шекспира. Как она не раз исполнялась
слугами достопочтенного лорда-камергера и в присутствии её величества, и
в других местах" (по послесловию А. Смирнова к комедии Шекспира, в кн.:
Уильям Шекспир, Полное собр. соч. в 8 тт., т. 4, M., 1959). Первое изд.
с точным текстом - 1623. В России 1-е изд.- переложение "В. п." на
русские нравы - Екатерины II (1786) под названием "Вот каково иметь
корзину и белье". Первый рус. пер. [с нем.], 1838. Из позднейших
дорсвэлюц. переводов: Н. X. Кетчера- 1866, П. И. Вейнберга - 1880, А. Л.
Соколовского -1897. Из советских переводов: Т. Л. Щеп-киной-Куперник, М.
А. Кузмина, С. Я. Маршака и М. М. Морозова.
Лит.: Баженов А. Н., Сочинения и переводы, т. 1, М-, 1869, с.
607-617; Моск. драм. театр им. Моссовета. Вильям Шекспир. Виндзорские
насмешницы, М., 1957; В творческом соревновании. Театральный фестиваль к
40-летию Октября, М., 1958; Beechner Hogan Ch., Shakespeare in the
theatre, L.. 1952, с. 309-319; S t r o e d e 1 W., Shakespeare auf der
deutschen Buhne, Weimar, 1938. А. Шн.
2) ("Die lustigen Weiber von Windsor"), комическая опера О.
Николаи.либ). С. Мозенталя по комедии В. Шекспира. Пост. 9 марта 1849,
Берлин. В России впервые пост. 22 сент. 1859 на сцене Александрийского
т-ра (Фальстаф - Петров, Форд - Артемовский, г-жа Форд - Латышева, Педж
- Васильев 1-й, г-жа Педж - Леонова, Анна - Булахова, Фентон - Сетов,
Слендер - Булахов, Каюс - Гумбин). В последующих пост. (1875, 1877,
1885, 1890. 1897) партии исполняли: Пале-чек, Стравинский (Фальстаф),
Мельников, Яковлев (Форд), Рааб, Павловская, Мравина (г-жа Форд),
Абаринова, Би-чурина, Фриде (г-жа Педж), Барцал, Фигнер, Чупрынников
(Фентон).
На сов. сцене пост. в 1941 Оперной студией им. Станиславского, Москва
(Фальстаф - Андриевский, Форд - Новичков, Фентон - Сабадашев, Каюс -
Жернов, г-жа Форд - Яцына, г-жа Педж - Касюлайтис, Анна - Коляденко;
дирижёр Ковалёв); в др. городах СССР: Харьковский т-р оперы и балета
(1956), Фальстаф - Червонюк, Форд - Козинец, г-жа Форд - Мостовая, г-жа
Педж - Суховольская, Слендер - Хворост, Каюс - Белобров, Анна - Скляр,
Фентон - Боровой; дирижёр Штейман, реж. Ю. Иванов, худ. Овчаренко,
хормейстеры Коноплёва, Жарикова); Т-р оперы и балета им. Абая (1956,
Алма-Ата).
И з д а н и я.-Партитура, Lpz., С. F. Peters, [s. d.]; клавир, рус.
пер. П. Кирса, М., П. Юргенсон, [1892]. Н. Г р.
ВИНЕР, Александр Борисович (р. 1896) - советский режиссёр. Нар. арт.
Эст. ССР (1957). Окончил театр. уч-ще в Одессе (1913); занимался на
Высших 1 режиссёрских курсах в Москве (1922-24). Творч. деятельность
начал в 1913. Работал режиссёром-постановщиком в оперных т-рах Москвы,
Ленинграда, Алма-Аты, Свердловска и др. городов. В 1949-58 В.- гл.
режиссёр т-ра "Эстония". Пост. спектакли: "Певец свободы" Э. Каппа
(1950, Ст. пр. 1952), "Евгений Онегин" (1949, Ст. пр. 1950), "Князь
Игорь" (1951), "Борис Годунов" (1952) и др. X. Кыр.
ВЙНКЕЛЬМАН (Winkelmann), Герман (8. III. 1849-18.1.1912) - немецкий
артист оперы (тенор). Пению обучался в Ганновере. Дебютировал на сцене в
Зондерсхаузене в 1875; выступал в провинц. городах Германии. Широкую
известность принесло В. исполнение партии Парсифаля на премьере одноим.
оперы Вагнера в Байрёйте (1882). С 1883 В.- солист Венской оперы, где
выступал на протяжении почти четверти века. Одновременно гастролировал
во мн. европ. странах и США. Особенно успешно исполнял вагнеровский
репертуар: Лоэнгрин; Тристан ("Тристан и Изольда"), Вальтер
("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Тангейзер. Среди партий В.: Манрико
("Трубадур"), Далибор (о п. Сметаны) и др. В 1906 В. оставил сцену. Вс.
Т.
ВЙНКИНЫ (наст. фам.- Половинкины), братья Александр, Николай и Пётр -
русские цирковые артисты; акробаты с подкидной доской. Выступали в
русских цирках в нач. 20 в. Впервые исполнили сальто с подкидной доски
на колонну из трёх человек, с колонны на колонну и двойное сальто с
колонны из трёх человек на колонну из двух человек. Быстрый темп
исполнения и смена трюков придавали номеру В. характер удалой народной
игры, демонстрирующей особую сноровку и смелость. Лит.: Дмитриев Ю.,
Русский цирк. М-, 1953. M. 3,
ВЙННИКОВ, Виктор Владимирович (р. 10. VIII. 1903)-русский советский
поэт, переводчик, драматург. Засл. деят. иск-в Кирг.ССР (1943). Лит.
деятельность начал в 1921. Автор драмы в стихах "Я стреляю последним"
(1942, Фрунзенский рус. т-р), либретто опер "Сын народа" ("Полководец
Фрунзе", муз. Власова и Фере, 1947, Кирг. т-р оперы и балета), "На
берегах Иссык-Куля" (по роману К. Баялинова, муз. Власова, Малдыбаева и
Фере, 1951, Кирг. т-р оперы и балета). В. написал совм. с В. Крахтом
комедию-водевиль в стихах "Морской узел" (муз. Жарковского, 1945, Моск.

т-р оперетты), либретто оперетт "Воздушный замок" (1948, Моск. т-р
оперетты) и "Шумит Средиземное море" (1951, Муз. т-р им. Станиславского
и Не-мировича-Данченко), муз. Фельцмана, драму "Второй дом от угла"
(1959, Моск. т-р драмы и комедии); совм. с В. Крахтом и В. Типотом -
либретто оперетты "Вольный ветер" (муз. Дунаевского, 1947, Моск. т-р
оперетты); совм. с Ю. Осносом (по мотивам др.-индийского драм. эпоса) -
драму "Белый лотос" (1956, Моск. драм. т-р им. Пушкина).
ВЙННИКОВ, Николай Георгиевич [р. 30.XI (13. XII). 1909] - русский
советский писатель и драматург. Работал смазчиком и кочегаром, был
селькором. В 1929 начал работать в газете. В 1938 вышел его первый
сборник рассказов. В.- автор пьес "Степь широкая" (1949, Центральный т-р
Сов. Армии), "Чаша радости" (1950, Т-р им. Моссовета), "В девятом "А"" и
"Саду цвесть" (1953, 1954, Ленингр. ТЮЗ), "Когда цветёт акация..."
(1956, Ленингр. Большой драм. т-р).
Соч.: Пьесы, М., 1959.
ВИННИЦКИЙ ТЕАТР (Украинский областной музыкально-драматический театр
имени Н. Садовского). Создан в 1944. В состав коллектива вошли актёры
Могилёвского и Измаильского т-ров. В 1957 т-ру присвоено имя Н.
Садовского. Среди лучших спектаклей т-ра: "Разлом" (1951);
"На берегу Невы" Тренёва (1955), "В степях Украины" (1949), "Крылья"
(1955) Корнейчука, "Ревизор" (1952);
"Савва Чалый" Карпенко-Карого (1950), "Эмилия
Галотти" Лессинга (1955), "Сон князя Святослава" Франко (1957). Т-р
осуществил первые пост. пьес драматурга Н. Зарудного "Ночь и пламя"
(1957), "Весёлка" (1958) и др. Значительное место в репертуаре занимают
муз.-драм. спектакли "Катерина" Аркаса по Шевченко (1956), "Ночь под
Ивана Купала" по Гоголю (1957) и др. В труппе т-ра (I960): Ф. Г. Трегуб,
И. М. Сикало, Я. И. Глыб, Н. Е. Подошенко, А. Е. Молдован, Н. К.
Шановская, С. И. Онип-ко. Главный режиссер театра - нар. арт. УССР Ф. Г.
Верещагин. Я. Д.
ВИНОГРАДОВ, Василий Иванович (1874-1948)- русский советский
композитор и скрипач. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1944). Игре на
скрипке обучался у проф. И. Гржимали; одновременно учился на юри-дич.
ф-те Моск. ун-та (окончил в 1897). С 1921 В. работал в Казани. Автор
(совм. с С. Габашии Г. Альмуха-метовым) первой нац. тат. оперы "Сания"
(1925, Казань), оперы "Рабочий" (1930, Казань), симф.,
камерно-инструмент. соч., обработок нар. песен и др.
ВИНОГРАДОВ, Милий Александрович [р. 14(27). IV. 1910] - русский
советский театральный художник. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1943) и
засл. деят. иск-в РСФСР (1949). Окончил в 1930 художеств. техникум им.
1905 года. Работу в т-ре начал в 1932. Оформлял спектакли в различных
т-рах Москвы. В 1940-54 был гл. художником Т-ра им. Моссовета; создал
декорации к спектаклям: "Трактирщица" (1940) и "Забавный случай" (1944)
Гольдони, "Отелло" (1944), "Чайка" (1945), "Русский вопрос" (1947);
"Шторм" Билль-Бе-лоцерковского (1951), "Рассвет над Москвой" Сурова
(1950, Ст. пр. 1951), "Сомов и другие" Горького (1954). В. принадлежит
также оформление спектаклей "Хлеб и розы" Салынского (1957, Т-р им.
Ленинского комсомола), "Стряпуха" Софронова (1959, Т-р им. Вахтангова) и
др. Оформление В. отличается изобретательностью, использованием всех
возможностей сценич. площадки и др. Стремясь к приподнятости,
праздничности спектакля, В. широко применяет живописные или скульптурные
портальные обрамления, разнообразные драпировки, матерчатые падуги,
тюли, специальные занавесы, кинопроекции и т. д. М. П.
ВИНОГРАДОВА (наст. фам.- Колесников а), Васса Кирилловна (р. 12.VIII.
1909) - удмуртская советская актриса. Нар. арт. У дм. АССР (1958).
Училась на театр. курсах в Ижевске. Сценич. деятельность начала в 1932 в
Удмуртском муз.-драм. т-ре. Одна из первых удмуртских проф. актрис.
Играет роли героинь и характерные: Чабья ("Камит Усманов" Гаврил ова),
Анисья ("Чукдор" Широбокова), Васса ("Васса Железнова"), Анна Андреевна,
Агафья Тихоновна ("Ревизор", "Женитьба"), Вике ("Честь семьи" Мухтарова)
и др. Образы, созданные В., отличаются яркой бытовой характерностью. Её

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.