Жанр: Энциклопедия
Энциклопедия юриста
...ьное тюремное
заключение,при судах земли созывается периодический суд присяжных, состоящий из
3 профессиональных судей и 8 присяжных заседателей. В компетенцию судов первой
инстанции входят гражданские дела с суммой иска свыше 30 тыс. шиллингов, а также
некоторые категории дел неимущественного характера. В зависимости от суммы иска
или других обстоятельств они рассматриваются судьями единолично либо в составе
сената из 3 судей. В Вене действует единственный на всю А. Торговый суд, где
рассматриваются споры хозяйственного характера, в частности все дела,связанные с
банкротствами.
Низшее звено судебной системы А. составляют около 200 участковых судов. В каждом
из них единоличный судья рассматривает дела о малозначительных уголовных
преступлениях и гражданские дела в пределах своей компетенции (в том числе об
опеке, усыновлении, споры об аренде и др.).
В А. функционируют также специализированные суды, не входящие в общую систему.
Это прежде всего суды по трудовым делам, которые должны разрешать конфликты
между предпринимателями и работниками с участием их представителей (закон об
этих судах был принят в 1946 г.), а также третейские суды по вопросам
социального страхования, разбирающие конфликты в этой области в соответствии с
Общим законом о социальном страховании 1955 г. В Вене функционирует Патентный
суд, принимающий решения по ходатайствам о признании патентов недействительными.
Он состоит из профессиональных юристов и специалистов в различных областях
техники.
Судьи назначаются на свои должности либо президентом республики (судьи 3 высших
судебных органов), либо правительством по представлению Министерства юстиции и
судов. Конституция гарантирует судьям несменяемость и запрещает переводить судей
на другую должность без их согласия.
Прокуратура подчинена Министерству юстиции. Прокуроры поддерживают обвинение по
уголовным делам, но также выступают в "государственных интересах" по другим
делам в судах первой инстанции (при необходимости они сами или их заместители
могут выступать в участковых судах). Главные прокуроры выполняют соответствующие
функции при судах второй инстанции, а
генеральный прокурор, возглавляющий систему австрийской прокуратуры, - при
Верховном суде.
Расследование уголовных дел проводится полицией под наблюдением прокуратуры.
Однако на обыск помещения или арест подозреваемого полиция должна в течение 48
ч. получить санкцию соответствующего суда. Расследование дел о наиболее
серьезных преступлениях поручается следственному судье (эти функции выполняет
один или несколько судей в каждом суде первой инстанции).
В качестве защитника по уголовным делам в суде, как правило; выступают только
лица, включенные в список адвокатов. (Так же обстоят дела с защитой интересов
сторон в гражданском процессе.) Список составляется в каждом суде второй
инстанции и подлежит ежегодному обновлению. Обвиняемому, не имеющему средств
нанять адвоката, по его ходатайству может быть назначен судом бесплатный
защитник.
Решетников Ф.М.
АВТОНОМИЯ (греч. autonomia - самоуправление, букв.: самозаконие,от autos - сам и
nomos - закон) - право самостоятельно решать вопросы,.отнесенные к ведению коголибо.
В конституционном праве понятие А. используется в нескольких аспектах:
а) для обозначения государственной, или областной, А., т.е. форм национальногосударственного
устройства, при которых территория, имеющая определенный
компактный национальный состав населения с его хозяйственными и бытовыми
особенностями, провозглашается автономным государством (.автономная республика)
или автономным национально-государственным образованием (автономная область,
автономный округ, автономная провинция и др.); такую А. называют также
национально-территориальной (таким образом, понятия "государственная А.",
"областная А." и"национально-территориальная А." имеют равное значение); б)
применительно к возможностям групп граждан, принадлежащих к определенной
национальности,- право самоорганизовываться и совместно действовать для
осуществления своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных
интересов (национально-культурная А. - НКА).
В конституционном праве применительно к государственной, или областной,
национально-территориальной А. распространены понятия "политическая А.",
"административная А.". Если автономная единица образуется в форме республики,
т.е. государства, эту форму А. принято называть политической А. (тем
самым подчеркивается более высокий ее ранг и права,характерные для государства).
Если автономная единица образуется в форме автономной области, автономного
округа, это не государство, а государственное образование, называется оно
административной А. Его статус ниже, чем статус автономной республики, и ближе к
статусу административно-территориальной единицы. Она характеризуется рядом
особенностей (представительство в центральных органах государства, специальные
формы защиты прав и интересов, в том числе при утверждении бюджета и принятии
своих нормативных правовых актов).
НКА - это форма самоопределения, представляющая собой общественное объединение
граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общ-ностям, на основе их
добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов
сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
ФЗ РФ от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"
предусматривает следующую систему НКА. Низший уровень - местная НКА, учреждаемая
в городе, районе, поселке гражданами, входящими в национальное общественное
объединение (это могут быть землячество, община и т.п.) путем проведения
собрания(конференции)делегатами данного национального общественного объединения;
региональная НКА, учреждаемая на конференции (съезде) делегатами местных НКА;
федеральная НКА-учреждается на съезде делегатами региональных НКА.
По Закону 1996 г. создание НКА не предполагается для граждан, которые относятся
к этническим общностям, имеющим в РФ республику, автономную область, автономный
округ, и проживают на их территории (хотя и прямого запрета в Законе нет).
После учреждения НКА она регистрируется в органе юстиции субъекта РФ или Минюсте
РФ.
Авакьян С.А.
АВТОНОМИЯ ВОЛИ - в традици-онном понимании международного частного права
институт, согласно которому стороны в сделке, имеющей юридическую связь с
правопорядками различных государств, могут избрать по своему усмотрению то
право, которое будет регулировать их взаимоотношения и применяться ими самими
либо судебным учреждением или другими компетентными
органами к данной сделке (лат. lex voluntatis). В более широком плане А.в.
связывается с основополагающими принципами регулирования цивилисти-ческих
(гражданско-правовых) отношений и является частным случаем выражения таких общих
начал гражданского права, как свобода договора и свободное усмотрение сторон.
В законодательстве некоторых стран имеются нормы, касающиеся А.в., которые
относятся к участникам иных гражданских или семейных правоотношений и даже
субъектам односторонних актов (при наследовании).
Автором идеи о том, что право может санкционировать соглашение об определении
закона, был французский юрист Шарль Дюмулэн (1500- 1566), который развивал ее в
русле традиционных для того времени представлений, что все нормы права
"прикреплены" к материальному миру (вещам, людям, предметам). Исходя из того,
что норма "прикреплена" к тому, о чем она говорит, Дюмулэн выделил особую группу
норм, трактующих существо вопроса, влияющее на судебное решение дела. Он их
разделял на два вида. Первый вид - это нормы, которые "касаются того, что
зависит от воли сторон, или того, что может быть изменено ими"; второй - что
"зависит только от власти закона". Из этого проистекал вывод, что существуют
явления, которые подпадают под воздействие воли сторон и которые последние могут
"прикреплять" к нормам той или иной страны (или области). Эта теория стала
предпосылкой юридического санкционирования государством соглашений об
определении права в договорных связях. Иные воззрения, высказывавшиеся
правоведами, не прямо, но опосредованно отрицали А.в. и были связаны с
"этатистскими" или близкими к ним концепциями права вообще (Ж. Бодэн, Дж. Бил,
А. Батиффоль, П. Леребур-Пи-жоньер, В. Луссуарн, Ж. Бредэн и т.д.). По своей
сути они означали ликвидацию рассматриваемого института без его формальной
отмены, поскольку основное в них - обоснование тезиса о том, что при наличии
соглашения сторон о выборе права его определение осуществляется не физическими
или юридическими лицами, а судебным органом государства.
В ОГЗ А.в. зафиксирована следующим образом: "Права и обязанности сторон по
сделке определяются по праву места ее совершения, если иное не установлено
соглашением сторон". "Права и обязанности сторон по внешнеэкономическим сделкам
определяются по праву
страны, избранному сторонами при совершении сделки или в силу последующего
соглашения". Аналогичным образом сформулированы положения, относящиеся к А.в., в
источниках права дру-гих государств.
В правопорядке современных государств принцип А.в. выступает как практически
повсеместно закрепленный в писаном праве и судебной практике институт,
применяемый для регулирования обязательственных (договорных) отношений в
международном гражданском (хозяйственном) обороте.
В действующем праве РФ - ОГЗ, а также в некоторых других странах институт А.в.
отражен и в ином аспекте. Так, устанавливается, что "иностранное право
применяется к гражданским отношениям в случаях, предусмотренных законодательными
актами СССР и республик, международными договорами СССР, а также на основании не
противоречащего им соглашения сторон...". Иначе, А.в. является основанием
(наряду с прочим) для применения в пределах данной юрисдикции конкретной страны
иностранного права и придает юридическое значение нормам иностранного
правопорядка в рамках отечественного государства. В то же время следует
подчеркнуть, что хотя А.в. и порождает последствия, аналогичные действию
коллизионной нормы, тем не менее источником коллизионного права не является.
Лит.: Международное частное право:
современные проблемы. М., 1994. С. 164- 179; Г у б а н о в А.А. Институт
"автономии воли" в международном частном праве как теоретическая проблема /
/Советский ежегодник международного права, 1986. М., 1987. С. 214-228; Рам
зайцев Д.Ф. Договор купли-продажи во внешней торговле СССР. М., 1961 ;ЛунцЛ.А.
Международное частное право. М., 1970. С. 202 - 210;
Иванов Г.Г.. Маковский А.Л. Международное частное морское право. М.,1984.
Ануфриева Л.П.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - не имеющая членства некоммерческая
организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе
добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области
образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и
спорта и иных услуг. Данная организационно-правовая форма юридического лица
впервые в законодательстве РФ введена ФЗ РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О
некоммерческих организациях". Имущество, переданное
А.н.о, ее учредителями (учредителем), является собственностью А.н.о.
Учредители А.н.о, не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность
этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими А.н.о.,
а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. А.н.о. вправе
осуществлять приапринима-тельскую деятельность, соответствующую целям, для
достижения которых создана указанная организация. Учредители А.н.о, могут
пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ - разновидность государственной (областной, административной,
национально-территориальной) автономии.
В период существования СССР А.о. входили в соответствующие союзные республики, в
том числе и РСФСР. В Конституции РСФСР 1978 г. они перечислялись при определении
ее национально-государственного устройства. В гл. 9 "Автономная область и
автономный округ" говорилось, что А.о. находится в составе РСФСР "и входит в
край". Только при конституционной реформе 15 декабря 1990г. последнее положение
было исключено из Конституции РФ, и А.о. стали входить непосредственно в РСФСР.
Ранее в РСФСР насчитывалось 5 А.о. Четыре из них - Адыгейская, Горно-Алтайская,
Карачаево-Черкесская, Хакасская - Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. были
преобразованы в республики в составе РСФСР. В настоящее время имеется одна А.о.
- Еврейская. Согласно Конституции она является одним из субъектов РФ.
По Конституции РФ (ст. 66) статус А.о. определяется Конституцией РФ и уставом
А.о., принимаемым ее законодательным (представительным) органом власти. По
представлению законодательного и исполнительного органов власти А.о. может быть
принят ФЗ об А.о.Статус А.о. изменяется только по взаимному согласию РФ и А.о. в
соответствии с ФКЗ. Наименование А.о. может быть изменено по ее решению, новое
наименование вносится в Конституцию РФ указом Президента РФ.
А.о. обладает правом на принятие своих законов и других нормативных правовых
актов. Она самостоятельно образует свои органы законодательной
(представительной) и исполнительной власти, определяет систему местного
самоуправления. Как и другие субъекты, А.о. располагает своей собственностью
(вид государственной собственности),
самостоятельно принимает свой бюджет, может устанавливать определенные виды
налогов и сборов в соответствии с ФЗ.
А.о. представлена в СФ главами законодательного и исполнительного органов власти
А.о. На территории А.о. избирается один депутат ГД. А.о. имеет право
законодательной инициативы в ГД. Орган законодательной власти А.о. может вносить
предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст.134 Конституции РФ),
одобряет поправки к гл. 3-8 Конституции (ст. 136 Конституции РФ). А.о. вправе
вносить вопросы на рассмотрение Президента и Правительства РФ, обращаться с
запросами в КС. Президент РФ назначает своего представителя в А.о. Федеральные
органы государственной власти для осуществления своих полномочий могут создавать
в А.о. территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. А.о,
вправе иметь свое представительство при Правительстве РФ.
К ведению А.о. относятся две группы вопросов. Первая - в сфере совместного
ведения РФ и А.о. как субъекта РФ (определяется в ст. 72 Конституции РФ, может
далее фиксироваться в уставе А.о.). Вторая - полномочия А.о., принадлежащие ей
за пределами сферы совместного ведения (отражается в уставе А.о.). Возможно
заключение двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий
между РФ и А.о. и о взаимном делегировании полномочий (ст. 11 и 78 Конституции
РФ).
Авакьян С.А.
АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА - форма государственной (областной, политической,
национально-территориальной) автономии. В соответствии с Конституцией СССР 1977
г. и Конституцией РСФСР 1978 г. в РСФСР насчитывалось 16 А.р.
А.р. имели более высокий статус, чем автономные области, и автономные округа.
Например, от них избиралось по 11 депутатов в Совет Национальностей ВС СССР, в
то время как от автономных областей - по 5, от автономных округов - по 1.
Председатель правительства А.р. по должности был членом Правительства РСФСР.
В то же время А.р. имели более низкий ранг, чем союзные республики. Они
официально не считались субъектами СССР как федерации, не имели характеристики
суверенного государства (как союзная республика), за ними не признавалось не
только право выхода из СССР,
но и право перехода из''одной союзной республики в другую.
В период политических реформ, связанных с процессами перестройки и
демократизации общества в СССР после 1985 г., многие А.р. стали добиваться
повышения своего статуса.
При конституционной реформе 24 мая 1991 г. понятие "А.р." было исключено из
Конституции,появилась новое определение - "республика в составе РСФСР". Таким
образом, все бывшие А.р. (а также вновь образованные республики) имеют сегодня
статус республик в составе РФ.
АвакьянСА.
АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ- разновидность государственной (областной, административной,
национально-территориальной) автономии.
Первоначально эти автономные единицы назывались национальными округами в
соответствии с постановлением Президиума ВЦИК от Юдекабря 1930г. "Об организации
национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера". По
конституции СССР 1977 г. национальные округа были переименованы в А.о.
По Конституции 1993 г. в РФ имеется 10 А.о. - субъектов РФ: Агинский Бурятский;
Коми-Пермяцкий; Корякский; Ненецкий; Таймырский (Долгано-Ненецкий); УстьОрдынский
Бурятский;
Ханты-Мансийский; Чукотский; Эвенкийский; Ямало-Ненецкий.
Один из них - Чукотский - входит непосредственно в РФ и не состоит в области (до
этого он относился к Магаданской области). Остальные А.о. входят в состав краев
и областей РФ.
Статус А.о. определяется Конституцией РФ и уставом округа, принимаемым
законодательным (представительным) органом власти округа. По представлению
законодательных и исполнительных органов А.о. может быть принят федеральный
закон об А.о. Статус А.о., как и автономной области, изменяется только по
взаимному согласию РФ и А.о. в соответствии с федеральным конституционным
законом. Наименование А.о. может быть изменено по его решению, новое
наименование вносится в Конституцию РФ указом Президента РФ.
А.о. обладает правом принимать свои законы и другие нормативные правовые акты.
Он самостоятельно образует свои органы законодательной (представительной) и
исполнительной власти, определяет систему местного самоуправления на собственной
территории. Как и другие субъекты, А.о. располагает своей
собственностью (это часть государственной собственности),самостоятельно
принимает свой бюджет, может устанавливать определенные виды налогов и сборов в
соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 66 Конституции РФ отношения А.о., входящих в состав края или
области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами
государственной власти А.о. и соответственно органами государственной власти
края или области.
А.о. представлен в СФ главами законодательного и исполнительного органов власти
округа. На территории 9 А.о. избрано по 1, а в Ханты-Мансийском - 2 депутата ГД.
А.о. обладает правом законодательной инициативы в ГД. Орган законодательной
власти А.о. может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ
(ст. 134 Конституции РФ), одобряет поправки к гл. 3-8 Конституции (ст. 136
Конституции РФ). А.о. вправе вносить вопросы на рассмотрение Президента и
Правительства РФ, обращаться с запросами в КС. Президент РФ назначает своего
представителя в А.о. В А.о. федеральные органы государственной власти для
осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и
назначать соответствующих должностных лиц. А.о. вправе иметь свое
представительство при Правительстве РФ.
К ведению А.о. относятся две группы вопросов. Первая - в сфере совместного
ведения РФ и А.о. как субъекта РФ(определяется в ст. 72 Конституции РФ, может
далее фиксироваться в уставе А.о.). Вторая - полномочия А.о,, принадлежащие ему
за пределами сферы совместного ведения (отражается в уставе А.о.). Возможно
заключение двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий
между РФ и А.о. и о взаимном делегировании полномочий (ct I.I и 78 Конституции
РФ).
Авакьян С.А.
АВТОР - лицо, творческим трудом которого создано произведение в области науки,
литературы или искусства. Такое произведение охраняется авторским правом.
А. аудиовизуальных произведений определяются на основе особых правил. Право
авторства возникает автоматически; оно не требует какого-либо признания,
регистрации. Право авторства существует не только на опубликованные произведения
- оно действует и в отношении неопубликованных произведений.
АВТОРСКИЕ ДОГОВОРЫ
А. может быть как дееспособное, так и недееспособное лицо. Однако лица, не
достигшие 14-летнего возраста, осуществляют свои права авторов через своих
родителей или других законных представителей. По достижении 14 лет
несовершеннолетние сами осуществляют свои авторские права. Признание гражданина
полностью недееспособным не исключает его право авторства. Если два или большее
число авторов создали одно произведение, то все они считаются соавторами (см.
Соавторство). В зависимости от вида созданного произведения А. может называться:
инсценировщик, композитор, переработчик,составитель,художник, фотограф и т.п.
Право авторства никаким сроком не ограничено. Изобретатели, А. полезных моделей,
промышленных образцов не являются А. произведений (см. Патентное право,
Авторские договоры).
Гаврцлов Э.П.
АВТОРСКИЕ ДОГОВОРЫ - договоры о предоставлении авторских прав (см. Авторское
право). .
А.д. регулируются Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и
смежных правах". К А.д. применяются, в частности, все нормы раздела III ГК РФ
"Общая часть обязательственного права".
Сторонами А.д. могут быть граждане и юридические лица.
По А.д. одна сторона - лицензиар (автор, его наследник, или иной обладатель
авторских прав) предоставляет другой стороне - лицензиату право использовать
произведение теми способами, которые указаны в договоре.
Право использовать произведение предоставляется по А.д. либо как исключительное,
либо как неисключительное. В первом случае лицензиар обязуется не предоставлять
право аналогичного использования произведения третьим лицам (а потому лицензиат
получает монопольное право на такое использование). Во втором случае лицензиар
может предоставить аналогичное право другим лицам.
Кроме того, если лицензиат получил исключительные (монопольные) права, то он
может предъявить претензии к любым третьим лицам - нарушителям авторских прав;
если же он не приобрел исключительных авторских прав, то никаких претензий к
нарушителям он предъявлять не вправе.
Если из договора прямо не вытекает, какое право на использование предоставлено,
то считается, что было предоставлено неисключительное право.
Объем передаваемых по договору прав может быть самым различным. Лицензиар (автор
или иной правооблада-тель) может предоставить по А.д. все правомочия,
перечисленные в Законе (право на воспроизведение,право на распространение, право
на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на перевод, право на
переработку и т.д.), либо лишь некоторые из них, причем или полностью, или
частично. Обычно А.д. предусматривает предоставление лишь одного или нескольких
авторских правомочий, причем лишь частично. Так, в договоре может быть указано,
что автор предоставляет издательству право тиражировать свое произведение в
книжной форме и распространять экземпляры произведения.
При этом отдельные авторские правомочия могут быть предоставлены лицензиату как
исключительные, а другие - как неисключительные. Лицензиар может предоставить
лицензиату только те авторские права, которые у него имеются, т.е. получены им
на основе закона или договора.
Закон устанавливает, что предметом А.д. не могут быть права на использование
произведений, которые автор создаст в будущем. . .
Вместе с тем допускаются А.д. заказа, т.е. договоры на уже задуманные автором,
но еще не написанные произведения. Произведение, являющееся предметом такого
договора, должно быть точно описано в самом договоре (вид, жанр, объем и т.п.).
Следует также учитывать норму закона о том, что предметом А.д. не могут быть
права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора.
Иными словами, А.д. не может предоставить лицензиату право использовать
произведение теми способами, которые появятся (например, в связи с появлением
новых технических средств) после заключения договора. Поэтому иногда
встречающаяся в договорах фраза "автор предоставляет пользователю право
использовать произведение любыми способами, в том числе теми, которые появятся в
будущем" юридически ничтожна. . .
Территория, на которой лицензиат вправе использовать произведение по договору,
определяется в самом договоре. Это может быть территория РФ либо территория РФ и
других стран мира (всех или некоторых).
Договор не может предоставить право на использование произведения лишь на части
территории РФ, так как это противоречило бы конституционному принципу
экономического единства территории РФ.
Если договор не содержит указаний о том, на какой территории лицензиат может
использовать полученные права, то считается, что они предоставлены только для
территории РФ.
Если А.д. предоставляет права только для использования произведения за пределами
территории РФ, то такой договор подчиняется не российскому,а зарубежному
законодательству.
Срок действия договора определяется соглашением сторон; он может быть кратким
(несколько дней, несколько месяцев) либо длительным (весь срок действия
авторского права). По истечении срока действия договора все авторские права
возвращаются лицензиару. Однако если договор касается воспроизведения
(тиражирования) произведения (издание книги, выпуск видеофильма, компакт-диска и
т.п.) и последующего распространения (продажи) выпущенных экземпляров, то
считается, что лицензиат вправе осуществлять распространение (продажу)
выпущенных экземпляров и по истечении срока действия договора. Но для исключения
возможных конфликтов это право лицензиата рекомендуется закрепить в договоре.
Например, в А.д. может быть записано: "Лицензиат вправе в течение 6 месяцев
после истечения срока действия договора осуществлять продажу ранее выпущенных им
экземпляров произведения".
.Если в договоре не указан срок его окончания, то лицензиар вправе путем
одностороннего заявления прекратить его действие по истечении 5 лет с момента
заключения договора. Для этого он должен не позднее чем за 6 месяцев до момента
расторжения договора письменно уведомить лицензиата.
Кроме срока действия самого договора в нем могут предусматриваться иные сроки
(например, "Книга до
...Закладка в соц.сетях