Жанр: Энциклопедия
Энциклопедия юриста
...лификации;
рассмотрение жалоб на действия адвокатов;
применение мер поощрения и мер дисциплинарной ответственности.
Заведующий юридической консультацией организует ее работу, распределяет
поручения между адвокатами, заключает соглашения с гражданами и организациями об
оказании юридической помощи, осуществляет контроль за качеством работы адвокатов
и соблюдением ими правил трудового распорядка, ведет статистическую и финансовую
отчетность и т.п.
Правовой статус юридических бюро и фирм законодательно не определен. Их работа
строится по аналогии с работой юридической консультации.
Бойков А.Д.
АДВОКАТУРА - совокупность юристов-профессионалов, объединенных чаще всего в
адвокатскую коллегию с целью оказания юридической помощи населению, включающей
участие в различных видах судопроизводства в качестве защитников либо
представителей потерпевшего, истца, ответчика и других лиц, отстаивающих свои
интересы.
Функционирование А. - основной способ обеспечить положение Конституции РФ:
"Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно"
(ст.48).
В России становление профессиональной А. связано с реформами 1864 г.:
рождавшийся суд присяжных не мог функционировать без обеспечения
профессиональной защиты, к чему частные
ходатаи и стряпчие - предшественники адвокатов - готовы не были.
Октябрьская революция 1917г. разрушила сложившуюся в России судебную систему и
А. Вплоть до утверждения первого Положения об адвокатуре 26 мая 1922 г. правовую
помощь в суде по гражданским и уголовным делам оказывали в соответствии с
декретами о суде "неопороченные граждане обоего пола", а затем члены коллегий
правоза-ступников, осуществлявших функции и защиты, и обвинения, и
представительства в гражданском судопроизводстве. И хотя с 1922 г. А. прошла
большой путь, вытеснив "любителей" профессиональными кадрами,сфера деятельности
адвокатов была крайне сужена, что соответствовало приниженному положению
судебных учреждений, узости их юрисдикционных полномочий, тенденциозности
законодательства. На деятельности адвокатов в уголовном судопроизводстве
отрицательно сказывались недостатки их процессуального статуса, ограничивавшего
возможности активного участия в процессе доказыва-ния.
Важнейшие нормативные акты об А. этого периода не дают ее правовой
характеристики как института государства или общества. Отмечено лишь, что
задачей А. является оказание юридической помощи гражданам и организациям и что
"коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся
адвокатской деятельностью" (Закон СССР от 30 ноября 1979 г. "Об адвокатуре в
СССР"; Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г.).
Становление в РФ новых экономических отношений рыночного типа коренным образом
изменило требования к характеру, объему и качеству правовых услуг, спрос на
которые резко повысился.
В рамках общеправовой реформы был принят ряд актов, улучшивших правозащитные
возможности А.: разрешен допуск защитника к участию в деле с момента
предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении
преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу
до предъявления обвинения - с момента объявления ему протокола задержания или
постановления о применении этой меры пресечения, но не позднее 24 ч с момента
задержания; введен судебный контроль за законностью ареста, содержания под
стражей и продления срока содержания лица под стражей; исключена норма, не
допускавшая участие адвоката в дознании.
В этом же ряду находятся и нормы Конституции РФ 1993 г. о судебном порядке
применения важнейших мер процессуального принуждения, требованиях к
доказательствам, допустимым при осуществлении правосудия, принцип презумпции
невиновности, право каждого на судебную защиту и квалифицированную юридическую
помощь.
Фактически исключено руководство А. со стороны государственных органов;
созданы союзы адвокатов, у А. появились свои печатные органы. В последние годы
существенно увеличилась численность адвокатов в РФ.
Коренным образом изменилась система оплаты труда адвокатов. С 1991 г. основным
принципом оплаты юридической помощи, оказанной адвокатами гражданам,
предприятиям, учреждениям, организациям, стало соглашение между адвокатом и
лицом, обратившимся за помощью. Сама же такса сохраняется в случаях, когда
соглашение с адвокатом не достигнуто и вопрос об оплате решается заведующим
юридической консультацией или соответствующая сумма взыскивается судом при
выполнении обязательных поручений. .
Бойков А.Д.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - см. Ответственность административная.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ - установленная законодательными актами совокупность
правомочий судов, органов государственного управления и должностных лиц по
разрешению индивидуальных административных дел и применению юридических санкций
в административном порядке. Специфическая исполнительно-распорядительная
деятельность по применению установленных государством нормативных предписаний к
конкретным случаям разрешения конфликтных правовых ситуаций при возникновении
спора о праве или нарушении установленных правил. Это одна из форм
правоохранительной деятельности судов, органов управления, осуществляемая на
основании и во исполнение законодательных предписаний. А.ю., как и гражданское и
уголовное судопроизводство, не формирует правовых норм, а осуществляет их
применение в конкретных ситуациях.
А.ю. отличается от других видов работы судов, органов государственного
управления и должностных лиц и регламентируется соответствующим
законодательством, например КоАП. Разрешение конкретных административных дел
и применение мер административного воздействия осуществляется гласно, с
соблюдением предусмотренных законом гарантий.
А.ю. осуществляют в РФ суды, отраслевые и межотраслевые органы управления,
административные комиссии при районных и городских администрациях, деятельность
которых регламентируется правовыми актами субъектов РФ. Создание и деятельность
сельских и поселковых административных комиссий, а в некоторых субъектах РФ - и
районных, городских комиссий определяется уставами муниципальных образований (ФЗ
РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в. Российской Федерации").
Широкие полномочия в области А.ю. имеют: комиссии по делам несовершеннолетних,
создаваемые при районных, городских администрациях либо при соответствующих
органах местного самоуправления; органы внутренних дел (милиция); органы
государственных инспекций и другие органы и должностные лица.
А.ю. осуществляется по правилам административного процесса (соблюдение
последовательности стадий). Законом установлены: подведомственность
административных дел, компетенция органов административной юрисдикции, сроки
рассмотрения, порядок обжалования принятых решений. Расширены возможности
судебного обжалования решений, принятых в порядке административной юрисдикции
(Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан").
Колодкин Л.M.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ - система специальных судебных и административных
органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного
управления, а также в более узком смысле - особый процессуальный порядок
рассмотрения административных дел и разрешения административно-правовых споров
между гражданином или юридическим лицом, с одной стороны, и органом
государственного управления - с другой.
В ряде зарубежных стран система А.ю. сложилась еще во второй половине XIX в.
Органами А.ю. являются либо специальные административные суды {Франция,
Германия, Швейцария" др.), либо общие суды в сочетании с ведомственными
административными судами (США, Великобритания и др.). Иногда
А.ю. осуществляется также особыми структурными подразделениями в рамках органов
исполнительной власти или судов общей юрисдикции.
А.ю. в РФ имеет конституционную основу (п. 2 ст. 118 Конституции РФ) и
представлена судами общей юрисдикции. ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О
судебной системе Российской Федерации" не предусматривает административных
судов. В то же время в Законе оговорено, что специализированные федеральные суды
по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения
изменений и дополнений в настоящий ФКЗ.
В порядке осуществления А.ю. судьи районных (городских) судов в первую очередь
рассматривают дела об административных правонарушениях (ст. 202 КоАП
предусмотрено более 50 категорий таких дел). Процессуальный порядок их
рассмотрения определен главой 21 КоАП и подчиняется общим правилам
административного производства. Дела: а) об обжаловании гражданами в суд
неправомерных действий (решений) государственных органов, органов местного
самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных
объединений или должностных лиц, которыми нарушены их права и свободы (Порядок
такого обжалования был определен Законом РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-1 "Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"); б)
по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с
наложением административных взысканий; в) по жалобам об ошибках, допущенных в
списках избирателей - рассматриваются в соответствии с ГПК по общим правилам
гражданского судопроизводства за отдельными изъятиями, установленными
законодательством РФ.
Лит..'Зеленцов А.В.'Админйстратив-ная Юстиция: Учеб. пособ. М., 1997.
Крутских В.Е.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ - принудительная мера государственного воздействия
(санкция) за совершение административного правонарушения; является мерой
административной ответственности и применяется в целях воспитания
правонарушителя, в духе соблюдения законов, правил общежития, уважения прав и
законных интересов граждан, общества и государства, а также профилактики
правонарушений как этим, так и другими лицами. А.в. выполняет функцию
предупреждения преступлений.
А.в. всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного лицом
административного правонарушения (проступка).
К А.в. относятся: предупреждение;
штраф: возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или
непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация
указанных предметов; лишение специального права,предоставленного данному
гражданину (право управления транспортными средствами, право охоты, право на
эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);
исправительные работы;административный арест; административное выдворение за
пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 24 КоАП).
Возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут
применяться в качестве как основных, так и дополнительных А.в. Все иные виды
А.в. (принуждение, штраф, лишение специальных прав, исправительные работы и
административный арест) могут применяться только в качестве основных.
За одно административдое правонарушение может быть наложено одно основное (либо
основное и одно дополнительное) взыскание. Одновременное применение двух
основных (либо двух дополнительных) взысканий недопустимо. Нельзя, например,
наложить на виновного в мелком хулиганстве административный арест и штраф
одновременно, так как оба эти вида взысканий относятся к основным.
При наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения,
личность нарушителя, степень его вины. имущественное положение, обстоятельства,
смягчающие ответственность (ст. 22 КоАП).
Законодатель ограничивает срок обращения постановления о наложении А.в. к
исполнению 3 месяцами со дня вынесения постановления (ст. 282 КоАП).
Исполнение постановления автоматически приостанавливается,если в установленный
срок подана жалоба или принесен протест (из этой нормы исключаются случаи
наложения взыскания в виде предупреждения, административного ареста и штрафа,
взыскиваемого на месте совершения правонарушения).
Течение этого срока возобновляется с момента, когда судом (органом управления)
вынесено соответствующее решение.
При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленно исполнить
постановление о наложении А.в. невозможно, допускается отсрочка его исполнения
на срок до 1 месяца (ст. 280 КоАП). В этом случае приостанавливается и течение
срока давности исполнения постановления А.в. Оно возобновляется с момента
окончания отсрочки исполнения.
• Принудительное исполнение постановления о наложении штрафа в виде А.в.
осуществляется в порядке, предусмотренном ГПК.
Если у лица отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено
взыскание, по указанным в протоколе адресу и месту работы оно не проживает и не
работает, судебный пристав может вернуть постановление органу (должностному
лицу), которое налагало А.в. в виде штрафа (ст. 365 ГПК). При этом срок давности
для обращения постановления к исполнению начинает течь заново.Новый срок
давности начинает течь со дня, когда постановление было возвращено без
исполнения(Инструкция об исполнительном производстве, утвержденная приказом
министра юстиции СССР от 15 ноября 1985 г. №22).
В соответствии с положениями ТК предметы контрабанды или их сокрытия подлежат
конфискации независимо от времени их обнаружения.
Колодкин Л.М.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ - принудительное, кратковременное ограничение
свободы действий и передвижения лица, совершившего административное
правонарушение. Представляет собой неотложное действие у правомоченных
должностных лиц, обеспечивающее привлечение виновного к ответственности
административной, и не является мерой административного взыскания.
А.з. применяется с целью прекращения административного правонарушения, когда
исчерпаны другие меры воздействия (устное требование, распоряжение) в отношении
нарушителя; является мерой административного пресечения.
А.з. может применяться как мера обеспечения производства по делу об
административном правонарушении (установление личности нарушителя, составление
протокола об административном правонарушении при невозможности составления его
на месте, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел об
административных правонарушениях и исполнения постановлений по ним).
Об А.з. составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления,
должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол;
сведения о личности задержанного, время и мотивы задержания. Протокол
подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа
задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом (ст.240КоАП).
А.з. лица, совершившего административное правонарушение, может осуществляться
органами (должностными лицами) внутренних дел. внутренних войск МВД РФ. органами
пограничной службы РФ, военизированной охраны, военной автомобильной инспекции,
органами государственного горного надзора, федеральными органами по геологии и
использованию недр; по охране окружающей среды и природных ресурсов; по
рыболовству.
А.з. может длиться не более 3 ч с момента доставления в орган внутренних дел.
За совершение мелкого хулиганства и других правонарушений, за которые в качестве
меры административного взыскания может быть применен административный арест,
начальник органа внутренних дел либо его заместитель могут задержать нарушителя
на срок, необходимый для рассмотрения дела судьей. но не более чем на сутки. При
поступлении дела в суд судья единолично рассматривает его в течение суток с
момента поступления.
Лица. виновные в нарушении порядка организации и проведения собраний, митингов,
уличных шествий и демонстраций, могут быть задержаны на срок, необходимый для
рассмотрения дела судьей, но не свыше 3 суток.
Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие незаконное пересечение
Государственной границы РФ и в отношении которых приняты решения о передаче
властям сопредельных государств либо приняты постановления о наложении
административного взыскания в виде выдворения за пределы РФ, с санкции прокурора
могут быть подвергнуты А.з. на время, 41актически необходимое для исполнения
решения или постановления. Граждане РФ, прибывшие из сопредельных государств в
пункты пропуска через государственную границу для въезда в РФ. но утратившие в
период пребывания за границей документы, удостоверяющие их личность и
гражданство, могут быть задержаны на время, необходимое для установления их
личности, но не более чем на 30 суток.
В условиях чрезвычайного положения граждане, нарушившие правила, могут
задерживаться силами правопорядка до окончания комендантского часа, а при
отсутствии у них документов, удостоверяющих личность, - до их установления,но не
более чем на 3 суток.
А.з. на срок, превышающий 3 ч, могут быть подвергнуты лица, помещенные с санкции
прокурора в центры социальной реабилитации органов внутренних дел для выяснения
личности и оказания им социальной, медицинской и иной помощи (не свыше 10
суток). Безнадзорные дети (заблудившиеся, потерявшиеся, убежавшие из дому и
т.п.), несовершеннолетние правонарушители могут содержаться до 30 суток в
центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (Указ
Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338 "О профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, защите их прав").
Калэдкин Л.М:
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО - отрасль права, регулирующая общественные отношения в
сфере государственного управления, а также отношения управленческого
характера,возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной
деятельности органов государства, а также в сфере негосударственного управления
при осуществлении органами местного самоуправления и общественными объединениями
делегированных им функций органов исполнительной власти государственного
управления. Предмет А.п.- правовое регулирование главным образом управленческих
отношений, складывающихся в сфере исполнительной деятельности государства. Эти
отношения реализуются в социально-политической, социально-культурной и
экономической жизни общества. Нормы А.п.определяют правовое положение граждан в
сфере государственного управления, порядок образования органов исполнительной
власти, их компетенцию, правовой статус общественных объединений, органов
местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере
административных правоотношений.
А.п. регулирует порядок, прохождения государственной службы и службы в местных
органах самоуправления, общественных объединениях; устанавливает процедурный
(процессуальный) порядок, формы и методы государственного управления и способы
обеспечения законности в этой сфере; регламентирует отношения в сфере
отраслевого и межотраслевого государственного управления; определяет
административно-юридическую деятельность органов и должностных лиц,
уполномоченных налагать административные взыскания.
Многообразие сфер правового регулирования А.п. диктует широкий спектр его
источников. К ним относятся: на федеральном уровне - Конституция РФ, федеральное
законодательство, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ,
нормативные акты государственных комитетов, министерств и служб РФ; на
республиканском уровне - конституции республик, республиканское законодательство
в сфере государственного управления, президентские и правительственные
нормативные акты, акты министерств, ведомств; в краях, областях, городах
федерального значения, автономных округах, автономной области - законодательные
акты, уставы, решения представительных органов, постановления и распоряжения
глав администраций; источниками административно-правовых норм могут быть
нормативные акты органов местного самоуправления при наделении их
государственными полномочиями; административно-правовые нормы могут содержаться
в межгосударственных соглашениях (договорах); источниками А.п. могут быть акты
нормативного характера руководителей предприятий, учреждений, организаций,
которые носят локальный характер.
В процессе реализации норм А.п. возникают административные правоотношения,
субъектами которых могут выступать граждане РФ, иностранные граждане и лица без
гражданства, государственные служащие и служащие общественных
(негосударственных) объединений, наделенные административными обязанностями и
правами, государственные органы и их структурные подразделения, предприятия,
учреждения и организации. По своему содержанию административно-правовые
отношения возникают, как правило, по воле одной стороны - органа
государственного управления или его должностного лица - носителя властных
полномочий. Но они могут возникать по инициативе граждан, общественных
(негосударственных) объединений, органов местного самоуправления. Юридическими
фактами, порождающими административно-правовые отношения, могут быть: принятие
нормативного акта, акта управления, действия людей, наступления событий, имеющих
юридическое значение.
Объект административно-правовых отношений составляют деятельность людей, их
поведение и действия (правомерные или противоправные). Предметом этих отношений
могут выступать имущество, материальные ценности, вещи, продукты творческой
деятельности, личные блага.
А.п. состоит из системы норм и правовых институтов. В Общей части А.п.
содержатся нормы, имеющие значение для всех отраслей и сфер государственного
управления:система и источники, принципы государственного управления,
административно-правовой статус субъектов А.п., формы и методы государственного
управления, государственная служба и правовой статус государственных и
муниципальных служащих, административный процесс и механизм обеспечения
законности управления. К Особенной части относятся нормы, регулирующие
управление: в межотраслевых сферах (учет, статистика, стандартизация, метрология
и т.п.);
в социально-политической сфере (оборона, государственная безопасность,
внутренние дела, юстиция, иностранные дела, внешние экономические и культурные
связи с зарубежными странами); в социально-культурной сфере (образование, наука,
культура, охрана здоровья и социальная защита); в сфере хозяйственной
деятельности (промышленность, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство,
АПК, природные ресурсы и охрана окружающей среды, коммуникации). В рамках
перечисленных институтов выделяются комплексы норм А.п., регулирующие отдельные
отрасли (транспорт, связь, просвещение, здравоохранение и т.д.).
Административно-юрисдикционная часть отрасли А.п. состоит из норм, определяющих
составы административных правонарушений и ответственности за их совершение, круг
органов и должностных лиц, наделенных правами рассматривать дела об
административных правонарушениях (проступках), регламентирующих производство по
ним, порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.
Эти нормы содержатся в КоАП.
От А.п. как отрасли, т.е. системы норм действующего административного
законодательства, следует отличать науку А.п. как систему научных взглядов и
представлений, знаний и теоретических положений об отрасли А.п. и предмете его
регулирования.
Колодкин ЛМ.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ (административный проступок) - в РФ это
посягающее на государственный и общественный порядок,собственность,права и
свободы
граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное
или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством
предусмотрена ответственность административная (ст. 10 КоАП).
Законодатель использует в качестве синонимов термины "А.п." и "административный
проступок",четко отграничивая их от деликтов, предусмотренных УК.
Деяние признается А.п. при условии, что оно нарушает определенные права или
правила в определенных сферах общественной жизни. Правила, нарушение которых
образует состав А.п., весьма разнообразны: от санитарно-гигиениче-ских и
санитарно-противоэпидемичес-ких до решений местных референдумов, собраний
(сходов) граждан. Правила эти могут устанавливаться федеральным
законодательством, законами субъектов Федерации, органами исполнительной власти
в пределах их компетенции.
Для того чтобы деяние гражданина в форме действия или бездействия могло быть
признано А.п., оно должно быть квалифицировано как невыполнение или ненадлежащее
выполнение предписаний, содержащихся в таких правилах. Сюда относятся:
несоблюдение норм поведения в общественных местах, на общественном транспорте,
нарушения правил дорожного движения, пожарной безопасности, торговли,
несоблюдение требований законодательства в сфере охраны здоровья населения,
окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и
т.п.
Конституция РФ (ст. 15) обязывает граждан соблюдать законы. Выполнение этой
обязанности обусловливает необходимость соблюдения всех норм и правил, принятых
в установленном законом порядке. Только виновное деяние может быть признано А.п.
Вина в форме умысла или неосторожности (ст. 11,12 КоАП) - обязательный признак
А.п. И наконец, А.п. должно быть противоправным, т.е. деянием, запрещаемым
законом или другим нормативным актом. Его противоправность вытекает из
социальной характеристики административного проступка как деяния,
противоречащего интересам личности, общества и государства. Степень этого
противоречия не достигает признака общественной опасности. Поэтому в ст. 10
КоАП, дающей понятие А.п., в отличие от ст. 14 УК, не содержится указания на
общественную опасность. Введение в новом уголовном законодательстве РФ
квалификации преступлений по степени общественной опасности
(ст. 15 УК) провело четкую разграничительную линию между уголовными
преступлениями и административными правонарушениями.
В отличие от уголовного права нормы, устанавливающие А.п., не кодифицированы в
единый акт. Законодательство об А.п. - это система нормативных актов,
определяющих принципы и общие положения административной ответственности,
совокупность составов А.п., пе
...Закладка в соц.сетях