Жанр: Энциклопедия
Сто великих авиакатастроф
...аши пустили контрольную цель, чтобы проверить дежурные
средства, потренировать нас. А меня подняли как наиболее опытного. Прошло уже
восемь минут полета. Вдруг штурман наведения передает: "Впереди цель - самолетнарушитель.
Идет встречным курсом".
Погода тогда стояла нормальная. Сквозь редкие облака я вскоре увидел самолетнарушитель.
Что значит "увидел"? Разглядел впереди летящую точку размером от
двух до трех сантиметров. Мигалки у нее включены.
302
юо ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ!
зоз
Минутку: что такое летчик-истребитель? Это вроде как овчарка, ко-| торую все
время натаскивают на чужого. Я видел, что впереди идет тот! самый - чужой. Я же
не инспектор ГАИ, который может остановить на-рушителя и потребовать документы.
Я шел следом, чтобы пресечь полет. | Первое, что должен сделать, - посадить его.
А если не подчинится, лю-бой ценой пресечь полет. Других мыслей у меня просто не
могло быть.1
Так вот, приблизившись, я захватил его радиолокационным прице-| лом. Тут же
загорелись головки захвата ракет. Зависнув на удалении него 13 километров, я
доложил: "Цель - в захвате. Иду за ней. Что де-| лать?" Земля отвечает: "Цель
нарушила государственную границу. Цель уничтожить..."
Первая ракета ушла, когда удаление между нами было 5 километров.1 Только теперь
я по-настоящему рассмотрел нарушителя: больше Ил-76 а по очертаниям чем-то
напоминает Ту-16. Беда всех советских летчи-ков, что мы не изучаем гражданские
машины иностранных компаний.| Я знал все военные самолеты, все разведывательные,
но этот не похоя ни на один из них. Однако; я ни минуты не думал, что собью
пассажирский самолет. Все что угодно, только не это! Разве мог я допустить,
гонялся за "Боингом"?.. Теперь видел, что передо мной большой само лет, с
включенными огнями и мигалками.
Первая ракета попала ему в хвост - вспыхнуло желтое пламя. Вто-рая снесла
половину левого крыла - тут же погасли огни и мигалки.
Встретили меня как героя. Весь полк встречал! Молодежь смотрел на меня с
завистью. А старики сразу взяли на абордаж - ставь бутылку!.. Помню: инженер
полка обнял, руку трясет и кричит: "Все сработа-* ло, молодец!" Словом,
ликование. Ведь не каждый день нарушителя уда ется "завалить". Правда, уже на
земле у меня возникло какое-то нятное ощущение. И когда позвонил комдив, я
поинтересовался на вся"? кий случай: не наш ли был? "Нет, - ответил он мне. -
Был иностранен так что верти дырку в погонах для новой звездочки".
Все это было утром 1 сентября. А потом началось невообразимое^ Прилетела
комиссия. На меня все вдруг стали смотреть как на сукиног сына, - разумеется,
кроме полковых ребят.
Уже позже много раз прокручивал в голове ту ситуацию. И могу че тно сказать: не
было у меня мысли о том, что летит впереди пассажире-* кий самолет. Я видел
перед собой нарушителя границы, которого надо уничтожить. За время службы много
раз поднимался на перехват, меч тал о такой ситуации. Знал: если нарушитель
появится, я его не упу Даже сон за несколько лет до этого видел очень похожий на
то, что пр изошло в действительности. Так что - не упустить нарушителя - если
хотите, суть летчика-перехватчика.
Вскоре позвонил министр обороны Устинов - и все, словно по ко манде, снова
заулыбались. Сразу прилетели корреспонденты Централь ного телевидения..."
Даже пятнадцать лет спустя журналисты спрашивали Осиповича, еле довало ли ему
открывать огонь. Бывший летчик, уже вышедший на пе сию, отвечал, что, если бы
такую команду получил сегодня, не задумы^
ваясь выполнил бы ее, возможно даже раньше, ибо ни минуты не сомневался, что
перед ним разведывательный самолет. В противном случае, говорит Осипович, его
уволили бы из армии или даже отдали бы под суд. Далее летчик справедливо
заметил, что в подобной ситуации американцы без колебаний сбили бы самолетнарушитель,
причем значительно быстрее, чем это сделали мы.
На протяжении 18 часов не давалось никаких официальных разъяснений по поводу
пропавшего лайнера. Наконец государственный секретарь США Джордж Шульц ошеломил
мир, объявив, что узнали специалисты американской разведки, анализируя
информацию, выданную компьютерами: КАЛ-007 сбит в воздухе советскими военными.
"Люди во всем мире потрясены этим происшествием", - заявил президент Рональд
Рейган. Один из американских конгрессменов сказал: "Атаковать безоружный
гражданский самолет- все равно что атаковать автобус со школьниками".
Два дня представители Советского Союза не давали никаких комментариев. Затем
ТАСС опубликовало заявление относительно "неопознанного самолета", который
"грубо нарушил государственную границу и вторгся на большую глубину в воздушное
пространство Советского Союза". Утверждалось, что истребители-перехватчики
сделали только предупредительные выстрелы трассирующими снарядами. В заявлении
имелись также намеки, что полет выполнялся под руководством американцев с
шпионскими целями.
Страсти на международной арене накалялись. По всему миру прошли демонстрации
протеста против действий СССР. "Цивилизованные страны не признают отклонение от
маршрута преступлением, за которое полагается смертная казнь", - бушевала Джин
Киркпатрик, представитель США в ООН. Делегаты прослушали ленту с записью
радиопереговоров советского пилота. Полученная из Управления национальной
обороны Японии пленка доказывала, что самолет сбит. Министр иностранных дел СССР
Андрей Громыко заявил: "Советская территория, границы Советского Союза -
священны. Независимо от того, кто прибегает к провокациям подобного рода, он
должен знать, что понесет всю тяжесть ответственности за подобные действия".
Из Кореи скорбящие родственники прилетели на Хоккайдо, и на паромах их доставили
в воды, где найдено тело ребенка, одного из пассажиров рокового рейса. В память
о всех погибших на воду спущены венки и букеты живых цветов.
Несмотря на суровые погодные условия и большую глубину океанских ущелий,
поисковики продолжали работу вплоть до 7 ноября. Истину предстояло установить,
испбльзуя компьютерные записи и данные последних часов полета КАЛ-007,
полученные с помощью совершенно секретного оборудования и наблюдателей
разведывательных служб.
Через восемь дней после крушения самолета начальник Генерального штаба Николай
Огарков выступил по советскому телевидению с новой версией. Признав косвенным
образом, что советские истребители "остановили" авиалайнер двумя ракетами класса
"воздух-воздух", он ут304
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ "
верждал, что советские службы наземного слежения перепутали КАЛ-007 , с
американским самолетом-шпионом, находившимся в том же районе. " Маршал обвинил
корейский авиалайнер в причастности к шпионажу пользу Соединенных Штатов.
Огарков рассказал о параллельных курсах, по которым летели КАЛ-007 и
американский самолет РС-135, выполняв-1 ший разведывательную миссию. Чисто
военное решение об уничтоже- * нии пассажирского авиалайнера принято командующим
Дальневосточ- ] ным военным округом, а не высшим военным или гражданским руко-.]
водством, подчеркнул маршал.
Западные наблюдатели бурно возражали Огаркову. Да, говорили они,,| американский
разведывательный самолет РС-135 за два часа до ракет- $ ной атаки действительно
прошел в 145 километрах от КАЛ-007, следуя в | противоположном направлении. Но
советский летчик-истребитель на-1 блюдал корейский авиалайнер, который в полтора
раза больше РС-135!! Осипович дважды сообщал, что видит навигационные и
проблесковые ] огни.
Советская сторона продолжала настаивать, что командир корейско-1 го лайнера Чон
специально увел свой авиалайнер с курса, чтобы пройти! над очень засекреченным
районом. На острове Сахалин расположены во-" енно-морской центр и шесть военновоздушных
баз, имевшие страте-/ гическое значение. На полуострове Камчатка
осуществлялись испыта-| тельные запуски межконтинентальных баллистических ракет.
Это жиз-| ненно важный рубеж советской обороны. В Охотскбм море, раскинув^ шемся
между ними, курсировали атомные подводные лодки, чьи раке-| ты направлены на
цели в США.
На Западе полагали, что для разведки секретных объектов не было| никакой нужды
подвергать опасности жизни гражданских лиц, так как! "Боинг-747", летевший ночью
и на большой высоте, не мог получить цен-| ной информации. Президент Южной Кореи
Чон Ду Хван раздраженно! отверг объяснение маршала Огаркова: "Никто в мире,
кроме советских! властей, не поверит, что 70-летнему старику или четырехлетнему
ребенку! позволили бы лететь на гражданском самолете, задача которого - нару-1
шение советского воздушного пространства в шпионских целях". И действительно, за
исключением одного американского конгрессмена, осталь-'! ные пассажиры - обычные
граждане.
Но вопросов, требующих ответа, не становилось меньше. Почему"| опытный пилот,
пользуясь современнейшим оборудованием, так дале-| ко отклонился в глубь
советской территории? Все три "инерционные на-вигационные системы" (ИНС),
установленные на корейском самолете, | имели гироскопы и акселерометры, которые
должны вести самолет по! заранее намеченному маршруту. Чтобы избежать сбоя в
системе, все три! компьютера работали автономно, получая информацию независимо
друг д от друга. Не случилось ли так, что во все три компьютера введены не-|
верные координаты? Возможно ли, что экипаж пренебрег обязанностью! сверить
координаты ИНС с координатами на полетных картах, как это] обычно делается? Мог
ли опытный пилот забыть проверить, совпадает] ли действительное местонахождение
самолета с контрольными точками,
отмечаемыми ИНС во время полета? Или выход из строя электрооборудования
парализовал важнейшие навигационные системы, огни и радиопередатчики?
Вероятность такого развития событий крайне мала. Каждый из трех блоков ИНС имел
автономное питание. Огни поддерживались в рабрчем состоянии любым из четырех
электрических генераторов, по одному на каждый реактивный двигатель воздушного
судна. Вплоть до рокового взрыва экипаж ни на минуту не терял связи с наземными
станциями слежения, расположенными вдоль маршрута.
Командир Чон в своем последнем радиоконтакте с Токио уверенно доложил, что
находится в 181 км юго-восточнее японского острова Хоккайдо. На самом деле он
находился ровно в 181 км севернее острова. Почему авиадиспетчеры не сообщили ему
об ошибке?" Пролетел ли он целенаправленно над закрытой советской территорией,
чтобы уменьшить расход дорогого топлива для своих экономных хозяев? Он и так
летел по маршруту "Ромео-20", в непосредственной близости от советской
территории. Экипажи обычно использовали метеорадары, чтобы увериться, что не
пересекли границу. Документы свидетельствуют, что никогда раньше во время
регулярного рейса лайнер не отклонялся от утвержденного плана полета. К тому же
южнокорейцы лучше других знали о риске, связанном с отклонением от курса. В 1978
году советские военные обстреляли сбившийся с пути корейский лайнер и заставили
его приземлиться. "Боинг-707" тогда потерял управление и снизился почти на
10000м, прежде чем его удалось выровнять и посадить за Полярным кругом, на
замерзшем озере недалеко от Мурманска. Двое пассажиров погибли; оставшиеся в
живых, включая 13 раненых, спасены. Советская сторона выставила южнокорейскому
правительству счет "за услуги" - 100 тысяч долларов.
Эксперты пытались ответить на вопрос, почему все-таки корейский "Боинг" сбился с
курса? В результате расчетов, выполненных после имитации условий полета на
механическом стенде компании "Боинг" на заводе в Сиэтле, появилось следующее
объяснение. Когда командир авиалайнера Чон вылетал из Анкориджа, он не сверил
заранее запрограммированный курс полета с системой ИНС, поскольку
высокочастотный радиомаяк аляскинского аэропорта временно отключили для
профилактики. Положившись при взлете на свой компас, пилот установил по нему
курс 246. Отклонение от предписанного маршрута "Ромео-20" в таком случае
составило бы 9 градусов по компасу. Если командир экипажа продолжал идти этим
курсом и не переключился на ИНС, его ошибка вкупе со скоростью ветра в верхних
слоях атмосферы могла привести КАЛ-007 прямо под ракеты бдительных советских
истребителей-перехватчиков.
Несмотря на грозные обвинения и контробвинения дипломатов и политиков, никто не
хотел, чтобы инцидент вылился в конфронтацию великих держав. Президент Рейган
говорил о "преступлении против человечества", но ответные меры США, такие, как
просьба к другим странам прекратить на два месяца воздушное сообщение с
Советским Союзом, были взвешенными. Одиннадцать западных государств согласились
на не столь продолжительные санкции. Смерть невинных мирных
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРС
граждан - трагедия, но мировое сообщество, казалось, согласно, месть или
наказание не должны препятствовать развитию отноше* благодаря которым можно
спасти миллионы жизней. Даже опубликовав ние фактов об уничтожении КАЛ-007 не
помешало советским и американским представителям в Женеве продолжить активные
переговоры " проекте соглашения по ядерным вооружениям. По словам Рейгана, I ход
США заключался в "демонстрации негодования при продолже* переговоров".
Советская сторона гнула свое: вся эта операция с гражданским "I ингом"
организована американскими спецслужбами. В ней приняли у стие службы военновоздушных,
военно-морских, наземных и даже 1 мических сил американской разведки.
Задавались все те же вопросы: 1 мог самолет, оснащенный первоклассными
средствами навигации, клониться от трассы более чем на 500 км? Почему экипаж
"Боинга-7 не скорректировал курс, когда вышел в зону Камчатки, хотя точно: что
его маршрут вплоть до Японии проходит над океаном? По какой ] чине самолет не
просто беспомощно блуждал два с половиной часа в 1 душном пространстве
Советского Союза, а достаточно четко маневри* ровал, дабы оказаться над наиболее
важными стратегическими объекта^ ми? Наконец, почему наземные службы, отвечающие
за трассу Ньн * Йорк - Сеул, не приняли никаких мер, чтобы вернуть машину на
даМ| но выверенный, отработанный курс; не оповестили советские власти " якобы
"заблудившемся" самолете?
Многие обращали внимание на то, что этот рейс не случайно выпс нялся в составе
почти удвоенного по числу лиц экипажа, а возгл его бывший личный пилот
сеульского диктатора полковник южнокорей ских ВВС Чон Бен Ин. Вот что писала о
нем "Нью-Йорк тайме": "Ко мандир рейса 007 Чон Бен Ин (45 лет) ушел в отставку с
действительнс службы в звании полковника ВВС в 1971 году. В следующем, 19721
поступил на службу в южнокорейскую компанию "Кориэн Эйрлайнз Он опытный пилот,
имеющий за плечами 10 627 часов полетного времен (из них на "Боинге-747" - 6618
часов). На тихоокеанской трассе Р-20 ] ботал более пяти лет; в 1982 году
награжден за безаварийную работ иными словами, это ас южнокорейских ВВС. Поэтому
просто бессмыс ленно утверждать, что он чем-то был "отвлечен" во время полета".
Каждый этап действий самолета-нарушителя безукоризненно совг дал с появлением в
данной зоне спутника-шпиона "Феррет-Д". Когд "Боинг" вышел за пределы
международного коридора, "Феррет-Д" пр слушивал советские радиоэлектронные
средства на Чукотке и Камча ке, которые работали в обычном режиме боевого
дежурства. На своем еле дующем витке "Феррет-Д" оказался над Камчаткой в тот
самый моме* когда самолет-нарушитель проходил над стратегическими объектами
южной части полуострова и фиксировал увеличение интенсивности ] боты советских
радиолокационных средств. А третий виток спутник шпиона совпал с полетом
"Боинга" над Сахалином и позволил ему еле дить за работой дополнительно
включенных средств ПВО на Сахалиь и Курильских островах.
Японский журналист Акио Такахаси заметил: "...все то время, что советские
истребители-перехватчики преследовали в сахалинском небе самолет-нарушитель, на
станциях радиоперехвата ВВС японских сил самообороны в Вакканай и Немуро
дежурные диспетчеры не отрывали глаз от экранов радаров. Они получали
исчерпывающую информацию о ходе полета южнокорейского "Боинга-747".
Гигантская система антенн на американской базе Мисава в префектуре Аомори также
перехватывала содержание радиосвязи советских истребителей с командным пунктом
ПВО. С максимальной загрузкой работали средства радиоперехвата американских ВМС
в Камисэтани, в пригороде Иокогамы, которые немедленно направляли полученную
информацию в Агентство национальной безопасности (АНБ) США. Туда же отправлялись
данные радиоэлектронной разведки, поступавшие от американского самолета РС-135.
АНБ в свою очередь ежеминутно докладывало в "ситуационную комнату" в Белом доме
о ходе операции с южнокорейским самолетом.
Вызывает недоумение загадочное нежелание экипажа лайнера, пролетая над
специальными контрольными точками, докладывать о своих координатах на землю
(грубое нарушение правил ведения полета).
Американская администрация так и не дала объяснения действиям нескольких
разведывательных самолетов ВВС США, находившихся в непосредственной близости от
советских границ в ночь на 1 сентября. Причем одним из них - РС-135 - в течение
некоторого времени сопровождался южнокорейский "Боинг". Если самолет "случайно
отклонился от курса", почему американцы не предупредили об атом экипаж, вопрошал
английскцй ученый Р. Джонсон.
Появилась информация, что пилоты "Боинга" за крупную сумму наняты американскими
спецслужбами. Свидетельства этого привели адвокаты Мэлвин Бэлаи и Чарлз Харман,
представляющие интересы семей экипажа лайнера. По их словам, вдовы командира
"Боинга" и его помощника рассказали, что их мужьям пообещали солидную сумму в
долларах, если ори нарушат воздушную границу СССР и пролетят над советской
территорией. Между южнокорейской авиакомпанией и американской разведкой заранее
достигнута на сей счет тайная договоренность. Пилотов заставили согласиться на
выполнение шпионской операции.
"Мой муж не скрывал страха перед этим полетом, - говорила вдова командира Чхон И
Чжи. - За два дня до рейса он стал нервничать еще больше и застраховал свою
жизнь на крупную сумму в пользу семьи. "Мне очень не хочется лететь - это весьма
опасно", - сказал он мне на прощание".
Сразу после падения лайнера'начались интенсивные поиски "черного ящика", который
содержит записи параметров полета и переговоров экипажа. Работавший от
аккумулятора радиомаяк "черного ящика", хоть и сконструирован таким образом,
чтобы передавать сигнал даже с глубины 6000 м, разрядился бы через месяц. С
полностью заряженным аккумулятором его можно услышать из любой точки в пределах
пятимильной зоны.
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ!
В той лихорадочной атмосфере, согласно сообщениям с американс-1 кого авианосца
"Стертет", лишь по чистой случайности удалось избежать] столкновения судов в
открытом море западнее Сахалина. В результате оба| "черных ящика" оказались в
руках советских спецслужб.
Самописец зафиксировал последние 30 минут полета. Расшифрован-! ные переговоры
экипажа "Боинга" не приподняли завесу тайны над этим| более чем странным
происшествием. Так и осталось невыясненным,! почему самолет оказался в 600 км от
заданной ему трассы полета Анко-| ридж - Сеул.
Анализ расшифровки показаний "черного ящика" свидетельствует,' полет самолета
продолжался 5 часов 26 минут 18 секунд. С 4-й минуты| 18-й секунды и высоты 1450
м полет выполнялся с помощью автопилс та, в режиме автоматической стабилизации
магнитного курса примерна 246 градусов, без подключения инерциальных систем к
автопилоту в течение всего полета (при этом основной режим полета над океаном -
автоматическое управление от инерциальных систем). Высота полета со-! ставляла
последовательно 9450, 10 050 и 10 650 м, а воздушная скорост 910-920 км/ч. На
всем протяжении полета инерциальные системы находились в работоспособном
состоянии; экипаж, использ"уя их показания, регулярно докладывал на наземные
пункты управления (в основ-! ном через самолет КАЛ-015) о расчетном и якобы
фактическом време ни пролета поворотных пунктов маршрута, расположенных на
междуна родной трассе, о направлении и скорости ветра, остатке топлива, че&
заранее готовил неопровержимое, с точки зрения экипажа, алиби. Даже_ в момент
декомпрессии (аварийная ситуация после попадания ракет -л в 6.24.56 1 сентября
по сахалинскому времени и 22.24.56 31 августа по мое/ ковскому времени) экипаж
ничем не выдал преднамеренного характер отклонения от маршрута (на последнем
участке удаление от междунар ной трассы составляло до 660 км, при этом
фактическая линия пути са| молета в районах Камчатки и Сахалина, по данным
аварийного самопио| ца, в основном совпадает с проводкой войск ПВО СССР).
8 декабря 1992 года в Москве начали совместную работу экспер Южной Кореи,
Японии, США, России и ИКАО по изучению записей бортовых самописцев. Одним из
первых шагов российской комисс* стала поездка на остров Сахалин с целью найти
следы поднятых с мор ского дна личных вещей и документов погибших пассажиров (та
предметов поднято много). Членам комиссии удалось найти свиде а потом и место
захоронения кусков обшивки самолета, какие-то, ли, кроссовки, куртки,
фотоаппараты, магнитофоны, книги, докумев Все это сбросили в большую силосную
яму в "закрытой" точке остров и подожгли; при этом использовано две бочки
солярки.
10 января 1993 года в рамках обеспечения работы международной I миссии
представитель России - председатель российской государстве* ной комиссии по
расследованию гибели "Боинга" Юрий Петров - вр чил в Париже генеральному
секретарю ИКАО Филиппу Роша весь : кет документов, относящихся к трагедии.
Одновременно с этим в Оттаве (Канада) экспертной группой Ш
проводилась расшифровка записей, представленных японской стороной. 14 июня 1993
года Советом ИКАО опубликован многостраничный доклад по результатам
расследования обстоятельств трагедии. В разделе "Выводы" отмечено:
3.12. Летный экипаж КАЛ-007 не выполнил надлежащих навигационных процедур,
которые обеспечивают выдерживание воздушным судном заданной линии пути в течение
всего полета. (Не обнаружено каких-либо данных, свидетельствующих о том, что
экипаж знал об отклонении от запланированного маршрута, несмотря даже на то, что
это отклонение имело место в течение пяти часов. Все это время для управления
использовался автопилот, при этом по плану полета требовалось 9 раз менять
магнитный курс. Эксперты ИКАО предположили, что, по всей видимости, у членов
экипажа "Боинга", которым в предшествующие несколько недель приходилось много и
интенсивно летать, пересекая по несколько раз часовые пояса с огромной разницей
во времени, внимание, сосредоточенность, способность адекватно оценивать
ситуацию ослаблены. Рутинные операции - вроде сверки показаний различных
приборов, "держащих" маршрут, - казались им не очень обязательными. Экипаж
всецело полагался на автопилот. Экипаж не знал также и о присутствии
истребителей-перехватчиков. Автопилот отключен только после того, как "Боинг"
уже подбит.)
3.19. По данным представителей США, военным радиолокационным постам на Аляске не
было известно в реальном времени о том, что воздушное судно следовало в западном
направлении с нарастающим отклонением к северу (то есть КАЛ-007 прошел через
опознавательную зону американской ПВО без специального разрешения...).
3.32. Командование ПВО СССР сделало вывод, что КАЛ-007 - разведывательное
воздушное судно РС-135 США, перед тем как отдало приказ о его уничтожении.
Советской стороной не предприняты исчерпывающие усилия по опознанию воздушного
судна, хотя оставались сомнения относительно его принадлежности и типа.
3.33. Военные радиолокационные посты оборонного ведомства Японии располагали
информацией о том, что какое-то воздушное судно следует в воздушное пространство
СССР над островом Сахалин. По данным представителей Японии, они не знали, что
это гражданское воздушное судно, отклонившееся от заданной линии пути (КАЛ-007
обнаружен радиолокационными станциями сил самообороны Японии за 14 минут до
гибели, с кодом вторичного ответчика 1300, а не 2000, как положено. Это
обстоятельство не позволило ПВО Японии своевременно опознать КАЛ-007).
Фактически в докладе никтб не представлен в качестве главного виновника
случившегося. Остается загадкой и что случилось с телами пассажиров. Этот вопрос
экспертами ИКАО подробно не рассматривался, хотя у специалистов ИКАО не вызывает
сомнения, что сбит действительно пассажирский авиалайнер. Специалистами
французского бюро расследования установлено, что записи переговоров на борту
лайнера (как между членами экипажа, так и объявления членов экипажа пассажи310
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
рам) - "первоисточники переговоров", то есть это не имитация переговоров с
помощью заранее сделанной магнитной записи. Установлено даже, что второй пилот
докладывал, будучи в кислородной маске. Поэтому сомнений о наличии на борту
экипажа и пассажиров у комиссии ИКАО нет. Кроме того, водолазами подняты
фрагменты человеческих тканей, кожи, которые потом исследовались в Центре
судебной медицины.
Расследование ИКАО позволило ответить на один очень важный вопрос - сколько
минут продолжалось падение самолета. В одном из выводов доклада утверждается,
что доклад Осиповича о попадании в "Боинг" двух ракет ошибочен. В частности, еще
через минуту с лишним после атаки с борта КАЛ-007 шли радиосигналы с
использованием высокочастотной радиостанции номер один, антенна которой
располагается именно на конце левой плоскости крыла (значит, крыло не
перерублено пополам взрывом ракеты). Ни один из двигателей "Боинга", вероятнее
всего, не поврежден. Дважды бортинженер подбитого самолета отметил - это слышно
на магнитофонной записи одного из "черных ящиков", - что двигатели функционируют
нормально. В "Боинг" попала, вероятнее всего, только одна ракета, имевшая
радиолокационную головку самонаведения, которая должна взорваться на удалении 50
м от цели, повредив прежде всего систему управления самолетом.
Сразу после атаки "Боинп" стал набирать высоту и через 40 секунд поднялся больше
чем на километр - с 35 000 футов до 38 250 футо
...Закладка в соц.сетях