Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих гениев

страница №11

его сочинениями.
На мой взгляд, до него мыслители стремились постичь окружающий и свой внутренний
мир как объективные наблюдатели, словно бы со стороны, отстраненно. Однако
человек познающий вносит в мир нечто новое - идеи, образы. Он творит свое
представление о мире не только материальном и не менее реальном (по крайней мере
для него, человека) мире идей. Так, говоря о прекрасном, он имеет в виду и
конкретные объекты, и нечто несравненно более возвышенное и неподвластное
изменениям - саму идею прекрасного.
Материалист скажет: но ведь идеи созданы нашим разумом!
Идеалист возразит: а может ли нечто возникнуть из ничего? i
Материалист: люди способны лгать, измышлять нечто несообразное реальному миру.
Идеалист: и у всех этих созданий воображения есть определенные предпосылки,
исходные формы, существующие вне человека.
Материалист: но идея - это нечто умозрительное, тогда как окружающий нас мир
сугубо материален.
Идеалист: вы верите в свою идею материи?
Материалист: это не вера, а убеждение, основанное на опыте. Реальную вещь я могу
ощущать, изучать с помощью приборов.
Идеалист: вы имеете в виду конкретные вещи, а материя - это уже общая идея.
Материалист: но эта идея отражает реальность.
Идеалист: значит, идея реальности доказывает реальность идеи...
Диалог можно продолжать. Однако хотелось бы перевести его в другую плоскость. В
прошлом веке наука обогатилась понятием, которое позволяет сблизить в данном
вопросе позиции двух дискутирующих сторон. Это - информация. Она присутствует во
всем, не являясь материальной. И другое понятие: организованность, показывающее
степень гармоничного взаимодействия частей единого целого.
Платон, размышляя о бессмертной душе, которая "своего рода гармония, слагающаяся
из натяжения телесных начал", не помышлял, конечно, об информации. Но ведь душа
соединена с телом в принципе так же, как информация - со своим материальным
носителем. И в том, и в другом случаях перед нами единство. Все исторические
науки, начиная от геологии, используют сведения о давно прошедших событиях,
исчезнувших объектах. Память Земли, человечества, личности - хранилище
информации, а вовсе не тех реальных объектов, о которых она свидетельствует.
Хотя и в этих случаях информация имеет свое материальное воплощение
Платон определил идею (информацию) на свой лад: "бесцветная,
бесформенная и неосязаемая сущность, в сущности своей существующая, зримая
только для одного кормчего души - разума". Можно продолжить рассуждения
Информация (будем употреблять это слово, неведомое Платону) присутствует в мире
объективно, вне воли и желания людей. Значит, она относится к разуму несравненно
более обширному, всеобъемлещему - Вселенскому или Божественному. Душа человека
постоянно устремлена к благу, а Божественный разум предполагает идею всеобщего
блага и целесообразности мирового порядка.
Примерно так обосновывается система объективного идеализма Платона. Мыслитель
оперирует идеями. Они для него являются первичными, основополагающими. Однако
трудно согласиться с тем, что такова и природа окружающего нас мира. Хотя
человек - его порождение, микрокосм, из этого еще не следует, будто Вселенная во
всем подобна нам, тем более, когда речь идет о познании. Кстати, сам Платон
признавал, что Богу нет нужды стремиться к знаниям, ибо Он и без того всеведущ
Некоторые философы полагают, что противоречия между идеалистами и материалистами
носят непримиримый характер. Словно надо непременно выбирать одно из двух
учений! Разумнее, пожалуй, признать возможность их синтеза; единство сознания и
материи. Еще один вариант: различать ситуации, для которых целесообразней то или
иное соотношение сознания и материи (их можно насчитать не менее семи).
Платон предстает родоначальником идеи информации, хотя и выраженной весьма
туманно (что вполне естественно: мудрые идеи кристаллизуются чаще всего
постепенно) Кроме того, подчеркнув приоритет идеи над материей, он обозначил
одну из важных особенностей философии, отличающую ее от науки субъективность и
рефлексию, стремление изучать не только природные объекты, но и сам процесс
познания Ведь человек, рассуждающий о Вселенной или о Боге, вводит их в свой
интеллектуальный мир, объемлет их собственным разумом И даже придавая Богу
сверхобычные качества, мыслитель все равно включает и их в свою умственную
конструкцию, выступая в роли демиурга (информационного). Наука, стремящаяся к
объективности, избегает подобных построений.
Согласно Платону, сознание восходит, преодолевая четыре ступени, от низшего к
высшему. Первоначально - состояние неопределенности, гадательности, когда
возникают образы, подобные сновидениям или отражениям в колеблющейся воде. Затем
возникает мнение, позволяющее отличать материальные предметы от их отражения в
сознании; при этом человек полагается на свой чувственный опыт. (Можно
дополнить: соединяет эти две ступени вера, по124

100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
БЭКОН РОДЖЕР

125


могающая ориентироваться в неопределенности.) Третий шаг - переход на уровень
рассудка, когда осознаются не только конкретные объекты, но также идеи; человек
оперирует идеями, а не только реалиями. Наконец, заключительный шаг к пониманию
всеобщего блага (порядка, организованности). Нетрудно заметить, что каждая
последующая ступень в этой схеме не исключает предыдущие, а в завершающем
синтезе, который можно определить как "мировоззрение", предопределено свое место
и вере, и мнению, и науке, и философии...

Вошло в общий обиход понятие "платонической любви". Она не отвергает телесное
любовное влечение, но представляет его как низшую примитивную форму, не
выходящую за пределы бренного, ненадежного, недолговечного, а то и мимолетного.
"Нет, уж если что любить, думает Платон, то что-нибудь более прочное, более
надежное, более устойчивое... Уж лучше тогда любить вечное и неизменное,
вступать в брак с идеальным и страстно увлекаться чем-то бессмертным и
небесным", - так пояснял его мнение известный историк философии А.Ф. Лосев.
Задача воспитания, по Платону, - приблизить личность к осознанию идей и блага, к
высшей любви, просветляющей разум и душу. Детей следует учить на лучших
примерах. Как тело крепнет в упражнениях и нуждается в питании, так душа требует
воспитания и духовной пищи: книг, бесед, прекрасной музыки, более всего -
философских идей. И в управлении государством следует руководствоваться
философией. Вести страну, как судно в открытом море, должен кормчий, сведущий в
своем искусстве. В противном случае может погибнуть не только государство, но и
весь род человеческий.
Нелепо надеяться, что такого правителя может избрать демократическое
большинство. Люди обычно исходят из мнений, а не из идей и знания. И эти мнения
далеки от объективности. Ведь в каждом городе есть два враждебных: "один город
бедных, другой - богатых и в обоих - опять много городов..." А потому
демократия, как всякая крайность, неизбежно приводит к тирании; возникает "из
высочайшей свободы... - сильнейшее и жесточайшее рабство".
Впрочем, у Платона мы не найдем сколько-нибудь конкретных рекомендаций для
создания идеального государства: он исходил из той рабовладельческой системы,
которая существовала в его время. И все-таки его вывод о переходе демократии к
тоталитаризму заслуживает серьезного внимания именно в наше время. Дело в том,
что, контролируя средства "массовой информации", сравнительно нетрудно
формировать общественное мнение, манипулируя им по усмотрению тех, кому эти
средства подчиняются. При социалистической системе они принадлежат государству
(точнее - руководителям,
крупным чиновникам), при капитализме - наиболее богатым людям и
организациям. Если в первом случае может еще идти речь о благе государства в
целом, то во втором неизбежно использование власти прежде всего и
преимущественно в интересах капитала ("города богатых" - по Платону).
Разработанные в наше время психотехнологии позволяют с помощью электронных
средств агитации и пропаганды, наркотизации общественного сознания устанавливать
не только экономический, но и духовный тоталитаризм - самый безнадежный. Таков
путь от формальной демократии к духовному рабству людей, обладающих, казалось
бы, всеми политическими правами.
И еще. Идеализм Платона предполагает нечто высшее, к чему надлежит стремиться.
Человек должен иметь перед собой высокие и светлые цели. Только тогда он достоин
существования в этом мире, пронизанном солнечным теплом и светом, исполненном
идеи и дарованном людям для блага.
БЭКОН РОДЖЕР
(ОК. 1214-1294)
Нередко можно услышать: гений обогнал свое время. Наивное суждение! Любой
человек, даже чрезвычайно одаренный, всегда остается сыном своей эпохи, а
крупный мыслитель - продолжателем или завершителем работ предшественников. Вот и
достижения Роджера Бэкона нельзя верно оценить без учета общего движения идей
того времени. Иначе придется приписать ему открытия, которые были подготовлены
трудами других мыслителей.
В Средние века наука и философия распространялись в Западной Европе из Испании
(Кордова, Толедо были крупными центрами арабской культуры) и из Византии, где
сохранялось духовное наследие античности. Например, крупный арабский философ Ибн
Рушд, или, в латинизированной форме, Аверроэс (1126-1198), развивал и
комментировал сочинения Платона и главным образом Аристотеля, которые стали
особенно популярны в позднем Средневековье.
В XIII веке в большинстве европейских стран философия оставалась покорной
служанкой богословия. Исключением, отчасти, была Англия, где не имелось слишком
жесткого контроля со стороны Церкви. В Оксфордском университете прилежно
штудировали и естественнонаучные сочинения Аристотеля. Их переводил, в
частности, Роберт Гроссетест, т.е. Большеголовый (1175-1253) - основатель
оксфордской научно-философской школы. Он занимался оп126

100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
тикой, геометрией, астрономией, медициной; проводил опыты по преломлению света и
распространению звука. Он утверждал необходимость познания мира на основе
наблюдений, эксперимента и последующего анализа результатов с выдвижением
гипотез, первоначальных обобщений. Эти выводы следует проверять на фактическом
материале. Такой была одна из первых попыток сформулировать метод научного
анализа. Ведь со времени эллинской культуры философия и науки обычно не
разделялись.
На свой лад трактовал Гроссетест сотворение Мироздания. Бог сначала создал
светоносную точку. Она, расширяясь, превратилась в сферу. Материя постепенно
сгущалась в ее центре, где сформировалась Земля. Светоносная основа Мироздания
присутствует и в душе человека. Получалось, что Бог является первопричиной,
Творцом, а материя развивается самостоятельно. Тем самым законы природы
становились независимы от истин богословия.

Наиболее полно раскрылись достоинства оксфордской школы в произведениях Роджера
Бэкона, которого за обширные знания и ясный ум называли "удивительным доктором".
Он'был учеником Гроссетеста и отдавал предпочтение изучению природы, а не
схоластическим умствованиям. По его мнению, знания открывают перед человеком
великие возможности: можно будет передвигаться по суше в коляске без коней, а по
морю - в судне без парусов и гребцов, летать по воздуху и погружаться в морские
глубины, наблюдать мельчайшие пылинки и далекие звезды.
Увлеченность разнообразными знаниями определила его интерес к астрологии и
алхимии. Бэкон четко отделял религиозный метод, основанный на вере и мистических
откровениях, от научного, требующего подтверждения идей экспериментами, точными
наблюдениями. Главными разделами философии он считал математику, этику и физику
- науку о природе, включающую астрономию, оптику, медицину, технические знания.
Особенно высоко оценивал Роджер математику, полагая, что "с ее помощью следует
изучать и проверять все остальные науки". К логике он относился скептически.
Действительно, логические рассуждения, не имеющие опоры на факты и опыт, можно
использовать для доказательства чего угодно, лишь бы не были нарушены формальные
приемы и правила. Схоластика, которую недолюбливал Бэкон, в полной мере
пользовалась достижениями формальной логики.
Р. Бэкон выделил три способа познания: веру, рассуждения и опыт. Он говорил:
"Опытная наука - владычица умозрительных наук". Это было предвестием идеологии
Нового времени, отдавшей предпочтение научно-техническим знаниям. Если иметь в
виду, что "умозрительные науки" в современном понимании являются филоБЭКОН
РОДЖЕР

127


софскими, то классификация способов познания, по Роджеру Бэкону, выглядит таким
образом:
- вера в авторитет(религия);
- умозрительные рассуждения (философия);
- опытное экспериментальное знание (наука).
Роджер ввел понятие "экспериментальная наука". Она наиболее совершенна, "всем
служит и удивительным образом дает уверенность; она не опирается на логические
аргументы, какими бы сильными они ни были, потому что они не доказывают истину,
если одновременно с ними не присутствует опыт, касающийся вывода".
Оставалась еще проблема высших истин Священного Писания. Роджер считал, что
Библия требует не только почитания, но и критического анализа. Он не был
согласен с отдельными ее фрагментами, неточно, на его взгляд, переведенными. Но
этим не умаляется значение религий. Внешний опыт (обыденный и научный) он
отделял от внутреннего, данного свыше, - в озарении, откровениях. Истины
Священного Писания и религиозные образы неподвласт128

100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
ны внешнему опыту: "Чем более они превосходны, тем менее нам известны".
Будем помнить: в те времена представления о природе были во многом фантастичны,
очень неполны; даже об анатомии и физиологии человека известно было чрезвычайно
мало. Вполне естественно, что Роджер предполагал существование "праопыта",
божественного знания, которое может присутствовать в человеке изначально или
озарить его неожиданно.
Роджер проводил алхимические опыты и, возможно, синтезировал взрывчатое вещество
(порох?). Он писал о какой-то смеси, содержащей селитру, серу и некоторые другие
компоненты, которая способна производить гром и блеск. Церковь повелела ему
держать в секрете свои изобретения.
По примеру Франциска Ассизского, он призывал вернуться к идеалам бедности,
простоты, взаимопомощи первохристиан; критиковал духовных и светских владык за
лицемерие, корыстолюбие, коррупцию. И все-таки верил во вселенскую роль
христианской церкви, которая сможет организовать и возглавить идеальное общество
на Земле. Для этого нужны просвещенные священники - знатоки наук и религиозных
откровений, носители высоких моральных качеств. Римский папа - наилучший и
умнейший из них - должен возглавить власть духовную и светскую. Всем
государствам суждено объединиться, а народам принять христианство.
Такой была одна из первых социальных утопий. В отличие от более поздних научнотехнократических
проектов в данном случае предполагалось как обязательное
условие духовное единство людей и опора на высокие идеалы разума и добра.
...Судьба не баловала Роджера Бэкона, хотя сначала складывалась благоприятно.
Завершив образование в Оксфорде, он переехал в 1236 году в Париж, и вскоре стал
преподавать в университете. Он вступил в монашеский орден францисканцев, но за
свободомыслие подвергался гонениям со стороны церковников. В Париже его надолго
заточили в монастырь, выпустив лишь по указанию папы Климента IV. Ему Бэкон
посвятил три сочинения, в которых изложил свои взгляды, не противоречащие учению
Христа. Преподавал он и в Англии, где тоже подвергался гонениям. Его идеи,
подобно семенам, оставшимся в почве на зиму, "проросли" значительно позже, когда
экспериментальное знание обрело достаточно прочную методологическую основу
прежде всего в механике, физике. И дело не в том, что его не понимали Просто
общество, как обычно, отстает в своем развитии от выдающихся личностей. Ему надо
еще "дозреть" до восприятия их идей.
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ

129


Из высказываний Роджера Бэкона:
- Пока длится невежество, человек не находит средств против зла.
- У нас в руках три средства познания: авторитет, мышление и опыт.
- Важнейшие тайны мудрости остаются в наши дни неизвестными толпе ученых за
недостатком правильного метода.
- Бог, ангелы, загробная жизнь. . труднодоступны для человеческого знания, и чем
более они возвышенны, тем менее нам известны.
НИКОЛАИ КУЗАНСКИЙ
(1401-1464)
Родился он в поселке Куза близ г. Тира (Германия) в семье зажиточного рыбака
Кребса. Учился в Гейдельбергском и Падуанском университетах, затем служил в
папских куриях, а с пятидесяти лет стал кардиналом и "легатом всей Германии". Но
главнейшей и увлекательнейшей для него была жизнь духовная, дерзания мысли.
Исследованиями своими Николай Кузанский охватывал и все мироздание, и отдельные
математические проблемы; он составил карту Центральной и Восточной Европы,
выступил с проектом реформы юлианского календаря; писал о бесконечности и
единстве Вселенной. Согласно его взглядам, материя пронизана Божественным духом
и разумом. Человека называл он микрокосмом и предполагал, что возможны обитаемые
звездные миры. Он умел сознавать и ограниченность познания, и человеческое
незнание, и бесконечные возможности разума.
Вот некоторые высказывания Николая Кузанского:
- Кто может подняться настолько высоко, чтобы постигнуть многообразие в единстве
и единство в многообразии? Это сочетание выше всякого разумения.
- Абстрактное заключено в конкретном.
- Человек, объятый самым пламенным рвением, может достичь более высокого
совершенства в мудрости в том лишь случае, если будет оставаться весьма ученым
даже в своем незнании.
В одном из своих философских диалогов он, словами Простеца, говорит:
- Тебя ведет авторитет и вводит в заблуждение. Кто-то и написал слова, и ты
веришь. Но говорю тебе, мудрость кричит снаружи, на улицах...
Оппонент отвечает вопросом:

130


100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
- Если ты - Простец, как ты смог прийти к знанию своего назначения?
- Не из твоих книг, а из книг Бога.
- Что же это за книги?
- Те, что он начертал собственным перстом.
- Где они находятся?
- Повсюду.
Эта замечательная мысль Николая Кузанского может служить главной характеристикой
будущего стиля мышления Нового Времени: в поисках божественных истин обращаться
не к текстам Священного Писания, а непосредственно к "Евангелию от Природы",
стараясь разгадывать замысел Творца на основе наблюдений за его творениями. В
этом заключается глубинная основа научного метода, на которую ссылался, в
частности, М.В. Ломоносов.
Нередко у Николая Кузанского встречаются мысли и образы, сравнения,
характеризующие его как прямого предтечу Возрождения, где гуманизм нередко
принимал чувственные формы. Вот как писал он о познании: "Здоровый и свободный
разум,'стремящийся ненасытно, в силу врожденного ему искания, постигнуть истину,
познает ее, крепко охватывая любовными объятиями".
Картина мира Николая Кузанского парадоксальна, совмещая черты средневекового и
ренессансного мышления. Вот непривычное для нас его высказывание: "Тот, кто
является центром мира, иными словами, Бог, да светится имя Его, является и
центром Земли, и всех сфер, и всего того, что есть в мире, и Он же вместе с тем
есть бесконечная окружность всех вещей".
Как можно объяснить видимое, наглядное движение солнца и всего небосвода при
явно ощутимой неподвижности земной тверди?
Ответ вполне современен, научен: "Земля на самом деле движется, хотя нам так не
кажется, ибо мы ощущаем движение лишь при сравнении с неподвижной точкой. Если
бы кто-либо не знал, что вода течет, не видел бы берегов и был бы на корабле
посреди вод, как бы мог он понять, что корабль движется?" Тут мыслитель словно
мимоходом излагает суть законов движения, а затем переходит к фундаментальному
обобщению, силой воображения перемещаясь в космос: "Если кто-либо находится на
Земле, на Солнце или на какой-нибудь другой планете, ему всегда будет казаться,
что он на неподвижном центре и все остальные вещи движутся. Всегда наверняка
такой человек представит себе другие полюсы; если бы он оказался на Солнце, то
еще новые; если бы оказался на Земле - иные; если бы на Луне, Марсе и т.д.
Машина мира имеет, так сказать, свой центр повсюду, а свою окружность нигде,
потому что Бог есть окружность и центр, так как Он везде и нигде".
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ

131


Такое преодоление земного обыденного опыта, субъективности, характерной для
средневекового землянина, сознающего себя в центре Мироздания, - это и есть
мировоззрение Нового времени. Но что остается Богу? Кузанский ссылается на
Платона, сравнивавшего мир с живым организмом. "Если понимать Бога как душу
этого мира, - полагает Николай, - без всякого поглощения ее им, то многое из
того, что мы сказали, станет ясно".

Кузанский высказал
мысль, на которую в прежние времена ученые и философы не обращали внимания, - о
единстве человека разумного с окружающей его живой природой. Попутно он писал о
возможности существования многих обитаемых миров - противореча тексту Священного
Писания, повествующего о сотворении мира. И в данном случае Николай из Кузы
проявил себя прежде всего гуманистом: "Не представляется возможным найти более
благородную и более совершенную породу, чем разумная порода, населяющая Землю
как собственную область. И это даже в том случае, если на других звездах имеются
жители иного рода. Человек не желает в действительности другой природы, другой
натуры, но старается быть совершенным в своей, ему присущей".
У Николая Кузанского усматривается стремление к познанию научно-философскому.
Это великое достижение. Правда, сам он не пошел по тому пути, который открыл. На
это были веские основания: не было никаких научных разработок, которые появились
только в XVIII веке.
Очень показательно, что Николай Кузанский одно из своих сочинений посвятил
"Ученому незнанию". Он писал: "Нам надлежит быть учеными в некотором незнании,
стоящем над нашим пониманием, чтобы, не рассчитывая, уловить точно истину, как
она есть, получить возможность видеть, что существует эта истина, постигнуть
которую мы не в состоянии".
По-видимому, он имел в виду необходимость учитывать не только свои знания, но и
неизбежность неведомого. Умение сознавать и принимать в расчет свое (и всеобщее)
незнание - залог грядущих открытий.

132


100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
БРУНО

133


БРУНО
(1548-1600)
Полно и ярко выражена натурфилософия Возрождения в трудах Джордано Бруно В нем
соединились качества, необычайно редко встречающиеся вместе: великолепная
память, обширные знания, творческая активность, поэтическое воображение,
литературный дар, жажда познания, смелость мысли, героический энтузиазм.
Родился он в небогатой дворянской семье в поселке Нола близ Неаполя (отсюда его
прозвище Ноланец). Назвали его Филиппо. Учился в монастырской школе
доминиканского ордена; став монахом, получил имя Джордано. Бруно благодаря своим
способностям быстро получил сан священника и степень доктора философии.
Отличаясь свободомыслием, чувством собственного достоинства и остроумием, он
написал комедию "Подсвечник" и высказывал крамольные вещи. Его обвинили в ереси.
В 1572 году он бежал из монастыря и покинул Италию.
В Париже Бруно читал лекции по философии и математике в университете, блестяще
выигрывал диспуты-турниры. То же было и в Лондоне, где он жил с 1583 по 1584
год, издав трактаты: "О причине- начале и едином", "Пир на пепле", "О
бесконечности, Вселенной и мирах". Переехав в Германию, опубликовал несколько
своих сочинений.
В 1582 году его пригласили в Венецию для преподавания, но там предательски
выдали инквизиции. 8 лет он провел в ее страшных застенках От него требовали
унизительного покаяния и отречения от своих взглядов, но не добились этого.
Часто пишут, будто его казнили как сторонника системы Коперника. Но в
действительности он не считал Солнце центром Мироздания, утверждая, что
существует множество звездных миров и обитаемых планет. Мир считал единством
материи и сознания, вещества и Бога, но слепую веру отвергал. "В мире, - писал
он, - идет постоянная война между светом и тьмой, между наукой и невежеством".
Он мужественно принял смерть на костре, не отрекаясь от своих взглядов, не
потеряв чувства собственного достоинства. А ведь знал' "Жизнь проходит навеки,
без всякой надежды на возвращение". Но для него "лучше достойная и героическая
смерть, чем недостойный и подлый триумф". Он жил так же честно, как учил жить. И
был прав. "Смерть в одном столетии дарует жизнь во всех грядущих веках".
"Когда я говорю или пишу, - признавался он, - то спорю не из-за любви к победе
самой по себе (ибо я считаю всякую репутацию и победу враждебными Богу,
презренными и лишенными вовсе
чести, если в них нет истины), но из любви к истинной мудрости, и из стремления
к истинному созерцанию я утомляюсь, страдаю и мучаюсь". Это была правда,
подтвержденная не только его творчеством, но самой жизнью и мученической смертью
героя. Кстати, это высказывание почти дословно повторил через полвека Галилей,
ко¦
торый читал и чтил сочинения Бруно, хотя и предпочитал не ссылаться на них.
"Природа есть Бог в вещах", - по-своему формулировал Бруно принцип пантеизма. Он
доказывал." "Вселенная едина, бесконечна, неподвижна". В то же время у него
говорится о многомерности пространства: "Подобно тому, как в этом равном по
величине миру пространстве, которое называется платониками материей, существует
этот мир, так и другой мир может быть в другом пространстве и бесчисленных
пространствах, равных этому и находящихся по ту сторону его".
Одно из замечательных прозрений Бруно - представление о круговоротах материи,
атомов. "Мы непрерывно меняемся, и это влечет за собою то, что к нам постоянно
притекают новые атомы и что из нас истекают принятые уже ранее". Такова одна из
основных закономерностей живой природы. Земля тоже живет: "Недрами,
внутренностями Земли одни вещества принимаются, другие выносятся... И наши
вещества входят и выходят..." В таком одухотворении планеты мож

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.