Жанр: Энциклопедия
Сто великих гениев
...умел бодрым в несчастии быть. Если боишься разбить ты
хрусталь - разобьешь его: плохо Брать и небрежной рукой, брать и со страхом
сосуд.
А вот некоторые его высказывания: "Уметь наслаждаться прожитой жизнью означает
жить дважды". "Не бойся последнего дня и не желай его". "Есть в моей книге
хорошее. Кое-что слабо. Немало есть и плохого. Других книг не бывает".
Децим Юлий Ювенал (ок. 60 - ок. 140) был знаменитым поэтом-сатириком. Возможно,
поэтому ему пришлось некоторое время жить в изгнании в Египте, пока император
Адриан не пожаловал ему небольшое имение в сельской местности. Ювенал ясно видел
духовное разложение римлян - прежде всего привилегированных, знатных, облеченных
властью, которые в погоне за богатством, роскошью, удовольствиями опускаются до
состояния скотов. Он горько сетовал:
Рим доверяет тому, кто хранит в ларце своем деньги: Больше монет - больше
веры...
Надо молиться, чтобы ум был здравым в теле здоровом. Бодрого духа проси, что не
знает страха пред смертью, Что почитает за дар природы предел своей жизни, Что в
состоянье терпеть затрудненья какие угодно, - Духа, не склонного к гневу, к
различным страстям.
(Отметим, что его верное суждение со временем извратили в популярное - "В
здоровом теле - здоровый дух". Хотя конечно же телесное здоровье нередко
сопровождается духовной немочью.) Из других высказываний Ювенала:
- Верно, что здравый смысл у Судьбы бывает не часто.
- Разумный человек ставит себе предел даже и в добрых делах. Транквилл Гай
Светоний (ок. 70-140) был не только писателем,
но и историком и естествоиспытателем; личным секретарем императора Адриана.
Отставленный отдел, посвятил себя литературной
170
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
деятельности. Его работы по естествознанию не сохранились, а от трактата "О
знаменитых мужах" остались только фрагменты. Полностью имеются его
"Жизнеописания цезарей" (или "Жизнь 12 цезарей") - один из классических образцов
популярных биографий, предназначенных для занимательного чтения. Здесь
приводятся факты и домыслы, мнения и анекдоты, а также свидетельства о быте и
нравах тех времен. По словам Светония, "Тот, кто домогается малых выгод ценой
больших опасностей, подобен рыбаку, который удит рыбу на золотой крючок;
оторвись крючок - и никакой улов не возместит потери".
Из гениальных писателей и поэтов безусловно заслуживает упоминания греческий
сатирик Лукиан (ок. 120- ок. 190), человек широко образованный, он много
путешествовал по Римской империи, набираясь знаний и приглядываясь к жизни
людей, встречаясь с представителями разных религий. Лукиан с иронией относился к
мифам о богах и пророках, а тем более - к суевериям. Высмеивал он богачей,
проходимцев-предсказателей, пустословных и самодовольных философов, бестолковую
толпу, которую дурачат пройдохи-демагоги. Например, писал: "Город переполнился
людьми... только по виду отличающимися от баранов". У Лукиана всемогущие боги
ведут себя и беседуют, как самые заурядные обыватели, что производит комический
эффект. Его "Разговоры в царстве мертвых" высмеивают земную суету и остроумно
раскрывают непростую проблему смысла жизни и смерти. В "Правдивых историях" он
рассказал о полете на Луну и встречах с лунатиками-селенитами; о чудовищном
ките, в чреве которого обитают люди и звери; о странных коне-коршунах и
человеко-свечках, о беседах с тенями знаменитых людей... Многое из этого теперь
нам знакомо из сочинений Рабле, Распэ (помните приключения Мюнхгаузена?),
свифтовского Гулливера. Кстати, парижский бульвар Елисейские Поля именем своим
обязан Лукиану. Вот три его эпиграммы:
На жадного богача
Артемидор обладает богатством несметным, но тратить Он не решается, жизнь
жалкого мула влача: , Часто ведь мул на спине таскает золота много, Кормом
же служит ему только лишь сено одно. Если ты думаешь, что с бородой вырастает
ученость, То бородатый козел есть настоящий Платон. Делая зло, от людей еще
можно укрыться; но боги Видят не только дела - самые мысли твои. Если ты скор на
еду, но вял и медлителен в беге, Ешь ты ногами тогда, рот же для бега оставь.
ЛИТЕРАТОРЫ
Из последних римских поэтов следует упомянуть Аврелия Публия Клемента Пруденция
(348 - ок. 410) - юриста, государственного служащего. Будучи христианином, писал
богословские поэмы на латинском языке. Наиболее известны его сочинения
"Катекери-он" ("ежедневник", сборник молитв) и "Психомахия" ("сражение за
душу"), где показана борьба между добродетелями и пороками за человеческую душу.
Пруденций внес элементы античной культуры в христианство. "Психомахия" оказала
большое влияние на средневековую европейскую поэзию.
Вопреки распространенному мнению, европейское Возрождение вовсе не было
возвратом к великим достижениям античности, словно бы вынырнувшим невесть почему
из Леты, реки забвения. В действительности традиции античной культуры перешли в
Византию и много веков сохранялись там, соединяясь с идеями христианства. Это
наследие частично переняли арабы, после чего оно дошло до Западной Европы как
через Малую Азию (из Византии), так и через Испанию (от арабов).
Средневековье впервые выделили итальянские гуманисты XV века. Они имели в виду
отрезок истории Западной Европы от завершения античности и гибели Древнего Рима
в V веке до эпохи Возрождения этой культуры в XIV веке. Считалось, что в Средние
века едва ли не повсюду торжествовали дикость и варварство. Позже ученые
опровергли такое мнение. Выяснилось, что возрождение античной культуры началось
в арабских странах раньше, чем в Западной Европе. Вообще, история человечества,
как известно, не замыкается на каком-то одном регионе. В Китае, Индии, России,
Африке, Америке культура развивалась своеобразно.
В средневековой Европе сложилась цивилизация, основанная на христианских
ценностях; упадком культуры это считать не следует. Возрождение - переходный
этап, завершающий Средневековье и начинающий эпоху Просвещения.
Средневековая византийская цивилизация крепла и распространялась одновременно с
учением Христа. Литературным языком был греческий. Говорить о великих
произведениях в прозе и поэзии трудно прежде всего потому, что абсолютно
преобладали религиозные темы, а также разного рода пересказы, восхваления
правителей. В VII-VIII веках крупнейшие византийские поэты и писатели - Андрей
Критский, патриарх Герман, Косма Майюмский, Дамаскин - были в значительной мере
богословами, авторами церковных канонов. Литература по большей части выполняла
идеологические функции в теократическом государстве.
Расцвет средневековой светской поэзии произошел в арабских стРанах на территории
Ирана, Средней Азии. Из наиболее прослав172
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
ленных имен упомянем Абуабдулло Рудаки (ок. 860-941), Фирдоуси (934 - ок. 1025),
Руми и Саади (XIII век), Хафиза (XIV век).
Особо следует выделить Омара Хайяма (ок. 1040-1123) - поэта, математика,
философа. Судя по фамильному прозвищу Хайям (изготовитель палаток), отец его был
ремесленником. Родился Омар (полное имя Гияс ад-Дин Абу-л-Фатах Омар ибн
Ибрагим) Хайям на востоке Ирана. Получил хорошее образование. С 18 лет, после
смерти отца, вынужден был начать самостоятельную жизнь. Благодаря своим знаниям
и стихам был принят при дворе правителя Бухары и сельджукского султана, который
предоставил ему обсерваторию в Исфагане. После смерти султана поэта обвинили в
безбожии. Он совершил паломничество в Мекку. Вопреки запрету в Коране, Омар
Хайям воспевал вино, а не только любовь; более всего ценил свободу и
независимость. Ему принадлежат около 400 рубай (четверостиший), а также
несколько научных трактатов, главным образом математических ("О доказательствах
задач алгебры и алму-кабулы", "Комментарии к трудным постулатам книги Евклида" и
др.). Он писал:
Ад и рай - в небесах", - утверждают ханжи. Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай - не круги во дворце мирозданья, Ад и рай - это две половины души.
Беспощадна судьба, наши планы круша. Час наступит, и тело покинет душа. Не
спеши, посиди на траве, под которой Скоро будешь лежать, никуда не спеша.
Прославленный персидский поэт Низами Гянджеви, Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф
Низамаддин (1141 - 1209), родился и провел почти всю жизнь в городе Гяндже
(нынешний Азербайджан). Не стремился к богатству, избегал ханских дворцов,
предпочитая жить в мире воображения, поэтического творчества и сильных чувств.
Он воспевал любовь и вино, писал о бренности жизни. Главное величественное его
сочинение - "Хамсе" ("Пятерица"), включающее поэмы: историческую "Искандер-наме"
(об Александре Македонском), философскую "Сокровищница тайн" и романтические
"Хос-ров и Ширин", "Лейли и Меджнун", "Семь красавиц". Свой поэтический труд он
сравнивал с трудом рудокопа, добывающего самоцветы. Из стихов Низами:
Если зерно не умрет, оно не воскреснет. До поры, как любовь не явила дыханье
свое, В бездне небытия не могло засиять бытие.
ЛИТЕРАТОРЫ
Если будем о смерти мы думать почаще,
То спокойно пойдем в жизни сумрачной чаще.
Одним из предвестников европейского Возрождения был Фран-ческо Петрарка (13041374).
Отец его по политическим мотивам вынужден был покинуть, подобно Данте,
родную Флоренцию. Петрарка провел много лет в скитаниях. Его лирические любовные
стихи посвящены Лауре, увиденной поэтом лишь однажды, но вдохновившей на всю
жизнь. В поэме "Триумфы" выразил извечную динамику бытия: победу любви над
человеком, духовной любви над плотской, смерти над любовью, славы над смертью,
времени над славой и вечности над временем. Его философские трактаты утверждают
приоритет знаний перед верой, необходимость постижения Природы, а не только
Священного Писания. Ему принадлежат биографии знаменитых людей античности и
описания культурных ценностей того времени: "О знаменитых мужах" и "О
достопамятных вещах". Интересуясь естествознанием, он совершил восхождение на
Везувий. В Риме Петрарку провозгласили "королем поэтов" и увенчали лавровым
венком. Наряду с Данте он стал создателем итальянского литературного языка.
Другой знаменитый итальянский литератор, писатель и поэт Джованни Боккаччо
(1313-1375) родился в Париже, был сыном флорентийского купца и француженки.
Детство и молодость провел в Неаполе. Отец отдал его на учение купцу, но
Джованни интересовали не товары и деньги, а поэзия. После тщетных усилий
приобщить сына к торговле, отец согласился, чтобы он получил юридическое
образование. Позже Боккаччо доводилось быть дипломатом, выполнять поручения
правителей, хотя он по-прежнему более всего увлекался литературой. В
тридцатилетнем возрасте написал психологическую повесть "Фьямметта". Через 7 лет
он создал свое величайшее сочинение - сборник из 100 новелл "Декамерон" ("Десятиднев").
Действие происходит во Флоренции; 10 юношей и девушек, спасаясь от
чумы, укрываются в замке и развлекаются, рассказывая различные истории -
веселые, поучительные и не всегда приличные. Сочетание трагичного и комичного,
глупости и мудрости, радости жизни и понимания неизбежности смерти - все это
сплетается в "Декамероне", воплощающем идеи и сам дух эпохи Возрождения. В книге
"Жизнь Данте Алигьери" Боккаччо первым назвал его поэму "Божественной". Из
высказываний Дж. Боккаччо: "Не стоит счастья тот, кто его страшится".
Пора, оставив тщетные усилья, Уразуметь, как это ни жестоко,
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
Что рвением талант не заменить.
Признанным главой европейских гуманистов был немецкий писатель, философ,
богослов Эразм Роттердамский (1469-1536), живший в Германии, Франции, Швейцарии.
Под его редакцией был издан Новый Завет на греческом языке, затем переведен на
латынь. Эразм критиковал католическую церковь, но весьма осторожно. "Мы
намеревались, - писал он, - предупредить, но не обидеть, принести пользу, но не
ранить, улучшать нравы людей, но не оскорбить человека". Он избегал резких
конфликтов с католической церковью, предпочитая поучать легко и остроумно.
Отвергал фанатизм в любых формах, написал немало сочинений, среди которых
наиболее знамениты "Разговоры запросто" и "Похвала глупости" (1511).
В литературе Франции эпоха Возрождения наиболее ярко проявилась в творчестве
Франсуа Рабле (ок 1494-1553). Его отец- состоятельный землевладелец и адвокат -
дал сыну домашнее образование, а затем отправил на воспитание в ближайшее
аббатство (Франсуа был четвертым ребенком в семье и не имел прав на наследство).
Учился Франсуа хорошо, однако страсть it познанию, остроумие и свободомыслие
юного монаха (он принял постриг) вызывали недовольство церковного начальства.
Благодаря влиятельным покровителям, Рабле не подвергся наказанию. Получив
разрешение и благословение на занятия медициной, он пешком отправился на юг
Франции, поступил в университет города Монпелье, быстро прошел курс наук и начал
работать врачом в Лионе. Став доктором медицины, пользовался авторитетом, но
подлинную и непреходящую славу принес ему философско-сатирический, славящий
радости жизни роман "Гаргантюа и Пантагрюэль".
Высказывания Рабле- "Считать часы - это самая настоящая потеря времени". "Дело
не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше".
В Португалии расцвет литературы пришелся на эпоху Великих географических
открытий, когда эта небольшая по территории страна стала могучей морской
державой. Подъем государства на некоторое время вызвал вспышку творческой
активности. Тогда-то и проявился талант крупнейшего португальского поэта Луиса
Важ де Камоэнса (Луиша Камоэнша) (1524-1580). Он родился в дворянской семье
(бабушка по отцовской линии была из рода Васко да Гамы), рано остался без
родителей, воспитывала его мачеха. В университете города Коимбра получил
энциклопедическое образование. Стихи и первые комедии написал в студенческие
годы. В 1546 году был принят при королевском дворе Лиссабона, но вскоре попал в
немилость и 17 лет прожил в изгнании. Побывал и служил почти во всех колониях
Португалии - от Северной Африки до Китая. В одном из сраЛИТЕРАТОРЫ
жений потерял глаз, у берегов Камбоджи потерпел кораблекрушение, какое-то время
провел за решеткой, но не оставлял творчества. За эти годы написал большую часть
эпической поэмы "Лузиады" (то есть "португальцы", Луз - легендарный
родоначальник народа), где раскрыта история Португалии за 500 лет, а
географические открытия Васко да Гамы представлены как вклад его народа в
историю человечества. Камоэнс считается создателем португальского литературного
языка. Его сонеты, воспевающие возвышенную любовь, часто пронизаны трагическим
ощущением жизни.
Я нищ и слаб, но счастлив тем, что есть, А есть одно богатство у меня - Твой
образ, согревающий мне душу.
Чтобы дышать - и воздуха мне мало, А чтобы жить - мне мало даже мира
После великих географических открытий, изобретения и массового распространения
книгопечатания и быстрого увеличения числа университетов в Европе с XVII века
началась эпоха Просвещения. Она ознаменовалась прежде всего вспышкой научного
творчества, новым подъемом философской мысли и литературы. Впрочем, предтечами
Просвещения можно считать Сервантеса и Шекспира.
Одним из первых английских писателей, получивших всемирную известность, был
Даниель Дефо (ок. 1660-1731), хотя при жизни он прославился своими политическими
фельетонами, памфлетами, острыми статьями в защиту свободы мысли и убеждений, за
что был наказан: три дня простоял в колодках у позорного столба на лондонской
площади. Это стало триумфом Дефо: горожане его приветствовали, забрасывали
цветами. В финансовых делах он не проявлял таланта, пускаясь в авантюры и
периодически разоряясь. Приходилось ему и писать по указке богатых, притворяясь
независимым журналистом Признавался. "Я видел изнанку всех партий. Все это
видимость, простое притворство и отвратительное лицемерие... Их интересы
господствуют над их принципами". Его перу принадлежат романы "Капитан Синглтон",
"Молль Флендерс", "Счастливая куртизанка, или Роксана" и др., а также две книги,
продолжающие тему "Робинзона". И все-таки история Робинзона Крузо, мужественно и
умело осваивавшего остров, оказалась в его творчестве непревзойденной. Потому
что посвящена она вечным ценностям, великолепию природы, величию человеческого
духа, торжеству разума и труда.
Другим великим английским писателем был ирландец Джонатан Свифт (1667-1745),
некоторые произведения которого не теря176
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
ют со временем своей актуальности. Родился он в семье чиновника в городе
Дублине, рано осиротел, воспитывался у дяди, богатого адвоката. Учился в
богословском колледже, но успехами не блистал. Находясь на службе секретарем у
английского вельможи, имел возможность познакомиться с политической "кухней".
Свифт сумел защитить магистерскую диссертацию в Оксфордском университете и
вернулся в Ирландию, где получил приход. В 1696 году вновь вернулся в Лондон и
стал публиковать сатирические произведения, едко высмеивая политиков,
церковников, государственных деятелей ("Битва книг", "Сказки бочки"). Его
выступления пользовались большой популярностью. С 1714 года он становится
настоятелем собора в Дублине и публикует свои бессмертные "Путешествия
Гулливера". Книга с иронией и сарказмом раскрывает нелепости общественной жизни,
когда лилипуты мнят себя великанами, лошади порядочней людей, а мудрецы Лапуты
пребывают в состоянии задумчивого идиотизма. "Но, пожалуй, скажете вы, палка
метлы лишь символ дерева, повернутого вниз головой. Полноте, а что же такое
человек, как не существо, стоящее на голове? Его животные наклонности постоянно
одерживают верх над разумными, а голова пресмыкается во прахе... И все же при
всех своих недостатках, провозглашает он себя великим преобразователем мира..."
(Д. Свифт)
Для России первым великим поэтом следует, пожалуй, назвать, если не считать М.В.
Ломоносова, Гавриилу Романовича Державина (1743-1816). Сын мелкопоместного
провинциального дворянина, не получивший хорошего образования, начавший службу
простым солдатом и лишь в 1772 году получивший офицерский чин, Гаврила, казалось
бы, обречен был прозябать в безвестности. Он отличался буйным нравом, пытался
кропать стишки, волочился за девицами, попадал в опасные передряги. Отличился
при подавлении Пугачевского восстания, а перейдя на статскую службу, быстро стал
заметной фигурой при дворе. Был личным секретарем императрицы Екатерины II,
губернатором, сенатором, министром, государственным казначеем, правителем
Императорского Совета... Но славен и остается в памяти потомков как поэт. Одой
"Фелице", посвященной Екатерине II, он обратил на себя ее внимание. Но писал не
только тяжелозвучные оды, но и философские стихи, и застольные шуточные песни.
Поэт порой возводит словно словесные громады, в особенности, когда пишет о сути
бытия, о неотвратимости смерти и о том, что преодолевает ее - о божественном
Духе, пронизывающем все мироздание. В гениальной поэме "Бог" воскликнул:
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб, я червь - я Бог!
ЛИТЕРАТОРЫ
Державин ясно сознавал и безмерность, и ограниченность человеческих
возможностей, бренность земной жизни. И полагал, что Бога почтить можно лишь
стремлением к нему подниматься,
В безмерной разности теряться И благодарны слезы лить.
В отличие от склонного к размышлениям Державина, Роберт Берне (1759-1796)
прославился как лирик. Его отец, шотландский мелкий фермер, позаботился об
образовании сына, отдал в приходскую школу, а потом определил его в группу
детей, которых молодой Джон Мердок (будущий известный педагог) обучал
английскому и французскому языкам, литературе. У Роберта была прекрасная память,
стихи он часто знал наизусть. Ему приходилось работать и на фабрике в городе, и
на пашне в деревне. Он начал сочинять стихи с 17 лет, и через десятилетие смог
опубликовать свой первый сборник. Некоторое время он пользовался успехом в
салонах Эдинбурга. Потом снова трудился в деревне, а затем чиновником в городе.
Заботы о семье (у него было пять сыновей) и постоянная нужда подломили его силы.
Он умер в расцвете творчества, а слава его постоянно росла. В нашей стране его
стихотворения известны в переводах С. Маршака. Баллада Бёрнса "Джон Ячменное
зерно" стала хрестоматийной. Остроумны его эпиграммы и шутливые надгробные
надписи, вроде этой:
Склонясь у гробового входа,
- О, Смерть? - воскликнула природа, -
- Когда удастся мне опять Такого олуха создать!
А жизненная позиция Бёрнса выражена так:
При всем при том, при всем при том, Пускай бедны мы с вами, - Богатство - штамп
на золотом, А золото - мы сами.
Другой шотландец- Вальтер Скотт (1771 - 1832) - считается основоположником
исторического романа. Его сочинения воспроизводят - в художественной форме - быт
и нравы былых эпох, исторические события ("Пуритане", 1816; "Роб-Рой", 1818;
"Айвенго", 1820; "Квентин Дорвард", 1823 и др.). Можно сказать, что он проторил
путь таким известным представителям жанра, как В. Гюго и А. Дюма (отец).
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
Стендаль (псевдоним, настоящее имя - Анри Мари Бейль; 1783- 1842) великий
французский писатель, первый- по времени- из плеяды романистов, в 17 лет вступил
во французскую армию, участвовал в походах Наполеона I, побывал в Москве. Он
долго жил в Италии, а с 1830 года был там французским консулом. Первые сочинения
посвятил жизни музыкантов, написал "Историю живописи в Италии" (2 тома), сделал
описания некоторых итальянских городов. Принесли ему славу романы "Красное и
черное", "Пармская обитель", оставшийся неоконченным "Люсьен Лёвен" ("Красное и
белое"). Принадлежат ему и блестяще стилизованные "Итальянские хроники".
Из крупнейших американских писателей первым был Фенимор Купер (1789-1815), автор
серии романов "Кожаный чулок" ("Пионеры", "Последний из могикан", "Прерия",
"Следопыт", "Зверобой"...). Хотя Купер 5 лет прослужил на флоте и много
путешествовал, почти все его сочинения посвящены событиям американской истории,
когда примером героизма, мужества, благородства и человеческого достоинства
выступали представители индейцев и немногие из европейцев, умеющие ладить с ними
и с окружающей дикой природой. Позже Купер едко высмеивал и критиковал
американские порядки, нравы, лицемерие ("Моникины", "Американский демократ",
"Домой", "Дома"), за что подвергался журналистской травле и получил клеймо
"неамериканец".
Выдающимся немецким поэтом был Генрих Гейне (1797-1856), родившийся в
Дюссельдорфе, в небогатой еврейской семье. Он шутил: "Моя мать любила
литературу, и я стал поэтом. А мать моего дяди увлекалась "Приключениями
разбойника Картуша" - и дядя стал банкиром". В университете он поступил на
юридический факультет, но охотнее изучал филологию и философию, слушал лекции
Гегеля. Первая "Книга песен" вышла в 1827 году. Для стиля Гейне свойственны
ясность, легкость, свободомыслие, ирония, остроумие, романтизм (в ранних
стихах). После поездки по Европе он издал 4 тома "Путевых картин". За критику
феодализма, прусской военщины, корысти и лицемерия церкви был вынужден
эмигрировать во Францию. Отрешившись от иллюзий романтизма, он высмеивал пошлые
буржуазные ценности Бог был для него олицетворенной Природой, а Природа -
материальным воплощением Бога (пантеизм). Говорят, когда кто-то уговаривал его,
тяжело болевшего с 1846 года, вернуться в лоно церкви, дабы заслужить прощение
Всевышнего, поэт ответил: "Бог и так простит меня, это его ремесло". В
сатирической поэме "Германия. Зимняя сказка", Гейне выступал за единство своей
раздробленной родины. Вот некоторые его мысли:
- Что такое побои - это известно всем, но что такое любовь - до этого еще никто
не додумался.
ЛИТЕРАТОРЫ
- Поступки труса так же, как поступки гения, нельзя предусмотреть.
- Он глуп, как всякий человек, лишенный сердца. Ибо мысли исходят не из головы,
а из сердца.
- Мысль стремится стать действием, слово - плотью... Мир есть отпечаток слова.
Едва ли не самый популярный французский писатель Александр Дюма-отец (18021870).
Сын республиканского генерала, он с детства отличался независимым нравом
и бурным темпераментом. Работая клерком, затем служащим в секретариате герцога
Орлеанского, мечтал о славе. В 1825 году написал водевиль "Охота и любовь",
через 4 года - драму "Генрих III и его двор", ряд других пьес. Участвовал в
Июльской революции 1830 года и с той поры уже нигде не служил. В сороковые годы
в парижской газете стали регулярно публиковаться главы его романа "Три
мушкетера", имевшего большой успех. Затем последовали "20 лет спустя", "Виконт
де Браже-лон", "Королева Марго", "Граф Монте Кристо" и другие произведения. Дюма
весьма произвольно обращался с историческими фактами и личностями. Его путевые
заметки полны неточностей, а то и нелепостей (это он написал, что в России пил
чай под "развесистой клюквой"). Всего Дюма сочинил, порой с помощью
подмастерьев, 250 романов, много очерков, воспоминания, даже поваренную книгу. В
его лучших произведениях торжествуют честь, храбрость, дружба и любовь. Его сын
Александр (1824-1895) - драматург и писатель, автор 48 драм, из которых наиболее
известна "Дама о камелиями" (по роману того же названия), лежащая в основе
либретто оперы Джузеппе Верди "Травиата".
Выдающийся французский поэт, писатель и драматург Виктор Мари Гюго (1802-1885)
был членом Парижской академии с 1841 года. В его семье существовал идейный
разлад: отец был офицером революционной армии, мать - приверженкой королевской
власти. Виктор воспитывался матерью, окончил лицей Св. Людовика и в первых своих
одах (1822) восхвалял монархию. В дальнейшем его взгляды стали революционнодемократическими.
Он написал драмы "Кромвель" (1827) и "Эрнани" (первая
постановка в 1830 году), "Рюи Блаз" (1838). Создал образы романтических героев,
борцов за свободу, человеческое достоинство. Его драма "Король забавляется"
легла в основу либретто оперы Верди "Риголетто". Стал знаменит как поэт во
Франции, а всемирную славу принесли ему романы: "Собор Парижской богоматери"
(1831) и более поздние: "Отверженные", "Труженики мор
...Закладка в соц.сетях