Жанр: Энциклопедия
Сто великих авиакатастроф
..."); изучен радиообмен экипажа самолета и диспетчера службы УВД
международного аэропорта Мапуту; проанализированы данные радиолокационной
проводки самолета; осуществлены лабораторные работы. Помимо всего этого,
комиссия осмотрела место происшествия на территории ЮАР, неподалеку от
мозамбикской границы; исследовала детали потерпевшего катастрофу Ту-134А, его
системы и агрегаты; получила свидетельские показания.
Собранные за несколько недель многочисленные материалы совместно обсуждены,
систематизированы и согласованы. Однако при подписании 16 января трехстороннего
протокола по докладу о полученной информации представители ЮАР, словно бы
"забыв" о принятых ранее на себя обязательствах следовать процедурам ИКАО,
категорически отка340
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
341
запись продолжить работу в рамках совместной комиссии по подготовке
заключительного отчета.
В связи с этим советская сторона внесла в протокол от 16 января | 1987 года
официальное заявление. В нем указывается, что в полном со-1 ответствии с
требованиями ИКАО необходимо провести совместную раз-| работку анализа и
заключения по результатам расследования. Параграф! 6.11, приложение 13 к
Чикагской конвенции 1944 года Гласит: "Гоеудар-1 ству, проводящему
расследование, следует направлять проект окончатель-1 ного отчета всем странам,
которые принимали участие в расследовании, с предложением высказать свои
существенные и обоснованные замеча-| ния по этому отчету по возможности скорее".
Вместо этого власти ЮАР| в одностороннем порядке приняли решение о подготовке
заключитель-| ного акта не совместной комиссией, а судом, начавшим свои
слушания"! 20 января в столице ЮАР.
Председатель йоханнесбургской комиссии по расследованию прич* катастрофы Сесил
Марго, представители Англии и США, в частно астронавт Фрэнк Борман, заявили, что
самолет отклонился от курса из-за ошибки экипажа, настроившего бортовое
навигационное оборудовали ние на радиомаяк свазилендского аэропорта Матсапа
(вместо радиомаяка аэропорта Мапуту).
Советская сторона провела собственную оценку всех обстоятель происшествия и
пришла к заключению, что причиной отклонения са-ч молета от курса явилась работа
ложного радионавигационного маяка, рас-|| положенного за пределами аэропорта
Мапуту (считается, что это преднамеренная и тщательно спланированная акция с
целью уничтожен Саморы Машела).
За полетом Ту-134А пристально наблюдали радары ВВС ЮАР с самог момента его
взлета в Лусаке. Если самолет не сбит с курса электро" радиомаяком, почему ВВС
этой страны не предупредили экипаж о рушении самолетом государственной границы?
Итак, материальная часть, то есть воздушное судно, функционировало нормально;
опытный экипаж здоров; полет осуществлялся в обычных ] теоусловиях; что же
заставило президентский Ту-134А, летевший в Ма ту, за 96 км до посадки
неожиданно отвернуть на 37 градусов вправо?
Проанализировав записи бортового речевого самописца, спе!! ты трехсторонней
комиссии выделили ключевую фразу, проливаюи свет на происшедшее событие. В ответ
на замечание командира кораб в связи с отворотом самолета вправо штурман в своем
докладе заявк "УОК туда показывает". УОК - это высокочастотный всенаправлен*
радиомаяк, и, судя по всему, информация от него принята бортовь навигационными
системами самолета. Лабораторные исследования электронных блоков подтвердили,
что бортовая курсовая система 1 ена строго на частоту маяка аэропорта Мапуту.
Именно на этой част более мощным ложным маяком передавалась заведомо неправ"
информация, что и привело к изменению курса самолета; в результ на высоте 665 м,
в горной местности он столкнулся с землей.
На одном из заседаний суда в Йоханнесбурге утверждалось, что есл!
экипаж и поверил другому маяку, это маяк в местечке Матсала (Свазиленд). Однако
частота, на которой работал официально зарегистрированный свазилендский маяк,
совсем иная, чем у мапутского.
Проведенный советскими специалистами расчет зоны распространения радиоволн маяка
в Свазиленде показывает, что маяк мог бы взаимодействовать с самолетом на
расстоянии не более 135км, что связано с затенением маяка горами. АТу-134А в
момент отклонения с установленного курса находился от Матсапы на расстоянии 202
км и его бортовое оборудование технически не могло воспринимать свазилендский
сигнал.
Имеются ли объективные свидетельства, что действовал ложный УОК? По сообщению
мозамбикской стороны, вечером 19 октября из города Бейра в Мапуту на 50 минут
позже Ту-134А летел рейсовый самолет "Бо-инг-737-200" мозамбикской авиакомпании
ЛАМ. Как и президентский самолет, он отклонился от трассы вправо и следовал
параллельным курсом в направлении точки происшествия. Однако после того как зона
аэропорта Мапуту была объявлена закрытой, диспетчер возвратил "Боинг" в Бейру.
По заявлению экипажа, он полностью доверял показаниям бортовых навигационных
средств, настроенных на УОК Мапуту, и продолжал бы полет, не внося никаких
корректив в курс следования.
"Совокупность всех обстоятельств гибели самолета не оставляла сомнений, что это
был результат диверсии, - заявил заместитель министра гражданской авиации СССР
Иван Федотович Васин. - Преднамеренное воздействие эффективных наземных
радиотехнических средств, расположенных за пределами аэропорта Мапуту, привело к
отклонению самолета от заданного курса и столкновению его с землей на
южноафриканской территории".
По словам южноафриканского журналиста Жака Дю-При, пытавшегося самостоятельно
расследовать обстоятельства катастрофы, вполне возможно, что где-то в районе
Мбузини был действительно установлен радиомаяк, который посылал в эфир ложные
сигналы. Эти сигналы и сбили с толку опытных советских пилотов. Дю-При
разговаривал с местными крестьянами, первыми оказавшимися на месте катастрофы. В
своих рассказах они упоминали об армейской палатке, разбитой на горе, в которую
врезался самолет: она размещалась на расстоянии примерно 150 м от останков
самолета. По показаниям очевидцев, стоянка покинута на следующий день после
катастрофы...
Катастрофа космического корабля "Челленджер"
28 января 1986 года на 74-й секунде после старта взорвался
американский космический корабль "Челленджер".
Погибли 7 астронавтов.
Программа "Спейс шаттл" стала самой трудной для НАСА. Уже первый старт
"Колумбии" откладывали трижды, добиваясь безупречной работы систем. Запуск
первого корабля многоразового использования в
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРС
пилотируемом режиме состоялся 12 апреля 1981 года. На борту "КолумЦ бии" два
астронавта работали двое суток и шесть часов. (
В первом полете "Челленджера", летом 1983 года, в качестве бортин| женера
принимала участие астронавт Салли Райд. Она специализиров лась по работе с
механическим манипулятором - гигантской рукой, вывода и захвата с орбиты
искусственных спутников. Вдвоем с бортиг женером Джоном Фабианом (Г помощью 15метрового
электронно-ме ханического манипулятора, снабженного двумя
телекамерами, они вы| вели на орбиту спутник связи, а затем вернули его в
грузовой отсек.
Корабль многоразового использования "Челленджер" - это связка пилотируемой
орбитальной ступени (космического самолета), двух од наковых твердотопливных
ракетных ускорителей (1 ГУ) и топливного ( с жидким топливом. Ракетные
ускорители предназначены для разгона! начальном участке траектории, время их
работы - чуть больше дв минут. На высоте примерно 40-50 км они отделяются и
затем на пара| шютах приводняются в акватории Атлантического океана. Прдвеснс
топливный бак в виде гигантской сигары снабжает жидким кислороде! и водородом
основную двигательную установку, расположенную в хв стовой части орбитальной
ступени. Опустев, он отделяется и сгорает ; плотных слоях атмосферы. Самая
сложная часть комплекса - орбк ная ступень, внешне напоминающая самолет с
треугольным крыло" Каждый корабль серии способен отправиться в полет от 100 до
500 ра Самым опасным участком полета считался момент приземления. Ско рость
корабля при входе в атмосферу в несколько раз больше, чем с* рость истребителя.
Совершить посадку необходимо с первого раза.
"Челленджер" поражал своими размерами: его масса на старте 2000 т| из которых
1700 т - топливо.
Запуск челночных космических кораблей, как и осуществление всей космической
программы Соединенных Штатов, обеспечивает НАС/ Решение об этом принято еще в
50-е годы. Но едва ли не львиную дол" полетов челночных космических кораблей
финансировали Американск
военно-воздушные силы. Первоначально они видели в "челноках" идеальное средство
для вывода на орбиту военных спутников. Но позднее, из-за часто возникавших
неполадок в системах челночных кораблей, командование ВВС вновь склонилось к
тому, чтобы некоторые, особо дорогостоящие спутники запускать ус помощью ракет и
сохранить таким образом у себя в резерве запасное средство вывода на орбиту
различных объектов.
Космическая программа США на 1985 год крайне амбициозна, а в 1986 году стала еще
напряженнее. НАСА никогда не дает согласия на запуск, если нет полной
уверенности, что к старту все тщательно подготовлено. В то же время от
Управления по аэронавтике требовали во что бы то ни стало выдерживать официально
объявленный график полетов. Но выдержать его так и не удалось, наметилось
отставание, и за это руководство НАСА подверглось резкой критике как со страниц
печати, так и в конгрессе.
Под нарастающим давлением сверху руководители НАСА вынуждены потребовать от всех
подразделений ускорить работы как только можно и при этом обеспечить
максимальную безопасность полетов. А ведь НАСА - организация очень
консервативная, здесь не терпят даже малейших отступлений от инструкций. До 1986
года осуществлено 55 запусков американских пилотируемых космических кораблей - и
ни одной катастрофы в воздухе. В 1967 году корабль вспыхнул на стартовой
площадке, трое астронавтов погибли. Двадцать четыре полета челночных кораблей
прошли успешно. Все ждали двадцать пятого.
Какую цель преследовал очередной полет "Челленджера"? Планировалось запустить и
затем, после встречи с кометой Галлея, снова взять на борт искусственный
спутник. Намечался также вывод на орбиту спутника Связи. Особое внимание
приковано к учительнице Кристе Мако-лифф. За два года до старта в США по
инициативе президента Рональда Рейгана объявлен конкурс, на который пришло
одиннадцать тысяч заявок. Программа "Учитель в космосе" касалась механики,
физики, химии, космической технологии. Предполагалось рассмотреть в условиях
невесомости действие законов Ньютона, простых механизмов, прохождение процессов
гидропоники, вспенивания, хроматографии. Криста Мако-лифф готовилась провести
два урока, которые на четвертый день полета собиралась транслировать для сотен
школ некоммерческая телекомпания Пи-Би-Эс,
В состав экипажа "Челленджера" вошли семь человек: Фрэнсис Дик Скоби, 46 лет,
командир корабля, майор военно-воздушных сил из Оберна, штат Вашингтон; Майкл
Смит, 40 лет, второй пилот, служил в Военно-морском флоте Соединенных Штатов,
место жительства - Мор-хед-Сити, штат Северная Каролина; Рональд Макнейр, 35
лет, доктор наук, Лейк-Сити, штат Южная Каролина; Эллисон Онизука, 39 лет, майор
военно-воздушных сил, Килакекуа, штат Гавдйи; Криста Мако-лифф, 37 лет,
учительница, Конкорд, штат Нью-Гэмпшир; Грегори Джар-вис, 41 год, инженер по
спутниковому оборудованию, Детройт, штат Мичиган; Джудит Резник, 36 лет, доктор
наук, Акрон, штат Огайо.
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
Экспедиция космического корабля "Челленджер", носившая кодовый! номер 51-Ь,
неоднократно откладывалась. В первый раз это произошло! 23 декабря 1985 года.
Запуск перенесли на 22 января, однако осложне-1 ния с аналогичного типа кораблем
"Колумбия" вынудили отсрочить полет! еще на день. Накануне этой даты
устанавливается новая - 25 января.! Затем из-за неблагоприятных погодных условий
запуск назначают на! 26 января. Однако специалисты снова оценивают погоду как
неподхо-1 дящую для старта - произошло неожиданно резкое похолодание. 27 ян-1
варя - первый день, когда запуск признан реально возможным и про-1 ведены
предпусковые испытания систем корабля. После полуночи на-] чалась заправка
топливом подвесного бака.
В 7.56 астронавты занимают свои места на борту "Челленджера". Не в 9.10
предстартовый отсчет времени неожиданно прерывается: заклинило! одну из рукояток
бортового люка, и плотно закрыть его не удается. Пок устраняли неисправность, в
районе взлетно-посадочной полосы, пред^ назначенной на случай вынужденной
посадки, ветер настолько усилил-| ся, что в 12.35 запуск решено перенести на
следующий день.
Прогноз погоды предвещал к ночи безоблачное небо и температуру воздуха ниже
нуля. В половине второго ночи специальная1 команда пс очистке ото льда
отправилась проверить состояние поверхности космического корабля, установленного
на стартовом столе. В 3.00 команда вер нулась на базу и предупредила, что за три
часа до запуска необходимо еще раз проверить степень обледенения "Челленджера".
В 7.32 из-за низкой облачности и ожидавшегося дождя время посад*; ки экипажа в
Шаттл отложили на час. Этот "лишний" чае позволил ас-1 тронавтам позавтракать не
спеша и со всеми удобствами. В 8.03; навты сели в микроавтобус. В 8.36 заняли
кресла на борту "Челлендж&^| ра". Запуск планировался в 9.38, однако, уступив
требованию по очистке ото льда, руководители полета вынуждены отсрочить его ев
на два часа.
Во время вынужденной задержки Джудит Резник, вторая в истории| США женщинаастронавт,
дала короткое интервью. Несмотря на то • экипаж состоял из семи
астронавтов, Джудит подчеркнула, что их теро, а значит, на ней лежит шестая
часть ответственности за успех всей космической экспедиции. Профессионал Резник
демонстративно " зывалась признать равной себе Кристу Маколифф, учительницу, ко
рой просто повезло. Еще бы, к своему первому полету Джудит готовя лась шесть
лет.
28 января 1986 года, в 11.38.00.010, "Челленджер" наконец стартовали Среди
наблюдавших запуск - школьники из класса Кристы Маколи"| Остальные учащиеся
школы в Конкорде, где она преподавала, след" за стартом по телевизору. А на мысе
Кеннеди среди прочих приглашен-* ных - ее отец, мать, муж, адвокат Стив
Маколифф, и двое их детей • девятилетний Скотт и шестилетняя Кэролайн.
Казалось, полет во всех отношениях проходит нормально. На 57-1 секунде центр
управления сообщил: двигатели работают с полной нагру кой, все системы
функционируют удовлетворительно.
Последние слова, прозвучавшие с борта "Челленджера" и зафиксированные на
магнитной ленте, принадлежали командиру корабля Фрэнсису Дику Скоби: "Ко§ег, во
апё 1Ьгоп1е ир", что означает примерно следующее: "Все в порядке, идем на полной
скорости".
Никаких аварийных сигналов из кабины экипажа не поступало; первые признаки
катастрофы отметили не приборы, а телевизионные камеры, хотя установленная на
борту космического корабля контрольно-измерительная аппаратура исправно, до
самого последнего момента подавала на Землю электронные импульсы. Через 73,618
секунды после старта на экране радиолокатора отчетливо обозначились траектории
падавших в море многочисленных обломков и дежурный служащий НАСА констатировал:
"Корабль взорвался".
То, чего не увидели люди, наблюдавшие запуск, и не зафиксировали приборы, стало
очевидным, когда проявили отснятые фотоавтоматами пленки и с помощью компьютеров
сверхзамедленного действия проанализировали видеозаписи.
Через 0,678 секунды после старта в районе нижнего стыка секций правого
твердотопливного ускорителя (НУ) появилось облачко серого дыма. Ускоритель
состоит из одиннадцати базовых секций; дым появился там, где почти вплотную к
его корпусу прилегает двигатель "Челленджера".
В промежутке между 0,836 и 2,5 секунды ясно видны восемь струек дыма,
принимающего все более темный оттенок.
Через 2,733 секунды после старта струи исчезают: к этому моменту космический
корабль развивает такую скорость, что отрывается от своего дымового шлейфа.
Время полета 3,375 секунды. Позади. "Челленджера", на некотором расстоянии еще
видны серые клочья дыма; по мнению специалистов, его черно-серый цвет и густота
могут свидетельствовать о том, что горит изоляционный материал в месте стыка
секций ускорителя, где расположены два так называемых кольцевых уплотнителя.
58,788. В том месте, где из ускорителя пробивался дым, появляется пламя.
59,262. Начиная с этого момента огонь виден совершенно отчетливо. Одновременно
компьютеры впервые отмечают разную силу тяги правого и левого ускорителей. Сила
тяги правого меньше: из него утекает горящий газ.
64,60. Цвет пламени меняется, поскольку начинается утечка водорода,
содержащегося в огромном подвесном топливном баке, к которому прикреплены как
два ускорителя, так и сам "Челленджер". Внутри бак разделен надвое толстой
перегородкой; по одну ее сторону находится сжиженный водород, по другую -1сжиженный
кислород; вместе они образуют горючую смесь, питающую двигатель
"Челленджера".
72,20. Нижнее крепление, соединяющее правый твердотопливный ускоритель с
подвесным баком, ломается. Ускоритель начинает поворачиваться вокруг верхнего
крепления. Одновременно с этим через отверстие в корпусе бака продолжается
утечка жидкого водорода; та его часть, что еще остается в баке, переходит в
газообразное состояние и с нарастаю346
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРС
щей силой давит на внутреннюю перегородку. Повернувшись вокруг вер хнего
крепления, правая ракета-ускоритель ударяет острием в стен* топливного бака,
пробивает ее и дает выход теперь уже и кислороду, чем свидетельствует белое
облачко. Это происходит через 73,137 секунч ды после старта. На высоте 13 800 м
"Челленджер" превращается в пы-| лающий факел, мчащийся примерно вдвое быстрее
звука. Через пя десятых секунды он разваливается на части.
Взрыв произошел, когда "Челленджер" проходил зону максимально го
аэродинамического давления. В это время корабль испытывает очень4! большие
перегрузки. Командир пятой экспедиции по программе "Спейо шаттл" рассказывал,
что в ту минуту ему казалось, будто корабль вот-в развалится. Поэтому при
прохождении данной зоны двигатели ни в коек случае не должны работать на полную
мощность.
Катастрофа произошла в тот момент, когда командир корабля Ди Скоби включил
максимальную скорость. Однажды в беседе с репор ром он сказал: "Этот корабль
когда-нибудь непременно взорвется". Дик Скоби, летчик-испытатель, потом служил
во Вьетнаме, где принимал уча-^ стие во многих операциях и получил несколько
наград. Устройство коЦ рабля крайне сложно, говорил он, и при этом он буквально
начинен взрьь| воопасными веществами; взять хотя бы одни только твердотопливные
ра* кеты, способные придать кораблю скорость 17 тысяч миль в час; а вед еще
имеется подвесной бак с несколькими сотнями тысяч фунтов лег взрывающихся
сжиженных газов. Достаточно выйти из строя какой-нибудь малозначительной
системе, чтобы вся эта махина разлетелась вдре"| безги. Бывает же в авиации, что
из множества одинаково надежных са| молетов какой-то один вдруг терпит аварию и
разбивается.
При этом Дик Скоби подчеркнул, что, даже если это случится, ката-* строфа не
должна стать препятствием дальнейшему осуществлению крс|| мической программы. И
полеты, конечно же, будут продолжаться, хс до возобновления их наверняка пройдет
известное время.
Лео Крупп, бывший летчик-испытатель фирмы "Рокуэлл" и экспер по челночным
космическим кораблям, на вопрос, могли ли спастись ; тронавты, ответил: "Вы
знаете, все эти события развивались настолько быстро, что они, пожалуй, ничего и
заметить не успели. Вообще же, есл например, корабль отклоняется от заданной
траектории, то руков группы центра управления полетом по контролю за траекторией
немед^ ленно посылает на корабль сигнал об этом и на приборной доске в ка-| бине
экипажа загорается соответствующий индикатор. Командир кор располагает
несколькими секундами, для того чтобы включить систеи экстренного отцепления
"челнока" от подвесного топливного бака и ра-4 кет-ускорителей. Для этого
достаточно перевести один рычажок в нюк4* нее положение и нажать кнопку. Если бы
сегодня командир это сделал"* "Челленджер" остался бы цел. "..." Но прежде чем
командир это сдела*| ет, он, чтобы не было никаких недоразумений, должен
дождаться под--тверждения сигнала тревоги руководителем группы обеспечения
безопас-1 ности полета. Однако, насколько мне известно, в данном случае крити-Ц
ческая ситуация возникла настолько быстро, что руководитель групг безопасности
попросту не успел ничего осознать и принять решение...*!
Президент Рональд Рейган со своими ведущими сотрудниками находился в Овальном
кабинете и готовился к встрече с корреспондентами и редакторами телекомпаний,
когда вошли вице-президент Буш и советник по национальной безопасности
Пойндекстер. Они-то и сообщили президенту о случившемся. Совещание тотчас
прервали, и все перешли в рабочий кабинет президента, где есть телевизор.
Рейган, встревоженный, расстроенный, с нетерпением ждал новых сведений.
Несколько часов спустя он попытался утешить опечаленную страну проникновенной
речью. Обращаясь к школьникам Америки, президент сказал: "Я понимаю, очень
тяжело осознавать, что такие горькие вещи иногда случаются. Но все это является
частью процесса исследований и расширения горизонтов человечества".
Американцы потрясены. За последнюю четверть века ученые и космонавты США
совершили 55 космических полетов, и их успешное возвращение на Землю
воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Многим стало казаться, что в
Америке почти каждый молодой человек, потренировавшись несколько месяцев, может
отправиться в космос.
Особенно тяжело трагедию "Челленджера" перенесли в Конкорде. Ведь там, в
школьной аудитории, собрались перед телевизором коллеги Маколифф и ученики,
хорошо знавшие ее. Ах, как они ожидали ее выступления, как надеялись, что она
прославит их городок на всю Амери7 ку! Когда распространилась трагическая весть
о гибели "Челленджера", все тридцать тысяч жителей Конкорда погрузились в траур.
По советскому радио передали соболезнования американскому народу. В Москве
объявили, что именами двух женщин, погибших на космическом корабле, - Маколифф и
Резник - назовут два кратера на Венере.
В Ватикане папа Иоанн Павел II попросил тысячи собравшихся людей помолиться за
погибших астронавтов, - в его душе трагедия вызвала чувство глубокой печали.
В США объявлен траур. В Нью-Йорке погас свет в самых высоких небоскребах. На
морском побережье Флориды двадцать две тысячи человек держали горящие факелы. В
память о погибших астронавтах в столице Олимпийских игр 1984 года Лос-Анджелесе
снова зажжен олимпийский огонь.
А на мысе Канаверал команды береговой охраны США и НАСА вели поиск обломков
"Челленджера". Они приступили к работе лишь через час после взрыва, потому что
осколки все падали. Район поисков охватывал около 6 тысяч кв. миль
Атлантического океана.
Несмотря на огромную силу взрыва, поисковые партии нашли большие фрагменты
"Челленджера", разбросанные по океанскому дну.
Пожалуй, самое драматичное было то, что носовая часть "Челленджера" с экипажем
оказалась неповрежденной, - она просто падала вниз, в море, и разрушилась только
при ударе о поверхность воды. Обломки кабины найдены на дне моря только через
несколько месяцев, на глубине в 27 м. Останки экипажа извлекали из воды и в
течение нескольких недель идентифицировали.
Через четыре дня, в пятницу, Америка прощалась с отважной семер348
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
кой. В окрестностях Хьюстона собрались родственники погибших, грессмены и около
шести тысяч сотрудников НАСА. С речью вы президент Рейган.
6 февраля приведена к присяге комиссия для расследования рофы под
председательством бывшего государственного секретаря С Уильяма Роджерса. Среди
тринадцати членов комиссии - генерал Ча] Игер, летчик, впервые осуществивший
полет со сверхзвуковой ско; тью; Нейл Армстронг, первый человек, ступивший на
поверхность Лун: Салли Райд, первая женщина-астронавт Соединенных Штатов.
Специально созданная комиссия начала с пристрастием допрашив на закрытых
заседаниях высших должностных лиц НАСА и инженер! компании "Мортон тиокол",
поставщика ракет-носителей на твердо! топливе, которые, как предполагалось,
привели к трагедии.
В материалах комиссии по расследованию катастрофы описан пр; цип соединения
секций твердотопливной ракеты-ускорителя. Край ки одной из секций образует
хомут, в который плотно входит штифт Д] гой секции. Аналогичный принцип
применяется при склеивании м" ли, где выступающая часть одной детали входит в
паз другой. Особе ность данного соединения в том, что паз и штифт расположены по
ружности, а функцию клея выполняет специальная изоляционная ге; момастика. Для
обеспечения большей безопасности в местах стыка ций устанавливают по два
кольцевых уплотнителя, изготовленных плотной резины; в случае образования
зазоров уплотнители сдвига и перекрывают их. Среди поднятых со дна
Атлантического океана ломкое ракеты-ускорителя оказалось два узла, поврежденных
до крит: ческой степени. Между хомутом № 131 и пригнанным к нему обрезко; штифта
№ 712 зияет отверстие, прожженное в равной мере как снар; жи, так и изнутри.
Обломок этот - часть правого ускорителя, обугле; ного до нижнего межсекционного
стыка. Изоляция отказала в самб! опасном месте - там, где ускоритель крепится к
топливному баку. Л шившись нижнего крепления, ускоритель повернулся вокруг
верхнего подобно копью, вонзился в топливный бак.
Экспериментальным путем установлено: при запуске твердотопл ного ускорителя
между хомутом и штифтом образуется зазор размером в зависимости от силы тяги
ускорителя- 0,17-0,29дюйма (0,42 0,73 см). Этот зазор должен быть перекрыт
эластичным кольцевым лотнителем. Последний, Однако, при нормальной и при низкой
те ратуре функционирует по-разному. Эксперименты, проведенные по р; поряжению
комиссии Роджерса, показали, что при температуре пл: 25 градусов по
...Закладка в соц.сетях