Жанр: Энциклопедия
Энциклопедия юриста
... воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной
деятельности,аналогичной той, которая составляет предмет А.д. Может быть
предусмотрено также обязательство агента не заключать с другими принципалами
аналогичных А.д., которые должны исполняться на территории, полностью или
частично совпадающей с той, что указана в договоре. Содержание поручения
принципала определяется в А.д. и выдаваемой агенту доверенности на совершение
сделок и имущественных операций с третьими лицами. А.д. может предусматривать
обязанность агента действовать также в. соответствии с указаниями принципала. В
этом случае в А.д. определяется порядок сообщения указаний, их фиксирования
сторонами. Агент обязан представлять принципалу отчеты о ходе исполнения А.д. в
порядке и в сроки, предусмотренные договором. При отсутствии в договоре
соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им
договора либо по окончании действия договора. Если А.д. не предусмотрено иное, к
отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов,
произведенных агентом за счет принципала. Принципал, имеющий возражения по
отчету, должен сообщить о них агенту в течение 30 дней со дня получения отчета,
если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет
считается принятым. Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в
установленных в А.д. размере и порядке, (см. Агентское вознаграждение).
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала,
права и обязанности возникают непосредственно у принципала. По сделке,
совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, уже
агент приобретает права и становится обязанным, хотя бы принципал и был назван в
сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по сделке. В
случае когда сделка, совершенная агентом от своего имени и за счет принципала,
нарушена третьим лицом, ответственность агента наступает в специальном порядке.
В соответствии с законодательством РФ и зарубежной практикой агент не отвечает
перед принципалом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной от своего
имени и за счет принципала, кроме случаев, когда агент не проявил необходимой
осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за
исполнение сделки (делькредере). В случае неисполнения третьим лицом сделки,
заключенной с ним агентом, последний обязан немедленно сообщить об этом
принципалу, собрать необходимые доказательства, а также по требованию принципала
передать ему права по такой сделке с соблюдением требований об уступке прав.
Осмотрительность в выборе третьего лица предполагает проверку наличия
регистрации лица, выяснение платежеспособности, имущественной состоятельности,
деловой репутации. Агент несет ответственность также в случаях, когда его
ненадлежащие действия повлияли на неисполнение договора третьим лицом, а также
если агент не принял всех необходимых мер к получению долга от третьего лица, в
частности не обеспечил сбор необходимых доказательств или не предъявил иск в
интересах принципала.
• Пугинский Б.И.
АГЕНТСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - денежная сумма, подлежащая уплате принципалом агенту
за совершенные по поручению принципала юридические и иные действия. .
Принципал обязан уплатить агенту А.в. в размере и порядке, установленных
договором. А.в. уплачивается по мере совершения агентом отдельных действий либо
после исполнения договора в целом. А.в. выплачивается агенту торговому в
размере, обычно определяемом как проценты от цены товара, проданного или
купленного с участием агента. Если в агентском договоре размер А.в. не
предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора,
вознаграждение подлежит уплате по цене, которая при сравнимых обстоятельствах
обычно взимается :за аналогичные услуги. .
Основанием для выплаты А.в. служат отчеты, которые агент представляет принципалу
в порядке и в сроки,предусматриваемые договором. Если агентским договором не
предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые
доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала.
-. ,
Если у принципала возникли возражения по отчету, он должен сообщить о них агенту
в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен
иной срок. В противном случае отчет считается принятым (ст. 1008 ГК РФ).
Принципал обязан помимо уплаты А.в., а в соответствующих случаях и
дополнительного вознаграждения за делькредере, возместить агенту суммы,
израсходованные им на исполнение поручения (внесенные за принципала провозные
платежи, страховые премии, таможенные сборы и т.п.). Иные расходы агента
покрываются им из полученного А.в.
Пугинский Б.И.
АГРАРНОЕ ПРАВО - комплексная специализированная отрасль права, представляющая
собой внутренне взаимосвязанную систему правовых норм, регулирующих аграрные
(земельные, имущественные, трудовые, организационно-управленческие) общественные
отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности.
В юридической науке употребляется также термин "сельскохозяйственное право",
который является синонимом термина "А.п.". Однако последний более
предпочтителен, так как он точнее отражает специфику этой отрасли права, которая
выделена в особую комплексную отрасль по такому признаку, как аграрные
отношения; А.п. служит правовой формой выражения и закрепления аграрной политики
государства как важного субъективного фактора формирования и развития этого
комплексного правового образования; юридическую основу формирования
соответствующей отрасли права составляет аграрное законодательство, которое
складывается в результате законодательной деятельности государства и существует
в зависимости от содержания нормативных актов государства и системы
законодательства; термин "А.п." доминирует в правовой науке зарубежных стран с
развитой рыночной аграрной экономикой (Франция, Италия, Испания, Великобритания,
США, Япония), где он обозначает совокупность новых для западного права
институтов, регулирующих предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве.
В предмет А.п. входят аграрные отношения - органический комплекс земельных,
имущественных, трудовых, организационно-управленческих отношений, которые
основаны на частной, государственной, муниципальной собственности, складываются
в сфере сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельности
сельскохозяйственных предприятий и объединений, а также деятельности
крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан.
А.п. применяет метод правового регулирования, который характеризуется наличием
дозволения, запрета и пред-писания. На этой основе в сфере действия А.п.
определяется общее юридическое положение субъектов аграрных отношений, для
которого характерны не только начала юридического равенства, но и элементы
власти и подчинения. Метод А.п. - преимущественно дозволительный, он
характеризуется тем, что правовое положение аграрных товариществ и обществ,
кооперативов, государственных сельскохозяйственных предприятий, крестьянских
(фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан определяется на основе принципа
"разрешено все, что не запрещено законом". Юридической основой для формирования
А.п. служит аграрное законодательство, под которым понимается совокупность
нормативных актов, регулирующие аграрные отношения, составляющие предмет
одноименной отрасли права. Если А.п. представляет собой совокупность норм, то
аграрное законодательство составляют акты, содержащие эти нормы.
Для А.п. как комплексной специализированной отрасли права характерно, с одной
стороны, усложнение структуры права, когда нормы основных отраслей права входят
в состав А.п.; с другой - признание в качестве источников собственных норм
права, не входящих ни в одну из основных отраслей права. В этом состоит
специфика источников А.п., большинство норм которого устанавливается
комплексными нормативно-правовыми актами, предназначенными специально для
регулирования аграрных отношений. Такие комплексные юридические нормативные акты
обеспечивают либо унификацию правового регулирования аграрного
предпринимательства, либо устанавливают дифференцированный правовой режим
отдельных видов аграрного предпринимательства.
Многочисленные нормативно-правовые акты аграрного законодательства можно
разделить на несколько групп. Во-первых, это правовое обеспечение аграрных
преобразований в рамках общего курса экономических реформ, проводимой аграрной
реформы, направления и ход которой определили принятые законы и указы Президента
и постановления Правительства РФ. Во-вторых, современный курс на формирование
рыночной аграрной экономики имеет много особенностей, связанных с тем, что в
А.п. находят отражение не только частно-, но и публично-правовые интересы. В
связи с этим обоснованно усиление регулирующих функций государства, выражающихся
в соответствующих нормативно-правовых актах, создающих необходимые правовые
предпосылки для развития рыночной среды всех участников хозяйственного оборота
независимо от форм собственности. В-третьих, переходу аграрной экономики на
рыночный путь в значительной мере способствовали специальные нормативно-правовые
акты по вопросам селекции, семеноводства, племенного животноводства, мелиорации
земель. В-четвертых, общей тенденцией развития А.п. при переходе к рыночной
аграрной экономике стало повышение роли закона в регулировании
сельскохозяйственных договоров, в связи с освобождением сельскохозяйственного
договорного права от административных начал. Это касается как договоров в сфере
реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, так и договоров в
сфере материально-технического обеспечения сельскохозяйственных коммерческих
организаций и крестьянских (фермерских)хозяйств.
Особое значение для стабилизации и развития агропромышленного производства имеет
та группа специальных нормативно-правовых актов, которые решают вопросы
социального развития села. В этой сфере, как и ранее, преобладают подзаконные
нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию федеральных и региональных
целевых программ по электрификации, газификации, водоснабжению села, дорожному
строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения в сельской
местности. В то же время по мере укрепления парламентаризма возрастает роль
законодательных актов в решении проблем социального развития села и инженерного
обустройства сельских территорий.
Наряду со специализированными нормативными источниками, регулирующими аграрные
отношения, эту же задачу призван решить комплекс норм, содержащихся в отраслевых
актах гражданского, трудового, административного, земельного, водного, лесного
законодательства, регулирующих определенные стороны аграрных отношений, с
применением присущих им методов. Это прежде всего нормы, касающиеся
многочисленных экономических связей, складывающихся с участием
сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских)
хозяйств в сфере отношений собственности, товарно-денежного обмена, договорных и
обязательственных отношений. А.п., в состав которого входят нормы других
отраслей права, шире, нежели аграрное законодательство, которое состоит из
нормативных актов, имеющих одну отраслевую ориентацию.
Лит.: Аграрное право: Учебник для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению и специальности "Юриспруденция"/0тв. ред. Г.Е.
Быстрое, М.И. Козырь. М., 1996.
Быстрое Г.Е.
АГРЕМАН - согласие принимающего государства на назначение конкретного лица в
качестве главы дипломатического представительства иностранного государства на
своей территории. Право принять или не принять определенное лицо в указанном
качестве - суверенное право принимающей страны. Согласие на .прием исходит от
правительства или министерства иностранных дел принимающего государства и
является ответом на соответствующий запрос иностранного государства.
Государство может дать отрицательный ответ и при этом не сообщать мотивы отказа.
Отказ имеет форму дружеского совета назначить другое лицо. Обычно в А.
отказывают политическим деятелям иностранного государства, в действиях либо в
высказываниях которых проявилось недружественное отношение к принимающему
государству. В современной дипломатической практике случаи отказа в А.
сравнительно редки. Получение А. - основание назначить определенное лицо главой
дипломатического представительства и вручить ему перед отъездом в страну своего
назначения верительную грамоту.
Стародубцев Г.С.
АГРЕССИЯ (от лат. aggressio - нападение) - в международном праве любое
противоправное с точки зрения Устава ООН применение вооруженной силы. Общую
формулировку понятия А. дает принятое 14 декабря 1974 г. Генеральной Ассамблеей
ОО/Определение агрессии, согласно которому "агрессией является применение
вооруженной силы. государством против суверенитета, территориальной
неприкосновенности или политической независимости другого государства или какимлибо
другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций".
Понятие А. включает в качестве обязательного признак первенства или инициативы
(применение каким-либо государством вооруженной силы первым). А. считается
тягчайшим международным преступлением против мира и безопасности человечества.
По способу осуществления А. делится на прямую и косвенную.
Прямой является А., совершаемая регулярными вооруженными силами государства.
Согласно Определению агрессии в качестве актов А. рассматриваются, независимо от
объявления войны, следующие случаи прямой А.:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию других
государств или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни
носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая с
применением силы аннексия территории другого государства или части ее; б)
бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или
применение любого оружия государством против территории другого государства; в)
блокада портов
или берегов государства вооруженными силами другого государства; г) нападение
вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы либо
морские и воздушные флоты другого государства; д) применение вооруженных сил
одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению
с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении,
или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия
соглашения.
Косвенной считается А., совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными
силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных
сил какого-либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним, хотя они
организуются определенным государством либо действуют от его имени или по его
поручению. В качестве косвенной А. нередко рассматриваются действия,
предусмотренные в Определении агрессии, а именно засылка государством или от
имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников,
которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого
государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно актам А., или
значительное участие государства в подобных действиях.
Приведенный перечень актов А. не является исчерпывающим. Совет Безопасности ООН
вправе определить, что другие акты также представляют собой А. согласно
положениям Устава ООН.
АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptatio - приспособление) - в праве приспособление
действующих внутригосударственных правовых норм к новым международным
обязательствам государства без внесения каких-либо изменений в его
законодательство.
АДАТ (от араб. ада, адат - обычай, привычка) - обычаи, правила поведения,
принятые той или иной группой мусульман или действующие в определенном регионе
распространения ислама и соблюдаемые главным образом в силу привычки. В
собственном смысле А. сводится к обычаям, которым фикх отводит заметное место в
регулировании поведения мусульман. Согласно некоторым мусульманско-правовым
воззрениям А. является одним из субсидиарных источников фикха по вопросам, не
урегулированным Кораном или сунной. В частности, допускается широкое
использование обычаев в торговых и иных сделках. Отдельные обычаи привлекаются
фикхом к регулированию брачно-се-мейных отношений, например при установлении
брачного выкупа. Однако большинство школ фикха не придает А. самостоятельного
значения, считая, что многие обычаи были включены в основные источники фикха -
Коран и сунну или подтверждены единогласным мнением (иджма) ведущих правоведов,
а также лежат в основе многих правовых норм, сформулированных фикхом
рациональным путем.
Термин "А." применяется также для обозначения обычного права исламизи-рованных
народов. Теоретически принципы и нормы шариата признаются обязательными и
стоящими выше любых иных правил поведения. Однако на практике они применяются
тогда, когда становятся неотъемлемой частью местных обычаев. В результате такая
система правил поведения в ряде исламских стран превратилась в симбиоз местных
обычаев и отдельных норм шариата (фикха). Она также именуется А. или адатным
правом (прежде всего в странах Юго-Восточной Азии). Отдельные его положения
признаются судами, а иногда составляют основу брачно-семейного законодательства
(например, в Индонезии).
А. широко действовал в районах традиционного распространения ислама в царской
России. На Северном Кавказе он представлял собой разветвленную систему
социальных норм, основу которой составляли местные обычаи, сложившиеся еще в
условиях родоплеменных отношений и языческих верований. Утверждение здесь ислама
в XVI-XIX вв. не привело к полной замене их шариатом, который лишь частично был
воспринят А. Продолжали действовать обычаи, прямо осуждавшиеся исламом
(например, кровная месть). В решении многих вопросов А. сохранял господствующие
позиции. В частности, ответственность за правонарушения практически полностью
определялась А. Наряду с шариатом обычаи регулировали даже брачно-семейные и
наследственные отношения. Попытки заменить А. шариатом, предпринятые в середине
XIX в., имели лишь частичный успех и не привели к снижению роли обычаев.
Отдельные положения А. применялись в Российской Империи при условии их
непротиворечия законодательству.
В настоящее время в районах распространения ислама в РФ сохраняется ряд норм А.,
выступающего формой взаимодействия местных обычаев с предписаниями шариата.
Некоторые такие нормы (например, предусматривающие кровную месть или допускающие
полигамию) противоречат действующему законодательству РФ. В отдельных районах
Северного Кавказа (например, в Ингушетии и Чечне) обсуждается возможность
законодательного закрепления отдельных положений А.
Сюкияйнен-Л.Р.
АДВОКАТ (лат. advocatus - юридический консультант) - юрист, оказывающий
профессиональную правовую помощь физическим и юридическим ли-цам посредством
консультаций, представительства их интересов в суде, защиты обвиняемого.
В соответствии с Положением об адвокатуре в РСФСР (утверждено Законом РСФСР от
20 ноября 1980 г. "Об утверждении положения об адвокатуре РСФСР") А. считаются
граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по
специальности юриста не менее 2 лет, принятые в члены адвокатской коллегии.
Допускается прием в коллегию А. лиц, не имеющих стажа работы по специальности
юриста, однако с условием прохождения стажировки в коллегии А. сроком от 6
месяцев до 1 года.
Члены коллегии А. и стажеры не могут состоять на службе в государственных и
общественных организациях, исключая занятие научной и педагогической
деятельностью. В районах, где объем адвокатской работы является недостаточным,
по решению президиума коллегии А. могут быть разрешены и другие виды
совместительства.
Прием в коллегию А., а также отчисление А. из коллегии производится президиумом
коллегии А.
Член коллегии А. имеет право: избирать и быть избранным в органы коллегии А.;
ставить перед органами коллегии. А. вопросы, касающиеся деятельности коллегии,
вносить предложения по улучшению ее работы и принимать участие в их обсуждении;
принимать личное участие во всех случаях обсуждения органами коллегии его
деятельности или поведения; выйти из состава коллегии А.
А., выступая в качестве представителя или защитника, правомочен: представлять
права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех
государственных и общественных организациях, в компетенцию которых входит
разрешение соответствующих вопросов; запрашивать через юридическую консультацию
справки,характеристики и иные документы, необходимые в
связи с оказанием юридической помощи, из государственных и общественных
организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или
их копии.
Положением об адвокатуре предусматриваются обязанности члена коллегии А.,
имеющие как правовой, так и нравственный характер. :
А. обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего
законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы
защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся к нему за юридической
помощью. •
А. не вправе принять поручение об оказании юридической помощи в случаях, если он
по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы
которых противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела,
или участвовал в качестве судьи,прокурора,следователя, лица, производившего
дознание, эксперта-специалиста, переводчика,свидетеля или понятого, а также если
в расследовании или рассмотрении дела принимает участие должностное лицо, с
которым А. состоит в родственных отношениях. А. не вправе разглашать сведения,
сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи. А. должен
быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения, обязан постоянно
совершенствовать свои знания, повышать деловую квалификацию, участвовать в
пропаганде права.
Действующее Положение об адвокатуре и уголовно-процессуальное законодательство в
качестве гарантий независимости А. указывают на адвокатскую тайну и
недопустимость его допроса об обстоятельствах, ставших известными А. в связи с
исполнением им обязанностей защитника или представителя.
Положение об адвокатуре включает ряд норм, регулирующих труд А. и порядок его
оплаты. А. на общих основаниях пользуется правом на отпуск, на пособия по
государственному социальному страхованию и на пенсионное обеспечение. Отпуска
оплачиваются А. из средств коллегии А., труд - из средств, поступивших в
юридическую консультацию от граждан и организаций за оказанную им юридическую
помощь.
Бойкое А. Д.
АДВОКАТСКАЯ КОЛЛЕГИЯ -
добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью (Положение
об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г.).
В РФ до начала судебной реформы 90-х гг. действовали республиканские (в
автономных республиках), краевые, областные и городские А.к., а также
межтерриториальная А.к., основным назначением которой было оказание юридической
помощи гражданам и организациям по делам, рассматриваемым спецсудами. С началом
реформ необходимость в спецсудах на "закрытых" объектах отпала, соответственно
реформировалась и межтерриториальная А.к.
Существенная особенность А.к. заключалась в их автономии, разобщенности и
безусловной монополии на оказание официальной правовой помощи населению.
Изменения организационного характера начались с появлением юридических
кооперативов и "параллельных коллегий" (см. Адвокатура).
А. к. создается на добровольной основе по заявлению группы учредителей,
отвечающих требованиям, предъявляемым к профессиональным адвокатам. Вновь
создаваемая коллегия и ее устав подлежат регистрации в Минюсте РФ. Основой
деятельности А.к. является самоуправление и независимость от государственных
органов при выполнении своих функций.
А.к. не выступает в роли коллективного защитника или представителя. Это
организационная структура адвокатуры, призванная обеспечивать деятельность
адвокатов по выполнению профессиональных обязанностей, распределять адвокатов
территориально с максимальным приближением к судам, создавая для этого
юридические консультации, а также адвокатские конторы и фирмы на правах
юридических консультаций. А.к. обеспечивает профессиональный состав своих
членов, повышение их квалификации, контроль за качеством оказываемой ими
юридической помощи, за соблюдением законов и нравственных норм,составляющих
предмет профессиональной этики (см. Судебная этика).
Эти функции А.к. осуществляет с помощью следующих органов: общего собрания
адвокатов коллегии, президиума коллегии, ревизионной комиссии и юридических
консультаций. '
Общее собрание А.к. (либо конференция при численности коллегии свыше 300
человек) созывается не реже одного раза в год, осуществляя следующие полномочия:
избирает президиум А.к. и ревизионную комиссию; устанавливает численный состав
коллегии, штаты, смету доходов и расходов; заслушивает отчеты президиума
коллегии и ревизионной комиссии; утверждает правила внутреннего
трудового распорядка (либо устав коллегии); определяет размеры отчислений из
поступающих на счета адвокатов гонораров для создания общего бюджета коллегии;
рассматривает жалобы на решение президиума коллегии.
Президиум коллегии избирается общим собранием (конференцией)тайным голосованием
сроком на 3 года, который в свою очередь открытым голосованием избирает из
состава президиума председателя президиума и его заместителей.
К числу полномочий президиума А.к, относятся: созыв общего собрания коллегии
(конференции); организация, территориальное размещение юридических консультаций
и проверка их деятельности: назначение и освобождение от должности заведующего
юридической консультацией; прием новых членов в А.к.; осуществление контроля за
качеством работы адвокатов; организация работы по повышению ква
...Закладка в соц.сетях