Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Энциклопедия юриста

страница №15

ловия,
определенные по усмотрению сторон).
Участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов
государственной власти субъектов РФ, принимаемых по представлению
территориальных органов управления лесным хозяйством или по результатам лесных
конкурсов.
Представление территориальных органов подготавливается с участием органов
местного самоуправления и лесо-пользователей. На основании решений органов
государственной власти субъектов РФ участки лесного фонда предоставляются в
аренду на срок от 1 года до 5 лет лесопользователям, длительное время
осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные
мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов, а также
расположенным на территории субъекта РФ сельскохозяйственным организациям.
Предоставление участков лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно, с
учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Арендатор должен иметь лицензию на осуществление соответствующей деятельности.
Участки лесного фонда, переданные в аренду, не подлежат переходу в собственность
арендатора по истечении срока аренды. Выкуп арендованных участков запрещается.
Русев Р.К.

АРЕСТ (лат. arrestum - судебное постановление) - 1) в уголовном праве РФ один из
основных видов наказания, предусмотренный в перечне наказаний в ст. 44 УК.
Регламентация А. содержится в ст. 54 УК. .
А. заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества
и устанавливается на срок от 1 до 6 месяцев.
А. может быть применен и в порядке замены обязательных или исправительных работ.
В этом случае А. может быть назначен в соответствии с ч. 1 ст. 54 УК на еще
меньший срок - менее 1 месяца. '
Строгая изоляция означает содержание, установленное УИК для осужденных к лишению
свободы, отбывающих наказание в ИТУ общего режима. Местом отбывания А. являются
арестные дома. Перевод из одного арестного дома в другой допускается лишь в
исключительных случаях. Осужденным к А. не предоставляются свидания с
родственниками и другими лицами, за исключением свиданий с адвокатами и иными
лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. Им не разрешается
получение посылок, передач и бандеролей, кроме содержащих предметы первой
необходимости и сезонной одежды. Общее образование и профессиональная подготовка
осужденных не осуществляется, передвижение без конвоя не допускается.
Разрешается приобретать (один раз в месяц) продукты питания и предметы первой
необходимости на сумму не свыше 20% МРОТ, установлена ежедневная прогулка
продолжительностью не менее одного часа. Телефонный разговор с близкими может
быть дозволен осужденным лишь при исключительных личных обстоятельствах.
С учетом повышенно жесткого воздействия А. на осужденного закон ограничивает
возможность применения этого наказания к определенному кругу лиц. Запрещается
назначение А. лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего
возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8
лет. Смягчается порядок и условия исполнения наказания в виде А.
несовершеннолетним осужденным. Им предоставляются свидания один раз в месяц
продолжительностью до 3 часов с родителями или заменяющими их лицами.
Продолжительность ежедневной прогулки, на которую имеют право
несовершеннолетние, должна составлять не менее полутора часов. Военнослужащие
отбывают А.на гауптвахте.
Наказание в виде А. (как и в виде обязательных работ, ограничения свободы)
вводится в действие ФЗ по мере создания необходимых условий для исполнения этого
вида наказания, но не позднее 2001 г.
2) В уголовно-процессуальном праве мера пресечения, состоящая в заключении под
стражу обвиняемого (см. Заключение под стражу).
3) Самая строгая мера административного взыскания в законодательстве РФ (см.
Административный арест).
4) Мера дисциплинарного взыскания, предусмотренная дисциплинарными уставами
армии и органов внутренних дел (А. дисциплинарный).
5) См. также: Арест имущества;
Арест денежных средств.
Минская B.C.

АРЕСТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ -
запрет на осуществление права требования денежных средств, числящихся на
банковском счете (в банковском вкладе), наложенный решением уполномоченного
государственного органа.
А.д.с. обычно применяется с целью обеспечить исполнение решений о взыскании
денежных средств с владельца счета (вклада) по гражданским и уголовным делам.
А.д.с. налагается определениями судов и арбитражных судов, постановлениями
органов предварительного следствия или дознания, вынесенными с санкции прокурора
(ФЗ РФ от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон
РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР").
Владелец счета (вклада) вправе обжаловать акты, налагающие А. д.с., в судебном
порядке. Определения судов и судей обжалуются по правилам, установленным ГПК и
АПК. Постановления органов дознания и предварительного следствия федеральных
органов налоговой полиции обжалуются по правилам, установленным УПК, Законом РФ
от 24 июня 1993 г. № 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" и Законом
РФ от 27 апреля 1993-г. № 4866-1 "Об обжаловании в суддействий и решений,
нарушающих права и свободы граждан".

Белов В.А.

АРЕСТ ИМУЩЕСТВА - проведение описи имущества и объявление запрета распоряжаться
им (ст. 370 ГПК). А.и. применяется для обеспечения исполнения судебных решений и
приговоров по решению суда или арбитражного суда. Действия по наложению А.и.
производятся судебным приставом-исполнителем суда по месту нахождения ответчика
(должника).
Опись имущества должника производится в количестве,необходимом для погашения
присужденной взыскателю суммы (суммы иска) и расходов по исполнению (ст. 371
ГПК). Имущество должника оценивается судебным приставом-исполнителем. Если
оценка отдельных предметов затруднительна либо если должник или взыскатель
возражает против произведенной оценки, судебный пристав для определения
стоимости имущества приглашает эксперта (ст. 373 ГПК).
Судебный пристав имеет право опечатать предметы, подвергшиеся описи. Опись
имущества производится в присутствии должника и понятых. В случаях отсутствия
должника опись составляется с участием кого-либо из совершеннолетних членов его
семьи,а при отсутствии этих лиц - с участием уполномоченных жилищноэксплуатацион-ной
организации или местной администрации. При описи имущества
должник вправе заявить судебному исполнителю, на какие предметы взыскание должно
быть обращено в первую очередь. Судебный пристав обязан удовлетворить такое
заявление, если это не препятствует исполнению решения (ст. 371 ГПК).
В удостоверение факта наложения А.и. судебный пристав составляет акт об А.и. Акт
должен содержать: указание времени и места его составления;наименование
судебного пристава, составляющего акт, а также лиц, присутствовавших при
составлении акта; наименование суда и решение, которое приводится в исполнение;
наименование взыска-теля и должника; название каждого занесенного в акт
предмета, отличительные его признаки (вес, метраж, степень износа и т.п.),
оценку каждого предмета в отдельности и стоимость всего имущества; указание на
то, какие предметы были опечатаны, если опечатывание производилось; наименование
лица, которому имущество передано на хранение, и его адрес, если хранение
имущества возлагается не на самого должника; отметку о разъяснении должнику и
другим лицам порядка и срока обжалования действий судебного исполнителя, а также
о разъяснении должнику или хранителю имущества их обязанностей по хранению и об
ответственности за растрату, отчуждение или сокрытие переданного на хранение
имущества; замечания и заявления взыскателя, должника, лиц, присутствовавших при
описи, и распоряжения по ним судебного исполнителя,
Акт об А.и. подписывается судебным приставом, взыскателем, должником, хранителем
имущества и другими лицами, присутствовавшими при его составлении, копия акта
вручается должнику (ст. 372 ГПК).
Имущество должника, на которое наложен А.и., передается на хранение под расписку
должнику или другим лицам, назначенным судебным исполнителем. Хранитель может
пользоваться этим имуществом, если по свойствам имущества пользование им не
ведет к уничтожению имущества или уменьшению его ценности. Хранитель, если
таковым не является должник или член его семьи, получает вознаграждение по
установленной таксе. Кроме того, хранителю возмещаются произведенные им
необходимые расходы за вычетом фактически полученной выгоды от использования
этого имущества (ст. 374 ГПК). Изъятые у должника валютные ценности, ювелирные и
другие бытовые изделия из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы,
драгоценных камней и жемчуга, а также лом таких изделий сдаются судебным
приставом на хранение в учреждение ЦБ или Сберегательного банка РФ. Обнаруженные
у должника денежные суммы, необходимые для погашения присужденной взы-скателю
суммы и расходов по исполнению, изымаются у должника и вносятся на депозитный
счет суда, при котором он состоит (ст. 375 ГПК).
При обращении взыскания на жилое строение судебный пристав выясняет вопросы,
касающиеся принадлежности строения должнику, действительной стоимости строения,
наложения на строение ареста и лежащих на нем обременении. Удостоверившись в
принадлежности строения должнику, он включает в опись все строение или часть его
(в зависимости от размера взыскания), налагает на него арест и направляет в
местную администрацию или специально уполномоченный орган предложение о
регистрации А.и., а также сообщает об этом в нотариальную контору по месту
нахождения строения. О наложении ареста на заложенное строение судебный пристав
немедленно извещает залогодержателя (ст. 377 ГПК).
При получении сообщения о наличии имущества должника у других лиц судебный
пристав налагает арест на это имущество. В случае если нахождение имущества
должника у других лиц обусловлено заключенным между ними договором, вопрос о
возможности сохранения за другими лицами вытекающих из договора прав и об
изъятии имущества решается в порядке, предусмотренном ст. 429 ГПК. Имущество
должника, находящееся у государственных предприятий, учреждений и организаций,
не подвергается аресту (ст. 391 ГПК) (о специальных правилах об А.и. в виде
денежных средств на счетах и во вкладах см. Арест денежных средств).
Белов В.А.

АРЕСТНЫЕ ДОМА - в дореволюционной России места заключения, где отбывали
краткосрочное лишение свободы (арест) по приговорам мировых судей, городских
судей и земских начальников.

В РФ (с 1997 г.) - специальные учреждения, в которых отбывают наказание
осужденные к аресту (ст. 68 УИК). В А.д. наказание отбывается по месту
осуждения.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.) - один из наиболее известных древнегреческих
мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы.
Ученик и критик Платона.
А. родился в эллинском городе Ста-гире (восточное побережье п-ва Халки-дика),
поэтому в литературе его иногда называют Стагиритом. В 17 лет приехал в Афины,
учился там, а затем преподавал в платоновской Академии. В 347 г. до н.э. А.
основал свою философскую школу - Ликей (лицей). ;
А. написал большое количество произведений, но многие из них утеряны.
Исследованию политико-правовых явлений посвящены такие сохранившиеся работы, как
"Политика", "Афинская политая" и "Этика".
Государственно-правовая проблематика рассматривается А. с позиций идеального
понимания греческого полиса (города-государства), в котором происходит
политическое общение людей - свободных и равных.
Государство возникло, подобно семье и селению, в результате естественного
развития. Семья и селение - это первичные формы общения людей, государство -
высшая форма общения, которая объединяет все остальные.В государстве все формы
общения достигают своей цели (блага) и получают завершение. Человек - существо
политическое по своей природе, и в государстве он завершает свое развитие. А.
считает, что не все народности достигли такого уровня. Например, варвары, у
которых не развита человеческая природа,не способны создать политическую форму
жизни. В этом проявилась эллиноцентристская позиция А.
Гражданином может быть только тот, кто "обладает совокупностью гражданских
прав", может участвовать в отправлении функций законосовещательной и судебной
власти государства. Определение государства зависит от понятия гражданина. С
этой точки зрения государство - достаточная для самодовлеющего существования
совокупность граждан. В каждой форме государства имеется свое понятие гражданина
(отсюда вывод А., что с изменением понятия гражданина - и соответственно формы
государства - изменяется само государство).
Критерием определения формы государства у А.является верховная власть.
Государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие,
большинство). Кроме того, А. делит формы государства на правильные и
неправильные. В государствах правильных форм правители руководствуются
общественной пользой, неправильных - личными интересами. Согласно А., возможны
шесть форм государственного строя:
три правильные и три неправильные. Из форм правления, имеющих в виду общую
пользу, правильны: монархия (или царская власть) - правление одного;
аристократия - правление немногих (но более одного) и полития - правление
большинства. А. считает последнюю самой правильной формой. Все остальные формы -
отклонения от политии. Как лучшая форма государства, она соединяет в себе лучшие
стороны олигархии и демократии, но не имеет их недостатков. Полития - "средняя"
форма государства, основанная на "среднем элементе" - наилучшем классе общества
со средним размером имущественного состояния, которому и принадлежит власть в
государстве.
Все правильные формы государственного устройства могут при известных условиях
отклоняться и вырождаться в неправильные: тиранию, олигархию, демократию. А.
критикует крайнюю демократию, так как власть в ней принадлежит демосу, а не
закону, и с одобрением
относится к цензовой демократии, которая считается с законом и основывается на
примирении богатых и бедных. Тирания - наихудшая из форм государственного строя
и всего дальше отстоит от его сущности: она не направлена на защиту интересов
подданных и всегда возникает против их желания.
Олигархия - вырожденная форма аристократии,считает А. Это своекорыстное
господство меньшинства, состоящего из богатых. Демократия - такая же
своекорыстная форма господства большинства, состоящего из бедных.
Отсутствие равенства, по А.,есть та причина, по которой происходят в государстве
междуусобицы и мятежи. Когда в обществе нарушается относительный характер
равенства и искажается принцип политической справедливости, возникают
перевороты. Принцип политической справедливости требует руководствоваться либо
количественным равенством, либо равенством по достоинству. В демократии
относительное равенство влечет за собой абсолютное равенство, а в
олигархии,наоборот,относительное неравенство вызывает неравенство абсолютное.
Такая ошибка в исходных принципах государственных форм и приводит к переворотам.
А. предлагает свой проект идеального государства, который он противопоставляет
отвергнутым теориям государственного устройства (Платона, Фалея Халцедонского и
др.), а также осужденным формам реально существовавших в его время государств.
В "Политике" (гл. II кн. I), характеризуя идеальное государство, А. говорит о
большом числе рабов в нем. При этом рабы исключаются из числа членов общества,
обладающих политическими правами. Рабы даже не входят в состав аристотелевского
государства; они его экономическая и социальная предпосылка, но не признанный
политический элемент. Гражданских прав лишены также ремесленники, торговцы,
"толпа матросов".

Территория государства должна быть хорошо ориентирована по отношению и к морю, и
к материку. Земля в государстве делится на две части: для общего пользования и
для частного владения граждан.
Хороший законодатель, истинный политический деятель, по мнению А., должен
обеспечить гражданам досуг и мир, поскольку "конечной целью войны служит мир,
работы - досуг". А. высоко ценил благо мира. Он считал войну противной идее
права. Эту мысль развили в дальнейшем критики войны и сторонники "вечного мира",
в частности немецкие мыслители Кант и Фихте.
У А., как и у Платона, справедливое и законное совпадают. Право - это
политическая справедливость и норма политических отношений между людьми.
"Понятие справедливости связано с представлением о государстве,так как право,
служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического
общения", - полагал А. Право вообще А. называл "политическим правом", так как
неполитическое право невозможно. Право вообще, по А., отсутствует в
неполитических формах правления, например в деспотиях.
Политическое право бывает двух видов - естественное и условное (волеустановленное).
В учении А. эти два вида различаются между собой, но оба
относятся к политическим явлениям.
Естественное право А. определяет как такое, которое "везде имеет одинаковое
значение и не зависит от признания или непризнания его". К условному праву А.
относит всеобщие соглашения и установления закона, причем последние делятся на
писаные и неписаные. Неписаные законы включают в себя также правовые обычаи
(обычное право). Под условным правом у А. понимается все то, что позже стало
обозначаться термином "позитивное (положительное) право".
В концепции А. существенным качеством закона признается его соответствие праву и
политической справедливости. "Всякий закон в основе предполагает своего рода
право". Отступление закона от права приводит к вырождению закона в средство
деспотизма. Политическое правление основано на законе и не зависит от людей. А.
считал, что правители подвержены чувствам, закон же - "уравновешенный разум".
Историческая заслуга А. заключается в попытке энциклопедического охвата
действительности и систематизации ее в учении о государстве и праве.
Лит.: Полный свод всех древних биографических свидетельств об Аристотеле в
комм.: J. D u ri n g. Aristotele in the ancient biographical tradition, 1957;
Лучшие издания греческого текста отдельных трактатов в сериях: Oxford Classical
Texts и Collection G. Bude (P.); рус. пер. Соч. в 4-х томах. Т. 1-3. М., 19751981;
Аристотель. Соч. в 4-х томах. М., 1975; Политика. Пер.
С.А.Жебелева.СПб.,1911;Доватур А.И. Политика и полития Аристотеля. М.-Л.,
1965;Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;
Brockter W., Aristoteles. Fr./M., 1964; Poss W.D. Aristotele. L, 1964; Лосев
А.Ф. Аристотель: жизнь и смысл. М., 1982. . .
Тимошевская А.Д.

АРКТИКА - часть земного шара, прилежащая к Северному полюсу и ограниченная с юга
Северным полярным кругом, находящимся на 66°33' с.ш.;
включает окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный
Ледовитый океан с островами и окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, Море
Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское). Площадь А. составляет 21 млн. кв. км.
На арктическую материковую сушу приходится 8 млн. кв. км, она вся находится под
суверенитетом арктических государств.
Международно-правовой статус А. характеризуется следующими особенностями. А.
разделена на 5 секторов, основанием которых служат северные побережья РФ,
Канады, США, Норвегии и Дании (о. Гренландия), боковыми гранями - меридианы,
соединяющие крайние западные и восточные точки побережий, а вершиной - Северный
полюс. Система секторов сложилась на основе длительного разграничения прав и
интересов соответствующих государств. Это разграничение в 1920-30-е гг. получило
всеобщее признание, было закреплено в Парижском договоре 1920 г. по архипелагу
Шпицберген, решением международного арбитража 1933 г., признавшего спор между
Норвегией и Данией о принадлежности Гренландии в пользу Дании. В 1925 г. об А.
был принят закон в Канаде, в 1926 г. - соответствующий акт в СССР. К настоящему
времени нет единого многостороннего документа о международно-правовом статусе А.
Российский сектор в А. - самый большой. Права России на острова в Северном
Ледовитом океане, вытекающие из фактов открытия, давности владения и освоения,
были провозглашены в 1916г., а затем были подтверждены в Ноте НКИД от 6 ноября
1924 г. в связи с попытками Канады и США закрепиться на о. Врангеля и Герольда.
Правовой статус российского сектора А. регулируется постановлением Президиума
ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. В соответствии с ним к российской территории
относятся все открытые и могущие быть открытыми земли и острова, расположенные в
Северном Ледовитом океане, к северу от территории РФ до Северного полюса в
пределах между меридианом 32°04'35" в.д. и меридианом 168°49'30" з.д. Исключение
составляют лишь восточные острова архипелага Шпицберген, лежащие между 32 и 35°
в.д., принадлежащие Норвегии по Парижскому договору 1920г.
Правовой статус Северного Ледовитого океана соответствует статусу открытого
моря, за исключением некоторых районов, в которых в целях общей защиты оборонных
интересов арктических государств,обеспечения безопасности судоходства и
сохранения природной среды сделаны определенные изъятия в пользу прибрежных
государств.

Стародубцёв Г.С.

АРТЕЛЬ - организационно-правовая форма юридического лица,основанная на
имущественных вкладах и личном трудовом участии собственных учредителей.
'••'•'
В дореволюционной России под А. понималось общество работников, составленное на
добровольной основе для отправления служб и работ, "силам одного человека
несоразмерных". Члены А. разделялись на собственно артельщиков - лиц, полностью
внесших вступительный взнос("вкуп"), и новиков(мальчиков), внесших часть
"вкупа". Различие правового положения артельщиков и новиков состояло в том, что
первые получали за работу сполна, а вторые - пропорционально внесенной ими части
взноса.
В России периода нэпа в основном сохранилась А. в ее традиционном понимании. В
посленэповской Советской России термином "А." обозначалось трудовое объединение
старателей. В настоящее время термин "А." является синонимичным термину
"производственный кооператив", что закреплено в ст. 107 ГК РФ. Подробнее об этом
см. Производственный кооператив.
Белов В.А.

АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ (греч. arche - начало, главенство и pelagos - море) - воды,
разделяющие и окружающие группы островов, составляющие единое географическое и
политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного
государства. Один из наиболее молодых институтов международного морского права,
сформировавшийся в ходе работы Третьей конференции ООН по морскому праву 19731982гг.

Основное содержание юридического статуса А.в. закреплено в принятой в 1982 г.
Конвенции ООН по морскому праву (вступила в силу 16 ноября 1994 г.):
распространение суверенитета государств-архипелагов на омывающие их территории
воды, воздушное пространство над ними, их дно и недра, а также весь комплекс
имеющихся там живых и неживых природных ресурсов. Второй составной элемент
правового положения А.в. - предоставляемое иностранным
мореплавателям право мирного прохода через указанные воды, как это имеет место в
территориальном море (см. Территориальные воды). Кроме того, они наделяются
правом архипелажного прохода по морским коридорам, устанавливаемым
государствами-архипелагами как в А.в., так и в прилегающем к ним территориальном
море (последнее относится и к пролету иностранных летательных аппаратов).
Конвенция предусматривает, что морские и воздушные коридоры могут прокладываться
через А.в. и территориальные воды, включая все обычные пути прохода,
используемые в качестве путей для международного судоходства или пролета над
этими водами, а то, что касается судов - включая все обычные судоходные
фарватеры при условии, что отсутствует необходимость дублировать одинаково
удобные пути между одними и теми же пунктами входа и выхода.
А.в. включают в себя расположенные между островами государства-архипелага воды,
отграничивающиеся от других частей окружающих морских пространств прямыми
исходными (базисными) линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки
самых удаленных из островов, географически тяготеющих к архипелагу, и осыхающих
рифов. Предусматривается, что длина каждой из таких линий не должна превышать
100 морских миль, с тем, однако, что до 3% от общего числа этих линий,
замыкающих архипелаг по периметру, может превышать указанный лимит до максимума,
равняющегося 125 морским милям. В общий периметр государства-архипелага могут
быть включены главные его острова и район, в котором соотношение между площадью
акватории и площадью суши, включая атоллы, находится в пределах от 1:1 до 9:1.
Если же часть А.в. государства-архипелага лежит между двумя частями
непосредственно прилегающего соседнего государства, то традиционные права и
интересы последнего в таких водах сохраняются и уважаются.
- В пределах А. в., где государство-архипелаг не установило морских и воздушных
коридоров, за иностранными судами всех флагов сохраняется право архипелажного
прохода(пролета) с использованием для этого обычных (существовавших до сих пор)
путей. С учетом различий в регулировании к плаванию в А.в. применяются те же
конвенционные положения, под действие которых подпадает транзитный проход через
указанные проливы. Это означает, что государства-архипелаги не должны
препятствовать
транзитному проходу либо его приостанавливать. В то же время при установлении
морских коридоров они могут предписывать мореплавателям схемы разделения путей
для обеспечения безопасного прохода судов по узким фарватерам в таких коридорах
А.в. Государства-архипелаги, когда этого требуют обстоятельства и после
надлежащего оповещения мореплавателей, могут заменять любые морские коридоры или
схемы разделения, установленные в А.в. ранее, другими морскими коридорами или
схемами разделения. Непременное условие установления или замены мор

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.