Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих авиакатастроф

страница №34

нии "Эйр Индиа" выполнял регулярный
рейс 181 по маршруту Бомбей - Монреаль с промежуточной посадкой во Франкфуртена-Майне
и Торонто. Надо отметить следующую особенность: в Торонто начинался
рейс 182, в то время как рейс 181 заканчивался в следующем пункте - Монреале.
Таким образом, из Торонто в Монреаль часть пассажиров летела из Индии в Канаду,
другие же, Наоборот, в Индию из Канады.

320


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

321


Самолет в Индии назвали "Канищка", в честь индийского императора. Командир
экипажа - капитан Ханс-Сингх Нарендра, шесть дней отдыхал в Торонто, прежде чем
занять левое кресло в пилотской кабине. Второй пилот Сатниндер Сингх Биндер,
также капитан, в этом полете занимал правое кресло. Последним в кабину поднялся
бортинженер Дара Думасиа. В экипаж входили также 19 стюардов и Стюардесс.

"Боинг" вылетел из Торонто с двухчасовым опозданием. Дело в том, что еще 8 июня
у лайнера "Эйр Индиа" во время взлета забарахлил один из двигателей и пилоты
приняли решение вернуться в Торонто. Механики заменили двигатель на новый,
любезно предоставленный компанией "Эйр Канада".

Теперь "Канишка" должен доставить неисправный двигатель для ремонта в Индию.
Механики установили его в пятой гондоле, расположен-1 ной под левым крылом.
Такой необычный способ транспортировки наи- • более удобен. Максимальная
приборная скорость при этом, правда,; уменьшалась, но другие основные летные
характеристики оставались в пределах нормы.
После небольшой стоянки в Монреале "Боинг" снова поднялся в воз-, дух. "Канишка"
вылетел из Монреаля в Бомбей. Маршрут полета предусматривал промежуточные
посадки в Лондоне и Нью-Дели. Расчет-; ное время прибытия в аэропорт Хитроу - 8
часов 33минуты. На борту] "Боинга" 307 пассажиров, большинство индийцы,
собиравшиеся посе-; тить свою историческую родину.

Перелет из Монреаля в Лондон занимал более шести часов, и в на-' чале
путешествия пассажирам предложили горячие обеды и напитки. \ Для тех, кто не
хотел спать, показывали индийские фильмы, но боль- \ шинство задремали под
мерный гул моторов. Температура за бортом 3 минус 47 градусов. Лайнер летел выше
кромки облаков, и пилоты могли наблюдать восход солнца.

Кроме задержки, связанной с транспортировкой отказавшего дви-, гателя, рейс 182
проходил в обычном режиме. "Борт" летел через Ат-: лантику на высоте 11 000 м.

На подлете к Ирландии^ в 07.05 (по Гринвичу), экипаж установил \ связь с Центром
УВД в ирландском аэропорту Шеннон и сообщил о входе I "Боинга" (рейс 182) в зону
ответственности Центра.

Бортовой магнитофон записал последние переговоры экипажа с дис-| петчерами.

07.08. Второй пилот капитан Бицдер: "Эйр Индиа", сто восемьдесят два, доброе
утро!

Шеннон: "Эйр Индиа", сто восемьдесят два, доброе утро. Код ответ-1 чика две
тысячи пять, прием.

Капитан Биндер: Код три тысячи пять, я "Эйр Индиа", прошел пять- ; десят один
северной пятнадцать западной в семь ноль пять, эшелон по-1 лета триста десять,
рассчитываю РПИ (район полетной информации. -1 И.М.) пятьдесят один северной
ноль восемь западной в семь тридцать 1 пять, следующий Банги.

Шеннон: "Эйр Индиа", Шеннон, вас понял. Разрешаю Лондон через пятьдесят один
северной ноль восемь западной, Банги, верхний "голубой" сорок Мерли, верхний
"красный" тридцать семь Ибсли, эшелон полета триста десять.
Капитан Биндер: Вас понял.
Второй пилот дословно повторяет указание диспетчера.
Шеннон уточняет и подтверждает код ответчика - 2005.
Капитан Биндер: Да-да, сэр, прошу прощения, код ответчика две тысячи пять, я сто
восемьдесят второй.
"Канишка" летит со скоростью 519 узлов в час на высоте 9300 м.
07.10. В Центре УВД аэропорта Шеннон диспетчеры М. Куин и Т. Лейн ведут рейс 182
в числе прочих по воздушной трассе 11В-40.
В 7.14 по Гринвичу, когда самолет находился примерно в 70 км от ирландского
города Корк, в наушниках диспетчеров раздался щелчок включившегося передатчика,
и в ту же секунду засветка индийского "Боин-га-747" пропала с экранов радаров.
Никаких сигналов о бедсгвии индийский экипаж передагь не успел. Рейс 182 просго
исчез. После нескольких безуспешных попыток выйти на связь с "боргом" УГ-ЕРО
диспегчеры подняли тревогу; уже в 7.30 развернуты поисковые работы.

Служба береговой охраны Великобритании обратилась ко всем судам, находившимся в
месте предполагаемого падения "Боинга", с просьбой о помощи в поисках пропавшего
лайнера и спасении его пассажиров в районе 51 градуса с. ш., 15 градусов з. д.
На эгог призыв откликнулось несколько торговых и военных кораблей, среди них -
"Лаурентиан фо-ресг", "Али Баба", "Конгстейфт" и "Весг Аглангик".
В 9.13 с борга сухогруза "Лаурентиан форест" в шгаб спасательной операции пришло
неутешительное известие: на поверхности воды обнаружены обломки самолета и
несколько трупов. Взрыв на борту "Канищ-ки" вызвал декомпрессию внутри фюзеляжа
и последующее разрушение лайнера. Обломки "Канишки" упали с высоты 9300 м в
океан около Шеннона на двухкилометровую глубину. Стало ясно, что все 329
человек, находившиеся на борту индийского "Боинга", погибли. По числу погибших
эта катастрофа трегья в исгории гражданской авиации.
Координационный шгаб развернули в ирландском поргу Корк. В течение нескольких
дней на поверхность подняли около 50 процентов останков самолета и 131 жертву
этой страшной катастрофы.
Премьер-министр Индии Раджив Ганди отдал распоряжение о создании комиссии по
расследованию обстоятельств катастрофы у побережья

322


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРСИ

323


Ирландии. Государственный министр туризма и гражданской авиацод Ашок Гехлот
заявил, что причиной гибели людей в небе над Атланти| кой "мог быть взрыв". На
это, по его мнению, указывает характер разе броса обломков самолета, который
буквально рассыпался в воздухе. "Ми не исключаем возможности саботажа", -
подчеркнул он.

Капитан панамского грузового судна Э. Фрейде показал, что в 7.16 Вд| Гринвичу
видел на высоте около 8 миль взрыв в воздухе: "Самолет еде дал два полных
оборота вокруг своей оси, прежде чем развалиться".

Перед вылетом лайнера из Монреаля службы аэропорта изъяли багажа три
подозрительных чемодана. Но позже выяснилось, что ни ких взрывных устройств там
нет. При осмотре обнаружили утюг, радис приемник и фен.

Через час после катастрофы лайнера "Канишка" в токийском аэр порту Нарита
приземлился канадский "Боинг-747" авиакомпании "I надиэн пасифик Эйрлайнз",
выполнявший рейс 003 из Ванкувера; на ( ту 390 пассажиров. Самолет из-за
сильного попутного ветра прибыл аэропорт Нарита на 10 минут раньше расчетного
времени, в 14.15] японскому времени.
"

Через сорок минут после того, как пассажирский багаж выгрузили, одном из
транспортных контейнеров, где находился багаж, сданный пае сажирами в канадском
аэропорту Ванкувер, взорвалась бомба замедлен! ного действия. В результате
погибли двое и тяжело ранены четверо слу| жащих багажного отделения аэропорта;
частично разрушено помещен"

Имелась ли связь между катастрофой индийского "Боинга" и взры| вом в аэропорту
Нарита? На этот вопрос предстояло ответить следов телям.

Комиссия Интерпола в составе представителей Индии, Канады, С1 Англии и Японии
начала расследование трагических инцидентов.

Однако комиссии долгое время не удавалось собрать веских доказав тельств, чтобы
с уверенностью утверждать, что на борту "Боинга" вз валась бомба.

В то же время многочисленные обломки лайнера, которые помогл бы определить
причину катастрофы, покоились на дне Атлантическог океана, на глубине более 3000
м, и поднять их на берег казалось деле нереальным.

Помимо взрыва на борту, эксперты отрабатывали и другие версийЦ Они, к примеру,
подвергли сомнению надежность конструкции "Бон га-747". В прессе замелькали
статьи, где проводились параллели мел загадочными катастрофами британских
"Комет" тридцатилетней давне сти и не менее загадочным разрушением в полете
индийского "Боинга" Репутация почти шестисот "Боингов", любовно прозванных
"джамС ("слон") и эксплуатировавшихся в 1985 году по всему миру, оказалась пс
угрозой.

Гибель индийского "Боинга" над Атлантикой долго оставалась загад-^ кой. Попытки
собрать части рухнувшего лайнера продолжались. Задач усложнялась тем, что
обломки лежали на большой глубине, разбросан-* ные в радиусе 5 миль.

Дело продвинулось вперед, когда в район гибели индийского самолета вышло
британское спасательное судно "Гардлайн локейтор", оснащенное самым современным
гидролокационным оборудованием. Вскоре к нему присоединился французский укладчик
подводных кабелей "Леон Тевени" с дистанционно управляемой мини-субмариной
"Скраб" на борту.

Уже 5 июля агентство "Рейтер" сообщило, что с помощью "Скраба" удалось
обнаружить остатки самолета. Телевизионная камера зафиксировала десять крупных
фрагментов самолета - среди них человеческие тела, - разбросанные на площади 4
кв. мили. После того как обнаружили хвостовую,часть, с помощью подводного робота
9 и 10 июля удалось достать оба бортовых самописца.
Взвесив все "за" и "против", решили все-таки попробовать поднять на
поверхность.обломки лайнера. Для этого предполагалось использовать спасательный
корабль канадской береговой охраны "Джон Кабот", оборудованный мощными кранами.
С его помощью засняли на видеокамеру обломки самолета - появились тысячи
качественных фотоснимков.
К концу сентября разработан план подъема останков лайнера со дна Атлантики.
Упорство моряков увенчалось успехом. Когда над палубой "Джона Кабота" закачался
на тросах поднятый с трехкилометровой глубины первый фрагмент обшивки фюзеляжа
"Боинга", все, кто присутствовали при этом событии, не выдержав, зааплодировали.
На борт судна подняли более двадцати фрагментов лайнера. И чем больше обломков
попадало в руки экспертов, тем яснее становилось, что самолет разрушился в
воздухе в результате взрыва. Эта версия стала основной после того, как члены
следственной комиссии самым тщательным образом изучили фотографии заднего
гермошпангоута, покоившегося на дне. Дело в том, что в том же году в Японии
потерпел катастрофу еще один "Боинг-747", причиной его разрушения стал
бракованный гермошпангоут. На этот раз не выявлено ни малейших признаков
усталостного разрушения металла, из которого изготавливалась эта деталь. Таким
образом, конструкция "Боинга-747" реабилитирована.
В конце января 1986 года опубликован доклад канадского департамента по
безопасности в авиации. Принимая во внимание имеющиеся в распоряжении комиссии
факты и свидетельства, говорилось в нем, можно с большой долей уверенности
утверждать, что катастрофа на борту индийского лайнера произошла из-за взрыва
бомбы в грузовом отсеке. Однако, подчеркивалось в докладе, бесспорных
доказательств найти не удалось, хотя версия взрыва - наиболее вероятна.
Индийская сторона начала свое расследование сразу после катастрофы. В 1986 году
официально заявлено, что на борту самолета компании "Эйр Индиа" взорвалась
бомба, в результате лайнер разрушен.
Расшифровка показаний "черных ящиков", произведенная в Бомбее, в Центре имени
Бхабха 15-17 июля 1985 года в присутствии иностранных экспертов, показала, что
самолет, выполнявший рейс по маршруту Торонто - Монреаль - Лондон - Бомбей -
Дели, стал объектом диверсии. Находившиеся на борту чувствительные датчики
зафиксировали на

324


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

325


пленке взрыв в 7.13 утра, как раз в тот момент, когда самолет прибли-| жался к
берегам Ирландии и экипаж вел переговоры с наземной диспет* черской службой. Не
исключается возможность, что на борту самолет произошли два взрыва. Запись на
пленке прервалась в тот момент, ког*| да командир корабля передавал на землю
характеристики полета. Мс жет быть, первый взрыв вывел из строя электрическую
систему.

Но кто взорвал самолет?

Основная версия, которую отрабатывала комиссия по расследовании причин
катастрофы лайнера "Эйр Индиа", - теракт. Подозревали сикхских экстремистов, -
они заметно активизировали борьбу с индийский правительством после штурма
регулярными войсками главндй святыш сикхов - Золотого храма в городе Амритсар.

Не одна, а сразу три экстремистские группы в США и Канаде взял" на себя
ответственность за гибель индийского лайнера.

В индийском посольстве в Канаде незадолго до инцидентов раздалис телефонные
звонки от имени сикхских сепаратистов: грозили взорват ряд самолетов "Эйр
Индиа". Посольство Индии поставило об этом в ] вестность канадские власти и
просило обеспечить усиленную охрану самолетов "Эйр Индиа" в аэропортах Торонто,
Ванкувера и Монреаля.

Индийская авиакомпания, учитывая угрозу захвата самолетов сикхс-| кими
экстремистами, создала свою службу безопасности, которая взаимодействовала с
Королевской канадской конной полицией (КККП),г Досмотр пассажиров проводился
очень тщательно. Меры приняли, ноЛ как оказалось, недостаточные.

Службы безопасности США подозревали, что к взрыву на самоле "Эйр Индиа" имеют
отношение два террориста, готовившие покушение! на Р. Ганди во время его визита
в США и до сих пор не найденные ФБРЬ| Лал Сингх и Аммана Сингх подозревались
также в причастности к взрыв в багажном контейнере, выгруженном из прибывшего в
токийский аэр порт Нарита "Боинга-747".

Ответ на вопрос, кто это сделал, следовало искать в Монреале, ронто или
Ванкувере, где начинался рейс 003.

В конце июля полиция напала на след злоумышленников. При озна-| комлении со
списками пассажиров и компьютерными распечатками следователи обратили внимание
на следующее обстоятельство: некто Л. Си прошел регистрацию в Ванкувере на рейс
003, но на борт "Канадиэ" Эйрлайнз" так и не поднялся. Л. Сингх также значился
среди пассажи-?! ров рейса "Эйр Индиа" 301 из Нарита в Бангкок. Газета "Иомури"
сооб-1 щила, что на остатках чемодана, в котором находилась бомба с часовым!
механизмом, взорвавшаяся в аэропорту Нарита, обнаружены отпечатки] пальцев Лал
Сингха.

Другой подозреваемый, Аммана Сингх, появился в Торонто в субботу. По прибытии
туда индийского лайнера "Боинг-747", потерпевшего! катастрофу над Атлантикой, он
зарегистрировался на рейс 182, но на борт! "Эйр Индиа" так и не поднялся.

Багаж Л. и А. Сингхов загружен в самолеты, на которых они не по-| летели.

В сентябре 1985 года в интервью индийскому журналу "Иллюстрей-тид уикли оф
Индиа" Фрэнк Кэмпер, непосредственно руководивший подготовкой террористов в
диверсионном центре в американском штате Алабама, признал, что взрыв индийского
самолета - дело рук сикхских террористов. Кэмпер сообщил, что обучавшиеся у него
террористы, в том числе и Лал Сингх, разработали план уничтожения двух индийских
пассажирских самолетов. Однако не удалось точно рассчитать время вылета самолета
рейса Токио - Бомбей, и бомба взорвалась в багажном отделении токийского
аэропорта.
Канадским судом Лал Сингх приговорен к длительному сроку заключения за теракт в
аэропорту Ванкувера.
В 2001 году канадские власти предъявили обвинение Л. Сингху, отбывавшему срок в
тюрьме Ванкувера, в организации взрыва самолета "Эйр Индиа" (рейс 182).
Обвинение предъявлено за три дня до освобождения террориста.
Катастрофа "Боинга-747" под Токио
12 августа 1985 года в окрестностях Токио (Япония)
"Боинг-74^" авиакомпании "Джепэн Эйрлайнз" потерял
управление и врезался в гору. Погибли 520 человек, 4 человека
чудом остались в живых.
Одна из самых страшных катастроф в истории мировой авиации произошла накануне
праздника Бон, особо почитаемого японцами. 12 августа 1985 года в токийском
аэропорту Ханеда оживленно. Встречать праздник полагается с семьей, поэтому
почти все билеты на внутренние рейсы раскуплены.
В 18.00 лайнер "Боинг-7475К." авиакомпании "Джепэн Эйрлайнз" ("Джал") вылетает
из токийского аэропорта Ханеда в индустриальный центр Осака. "Борт" ДА8119 начал
выполнять регулярные рейсы в 1972 году. Этот самолет фирма "Боинг" построила по
специальному заказу для эксплуатации на внутренних линиях в Японии (сокращение
"8И" означает "короткие дистанции"), что позволяло компании использовать его с
максимальной пассажирской загрузкой - 550 человек.
Командир экипажа - опытный пилот-инструктор 49-летний Маса-ми Такахама,
налетавший более 12 500 часов. В авиакомпаний "Джал" он работал 19 лет. Правда,
в этом рейсе он занимал правое кресло, - в левом на этот раз расположился второй
пилот, который готовился стать капитаном. '
Для экипажа это обычный день. Лайнер успел сделать рейс на Кюсю и вернуться
обратно в Ханеда в 17.17. "Борт" 1А8119 дозаправлен; сменилась бригада стюардов;
экипаж в кабине остался тот же.
В 18.04 "нижний" диспетчер вывел "Боинг" на рулежку. В пассажирских салонах из
528 кресел занято 509. Вместе с экипажем на борту лайнера 524 человека. Несмотря
на причиненные неудобства, пассажиры, в основном японцы, не проявляли ни
малейшего недовольства и с завид100
ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

ным терпением ждали" когда начнется 54-ми-1 нутный рейс (от Токис до Осаки всего
400 км). Самолет поднялся воздух в 18.12 по местно-Ц му времени, а в 18.24;
занял предписанный! службой УВД эшелок 240 (7200 м).

Бортовой магнитофон записал переговоры экипажа:

18.24.10. Стюардесса: Несколько пассажиров нажали кнопку вызова. | Я могу выйти
к ним?

Капитан Такахама: Конечно... конечно... и побыстрее. Стюардесса: Хорошо.
18.24.34. Звук, похожий на взрыв, доносится из хвоста самолета.| Биип... биип...
биип... (В кабине срабатывает аварийная сигнализация.]) Бортинженер: Эх!
Сигнализация отключается.

Капитан: Что произошло? Проверить шасси... Шасси! 18.24.44. Стюардесса (по
внутренней связи): Прошу надеть кислород^ ные маски, пристегнуть привязные
ремни; мы приступаем к аварийно му снижению...


Стюардесса: Прошу внимания... пассажиры с детьми... пассажиры..^ приготовьтесь
к...

18.24.46. Капитан: Код ответчика 77.

Что происходило на борту? Экипаж готовился выйти на воздуш* трассу ^27, как
вдруг огромный самолет был потрясен ударом страш^ ной силы. Юми Отиаи,
стюардесса компании "Джал", летевшая этим рей| сом по личным делам и чудом
уцелевшая в катастрофе, вспоминала "В 18.25 раздался звук, похожий на взрыв.
Кабина наполнилась дымом. Пришлось надеть кислородные маски".

В пилотской кабине сразу сработала сигнализация, оповещающая внезапном падении
давления внутри фюзеляжа. Пилоты попытались выяснить причину взрыва в хвостовой
части самолета, сопровождавшегося разгерметизацией. Поскольку "Боинг" продолжал
лететь в заданном правлении, экипаж не сразу понял, насколько серьезна авария.
Такаха*. ма предположил, что сорвало створки шасси. Бортинженер сообщил ка"|
питану о неисправности гидросистемы. Такахама принял решение лечв на обратный
курс. Второй пилот повернул штурвал вправо, однако " молет не слушался рулей.
Все четыре гидросистемы вышли из строя, самолет стал неуправляемым.

18.24.54.? Неопознанный: Давление в гидро упало. ?. Желтый горит на...
(Неразборчиво.) 18.25.03. Срабатывает аварийная сигнализация.

327


18.25.13. Капитан: Правый разворот... Правый разворот. Второй пилот: Выполняю.
Капитан: Так.
18.25.50. Капитан: Не так круто. Второй пилот: Да, сэр.
18.26.08. Капитан: Попытайся восстановить (давление в гидросистеме. - ИМ)
Второй пилот: Не восстанавливается.
18.26.12. Капитан: Набор высоты.
18.26.25. Капитан: Вся гидравлика вышла из строя?
Второй пилот: Да, сэр.
Капитан: Снижаемся.
Второй пилот: Да, сэр.
Бортинженер: Это... (Неразборчиво.)
Капитан: Снижение.
Срабатывает аварийная сигнализация.
Капитан: Что это за звук?..
18.26.45. Капитан: Правый разворот. Второй пилот: Правый разворот. 18.27.37.
Капитан: Давай влево.
18.27.46. ?: Давление в гидро совсем упало. Совсем? ?. Совсем. Совсем... Да.
Через шесть минут после того, как УВД начало вести самолет, на экране диспетчера
появился аварийный код ответчика - 7700. Этот код используется "бортами",
терпящими бедствие.
Экипаж сообщил: Токио, Джал 123. У нас... серьезная проблема. Намерен вернуться
в Ханеда. Снижаемся до двухсот двадцати (6600 м. - ЯМ). Прием.
УВД Токио: Вас понял, Джал сто двадцать-три. Все ваши просьбы будут выполнены.
Такахама: Радарный вектор на Осиму, пожалуйста.
УВД Токио: Правый разворот на курс ноль девяносто, радарный вектор на Осиму.
В 18.28 сработала аварийная сигнализация "Открыта дверь № 5".
18.28.48. Капитан: Левый разворот.
18.29.00. Капитан... (неразборчиво.') падает.
Второй пилот: Да, сэр. Я пытаюсь...
18.29.19. Бортинженер: Произошла разгерметизация кабины.
Второй пилот: Давление в кабине падает.
Между экипажем и Центром УВД обсуждались варианты места посадки: аэродром Нагоя,
база ВВС США в Йокота и Ханеда.
УВД Токио: В семидесяти двух милях от вас Нагоя; можете сесть в Нагое?
Такахама: Намерен вернуться в Ханеда.
Бортинженер сообщает после переговоров со стюардессой по внутренней связи:
"Капитан, дверь № 5 действительно открыта. Необходимо экстренное снижение. Помоему,
следует надеть кислородные маски". Капитан: "Да, конечно".

328


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРС

18.33. На этой стадии двигатели еще подчиняются воле пилотов, питан Такахама
предпринимал все возможное, чтобы развернуть выше| шую из повиновения машину на
обратный курс. Но лишенный руле "Боинг" со все возрастающей амплитудой начал
раскачиваться по все| трем осям. Тяжелый лайнер попал в режим так называемого
голла кого шага, и от этой "болтанки" многим пассажирам стало плохо., команду
надеть спасательные жилеты.

Стюардесса Юми Отиаи, сидевшая в хвостовой части самолета, вен минает, как
"Боинг-747" начал делать "хира-хира" - падать как лис с дерева.


Пилоты пытались управлять самолетом при пбмощи двигателей, хо это невероятно
трудно. Дифференцируя тягу левых и правых турбин, эк пажу удалось развернуть
самолет на восток, и "Боинп" лег на курс, к"| торый мог при благоприятном
стечении обстоятельств привести его аэропорт Ханеда. Когда машина поравнялась с
горой Фудзияма, пиле ты попытались повести машину на снижение. Однако скорость
маи ны резко возросла, и, чтобы немного ее сбросить, пришлось аварий* выпустить
шасси. '

В 18.41 на высоте 22 000 футов (6600 м) машина стала полностью не управляемой, и
самолет сделал круг радиусом 2,5 мили над городом Ог ки. Отчаянными усилиями
Такахаме удалось вернуть лайнер на прежт курс.

18.47. УВД Токио: Сейчас вы можете пилотировать?

Капитан: Самолет неуправляем... Эй, впереди гора... Разворот впр во. Падаем. Мы
врежемся в гору!

Экипаж использует всю мощность двигателей, чтобы набрать вые ту, но самолет
начинает непроизвольно кабрировать и затем стремитель падать. Пролетев над
полуостровом Идзу и заливом Суруга, "Боинг" пр следовал в северо-западном
направлении. Скорость 108 миль в час.

Бортинженер: Увеличить обороты?

Капитан: Увеличить, увеличить... Эх... нет... начинаем валиться.

Капитан: Максимальная тяга.

Бортинженер: Скорость растет, скорость... Держать!

До катастрофы пять минут. Экипаж до самого конца пытается си ти самолет и
пассажиров на борту.

18.50.55. Капитан: Скорость 220 узлов.

Второй пилот: Да, сэр.

Капитан: Не опускать нос(овую часть). Это увеличивает скорость.

Второй пилот: Да, сэр.

18.51.04. Капитан: Нос опускается.

Второй пилот: Да, сэр. Поднять нос, поднять! Мне выпустить крылки?

Капитан: Не поможет.

Второй пилот: Нет, сэр, с аварийными.

Бортинженер: Можно выпустить аварийные закрылки.

18.51.22. Капитан: Опустить нос...

Капитан: В две руки...

329


Второй пилот: Да, сэр. 18.51.29. Капитан: Опустить нос. Капитан: Да. Тяга.
Бортинженер: Я увеличил тягу. ?: Да, сэр.
18.51.41. Капитан: Опустить нос. 18.51.47. Капитан: Выдерживать. Сигнализация
отключается.
Бортинженер: Закрылки выпушены с аварийными.
Капитан: Опустить нос.
Второй пилот: Да, сэр.
18.53.13. Капитан: Поднять нос.
Капитан: Тяга.
Бортинженер: Увеличил.
Второй пилот. Это сто девятнадцать и семь... номер два.
Срабатывает аварийная сигнализация.
18.54.16. Капитан: Влево, левый разворот! Второй пилот: Да, сэр. Бортинженер:
Да, сто десять.
Капитан: Левый разворот.
?: Это сто девятнадцать и семь.
Сигнализация отключается.
Капитан: Уточните наше положение.

Бортинженер: Да, сэр, я спрошу их.
Диспетчер Токио: Джал сто двадцать три, вы находитесь пять... пять... в сорока
пяти милях к северо-западу от Ханеда.
Бортинженер: К северо-западу от Ханеда. Сколько-сколько миль?!
Диспетчер Токио: Да, понял. По нашему радару вы в 55 милях к северо-западу от
Ханеда, в 25 милях западнее Камогавы. Вас понял, я буду говорить по-японски. Мы
обеспечим вам посадку в любое время. База Йокота также готова вас принять.
Сообщите о ваших намерениях.
18.54.40. Капитан: Поднять нос.
18.54.47. Капитан: Опустить нос... Второй пилот: Да, сэр.
18.54.55. Бортинженер: Они сказали, что мы в 25 западнее Камогавы. Капитан:
Закрылки все выпущены? 18.55.04. Второй пилот: Да, сэр. Закрылки 10. 18.55.15.
Капитан: Поднять нос. Второй пилот: Да, сэр.
18.55.17. Капитан: Поднять нос... Поднять нос. 18.55.25. Капитан: Поднять
нос...
18.55.42. Капитан: Стоп закрылки. ?: Стоп.
18.55.48. Капитан: Эй, держите закрылки... не выпускать полностью. Убрать
закрылки, убрать закрылки, убрать закрылки, убрать закрылки...
?: Да, сэр.
18.55.55. Капитан: Тяга, тяга.

330


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

Капитан: Закрылки.

Второй пилот: Я убрал.

Капитан: (Неразборчиво.)

18.56.05. Капитан: Поднять нос... Поднять нос... Тяга.

18.56.14. ОР^8 (система предупреждения опасного сближения с землей). Уменьшить
скорость; набор высоты, набор высоты, набор высоты, набор высоты.

18.56.19. Капитан: (Неразборчиво.)

ОР^8: Набор высоты, набор высоты.

18.56.23 (Столкновение.)

6РОД5: Набор высоты, набор высоты.

18.56.26 (Второй удар.)

18.56.28 (Конец записи.)

Экипаж в течение 30 минут боролся за жизнь самолета и пассажиров. Пытаясь
избежать столкновения с горой, Такахама увеличил тягу двигателей, но эффект
оказался прямо противоположным ожидаемому: самолет резко вздернул нос и едва не
свалился на крыло. И все-таки, используя максимальную тягу двигателей и

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.