Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Энциклопедия юриста

страница №7

речень органов, уполномоченных рассматривать дела
об А.п. и регламентирующих производство по делам об А.п.
Основным федеральным актом, устанавливающим административную ответственность,
является КоАП, принятый 20 июня 1984 г. и введенный в действие с 1 января 1985
г. КоАП состоит из Общих положений, Общей части и Особенной части. В Общих
положениях излагаются задачи законодательства об А.п., компетенция и полномочия
органов государственной власти в области А.п. В Общей части формулируются:
понятие А.п.; круг субъектов административной ответственности; перечень
взысканий;
правила наложения взысканий. Особенная часть состоит из систематизированного
перечня А.п. Кроме того, в КоАП дается перечень органов (должностных лиц),
уполномоченных рассматривать дела об А.п., регламентируется порядок производств
по этим делам, исполнительное производство.
Поскольку административное законодательство относится к совместной компетенции
РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), нормы об А.п. широко представлены в
законах республик, краев, областей, автономных округов, автономной области,
городов федерального подчинения (Москвы и Санкт-Петербурга).
Органами представительной власти субъектов РФ устанавливается административная
ответственность за нарушение правил дорожного движения, правил торговли,
законодательства об охране природы, экологической безопасности и др. Колодкин
ЛМ.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (деление) - разделение территории
унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные
части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с
которым строится и функционирует система местных органов государства. А.-т.у.
обычно отражает естественно-исторические, национальные и социально-экономические
особенности данного государства. А.-т.у. может быть двухзвен-ным (США),
трехзвенным (Великобритания, Франция), четырехзвенным (ФРГ). В самых малых
государствах (Мальта, Бахрейн) вообще нет А.-т.у. В РФ А.-т.у. определяется
субъектами РФ самостоятельно.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА- совокупность административно-процессуальных норм,
регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп
управленческих дел. .
Необходимость регламентации отдельных видов А.п. вызвана тем, что
административный процесс охватывает всю сферу государственного управления,
многообразие категорий дел, разрешение которых подразумевает введение
специальных процедур.
Критерий выделения из административного процесса того или иного вида А.п.-
характер управленческих дел,их свойства и особенности. Учет этих особенностей
составляет специфику того или иного А.п.
В науке административного права выделяются следующие виды производств: а)
производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан; б) производство по
делам о поощрении; в) производство по делам о дисциплинарных проступках; г)
производство по делам об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях включает в себя ряд
специфических производств, регламентированных гл. 23-32 КоАП.
Выделяются также производство по делам о возмещении в административном порядке
материального ущерба; производство по делам об изобретениях, открытиях и
патентах и др. При всем многообразии видов А.п. они имеют общие черты: а)
осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, кроме случаев,
прямо предусмотренных в законе, например, в соответствии с КоАП суды (судьи)
уполномочены рассматривать более 50 категорий дел об А.п.; б) все виды А.п.
регулируются административно-процессуальными нормами.
Указанные особенности объединяют все виды А.п. в единый административный
процесс.
Колодкин Л.М.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ - в ряде зарубежных государств (ФРГ, Франция, Финляндия,
Швеция) особый вид судов наряду с обычными (общей компетенции и
специализированными) судами. А.с. осуществляют административное правосудие {см.
Административная юстиция). Система и принципы внутренней организации и
деятельности А.с., как правило, те же, что и у обычных судов. В РФ А.с. в
настоящее время отсутствуют.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ - акт органа государственного управления, который в отличие
от нормативного акта устанавливает, изменяет или прекращает конкретное
правоотношение, а не общеобязательное правило.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ - 1) мера административного взыскания, применяемая за
отдельные виды административных правонарушений. А.а. - самое строгое из всех
видов взысканий; заключается в лишении свободы на период, указанный
постановлением по делу об административном правонарушении. А.а. установлен
только за те проступки, которые близки к предусмотренным уголовным
законодательством преступлениям, не представляющим большой общественной
опасности. К числу таких административных правонарушений (проступков) относятся:
незаконное приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах
(ст. 44 КоАП); мелкое хулиганство (ст. 158 КоАП); распитие спиртных напитков в
общественных местах, появление в общественных местах в пьяном виде. оскорбляющем
человеческое достоинство и общественную нравственность, совершенные лицом,
которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за
распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных
местах в пьяном виде (ст. 162КоАП);
злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции
или народного дружинника;
проявление неуважения к суду; неповиновение работнику милиции, иному
уполномоченному должностному лицу или представителю общественности;
злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего,
сотрудника органа внутренних дел или другого гражданина при исполнении ими
обязанностей по охране Государственной границы РФ (ст. 165 КоАП). А.а.

назначается только в исключительных случаях и лишь судом (судьей), в пределах от
1 до 15 суток (ст. 32 КоАП). Постановление судьи об А.а. - окончательное и
обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях
не подлежит (ст. 266 КоАП). Оно приводится в исполнение немедленно после его
вынесения, независимо от того, какое из перечисленных административных
правонарушений установлено.
В связи с тем что лица, подвергнутые А.а., используются без оплаты труда на
физических работах (уборка улиц, дворов, мест общественного пользования и др.),
А.а. не может применяться к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в
возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет; к инвалидам I и II групп (ст.
32 КоАП).
Лицо после оглашения постановления суда о применении к нему А.а. доставляется
работником милиции в орган внутренних дел и содержится под стражей в специальном
приемнике для лиц, подвергнутых А.а., или в изоляторах временного содержания в
течение срока, определенного в постановлении судьи, в условиях специального
режима и осуществления мер воспитательного и трудового воздействия.
Режим содержания обеспечивает:
а) изоляцию, предотвращение побегов и. совершения новых правонарушений;
б) применение средств исправления и воспитания (воспитательная работа и трудовое
использование); в) соблюдение правил внутреннего распорядка специальных
учреждений органов внутренних дел, предназначенных для содержания; г) раздельноеАДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС - урегулированная административно-процессуальными
нормами деятельность по разрешению конкретных случаев в сфере государственного
управления уполномоченными на то субъектами административных правоотношений.
А.п. реализует предписания, содержащиеся в нормах материального и других
отраслей права.
Отличительная особенность А.п.заключается в том, что сфера его применения не
исчерпывается реализацией норм административного права и регулированием
административно-правовых отношений. Правоприменительная деятельность органов
государственной власти, должностных лиц и других субъектов государственного
управления связана с нормами других отраслей права (финансового, земельного и
т.д.). Применение этих норм в сфере государственного управления осуществляется в
порядке и по правилам, устанавливаемым административно-процессуальными нормами.
А.п. отличается от уголовного и гражданского процессов тем, что это:
а) регламентированная нормами административно-процессуального права
процедура; б) совокупность совершаемых в определенном порядке действий и
операций субъектов административного права, осуществляющих свои полномочия в
сфере управления.
Нормы административно-процессуального характера в законах и подзаконных актах
устанавливают порядок принятия и издания правопримени-тельных актов в сфере
государственного управления, права и обязанности участников А.п.
Участниками (субъектами) А.п. являются: граждане РФ, иностранные граждане, лица
без гражданства; государственные органы, предприятия и учреждения;
государственные служащие;
служащие общественных объединений и иных негосударственных структур.
Административно-процессуальной правоспособностью, т.е. возможностью обладать
правами и обязанностями в А.п., наделены все субъекты. Административнопроцессуальная
дееспособность, ее возникновение связаны у разных субъектов с
разными юридическими фактами. Она наступает у граждан с достижения 16-летнего
возраста; у государственных органов, общественных объединений и иных
негосударственных структур - с момента их образования;
у государственных служащих - с момента назначения или избрания на должность; у
представителей общественных объединений - с момента уполномочия компетентными
органами общественных объединений, организаций, обществ выступать от их имени в
А.п.
Административно-процессуальные действия осуществляются в определенной
последовательности,образуя фазы, стадии, к которым относятся: возбуждение
управленческого вопроса(дела), его расследование (сбор информации);
рассмотрение: принятие решения; обжалование и опротестование решения; исполнение
решения.
Указанные стадии являются обязательными этапами А.п. и присущи всем видам
административных производств.
Колодкин Л.М.

АДМИНИСТРАЦИЯ (лат. admi-nistratio - управление) - 1) в РФ система
государственных органов, функционально осуществляющих исполнительную и
распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства,
обеспечивающих реализацию законов и иных решений законодательных органов
государства в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной
деятельности; 2) органы
управления учреждениями, организациями и предприятиями; 3) в США и некоторых
других президентских республиках название кабинета при главе государства.

АЗАРТНЫЕ ИГРЫ - игры по определенным правилам, результат которых зависит в
большей степени от случайности, чем от умения игрока, и определяется денежным
или другим имущественным эквивалентом.С самых древних времен А.и. подлежали не
только нравственному осуждению, но и законодательному запрещению.

Законодательство Древнего Рима запрещало А.и. (первая из известных
законодательных попыток запрещения А.и., относящаяся к III в. до н.э., запрещала
игру в кости). Выигрыш в А.и. рассматривался как приобретение имущества по
недействительной сделке. Единственным видом разрешенных игр было то, что
впоследствии получило название спортивных состязаний.
В настоящее время среди А.и. наиболее распространены карточные. Появление
карточных игр в Европе относится к периоду крестовых рыцарских походов (XI-XII
вв.). Первое документальное подтверждение появления карт в Европе - эдикт
французского короля Людовика Святого от 1254 г.. который запрещал под страхом
наказания кнутом карточную игру в пределах Франции.
В Россию карточные игры пришли в начале XVII в. Соборное уложение 1649 г.
предписывало поступать с игроками так, "как писано о татях", т.е. "бить кнутом и
рубить им руки и пальцы". Во время царствования Петра I санкции за А.и. были
смягчены. За игру в карты полагалось лишь "бить кнутом". Впоследствии царица
Елизавета Петровна ввела различия между дозволенными коммерческими и
запрещенными А.и., а Петр III заменил наказание плетьми денежным штрафом.
Налагался он, однако, лишь на тех, кто играл на большие деньги или в долг.
В советское время под А.и. понимались не только игры, в которых выигрыш зависит
от умения игрока и от случайности, но и коммерческие карточные игры, например
преферанс, вист, а также игры на деньги в бильярд, домино, лото, нарды и т.п.
Участие в А.и. в соответствии с КоАП до настоящего времени влечет
административную ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа с
конфискацией игральных принадлежностей, а также денег, вещей и иных ценностей,
являющихся ставкой в игре, или без таковой.
Правонарушение в виде участия в А.и. на деньги, вещи и иные ценности
проявляется, во-первых, в даче лицом согласия на игру, во-вторых, во внесении
денежной или иной материальной ставки, в-третьих, в практическом выполнении
правил игры. Данное административное правонарушение выражается также в принятии
ставок отдельными гражданами в виде денег, вещей и других ценностей в период
проведения спортивных и иных зрелищных состязаний (например, на бегах, во время
футбольных и хоккейных матчей и т.д.).
Еще более серьезным административным правонарушением является организация А.и.
Она может выражаться в следующих действиях: а) обеспечение участников игральными
принадлежностями; б) вовлечение в игру широкого круга лиц, т.е. рекламирование,
возбуждение у зрителей желания принять участие в игре и т.п.; в) создание
благоприятных условий для игры; г) действие игрока, являющегося одним из
организаторов игр.
УК РСФСР Также содержал статьи, предусматривающие ответственность за организацию
А.и. лиц, которые повторно в течение года (после наложения на них
административного взысканиям подобное же нарушение) организовывали А.и., а также
вовлекших в А.и. на деньги несовершеннолетних.
УК РФ не содержит статей, предусматривающих ответственность за перечисленные
выше правонарушения. Таким образом, государство пошло по пути смягчения
ответственности как за А.и., так и за их организацию. Более того, ГК РФ содержит
гл. 58, посвященную проведению игр и пари. Подобно законодательству многих стран
мира, в ГК РФ прослеживается отрицательное отношение к ним законодателя, однако
закон не объявляет недействительными обязательства из игр и пари, он лишь
отказывается предоставить им равную с другими обязательствами правовую защиту.
С гражданско-правовой точки зрения игра представляет собой обязательство, в силу
которого организаторы обещают одному из участников получение определенного
выигрыша, независимого, с одной стороны, от случая, с другой - от сноровки,
ловкости, умения и других способностей участников игр.
В отличие от игр пари - обязательство, в котором одна сторона утверждает, а
другая отрицает наличие определенного обстоятельства, которое наступает
независимо от этих сторон.
Сделки из игр и пари относятся к числу рисковых сделок, в которых последствие в
отношении выгод и потерь зависит для всех участников от неизвестных
(непредсказуемых) заранее обстоятельств. Обязательства из игр и пари возникают
из односторонних действий (из как минимум двух односторонних сделок -
организатора и участника).
Гражданское право РФ рассматривает обязательства из игр и пари как
"натуральные", т.е. лишенные юридической санкции за неисполнение. Судебной
защите подлежат лишь требования лиц, принявших участие в играх или пари под
влиянием обмана, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с
организатором игр или пари (ст. 1062 ГКРФ).
В особую группу выделены игры и пари, организуемые специальными субъектами по
строго установленным государством правилам. Отношения между организаторами
лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр - РФ,
субъектами РФ, муниципальными образованиями, лицами, получившими от
уполномоченного государственного или муниципального органа разрешения
(лицензии), - и участниками игр основаны на договоре (ст. 1063 ГКРФ).
Требования, связанные с невыплатой или несвоевременной выплатой выигрыша
организатором игр, подлежат судебной защите.
Миронов И.В.

АККРЕДИТИВ (лат. accreditivus - доверительный) - документ, составленный во
исполнение обязательства банка-эмитента, принятого им по просьбе, за счет и на
основании инструкций клиента (приказодателя) от своего имени произвести платеж
третьему лицу или его приказу (бенефициару) и (или) оплатить и (или) акцептовать
векселя переводные (тратты), выставленные бенефициаром, и (или) купить (учесть)
тратты бенефициара самостоятельно или через третий банк (исполняющий банк)
против предусмотренных в А. товарораспорядительных (документарный А.), страховых
или финансовых документов или без такого представления (чистый А.) и при
соблюдении бенефициаром или его правопреемником всех условий А.
А. включает: заявление На А., заполняемое приказодателем и сдаваемое им в
обслуживающий банк; авизо для авизующего банка, заполняемого банком-эмитентом А.
при принятии заявления приказодателя и отправляемого в банк, который будет
исполнять обязательства по А.; авизо для бенефициара, которое заполняется
авизующим банком и отправляется бенефициару для его последующей легитимации в
качестве управо-моченного по А.
А. должен содержать следующие реквизиты: указание даты и места выставления;
наименование приказодателя; наименование банка-эмитента; наименование
исполняющего банка; наименования подтверждающего, акцептующего и авизующего
банков (если они отличаются от наименования исполняющего банка); наименование
бенефициара;
срок действия А.; сумму, в пределах которой банк обязан исполнять обязательства;
указание на то, является ли А. отзывным или безотзывным; указание на
допустимость частичных выплат, частичной отгрузки и (или) перегрузки товара,
следуемого по документам, требуемым условиями А.; способ исполнения
обязательства и его содержание; описание документов, против предъявления и
передачи которых обязательство должно быть исполнено; указание на необходимость
акцепта (подтверждения) А.;
срок представления документов; иные условия, существенные для приказодателя и
необходимые для выполнения бенефициаром.
Применение А. во внутреннем обороте в РФ регламентируется ст. 867- 876 ГК РФ.
Правовое регулирование А. в международных торговых отношениях имеет своим
источником торговые обычаи и обыкновения. При наличии на то волеизъявления
приказодателя А. может быть подчинен действию Унифицированных правил и обычаев
для документарных акредитивов Международной торговой палаты.
Большинство правовых последствий принятия банком обязательства по А. зависит от
вида А. Законодательство РФ и Унифицированные правила классифицируют А. по
различным основаниям.
По признаку наличия или отсутствия покрытия, предоставляемого банком-эмитентом
за счет приказодателя исполняющему банку, различаются покрытые или непокрытые
(гарантированные) А. При покрытом А. банк-эмитент одновременно с направлением
авизо об А. отправляет своему корреспонденту и авизо о перечислении на его
корреспондентский счет суммы А. Если авизованный банк не является
непосредственно исполняющим банком, он обязан одновременно с дальнейшим
авизованием отправить сумму полученного'покрытия авизуемому им банку. При
непокрытом А. банк-эмитент не предоставляет авизуемому им банку сумму покрытия,
что позволяет авизуемому банку либо списать соответствующую сумму с ведущегося у
него корреспондентского счета банкя-эмитента, либо прокредитовать банк эмитент.
В классе покрытых А. выделяются А. компенсационные. Компенсационный А.
характеризуется тем, что приказодатель не является конечной инстанцией в
предоставлении покрытия. Предоставленное им покрытие компенсируется (отсюда и
наименование) за счет того, что он назначается бенефициаром другого А.,
открытого лицом, перекупившим товар у приказодателя первого А. Однако для
правоотношений по этому первому А. факт последующей компенсации покрытия
никакого юридического значения не имеет.
По критерию наличия или отсутствия у банка-эмитента права изменить или отменить
А. без согласования с бенефициаром различаются А. отзывные (предоставляющие
такую возможность) и безотзывные (не предоставляющие ее). При отсутствии в
тексте А. специального указания А. считается отзывным (ст. 868 ГК РФ). В
международном праве работает обратная презумпция - А. считается безотзывным при
отсутствии указания об ином.
По критерию наличия или отсутствия обязательств, принятых авизующими и
исполняющими банками, различаются подтвержденные и неподтвержденные А. К
обязательству банка-эмитента может быть присоединено любое число дополнительных
обязательств банков, участвующих в авизовании или исполнении А. Присоединение
осуществляется путем подтверждения А., извещение о котором направляется банку,
испросившему таковое, подтвердившим банком. Если банку, подтвердившему А., будут
представлены документы, предусмотренные условиями А" он обязан исполнить А.
Банк, исполнивший А., имеет право регрессного требования уплаченных им сумм с
банка-эмитента или банка, по просьбе которого он подтвердил А. Безотзывный
подтвержденный А. не может быть отозван без согласия не только бенефициара, но и
подтвердившего банка.
По признаку возможности или невозможности уступки бенефициаром прав по А.
различаются переводные (трансфе-рабельные) и непереводные А. А. признается
переводным, если он прямо назван банком-эмитентом "переводный". Иные термины,
хотя бы и равнозначные, не должны приниматься во внимание. Переводным является
А., по которому бенефициар может уполномочить исполняющий банк на право
исполнения по А. полностью или частично одному или нескольким третьим лицам
(вторым бенефициарам). Банк, осуществляющий перевод А. по поручению бенефициара,
называется переводящим, или трансфер-ным, банком.

Когда же А. предусматривает, что его сумма может платиться только по частям и
никак иначе, он называется револьверным и применяется при расчетах за поставки
несколькими партиями.
Для того чтобы бенефициар мог рассчитывать на исполнение А., он должен выполнить
его условия - представить исполняющему банку или любому из подтвердивших банков
документы, предусмотренные полученным им авизо для бенефициара. Представленные
документы должны по всем внешним признакам соответствовать тем, о которых
указано в авизо. При нарушении хотя бы одного из условий авизо исполнение по А.
не должно производиться (ст. 870 ГК РФ),
Если исполняющий банк отказывает в принятии документов, которые по внешним
признакам не соответствуют условиям А., он обязан незамедлительно
проинформировать об этом получателя средств и банк-эмитент с указанием причин
отказа (ст. 871 ГК РФ). Получатель средств информируется для того, чтобы иметь
возможность исправить или переоформить документы до истечения срока действия А.,
а банк-эмитент - для того, чтобы связаться с приказодателем и получить от него
дополнительные инструкции по сложившейся ситуации. Ответственность за
убытки,причиненные необоснованным отказом в выплате, несет перед бенефициаром и
банком-эмитентом исполняющий банк (ст. 872 ГК РФ).
Если исполняющий банк исполнил А. надлежащим образом, он обязан переслать банкуэмитенту
полученные от бенефициара документы, а банк-эмитент обязан возместить
ему понесенные расходы. Указанные, а также все иные расходы банка-эмитента,
связанные с исполнением А., возмещаются плательщиком (ст. 870 ГК РФ).
Если банк-эмитент, получив принятые исполняющим банком документы, считает, что
они по внешним признакам не соответствуют условиям А., он вправе отказаться от
их принятия и потребовать от исполняющего банка сумму, уплаченную получателю
средств с нарушением условий А., а по непокрытому А. -отказаться от возмещения
выплаченных сумм (ст. 871 ГК РФ).
Лит.: Волков Л.Б. Документарное инкассо и аккредитивы в расчетах с
развивающимися странами и развитыми капиталистическими странами/Валютные
правоотношения во внешней торговле СССР/ /
Под ред. А.Б. Альтшулера. М., 1968. С. 136-184; Казакова Н.А. Некоторые вопросы
правового регулирования документарного аккредитива и практики его применения во
внешней торговле СССР/ /Торгово-промышленная палата СССР; Материалы секции
права, № 29. М., 1976.С.18-40;Либерман Ф.Х. Аккредитивная форма расчетов по
иногородним поставкам//Хозяйство и право, 1984, № 3, С. 82-85; Международные
расчеты по коммерческим операциям. Ч. 1. Аккредитив. Изд. 2-е. М., 1994;
Организация и техника совершения операций по международным расчетам предприятий:
Документарный аккредитив. Метод.рекомендации// Сост. В.В. Короткое. СПб., 1992;
Расчеты' по документарным внешнеторговым сделкам. Аккредитивы. Документарные
инкассо. Банковские гарантии: Практ. пособ./ Пер.снем.иобраб.Г.А.Титовой.М.,
1995. Белов В.А.

АКТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ (лат. actus - акт, действие) - 1) выраженное в письменной
форме официальное выступление компетентного внутригосударственного (глава
государства, премьер-министр, правительство, министр либо ведомство иностранных
дел и др.) или зарубежного (дипломатическое или торговое представительство,
миссия, представительство при международной межгосударственной организации)
органа внешних сношений страны или же полномочного должностного лица какого-либо
иного субъекта международного права, имеющее целью вызвать определенные,
желательные для адресанта (инициатора, отправителя)
правовые,политические,экономические и другие последствия.
В мировой практике международных отношений используется ряд устоявшихся
документальных форм, в которые облекается дипломатическая переписка, (формы
дипломатической корреспонденции, образующие данный вид (категорию) А.д.).
Перечень таких форм включает личные (подписанные адресантом и обращенные к
конкретному лицу) телеграммы, письма, послания глав высших органов
государственной власти и управления, верительные грамоты, отзывные и отпускные
грамоты, личные и вербальные ноты, памятные записки и меморандумы, частные
письма и ноты полуофициально

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.