Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих гениев

страница №10

ожно, профессиональные историки философии не согласятся со мной, но
концепция прагматизма, по-видимому, возникла достаточно давно. Ее представителем
можно считать одного из известных, но не всегда понимаемых мыслителей времени
Возрождения - Макиавелли. Его имя стало нарицательным, как пример лицемерия,
хитрости, беспринципности в достижении своих целей. Однако он имел в виду
реальную политику и реальное управление государством, когда требуется решать
практические, а не абстрактные задачи - конкретно и конструктивно. Итак, мы
вернемся на полтысячи лет назад.
Макиавелли Никколо (1469-1527) - Занимал важный пост в правящем флорентийском
Совете Десяти, вел дипломатическую работу. Из-за поражения республики вынужден
был покинуть родной город. Его сочинения: "История Флоренции", "О военном
искусстве", комедия "Мандрагора", новеллы, стихи. Но наиболее знаменит трактат
"Государь", или "Князь" (1513), где дан анализ действиям правителя, задача
которого сохранить целостность общества и безопасность государства. Ради этого,
по мнению Макиавелли, допусфилософы

111


тимы даже преступные средства, ибо речь идет о судьбах страны и народа. Он учил:
"Не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если
это необходимо". За это его позже упрекали - отчасти лицемерно - в цинизме.
Однако он писал не об идеальном, а о реальном правлении, и потому был прав. Ведь
нередко правителю приходится выбирать из двух зол наименьшее, и нет никакой
возможности угодить всем своим подчиненным. В подобных случаях слабая власть
губит государство и народ, тогда как сильная противостоит злу активно, карая
немногих ради блага всех остальных. Так на войне приходится идти на смерть,
защищая Родину.
...Не только прагматизм, но и многие другие, едва ли не все основные философские
учения уходят своими корнями в далекое прошлое. Поэтому очень трудно выделить из
множества глубоких и оригинальных мыслителей самых выдающихся. Таковыми
следовало бы считать тех, кто жил в давние эпохи, выдвигая идеи, осознание
которых придет в более позднее время.
В своих рассуждениях, основанных на логике, здравом смысле и воображении,
мыслители всех времен находятся в более или менее одинаковом положении. Как мы
могли убедиться из приведенных выше высказываний, недостатка в мудрых мыслях и
поучениях не было никогда. Только по какой-то причине люди, если к ним и
прислушивались, обычно предпочитали приспосабливаться к окружающей среде,
подчиняясь указаниям начальства, хозяев, работодателей, а вовсе не советам и
заветам наиболее умных и честных людей.
Как писал французский философ Клод Адриан Гельвеции (1715- 1771), "если бы нас
поддерживал... только ум власть имущих, мы не имели бы ни хлеба для пропитания,
ни ножниц, чтобы стричь ногти. Не вельможам обязаны мы открытиям в области
искусств и наук, не их рука начертала планы Земли и неба, построила корабли,
воздвигла дворцы". Увы, но именно такие вельможи, правители, богачи в
значительной мере определяли общественную жизнь, хотя, несмотря на это, она
развивалась и совершенствовалась благодаря творцам духовных и материальных
ценностей.
Когда это простое обстоятельство стало очевидным (в середине XIX века) и
начались серьезные социальные движения, философская мысль стала в значительной
мере средством в политической борьбе. Это особенно ярко проявилось в марксизме,
имеющем откровенно социально-политическую направленность. За это его давно
критикуют противники, хотя сами они отличаются тем лишь, что принадлежат к иному
политическому лагерю, стыдливо прикрываясь "объективизмом". Но ведь лицемерие,
обслуживание своих хозяев и благодетелей - антифилософия, имеющая мало общего с

112


100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
любовью к мудрости. Отчасти это относится и к многочисленной армии
профессиональных философов, для которых такое занятие является средством
существования, службой по данному "интеллектуальному ведомству".
Существуют и не менее важные объективные причины, по которым все труднее
личности проявить свой гений в философии. В XIX веке начался бурный прогресс
наук, раскрывающий новые, немыслимые раньше горизонты познания. Умозрительные
рассуждения быстро обесценились. Научная мысль, основанная на фактах и
экспериментах, объективных доказательствах, эмпирических обобщениях, приобрела
общеобязательный характер. Философии пришлось переходить на эту прочную
(отчасти, конечно) основу Одним из первых это осознал Герберт Спенсер (18201903),
что можно видеть уже по названиям некоторых его работ: "Социальная
статика", "Основы психологии", "Воспитание: умственное, нравственное и
физическое", "Основы биологии", "Основы социологии", "Основы этики", "Человек
против государства". Ему принадлежит целый ряд интересных и плодотворных идей. В
частности, он определял эволюцию в природе и обществе как переход вещества "из
состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной
связной разнородности" (позже стали писать об усложнении организации, движении
от хаоса к порядку). Он справедливо сомневался в том, что корыстолюбие и
стремление к максимальной прибыли содействуют общественному прогрессу, ибо, по
его словам, невозможно получить чистое золото добрых дел из свинца низменных
инстинктов. Однако опасался, что под знаменем демократии и социализма может
победить "Грядущее рабство" (так называлась его книга).

В его трудах уделено внимание феномену бессознательного (значительно позже его
заметно опошлили, сводя к воззрениям Фрейда). Он признавался: "Смысл явлений для
меня был интересней самих явлений" (что отличает настоящего философа); писал о
пользе энциклопедизма для понимания общих закономерностей и вреде прагматизма и
утилитаризма, равнодушия к вечным великим тайнам бытия.
Спенсер отметил важное противоречие познания и реальности, первое все более
разрозненно и относительно, тогда как Мироздание цельно и абсолютно. По его
словам, как дух, так и материю мы можем считать лишь проявлением Неведомой
реальности, лежащей в их основе". Так философская мысль, двигаясь от незнания к
знанию, завершает свой путь в Неведомом, признавая бессилие ограниченного разума
человека постичь Вселенную, включающую все сущее вместе с ним, ничтожной и
эфемерной ее частичкой...
АНАКСАГОР

113


Итак, с успехами наук философия неизбежно стала дробиться в соответствии с их
объектами и методами. В XX веке оформились философия науки (науковедение,
преимущественно, относится к методологии) и техники. Однако обобщающий синтез
знаний о природе, человеке и познании так и не был осуществлен. Его наметил В.И.
Вернадский, но сегодня ученые и философы продолжают оставаться на прежних
позициях, определившихся еще столетие назад.
Создается такое впечатление, что цивилизация развивается (и деградирует тоже) по
каким-то объективным закономерностям, ускользающим от внимания авторитетных
мыслителей, вовлеченные в этот процесс. Наиболее ясно осознал это Н.А. Бердяев.
Поэтому он - по нашему субъективному мнению - завершает ряд избранных философов,
к кратким характеристикам которых мы теперь наконец-то приступаем.
Еще раз повторю: в развитии философской мысли - в отличие от религиозной - не
следует придавать особое, исключительное значение отдельным личностям. Как бы ни
были велики их заслуги, очень многое определяется трудами и мыслями
предшественников, о которых (далеко не всех!) мы упомянули в данном вступлении.
И последнее. В отличие от религии и науки философия в царской России не
пользовалась поддержкой государства, а то и пресекалась по причине ее
"вольнодумства". В советское время абсолютно господствовало марксистсколенинское
учение. В России наиболее крупными философами были писатели, поэты,
публицисты, ученые, религиозные и общественные деятели (одним из редких
исключений можно считать B.C. Соловьева, который, тем не менее, был поэтом). Об
их взглядах и достижениях мы упомянем, говоря о Бердяеве и некоторых других
русских мыслителях.
АНАКСАГОР
(ОК. 500-428 ДО Н.Э.)
Вряд ли он был первым великим философом в мире. Да и можно ли доказать, что
такой мыслитель существовал? Любовь к мудрости - одна из главнейших черт
человека. Она пробудилась в нем еще во времена неандертальцев, более ста
тысячелетий назад, а скорее всего, значительно раньше К тому же у каждого
крупного философа были не только достижения, но и ошибки, недоработки, темные
высказывания. Выделить первого среди равных можно лишь в значительной мере
условно

114


100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
Анаксагор - личность выдающаяся по целому ряду показателей. Он первым из
крупнейших мыслителей перебрался с Востока (из Малой Азии, из Милета, с островов
Эгейского моря) на материковую Грецию, основав первую философскую школу в
Афинах. Активно участвовал в общественной жизни, что подчеркивает практическое
значение философской мысли. Наконец, не ограничивался умозрительными
размышлениями, а стремился познать природу как ученый, не боясь выступать против
предрассудков даже с опасностью для жизни.
Родился он в городе Клаземены (близ Милета) в зажиточной семье. В
юности'познакомилсясучением Анаксимена. Говорят,смысл жизни он определил как
возможность созерцать небо и познавать строение космоса. Во многом достижения
Анаксагора объясняются тем, что у него были великие предшественники: Фалес
Милетский, Анаксимандр, Ксенофан, Гераклит, Пифагор, Парменид. Пребывание
философа в Афинах пришлось на славный век Перикла, у которого Анаксагор был
советником. Отчасти по политическим мотивам, а формально за непочтение к богам
(признание небесных тел материальными объектами) его осудили на смерть. По
преданию, узнав о приговоре, он ответил: "Природа давно присудила к смерти и
меня, и судей". Благодаря заступничеству Перикла, он был помилован и изгнан из
Афин.
Он утверждал, что Солнце - огненный шар, дав объяснение солнечным и лунным
затмениям. По словам Плутарха, "Анаксагор который первым написал и самое мудрое,
и самое смелое сочинение о свете и тени Луны, не был еще тогда знаменитым мужем
древности, а сочинение его не пользовалось популярностью; оно было запрещено и
ходило лишь среди немногих, причем принимались меры предосторожности..." Идея
Анаксагора о твердых небесных телах, лишенных божественности, подтвердилась
падением метеорита на северном побережье Эгейского моря в 467-466 годах до н.э.
(То, что камни могут падать с неба, казалось фантастикой большинству ученых до
XVIII века.) С тех пор возникла легенда, будто Анаксагор предсказал падение
метеорита, чего, конечно, быть не могло.

Есть сведения, что он успешно занимался математикой и, даже находясь в
заключении, решал задачу квадратуры круга. Разрабатывал теорию перспективы,
главным образом для большего эффекта театральных представлений и сооружения
декораций (в Греции того времени было очень популярно искусство комедии и
трагедии). Стремление к познанию природы, соединенное с интересом к
математическим абстракциям, привело философа к оригинальным идеям. В отличие от
предыдущих мыслителей, предполагавших первоначальными элементами воду, землю,
огонь, воздух, Анаксагор признал
АНАКСАГОР

115


их число бесконечным. Эти элементарные частички он назвал "го-меомерии"
("семена"). В этом можно усмотреть предтечу атомов Демокрита и значительно более
поздних монад Лейбница. "Все заключается во всем", - считал Анаксанор, или
говорил в другом варианте: "Во всем есть часть всего". Вырисовывается образ
двойной бесконечности - в наибольшем и наименьшем
Исходя из таких предпосылок, Анаксагор возражал против употребления понятий
"возникновение" и "гибель", ибо ни одна вещь не появляется из ничего и не
уничтожается бесследно, а либо смешивается (соединяется, синтезируется), либо
разделяется (разлагается). Тем самым он подчеркивал единство природы в большом и
малом, неуничтожимое(tm) материи и вечность движения. Последнее он связывал с
существованием Разума или Ума ("ноос" или "нус", по-гречески), который
"бесконечен, самодержавен и не мешан ни с одной вещью, но только он один
существует сам по себе... обладает совершенным знанием обо всем и имеет
величайшую силу". Эта мысль в последующем часто толковалась на разные лады. Повидимому,
Разум (Ум) Анаксагора олицетворял мировой порядок и волю, движение
(энергию). Аристотель писал: ". .Тот, кто сказал, что разум находится, подобно
тому как в живых существах, так же и в природе, и что это он виновник
благоустройства мира и всего мирового порядка, этот человек представился словно
трезвым по сравнению с пустословием тех, кто выступал раньше. Явным образом...
взялся за такие объяснения Анаксагор".
Тот же Аристотель пересказал интересную мысль Анаксагора: "Человек является
самым разумным из животных вследствие того, что он имеет руки". Отметим, что
человеку определено биологически верное место в царстве животных, а развитие его
разума объяснено, по существу, трудовой деятельностью, развитием рук
(Справедливости Ради надо отметить, что че-тырехрукость обезьян не еде116

100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
лала их вдвое умнее людей, а трудовая деятельность возможна лишь при достаточно
развитом мозге, о чем догадывался все тот же Аристотель.)
Замечательны идеи Анаксагора не только о строении Мироздания (учитывая
незначительные астрономические знания того времени), но и о земных процессах. По
его мнению, море (океан) состоит из первоначально скопившейся на Земле влаги, а
также из вод, приносимых в него реками, которых питают дожди и подземные воды.
(О том, что реки имеют подземное питание, забывают многие люди даже в наши дни!)
Возможно, именно Анаксагор первым в полной мере осуществил плодотворный синтез
опытных знаний, обобщающих наблюдение за природными объектами и явлениями, с
умозрительными размышлениями, выходящими за пределы "ползучей эмпирии". Умелое
использование этого метода временами стимулировало яркие вспышки научнофилософского
творчества, а забвение его приводило к застою мысли.
ДЕМОКРИТ
(ОК. 465 - ОК. 370 АО Н.Э.)
Родился он в приморском городе Абдеры (Фракия, Восточная Греция). Происходил из
богатой семьи, получил хорошее образование и богатое наследство. Отличаясь
любознательностью, использовал материальные богатства для приобретения духовных.
Общался с мудрыми и знающими людьми, путешествовал в Вавилон, Египет, Индию,
воспринимая идеи разных стран и народов "Найти одно научное доказательство, -
говорил он, - для меня лучше, чем овладеть всем Персидским царством". Согласно
Диогену Лаэртскому, написал около 70 трудов по разным наукам и искусствам Повидимому,
в Афинах встречался с Анаксагором и Сократом Пользовался большим
уважением и почетом на родине.
Демокрит считал, что у предметов имеются собственные (объективные) качества:
такие, как твердость, вес, размеры; и свойства субъективные, которые
определяются чувствами человечка: цвет, запах, звучание и пр. По его гипотезе,
материальный мир сложен из мельчайших неделимых частиц - атомов и пустоты
(вакуума). А богов придумали люди по своему образу и подобию в попытках
объяснить мир. Целью жизни человека Демокрит полагал стремление к подъему,
возвышению духовных сил. Высказывания Демокрита:
- Ничто не происходит случайно.
ДЕМОКРИТ

117


- Полезно уметь не только говорить, но и молчать.
- Надо стремиться к многомыслию, а не многознанию.
- Благоразумен тот, кто не печалится о том, что не имеет, но радуется тому, что
имеет.
Достижения Демокрита и его учителя Левкиппа, о котором почти ничего не известно,
выглядят более значительными при детальном анализе. Хотя, по словам Диогена
Лаэртского, "он был учеником каких-то магов и халдеев", у Демокрита был ясный
ум, не терпящий мистического тумана, избегающий ссылок на богов и жаждущий
полного, цельного, логично обоснованного понимания мира и человека. Диоген
Лаэртский перечислил целый ряд его трудов по этике, природоведению, математике,
физике (в современном понимании этой науки), искусствоведению, прикладным
наукам. Особое внимание обращал Демокрит на выяснение причин разных явлений и
объектов природы. По-видимому, важнейшей его работой был "Великий мирострой".

Однако от всех его сочинений сохранились только фрагменты, пересказы.
Умозрительные частицы Демокрита, как ни странно, очень напоминают атомы из
нынешних школьных учебников: мельчайшие округлые частички. Они витают в пустоте,
сталкиваясь, разлетаясь или объединяясь, сцепляясь. Они пребывают в вечном
движении, остаются неизменными; ничего на свете не возникает из небытия и не
исчезает, а лишь переходит из одних форм в другие. Атомов бесконечно много, и
они разные. Такие качества, как вкус, цвет, тепло, существуют "лишь в общем
мнении... в действительности же существуют только атомы и пустота". Лишь спустя
более двух тысячелетий ученые вновь придут к этой идее Демокрита (и Левкиппа),
стремись различать свойства тел, определяемые субъективно, с помощью наших
органов чувств, от объективных, вызванных свойствами атомов (отметим' второе
невозможно без использования технических средств, без "техногенного познания").
Другое положение Демокрита: "Все возникает на каком-нибудь основании и в силу
необходимости. Слу118

100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
ПЛАТОН
чайными называют события, причин которых не понимают" (но это не означает, будто
все целесообразно и предопределено).
Наиболее сомнительной считалась концепция бесконечности Вселенной бесчисленного
множества миров; над ней посмеивались в платоновской Академии. Согласно
Демокриту, миры во Вселенной постоянно образуются и погибают, находясь на
различном расстоянии от Земли. Идея вечности мироздания вызывала недоумение:
ведь в таком случае все на свете, включая нас, когда-нибудь должно повториться.
Демокрит писал и математические трактаты. Он отрицал возможность бесконечного
деления пространства и этим избегал парадоксов, изложенных в апориях Зенона
(например, будто Ахиллес не может догнать черепаху, бесконечно долго приближаясь
к ней). Атом стал пределом делимости.
Но как объяснить с тех же атомистических позиций существование души? Для нее
Демокрит придумал особые наиболее подвижные и активные шаровидные атомы огня.
Они покидают тело умирающего человека и разлетаются в окружающем пространстве.
Это происходит не мгновенно, а за некоторое время умирания, когда теряют
"жизненную энергию" (говоря более поздними понятиями) органы, части тела.
Следовательно, вся природа пронизана "атомами жизни", одухотворена. Различия
только в том, сколько присутствует "атомов жизни и разума" в том или ином теле,
пусть даже минеральном. А разум концентрируется... в груди человека! Это мнение
Демокрита наглядно показывает, насколько далеки были представления мыслителей
того времени от тех, которые стали привычными для нас. Удивительны не подобные
расхождения, а определенные черты сходства: философская мысль словно проникала
на сотни, тысячи лет в будущее, предвосхищая грядущие открытия.
Даже богов Демокрит постарался "материализовать". По его мнению, они
представляют собой устойчивые образы из огненных атомов, возникающие в воздухе,
похожие на людей и способные приносить им пользу или вред. Выходит, природа
богов и людей сходна (если только Демокрит не скрывал своих атеистических
взглядов за столь неопределенными объяснениями).
Интересны взгляды философа на материальную и духовную культуру, которую он -
едва ли не первым - рассматривал в развитии. Движущей силой этого процесса
считал нужду, потребность и осознание пользы, которую принесут действия для ее
удовлетворения. Важнейшая потребность - в пище, затем - в жилище, одежде.
Возникновение языка, например, он объяснял потребностью в общении, общей
деятельности, что тоже можно свести к преодолению нужды. Искусства ("технос",
по-гречески), в которые включались

119


ремесла, все виды технической деятельности, он считал следствием подражания
животным: "Мы - ученики паука в ткацком и портняжном ремеслах, ученики ласточки
в построении жилищ и ученики певчих птиц, лебедя и соловья в пении". Конечно,
люди не только подражают, но в порывах вдохновения творят нечто новое, особеннов
поэзии.
Если человек способен создавать более благоустроенную "культурную" среду
(техногенную), то у него имеется возможность улучшать и самого себя. Это
достигается путем воспитания и обучения: "Ни искусство, ни мудрость не могут
быть достигнуты, если им не учиться".
Люди стремятся к счастью. Его Демокрит понимал, по словам Диогена Лаэртского,
так: "Конечная цель есть душевное благосостояние; и оно не тождественно с
наслаждением... Это состояние, при котором душа пребывает в спокойствии и
равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни иной какой-нибудь
страстью. И он называет его также "благодушием" и многими другими именами".
Демокрит своей долгой и счастливой жизнью, а также посмертной славой обязан был
тому выбору, который сделал в молодости: пренебрег богатством ради радости
познания. У многих ли хватает на это ума?
ПЛАТОН
(427-347 ДО Н.Э.)
Его имя - одно из наиболее прославленных в истории не только философии, но и
человечества. Родился он в Афинах в аристократической семье, получив имя
Аристокл (прозвище Платон, от греческого "платус", крупный, широкий, дал ему
Сократ за широкий лоб). Рано увлекся философией Гераклита, Парменида, Зенона. В
407 году познакомился с Сократом и стал его ближайшим учеником. После казни
учителя вынужден был покинуть родной город. Много путешествовал по Греции, Южной
Италии, Сицилии, Египту, встречаясь с видными мыслителями. На его воззрения
оказали влияние последователи Пифагора, философы Востока. Вернувшись в Афины,
Платон основал свою школу - Академию (по местности в Афинах, где среди рощи был
установлен памятник герою Академу). Она просуществовала до 529 года - девять
столетий! - и была запрещена императором Юстинианом.

Свои идеи о государстве и политике Платон попытался воплотить в жизнь, став
советником сиракузского тирана Дионисия. Попытка не удалась: тиран не сделался
разумней и совестливей. Пла120

100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
ПЛАТОН

121


тон изложил свои взгляды в книге "Законы". Идеальное государство у него
рабовладельческое, четко организованное. И хотя философа позже упрекали за
негуманные взгляды, реально для той эпохи он был прав.
Высказывания Платона:
- Наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине
с помощью божественного провидения.
- Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество.
- Не самое ли позорное невежество - воображать, будто знаешь то, чего не знаешь.
- Поэт... должен творить мифы, а не рассуждения.
- Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость. Одна из
замечательных особенностей Платона: литературный
талант, умение не только высказывать мудрые мысли, но и выражать их в
художественной форме. Его диалоги выстроены по законам драматургии,
воздействующие столько на чувства, сколько на рассудок. Кстати, он был автором
эпиграмм, из котЪрых 25 сохранились. Среди них есть любовные, посвященные
девушкам и юношам; есть и шутливые:
Золото некто нашел, обронивши при этом веревку: Тот, кто его потерял, смог себе
петлю связать.
В одной эпиграмме он высказал мысль философскую:
Все уносящее время в теченье своем изменяет Имя и форму вещей, их естество и
судьбу.
А в трактате он поэтично назвал время движущимся подобием вечности. Далее
уточняет "движущийся от числа к числу", то есть измеряемый, хотя, по-видимому,
не обязательно равномерно. (Такое сочетание вечности и изменчивости до сих пор
не учитывают философы, размышляющие на эту тему.)
Выдающееся достижение Платона - создание образа идеального философа Сократа. Эта
личность остается загадочной, прославленной главным образом благодаря сочинениям
Платона, в которых практически невозможно разделить автора и его главного героя.
Были или не были в действительности беседы Сократа в той форме, которую придал
им Платон? Скорее всего - не были, потому что в них определенно чувствуется рука
мастера, а не просто пересказчика.
Во времена Платона в Греции высочайшего уровня достигли трагедии и комедии; вот
и его диалоги имеют интересную завязку, острый конфликт, динамичный сюжет и
неожиданный финал. Логические
конструкции выстраиваются с необычайным изяществом. Герои диалогов
обладают индивидуальными чертами, а Сократ - учит не только мудрости, но и
нравственности. Его метод доказательств - наведение с помощью вопросов на
выводы, которые опровергают собственные первоначальные утверждения. Преподаются
умение рассуждать, культура мышления.
Это подчеркнем особо. За последние десятилетия из-за примитивного понимания сути
научного познания, сводящего его к запоминанию и классификации фактов, принято
думать, будто главное - сообщить определенные сведения, а уж выводы, мол, каждый
может сделать сам.
Однако главное именно в умении работать с фактами, осмысливать их, сопоставлять
с другими, отделять важные от второстепенных, понимать степень их достоверности
и т.д. Лавина информации превращается в шум, способствует не прояснению, а
засорению и затуманиванию сознания. Искусство мыслить посложней умения играть на
музыкальных инструментах или на сцене; ему-то и стремился обучить читателей
Платон.
Его философской системе посвящено огромное количество исследований. Она
заслуживает это уже потому, что является первой Цельной концепцией, логически
стройной и дошедшей до нас в наиболее полном виде. Он создал систему
объективного идеализма, разрабатывал вопросы диалектики, космологии, теории
познания, эстетики, психологии, педагогики, политологии, этики искусства. Его
суждения не лишены противоречий. Писались они в разное время, и взгляды философа
не могли оставаться окаменелыми, как Догмы. Да и вряд ли он ставил перед собой
цель сконструировать нечто подобное завершенному и непротиворечивому
философскому учению. Прежде всего он демонстрировал искусство мыслить
Диалектически.

122


100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
'!
ПЛАТОН

123


...Читателю можно посоветовать познакомиться с мыслями Платона,

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.