Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих авиакатастроф

страница №23

гли ответить - они погибли.

216


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

217


В расследовании катастрофы участвовали лучшие научные силы стра-] ны, институты,
лаборатории, а также отдельные ученые, инженеры, лет-] чики, космонавты. /-

К сожалению, на УТИ МиГ-15 еще не было "черного ящика" (систе- \ ма
автоматической регистрации параметров полета - САРПП), что зна- ] чительно
осложнило работу государственной комиссии.

"Тщательно собрали все, что осталось от экипажа и самолета, - вспо- ] минает
доктор технических наук профессор Сергей Михайлович Бело- \ церковский. - Факт
редчайший в мировой практике: когда были собра- ^ ны элементы конструкции
планера, силовой установки, агрегатов, сис-1 тем управления и приборов,
оказалось, что мы располагаем 95 процен- \ тами веса пустого самолета. Средний
показатель для происходящих в I мире катастроф - около 70 процентов. Было
собрано и выложено по со-; ответствующим местам на стенде-макете все остекление
фонарей кабин -' более тысячи осколков. Практически полностью удалось
воспроизвести ] поверхность фонарей, что позволяло решить, было или не было
столк-| новения с птицами, шарами и зондами, с другими самолетами".

По заклиненному положению механизмов, узлов и деталей; отпечат- ] кам стрелок на
шкале; по осыпанию светомассы стрелок были расшиф-1 рованы показания всех
основных приборов, а также установлено поло- * жение рулей, элеронов и триммеров
на самолете.

Диверсия (взрыв, отравление), пожар, потеря экипажем сознания ис-а ключались. До
самого конца Гагарин и Серегин сохраняли работоспособность, умело и энергично
пилотировали самолет, надеясь его спасти.

На ЭВМ специалисты провели тщательные расчеты различных видов маневра, который
могли совершить Гагарин и Серегин на последнем этапе полета. В итоге выяснилось,
что самолет попал в штопор и быстро * потерял около 4000 м высоты В качестве
возможных причин сваливания в штопор указывались следующие: попадание в вихревой
след; маневр! при уклонении от действительного или мнимого препятствия; воздей:
ствие порыва ветра, а также столкновение с шаром-зондом или птицей.

Судя по отпечаткам на шкале прибора, фиксирующего перепад давления в кабине,
перед ударом о землю она была разгерметизирована. Однако никаких следов
столкновения на обломках самолета не нашли, поэтому причиной разгерметизации
кабины комиссия признала воздействие на самолет верхушек деревьев.

Государственная комиссия долго и тщательно изучала обстоятельства и причины
гибели спарки. Двадцать девять томов с материалами расследования советское
руководство засекретило, что дало лишний повод для всякого рода слухов и
предположений. Так, например, говорили, что Гагарин и Серегин (или один из них)
были пьяны. "Это абсолютно исключено, - категоричен Белоцерковский. - Для
скептиков и маловеров приведу только одно доказательство - результаты анонимных
трижды проведенных в разных институтах химико-биологических анализов останков
Гагарина и Серегина. Алкоголя в крови обнаружено не было. К сожалению, эти злые
домыслы оказались кое-кому весьма выгодны. Видимо, это многое списывало..".

С профессором полностью согласен Сергей Михайлович Егупов, ветеран Звездного,
многие годы бережно собирающий космическую историю: "Сплетни о том, что Юрий
Алексеевич в тот день был пьян, что Владимир Сергеевич Серегин был плохим
инструктором, - полнейшая чушь. Где-то даже дописались, что Гагарина забрали
инопланетяне. Представляете?!
Заместителя начальника Центра подготовки космонавтов Гагарина прочили в
начальники ЦП К. Юрий Алексеевич был завален Организаторской и общественной
работой. Вдобавок он собирался еще раз в космос, был дублером Комарова во время
полета "Союза-1", поэтому хотел восстановить былую летную форму".
Удалось установить, что рядом с истребителем Гагарина и Серегина внезапно
оказался другой самолет, - скорее всего, тот Су-11 с бортовым № 36. Гагарину
пришлось резко уклониться, чтобы избежать столкновения. Возможно, при этом он
попал в вихревой след другой машины. Это и привело к тому, что МиГ, у которого
из-за подвесных топливных баков ухудшена аэродинамика, свалился в штопор. Спарка
Гагарина - Серегина сделала 3-5 витков, стремительно несясь к земле. Летчики не
рванули ручки на себя до отказа, а действовали грамотно - постепенно выводили
самолет из пикирования, достигнув десятикратной перегрузки.
"Восстановим возможный ход событии, - продолжает Белоцерковский. - В результате
попадания в вихревой след за идущим впереди самолетом 614-м и резкого уклонения
от столкновения (или только по второй причине) самолет Гагарина и Серегина
свалился в штопор. Экипаж, естественно, стал сразу выводить машину из штопора,
находясь при этом между облаками и не восстановив пространственной ориентировки.

Вращение самолета им прекратить удалось. По данным метеопрогноза, летчики знали,
что высота нижнего края плотной облачности 900 м. Но они не предполагали, что на
самом деле было метров на пятьсот ниже.
Не могли они учесть и другого. Много лет спустя после начала исследований новые
эксперименты подтвердили любопытный (а для терпящих бедствие летчиков -
трагический) феномен. Известно, что при быстром снижении высотомер завышает
показания высоты. Серегин^ видимо, не знал другого: на спарке, где две приборные
доски, запаздывание (а следовательно, погрешность в показаниях) приборов
увеличивается примерно вдвое.
Летчики были уверены, что после выхода из облаков успеют вывести самолет в
нормальное положение, потому и не воспользовались средствами катапультирования.
Но им не хватило примерно полутора-двух секунд, 200-250 м высоты, - навстречу
несся лес. Судя по результатам медицинских анализов, они даже не успели
испугаться. Это выяснили по содержанию адреналина в крови...".
Герой Советского Союза космонавт генерал-полковник авиации Герман Степанович
Титов, входивший в состав комиссии, говорил в конце 90-х годов:
"Исследование Белоцерковского, на мой взгляд, единственное более или менее
достоверное исследование. Хотя и у него есть сомнительные

218


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

места. Ну попали бы Гагарин с Серегиным в струю Су-11, перевернулись. Ничего не
стоило вывести самолет. Я сам с Володей Грушиным как раз на таком самолете с
баками крутил перевернутый штопор. Судя по отпечаткам на шкале прибора,
фиксирующего перепад давления в кабине, разгерметизация кабины произошла еще до
удара о землю. Комиссия, занимавшаяся изучением причин катастрофы, посчитала,
что это произошло, когда самолет задел верхушки деревьев. А я думаю,
столкновение в воздухе все же было. Но с чем - с птицей, с геодезическим шаромзондом?
Утверждать что-то, не имея доказательств, не хочу. Мне нужно отыскать
одну деталь. Когда-то мечтал: выйду на пенсию, возьму миноискатель и буду
бродить по киржачским лесам. Теперь пенсионер, а свободного времени нет. Тогда
думал привлечь к поискам пионеров, а теперь и пионеров нет.

Искать нужно обломок самолета. МиГ-15 Гагарина и Серегина стукнуло что-то в
полете по правому крылу. Во всяком стреловидном крыле центр давления не
совпадает с центром жесткости. На больших скоростях возникают колебания. Чтобы
погасить их, сделать меньше, ставят противофлаттерный груз-законцовку весом 40
кг. Думаю, их ударило в конец крыла и правую законцовку отбило. В результате
деформация, по- | теря аэродинамического качества, разрушение остекления фонаря
и катастрофа.

Столкнулись они, по-видимому, с подвеской метеорологического зонда, которые
запускают в Долгопрудном. Они поднимаются на высоту около 20 км, оболочка
лопается, и зонд на "колбасе" спускается. В зоне падения самолета нашли восемь
старых шаров-зондов. Может быть, самолет Гагарина и Серегина столкнулся с одним
из них во время полета. К шарам ведь привязывают специальный груз - тяжелый. Вот
этот груз и мог долбануть по крылу или кабине.

Разгадка катастрофы в законцовке. Левая была в яме, правую не обнаружили..."

Генерал Ю.В. Куликов, боевой летчик, занимавший впоследствии посты начальника
службы безопасности полетов ВВС и того же управления в Министерстве обороны,
ознакомившись с материалами комиссии, пришел к выводу, что причина трагедии -
"катастрофический недостаток летной практики" Гагарина и Серегина.

Однако члены комиссии космонавты Леонов, Титов, летчик-испытатель Микоян,
профессор Белоцерковский и другие категорически не со- 1 гласны с этим
утверждением. Они высокого мнения о профессиональных качествах Серегина: "Летное
мастерство его получило становление на фронте, где он успешно совершил около 200
боевых вылетов на самолете Ил-2. Участвовал в 19 воздушных боях, сбил 3 самолета
противника. В 1953 году В.С. Серегин окончил инженерный факультет ВВИА имени
Н.Е. Жуковского и в соответствии с его желанием был назначен в испытательный
институт ВВС. Полеты в качестве летчика-испытателя начал на самолете УТИ МиГ-15.
Хорошая инженерная подготовка, опыт летчика, прошедшего суровую школу войны,
позволили Владимиру Сергеевичу быстро войти в строй летчиков-испытателей. Ему не
раз прихо219


дилось попадать в трудные ситуации, совершая сложные испытательные полеты, в том
числе по выработке рекомендаций в отношении минимума погоды при заходе на
посадку, по установлению летных ограничений и так далее. В 1958 году ему
присваивается квалификация летчика-испытателя второго класса, а в 1967 году -
первого класса. С 1964 года он военный летчик первого класса, причем эту
квалификацию подтверждал дважды - в 1966 и 1967 годах. Имел почти пятилетний
опыт инструкторской работы. Общий налет его составил более 4 тысяч часов.

Как летчик он был очень надежен, хладнокровен, весьма квалифицирован и в высшей
степени дисциплинирован".
Иногда выражают сомнение, не сказалась ли всемирная слава Гагарина на его
отношении к летному делу. Нет, Юрий Алексеевич ко всем вопросам летной
подготовки относился серьезно.
"Он хотел летать - Юре, конечно, тошно было от постоянных выступлений. Мы же в
отряд пришли не за звездами, мы хотели летать! - вспоминает Г. Титов. - Гагарин
был зам. начальника центра по полетной подготовке и не летал! Я вывернулся, стал
летчиком-испытателем, а его в небо не пускали. Вот он и настоял - хотел снова за
штурвал, хотел еще в космос слетать".
Перерыв в полетах у Гагарина был с 27 ноября 1967 года по 13 марта 1968 года. Он
быстро восстановил навыки. Последний контрольный полет, 22 марта, с ним
осуществил командир эскадрильи подполковник А.М. Устенко, который, оценив все
действия Ю.А. Гагарина в воздухе на "отлично", дал разрешение на самостоятельные
полеты. ^
В июле 1988 года Устенко писал:
"Хотя Ю.А. Гагарин был уже известным человеком во всем мире, чувство скромности
никогда его не покидало. Он не требовал к себе особого отношения, был таким, как
многие его товарищи, хотя по внутренней собранности, аккуратности и
настойчивости чувствовалась великая сила в этом человеке. Он имел манеру
негромко разговаривать, часто и умело пользовался юмором, что соответственно
всех уравнивало, а его делало еще более земным и привлекательным. Внутренняя
дисциплинированность, аккуратность отложили, естественно, отпечаток на всю его
профессиональную подготовку.
Ю.А. Гагарин все указания на полеты записывал подробно. Вел, как и все летчики,
тетрадь подготовки к полетам. Схемы полета и действия свои на каждом этапе им
описывались грамотно и досконально всегда были изучены. Особые случаи в полете
он знал очень хорошо и практически все действия отработал на тренажах в кабине
самолета. В полет брал накопленный планшет, где были нанесены схемы заходов на
запасные аэродромы и порядок связи при выходе на них.
Ю.А. Гагарин в кабине самолета чувствовал себя уверенно. Готовился к полетам он
основательно, не отступая от норм и правил. Вслепую знал расположение кранов,
тумблеров. В технике пилотирования не допускал резких движений. На замечания в
воздухе реагировал своевременно".
Бывший начальник Центра подготовки космонавтов Н.Ф. Кузнецов утверждает, что
инструктору Гагарина - Серегину в полете стало плохо

220


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

с сердцем и поэтому их самолет врезался в землю. Мол, Серегин расстегнул
привязные^ ремни, чтобы дышать легче было, а потом свалился на ручку, и Гагарин
не смог его вытащить. "Я не хочу ставить под сомнение квалификацию Кузнецова,
Героя Советского Союза, - возражал Титов. - Ну расстегнул привязные ремни,
которые к креслу-катапульте крепятся, но легче от этого не станет. Есть же еще
ремни парашюта. Надо опираться на факты. А фактов, свидетельствующих о плохом
самочувствии Серегина, нет".

Версия о неправильных действиях или недисциплинированности летчиков отвергнута.
На последних секундах полета Гагарин и Серегин пилотировали МиГ-15 без крена и
скольжения, "выжали" из техники все возможное, пытаясь вывести из пикирования и
избежать столкновения с землей.

Как утверждают многие, Гагарин предчувствовал свою гибель. Незадолго до смерти
он пригласил в гости своих братьев, сфотографировался с ними. Жене, которая
лежала в Кунцевской больнице, пообещал, что навестит ее после полетов - 27
марта. И вдруг, как рассказывал личный шофер Гагарина, 26 марта вечером меняет
свое решение и "дет к жене.

И в день гибели мужа Валентина Ивановна не находила себе места. Из больницы
несколько раз звонила домой, но телефон молчал; тогда она позвонила соседям. Те
сказали, что дома все нормально, просто телефон отключился. Когда к ней в
больницу пришли В. Терешкова, П. Попович, А. Николаев и Н. Каманин, она сразу
поняла, что случилась беда.

28 марта, в восемь часов вечера, в морг госпиталя имени Бурденко доставили два
ведра останков. Космонавтов вызвали на опознание.

"Природа распорядилась так, чтобы никаких сплетен не оставалось, - вздыхает
космонавт Виталий Иванович Севастьянов. - На столе лежали два правых уха с
кусочком кости черепа и волосами. Больше того, за одним ухом была родинка, как
бородавка на ножке. Эта была родинка Юры. Его даже когда стригли, он просил
осторожнее, чтобы не задеть. Мы тогда отстригли волосы, положили в конверт и
отдали Вале".

"В крематорий мы приехали к 9 утра. У дверей уже стояли Леонов, Терешкова и
другие космонавты: "Не пускают нас!" - рассказывает брат Гагарина - Валентин. -
Мы быстрее звонить Брежневу. Тот долго думал, но дал согласие, с условием не
открывать гроб. Начальником похоронной бригады был Андриян Николаев. Он боялся
нарушить приказ Брежнева, но, когда мы его к стенке прижали, согласился. Гроб
вскрыли: в целлофановом пакете лежали человеческие останки... Закрыли крышку,
нажали кнопку, и гроб медленно пошел в печь...".


"Нам тогда говорили, что похороны Гагарина можно сравнить только с похоронами
Ленина, - вспоминает сестра Гагарина - Зоя Алексеевна. - Мы трое суток просидели
под эту жуткую траурную музыку,,.".

Тридцатого марта урны с прахом Юрия Гагарина и Владимира Серегина замуровали в
Кремлевскую стену на Красной площади.

221


Гибель маршала Линь Бяо на "Трайденте"

13 сентября 1971 года в Монголии потерпел катастрофу

самолет "Трайдент", на борту которого находился

Линь Бяо, заместитель председателя ЦК КПК Мао Цзэдуна

и министр обороны Китая.

В сентябре 1971 года в Китае пропал без. вести министр обороны КНР, "законный
преемник" Мао Цзэдуна маршал Линь Бяо. Торжества 1 октября в честь очередной
годовщины Китайской Народной Республики, на которых Линь Бяо должен был занимать
почетное место рядом с председателем Мао, отменили без каких-либо объяснений.
Контролируемая властями пресса больше не упоминала ни Линь Бяо, ни других
высокопоставленных китайских военачальников. Лишь спустя два года, на X съезде
Коммунистической партии Китая, появилось первое официальное объяснение
внезапного исчезновения маршала. Через восемь лет, в ходе суда над "бандой
четырех", версия обросла всевозможными подробностями и обрела законченный вид.

14 сентября 1971 года, в 14 часов по пекинскому времени, премьер Госсовета КНР
Чжоу Эньлай получил экстренное сообщение. Из шифровки посла КНР в Монголии Сюй
Вэньи следовало, что ночью 13 сентября самолет "Трайдент" с бортовым номером 256
разбился на территории МНР, в районе города Ундэрхана, и все девять пассажиров
(восемь мужчин и одна женщина) погибли. Утверждают, что, выслушав эту новость,
китайский премьер радостно воскликнул: "А! Разбились насмерть, разбились
насмерть!" Затем он поспешил к Мао Цзэдуну, чтобы передать "великому кормчему"
радостную весть. В отличие от Линь Бяо премьер понимал, как опасно быть вторым
человеком после одержимого жаждой власти Мао, и его устраивало до поры до
времени занимать третью или даже четвертую позицию в руководящей верхушке.

В донесении посла не говорилось о том, кто именно разбился в монгольской степи.
На место катастрофы китайские представители отпра222


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

вились только на следующие сутки. Трупы были настолько обожжены, что их
опознание заняло продолжительное время. Тем не менее из китайских документов
следует, что Чжоу Эньлай не сомневался: около Ундэрхана погибли его "смертельный
враг" Линь Бяо, жена маршала Е Цюнь (также член политбюро ЦК КПК), их сын Линь Л
иго (один из руководителей ВВС КНР), личный шофер и еще пять членов экипажа.

По официальной версии, министр обороны КНР готовил контрреволюционный заговор. В
августе 1970 года на Лушаньском пленуме ЦК КПК Линь Бяо предложил, во-первых,
изменить конституцию, канонизировав Мао Цзэдуна как "гения", а во-вторых,
избрать Мао на пост главы государства, ставший вакантным после изгнания Лю
Шаоци. Если Мао откажется, добавил Линь Бяо, нужно выбрать другого кандидата на
эту должность, - вероятно, имел в виду себя. Мао Цзэдун отверг оба предложения.
Пост главы государства останется вакантным, заявил он. Было очевидно, что
"великий кормчий" недоволен столь явными маневрами своего преемника.

Линь Бяо приходит к выводу, что захватить власть он может только с помощью
военного переворота, и поручает своему сыну, Линь Лиго, взять на себя
организацию заговора и привлечь к делу преданных, надежных офицеров.

В марте 1971 года заговорщики подготавливают секретный план путча под кодовым
названием "Тезисы о проекте 571". Эти цифры взяты не случайно - на китайском
языке они звучат так же, как слова "вооруженное восстание". Мао Цзэдун в этом
проекте обозначается кодом "Б-52" - по названию американского бомбардировщика:
Линь Бяо ненавидел все связанное с США. Мао характеризуется в нем как
"крупнейший феодальный деспот в истории Китая". Путчисты в своем плане делают
ставку на то, что в случае успеха их поддержит Москва. (Не случайно после
исчезновения Линь Бяо в Китае разворачивается антисоветская кампания.)

Проект "571" предусматривал множество вариантов - от "окружения дворца",
резиденции руководства КНР Чжуннаньхай, до применения ядовитых газов,
биологического оружия, бомб, организации автомобильной аварии, убийства и
похищения. В конце концов решили взорвать поезд, в котором должен был ехать Мао.

Но в стане заговорщиков находится "героическая личность" - это дочь министра
обороны Линь Доудоу (за эту "верность партии" она в дальнейшем поплатилась
жизнью), которая сообщает компетентным органам о надвигающейся беде, В итоге все
планы контрреволюционеров становятся известны Чжоу Эньлаю. Он изменяет сроки
поездки председателя ЦК КПК, и Мао прибывает в намеченное место раньше
выбранного для взрыва времени.

Тем временем в ночь с 11 на 12 сентября преступная пара, отдыхая на курорте
Бэйдайхэ, близ Шанхая, ждет срочного телефонного сообщения об исходе заговора.
Наконец звонит телефон, и неизвестный докладывает горькую для Линь Бяо новость:
Мао жив и уже проехал Шанхай. Путч провалился. Е Цюнь в слезах начинает собирать
вещи, готовясь к бегству (в документах подробно излагается список предметов,
собранных супругами в дорогу. Особый упор делается на захваченном Е Цюнь

223


русско-китайском словаре. Линь Бяо вспоминает о принадлежавшем ему по должности
реактивном самолете "Трайдент". Между тем в аэропорту выясняется, что машина к
полету не готова. Но заговорщикам не остается другого пути: самолет взлетает с
малым запасом горючего и держит курс на север.
Первоначально Линь Бяо планировал лететь на юг, чтобы заручиться поддержкой
военных, но, поднявшись в воздух, судя по всему, передумал и решил искать
убежища в Советском Союзе. После Второй мировой войны он провел в этой стране
три года и теперь надеялся, что советские друзья окажут ему хотя бы
идеологическую поддержку в его выступлении против Мао. Над монгольской степью
кончается топливо, самолет в 2.25 разбивается, все пассажиры гибнут. По просьбе
китайского правительства тела погребены на месте катастрофы. Такова официальная
версия гибели Линь Бяо.
Из официальных документов явствует, что Чжоу Эньлай знал о каждом шаге
заговорщиков. Именно к нему, а не к Мао Цзэдуну стекается вся информация о
действиях "второго человека" в Поднебесной. Чжоу единолично отдает указания всем
службам, как наступить и о чем необходимо информировать Мао Цзэдуна. Получив
сообщение, что Линь Бяо захватил самолет и вылетел в северном направлении,
премьер без совета с Мао приказывает: "Немедленно закрыть все аэропорты страны,
приостановить полеты, привести в действие все радары для наблюдения за воздушным
пространством Китая".
Через некоторое время самолет-беглец обнаружен. Диспетчеры определяют, куда он
держит курс. Эта информация вновь докладывается Чжоу Эньлаю. Тот просит
связаться с летчиком угнанного самолета и передать просьбу о возвращении. Но
командир экипажа не отвечает, продолжая вести "Трайдент" на север. Из Китая к
"врагу № 1" бежит министр обороны, "второй человек" в партии и государстве. Что
делать? Чжоу Эньлай тянет время и позволяет самолету войти в воздушное
пространство Монголии, - сбить его уже невозможно. Только после этого он едет в
Чжуннаньхай к Мао Цзэдуну, чтобы проинформировать о случившемся,
Выслушав доклад Чжоу, Мао смиренно говорит: "Нельзя перехватить - не следует
сбивать. Небо хочет, чтобы шел дождь, девушка хочет выйти замуж. Тут такое дело,
что ничего не поделаешь. Пусть улетает. Если мы его собьем, как к этому
отнесется наш народ?" Как-то не вяжется такое философское отношение Мао Цзэдуна
к происшедшему с теми энергичными, порой жестокими действиями, которые он
предпринимал на протяжении всей своей политической карьеры. Загадка? Подобных
тайн в "деле Линь Бяо" немало. В официальной китайской версии достоверным фактом
тсажется лишь гибель "Трайдента" в монгольской степи.
Способен ли Линь Бяо на столь рискованную авантюру? Для этого, помимо всего
прочего, надо обладать особым складом характера. В этом отношении Линь Бяо
трудно сравнивать с "вызывающим огонь на себя" Дэн Сяопином, неоднократно
страдавшим за свои убеждения; или с пред224


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

шественником Линь Бяо на посту министра обороны мятежным маршалом Пэн Дэхуаем,
который не побоялся в период "большого скачка" пойти на конфликт с Мао Цзэдуном,
за что и был репрессирован.

На IX съезде КПК Линь Бяо называется "преемником" Мао и "пролетарским гением".
Мог ли о большем мечтать Линь Бяо? Как-то не верится, чтобы он, обязанный всем
вождю, "ради достижения своих далеко идущих властолюбивых замыслов" (чего раньше
за ним не замечалось) неожиданно изменил Мао и готовил заговор с целью его
убийства.

Вторая загадка связана с бортом № 256: действительно ли находился в "Трайденте"
министр обороны КНР, и если да, то был ли маршал жив к моменту катастрофы.
Существует предположение, что Линь Бяо не находился в самолете, он арестован
ранее в Пекине, а под Ундэрханом сгорел его двойник. Не случайно два
высокопоставленных монгольских представителя заявили: на месте катастрофы "не
найдено ничего такого, что доказывало бы присутствие маршала Линь Бяо в
самолете", и "у китайцев, видимо, имелись причины убеждать всех в обратном". Но
эта версия не подкреплена весомыми доказательствами. Что касается второго
предположения - Линь Бяо все же находился в "Трайденте", но уже мертвый (12
сентября он и его* жена пали от рук охранников из особой части) к моменту
катастрофы, - эта версия выглядит более правдоподобно.


Очевидец событий в Монголии некий Дондог, один из первых оказавшийся на месте
катастрофы, вспоминает: "Среди обломков мы нашли восемь человек. Все они были
мертвы, сильно обгорели, но, видимо, уже от степного пожара... У женщины
остались какие-то тесемки на ногах и груди, у мужчин - следы военного
обмундирования. Интересно, что все лежали почти одинаково - вверх лицом, с
раскинутыми руками и ногами. Девятый, которого мы нашли позже в стороне от
обломков, был в желтой кожаной куртке и лежал лицом вниз. Я думаю, он сразу не
погиб и даже отползал от самолета. Но Мы все равно опоздали..." Далее
монгольский свидетель вспоминает, что вокруг сгоревшего самолета валялось много
разбитой фарфоровой посуды, столовые приборы, фотоаппарат, магнитофон, несколько
пистолетов и... пачки французских презервативов.

В этих воспоминаниях очевидца наиболее интересными выглядят два момента:
месторасположение трупов и перечисление вещей, захваченных с собой семейством
Линь Бяо. Почему восемь обгоревших тел лежали в одинаковой позе, а девятый труп
- в стороне от всех? Не был ли этот девятый единственным живым на борту
"Трайдента" до катастрофы? Тем летчиком-камикадзе, предположение о существовании
которого в свое время высказывали западные исследователи?

Маловероятно, чтобы 64-летний маршал-беглец в самый критический момент своей
жизни больше думал о дальнейшем планировании' семьи, чем о содержимом топливных
баков самолета. Но если предположить, что к моменту катастрофы Линь Бяо был уже
мертв и чьи-то заботливые руки сложили в самолете разнообразную поклажу, не
забыв о презервативах для дискредитации маршала, то становится понятной странная
невнимательность Линь Бяо. Как и то, почему беглецы, уди225


рая из Шанхая на незаправленном самолете, решили держать к

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.