Жанр: Энциклопедия
Сто великих авиакатастроф
...Цельсию
уплотнители принимают исходную форму в раз быстрее, чем при температуре, равной
нудю.
Двадцать один раз челночные космические корабли взлетали при пературе воздуха
выше 17 градусов по Цельсию, тем не менее в четы случаях один из кольцевых
уплотнителей сгорал. Трижды запуск про водился при температуре ниже 17 градусов,
и два раза один из уплотн: телей полностью уничтожался, а в одном случае
оказался серьезно П( врожденным и второй, подстраховочный уплотнитель. Но в
такую хол"
349
ную погоду, какая стояла перед полетом 51-Ь, челночные космические корабли еще
ни разу не стартовали. В момент запуска "Челленджера" температура воздуха
составляла всего плюс 2 градуса по Цельсию; на теневой стороне правого
твердотопливного ускорителя (там, где позднее вышла из строя изоляция) наружная
температура стальной обшивки не превышала минус 3 градусов.
Решение о запуске "Челленджера" ошибочно - к такрму выводу пришла комиссия по
расследованию причин катастрофы. В документах сказано: те, кто приняли это
решение, незнакомы с особенностями функционирования кольцевых уплотнителей; им
неизвестно, что инструкция фирмы-изготовителя уплотнителей не рекомендует
производить запуск при температуре воздуха ниже плюс 11 градусов; не знали они и
о том, что представители "Рокуэлл интернэшнл корпорейшн" (разрабатывавшей
систему челночного космического корабля) заблаговременно обращали внимание на
возможные опасные последствия обледенения тех или иных узлов "Челленджера" перед
стартом. Те, кто все это знал, ничего не решали, точнее, посчитали, что вопросы
эти недостаточно существенны, носят слишком частный характер, чтобы докладывать
о них начальству.
Первый документ, забраковавший принцип соединения секций твердотопливных ракетускорителей,
датирован 21 октября 1977 года. С тех пор составлено двадцать две
служебные записки по поводу недостатков, присущих кольцевым уплотнителям и
гермомастике. Дата последней - 9 октября 1985 года. Записки циркулировали
главным образом по цехам и отделам фирмы-изготовителя, некоторые попадали и в
космический центр НАСА в штате Алабама, но ни разу ни одна не достигла верхушки
управленческой пирамиды.
27 января 1986 года, за день до старта "Челленджера", один из инженеров концерна
"Тиокол", производящего твердотопливные ракеты, а именно специалист по
изоляционным материалам, обращает внимание своего начальства на то, что по
данным метеорологов, температура воздуха во Флориде через 11 часов опустится
ниже нуля, - запуск космического корабля в таких условиях крайне опасен.
Руководители концерна связываются с ответственными деятелями НАСА и проводят с
ними длительное совещание по телефону. Инженеры протестуют против
запланированного на утро запуска и излагают свои доводы, однако со стороны НАСА
дискуссию объявляют неуместной, поскольку-де нет никаких фактических
доказательств, что кольцевые уплотнители на морозе непременно откажут. В
результате один из представителей космического центра имени Дж. Маршалла в
Алабаме возмущенно восклицает: "Что же нам - дожидаться, пока температура
поднимется до одиннадцати градусов? А если это произойдёт не раньше апреля?!"
Вице-президент концерна "Тиокол" просит пять минут отсрочки, чтобы
посоветоваться с сотрудниками. Однако вновь он звонит лишь спустя два часа.
Теперь его инженеры считают, что если первый кольцевой уплотнитель выйдет из
строя, то второй наверняка сработает и обеспечит достаточную безопасность.
Концерн дает добро на запуск, и факсимильная копия соответствующего документа
тотчас передается по фототелеграфу.
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
Что произошло в концерне "Тиокол" за эти два часа?
Без четверти девять вечера 27 января специалисты концерна - производителя
твердотопливных ракет еще решительно протестуют против рискованного запуска
"Челленджера". Однако уже к одиннадцати они в письменной форме заверяют, что не
видят ничего опасного. Прервав телефонное совещание, вице-президент концерна
Джерадд Мейсон сперва выслушивает мнения подчиненных, а затем предлагает им
покинуть кабинет, заявив, что в данном случае требуется не столько инженерное,
сколько бизнес-решение. Главного инженера Роберта Лунда он просит остаться и
строго наказывает ему: "Скиньте свою инженерскую шляпу и наденьте хоть ненадолго
цилиндр бизнесмена".
Правительственная комиссия изучила более шести тысяч документов, опубликованных
в виде четырехтомных материалов дела. Резюме доклада Роджерса звучит так:
"Комиссией установлено, что администрация концерна "Тиокол" изменила свою
позицию и по настоянию космического центра имени Маршалла в штате Алабама дала
согласие на осуществление полета 51-Ь. Это противоречило мнению инженеров
концерна и сделано единственно с целью угодить крупному заказчику".
Проводя публичное слушание в сенатском подкомитете по науке, технологии и
космосу, сенатор Эрнест Холдинге заявил о катастрофе: "Сегодня кажется, что ее
можно было избежать". Позже он выдвинет обвинение против ПАСА, которое,
"очевидно, приняло политическое решение и поспешило осуществить пуск, несмотря
на сильные возражения".
Вынужденный тайм-аут в запуске "Шаттлов" продолжался два с половиной года,
которые специалисты оценивают как самые трудные в истории американской
космонавтики. В целом была пересмотрена вся программа "Спейс шаттл". Пока велось
следствие, шла доработка систем " корабля, многочисленные проверки работы узлов
и систем. Полтора миллиарда долларов потрачено на модификацию "Шаттла"! По
подсчетам инженеров, новая конструкция потребовала увеличения объема работ по
сравнению с базовой моделью в четыре раза. НАСА постаралось представить
общественности "Дискавери" так, словно это совершенно новый корабль. Инженеры
внесли 120 изменений в конструкцию орбитального корабля и 100 - в его
совершеннейшую компьютерную начинку. Основное внимание уделялось тем самым
опасным стыкам. В местах: соединений увеличили слой теплоизоляции, поставили
дополнительное кольцевое уплотнение и даже нагреватели, чтобы избежать
возможного переохлаждения уплотнителя.
29 сентября 1988 года,'после успешного полета "Дискавери", Америка вздохнула с
облегчением: страна вернулась к полетам в космос с аст-1 ронавтами на борту.
Экипаж корабля из пяти человек впервые облачен^ в оранжевые спасательные
скафандры и снабжен индивидуальными парашютами и плавсредствами - на случай
аварии при посадке. Однако, во время выведения "челнока" на орбиту спасти экипаж
по-прежнему не- * возможно. Для того чтобы создать подобную систему спасения,
пришлось ] бы сущебтвенно изменить конструкцию корабля, что экономически
невыгодно.
Самолет "Боинг-707" взорван над джунглями Бирмы
29 ноября 1987 года над джунглями Бирмы исчез
южнокорейский "Боинг-707" со 115пассажирами на борту.
Самолет выполнял рейс Багдад - Сеул.
В ноябре 1987 Года японская полиция арестовала бойца так называемой Японской
Красной Армии, прошедшего подготовку-в ливийских секретных лагерях. На первом же
допросе он признался, что его организация при поддержке Северной Кореи готовится
совершить серию терактов на пассажирских самолетах авиакомпаний из
капиталистических стран. Эта акция планировалась как прелюдия к широкомасштабной
кампании террора, направленной на срыв Олимпийских игр, которые должны
состояться в 1988 году в Сеуле, столице Южной Кореи.
Прошло четыре дня с момента ареста боевика "Красной Армии", и над джунглями
Бирмы бесследно исчез южнокорейский "Боинг-707" со 115 пассажирами на борту.
Самолет выполнял рейс № 858 Багдад - Сеул с промежуточной посадкой в Абу-Даби и
Бангкоке. В районе границы с Таиландом на участке перелета из Абу-Даби в Бангкок
связь с самолетом внезапно прервалась. Представители авиаслужб утверждали, что
четырехмоторный "Боинг" взорван. В противном случае пилоту удалось бы совершить
посадку либо передать на землю сообщение о неполадках на борту. Десять дней
поисков в непроходимых джунглях результата не дали.
Новость о катастрофе "Боинга" еще не успела попасть на первые полосы газет, как
в аэропорту Манамы, столицы Бахрейна, задержали непосредственных исполнителей
теракта.
Во время проверки документов у пассажиров, вылетавших в Рим, работник аэропорта
обратил внимание на странную пару - пожилого японца и сопровождавшую его
девушку. Полиция задержала их для более тщательной проверки документов.
Старик заметно нервничал. Он попросил разрешения закурить. Полицейский не
возражал. Японец достал сигарету и неожиданно вцепился в нее зубами. Оказалось,
что в фильтре сигареты "Мальборо" спрятана ампула с цианистым калием. Его
спутница тоже попыталась принять яд, но бдительная сотрудница полиции успела
вырвать уже раскушенную ампулу буквально изо рта задержанной. Но даже малой дозы
цианида оказалось достаточно, чтобы девушка потеряла сознание. "Отец", по
паспор352
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ,
ту японец Синьити Хатия, 69 лет, скончался тут же. "Дочь", Маюми] Хатия, 27 лет,
в тяжелом состоянии доставили в госпиталь, где вскоре! с помощью врачей она
пришла в себя.
Полиция выяснила, что террористы прилетели в Абу-Даби на "Боинге-1 707" "Кореан
Эйрлайнз", В надежде "залечь на дно" они перебрались иэ| Объединенных Арабских
Эмиратов в Бахрейн, где и попались на фаль~1 шивых документах.
/I
Выяснилось, что эти двое сели в самолет в аэропорту вылета в Багда-1 де, затем
покинули его при первой посадке в Абу-Даби, оттуда сразу на-| правились другим
самолетом в Манаму и заказали там авиабилеты в об-| ратном направлении - на Рим.
В последующие дни японская полиция! направила в Манаму группу следователей для
выяснения связи этих ли с фактом исчезновения южнокорейского самолета. С той же
целью была в Манаму и группа следователей из Южной Кореи.
15 декабря Маюми направили из Бахрейна в Сеул. Вскоре она нача-1 ла давать
показания; из них следовало, что приказ об уничтожении са-1 молета бомбой
замедленного действия исходил от руководства Северной! Кореи.
Ким Ок Хва (так звали террористку) и труп ее сообщника передал" властям Южной
Кореи. Они бросили молодую женщину в тюрьму и при-* ступили к довольно жестким
допросам. Методы ведения следствия не! афишировались, но через несколько дней
южнокорейские полицейские представили миру сенсационную историю. Ким Ок Хва
оказалась севе-*| рокорейским секретным агентом; вместе с напарником ей
предстоял^ взорвать пассажирский лайнер.
7 марта 1988 года в Сеуле состоялся суд, который, основываясь на шя| казаниях
Ким Хен Хи (она же Ким Ок Хва, она же Маюми) и эксперти-я зы фрагментов
самолета, которые выловил со дна Андаманского моря один из таиландских рыбаков,
вынес ей смертный приговор. Через, года смертный приговор отменен президентом
Южной Кореи Ро Дэ У1 Ким Хен Хи получили свободу. Ро Дэ У счел ее "жертвой
общества, ко-| торое отказывается признавать права человека...".
По словам Ким Хен Хи, японским манерам ее обучала 85-летняя жен-| щина японского
происхождения, а цель теракта - стремление сорва Олимпийские игры 1988 года в
Сеуле. Давать показания она начала по того, как увидела, что обращаются с ней
очень хорошо, и поняла, как трагическую ошибку совершила.
''
8 мае 1991 года агентство Рейтер сообщило, что японские официа ные лица провели
опознание Дакучи Ейоко, японки, преподавателя Хен Хи. Представители
южнокорейского АПНБ сообщили, что Да* Ейоко похищена спецслужбами Северной Кореи
в 1978 году в пригор де Токио. •
А в 1994 году в США уже вовсю продавалась биографическая Ким Хен Хи (настоящее
имя террористки). "Знаю, что люди прочтут " как мою исповедь и если не Простят,
то хотя бы посочувствуют", - ворила прошедшая через тюрьмы женщина. Она очень
хотела приех в США, чтобы помочь в распродаже своего бестселлера. Однако
американское правительство не дало ей въездной визы.
В книге Ким Хен Хи рассказывает, как ее, 18-летнюю, вызвали в кабинет декана
университета, где она тогда училась. Там уже находился человек со значком на
лацкане пиджака. Это означало, что владелец его - из Центрального комитета
партии. Он провел с ней политическую беседу, после чего девушка оказалась в
спецшколе, где готовили секретных агентов для выполнения особых заданий
Через неделю после спортивных занятий к Ким Хен Хи подошел человек из спецслужб
и начал задавать ей вопросы:
- Почему ты учишь японский язык?
- Чтобы помочь нашему народу быть выше Японии и способствовать объединению
Кореи.
- Что ты будешь делать после окончания школы?
- То, что мне скажет партия.
- Товарищ Ким Хен Хи, поздравляю вас, вы выбраны партией... Они проследовали в
пункт охраны объекта. "Теперь ты должна забыть
свое настоящее имя. Ты будешь называться Ким Ок Хва", - сказал ей специальный
агент Чанг и проводил девушку в комнату, где ей предстояло прожить долгие годы.
Ким Хен Хи успешно сдала изнурительные выпускные экзамены - письменную и устную
работу, тесты по физической подготовке и, наконец, специальное учебное задание.
Подготовка продолжалась и после экзаменов.
Новоиспеченного агента Ким Ок Хва представили человеку-легенде, которого сам Ким
Чен Ир назвал "одним из самых выдающихся сотрудников разведки КНДР". Ким Сенг Ил
- человек уже пожилой и, по-видимому, очень больной.
"Наша задача была вылететь из Пхеньяна в Москву, остановиться в посольстве КНДР
и провести там несколько дней, - вспоминает Ким Хен Хи. - Затем рейсом
"Аэрофлота" перелететь в Будапешт, там нелегально перейти австрийскую границу и
сесть в самолет, следовавший по маршруту Вена - Багдад - Абу-Даби - Бангкок -
Сеул. Мне дали японское имя Маюми, и с моим напарником мы изображали японских
туристов, отца и дочь, путешествующих по свету.
Первая часть миссии прошла успешно. Мы сидели в аэропорту Багдада и ждала
объявления посадки. Я пошла в женскую комнату и закрыла за собой дверь. В
бутылке жидкость, напоминающая минеральную воду. Я поставила взрыватель, чтобы
он сработал ровно через 9 часов".
Ким Сенг Ил пронес на борт "адскую бомбу", замаскированную под радиоприемник.
Удивительна легкость, с которой взрывное устройство доставлено на борт
воздушного судна. Комбинация не отличалась изяществом или трудностью исполнения,
но из-за недосмотра обслуживающего персонала она удалась.
Служба безопасности венского аэропорта не обнаружила взрывное устройство,
которое находилось в ручной клади Ким Ок Хва. Правда, стюардесса попросила
вынуть из "радиоприемника" батарейки и передать ей на хранение, что "японец" Ким
Сенг Ил сделал без долгих уговоров. С извинениями за причиненные неудобства
батарейки вернули путешественникам в Багдаде.
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСП
Когда секретные агенты проходили предполетный досмотр в Багд вновь возник вопрос
о батарейках. Тогда пожилой "японец" вытащил из| пакета радиоприемник и начал
демонстрировать его служащим "Корейс-* ких авиалиний" и работникам аэропорта.
Вероятно, персоналу не лось расстраивать пожилого пассажира, поэтому на борт
"Боинга" взрывное устройство попало вместе с батарейками. Положив на багажную
пол-* ку "радиоприемник" и бутылку с "минералкой", Ким Сенг Ил и Ким Ок Хва
покинули самолет в столице Объединенных Арабских Эмиратов, южнокорейский лайнер
полетел дальше, навстречу собственной гибели..
"Часы показывали 5.54. Через шесть минут самолет разлетится в кло--чья где-то
рядом с Бирмой. А мы стояли в Абу-Даби и намеревались вы* лететь ближайшим
рейсом в Рим. Нас задержали на следующий день пос-; ле того, как пришло
сообщение о трагедии...".
Главными виновниками гибели южнокорейского "Боинга" признак Ким Ир Сен,
президент Северной Кореи, и его сын и преемник Ким' Ир. Таким образом, 115
человек, трагически погибшие в авиакатастрофе ^ стали лишь пешками в большой
политической игре, которую вели пра4 вительства двух враждующих государств -
Северной и Южной Кореи.
Самое удивительное в этой истории то, что даже начинающему ра-| ботнику службы
безопасности известно: к любым электроприборам, " бенно к магнитофонам,
радиоприемникам следует относиться с особь подозрением, потому что именно под
них чаще всего террористы кируют взрывные устройства. Поэтому халатность
работников аэропор та Багдада по отношению к Ким и ее спутнику вызывает
недоумение если не подозрение.
Следует отметить, что "северокорейский след" неоднократно подверг гался
сомнению. Корпус самолета и "черный ящик" не найдены. тически следствие
строилось только на показаниях одного свидетеля. Вер сия о теракте с севера
"запущена" Сеулом буквально на следующий дев после исчезновения самолета.
Сотрудник южнокорейской разведки 1 видом дипломата первым встретился с Маюми и
ее спутником, после' как их задержали в Бахрейне. В финале этой встречи -
самоубийс Синьити и попытка самоубийства Маюми. По некоторым сообщениям в АбуДаби
с борта самолета сошли вместе с так называемыми террор№| стами сотрудники
сеульской службы безопасности и одиннадцать нокорейских "государственных"
чиновников.
Аэробус А-300 сбит крейсером США
Зиюля 1988 года американским крейсером "Винсеннес" сбит
над Персидским заливом иранский аэробус А-300. Погибли
298 пассажиров и членов экипажа.
В 1983 году советский истребитель Су-15 сбил южнокорейский "I инг-747", что
вызвало громкий международный скандал. Американски! президент Рональд Рейган
получил лишний повод назвать СССР "им"| перией зла". Но прошло пять лет, и
теперь уже Рейган вынужден оправ!
дываться перед мировой общественностью: крейсером США уничтожен пассажирский
самолет А-300.
...Во время затянувшегося конфликта с Ираком иранские вооруженные катера и
авиация в начале 1988 года развязали так называемую танкерную войну, атакуя в
Ормузском проливе гражданские суда в/Надежде нарушить морские коммуникации Ирака
и лишить его возможности экспортировать "черное золото" - нефть; на деньги от ее
продажи Саддам Хусейн приобретал необходимое ему для продолжения войны с Ираном
оружие. Пока жертвами бандитских нападений иранцев были суда нейтральных держав,
США ограничивались грозными нотами в адрес аятоллы Хомейни; но вот под удар
попали несколько танкеров под звездно-полосатым флагом, - Соединенные Штаты
сосредоточили в Персидском заливе крупнейшую после Второй мировой войны военноморскую
группировку, что привело к резкому обострению обстановки, многократно
увеличило вероятность вооруженных столкновений и до крайности повысило
уязвимость гражданских объектов.
Американский военный крейсер "Винсеннес" ("Ушсеппек""), прибывший в этот район в
мае 1988 года, уже в июне стал участником серьезного инцидента. Корреспондент
"Вашингтон пост" Патрик Тайлер сообщил, что командующий корабля "предпринял
попытку внести изменение в гражданское воздушное сообщение, что могло привести к
столкновению в воздухе двух пассажирских самолетов". Другими словами,
"Винсеннес" вынудил пассажирский самолет изменить курс, что едва не привело к
авиакатастрофе. Этот инцидент произошел 8 июня и послужил основанием для
протеста правительства ОАЭ посольству США в Абу-Даби.
"Корабли создают ужасную опасность для гражданских самолетов и ставят под угрозу
жизнь людей, - предупреждал представитель авиационной диспетчерской службы в
Дубай. - Проблема в том, что командир каждого нового американского военного
корабля, прибывающего в Персидский залив, недостаточно информирован и не
понимает, как надо действовать в отношении движения пассажирских самолетов".
Другой представитель авиационной диспетчерской службы в ОАЭ сказал, что
командиры американских кораблей время от времени сбивали с толку пилотов
пассажирских самолетов, от которых требовали назвать себя и сообщить о
"намерениях", причем некоторые высказывались в агрессивном тоне.
Журналист Тайлер писал в "Вашингтон пост": "В течение последнего года
вооруженные силы США получали все больше прав в принятии решений по
противодействию агрессивным акциям иранских сил в Персидском заливе, но вопрос,
когда открывать огонь, не дает покоя американским командирам с того момента,
когда крейсер "Старк" не сумел защитить356
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ;
ся от ракетного нападения иракского самолета в мае 1987 года, в резуль-1 тате
которого погибли 37 американских моряков. Сегодня американские ' командиры
действуют в небольшой и очень насыщенной гражданскими! объектами зоне боев,
которая стала представлять еще большую опасность I в связи с новыми жесткими
приказами, поступившими от представите- : лей администрации Рейгана, которые
хотят предотвратить попытки | Ирана найти "прорехи" в американской политике".
Командующие получили директиву от Пентагона открывать упрежда- ] ющий огонь,
если действия противника можно расценить как "опасные". |
Катастрофа неминуема - и она произошла. Район Персидского за-1 лива близ
Ормузского пролива. Воскресенье 3 июня, 10.54 по местному! времени (06.54 по
1ЛГ8). Две ракеты класса "земля - воздух" выпущены' с американского крейсера
"Винсеннес" в направлении летевшего по меж-| дународной трассе аэробуса А-300,
за 3 минуты до того "опознанного как! истребитель Р-14". Спустя мгновения
командиру крейсера докладыва-| ют о поражении цели. Обломки самолета, на борту
которого находились 290 паломников, падают в море. Версию об истребителе Р-14,
который! шел на сближение с крейсером "во враждебной манере", сообщают в Пен-1
тагон. Никто еще не знает, что День независимости, отмечаемый в США! 4 июня,
объявят в Иране днем национального траура. Духовный лидер] Ирана аятолла
Хомейни, ведущий "танкерную войну" с Ираком, призвал| своих сторонников ответить
ударом на удар и взорвать какой-нибудь американский самолет.
Согласно сообщению иранского агентства ИРНА, принадлежащий! компании "Иран Эйр"
аэробус "А-300", совершавший рейс в Дубай! (Объединенные Арабские Эмираты),
вылетел из аэропорта города Бен-| дер-Аббас. Последний контакт пилота с
диспетчерами аэропорта зафиксирован ровно в 10.54. Через 43 секунды его не
стало. По данным радио Тегерана, самолет следовал "точно в международном
коридоре".
Официальный Вашингтон распространил свою версию катастрофы, |
В воскресенье 3 июля 1988 года крейсер "Винсеннес", фрегаты "Мон-| тгомери" и
"Джон Х.Сайдер" несли боевое дежурство. В 10.00 утра по ме-стному времени
радиолокаторы засекли три ракетных катера ВМФ Ир которые шли на перехват
датского "Карома Маерск". "Монтгомери" поспешил на помощь датчанину - открыл
огонь по иранским военным] судам..
Вертолет, поднявшийся с борта "Винсеннеса", был также обстреля" иранскими
катерами. Крейсер направился к месту события; в 10.42 от-; крыл огонь по катерам
и потопил два из них. Через 5 минут на экра^ радиолокаторов корабля появился
"неопознанный самолет", который двигался в сторону "Винсеннеса".
Наблюдение по идентификационной системе "свой или чужой" (II показывало, что
воздушное судно передавало сигналы, используемые иранскими истребителями,
дислоцированными в зоне военных действи* Даже после того как "Винсеннес" трижды
передал по радио предупрежу дения на используемой гражданскими самолетами
аварийной час 121,5 МГц (1п1егпа1юп А1г ОеГепсе - 1АО радиочастота) и четырежды
Посмотри в окно!
Чтобы сохранить великий дар природы — зрение,
врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут,
а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза.
В перерывах между чтением полезны
гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.
военной 243 МГц (МШ(агу А1г О1$(ге8$ - МАО), ответа от иранского пилота не
последовало. Самолет также не изменил курс, как того требовали предупреждения.
Согласно американскому боевому уставу, командир корабля может принять
единоличное решение и открыть огонь по самолету, если он приблизится на
расстояние меньше 32 км. В 10.51 авиалайнер пересек эту черту, и компьютерная
система автоматически привела в боевую готовность две ракеты "Стандарт-2" класса
"земля - воздух".
Капитан Роджерс послал предупреждения. Ему показалось, что самолет вошел в пике,
набирая скорость, будто бы собираясь атаковать корабль. Выбора не было:
минимальный радиус действия ракет составлял около 10 км. В 10.54.43 (6.54.43 по
1ГГ8), когда самолет достиг отметки 14 км, капитан произвел залп двумя ракетами.
По крайней мере одна поразила пассажирский самолет; он взорвался и рухнул в
воду.
Через несколькр часов министр иностранных дел Ирана Али Акбар Велаяти сделал
заявление: "Вашингтон практически признался в своем преступлении, допустив, что
его вооруженные силы сбили ракетами иранский военный самолет. Никакого иранского
военного самолета в это время в данном районе не было. Американскими ракетами
сбит аэробус, совершавший рейс в Дубай".
Пресса стран Персидского залива дружно осудила действия американских военных. По
мнению катарской "Ар-Райя", именно США ответственны за совершенное преступление:
"Ни один честный человек не может закрыть глаза на ошибку, совершенную
американским военным кораблем".
"Халидж тайме", издающаяся в ОАЭ, писала, что нельзя равнодушно взирать на
трагедию: "Почти 300 невинных людей стали жертвами ускоренной милитаризации
Персидского залива, которая продолжается несколько месяцев. Ни новые
американские меры по защите торгового судоходства, ни наращивание вооружений не
привели к прекращению ирано-иракского конфликта".
Дубайская газета "Галф ньюс" указывала: "Иностранные флоты не должны относиться
к воздушному пространству над Персидским заливом как к сфере своей военной
деятельности. Если при охране торговых судов военные корабли будут представлять
угрозу для гражданских самолетов, это станет причиной нового серьезного кризиса
в регионе".
Президенту США Рональду Рейгану пришлось сделать специальное заявление. Он
признал, ответственность американских ВМС за гибель иранского лайнера,
охарактеризовал ее как "страшную человеческую трагедию". Однако, добавил
президент, ракеты выпущены в качестве "надлежащей оборонительной акции" с целью
"самозащиты от возможного нападения". Крейсер действбвал в соответствии с
"существующим приказом", после того как самолет "не отреагировал на
неоднократные предупреждения".
Рейган хотя и выразил сожаление в связи с ужасной человеческой трагедией, тут же
заявил, что политика сохранения присутствия военно-морских сил США в составе 2530
кораблей, которые призваны защищать морские пути от иранских атак, ост
...Закладка в соц.сетях