Жанр: Энциклопедия
Энциклопедия юриста
...ских
коридоров или схем разделения движения - их соответствие общепринятым
международным правилам и предварительное (до введения в действие) утверждение
соответствующих предложений архипелажного государства компетентной международной
организацией.
Обязанности мореплавателей в А.в. состоят в том, чтобы при проходе (пролете) не
отклоняться более чем на 25 морских миль в любую сторону от осевых линий,
установленных государством-архипелагом в морских (воздушных) коридорах, и не
приближаться к берегам ближе чем на 10% расстояния между ближайшими точками на
островах, граничащих с данным морским (воздушным) коридором (см. также
Архипелаж-ньш проход).
Конвенция 1982 г. не наделяет государства правом устанавливать режим А.в. в
отношении морских пространств, отделяющих их основную территорию от далеко
отстоящих от нее островов, как это, например, имеет место .в Великобритании. или
Японии.
Осуществляя суверенитет в А.в., государство-архипелаг обязано признавать
традиционные права на рыболовство и другие виды правомерной деятельности
непосредственно прилегающих соседних государств в определенных районах А.в.
Порядок и условия реализации таких прав и такой деятельности, включая их
характер, объем и районы, по просьбе любого из заинтересованных государств
регулируются двусторонними соглашениями между ними. Такие права не могут
передаваться третьим государствам или их гражданам либо осуществляться
совместно. Суверенитет в отношении своих А.в. не должен наносить ущерба
существующим подводным кабелям, которые проложены другими государствами и
проходят через эти воды, не подходя к берегу. Поддержание в исправном состоянии
и замена таких кабелей производятся заинтересованными государствами с разрешения
соответствующего государства-архипелага, выдаваемого по получении им надлежащего
уведомления.
Волосов М.Е.
АРХИПЕЛАЖНЫЙ ПРОЛЕТ - осуществление воздушным (летательным) аппаратом независимо
от того, в каком государстве он зарегистрирован, пролета над архипелажными
водами (по установленным государством-архипелагом воздушным коридорам). Является
одним из видов архипелажного прохода. Требования к воздушным летательным
аппаратам, осуществляющим А.п., в целом совпадают с требованиями, установленными
Конвенцией ООН по морскому праву 1982 Г. в отношении транзитного прохода через
проливы, используемые для международного судоходства.
Волосов М.Е.
АРХИПЕЛАЖНЫЙ ПРОХОД-осуществление иностранными мореплавателями всех флагов
(любой национальности) нормального судоходства по устанавливаемым государствамиархипелагами
в своих архипелажных водах морским коридорам. Соответствующее право
предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.) единственно с целью
непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого
моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или
исключительной экономической зоны. Суда, осуществляющие право А.п., должны
соблюдать применимые морские коридоры и схемы разделения движения, установленные
в соответствии с положениями Конвенции. При осуществлении А.п. суда обязаны, в
числе прочего: воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против
суверенитета территориальной целостности или политической независимости
государства-архипелага или каким-либо другим образом в нарушение принципов
международного права, воплощенных в Уставе ООН; воздерживаться от любой
деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и
быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана
обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием; соблюдать общепринятые
международные правила,процедуры и практику, которые касаются обеспечения
безопасности на море, включая Международные правила предупреждения столкновения
судов в море, а также устанавливающие порядок предотвращения, сокращения и
сохранения под контролем загрязнения с судов.
Суда, осуществляющие право А.п., обязаны, кроме того, соблюдать законы и
правила, установленные государством-архипелагом в отношении безопасности
судоходства, регулирования движения в морских коридорах и в соответствии со
схемами разделения движения, предотвращения, сокращения и сохранения под
контролем загрязнения нефтью, нефте-содержащими отходами и другими ядовитыми
веществами, недопущения рыболовства, погрузки или выгрузки любых товаров или
валюты, посадки или высадки лиц.
Когда судно йли.летательный аппарат, обладающие суверенным иммунитетом (т.е.
принадлежащие какому-либо государству), нарушают вышеупомянутые законы и
правила,государство флага судна или регистрации летательного аппарата несет
международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные данному
архипелажному государству. Со своей стороны, государства-архипелаги не должны
препятствовать осуществлению А.п., а, напротив, обязаны соответствующим образом
оповещать о любой известной им опасности для судоходства или пролета над
архипелажными водами. Не должно допускаться никакого приостановления А.п.
Волосов М.Е.
АССОЦИАЦИЯ - см. Объединения юридических лиц.
АССОЦИАЦИЯ ДИСПАШЕРОВ- организация при Торгово-промышленной палате РФ, которая
устанавливает наличие общей аварии при кораблекрушении или происшествиях на
море, исчисляет ее размеры, определяет стоимость имущества, участвующего в
покрытии общей аварии, и составляет соответствующий документ - диспашу.
АССОЦИАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА - 1) учрежденная в 1873 г. (Брюссель)
неправительственная международная организация научно-прикладного характера, цели
которой состоят в изучении закономерностей развития международных отношений,
спо-собствовании прогрессивному развитию международного публичного права и
международного частного права, подготовке для заинтересованных правительств
предложений по разрешению международно-правовых проблем и достижению
взаимопонимания между народами. .
Первоначально (до 1895 г.) именовавшаяся Ассоциацией по реформе и кодификации
права народов, А.м.п. за время своего существования оказала серьезное позитивное
воздействие на формирование многих институтов современного международного права.
Это выразилось, например, в создании при непосредственном участии объединившихся
под ее эгидой правоведов всех континентов и правовых школ таких организаций, как
действующая поныне Гаагская конференция по международному частному праву (1893),
Международный институт по унификации частного права при Совете Лиги Наций -
УНИДРУА (1928), Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ (1996).
На основе прикладных разработок этих организаций приняты и эффективно действуют
многочисленные конвенции, направленные на устранение коллизий национального
законодательства в области семейного, наследственного, финансового права,
интеллектуальной собственности, международной торговли, транспорта, туризма,
международного гражданского процесса, арбитражного производства и т.д. Уставом
А.м.п. предусматривается возможность участия в ее работе на условиях
индивидуального и коллективного членства правоведов-теоретиков, юристовпрактиков,
адвокатов, работников правоохранительных, право-применительных и
законодательных органов государственной власти различных стран, политических и
обществей-ных деятелей, дипломатов, представителей профессуры высшей школы.
Организационная структура А.м.п;
включает созываемую один раз в два года Конференцию - главный представительный
орган, Административный совет - главный исполнительный орган, состоящий из
президента Ассоциации и председателей национальных отделений, а также
действующие на постоянной основе профильные комитеты, каждый из которых ведет
разработку проблематики в одной из отраслей международного публичного или
частного права, готовит доклады для рассмотрения их на очередных конгрессах,
проекты международных нормативных актов.
Местонахождение штаб-квартиры А.м.п. - г. Лондон.
2) Российская ассоциация международного права (до 1991 г. - Советская А.м.п.),
образованная 17 апреля 1957 г. в соответствии с постановлением Президиума
Академии наук СССР и других директивных инстанций независимая общественная
организация, цели которой состоят во всемерном
содействии укреплению и повышению роли прогрессивных принципов и норм
международного права. Важное место в деятельности Российской A.M.п.занимает
стимулирование развития в стране науки международного права, а также
ознакомление широкой научной общественности, ра-ботников-прикладников с
новейшими идеями в области международной юриспруденции, с деятельностью
межгосударственных организаций, с международно-правовыми актами, ходом работ
дипломатических конференций, двусторонних контактов тех или иных стран по
юридическим вопросам. Постоянное внимание Российской A.M.п. обращено на
повышение научного потенциала юристов-международников в ходе их подготовки в
вузах, аспирантуре, в таких специализированных центрах подготовки юристовмеждународников,
как Московский государственный институт международных
отношений, Дипломатическая академия МИД РФ.
Солидный вклад в развитие международного права связан с именами многих ее
членов, известных своей деятельностью в Международном Суде ООН (Ф.И. Кожевников,
B.C. Верещетин), Комиссии международного права ООН (Г.И. Тункин, Н.А. Ушаков,
И.И. Лука-шук), главных органах ООН, ее специализированных учреждений, других
межгосударственных организаций (А.П. Мовчан, В.И. Собакин, Г.Н. Пи-радов, Г.П.
Жуков, О.Н. Хлестов), а также на крупных дипломатических конференциях (С.Б.
Крылов, Е.Н. Дурденев-ский, С.В. Молодцов, Ю.М. Колосов, Е.Т. Усенко, Г.Б.
Старушенко, Б.М. Клименко, И.П. Блищенко и др.). Главные органы Российской
A.M.п.: ежегодное общее собрание ее членов, избираемый сроком на 3 года
Исполком, в составе которого действует оперативный орган - Бюро Исполкома,
ревизионная комиссия, редакционная коллегия, а также работающие на постоянной
основе профильные комитеты (всего их 31), в задачи которых входит подготовка
материалов для заслушивания на общих собраниях по соответствующим направлениям
науки международного права (публичного и частного). Печатный орган Российской
A.M.п. - Российский ежегодник международного права (до 1991 г.-Советский
ежегодник международного права). ,. . . '
Российская A.M.п. --коллективный член A.M.п. с 1957 г.
Пост Председателя Российской A.M.п. с момента ее основания до своей кончины в
1993 г. бессменно занимал чл.-корр. РАН Тункин Г.И. В настоящее время
Председателем является проф. Колод-кин А.Л. , , Волосов М.Е.
АТТАШЕ (фр. attache - причислять, прикомандировывать, прикреплять) - должность
или ранг, звание, присваиваемое дипломатическим работникам некоторых категорий,
к числу которых относятся представители военного и некоторых других министерств
или ведомств страны, аккредитующей таких лиц в иностранных государствах - А.
военные, военно-морские, военно-воздушные, а также А. специальные - по
промышленности и сельскому хозяйству, финансам и торговле (А. коммерческие),
транспорту и связи, труду и культуре, науке и технике. Задачи А. этой категории:
изучение в стране пребывания комплекса вопросов, относящихся к их
профессиональному профилю; ведение работы по развитию деловых связей с
компетентными государственными и общественными органами страны пребывания;
консультирование главы и других работников отечественного дипломатического
представительства; информирование представляемого министерства или ведомства о
политике и ситуации в государстве аккредитования в соответствующей области
жизни; участие в подготовке дипломатических документов, проектов международных
договоров, в переговорном процессе.
А. по вопросам печати или пресс-А. - ответственный работник дипломатического
представительства, входящий в состав дипломатического персонала и выполняющий
функции информационного характера. На пресс-А. возлагается работа по поддержанию
связей с соответствующими подразделениями органов государственной власти страны
пребывания, СМИ, представителями общественных организаций.
А. почетные - в практике некоторых зарубежных государств лица, проходящие
стажировку на нештатной основе (безвозмездно) в дипломатических
представительствах государств, гражданами которых они являются, с целью
приобретения опыта работы в данной области и возможного зачисления на постоянную
службу в ведомстве иностранных дел своей страны. .
А. дипломатический - дипломатический работник начальной (низшей) ступени,
зачисляемый обычно сразу после окончания учебного заведения на работу в
центральном аппарате ведомства иностранных дел, зарубежном дипломатическом,
торговом либо ином представительстве государства, гражданином которого он
является. В РФ - учрежденный в 1943 г. младший ранг работника дипломатической
службы, присваиваемый приказом министра иностранных дел независимо от назначения
на ту или иную должность в аппарате ведомства иностранных дел или зарубежного
дипломатического представительства.
Волосов М.Е.
АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО - определение квалификации
государственного служащего с целью проверки соответствия его занимаемой
должности. В соответствии с ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах
государственной службы Российской Федерации" и Положением о проведении
аттестации федерального государственного служащего, утвержденным Указом
Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353 аттестации подлежат служащие, замещающие
в государственных органах должности определенного уровня (от младших до высших).
Установлено, что А.г.с. проводится не реже 1 раза в 4 года и не чаще 1 раза в 2
года. Не подлежат А.г.с. следующие категории государственных служащих: состоящие
в должности соответствующей группы менее 1 года; достигшие предельного
возраста,установленного для замещения должности:
женщины в состоянии беременности;
находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; в течение года с момента замещения
должности по конкурсу, присвоения квалификационного разряда (классного
чина,дипломатического ранга), окончания обучения в системе повышения
квалификации или переподготовки, сдачи государственного квалификационного
экзамена. А.г.с.проводится в целях совершенствования работы с кадрами
федеральных государственных служащих, определения уровня их профессиональной
подготовки и соответствия занимаемым должностям, решения вопросов о присвоении
аттестуемому соответствующего квалификационного разряда. Для проведения А.г.с.
создается аттестационная комиссия в составе председателя, заместителя
председателя, секретаря и членов комиссии. В нее входят представители
юридической, кадровой служб государственного органа, представители профсоюзной
организации и независимые эксперты.
При проведении А.г.с., занимающих высшие и главные государственные должности,
состав комиссии согласуется с Советом по вопросам государственной службы при
Президенте РФ.
В комиссию не позднее 2 недель до дня проведения А.г.с. на аттестуемого
представляется утвержденный вышестоящим руководителем отзыв. А.г.с., как
правило, проводится в присутствии аттестуемого. Аттестационная комиссия
считается правомочной, если на заседании присутствует не менее2/ g ее состава.
Решение комиссии принимается в отсутствие аттестуемого и его непосредственного
руководителя открытым или тайным голосованием простым большинством голосов.
Аттестуемый государственный служащий, являющийся членом комиссии, в голосовании
не участвует. При равенстве голосов решение о признании аттестуемого
соответствующим занимаемой должности считается принятым.
Решение комиссии может содержать одну из следующих оценок аттестуемого:
соответствует замещаемой государственной должности; соответствует замещаемой
государственной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной
комиссии; не соответствует замещаемой государственной должности. Выводы по
результатам А.г.с. заносятся в аттестационный лист, с которым аттестуемый
знакомится под расписку. Аттестационный лист и отзыв хранятся в личном деле
государственного служащего. Вопросы, связанные с проведением А.г.с., могут
рассматриваться вышестоящим государственным органом или по инициативе
несогласных с решением аттестационной комиссии в суде.
А.г.с., кроме персональной оценки профессиональных качеств государственного
служащего, может преследовать иные цели: проведение в 1992 г. аттестации
служащих для установления разрядов по Единой тарифной сетке по оплате труда
работников бюджетной сферы или проведение внеочередной аттестации в порядке
реализации требований Указа Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 "О борьбе с
коррупцией в системе государственной службы". Колодкин Л.М.
АТТОРНЕЙ (англ. attorney - уполномоченный, доверенный) - в англосаксонских
странах доверенный представитель, оказывающий юридические услуги какому-либо
лицу или компании. В США А. именуется также государственное должностное лицо,
выполняющее функции обвинителя или защитника. Служба А. (американский аналог
прокуратуры) участвует наряду с полицией в расследовании уголовных дел. А.
вправе возбуждать уголовные дела и предъявлять обвинения. В США функционируют
две параллельные системы А. - федеральная и штатов. Первую возглавляет
генеральный атторней США (он же руководитель министерства юстиции), назначаемый
президентом "по совету и с согласия Сената на 4 года". Контроль за исполнением
федеральных законов на местах осуществляют подчиненные генеральному А.
федеральные окружные А. (всего их в США 94), которые, кроме того, поддерживают в
суде обвинение. Систему А. штатов возглавляет генеральный А. штата.
Местные А.(округов, районов,городов) осуществляют расследование преступлений. В
крупных городах в распоряжении А. находится постоянно действующий следственный
орган, состоящий из специально выделяемых для этой цели сотрудников полиции
(детективы А.).
По делам, расследуемым полицией, А.контролирует правильность расследования,
составляет обвинительное заключение и направляет дело в суд. А. также могут
выступать в гражданских делах, если одной из сторон (заинтересованных лиц)
является государство, штат или муниципальное образование(графство, город).
Лйт.;Боботов С.Б.,Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М., 1997.
АТТОРНЕЙ-ГЕНЕРАЛ - см. Генеральный атторней.
АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ - один из видов произведений, охраняемых авторским
правом. А.п. представляет собой зафиксированное на материальном носителе
произведение, состоящее из движущихся изображений, воспринимаемых зрительно;
наличие звука при этом необязательно. К А.п. относятся кино-, теле- и
видеофильмы, зафиксированные на материальном носителе телепередачи, клипы,
диафильмы, слайд-фильмы и т.п. Отдельный кадр фильма (передачи) не входит в
понятие А.п.
А.п. имеет две особенности: в их создании участвует большое число авторов; для
их создания требуются большие материальные затраты, которые обычно осуществляют
не авторы, а изготовители - физические или юридические лица, оплачивающие
создание А.п. В этой связи законодательство РФ об авторском праве устанавливает
особые правила, касающиеся А.п. Авторами А.п. считаются только следующие лица:
режиссер-постановщик; автор сценария;
автор музыкального произведения, специально созданного для этого А.п. Все
остальные лица, внесшие творческие вклады в создание А.п. (автор романа,
положенного в основу сценария, оператор-постановщик, художник-постановщик, автор
слов использованной песни) не считаются авторами А.п.
Авторы А.п., заключая авторский договор или трудовой договор с изготовителем
А.п., предоставляют по нему изготовителю исключительное право на
воспроизведение.распространение,публичное исполнение, передачу в эфир или по
кабелю А.п., а также право на дублирование А.п. или снабжение его субтитрами.
Вместе с тем указанные договоры могут ограничить эти права либо даже вовсе
исключить их предоставление изготовителю.
. Но если таких особых указаний в договорах нет, то все упомянутые права
переходят к изготовителю, причем на весь срок действия авторского права.
Переходящее к изготовителю право распространять произведение включает в себя
право проката. К изготовителю не переходит право на переработку (переделку)
произведения. Несмотря на переход к изготовителю практически всех имущественных
авторских прав на использование А.п., закон предусматривает право автора
музыки,использованной в А.п. (композитора), на вознаграждение при публичном
исполнении А.п. Норма о выплате вознаграждения композитору может быть изменена
соглашением между ним и организацией, имеющей право на прокат А.п.Такой
организацией является изготовитель или другое лицо.
Публичным исполнением считается показ А.п. в кинотеатре, видеосалоне и т.п., но
не показ А.п. по телевидению.
А.п., созданное за рубежом, охраняется в РФ обычно в соответствии с
международными договорами РФ по авторскому праву. Однако при использовании
такого А.п. в РФ его автор (носитель ав-. торских прав) определяется в
соответствии с законодательством РФ. Когда российское А.п. используется за
рубежом, то его автор (носитель авторских прав) определяется на основе
национального законодательства соответствующей страны. В зарубежных странах
носителями авторских прав на А.п. признаются либо режиссер-постановщик, либо
организация, осуществившая съемку.
ГавриловЭ.П.
АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (аудит, аудитор) - предпринимательская деятельность
аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных
проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации,
налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических
субъектов с составлением аудиторского заключения, а также по оказанию
аудиторских услуг, как-то:
постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление
деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности; анализ финансовохозяйственной
деятельности;оценка активов и пассивов экономического
субъекта;консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и
иного хозяйственного законодательства; обучение маркетингу, менеджменту,
технологическое и экологическое консультирование и др.:разработка учредительных
документов и др.; предоставление информации о будущих партнерах; информационное
обслуживание клиентов.
Аудитор должен быть квалифицированным специалистом, аттестованным на право А.д.
в порядке, установленном законодательством.
Исторической родиной аудита считается Англия, где в 1844 г. была принята серия
законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны
были приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки
бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
Основная цель аудита - установление достоверности бухгалтерской отчетности и
соответствия совершенных финансовых операций нормам законодательства. При этом
под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается такая степень точности
данных, которая позволяет потенциальному пользователю отчетности делать на ее
основе выводы о реальных результатах деятельности компании и принимать на
основании этих выводов решения. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов
устанавливаются: точность отражения в них финансового положения и результатов
деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета
установленным требованиям и критериям;
соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.
А.д. при прочих условиях отвечает своей цели и назначению только тогда, когда ее
осуществляет независимый аудитор. Существует несколько правил, соблюдение
которых обеспечивает качество независимости А.д.: свободный выбор аудитора
(аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом; договорные отношения между
аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать
клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;
возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения
отмеченных недостатков; невозможность аудиторской проверки при родственных или
деловых отношениях с клиентом;
запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой
и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских,
консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.
Для дачи своего заключения аудитор должен составить мнение об: общей
приемлемости отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям.
предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации);
обоснованности(существуют ли основания для включения в отчетность указанных в
ней сумм); законченности (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в
частности все ли активы и пассивы принадлежат компании); оценке (все ли
категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны); классификации (есть ли
основания относить сумму на тот счет, на который она записана): разделении
(отнесены ли операции,проводимые незадолго до даты составления баланса или
непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были проведены);
аккуратности (соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в
книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы,
соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге); раскрытии
(все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно отражены в
отчетах и приложениях к ним).
В настоящее время правовая основа аудиторской деятельности в РФ включает в себя
четыре уровня. Общие начала функционирования независимых аудиторов в РФ
определяют "Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации",
введенные в действие Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263.
Следующий по значению комплекс правовых норм (второй уровень) - стандарты
(правила) А.д. В РФ действует более 10 правил (стандартов), одобренных Комиссией
по А.д. при Президенте РФ.
Документы третьего уровня регулирования носят вспомогательный характер - прежде
всего это акты, определяющие технические аспекты реализации т
...Закладка в соц.сетях