Жанр: Энциклопедия
Сто великих авиакатастроф
...анется
без изменений.
358
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРС
Фраза Рейгана, назвавшего действия крейсера "Винсеннес" "надле жащей
оборонительной акцией", стала, по сути дела, официальной кон-1 цепцией
администрации. Интерпретация события как "трагической слу^ чайности" тут же
изложена в специальных посланиях, разосланных Вашингтона в столицы союзных США
государств. Руководители ря натовских стран, как, например, английский премьерминистр
Тэтчер тут же подхватили эту интерпретацию, чтобы подтвердить "право"
на| холящихся в Персидском заливе ВМС США на "самооборону".
В конгрессе США, где большинство принадлежало демократам, I чены слушания с
целью выяснить, в какой мере пентагоновские круги 1 винны в случившемся. В
письме руководству конгресса, нацеленном исключение любых настроений в пользу
введения в действие закона о 1 енных полномочиях от 1973 года, Рейган объявил
инцидент закрь Введение в силу закона привело бы к уходу США из Персидского :
что противоречило стратегическим интересам Вашингтона в этом район
Председатель комитета начальников штабов адмирал Уильям настаивал, что "самолет
следовал вне обычного воздушного коридора 1 большой скорости (более 500 миль
час, хотя в действительности 2601 в час) и к тому же шел на снижение (на самом
деле набирал высоту), отвечая на подававшиеся ему радиосигналы". А корреспондент
Си-Би Эс при Пентагоне сообщил: "В правительстве существует предположе нию, что
это нечто вроде атаки камикадзе". Иными словами, Иран-1 решил таранить
гражданским авиалайнером американский крейсер.
Однако американская телекомпания Эй-Би-Си привела важное св"| детельство:
"Опытный авиадиспетчер-европеец, работающий в аэропор Дубая, сообщил, что
операции по поиску жертв трагедии иранские молеты вели в пределах установленного
для гражданских рейсов 1 ного коридора. Это свидетельствует о том, что вопреки
утверждения! американской стороны авиалайнер не отклонялся от обычного В
Персидском заливе постоянно возникают проблемы из-за того, военные корабли
пытаются заставить коммерческие самолеты отклон ся от установленных маршрутов.
Среди работающих в аэропортах рег она диспетчеров широко распространено
недовольство неквалифицир ванными, приказными методами, практикуемыми радистами
америк ских кораблей"
Далее, руководители Пентагона утверждали, что иранский самоле посылал два
опознавательных сигнала - "гражданский" и "военный" • и потому его можно принять
за боевую машину. Но тут же выяснилс что американский фрегат "Сайде",
оперировавший в том же районе, принимал никакого "военного" сигнала. Больше
того, радиолокат "Сайдса" показал: авиалайнер находился на гораздо большей
высоте,' утверждалось, и никак не проявлял намерения осуществить атаку.
Опровергая аргументы американского командования, авиадиспетче ры из стран
Персидского залива обвинили ВМС США в том, что те пС стоянно игнорируют сигналы,
которые помогают отличить военные I молеты от гражданских. Они вновь поставили в
вину американцам он ное вмешательство в воздушное сообщение над водами залива.
Многие журналисты в Америке акцентировали внимание на технических аспектах
происшедшего. Та же телекомпания Эй-Би-Си со ссылкой на представителей ВМС США
передала, что командир "Винсенне-са" "приказал проверить, не гражданский ли
самолет приближается к крейсеру, однако ракеты запущены до того, как проверка
закончилась". В связи с этим ставилась под сомнение квалификация оператора
корабельной радарной установки.
По другой версии, коренная причина катастрофы заключалась в ошибке компьютера на
борту крейсера. Это может означать, что пассажиры и экипаж иранского авиалайнера
стали первыми жертвами "искусственного интеллекта", то есть процедуры, когда
компьютеры не ограничиваются наблюдением за обстановкой, но и делают выводы, а
также дают людям рекомендации.
Претендент на пост президента США от демократической партии Джесси Джексон, имея
в виду трагедию иранского авиалайнера, высказался откровенно: "Это не
техническая ошибка или ошибка компьютера - это ошибка в нашей политике".
Действительно, в связи с трагедией над Ормузским проливом возникало немало
вопросов. Например, как экипаж крейсера, оснащенного наисовременнейшей
электронной системой слежения "Иджис", мог принять аэробус за "небольшой
истребитель"? Ведь иранский самолет набирал высоту, а не шел вниз, как бывает
при атаке. Да и скорость его вдвое меньше сверхзвукового Р-14.
"Винсеннес" принадлежит к крейсерам типа "Тикондерога", начавшим поступать на
вооружение ВМС США в 1983 году. Подобные крейсеры имели самую современную для
того времени многофункциональную систему оружия "Иджис". В ее состав входят
зенитные управляемые ракеты "Стандарт-2", две универсальные пусковые установки,
управляемые ЭВМ, радиолокационная станция, которая обеспечивает круговой обзор,
обнаружение и сопровождение более ста целей. По характеру отраженного сигнала
она способна отличить ложные цели, имеет большую помехозащищенность. Кроме того,
система способна определять потенциально опасные цели, оптимально распределять
их между различными видами оружия, вырабатывать рекомендации на открытие огня.
Словом, технически аппаратура крейсера, его оборудование должны исключить
трагедию. Скорость движения самолета; размеры его отметки на экране локатора у
Р-14; отметки в несколько раз меньшие, чем у А-300; отсутствие маневра,
характерного при нанесении удара, - все это однозначно свидетельствовало, что в
полете находился гражданский самолет.
Вот что заявил, например, эксперт японской радио- и телевизионной компании ЭнЭйч-Кей:
"Пентагон утверждал, что аэробус атакован, поскольку летел очень низко
и крайне быстро прямо на крейсер. Однако, даже по американским данным, его
скорость и высота полета явно не соответствовали понятиям об атаке современного
самолета на морскую цель. Вызывает сомнение и то, что США не сообщили точные
данные о месте, где был сбит самолет. США также заявляют, что имевшихся у
крейсера четырех минут недостаточно, чтобы сделать правильный вывод и
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
отличить аэробус от истребителя. Однако, на наш взгляд, такие временные рамки
вполне естественны для современной ракетной войны, в ходе которой корабль с
системой "Иджис" обязан принимать верные решения".
Некоторые известные американские специалисты в области электроники, как,
например, Дэвид Парнас, три года назад один из ведущих консультантов Пентагона
по созданию систем управления для СОИ,, призвали администрацию США вынести из
трагедии в Персидском заливе урок и в отношении ее программы "звездных войн".
Он, в частности, отметил, что в военно-морских силах США "Иджис" уже давно стали
называть "системой звездных войн на море", поскольку принцип действия ее такой
же, как и в системах управления, разрабатываемых для оружия "звездных войн".
"Очевидно то, - подчеркнул ученый, - что если самые совершенные ЭВМ не могут
отличить с близкого расстояния аэробус от истребителя, то гораздо сложнее, а
может быть, и вообще невозможно отличить боеголовку от обычной болванки, летящей
по той же баллистической траектории в космосе".
По просьбе Ирана, созвано экстренное заседание Совета Безопасности ООН для
обсуждения одного вопроса: об уничтожений иранского пассажирского авиалайнера с
298 пассажирами и членами экипажа на борту ракетами, выпущенными с американского
военного корабля в Персидском заливе.
Первым 14 июля выступил министр иностранных дел Ирана Али Ак-бар Велаяти. В его
полуторачасовой речи и горечь за погибших, и гневное осуждение действий США, и
призыв к международному сообществу о поддержке. Велаяти привел подробности
трагедии 3 июля, стенограмму переговоров пилотов с диспетчерами в течение 7
минут полета, - последняя оказалась роковой. Слова пилота: "всего хорошего" -
это все, что услышал диспетчер. Затем связь оборвалась: ее прервали две
стандарт- ' ные ракеты класса "земля-воздух" с корабля ВМС США "Винсеннес".
Далее иранский министр заявил: "Даже если принять американские утверждения, что
это несчастный случай, это ни в коей мере не умаляет серьезной ответственности
США. Ясно, что, наделив своих военно-морских офицеров в Персидском заливе столь
широкими полномочиями и принимая во внимание нестабильность обстановки,
созданную присут- ч ствием там ВМС США, американские политические деятели
прекрасно осознавали неизбежность подобных трагедий и при этом ничего не сделали
для их предотвращения".
В ответной речи вице-президент США Буш возложил всю ответственность за трагедию
на... Иран, поскольку, мол, он не обеспечил, чтобы; маршрут авиалайнера не
пролегал в районе боевых действий. Отсюда трагическую ошибку допустили отнюдь не
ВМС США, а сами иранцы - тем, что направили самолет над военным кораблем.
Вскоре после начала закрытых слушаний Ь комитете палаты предста-вителей по делам
вооруженных сил США, на которых давали показания | пентагоновские чины,
выявились многочисленные противоречия в сообщаемых ими сведениях. Скептически, а
то и с недоверием восприняли многие конгрессмены утверждения о "случайности"
катастрофы. Они
недоумевали, каким образом крейсер "Винсеннес", оснащенный самой совершенной из
имеющихся в американских арсеналах электронной системой слежения и определения
целей "Иджис", "спутал" огромный гражданский аэробус с боевым самолетом Р-14,
размеры которого в Зраза меньше. "Нам говорили, что система "Иджис" самая
великолепная в мире и такого просто не может произойти!" - возмущенно заявила
член палаты представителей Патриция Шроудер. (Любопытно, что в 1983 году
вашингтонская администрация задавалась тем же вопросом: как мог советский летчик
перепутать пассажирский "Боинг" с разведывательным самолетом.)
Пентагоновские генералы в конце концов признали, что авиалайнер не только не
отклонялся от положенного маршрута, но в момент, когда по нему выпустили ракеты,
шел почти прямо по центру "воздушного коридора шириной 20 км, установленного для
гражданских самолетов между Бендер-Аббасом и Дубаем".
Но, несмотря на все это, администрация США добилась, чего хотела: слушания в
конгрессе фактически зашли в тупик. "Дебаты вокруг инцидента с иранским
авиалайнером погрязли в технических деталях", - подвел итог лидер
демократического большинства в сенате Роберт Бэрд.
Пытаясь побыстрее замять скандал, Белый дом объявил, что намеревается выплатить
компенсацию семьям погибших пассажиров и членов экипажа.
В конце концов всю вину за трагедию в Персидском заливе американцы окончательно
возложили на Иран. Результаты широкомасштабной пропаганды не заставили себя
ждать. "Большинство американцев верят, что действия крейсера "Винсеннес",
сбившего иранский пассажирский самолет, оправданны", - подвела итог "Вашингтон
пост", отмечая, что так считают 71 процент участников общенационального опроса,
проведенного газетой совместно с телекомпанией Эй-Би-Си; 74 процента опрошенных
заявили, что в "случившемся в большей степени виноват Иран". Противоположного
мнения придерживались соответственно 24 и 14 процентов американцев.
И еще один любопытный штрих. Влиятельный журнал "Нью рипаб-лик" (Вашингтон) в
редакционной статье отмечал: "...по мере того как первоначальные извинения за
трагическую ошибку 3 июля стихают, становится все очевиднее: мы обязаны
извиниться перед Советским Союзом за нашу дешевую реакцию на сбитый в 1983 году
авиалайнер КАЛ 007, что ЦРУ - намного позже того, как Рейган резко утверждал
обратное, - также определило как случай ошибочного опознания. Можно бесконечно
спорить о сходстве и различии двух инцидентов. Наши жертвы находились в воздухе
над зоной боевых'действий. С другой стороны, их жертвы находились в воздухе над
советской территорией. (Что, если таинственный самолет появился над
Калифорнией?) Ясно в ретроспективе, что наша реакция на КАЛ 007 - часть циничной
пропаганды и результат технологического высокомерия: мол, такого с нами никогда
не могло случиться".
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРС
Гибель президента Зия-уль-Хака на самолете С-130
17 августа 1988 года потерпел катастрофу самолет С-130- "Геркулес" пакистанских
ВВС; на борту находился президент Пакистана Зия-уль-Хак. Всего погиб 31 человек.
"Всякого, кто попытается пустить под откос демократию, постигне суровая кара", -
предупреждал президент Пакистана генерал Зия-уль-? объявляя в канун 1986 года об
отмене в стране военного положения. Од-| нако обещания восстановить демократию
он не сдержал. Более того, в ] 1988 года Зия-уль-Хак распустил нижнюю палату
парламента, отправил 1 отставку гражданского премьер-министра М.Х. Джунеджо, а
вместе с ] центральное и провинциальное правительства. В интервью западногерма!-
ской газете "Франкфурте? рундшау" президент заявил, что Пакистан ели ком
неразвитая страна, чтобы иметь демократическую систему правлеш Начальник штаба
сухопутных войск Зия-уль-Хак, провозгласивший ( главным военным администратором,
а затем и президентом республик заменял собой и выборный законодательный орган,
и независимую суде ную власть, и легальную партийную систему.
Политическая обстановка в стране заметно обострилась. Против щ зидента выступали
как левые, так и правые, что грозило политически! кризисом, экономическим хаосом
и потерей стабильности, считавшейс главным достижением режима.
17 августа 1988 года Зия-уль-Хак вылетел на полигон Тейпур
вали, где должны были про* показательные испытания; риканского танка М-1 "А?!
рамс". Большинство исследов телей считают, что президе* не без колебаний
отправился^ эту поездку и окончательно ] шил лететь на полигон толь вечером 16
августа, после тел фонного разговора с кои щим бронетанковыми войск ми и своим
бывшим адъюта" том генерал-майором Мах" дом Дуррани. Но, по другим 1 тоЧникам,
этот визит был лакирован еще 5 августа, на" вещании командиров корпус что
отражено в приказе Ге" рального штаба.
17 августа, в 8.21, президей тский самолет С-130 - "Герк лес" американского
произв
ства, входящий в состав 35-го авиатранспортного крыла пакистанских ВВС (позывной
"Пак-1"), поднялся в воздух с авиабазы Чаклала под Исламабадом и взял курс на
аэродром города Бахавалпур. На его борту находились: президент Зия-уль-Хак;
председатель комитета начальников штабов генерал Ахтар Рехман, до этого
назначения руководивший военной разведкой; заместитель начальника штаба
сухопутных войск генерал Мирза Аслам Бег; начальник управления Генерального
штаба, неофициальный преемник Зия-уль-Хака генерал-лейтенант Мохаммед Афзал и
еще более двадцати высокопоставленных пакистанских военных. Вместе с ними летел
посол США в Пакистане Арнольд Рейфел с группой специалистов по танку М-1. Глава
американской военной миссии в Пакистане бригадный генерал Герберт Уоссом
отправился к месту маневров на собственном самолете.
В 9.17 "Геркулес" приземлился в Бахавалпуре, и через 15 минут президентский
кортеж, к которому присоединился генерал Уоссом, направился на полигон Тейпур
Тамевали. Позднее в докладе комиссии по расследованию катастрофы будет отмечено,
что полет прошел без происшествий. Однако во время стоянки "Геркулеса" механики
более двух часов устраняли неисправность в грузовом отсеке.
Полевые испытания танка М-1, продолжавшиеся с 10.30 до 12.00, оказались для
американцев неудачными: "Абраме" не поразил ни одной мишени. Несмотря на столь
плачевный результат, Зия-уль-Хак пребывал в хорошем настроении и на обеде,
продолжавшемся до 14.30, много шутил. Он пригласил посла Рейфела и генерала
Уоссома вернуться в Исламабад на президентском С-130 - те согласились. В то же
время генерал Аслам Бег, сославшись на намеченное важное совещание, сказал, что
полетит на своем самолете. Зия-уль-Хак счел причину уважительной.
После обеда президентский кортеж прибыл на аэродром. Совершив намаз, президент
поднялся на борт "Геркулеса".
Зия-уль-Хак, посол Рейфел, генерал Уоссом, а также два высших армейских
генерала, Ахтар Рехман и Мохаммед Афзал, расположились в передней части салона.
Еще восемь пакистанских генералов разместились в хвосте лайнера. Вылет,
намеченный на 15.30, немного задержался из-за того, что на "Геркулес" не успели
погрузить ящики с манго - подарок американцам.
15.42. "Сессна" службы безопасности завершила облет аэродрома Бахавалпур: пилот
доложил, что ничего подозрительного не замечено.
15.46. Подполковник Машхуд Хасан поднял "Геркулес" в воздух и взял курс на
Исламабад. Через минуту взлетел самолет генерала Аслам Бега (позывной "Пак379").
15.47. Машхуд Хасан сообщил диспетчеру аэродрома Бахавалпур расчетное время
прибытия в Исламабад - 16.55. Его последние слова: "Я "Пак-1", оставайтесь на
связи". Однако один из сотрудников диспетчерской службы утверждал, что второй
пилот еще произнес: "Что ты делаешь, 'Машхуд?"
15.48. "Геркулес" на небольшой высоте прошел над рекой Сатледж. Затем, по
словам пилота самолета генерала Аслам Бега, с президентским
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСШ
С-130 стало происходить что-то странное: его бросало то вверх, то вниз.Я
Создавалось впечатление, что машина перестала быть управляемой. н|
15.50. В эфире послышался слабый голос адъютанта Зия-уль-Хака бри-я гадного
генерала Наджиба Ахмеда: "Машхуд, Машхуд", а в 15.51, согласно! докладу
комиссии, С-130 врезался в землю под углом 60-65 градусов.! Катастрофа произошла
около города Лахор. Никому из 37 человек, на-Ц холившихся на борту "Геркулеса",
спастись не удалось. Ш
Самолет генерала Аслам Бега сделал круг над местом падения и взял! курс на
Исламабад.
,1
После гибели Зия-уль-Хака и генерала Ахтара Рехмана генерал АсламШ Бег стал
главным военачальником. По прибытии в Исламабад он отпра-1 вил в Генеральный
штаб срочную радиограмму: руководству вооруженных! сил предписывалось немедленно
собраться на экстренное совещание, т
В восемь часов вечера по радио передали экстренное сообщение ш| гибели Зия-ульХака.
В стране объявили десятидневный траур, на три дни! закрыли все
государственные учреждения и учебные заведения. Предсе-^ датель сената Гулам
Исхак Хан приведен к присяге в качестве временна ного президента. Он сразу
пообещал, что виновных в гибели Зия-уль"'| Хака найдут и накажут. В тот же день
образованную Государственную ко-Ц миссию по расследованию причин катастрофы
возглавил Аббас Мирза,! В качестве экспертов привлечены специалисты из США во
главе с под-1 полковником Совадой. Кроме того, появилось еще несколько комиссийЯ
военного Межведомственного разведывательного управления (ИСИ),1
Разведывательного бюро, Федерального бюро расследований Пакиста-"1 на и полиции.
Части фюзеляжа и двигателей самолета американского! производства 3 сентября 1988
года доставлены в США транспортными са-1 молетами американских ВВС. Их
исследовали эксперты Пентагона,! ЦРУ и фирм-производителей.
В течение двух месяцев Государственная комиссия пыталась опреде-? 1 лить причины
катастрофы. Среди версий назывались следующие: взрыв! бомбы; поражение ракетой с
земли; пожар; некачественное авиатопли"! во; отказ двигателей, выход из строя
электрооборудования или системым! управления.К сожалению, на борту "Геркулеса"
не оказалось бортовым самописцев, что значительно осложнило расследование.
Официальное! заключение, опубликованное 18 октября 1988 года, не давало ответов
на! многие вопросы.
|
После тщательного обследования обломков самолета комиссия не! нашла
подтверждения ни одной из вышеупомянутых версий. Например/! сразу исключили
отказ в системе управления, поскольку в конструкции! С-130 предусмотрено ее
тройное дублирование. После вскрытия тела ге-*| нерала Герберта Уоссома отпала
версия пожара -он умер еще до того, 1 как лайнер загорелся.
,|
А может, "Геркулес" сбит ракетой? Эта версия рассматривалась в связи,! с
покушением на Зия-уль-Хака, совершенным членами подпольной тер-1 рористической
организации "Аль-Зульфикар" ("Меч пророка"), которой! руководил Муртаза Бхутто,
младший сын свергнутого президента Зуль-| фикара Али Бхутто. Однако и она не
нашла подтверждения 1
Смоделировав на компьютерах последний полет "Геркулеса", специалисты пришли к
выводу, что в последние минуты он потерял управление.
Словом, комиссия не нашла причин технического характера и сделала вывод, что
катастрофа результат преступного акта или саботажа. Дело в том, что на некоторых
обломках самолета и ящиков с манго удалось обнаружить следы пентаэритрола
тетранитрата (ПЭТН) - взрывчатого вещества, применяемого при диверсиях.
Пакистанские эксперты воссоздали детонатор для взрыва небольшого контейнера с
отравляющим веществом. Такой контейнер террористы могли пронести на самолет в
ящиках с манго или во время ремонта грузового отсека. А отравление пилотов
ядовитым газом убедительно объясняет странное поведение "Геркулеса" перед
падением.
Но развития эта версия не получила; более того, под нажимом неких влиятельных
лиц дальнейшее расследование вообще решили прекратить. Весь персонал аэродрома
Бахавалпур, сотрудники безопасности, а так^ же другие свидетели катастрофы
получили назначения в другие районы страны. Обычно в случае гибели американских
граждан за рубежом ФБР проводит собственное расследование. На этот раз оно
проходило вяло, несмотря на то, что среди погибших оказался посол США. Так что
об истинных виновниках катастрофы приходится только догадываться.
Какие силы были заинтересованы в гибели президента Пакистана? Кто мог столь
четко спланировать и осуществить подобную операцию и умело спустить
расследования на тормозах?
Зия-уль-Хак имел много врагов. Прежде всего, это родственники свергнутого
президента Зульфикара Али Бхутто. Недаром его дочь, Беназир Бхутто, сразу после
катастрофы заявила: "Мы уверены, что смена власти произойдет в высшей степени
гладко". И действительно, в ходе ноябрьских выборов ее Пакистанская народная
партия одержала убедительную победу.
Младший сын Бхутто, Муртаза, руководил террористической организацией "АльЗульфикар";
ее боевики в 1982 году пытались сбить под Исламабадом самолет Зияуль-Хака.
Однако выпущенная зенитная ракета прошла мимо лайнера. Сразу после
гибели президента Муртаза Бхутто взял на себя ответственность за катастрофу, но
позднее, узнав, что среди жертв оказались американцы, поспешил взять свои слова
обратно.
Могли осуществить диверсию и палестинские террористы, поклявшиеся отомстить Зияуль-Хаку
за смертный приговор пяти угонщикам "Бо-инга-747" в аэропорту Карачи
осенью 1986 года. Они не могли простить президенту Пакистана участия в качестве
военного советника в разгроме отрядов палестинцев регулярной иорданской армией в
сентябре 1970 года, а также тайных контактов с израильтянами и намерения
официально признать государство Израиль.
Считали своим врагом Зия-уль-Хака и синдхские и белуджские националистические
группировки. В августе-сентябре 1983 года пакистанская армия жестоко подавила
антиправительственные выступления в Синде. После этого в провинции установилось
засилье панджабского большинства в лице военной и гражданской бюрократии, что не
могло не вызвать всплеска ненависти к Зия-уль-Хаку среди синдхов и белуджей.
юо ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ!
И наконец, нельзя сбрасывать со счетов представителей шиизма, вто-| рого по
значению течения в исламе, чьи последователи составляют до 30 процентов
населения Пакистана. А Зия-уль-Хак, проводя политику! исламизации страны,
опирался на сунитов. Поэтому катастрофа очень | напоминает акт самоубийства
одного из членов экипажа. По другим дан* ным, некий техник в аэропорту являлся
ревностным шиитом и вполне! мог пронести на борт "Геркулеса" контейнер с
отравляющим газом, вос-1 пользовавшись для этого ремонтными работами.
Наиболее заинтересованныме в гибели президента лица - пакистан-1 ские военные.
Зия-уль-Хак занимал должность начальника штаба сухо-| путных сил более
тринадцати лет вместо положенных четырех. При это" престиж армии как боевой силы
падал, а офицеры превращались в биз-1 несменов и теневых дельцов. Более того,
внешняя и внутренняя полиг| тика Зия-уль-Хака ставила под угрозу получение от
США четырехмшь лиардной военно-экономической помощи Пакистану. И тогда испуган*
ные надвигающимся экономическим и политическим кризисом пакис ханские генералы
решили действовать. Недаром министр обороны Па-| кистана Чама позже заявил: "Кто
хочет узнать причины гибели Зия, ] позвонит в рай".
, '
Катастрофа истребителей "МВ-339А" в Рамштайне
28 августа 1988 года на авиашоу в Рамштайне (ФРГ)
разбились три самолета МВ-339А итальянской пилотажной
группы. Погибли три пилота и 67 зрителей, 388 человек
получили ранения разной степени тяжести.
28 августа 1988 года командование войск США, расквартированных! на
западногерманской территории, проводило так называемый День от-| крытых дверей.
Организаторы подготовили грандиозное авиашоу, при-1 уроченное к началу серии
крупных военных маневров НАТО в Европе. |
Правда, жители Рамштайна недовольны таким соседством: жалуют-* ся местным и
центральным властям, что военные самолеты произв слишком много шума. Но все
обращения остаются без должного ответа.^
В Рамштайне близ Кайзерслаутерна, земля Рейнланд-Пфальц, распор лагались главное
объединенное командование военно-воздушных с" НАТО "Европа-Центр" и крупнейший
натовский военный аэродром Европе.
Население городка составляло всего восемь тысяч, на праздник приезжали со всей
Германии - из Мюнхена, Штутгарта, Западного Берли-| на. По некоторым оценкам, на
этот раз авиашоу собрало более 300 тысяч человек, - по словам представителей
полиции, больше, чем в пре*| дыдущие годы. Зрители слушали выступления духовых
оркестров, поглс щали сосиски и пили холодное пиво.
Итальянская эскадрилья высшего пилотажа "Фриччи триколори" последней
демонстрировала свои достижения. До них в программе при^
нимали участие самолеты французских ВВС, эскадрильи высшего пилотажа
португальской армии, а также английских ВВС.
В 20-е и 30-е годы И
...Закладка в соц.сетях