Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих авиакатастроф

страница №24

урс не на ближайшую
заграницу - Тайвань, Южную Корею или Японию, - а полетели на далекий Север - "к
советским ревизионистам", против которых с ведома маршала устроен "инцидент" на
Даманском.
Прибывшие к месту катастрофы эксперты долго не могли идентифицировать трупы:
обожженные лица не поддавались опознанию. Впоследствии тщательное расследование
показало, что труп № 5 - это Линь Бяо. По мнению специалистов, самолет не был
сбит и не загорелся в воздухе, - он мог взорваться только у земли. В противном
случае обломки разбросало бы на площади не менее 10 кв. км. Посол КНР в Монголии
Сюй Вэньи считал, что самолет готовился к аварийной посадке, но летчик не
справился с управлением.
В высшем руководстве бывшего СССР в детали случившегося были посвящены только Л.
Брежнев и Ю. Андропов, однако они не решились раскрыть полученных сведений.
Только в годы перестройки гриф "Секретно" с этих материалов сняли. Линь Бяо,
второй человек в руководстве Китая, естественно, стал помехой для Мао,
стремившегося к абсолютной власти, и поэтому получил отставку. Говорят, Линь Бяо
даже готовил на Мао покушение. Так или иначе, министр обороны попытался скрыться
из Китая, но самолет, на котором он летел, разбился. Монголия, бывшая тогда
"младшим братом" Советского Союза, сообщила об этом компетентным органам.
Через пять недель на место катастрофы прибыла группа экспертов во главе со
следователями КГБ - генералом КГБ А.В. Загвоздиным и военным медиком генералом
В. В. Томилиным. Совместно с монгольскими представителями раскопаны все девять
могил, вскрыты гробы, извлечены уже начавшие разлагаться трупы. Прежде всего
обращали внимание на пожилых людей; их быстро нашли. Отобрали два трупа -
мужчины и женщины, - отделили головы и отвезли в Москву.
Патологоанатомический анализ (в расчет принимались зубы, телосложение, ушные
раковины, прижизненные ранения) подтвердил, что в Москву доставлены черепа Линь
Бяо и его жены Е. Цюнь (в конце 30-х годов они проходили курс лечения в
Кремлевке). Для большей убежденности, что этот вывод достоверен, в конце ноября
1971 года Загвоздин и Томилин отправились в Монголию и провели повторную
эксгумацию останков погибших. На этот раз удалось найти кости грудной клетки
Линь Бяо и установить, что он в самом деле болел туберкулезом. Это означало, что
на борту "Трайдента" действительно находились маршал Линь Бяо, его жена, а также
их сын Линь Лига.
Катастрофу самолета расследовала авторитетная монгольская комиссия при участии
советских специалистов. Ее заключение однозначно: "Самолет № 256 "Трайдент"
потерпел катастрофу в результате ошибки летчика в пилотировании самолета". Трупы
сильно обгорели и разложились, но обследование показало, что до падения самолета
все пассажиры и пилоты были живы. После соприкосновения с землей самолет какоето
время скользил фюзеляжем по почве. В момент вынужденной посадки машина
находилась в линии горизонтального полета, оборудо226


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

вание исправно, топлива достаточно, а аппаратура давала возможность
ориентироваться на местности и при необходимости связаться с наземными службами.
Самолет упал на скорости 500-550 км/ч, при этом шасси не выпущено, щитки в
закрытом состоянии. Это означало, что экипаж не собирался совершать посадку.
Эксперты не обнаружили на телах погибших следов недавних огнестрельных ранений.
Личное оружие оставалось на месте, патроны не использовались.

Самолет "Трайдент", английского производства, с мая 1965 года по май 1969 года
эксплуатировался Пакистанской международной авиакомпанией "ПИА", а в конце 1969
года приобретен Китаем и использовался для нужд армии КНР в основном У1Рперсонами.


Но что стало причиной катастрофы? Любопытную гипотезу высказал австралийский
исследователь Питер Хэнэм, который в течение шести месяцев собирал материалы в
Монголии, России, Китае и на Тайване. По его версии, страдающий от ран и
болезней министр обороны в очередной раз удалился на курорт в Бэйдайхэ. Он уже
понимал (начиналась чистка кадров по всему континентальному Китаю, а самого
маршала обвинили в попытке отстранения от власти Мао Цзэдуна), что дела его
плохи и поста он лишится со дня на день. Линь Бяо испытывал глубокую апатию ко
всему; но его жена Е. Цюнь была в курсе всех дел в столице. В последний вечер
супруги говорили о каком-то срочном вылете на юг, в Гуанчжоу, потом за границу -
в Гонконг. Линь ответил: "Не убегу, даже если будет грозить смерть. Хотя бы
останусь патриотом до конца". Этот разговор подслушала дочь маршала, которая
позвонила премьер-министру Чжоу Эньлаю в Пекин: "Мать хочет похитить отца". До
Чжоу она не дозвонилась, но важная новость до несо дошла.

Около 11 часов вечера Чжоу сам позвонил Е. Цюнь. Дальнейшее неизвестно, но в
итоге Е. Цюнь с сыном Линь Лиго ворвались в спальню маршала с криком: "Проснись,
тебя хотят арестовать!" К тому времени Линь Бяо принял снотворное и плохо
понимал, что происходит. Самолет стоял в аэропорту с полными баками. Маршала
внесли в самолет как мешок, через плечо, прорвавшись сквозь кольцо охраны,
которая не стала (или получила соответствующий приказ?) активно препятствовать
вылету, хотя без стрельбы не обошлось. Самолет взял курс на юго-восток - к
Тайваню, но через 20 минут снова показался над аэродромом Шанхайгуа-ня, откуда
вылетел. Покружился над полем, не заходя на посадку, - к тому времени Чжоу
Эньлай приказал закрыть все аэропорты страны. После этого самолет направился на
север - к монгольской границе.


И еще одна, неожиданная версия, основанная на тайно вывезенных из КНР и в 1983
году опубликованных в США материалов, авторство которых приписывают хорошо
осведомленному источнику, скрывшемуся под псевдонимом Яо Минли.

Если верить Яо Минли, существовало два отдельных заговора. Первый, "Проект 571",
организован Линь Лиго и предполагал лишь убийство Мао Цзэдуна. Линь Бяо отверг
его, отдав предпочтение более сложному плану, получившему кодовое название "Гора
нефритовой башни" - по имени района роскошных вилл под Пекином, где живет
правящая

227


элита. Там и предполагалось загнать Мао в ловушку. Опасный замысел Линь Бяо
требовал тайной помощи Советского Союза, который должен имитировать нанесение
удара по Китаю. Это дало бы министру обороны КНР повод объявить военное
положение и взять Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая "под охрану", чтобы затем убить их и
захватить власть.
В июле 1971 года государственный секретарь США Генри Киссинджер тайно посетил
Китай и провел с Чжоу Эньлаем переговоры о путях ослабления напряженности,
существовавшей в отношениях между двумя странами со времени прихода к власти в
Китае коммунистов в 1949 году. В начале 1970 года намечался визит в КНР
президента Ричарда Никсона. Явное примирение с Соединенными Штатами - и
дальнейшее ухудшение и без того натянутых отношений с Советским Союзом - делало
необходимым как можно скорее приводить в действие план "Гора нефритовой башни".
Выбор пал на день, когда Мао возвращался в Пекин из поездки на юг, - 11
сентября.
Однако Чжоу Эньлай тем временем, видимо, сумел выведать у дочери Линь Бяо о
заговоре ее брата, а может быть, и отца. Премьер предупредил Мао об опасности, и
они приготовили Линь Бяо западню.
Вечером 12 сентября министр обороны с женой находились в качестве гостей на
ужине в резиденции Мао Цзэдуна на Горе нефритовой башни. Мао лично открыл
торжество, откупорив старинное императорское вино времен династии Мин. На
банкете подавали деликатесы, доставленные в Пекин самолетом со всего Китая.
В 23 часа Мао Цзэдун лично проводил Линь Бяо и его жену до машины. А через
несколько минут на дороге, спускающейся от виллы Мао, их автомобиль уничтожен
ракетами, выпущенными из засады людьми из личной охраны Великого кормчего.
Чжоу Эньлай, опознав в обгоревших трупах Линь Бяо ц его жену, сказал Мао, что
следует объяснить исчезновение министра обороны таким образом, чтобы Линь Бяо
"не выглядел героем". Не проявив никаких чувств по поводу смерти человека, более
сорока лет служившего ему и его партии, Мао приказал премьеру быстро продумать
все детали официальной версии. В этой трактовке заговора, на "Трайденте" бежал
только Линь Лиго. Когда преследовавшие его китайские истребители дали ракетный
залп, самолет рухнул над монгольской границей. Позже китайские власти высказали
предположение, что родители разбились вместе с сыном, - этот вариант устраивал
их гораздо больше, чем история со званым ужином, закончившимся смертью. Так Мао
избавился от соперника. В следующем году он приветствовал в Пекине президента
Никсона, и рядом с ним был его верный премьер Чжоу Эньлай.
Мао Цзэдун прожил 83 года и до самого конца отказывался делить с кем-нибудь
власть.
В истории с Линь Бяо осталось немало загадочного. Действительно ли он хотел
убить властителя одной из великих держав мира, своего бывшего близкого друга;
был ли это побег или, напротив, устранение неугодного маршала; куда направлялся
самолет? Ответы на эти вопросы остаются открытыми.
',

228


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

Катастрофа космического корабля "Союз-11"

30 июня 1971 года в верхних слоях атмосферы произошла

разгерметизация спускаемого аппарата "Союз-11".

Все члены экипажа - Георгий Добровольский,

Владимир Волков, Виктор Пацаев - погибли.

19 апреля 1971 года в СССР запустили в космос первую в мире долговременную
орбитальную станцию "Салют-1". История этой станции полна драматизма. Началось с
того, что, когда ее вывели на орбиту, не открылся отсек с научной аппаратурой,
где были солнечный телескоп и другие астрофизические приборы. Отсек так и
остался заблокированным.

Далее предстояло отработать технику стыковки станции и транспортного корабля
"Союз". Первый такой полет прошел 23 апреля 1971 года. В. Шаталов, А. Елисеев и
Н. Рукавишников на корабле "Союз-10" причалили к станции, но через пять с
половиной часов совместного полета аппараты пришлось развести: из-за неполадок в
стыковочном узле перейти на борт "Салюта" космонавтам не удалось, они
возвратились на Землю.


Наступила очередь следующего экипажа - А. Леонова, В. Кубасова и П. Колодина. Их
дублерами стали Г. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев. В мае 1971 года
подготовка экипажей к полету - продолжительность его должна превзойти
знаменитый, 18-суточный, А. Николаева и В. Севастьянова - подошла к концу. Все
складывалось удачно: космонавты уехали на Байконур, "обживали" транспортный
корабль и корабль реальный.

За трое суток до старта экипажам предстояло пройти предполетное медобследование.
И вот здесь случилось неожиданное: у Кубасова врачи обнаружили небольшой
воспалительный очаг в легких. Космонавт чув229


ствовал себя нормально, не жаловался, поэтому вердикт медиков встретил в штыки -
ведь он шел в основном экипаже и уже "чувствовал" старт, а теперь его, по сути,
отстранили от полета.
Доклад врачей председатель Государственной комиссии Керим Керимов выслушал,
мягко говоря, без восторга: отстранение одного космонавта от полета означало по
неписаным правилам замену всего экипажа, а это в свою очередь влекло за собой
целый комплекс работ по кораблю, уже подготовленному для основного экипажа.
Раздосадован был и А. Леонов; он требовал, чтобы вместо бортинженера Кубасова
летел бортинженер Волков. Однако с ним не согласился главный конструктор Мишин.
В конце концов приняли решение, что полетят дублеры - Добровольский, Волков,
Пацаев.
По словам Веры Александровны Панаевой, ее муж очень обрадовался, узнав, что
летит на станцию. "Он страшно хотел побывать в космосе. Но их экипаж был
основным на второй полет на станцию "Салют", и на этой почве с Волковым имелись
разногласия. Ведь Владислав уже имел за плечами полет, писал книгу о нем и не
хотел спешить".
Примерно за полгода до этого Владислав Волков и Виктор Пацаев вместе с женами и
детьми отдыхали вместе в пансионате на Истре. Вера Александровна вспоминает, как
однажды они засиделись до позднего вечера, разоткровенничались, и Владислав
признался: "Я рад, что не полечу на первую станцию". - "Почему?" - удивилась
Пацаева. "Мне было предсказание, что я погибну", - ответил он.
5 июня 1971 года, накануне полета, на традиционной встрече со стартовой командой
космодрома (многие традиции, как и эта, заложены еще С.П. Королевым с первых
полетов в космос) выступил командир корабля Добровольский. Экипаж А. Леонова
занял позицию дублеров.
Отдадим должное байконуровцам: за трое суток до старта они сумели провести весь
комплекс работ под новый экипаж.
6 июня: краткий рапорт командира - и вот уже космонавты показались на верхней
площадке ферм обслуживания. Последние, прощальные взмахи рук; последние взгляды
на Землю перед стартом. "Союз-11" стартовал точно в назначенное время - в 7.55.
Через сутки Добровольский, Волков и Пацаев, уже на "Салюте", приступили к
выполнению программы. А она увлекала: впервые экипаж создавал, по сути,
орбитальную лабораторию длительного действия. Тем более что главная задача -
автоматическое сближение со станцией "Салют-1", стыковка и переход экипажа в
орбитальную станцию - уже выполнена.
Экипажу не суждено рассказать о своем полете. Но сохранившиеся документы
позволяют воссоздать день за днем события и саму атмосферу звездного рейса. За
привычными "Все отлично", "На борту полный порядок", неизменно звучавшими в
радио- и тел§репортажах с орбиты, стоял изнурительный труд, порой на грани
возможного.
Космонавты выполнили насыщенную программу научных, военных, медицинских и
технических экспериментов. Вместе с тем, как писали потом, в экипаже что-то не
сложилось. В блокноте Добровольского, в

230


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ

частности, нашли запись: "Если это совместимость - то что же такое
несовместимость?" Правда, командир сделал ее в первую и самую трудную неделю
пребывания на станции: экстремальные условия невесомости, надоедливые
посторонние запахи на борту еще не обжитой станции, расписанная буквально по
минутам программа. Космонавты работал" круглосуточно, "по сменам". И
перенапряжение тех дней, видимо, сказалось.

Не обошлось и без происшествий. На орбитальной станции случился пожар -
загорелись силовые кабели, повалил едкий дым. Космонавты едва успели перейти в
спускаемый аппарат и уже готовились к срочной эвакуации.

"У Добровольского был замечательный характер: он все умел перевести в шутку, -
говорит В. Пацаева. - Наверное, не все знают, что на борту станции "Салют"
случилось ЧП - загорелась проводка. Тогда Волков передал сообщение на Землю: у
них пожар, и они будут спускаться. Георгии не стал спорить, хотя вместе с Витей
продолжал искать причину огня. В конце концов они ее нашли и устранили. Полет
продолжился".


К концу 29 июня все готово к возвращению на Землю; экипаж поздравили с успешным
выполнением программы. После контрольных проверок герметизации спускаемого
аппарата перед расстыковкой "Союз-11" получил добро на "отчаливание" от станции.
В 21.28 по московскому времени "Союз" отстыковался от "Салюта".

Фрагменты некоторых сеансов связи земли (позывной "Заря") с экипажем (позывной
"Янтарь") впервые опубликованы на страницах "Правительственного вестника":

"30 июня. "Заря"; "Янтарям" - всем; от расстыковки до посадки обязательно
непрерывно ведите репортаж о самочувствии и о результатах наблюдений. Непрерывно
- репортаж. Поняли?

"Янтарь-2" (В. Волков): Поняли, поняли... Вижу дождь, дождь вижу! Отлично видел.
Блестит.

"Заря": Запишите время - 01.47.27.

"Янтарь-2": Пока Земли не видно, пока не видно.

"Заря": Как идет ориентация?

"Янтарь-2": Мы увидели Землю, увидели!

"Заря": Хорошо, не торопись.

"Янтарь-2": "Заря", я "Янтарь-2". Начади ориентацию. Справа висит дождь.

"Янтарь-2": Здорово летит, красиво!

"Янтарь-3" (В. Пацаев): "Заря", я - третий. У меня виден горизонт по нижнему
срезу иллюминатора.

"Заря": "Янтарь", еще раз напоминаю ориентацию - ноль - сто восемьдесят
градусов.

"Янтарь-2": Ноль - сто восемьдесят градусов.

"Заря": Правильно поняли.

"Янтарь-2": Горит транспарант "Спуск".

"Заря": Пусть горит. Все отлично. Правильно горит. Связь заканчивается.
Счастливо!"

Полет еще продолжался.

231


Тридцатого июня, в 1.35, после ориентации "Союза" включена тормозная
двигательная установка. Отработав расчетное время и потеряв ско" рость, корабль
начал сходить с орбиты. После аэродинамического торможения в атмосфере нормально
раскрылся парашют, сработали двигатели мягкой посадки, спускаемый аппарат плавно
приземлился в степи Центрального Казахстана, западнее горы Мунлы.
Приборы измерительного комплекса бесстрастно зарегистрировали продолжительность
экспедиции - 23 дня, 18 часов, 21 минута, 43 секунды. Новый мировой рекорд.
Рассказывает врач Анатолий Лебедев, работавший тогда в Центре подготовки
космонавтов:
"30 иющ, в 1.35, "Союз-11" включил тормозную двигательную установку и начал
спуск к Земле. Мы на своем вертолете внимательно вслушивались в радиопереговоры
других поисковых групп - кто увидит корабль первым?
Наконец лаконичное: "Вижу! Сопровождаю!" - и взрыв голосов в эфире. Всех
голосов, кроме... Да, точно: удивляло одно - никто из экипажей поисковой службы
не мог связаться с космонавтами. Мы еще тогда подумали: наверно, строповая
антенна не работает, а поэтому и невозможно установить связь с экипажем "Союза".
Наконец1 и мы, медики, через иллюминаторы вертолета увидели бело- \ оранжевый
купол парашюта корабля, чуть серебристый от восходящего солнца. Мы летели точно
к месту посадки.
Бесшумно (для нас!) взбили облако пыли двигатели" мягкой посадки "Союза", плавно
сникла шелковая "пена" парашютной системы. Мы сели вслед за кораблем, метрах в
пятидесяти - ста. Как бывает в таких случаях? Открываешь люк спускаемого
аппарата, оттуда - голоса экипажа. А тут - хруст окалины, стук металла, стрекот
вертолетов и... тишина из корабля.
Мне довелось извлекать из корабля первым его командира - Георгия Добровольского.
Я знал, что он сидел на среднем кресле. Не скрою, я его не узнал: космонавты
обросли бородами за время полета (были у них сложности с бритьем), да и
необычные условия спуска тоже, по-видимому, повлияли на их внешний вид. Вслед за
Добровольским мы вынули Пацаева и Волкова.

Волков вообще очень красив, его в Звездном друзья называли Мар-челло, в честь
Мастроянни, тогдашнего, да и теперешнего кинокумира. Уже позже я с каким-то
почти мистическим чувством нашел в домашнем своем "архиве" его записку, - мы
играли перед полетом, партию не завершили, и он на листочке бумаги написал:
"Вернусь - доиграю". "Вернусь"... Но все это после.
В первые мгновения ничего не понятно; быстрый осмотр тоже не позволил сразу дать
заключение о состоянии экипажа: что произошло за секунды радиомолчания, пока шар
спускаемого аппарата прошивал атмосферу?! У всех космонавтов практически
нормальная температура тела.
Да и, честно сказать, это не то чтобы непонимание, - мысль о трагедии просто ни
к кому и близко не подходила в те секунды. Вся наша

232


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРС

233


медицинская бригада развернулась мгновенно. Наличие опытного реа-" ниматолога из
Института имени Склифосовского сразу определило хач рактер и средства помощи.
Шесть врачей приступили к проведению I кусственного дыхания, непрямого массажа
сердца.

Минута, еще... Генерал Горегляд, руководитель группы поиска и спа-" сения,
спросил у меня, помню, коротко: "Ну?!"

Впрочем, расшифровывать не надо: ему, Горегляду, что-то нужнс сообщать
председателю Госкомиссии... Такого еще не было: корабль 1 Земле, все линии связи
работают аж до Кремля, а мы молчим.

А что я мог ответить?! Помню, попросил: "Дайте еще несколько ми-* нут врачам". И
почему-то добавил: "Для оценки".

Мы продолжали работать, используя все, что могли.

Один за другим у корабля приземлялись вертолеты, люди замирали 1 мучительном
ожидании вестей от работающих медиков. Стояла удиви тельная тишина. Невозможная,
абсолютно невозможная для такого мс мента при нормальной посадке!..

И вновь генерал Горегляд более строго и громко потребовал от мек заключения о
состоянии экипажа: "Это необходимо для доклада прав" тельству!"
"

Будто надо повторять!

Я и сейчас не могу забыть минуты, когда моими устами произнесем фраза,
напугавшая меня самого: "Передайте, что экипаж... что экищ приземлился без
признаков жизни!" Это звучало приговором дороги* моим друзьям космонавтам! Кто
знал, что именно эта трагическая форм| мула войдет потом в сообщения ТАСС. А
ведь еще полтора часа на мы слышали радиопереговоры экипажа; далее все До самой
посадки 1 нормально!

Что произошло? Еще задолго до старта специалисты-медики пр латали, что после
полета такой продолжительности при спуске могли бь "сложности перенесения
перегрузок". Но не такой финал полета. Вс медицинские работники продолжали
выполнять свои обязанности , появления абсолютных признаков смерти
космонавтов..."

Через несколько дней стали известны результаты расшифровки зале сей "черного
ящика". Анализ записей автономного регистратора сие мы бортовых измерений
показал, что с момента отделения бытового " сека - на высоте более 150
километров - давление в спускаемом аппаЦ рате стало падать и через 30-40 секунд
стало практически нулевым." стя 42 секунды после разгерметизации сердца
космонавтов остановили?

Слово космонавту Алексею Леонову: "Ошибка была заложена в кон| струкции.
Произошла разгерметизация кабины во время отстрела орб" тального отсека. При
монтаже шариковых клапанов монтажники вме то усилия 90 кг закрутили с усилием
60-65 кг. При отстреле орби ного отсека произошла большая перегрузка, которая
заставила сраб эти клапаны, и они рассыпались. Обнаружилась дырка диаметром 20 \
Через 22 секунды космонавты потеряли сознание".

Клапан, выравнивающий давление в кабине по отношению к внеш| ней атмосфере,
предусмотрен на тот случай, если корабль соверши

посадку на воду или приземлится люком вниз. Запас ресурсов системы
жизнеобеспечения ограничен, и, чтобы космонавты не испытывали нехватки
кислорода, клапан "соединял" корабль с атмосферой. Он должен сработать при
посадке в штатном режиме только на высоте 4 км. Сработал в вакууме.

Почему клапан открылся? После долгих испытаний и моделирования различных
ситуаций комиссия выдвинула версию самопроизвольного открытия, ставшую
единственной. На этом расследование, по сути, закончилось.
Давление в кабине космонавтов опустилось практически до нуля за секунды. После
трагедии кто-то из начальства высказал мысль: дескать, образовавшееся отверстие
в оболочке спускаемого аппарата можно было закрыть... пальцем. Но сделать это не
так просто, как кажется. Все трое находились в креслах, пристегнутые ремнями, -
так положено по инструкции во время посадки. Вместе с Рукавишниковым Леонов
участвовал в имитации приземления. В барокамере промоделированы все условия.
Оказалось: чтобы отстегнуть ремни и закрыть дырку размером с пятикопеечную
монету советских времен, космонавтам понадобилось бы больше тридцати секунд.
Сознание они потеряли намного раньше и уже ничего не могли сделать.
Добровольский, видимо, что-то пытался предпринять - он успел сдернуть с себя
пристежные ремни; увы, на большее времени не хватило.
Экипаж спускался на землю без скафандров. Такое решение принял лично Королев еще
перед пуском "Восхода". Да и разместить в "Союзе" трех человек в скафандрах
невозможно. Впрочем, и проблем с герметичностью прежде не возникало ни в одном
из полетов "Востоков", "Восходов", беспилотных и пилотируемых "Союзов".
После гибели Добровольского, Волкова и Пацаева космонавты стали летать в
специальных костюмах. Срочно разработаны рекомендации, гарантирующие
безопасность людей в случае разгерметизации спускаемого аппарата.
Георгий Тимофеевич Добровольский, Владислав Николаевич Волков и Виктор Иванович
Пацаев вошли в историю космонавтики как первый экипаж первой орбитальной станции
"Салют".
Героев-космонавтов похоронили у Кремлевской стены.
Самолет "Трайдент" разбился под Лондоном
18 июня 1972 года в окрестностях Лондона разбился самолет "Трайдент" компании
ВЕА. Погибли 11$ человек.
Капитан Стенли Кей из авиакомпании ВЕА, несмотря на возраст, а ему исполнился 51
год, без осложнений проходил медицинские комиссии. И никто даже не догадывался,
что он страдает крайне тяжелой формой атеросклероза. При обычном медицинском
обследовании эта коварная болезнь ничем не проявляла себя.

234


100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ!

Кей слыл высокомерным человеком, с подчиненными бывал резок, ] хотя его
профессиональные качества не вызывали сомнений.

18 июня 1972 года, перед очередным полетом, экипажи обсуждали воз- ] можную
забастовку пилотов компании ВЕА. Одни выступали за ее проведение, другие -
против. Словом, мнения разделились. Атмосфера ъ комнате крайне нервозная. И тут
Кей набросился на молодого пилота,! посмевшего сделать ему замечание. Правда,
поостыв, капитан прине коллеге извинения. Этот конфликт не прошел для ветерана
бесследно. | Резкое повышение артериального давления, вызванное вспышкой гнет]
ва, оказалось роковым - стенки артерий начали разрушаться. В подоб- \ ных
случаях человек чаще всего обречен, хотя и не испытывает при этом! острой боли.

Экипаж в составе капитана Стенли Кея, 21-летнего второго пилота| Джереми Кигли и
24-летнего бортинженера Саймона Тайсхерста должен был-! выполнить рейс ВЕ 548 в
Брюссель на самолете "Трайдент" (борт О-АКР1) | фирмы "Де Хевиленд".

"Трайдент", произведенный в 1962 году, - первый в мире самолет, у| которого три
реактивных двигателя располагались в хвостовой части| фюзеляжа. В этом он почти
на год опередил американский "Боинг-727" | и на десять лет - советский лайнер
Ту-154. Такая схема расположения! двигателей имеет свои достоинства и свои
недостатки. Самый серьезный! недостаток - что при выходе самолета на срывные
режимы возникает опасность его сваливания в штопор. Чтобы вывести машину из
этого по-1 ложения, необходимо сразу увеличить скорость - перевести самолет из|
набора высоты в пикирование и добавить оборотов двигателям.

Для преду

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.