Жанр: Энциклопедия
Сто великих авиакатастроф
...ЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
Следователи быстро установили причину трагедии: экипаж "Боинга" начал взлет с
убранными предкрылками. Бортинженер Ган по так и не установленной причине забыл
открыть перепускные клапаны пневмоси-стемы. Закрылки выпущены во взлетное
положение - предкрылки оставались на месте. Трагических последствий не наступило
бы, если бы самолет имел систему, предупреждавшую, что положение предкрылков не
соответствует конкретному режиму полета. Получи летчики сигнал, что скорость
самолета слишком мала, хотя бы на несколько секунд раньше, - вывели бы двигатели
на максимальный режим и перелетели через мост.
В ходе следствия выяснилось, что "Гессен" не первый "Боинг-747", который взлетал
с убранными предкрылками. Подобные инциденты случались и раньше, но по
счастливой случайности ни один не окончился трагически.
После катастрофы операторам "Боингов-747" рекомендовали проводить визуальный
контроль положения предкрылков до начала руления. В декабре ФАА выпустила
директиву, обязавшую фирму "Боинг" в течение пяти месяцев установить на все
"семьсот сорок седьмые" систему предупреждения пилотов о положении предкрылков
на взлете и посадке. Соответствующие изменения рекомендовалось внести и в
конструкцию "трясуна" штурвала.
Несмотря на то что суд оправдал капитана Крака и второго пилота Хаке,
руководство "Люфтганзы" наказало их по-своему. Кристиана Крака вскоре
"забраковала" медицинская комиссия, а затем его вовсе уволили из авиакомпании.
Иоахима Хаке понизили в должности и перевели на менее престижные рейсы.
Столкновение самолетов "Трайдент-ЗВ" и ВС-9
10 сентября 1976 года в небе Югославии столкнулись в
воздухе два самолета: "Трайдент-ЗВ" авиакомпании ВЕА и
ОС-9 авиакомпании "Инекс-Адриа". Все 176 человек,
находившиеся на обоих лайнерах, погибли.
"Трайдент-ЗВ" С-АУУ2Т английской авиакомпании ВЕА вылетел в 8.32 из лондонского
аэропорта Хитроу рейсом ВЕ476 в Стамбул. В трех салонах лайнера находились всего
54 пассажира. В 9.43 "Трайдент" миновал зону Мюнхена и через пять минут уже
летел над Австрией, в сторону радиомаяка Виллах. Самолет шел на автопилоте по
одной из самых напряженных трасс в Европе- 11В-1. Экипаж в составе капитана
Дениса Танна, второго пилота Брайана Хелма и бортинженера Мартина Флинта
постоянно докладывал службе УВД свои координаты.
В 9.48 из аэропорта югославского города Сплит поднялся в воздух ОС-9 ("Дуглас")
У1_Г-АЖ авиакомпании "Инекс-Адрия авиапромет". Рейс 1Р550 чартерный, все 108
мест заняты немецкими туристами, которые возвращались с лазурного побережья
Далмации в Кёльн. Вели "Дуглас" капитан Хозе Крумпак и второй пилот Душан
Иваниуш.
255
"Трайдент" летел на юго-восток, а ВС-9 - на северо-запад, их пути должны
пересечься над радиомаяком Загреба. В то время Югославия - один из самых
напряженных воздушных перекрестков Европы. Только над Загребом проходило пять
важнейших авиатрасс, соединявших Западную Европу с южной частью континента, а
также с Турцией и Северной Африкой.
Центр УВД Загреба испытывал кадровый голод: тридцать диспетчеров работали на
износ. Положение осложнялось тем, что диспетчерам приходилось определять
местоположение самолетов в воздухе по докладам пилотов: новый, еще не
откалиброванный радар можно использовать лищь для контроля достоверности этих
сообщений.
Многочасовые дежурства и постоянные переработки изматывали диспетчеров и
физически и морально. За пять лет в небе над Загребом произошло 32 случая
опасного сближения самолетов в воздухе. Два диспетчера уволены "за преступно
халатное отношение к своим обязанностям". На такие нарушения дисциплины, как
опоздание к началу смены или самовольное оставление рабочего места, руководство
Центра просто закрывало глаза. Тем не менее серьезных происшествий до поры до
времени удавалось избегать.
Воздушное пространство над Загребом разделялось по высоте на три своеобразных
"этажа" - нижний, средний и верхний. На каждом "этаже" движением самолетов
управляли диспетчер и его помощник. ОС-9 компании "Инекс-Адрия" предстояло
лететь через средний сектор (от 8 300 до 10 300 м), в то время как "Трайдент"
ВЕА проходил зону ответственности загребского Центра через верхний сектор, на 11
000 м.
10 сентября 1976 года, в 7.00, на дежурство заступила утренняя смена "верхних" и
"средних" диспетчеров под началом Юлия Дайчича. Из шести человек в смене только
Дайчичу пятый десяток, остальным нет и тридцати. Работали по 12 часов в смену,
чередуя двухчасовые дежурства
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
у экранов локатора с часовыми перерывами на отдых. К 11.00 смена Дай-чича
провела в диспетчерской уже 4 часа.
Движением в среднем секторе управлял Божан Эржавец, которому помогал Градимир
Пелин. В верхнем секторе работали Градимир Ташич и Младен Хохбергер. Сменщик
последнего Ненад Тепеш где-то задерживался. Все диспетчеры перед дежурством
отдохнули, и только'Ташич третьи сутки подряд являлся на смену.
В 10.03 на экране "верхнего" диспетчера Загреба появилась новая отметка. Это
"Трайдент", минуя радиомаяк Клагенфурта, входил в зону ответственности
югославского Центра УВД. В этот момент Хохбергер отправился на поиски пропавшего
сменщика.
Оставшийся в одиночестве Ташич следил за индикатором кругового обзора, давал по
радио инструкции "своим" самолетам и поддерживал телефонную связь с диспетчерами
нижнего и среднего эшелонов, а также соседними Центрами УВД.
В 10.04 на связь с Центром вышел капитан "Трайдента-ЗВ".
ВЕ476: Загреб, это ВЕ476. Доброе утро.
Загреб (Ташич): Билайн 476, доброе утро. Прием.
ВЕ476: ВЕ476, прошли Клагенфурт в 10.02. Высота одиннадцать тысяч метров.
Ожидаем Загреб в десять ноль четыре.
Ташич: Вас понял. Сообщите, когда пройдете Загреб. Ваш эшелон - одиннадцать
тысяч метров. Код радиолокационного ответчика Альфа две тысячи триста
двенадцать.
ВЕ476: Набираю две тысячи триста двенадцать.
Не успел Ташич дать необходимые указания "Трайденту" - на связи уже турецкий
самолет. Затем Градимиру потребовалось получить разрешение соседнего Центра УВД
на проход самолета греческой авиакомпании "Олимпик" в сторону Сараева. Он снял
телефонную трубку и вызвал коллегу в Белграде.
А самолеты все прибывали.
ОС-9 готовился покинуть средний "этаж" воздушной зоны Загреба. Он находился в 50
км от радиомаяка Костайницы; пройти его рассчитывал в 10.09.
1Р550: Адрия пятьсот пятьдесят. Занял восемь тысяч шестьсот метров. Прошу
верхний эшелон.
Загреб ("средний" диспетчер Эржавец): Пятьсот пятьдесят, прошу прощения, но
десять тысяч триста метров занят. Девять тысяч триста метров - тоже. Может,
подниметесь на одиннадцать тысяч шестьсот?
Л"550: Вас понял, вас понял. С удовольствием.
Эржавец: Ждите, я вас вызову.
^550: Да, сэр.
Хохбергер наткнулся на Тепеша прямо в коридоре, когда тот спешил на свое рабочее
место. Два диспетчера остановились, чтобы обсудить воздушную обстановку, хотя по
инструкции это следовало сделать у экрана локатора.
Градимир Ташич продолжал в одиночку разводить самолеты, но силы его были на
исходе. Лайнер "Инекс Адрии" все еще шел на высоте 8600 м,
и Эржавец попытался завладеть вниманием Ташича, чтобы получить разрешение для
ОС-9 занять эшелон 11 600. Проводка самолета через несколько эшелонов с
интенсивным движением требует от диспетчера концентрации внимания, поэтому,
когда Ташич заметил поднятую руку Бо-жана Эржавеца, он просто раздраженно
отмахнулся, давая понять, что пока не в состоянии принять рейс 1Р550.
Но долго держать ОС-9 на средних эшелонах нельзя - в наборе несколько машин,
вылетевших из югославских аэропортов. Помощник Эржавеца Градимир Пелин подошел к
Ташичу и, указав на отметку рейса 1Р550 на индикаторе кругового обзора, спросил:
"Даешь одиннадцать тысяч шестьсот метров?" Ташич в это время вел радиообмен с
одним из экипажей и не слышал вопроса. Он посчитал, что "средний" диспетчер
указывает ему на засветку неизвестного самолета, и кивком поблагодарил за
помощь. Но Пелин расценил этот жест как разрешение лайнеру "Адрии" занять
запрашиваемый эшелон. Вернувшись на свое место, он сообщил Эржавецу: "Все в
порядке. Можешь отпускать "Адрию".
В 10.07 Божан Эржавец связался с капитаном Крумпаком: "Адрия пятьсот пятьдесят,
занимайте одиннадцать тысяч шестьсот метров".
Получив разрешение Эржавеца, командир югославского ОС-9 потянул штурвал на себя.
Чуть позже "Дуглас" вышел на связь со "средним" диспетчером.
1Р550: Загреб, это Адрия пятьсот пятьдесят. Набрали десять тысяч триста метров.
Эржавец: Пятьсот пятьдесят, начинайте работать с "верхним" диспетчером на
частоте сто тридцать четыре запятая сорок пять. Дайте ответчиком сигнал
ожидания. Всего хорошего.
Л*550: Вас понял. Сигнал ожидания. Частота сто тридцать четыре запятая сорок
пять. Спасибо и до свидания.
Тем временем Ташич продолжал в одиночку управлять движением самолетов на верхних
эшелонах. Он вновь позвонил по телефону в Белград, чтобы передать им рейс ВЕ778.
Ни Хохбергер, ни Тепеш не появлялись.
Эржавец, давая команду капитану Крумпаку ввести в радиолокационный ответчик код
сигнала ожидания, хотел тем самым облегчить работу Ташичу, которому следовало
заметить на экране локатора отметку с нестандартным кодом и немедленно выйти на
связь с этим самолетом. Однако Эржавец не учел того обстоятельства, что
диспетчер получал сигнал предупреждения только в том случае, когда в зону
ответственности Центра УВД входил неизвестный самолет или самолет с "чужим"
кодом ответчика вдруг начинал самостоятельно менять высоту полета. А на сигнал
ожидания система управления радаром не реагировала, и поэтому у Ташича на экране
локатора просто появилась еще одна зеленая точка, - различили ее утомленные
глаза не сразу.
Экипаж ОС-9 переключился на новую частоту и дожидался паузы в радиообмене между
"верхним" диспетчером Загреба и другими самолетами.
Во время переговоров с очередным "бортом" помощник "среднего" диспетчера Пелин
сунул Ташичу карточку "Дугласа", который уже на258
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ;
бирал высоту в "верхнем" секторе воздушной зоны Загреба. Ташич взял \ карточку и
вновь углубился в работу. Он одновременно вел 11 самолетов, иначе задал бы
коллеге несколько вопросов. Например: почему ОС-9 начал ] набор высоты без
разрешения верхнего диспетчера; из-за чего Пелин не!! подготовил новую карточку,
а передал ему старую, на которой "высота | полета "Дугласа" указана неверно;
наконец, по какой причине "средний" | диспетчер сообщил ему о "ОС-9" уже после
того, как лайнер вторгся в | его зону.
А на индикаторе кругового обзора верхнего сектора воздушной зоны! Загреба
отметка неизвестного самолета все ближе подходила к главному! "воздушному
перекрестку" в зоне ответственности местного Центра | УВД - радиомаяку Загреба.
В 10.12 на связь с Ташичем вышел немецкий лайнер.
Ш310: Люфтганза триста десять. Сараево в десять ноль девять. Один-] надцать
тысяч метров. Кумуново в десять тридцать одну.
Ташич: Люфтганза триста десять, связывайтесь с Белградом на час-1 тоте сто
тридцать четыре запятая сорок пять... Извините, сто тридцать| три запятая сорок
пять. До свидания.
Ш310: До свидания.
Ташич: Счастливо.
Наконец-то с перерыва вернулся Тепеш. Теперь Ташичу приходилось! не только вести
переговоры с экипажами самолетов, следить за экраном | локатора, связываться по
телефону с соседними Центрами УВД, но и| информировать сменщика о текущей
обстановке. Радиообмен с самоле-| тами шел сплошным потоком.
Тепеш взял на себя обязанности помощника диспетчера и приняло согласовывать по
телефону с другими центрами УВД вопросы приема 1 передачи самолетов в верхнем
секторе.
Ташич по-прежнему не знал, что в его секторе набирает высоту "Дуг-| лас"
компании "Инекс-Адрия". Для выхода на указанный "средним" дис петчером Эржавецем
эшелон лайнеру оставалось подняться еще на 830 мег-1 ров. Но прежде ОС-9
следовало разойтись с "Трайдентом" ВЕ476, кото-Ц рый летел встречным курсом. По
высоте машины разделяли каких-то 160-1 170 метров. Оба самолета находились
практически над самым радиомая-1 ком Загреба, и расстояние между ними
стремительно сокращалось.
Наконец капитану Крумпаку удалось вклиниться в переговоры Таши-* ча с другими
экипажами.
1Р550: Добрый день, Загреб. Адрия пятьсот пятьдесят.
Ташич: Адрия пятьсот пятьдесят, добрый день. Слушаю вас.
1Р550: Покидаем десять тысяч восемьсот метров. Прошли Загреб десять
четырнадцать.
Ташич опешил - "Дуглас" покидает 10 800 метров и продолжает на"* бирать высоту?!
Ташич: Повторите, на какой вы сейчас высоте.
1Р550: Десять тысяч девятьсот метров.
До столкновения "Трайдента" и ОС-9 оставались считанные секун"| ды. Ни капитан
Танн, ни капитан Крумпак даже не подозревали, что 1
самолеты сближаются со скоростью 1920 км/ч. Машины шли на встреч-нопересекающихся
курсах.
В панике Ташич закричал в эфир на родном хорватском: "Адрия, немедленно
прекратите набор высоты и доложите проход Загреба!"
Выровняв самолет, капитан Крумпак запросил диспетчера: "На какой высоте нам
оставаться?" Он не понимал беспокойства "верхнего" диспетчера, поскольку понятия
не имел, что его ОС-9 находится в опасной близости с "Трайдентом" С-А\У2Т.
Ташич продолжал выкрикивать команды по-хорватски: "Адрия, к вам слева
приближается самолет! Не смейте набирать высоту! Доложите проход Загреба!"
Но командир югославского лайнера уже ничего не успел предпринять. "Трайдент" и
"Дуглас" столкнулись практически лоб в лоб. Левое крыло ОС-9 вспороло фюзеляж
английского лайнера. В какие-то доли секунды "Трайдент" оказался разрезанным
вдоль от пилотской кабины до хвоста.
Самолет "Инекс-Адрии" тоже получил тяжелейшие повреждения. Его левый крыльевой
бак взорвался. Обломки плоскости попали в левый двигатель, который вспыхнул.
Затем еще один взрыв потряс "Дуглас", и, объятый пламенем, он понесся к земле
вслед за обломками "Трайдента". Чудом уцелевший экипаж югославской машины еще
пытался выровнять ОС-9, но все усилия летчиков оказались тщетны. "Черный ящик"
зафиксировал последние слова второго пилота Иваниуша: "Вот и все. Прощайте..."
Командир "Боинга" авиакомпании "Люфтганза", находившегося примерно в 25 км от
"Трайдента", видел и сам момент столкновения, и последнее пике "Трайдента". Он
сразу связался с диспетчером: "Загреб, мы только что наблюдали столкновение двух
самолетов прямо над радиомаяком. Одна из машин с большой скоростью идет к земле;
вторая, похоже, рассыпалась полностью". Но Ташич его уже не слышал. Он уставился
в экран радиолокатора и повторял: "Адрия пятьсот пятьдесят... Билайн четыреста
семьдесят шесть..."
Крестьяне, которые работали на своих участках в окрестностях города Лука, с
ужасом наблюдали, как с неба на виноградники и поля начали падать обезображенные
трупы пассажиров, багаж и горящие обломки самолета.
Конструкция "Трайдента" оказалась настолько прочной, что, даже будучи
разрезанным пополам, самолет не развалился в воздухе, а рухнул на склон горы и
только от страшного удара фюзеляж разрушился, а одна его часть отлетела в
сторону метров на триста. Взаимное расположение обломков английского самолета не
исключало, что до самого последнего мгновения "Трайдент" оставался управляемым.
В печати появилось сообщение, что в обломках лайнера ВЕА найдена девочка,
которая прожила еще 19 минут после катастрофы и скончалась на руках у
подбежавших к месту трагедии крестьян. Затем написали о женщине, якобы найденной
в полном сознании и даже говорившей со спасателями. Но слухи так и остались
слухами - все 176 человек, находившиеся на борту "Трайдента" и ОС-9, погибли.
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ 1
Диспетчера Центра УВД Загреба Градимира Ташича обвинили в не-} преднамеренном
убийстве; суд приговорил его к восьми годам тюрьмы. I Это несправедливое решение
вызвало негодование авиаторов всего мира. " После многочисленных протестов таких
влиятельных организаций, как | Международная ассоциация авиаперевозчиков и
Международная ассо-1 циация профессиональных пилотов, Американского и
Английского! профсоюзов авиадиспетчеров, дело о столкновении "Трайдента" ВЕАи]
ВС-9 "Инекс-Адрии" пересмотрено в Верховном суде Югославии и Та- ] шич оправдан.
В ноябре 1978 года он вышел на свободу.
Катастрофа в югославском небе наделала много шума на Западе, и| вскоре была
разработана программа развития и модернизации всей ев-1 ропейской системы
управления воздушным движением.
Взрыв на борту кубинского самолета ВС-8
6 октября 1976 года у берегов карибского островного
государства Барбадос взорван пассажирский самолет ОС-8
авиакомпании "Кубани де авиасьон". Погибли 73 человека.
В первой половине сентября 1976 года в Каракасе, столице Венесуэ-1 лы, объявился
Орландо Бош, один из руководителей кубинской контрре-; волюционной эмиграции. Он
прибыл из Никарагуа нелегально - по фальшивому костариканскому паспорту на имя
Карлоса Луиса Паниагуа. ,
В столице Венесуэлы его гостеприимно встретил другой кубинский| эмигрант, Луис
Посада Каррилес, владевший частным сыскным агентством "Коммерческие и
промышленные исследования". Это агентство,! специализировавшееся в области
торгово-промышленного шпионажа, а| также консультировавшее по разным деликатным
вопросам каракасский] мир коммерции и индустрии, разместилось в двухэтажной
вилле "Ма-рьянита" в окраинном столичном районе Лас-Пальмас.
Десятого сентября Посада Каррилес свел Орландо Боша с венесуэль
цем Эрнаном Рикардо, детективом агентства "Коммерческие и промышленные
исследования" и внештатным фоторепортером ряда каракасских газет. Только через
несколько дней Рикардо узнал, что его новый знакомец не кто иной, как известный
лидер террористов Орландо Бош.
А еще через несколько дней Эрнану стало известно о поставленной перед ним
задаче, заключавшейся в осуществлении взрыва кубинского пассажирского самолета.
Он привлек к операции своего приятеля и соотечественника Фредди Луго, служившего
в министерстве горнодобывающей и нефтяной промышленности и подрабатывавшего в
качестве фоторепортера в столичных газетах.
Рикардо и Луго предстояло стать исполнителями задуманного, за что им обещано 25
тысяч долларов. Старшим назначен Рикардо. Бош и Посада Каррилес - "мозговой
центр" запланированной операции.
Вечером 5 октября Бош, Рикардо и Луго встретились в окрестностях Каракаса, на
ранчо, где разместился кубинский контрреволюционный центр, известный под
названием "Патриотическая ассоциация имени Хосе Марта". Террористы обговорили
последние детали предстоящей операции. Жертвой теракта станут пассажиры
кубинского самолета авиакомпании "Кубана де авиасьон", совершавшего рейс из
южноамериканского государства Гайана на Кубу с промежуточными посадками в
островных карибских государствах Тринидад и Тобаго, Барбадос, Ямайка. Выбрали
именно этот самолет, поскольку на нем должны лететь кубинские спортсмены,
возвращавшиеся домой с центральноамериканского и карибского чемпионатов. Членов
молодежной сборной по фехтованию - чемпионов, обладателей золотых медалей -
ожидала в Гаване триумфальная встреча.
В полночь Рикардо и Луго вылетели из Каракаса в Порт-оф-Спейн, столицу Тринидада
и Тобаго. Через час они уже в тринидадском столичном аэропорту Пиарко.
Отправились оттуда в город, в отель, где провели ночь. На другой день, 6
октября, встали рано, отель покинули в восемь утра, чтобы успеть на самолет
"Кубана де авиасьон". Приехав на такси в аэропорт Пиарко, сказали в кассе, что
им нужны билеты до Барбадоса. Кассир сообщил: кубинский самолет опаздывает, но
вскоре будет два рейса других авиакомпаний, не желают ли господа... Господа,
естественно, не пожелали. Позднее, во время расследования причин катастрофы,
кассир Чарлз Мюррей вспомнит об этом эпизоде.
Около одиннадцати утра Фредди Луго и Эрнан Рикардо поднялись на борт самолета
"Макдонелл Дуглас ВС-8-43" авиакомпании "Кубана де авиасьон", рейс КУ-455.
Венесуэльцам достались места 27-д и 27-с. Луго окинул взглядом остальные кресла
ряда: пусты. "Хорошо, что самолет не полон и соседей не будет", - подумал он.
Самолет действительно не полон, но пустовало не так уж много мест. Кроме
спортсменов, на борту находились: группа работников кубинской рыболовецкой
промышленности; члены делегации деятелей культуры Корейской НародноДемократической
Республики; несколько молодых гаванцев, ехавших на учебу в
Гаванский университет.
Взревели турбины "Конвей". На световом табло рядом с дверцей в
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
кабину пилотов вспыхнула надпись: "Не курить! Пристегнуть ремни!" Машина,
набирая скорость, поднялась в воздух и пошла над морем, в сторону Барбадоса.
Луго запрятал под сиденье пластиковую бомбу, снабженную часовым механизмом.
Рикардо спрятал вторую, замаскированную под миниатюрный транзистор, в туалете в
хвостовой части самолета. Видимо, очень нервничал, потому что, как вспоминают
свидетели из числа пассажиров, сошедших на Барбадосе, венесуэлец, входя в
туалет, с такой силой захлопнул дверь, что ее заело. Пришлось потом звать на
помощь, стучаться в дверцу. Выбраться ему удалось лишь с помощью одного из
членов экипажа.
Вскоре за иллюминаторами словно вынырнул из моря остров Барбадос. Затем внизу
замелькали пальмовые рощи, плантации сахарного тростника, потом небоскребы
столицы - Бриджтауна. Земля все ближе... Пассажиров подбросило при посадке.
Самолет подрулил к скромному двухэтажному зданию аэропорта Сиуэлл.
Рикардо и Луго покинули борт и на такси отправились в город.
Между тем самолет "Кубана де авиасьон" готовился к продолжению полета. Капитан
корабля Вильфредо Перес занял свое место. В правое кресло сел второй пилот Томас
Родригес. Вместе с экипажем на борту находились 73 человека.
В 12.15 по местному времени машина оторвалась от взлетной полосы. Самолет,
набирая высоту, полетел над морем, над зелеными островками, разбросанными тут и
там вдоль побережья "главного" острова.
Прошло восемь минут. Вдруг диспетчер услышал взволнованный голос капитана
корабля Вильфредо Переса: "Внимание! Сиуэлл! Сиуэлл! КУ четыреста пятьдесят
пять! У нас взрыв на борту! Нужна немедленная посадка! На борту пожар!"
Разрешение на посадку дали незамедлительно.
Пожар, о котором сообщал капитан, вызван взрывом пластиковой бомбы, подложенной
Фредди Луго. Кроме того, взрыв прорвал обшивку корабля. Самолет в этот момент
находился на расстоянии 28 миль от аэропорта. Вильфредо Перес и второй пилот
делали все от них зависящее, чтобы выровнять машину, спасти от падения, - были
уверены, что им удастся благополучно ее посадить. Но через несколько минут
взорвалась вторая бомба - та, что была запрятана Эрнаном Рикардо в туалете
хвостовой части самолета. Воздушный корабль вошел в пике и рухнул в море в
нескольких милях от берега.
Никому из тех, кто находился на борту, спастись не удалось. Некоторые из
пассажиров, согласно данным, полученным впоследствии барбадосской
правительственной комиссией по расследованию причин катастрофы, задохнулись от
едкого дыма еще до падения самолета в море; некоторые погибли во время взрывов.
Весь город говорил о разыгравшейся в воздухе трагедии. Многие купальщики на
пляжах и просто прохожие видели, как самолет, оставлявший черный дымный след,
упал в воду.
Приехав в отель "Холидэй", Рикардо тут же стал названивать в Кара263
кас. Сначала попросил связать его с сеньором Паниагуа (Орландо Бошем), но этот
номер не отвечал. Луиса Посада Каррилеса тоже не оказалось на месте. Тогда он
связался со своей невестой Маринес Вегас. Взволнованной скороговоркой сказал ей:
"Маринес, ни о чем меня не спрашивай, возьми бумагу и карандаш и запиши:
"Автобус, полный собак, взлетел на воздух". А теперь запиши вот эти номера
телефонов... Готово? Позвонишь и передашь про автобус - дословно. И скажи: мы в
отчаянном положении, буквально вопрос жизни или смерти, нас уже, похоже, взяли
на прицел..."
Террористы так сильно нервничали, что им всюду мерещилась слежка. Поговорив по
телефону из вестибюля, Рикардо быстро подошел к стоявшему поодаль Фредди Луго и
шепнул ему: "Давай-ка побыстрее уберемся отсюда. Вот тот тип, который на меня
смотрит, похоже, из кубинской контрразведки".
Они переехали в отель "Виллидж". Оттуда Эрнан Рикардо вновь позвонил своей
невесте. Узнав, что Маринес не удалось никому передать его послание, он принял
решение перебраться вместе с Фредди Луго на Тринидад. Только оттуда можно было
попасть в Каракас: Барбадос воздушным сообщением с Венесуэлой не связан.
В тот же день, 6 октября, они прибыли в тринидадский аэропорт Пи-арко и на такси
отправились в отель, который назывался так же, как и барбадосский, - "Холидэй".
По дороге Фредди Луго, пытаясь снять нервное возбуждение, без конца говорил о
взрыве кубинского самолета. Он и не догадывался, что таксист говорил не только
на своем родном английском языке. Эрик Джонсон - так звали водителя - неплохо
понимал по-испански: в свое время он около двух лет прожил в Пуэрто-Рико.
Разговор о погибшем самолете был, разумеется, полон иносказаний и недомолвок. Но
сообразительный Эрик Джонсон сумел разобраться, о чем шла речь. Доставив
клиентов в "Холидэй", он помчался в ближайший полицейский участок и рассказал
там о странной беседе своих пассажиров.
"У меня сложилось впечатление, - сказал он, - что эти типы как раз и взорвали
самолет. Ну тот, что разлетелся на куски возле Барбадоса. По радио об этом
передавали".
Джонсона внимательно выслушали. Немедленно доложили начальнику столичной
полиции. А тот распорядился установить наблюдение за "Холидэй" и организовать
подслушивание телефонных разговоров, ведущихся из отеля.
Подслушивание уже через полчаса дало результат. Полицейские записали на пленку
полные подозрительных намеков разговоры Эрнана Рикардо с "сеньором Орландо"
(Бошем) и Росой (секретаршей Луиса Посада Каррилеса).
Начальник полиции Порт-оф-Спейна отдал приказ задержать подозрительных
иностранцев. 7 октября, в восемь часов утра, в 105 номере отеля "Холидэй"
Рикардо и Луго арестованы.
Террористов подвергли долгим допросам. Нак
...Закладка в соц.сетях