Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих авиакатастроф

страница №39

талия - одна из ведущих авиационных держав мира. Вторая
мировая война не оставила и следа от былого могущества, но как один из символов
навсегда утерянного лидерства в ВВС Италии оставалась пилотажная эскадрилья
"Фричче триколори" ("Трехцветные стрелы"). Правда, в ее составе не боевые
истребители, а учебные реактивные самолеты МВ-339А. Особым успехом пользовался
эффектный роспуск "Пробитое сердце": десять самолетов разделяются на две группы
- по 6 и 4 самолета. Сделав "мертвую петлю", обе группы в строю "клин" несутся
навстречу друг другу и расходятся в нижней точке петли в нескольких десятках
метров друг от друга. При этом отделившийся от одной из групп истребитель
проскакивает прямо под ними. Этот маневр требует очень точного расчета,
грамотного управления с земли и безупречной техники пилотирования. Если хотя бы
в одном из этих элемен--тов происходит сбой - катастрофы не миновать.

Наконец объявили долгожданный старт. В 15.45 итальянцы поднялись в небо.
Скорость нарастала, рев двигателей просто-таки оглушал. Красные, синие, зеленые,
желтые газовые струи тянулись за каждым истребителем. Журналисты вели
восторженные репортажи, телекамеры нацелились вверх. Реактивные самолеты должны
пролететь на разной высоте, но очень близко друг от друга, а главное - не очень
высоко над переполненными трибунами.

Сначала все шло по плану. После крутого набора высоты эскадрилья разделилась на
две группы; с двух разных направлений шли они навстречу друг другу, с тем чтобы
пролететь одна над другой Один из истребителей летел перпендикулярно направлению
движения сближавшихся на бреющем полете "бортов", при этом из сопла каждого
самолета вылетали разноцветные газовые струи. Зрелище разворачивалось
необыкновенное.

Две группы ярко раскрашенных истребителей разошлись благополучно; Джорджио
Алессио, выводя из пике свой одинокий МВ-339А, уви368


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАС

дел, что несется прямо на небольшой холм, где сотни людей с востор гом наблюдали
за полетом "Триколори". Алессио инстинктивно потяг ручку на себя, одновременно
выпуская воздушные тормоза. Через кунды его самолет столкнулся на высоте 30-40
метров с машиной веду^ щего пятерки Марио Нальдини. Истребитель Нальдини
отбросило ведомого Иво Нуртарелли. В следующее мгновение три машины, I ченные
пламенем, со страшной скоростью устремились к земле.

Один МВ-339А упал на взлетно-посадочную полосу, другой - в I лежащий массив
леса. Наконец, третий истребитель перевернулся в; духе и, превратившись в
огненный шар, врезался в толпу людей на 1 аэродрома - примерно в 200 м от
трибун, где сидели высокопоставлен ные армейские чины и политические деятели
земли Рейнланд-Щ Сначала раздался оглушительный грохот, а потом невероятной силы

1


Зрители в панике бросились в разные стороны. В толпу летели ] щие брызги
бензина, раскаленные осколки взорвавшегося самоле Морем огня от разлившегося
топлива охвачено взлетное поле - все : волокло черным дымом. На месте погиб 31
зритель. Трех итальянок летчиков постигла та же участь.

Телевизионщики вели прямой репортаж. Журналисты Ь ужасом верили о тех
несчастных, которые оказались в жутком пекле и сгор заживо.

Помощь подоспела с опозданием. Такого кошмарного исхода ] ника никто не ожидал.
На летном поле дежурило всего несколько шин "скорой помощи", и сил оказалось
явно недостаточно, чтобы мочь всем пострадавшим. А растерявшееся американское
командова и добровольцы ничем не могли помочь десяткам обгоревших людей.

Местные больницы вскоре оказались переполненными, пришлс отправлять раненых в
другие города.

До утра американские и западногерманские вспомогательные с" относили тела
погибших в ангар на территории базы в Рамштайне. сообщил представитель полиции,
опознание погибших, а также тяже раненых оказалось чрезвычайно трудным делом.
Из-за летней жары.] легко одетые, далеко не всегда имели при себе удостоверение
личное у большинства одежда сгорела. Одному зрителю обломком самолета си ло
голову; восьмерых так и не удалось опознать.

В понедельник в Майнце в специальном центре министерства вв ренних дел земли
Рейнланд-Пфальц журналистам сообщили, что пог не менее 36 человек; тяжелораненые
(их 341) доставлены в больницы; стационарного лечения; 72 человека после
оказания неотложной мед цинской помощи отпущены; но зто лишь предварительные
данные.

На следующий день число жертв увеличилось до пятидесяти, в по ледующие дни от
ожогов и ран скончались еще несколько человек. ~ го оказалось семьдесят
погибших; изувеченных, искалеченных, обол ных - сотни.

Катастрофа в районе самого крупного американского военного аэр дрома в Западной
Европе, унесшая десятки жизней, вновь привлекла в* мание к опасностям, которые
таят "тренировочные полеты" самоле

369


НАТО. Отчаянные итальянские "акробаты" и в прошлом неоднократно становились
причиной самых тяжелых катастроф во время показательных полетов. Например, 25
апреля 1970 года в районе Удине во время выступления погибли 17 человек.

Споры относительно целесообразности проведения авиационного праздника на
американском аэродроме велись много лет.

Сразу же после катастрофы "зеленые" потребовали отставки министра обороны ФРГ
Руперта Шольца. Политические деятели СДПГ, СвДП и "зеленых" высказались за
запрет на проведение военных авиашоу. Еще до показательных полетов в воскресенье
в Рамштайне эти партии требовали введения такого запрета.

Состоялись многочисленные демонстрации; вспомнили предыдущие обращения и
протесты; разгорелась горячая дискуссия на тему: "Есть ли необходимость в
проведении таких массовых мероприятий и кто, в конце концов, несет
ответственность за возможную гибель людей".

Потрясенные масштабом трагедии, немецкие власти запретили проведение любых
воздушных парадов и демонстрационных полетов на территории Германии.

"Боинг-747" взорван над Локерби
21 декабря 1988года "Боинг-747", принадлежавший
авиакомпании "Пан Америкэн", после взрыва бомбы на
борту упал на город Локерби в Шотландии. Погибли
259 пассажиров и членов экипажа и 11 жителей Локерби.
21 декабря 1988 года в аэропорту Хитроу совершил посадку "Боинг-727"
авиакомпании "Пан Америкэн", доставивший 109 пассажиров из Франкфурта. Самолетом
обслуживался первый отрезок рейса № 103 Франкфурт - Детройт. Пассажирам,
купившим билеты до конечного пункта, предстояли две пересадки на другие лайнеры
- в Лондоне и Нью-Йорке. Этот маршрут не очень удобен - только 49 человек летели
из Германии в США Большинство пассажиров - американские военнослужащие,
получившие отпуск. Из Лондона в Новый Свет их взялся доставить "Боинг-747",
названный "Девой морей". В экипаж входили опытнейший капитан Джеймс Брюс
Маккверри, налетавший почти 11 тысяч часов, из них 4 тысячи - на "Боинге-747", а
также второй пилот Реймонд Вагнер, бортинженер Джерри Аврит, 13 стюардесс и
стюардов.
Багаж пассажиров, прибывших из Франкфурта и направлявшихся в Нью-Йорк, рабочие
перевезли из "Боинга-727" в грузовой отсек "Девы морей". Формально рейс № 103
начался во Франкфурте, и прибывшая оттуда кладь повторно не досматривалась. В
аэропорту "Хитроу" рентгеновскую проверку прошел только багаж, сданный в
Лондоне.
Всего же на борту "Девы морей" оказалось примерно 30 т груза. Топливные баки
огромного лайнера поглотили более 108 т авиакеросина.
В 17.45 началась посадка - всего оказалось 243 пассажира: граждане 21 страны и
всех возрастов - от девятимесячного американского мла372


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

373


В мэрию привозили трупы, там же их готовили к погребению. Но по-1 гибших
оказалось так много, что под морг пришлось приспособить хок- " кейную площадку с
искусственным льдом - единственное место керби, где можно держать в холоде
столько трупов.

Любопытно, что через десять лет после катастрофы участвовавший в, расследовании
патологоанатом заявил, что у двух пассажиров оказались; тяжелые, но не
смертельные повреждения. Вероятно, они умерли уже на-земле от переохлаждения -
их тела обнаружили в лесу лишь четыре дня 5 спустя.

Обломки самолета, раздавленные чемоданы, бутылки, монеты, сиде- ] нья валялись
по всему городу. Трупы лежали в скверах и на пастбищах,' в палисадниках и на
мостовых, у телефонных будок, на крышах. Чудом! удалось избежать еще большей
трагедии - ведь всего в 16 километрах от| Локерби находится атомная станция
Чепелкросс; в ее четырех реакто-| рах обогащают плутоний для производства
атомного оружия.


Жители Локерби действовали в ту кошмарную ночь с удивительной
самоотверженностью. Шотландские пожарные всего за семь часов спра-| вились с
огнем, хотя воду пришлось возить в молочных ци9тернах.

В отделение полиции графства уже ночью прибыло подкрепление" Обычно в районе
Локерби работают четверо полицейских; но в четверг! утром здесь собрались более
тысячи сотрудников полиции; им помога*| ли солдаты, пожарные и добровольцы.

В Локерби побывали премьер-министр Маргарет Тэтчер, пос США в Соединенном
Королевстве Чарлз Прайс, член королевской се*| мьи принц Эндрю (его посещение
места трагедии острые на язык жур-" налисты окрестили "второй катастрофой в
Локерби") и десятки полита*] ков. Эти визиты не только мешали работе спасателей,
но и отвлекал* часть сил армии и полиции для личной охраны высоких персон.

Пользуясь суматохой первых дней и просчетами в деятельности лиции, мародеры
рыскали по Локерби в поисках добычи. Некоторых уд лось арестовать (суд графства
Дамфрайз, к примеру, вынес тридцать при-* говоров по делам, связанным с
похищением вещественных доказатель с места авиационной катастрофы), но
большинство негодяев ускользнул"

В 1988 году Рождество в Локерби не праздновали. Город и его окре тности стали
ареной самой масштабной за всю историю английской граж| данской авиации
поисковой операции, которая когда-либо пров на территории Британских островов.
Армейские вертолеты "Чинук" "Линкс" облетывали холмы и пастбища Шотландии в
надежде обнар жить останки "Боинга" и тела пассажиров. В 60 км от Локерби бь
найдены рождественские открытки, - "Клипер" спешил доставить их 1 Америку.
Развернувшись в цепь, солдаты прочесывали местность в пс исках мельчайших
обломков. Обследовали даже дно всех окрестных) доемов. Эта кропотливая работа
была прервана только 25 декабря: ведена короткая траурная церемония, преданы
земле останки одинна цати жителей Локерби, погибших во время катастрофы.

Менее чем за неделю поисковые команды "обработали" территории 2190 кв. км. Куски
обшивки самолета, страницы книг и другие лег

предметы находили за 130 км от Локерби. Двое подростков обнаружили возле
тундергартской церкви оба "черных ящика" - большая удача.
О гибели "Боинга" в отделе расследования авиакатастроф узнали через 37 минут; в
ту же ночь на место прибыли первые эксперты. Через неделю официально заявлено:
причиной разрушения "Боинга-747", выполнявшего рейс Лондон - Нью-Йорк, стал
взрыв мощной бомбы.
Все найденные фрагменты самолета (около четырех миллионов), от самых крупных до
самых мелких, поступали в Центральный арсенал Вооруженных сил в Лонгтауне. Здесь
данные обрабатывали на компьютере, опознанные части раскладывали на полу ангара.
Изучение "черных ящиков" показало: в 19.02 прекратились все записи. Упавшая у
Тундер-гарта кабина пилотов почти не пострадала - приборная доска сохранилась
практически полностью.
На обломках специалисты обнаружили следы пластиковой взрывчатки. Каким образом
она попала на борт "Девы морей"? Решили с максимальной точностью
реконструировать часть фюзеляжа длиной около 20 м. Фрагменты самолета перевезли
в штаб-квартиру Вооруженных сил в Фарнборо. Там их крепили к стальному каркасу
размером с лайнер. Вскоре выяснилось, что взрыв произошел с левой стороны
багажного отсека, где размещались две грузовые платформы и двенадцать
контейнеров - девять^ из алюминия и три из фиброволокна. На двух фрагментах
контейнеров нашли следы взрыва: на алюминиевом, на месте 14Ь (четвертое спереди,
на левой стороне), и на расположенном за ним плексигласовом. Анализ показал, что
взрыв произошел в алюминиевом контейнере. По документам в нем чемоданы и сумки,
загруженные в самолет еще в аэропорту Франкфурта.
Через несколько недель специалисты военного Королевского центра по исследованию
и развитию вооружений (КАКОЕ) завершили хромо-тографический анализ десятков
тысяч фрагментов багажа в поисках мельчайших доз взрывчатки. Эксперты нашли на
нескольких клочках одежды и остатках чемодана следы КОХ (гексагена) и РЕТМ. Эти
вещества входят в состав чешской пластиковой взрывчатки "Семтекс-Н". В куске
взорвавшегося контейнера найдены части радиомагнитолы "Тошиба". В результате
следователи пришли к выводу: "самодельное взрывное устройство" встроено в
радиомагнитолу, лежавшую в коричневом чемодане марки "самсонит".
Следственные эксперименты показали: взорвалось от 200 до 300 граммов взрывчатки
"Семтекс", лежавшей внизу контейнера, у стенки. Трудно найти более уязвимую
точку: взрыв произошел между кабиной пилота и местом соединения крыла с
фюзеляжем, в двух футах от обшивки и в непосредственной близости от основных
электрокоммуникаций лайнера.
Отчет экспертов представлен, в июле 1990 года, через полтора года после
катастрофы. Но оставался открытым вопрос, кто виновен в убийстве 270 человек?
Началась самая грандиозная работа в истории криминалистики: предстояло изучить
15 тысяч свидетельских показаний в более чем 20 странах, 35 тысяч фотографий и
180 тысяч вещественных доказательств. Скотлэнд-Ярду помогали несколько десятков
сотрудников ФБР и Федеральной уголовной службы ФРГ (ФУС).

374


юо ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ!

375


Следствие двигалось по двум направлениям. Спецслужбы пытались определить страну
или организацию, которая могла стоять за террорис-1 тами, взорвавшими лайнер
"Пан Ам", а полицейские тщательно изуча-| ли систему безопасности авиакомпании.
Пока единственная зацепка, кс торая могла вывести их на след преступников, - тип
взрывчатки. Деле в том, что "Семтекс" производился только в Чехословакии и Не
имел I равных по мощности, компактности и удобству в обращении. Это сек-| ретное
оружие Варшавского блока применялось исключительно диверсионными
спецподразделениями. Официальные лица Чехословакии не отрицали, что некоторое
количество "Семтекса" могло обходными пу-1 тями попасть в страны
"социалистической ориентации", вроде Ливии 1 Северной Кореи, но категорически
отвергали возможность, что взрыв чатка продавалась каким-либо террористическим
или сепаратистски* группировкам.

Спецслужбы Великобритании и Соединенных Штатов начали разра-^ батывать
"ближневосточный след". В числе главных подозреваемых ока^ зался Иран, чей
пассажирский самолет недавно сбит ракетой, выпущеН| ной с борта крейсера
"Винсеннес". Духовный лидер Ирана аятолла Хо * мейни пригрозил в ответ
уничтожить американский авиалайнер.

В поле зрения спецслужб попали и другие арабские государства и эк-| стремистские
организации, в частности Народный фронт освобожден" Палестины (НФОП),
совершивший несколько диверсий и терактов пр тив израильских и американских
войск в Ливане; штаб-квартира НФО1 размещалась в Западной Германии.

С начала 1988 года полиция ФРГ вела слежку за ее лидерами. Собр доказательства
их преступной деятельности, немецкие спецслужбы пр вели 26 октября удачную
операцию по задержанию руководителе НФОП. Входе операции тщательно обыскано
12квартир, арестовал 16 человек, изъят целый арсенал оружия. В машине
террористов вниь ние полицейских привлекла с виду обычная радиомагнитола "Тошиб
позже выяснилось, что в нее вмонтирована бомба, начиненная ЗОСЦ "Семтекса".
Устройство имело два взрывателя; основной, барометриче кого типа, реагировал на
изменения атмосферного давления и взрыв ся на определенной, заранее
установленной высоте над уровнем моря Бомба хорошо замаскирована: приемник
работал, а взрывчатку не вьн? вечивал даже рентген. Для обезвреживания подобных
механизмов мне гие аэропорты оснащены барокамерами, куда багаж помещается пер
погрузкой в самолет. Однако бомба, изъятая у НФОП, имела дополщ тельный часовой
механизм, который ставил барометрический взрыват на боевой взвод только после
того, как устройство проходило через I рокамеру.

Среди арестованных немецкой полицией оказался иорданец Муст фа Кадара, искусный
изготовитель бомб: в 1970 и 1972 годах три пасс жирских самолета, летевшие из
Израиля или в Израиль, уничтожены 1 повреждены взрывами, виновником которых
западные спецслужбы сч* тали Кадару. Именно Кадара изготовил несколько бомб и
некоторые 1 них встроил в "Тошибу".

В ноябре 1988 года бомба, замаскированная под радиомагнитолу, продемонстрирована
на международной конференции по вопросам обеспечения безопасности полетов
гражданских воздушных судов. Фотографии "Тошибы" разослали во все авиакомпании.
В аэропорту Хитроу служба безопасности прошла целый курс по обнаружению в багаже
и ручной клади пассажиров взрывных устройств, встроенных в бытовые приборы.
В мае 1989 года шведская полиция арестовала уроженца Египта и агента НФОП - ГК
Мохаммеда Абу Тальба по подозрению в многочисленных терактах в Швеции, Дании и
Нидерландах. В квартире египтянина на столе нашли календарь, в котором обведена
дата 21 декабря 1988 года - день катастрофы над Локерби.
На совещании в Меккенгейме в сентябре 1989 года немецкие и шведские следователи
утверждали: Абу Тальб поддерживал тесные контакты с лидерами группы НФОП - ГК.
Значит, за Локерби ответственна эта организация? Но каковы мотивы террористов?
На этот вопрос следователи отвечали: деньги и месть.
Однако у немецких, британских и американских специалистов оставались сомнения:
устройство, взорвавшее 21 декабря 1988 года самолет над Локерби, хотя и
размещалось, по мнению следователей, в радиомагнитоле "Тошиба" и содержало такое
же количество "Сентекса", как и другие известные следствию бомбы НФОП., все-таки
действовало по иной схеме. Асам Абу Тальб, осужденный в Швеции на пожизненное
заключение, категорически отрицал причастность к взрыву, хотя в других
преступных деяниях охотно признался. Следствие зашло в тупик.
Осенью 1989 года эксперты Королевского центра по исследованию и развитию
вооружений в Форт-Хелстеде обратили внимание на осколок радиоплаты размером с
почтовую марку. Томас Хейз, следователь центра, предположил, что перед ним
деталь часового механизма. Но ни к одной из конфискованных у НФОП бомб
исследуемый фрагмент не подходил. Кто же сконструировал взрыватель?
Выяснилось, что подобная радиоплата использовалась в часовом механизме,
найденном при обыске у двух террористов в феврале 1988 года в Сенегале.

Следователи установили, что эти террористы работали в том числе на ливийскую
секретную службу. Именно в ливийскую столицу Триполи вели следы еще одной
авиакатастрофы: 19 сентября 1989 года над Африкой взорвался "Дуглас ОС-10"
французской авиакомпании 1ЛГА Погибли 170 человек. Французский Иностранный
легион во время конфликта Ливии с Чадом воевал против ливийцев, и поэтому
подозрение сразу пало на режим Муамара Каддафи.
Летом 1991 года американцы отыскали главного свидетеля теракта. Абдель Мадшид
Джиах, бывший агент ливийских спецслужб, обвинил в диверсии над Локерби двух
своих коллег.
14 ноября 1991 года представители ФБР и Скотлэнд-Ярда сообщили журналистам, что
бомбу в лайнер "Пан Ам" подложили два ливийских агента, ныне находящиеся на
территории Ливии. Джиаха назвал их имена - Абдель Басит аль-Меграхи и Амин
Халифа Фимах. Ливийские власти приказали им устроить диверсию, чтобы отомстить
за американскую бомбардировку городов Триполи и Бенгази в 1986 году.

376


юо ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ!

377


Ливия долгое время отвергала эти обвинения и под любым предлогом отказывалась
выдать подозреваемых. И тогда ООН по требовании США и Великобритании приняла ряд
резолюций: прекращение воздуш-| ного сообщения с Триполи; арест ливийского
имущества' за границей;! запрет экспорта самолетов и нефтяного оборудования в
эту страну.

Но только через несколько лет, а именно 5 апреля 1999 года^Ливи выдала
международному суду Меграхи и Фимаха.

В 2001 году суд доказал, что самолет взорвал ливийский гражданин| Абдель Басит
Аль-Меграхи, и приговорил его к пожизненному закли чению; Фимах оправдан.

В августе 2002 года правительство Ливии признало свою ответствен*! ность
(редчайший случай) за катастрофу над Локерби и пообещало выплатить компенсацию
семьям погибших пассажиров и членов экипажа. '1

Катастрофа истребителя МиГ-23

4 июля 1989 года, при выполнении учебного полета

над территорией Польши с истребителя

МиГ-23 катапультировался советский летчик.'

Беспилотный самолет пролетел еще 900 км, пока не упал

на территории Бельгии. Погиб один человек на земле.

4 июля 1989 года с аэродрома одной из авиачастей Северной групйь войск в районе
города Колобжега (Польша) поднялся в воздух истреби^ тель МиГ-23М, пилотируемый
летчиком 1-го класса полковником Н" колаем Скуридиным (общий налет более 1700
часов, на МиГ-23 - 527 ча^ сов). Колобжег - небольшой курортный город на берегу
Балтийског моря; в эту пору года там особенно мйого отдыхающих.

"Это второй мой полет в тот день, - рассказывал летчик. - Все : нормально до
высоты метров девяносто. Потом я услышал и ощутил хлС пок в левом
воздухозаборнике, скорость сразу упала с 550 до 350 киле

метров в час, упали резко и обороты двигателя. Я передал, что принял решение
катапультироваться, так как все говорило об остановке двигателя - даже шума его
не было! С земли получил команду: "сто тридцать второй, к..." - то есть
катапультируйтесь! Уже в воздухе, опускаясь на парашюте, я увидел, что за
турбиной снижающегося самолета тянется черный дым. Сел я благополучно, только
руку повредил. Перед катапультированием повернул истребитель в сторону моря. Но
кто знал, что он продолжит полет..."
Руководитель полетов после доклада летчика наблюдал погасание пламени форсажа и
дымление за двигателем, а также - проседание самолета. Развитие аварийной
ситуации на взлете предположительно можно объяснить так: самопроизвольное
выключение форсажа привело к резкому уменьшению тяги, скорости, высоты полета и
воспринято пилотом как отказ двигателя, что вынудило его катапультироваться.
После того как летчик покинул борт, самолет прекратил снижение (из-за изменения
центровки) и на предельно малой высоте на удалении 4- 6 км скрылся из поля
зрения. По данным "черного ящика", через 6 секунд после катапультирования
двигатель вдруг начал увеличивать обороты и самолет продолжил полег с
незначительным набором высоты в автоматическом режиме.
Вскоре произошла повторная кратковременная остановка двигателя, а затем вновь
его включение на рабочий режим. Четко выполняя команды безукоризненно работающей
автоматики, удерживающей самолет строго по курсу и в заданном режиме набора
высоты, МиГ достиг предельно допустимого потолка, 12 км, и продолжал полет до
полной выработки топлива. Самолет "шел" в полной готовности, в том числе и с
включенной системой опознавания "Я - свой".

Службы ПВО стран Варшавского Договора отнеслись к появлению отметки на экранах
радаров спокойно (в тот день проводилось много учебных полетов) - до того
момента, пока самолет не вышел к границе ГДР и ФРГ.
В 12.20 радары ПВО ФРГ зарегистрировали нарушение воздушной границы летящим на
высоте 12 000 м объектом; он двигался со скоростью 460 км/час. Через полторы
минуты с военной базы НАТО подняты два американских истребителя-перехватчика.
Строчки телеграфных сообщений напоминали сводку боевых действий. Через 15 минут
пилоты доложили, что вошли в визуальный контакт с самолетом противника. Еще
через две минуты на землю поступило сообщение, которое привело в изумление
военных специалистов: боевой самолет типа МиГ-23 с советскими военными
опознавательными знаками совершал полет... без, летчика.
Как сообщил представитель НАТО, пилоты американских самолетов получили приказ
сопровождать "заблудившийся" МиГ-23. По мнению экспертов, большая высота и
низкая скорость полета исключали враждебные намерения. Кроме того, на
беспилотном истребителе по визуальным наблюдениям отсутствовало штатное
вооружение - ракеты класса "земля - воздух" (МиГ имел только боезапас 23 мм
снарядов). Тем не

378


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

менее боевая тревога держала в напряжении тысячи людей: полет : ходил над
густонаселенными районами ФРГ, Нидерландов, Бельгии.

Пилотам на американских перехватчиках приказали сбить МиГ толь в крайнем случае.
Не имея достаточной информации, военные спег листы НАТО все-таки надеялись, что,
израсходовав горючее, совете" истребитель упадет в Ла-Манш.

Самолет, по-прежнему удерживаемый в режиме автоматики, летел; полной выработки
топлива и после остановки двигателя начал плавн! снижение. Потеряв скорость, он
упал на территории Бельгии - поч плашмя на жилой дом в деревне Кооихем, близ
города Кортрейк (Ку ре), в 15 км от бельгийско-французской границы. При этом
полис разрушен дом фермера де Л ара и погиб сын хозяина - 19-летний В" де Лар.

"Мы едва избежали непостижимой катастрофы. Трудно представ" что могло случиться,
упади самолет на промышленные кварталы Лилля",* облегченно вздохнул министр
внутренних дел Бельгии Льюис Тоббэк. |

Как отмечали западные обозреватели, сдержанная и разумно остор ная реакция на
нарушение воздушного пространства НАТО Помогла ] бежать худших последствий.
Трудно представить, что быль бы, случ* подобное в разгар "холодной войны".

Правда, высказан упрек в адрес Советского Союза за отсутствие ев евременной
информации. Один из военных чинов НАТО в телеиь вью с сожалением констатировал,
что в данном конкретном случае не б| установлен прямой контакт с военными
представителями Варшавскс Договора и СССР.

Советская сторона выразила соболезнование и выплатила семье п^ гибшего 800 тысяч
долларов США. Пилот Н. Скуридин: "Если бы я : предвидеть последствия, а особенно
гибель человека, я бы ни за что ] покинул истребитель.^. Я хотел бы сказать еще,
что сам я, моя сел товарищи глубо

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.