Жанр: Энциклопедия
Энциклопедия юриста
...ратских
судов Англии, создаются Палатой лордов (высшая судебная инстанция),
Апелляционным судом, состоящим из гражданского и уголовного отделений, и Высоким
судом (все его отделения). Прецеденты находятся между собой в иерархической
соподчиненнос-ти в зависимости от положения создающих их судов в общей судебной
системе страны. Судебная инстанция не может. отказаться от созданного ранее
прецедента, который подлежит изменению лишь компетентным судом или парламентским
актом. Однако поскольку полное совпадение обстоятельств разных дел случается не
так часто, то судья по своему усмотрению может признать,. сходны ли они, от чего
зависит применение той или другой прецедентной нормы. Он вообще может не найти
никакого сходства обстоятельств и. если вопрос не регламентирован статутным
правом, сам создает правовую норму. Таким образом, пределы усмотрения судьи в
английском праве весьма значительны и во многом предопределяют результаты
рассмотрения дела.
Большое значение наряду с судебной практикой придается в английской правовой
системе статутному праву (законы и разного рода подзаконные акты, принятые во
исполнение закона), причем их роль в последнее время существенно возрастает. Это
обусловлено в первую очередь потребностями международного экономического и иного
сотрудничества. Ежегодно английский парламент принимает до 80 законов. За его
многовековую деятельность число действующих актов занимает около 50 томов (более
3 тыс. актов). При этом формирование закона под воздействием судебной практики
оказывает прямое влияние на его структуру, казуистический характер изложения
норм.
Вторая ветвь англосаксонского права - правовая система США. На территории
Северной Америки английское право было распространено обосновавшимися там
переселенцами из Англии и Ирландии. Обычаи и традиции местных индейцев
игнорировались как нечто чуждое и нецивилизованное. Однако английское право
претерпело в американских колониях довольно значительные изменения, связанные с
новыми условиями, и в первую очередь с тем. что в Новом Свете отсутствовал
феодальный уклад.
Провозглашение независимости выдвинуло на первый план идею создания
самостоятельного кодифицированного права, порывающего со своим "английским
прошлым". Принятие федеральной Конституции 1787 г. и конституций штатов,
вошедших в состав США, стало первым и важным шагом на этом пути. В ряде штатов
были приняты уголовные, уголовно-процессуальные и гражданские процессуальные
кодексы, запрещены ссылки на английские судебные решения, вынесенные до
провозглашения независимости.
Однако принципы континентальной правовой системы в США, по сути дела, не были
восприняты. Лишь некоторые штаты, бывшие ранее французскими и испанскими
колониями (Луизиана, Калифорния), приняли кодексы романского типа. Законы
большинства штатов прямо оговорили, что общее право является действующим. В
целом в США сложилась дуалистическая система,
сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии со статутным при
приоритете прецедента. Ныне в США ежегодно публикуется свыше 300 томов судебных
прецедентов, и, несмотря на широкое использование компьютерной техники, их поиск
достаточно затруднен.
Как для английского, так и для американского юриста право - это прежде всего
судебная практика, а нормы закона входят в систему права лишь после того, как
неоднократно окажутся применены и истолкованы судьями. В американских судах
обычно ссылаются не на законы, а на судебные решения, где они применены.
Одно из весьма существенных различий между английским и американским правом
связано с федеральной структурой США. Компетенция штатов довольно значительна, и
в ее пределах они создают свое законодательство и массив прецедентов. При этом,
как ни значимо федеральное право, граждане и юристы пользуются в первую очередь
правом штатов.
Еще одно отличие права США от английского - контроль судов за конституционностью
законов. Верховный суд США, верховные суды штатов могут признать соответственно
федеральный закон либо закон штата неконституционным. Судебные органы федерации
и штатов осуществляют также контроль за конституционностью актов применения
общего права. Любое судебное решение может быть аннулировано в случае признания
его противоречащим конституционной норме. Этот правовой институт весьма важен
как средство заставить судебные инстанции уважать основные принципы права и
обеспечить тем самым единство правовой системы США.
Закон в правовой системе США имеет больший удельный вес и более значим, чем
статутное право в Англии. Это связано прежде всего с наличием целой системы
конституций: федеральной, действующей уже более двух столетий, и разных по
возрасту конституций штатов. Кроме того, штаты обладают широкой законодательной
компетенцией и активно ее используют. Каждый штат располагает значительным по
объему массивом законодательства.
В законодательстве США имеется и немало кодексов, которых не знает английское
право. В нескольких штатах действуют гражданские кодексы, в 25 - гражданские
процессуальные, во всех штатах - уголовные, в некоторых - уголовнопроцессуальные.
За исключением шт. Луизиана, где действуют кодексы романского
типа, во всех остальных штатах кодексы отнюдь не напоминают европейские.
Законодатель стремится в первую очередь воспроизвести в них прежние нормы,
созданные судебной практикой, консолидировать прецеденты, а не создавать какиелибо
новые нормы.
Особой формой кодификации в США стало создание единообразных,типовых для штатов
кодексов и иных законов с целью установления максимального единства в тех
отраслях права, где это необходимо. Такие модельные законы подготавливает
Общенациональная комиссия представителей всех штатов совместно с Американским
институтом права и Американской ассоциацией адвокатов. Для того чтобы проект
стал законом для штата, он должен быть официально утвержден его законодательным
органом. Среди подобных кодексов первым и наиболее известным является Торговый
кодекс, содержащий 400 статей. Первоначально он был выработан в 1952 г., а затем
пересмотрен в 1958 и. 1962 гг. Ныне кодекс принят практически во всех штатах.
Были созданы также типовые кодексы по уголовному праву,. уголовному процессу и
по доказательственному праву.
Постоянно возрастающее число законов в США все более остро ставит вопрос об их
систематизации,приведении в порядок для удобства пользования и применения.
Существует ряд сборников, официальных и частных, охватывающих федеральное
законодательство или законодательство штатов. Имеется, например, так называемый
Кодекс США, представляющий собой постоянно обновляемое, систематизированное
собрание действующих законов Федерации.
Лит..'Давид Р.КамиллаТофреспи-нози. Основные правовые системы современности. М..
1996; Маюзов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. М.,
1997.
Пиголкин А.С.
АНДЕРРАЙТЕР (англ. underwriter) - лицо, выступающее гарантом размещения выпуска
инвестиционных ценных бумаг за определенный срок в пользу эмитента этого
выпуска. Такого рода гарантия выдается за обусловленное вознаграждение. А.
обычно принимает на себя одну из следующих обязанностей перед эмитентом: а)
приложить все усилия для продажи ценных бумаг эмитента; б) выкупить весь выпуск
ценных бумаг; в) выкупить неразмещенную часть выпуска ценных бумаг.
Законодательством РФ право осуществления А. предоставлено дилерам.
АНКЛАВЫ ОТКРЫТОГО МОРЯ - части морских пространств, удаленные более чем на 200
морских миль от побережья и окруженные полностью экономической зоной одного или
нескольких государств. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и других
международных договорах А.о.м. как специальный термин не используется. Вместе с
тем существование такого понятия признается в доктрине международного права. Его
можно встретить также в некоторых документах международных организаций и
конференций. Появление этого понятия связано с тем, что известные анклавы
расположены в морях с наибольшей биологической продуктивностью, и в них ведется
достаточно масштабный промысел судами многих стран, который не может быть
правомерно ограничен прибрежными государствами или международными организация.
ми. Кроме того, через экономические зоны прибрежных государств проходит
достаточно много рыболовецких судов, которые подчас используют возможность
прохода к А.о.м. для бесконтрольного рыболовства в экономических зонах
прибрежных государств.
Известны такие А.о.м., как анклав в море Баффена - Денисовом проливе (окружен
экономической зоной Канады и Гренландии), анклавы в Мексиканском заливе
(окружены экономическими зонами США. Мексики и Кубы), анклав в Беринговом море
(окружен экономическими зонами РФ и США), анклав в Охотском море (окружен
экономической зоной РФ), анклавы в южной части Тихого океана, Норвежском и
Гренландском морях.
С международно-правовой точки зрения А.о.м. имеют статус открытого моря, открыты
для всех государств, в том числе и для рыболовства, ограничиваемого
определенными условиями, однако недостаточными, чтобы предотвратить хищнический
лов.
Панов В.П.
АННЕКСИЯ (лат. annexio - присоединение) - насильственное противоправное
присоединение государством всей или части территории другого государства, нации
или народности. Современное между народное право запреша-етлюбое насильственное
присоединение какой-либо территории,руководствуясь принципами территориальной
неприкосновенности и целостности, неприкосновенности и нерушимости
государственных границ, запрещения применения силы или угрозы силой. Согласно
Определению агрессии, принятому резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14
декабря 1974 г., любая А. с применением силы рассматривается в качестве акта
агрессии.
АННУИТЕТЫ (от лат. annuitas - ежегодный платеж) - 1) ежегодные выплаты ренты по
облигациям долгосрочных государственных займов; 2) сами государственные
долгосрочные займы, не предусматривающие единовременного возврата средств,
переданных взаймы, но дающие право заимодавцу получить А. в 1-м значении в
определенный срок (срочные А.) или до смерти заимодавца (пожизненные А.). В
настоящее время государственные займы в форме А. не практикуются.
АНОМИЯ (букв.: безнорматив-ность) - состояние социальной дезорганизации и
социальной нестабильности, при котором ослабевает контроль социальных норм за
поведением индивида, что возможно либо вследствие того, что сами эти нормы ясно
не сформулированы, не применяются четко и регулярно, либо вследствие конфликта
между различными или противоречащими друг другу нормами. Такое состояние "безнормативности"
оставляет людей без четких границ поведения, они не представляют
ясно, как следует себя вести, а часто и не интересуются этим.
Основоположник концепции А. (социальной дезорганизации) - крупнейший французский
социолог и правовед Эмиль Дюркгейм (1858-1917) исходил из того, что нормальная
жизнь любого общества возможна при "социальной сплоченности", урегулированной
нормами, в первую очередь правовыми. В период стабильности закон выступает для
человека в образе высшего (или признаваемого им за высшее) коллективного
сознания. Если субъект дисциплинирован и признает над собой коллективный
авторитет, т.е. обладает здоровой моральной конструкцией, то он чувствует сам,
что требования его не должны подниматься выше определенного уровня.
Индивидуальные стремления заключены в этом случае в установленные рамки.
Отсутствие между людьми социальной сплоченности, солидарности, приводящее к
состоянию А., Дюркгейм расценивал как источник абсолютного большинства
негативных общественных проявлений, в том числе преступности. Он считал
состояние А. характерным и нормальным явлением современного ему общества.
Э. Дюркгейм определял пути выхода из кризисного состояния А.: дело не
"в воскрешении традиций и обычаев, которые, не отвечая более настоящим условиям
социального положения, могли бы жить только искусственной и кажущейся жизнью".
Излечение общества возможно путем социальных реформ, укрепления "коллективных
представлений", повышения уровня "социальной солидарности" в рамках прежде всего
профессиональных групп - "корпораций" лиц, объединяемых совместной профессией.
При этом ученый придерживался принципа постепенности,который отвергает
возможность скоротечных перемен в развитии всех социальных процессов, в том
числе и преступности, поскольку лежащая в их основе нравственность меняется
медленно.
Концепцию А. применительно к проблемам криминологии развил американский социолог
Роберт Мертон, считавший основной причиной преступности противоречие между
ценностями, на достижение которых нацеливает общество, и возможностями их
достижения по установленным обществом правилам. Это противоречие приводит к
тому, что человек, не сумевший получить такие ценности по всем правилам,
начинает отрицать правила и стремится получить их любой ценой.
Теории А. свойственна ограниченность; она не объясняет ни того, почему индивид
теряет связь со своей культурой, ни того, почему большинство людей, подверженных
воздействию почти одних и тех же влияний, не перестают идентифицировать себя с
группой и демонстрируют поведение, которое не настолько отклоняется от нормы,
чтобы квалифицировать его как незаконное. Теория А. не объясняет также и
деструктивную, или неутилитарную, природу некоторых правонарушений.
Аргунова Ю.Н.
АНСЕЛЬ (Ancel) Марк (19021990)
- видный французский юрист и гуманист, автор трудов в области уголовного
права, уголовного процесса и сравнительного правоведения,организатор и активный
участник многих международных объединений юристов. Получил юридическое и
филологическое образование в Парижском университете. В течение нескольких лет
работал в высших судебных органах Франции, с 1953 по 1970 г. - член
Кассационного суда - высшей судебной инстанции во Франции. С 1934 г., когда был
основан "Журнал уго-ловно-правовой науки и сравнительного уголовного права", А.
стал его главным редактором и возглавлял его в течение 40 лет. Со временем
журнал стал одним
из самых авторитетных изданий в области юридических наук. После второй мировой
войны стал одним из основателей "Новой социальный защиты" - движения, ставящего
своей целью проведение "рациональной и гуманной" уголовной политики. В 1949 г. в
рамках этого движения организовал и возглавил Международное общество социальной
защиты (МОСЗ), которое ныне объединяет юристов, медиков, психологов и социологов
из многих стран мира. А. был ведущим теоретиком МОСЗ, автором его важнейших
документов и,в частности,составителем Программы-минимум МОСЗ, принятой на
Конгрессе в 1954 г. и дополненной под его руководством в 1984 г.
Среди обширного научного наследия А. выделяются две книги: "Новая социальная
защита" (1954),переведенная на 9 языков, в том числе и на русский, и
"Достоинства и методы сравнительного права" (1971). В книге "Новая социальная
защита" А. предложил пересмотреть положения действующего уголовного права и
процесса с позиций наиболее рациональной уголовной политики, обеспечивающей
успешную борьбу с преступностью при соблюдении гарантий законности,интересов и
прав личности. А. подверг критике как излишне "юри-дизированный" подход
"классической" школы к трактовке основных институтов уголовного права, а также
идеи "антропологической" и "социологической" школ о "прирожденном преступнике" и
"опасном состоянии личности", полностью отвергающие традиционные институты
уголовного права и процесса. Наиболее эффективной защитой общества от
преступлений А. считал гуманное отношение к преступнику, принятие обществом
максимальных усилий к его исправлению, в том числе и на стадии судебного
разбирательства, и в процессе отбывания наказания, и после него. Существенным
элементом учения А. является также требование защиты интересов потерпевших от
преступлений. Такая защита провозглашается в качестве одной из самостоятельных
целей уголовного законодательства, а гарантии прав потерпевших должны быть
признаны не менее важными положениями уголовного процесса, чем обеспечение прав
обвиняемы?!.
Некоторые из идей А., высказанные в этой книге, в иных трудах и выступлениях А.,
относящихся прежде всего к мерам наказания и их исполнению, нашли отражение
сначала в нормах Уго-ловно-процессуального кодекса Франции 1958 г., а затем и в
новом Французском Уголовном кодексе 1992 г.
В книге "Достоинства и методы сравнительного права" А. провозгласил новые
подходы к сравнительному изучению законодательства и права отдельных государств.
В частности, он предложил сопоставлять не отдельные правовые институты, а
системы права, взятые в их единстве. Сравнительное правоведение не должно
ограничиваться формальными записями норм, а должно подвергнуть их
социологическому изучению. Конечная цель сравнительного права - не унификация, а
лишь гармонизация права, с сохранением национальных традиций и особенностей. В
1970 г. А. был избран членом высшего научного учреждения - Института Франции по
Академии моральных и политических наук.
Лит.: АН сель М. Новая социальная защита (гуманистическое движение в уголовной
политике): Пер. с фр.М., 1970; Решетников Ф.М. Современные буржуазные уголовноправовые
теории. М.. 1967
Решетников Ф.М.
АНТАРКТИКА - район земного шара, южнее 60-й параллели южной широты. Включает в
себя ледовитый материк Антарктиду и прилегающие к нему острова, а также части
Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Площадь А. в целом составляет около
50 млн. кв. км, что примерно равно 10% площади нашей планеты.
Международно-правовой режим А. регулируется Договором об А., подписанным 1
декабря 1959 г. в Вашингтоне. Его участниками были 12 государств, которые к
этому времени непосредственно вели крупные исследования в А. Основные положения
Договора, предусмотренные нормами международно-правового статуса А., следующие:
а) А. используется только в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия военного
характера (создание военных баз и укреплений,проведение военных маневров и др.),
а также испытания любых видов оружия; б) А. свободна для научных
исследований;в)запрещаются любые ядерные взрывы в А. и оставление в этом районе
радиоактивных материалов: г) А. не принадлежит ни одному государству. "Никакая
новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный
суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий договор остается в силе";
д) учреждается консультативный совещательный орган, состоящий из 12
первоначальных участников Договора и государств, присоединившихся к Договору,
проявляющих интерес к А. и проводящих там или желающих проводить
научные исследования. Консультативное совещание принимает рекомендации, которые
становятся обязательными по утверждении их всеми государствами-участниками; е)
предусмотрена система взаимных инспекций. Государства-участники Консультативного
совещания вправе назначать из числа своих граждан наблюдателей, которые имеют
полную свободу доступа в любой район А, в любое время.
Положение Договора за истекший период показали свою жизнеспособность. Они
содействовали стабилизации обстановки в А. и были позитивно учтены в ряде других
международных документов.
Стародубцев Г.С.
АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПОШЛИНЫ - таможенные пошлины, применяемые при ввозе на
таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость
в стране вывоза в момент импортной операции, если ввоз по такой цене наносит или
может нанести ущерб производителям страны ввоза либо препятствует производству
таких товаров в стране ввоза. В РФ предусмотрены Законом РФ от 21 мая 1993 г. №
5003-1 "О таможенном тарифе".
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность нормативных актов (правовых
норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на
создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение
антиконкурентной практики. В современном мире А.з. и проводимая на его основе
антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного
регулирования экономики, в силу чего А.з. признается самостоятельной отраслью
законодательства. Эта отрасль является комплексной: имея в основе нормы
административного права, А.з. включает также конституционные, гражданскоправовые,
уголовно-правовые нормы.
А.з. основывается на концепции достижения наивысшего благосостояния граждан в
результате предоставления хозяйствующим субъектам возможности свободно
обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке,
который выступает универсальным регулятором общественного производства. Основные
цели А.з. подавляющего числа государств: защита и поощрение конкуренции,
контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на
рынке, контроль за процессом концентрации производства и капитала,контроль над
ценообразованием. содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его
интересов, защита интересов потребителей. В некоторых государствах в А.з.
включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленные
против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках.Законодательные акты,
содержащие одновременно нормы о пресечении недобросовестной конкуренции и
монополистической деятельности. характерны для государств с переходной
экономической системой. Для государств, региональных объединений, где источником
права являются также судебные решения, характерно принятие более широкой
концепции антимонопольного права (картельное право ЕС, антитрестовское право США
и др.). А.з., как правило, является общенациональным.
Основная категория А.з. - доминирующее положение (монопольная сила)
хозяйствующего субъекта на соответствующем (релевантном)товарном рынке. А.з. не
устанавливает запрет хозяйствующему субъекту завоевать это положение, однако и
не допускает злоупотребления им. Оценка того, занимает ли хозяйствующий субъект
доминирующее положение, основывается на определении релевантного товарного
рынка, который характеризуется границами, объемом и субъективным составом.
В РФ А.з. появилось только с началом перехода к рыночной экономике, когда
конкуренция была признана благом для общества. Одним из первых в системе
законодательных актов, опосреду-ющих коренную экономическую реформу, проводимую
РФ с начала 90-х гг., был Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о
конкуренции). Целями введения в действие Закона были: создание конкурентной
среды в экономике, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Названный Закон
был принят за несколько месяцев до Закона РФ о приватизации предприятий, тем
самым установив правовые основы для действия приватизируемых и вновь образуемых
предприятий в условиях конкурентной среды.
Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию, не допускается (ст. 34 Конституции РФ). Конституция
РФ вместе с Законом о конкуренции,издаваемыми в соответствии с ним ФЗ, указами
Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и образует А.з.
РФ в его современном виде, которое является федеральным (ст. 71 Конституции РФ).
Основные особенное-' ти А.з. РФ состоят в том, что оно содержит нормы о
пресечении недобросовестной конкуренции, а положения о запретах адресованы не
только частным лицам, но и органам исполнительной власти. Выявлены характер,
специфика противоречащихА.з. действий (бездействия)хозяйствующих субъектов или
органов исполнительной власти, направленных на недопущение, ограничение или
устранение конкуренции. . .
Законом запрещены действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее
положение на рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное
ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих
субъектов или физических лиц. Приводится открытый перечень таких действий.
Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными (полностью
или частично) заключенные в любой форме соглашения (согласованные действия)
конкурирующих хозяйствующих субъектов(потенциальных конкурентов), занимающих в
совокупности доминирующее положение, если таковые соглашения (согласованные
действия) имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение
конкуренции. Лишь в исключительных случаях названные соглашения (согласованные
действия) могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут,
что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической
сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. В
Законе о конкуренции приводится перечень соглашений, которые по своей сути
нарушают положения А.з. и на которые не распространяются названные изъятия.
К монополистическим действиям органов власти и управления относятся принимаемые
ими акты и действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих
субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия
для отдельных хозяйствующих субъектов. Запрещается: а)образование органов
исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления с целью
монополизации производства или реализации товаров; б) наделение названных
органов
полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом
ограничение конкуренции;в) совмещение функций указанных органов с функциями
хозяйствующих субъектов;
г) наделение последних функциями названных органов.
Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными согласованные
монополистические действия органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ,
муниципальных образований (между собой либо с хозяйствующим субъектом), когда
они имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или)
ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
Государственная политика по содействию развитию товарных рынков и конкуренции,
предупреждению, ограничению и пресечению мо
...Закладка в соц.сетях