Купить
 
 
Жанр: Политика

Царь-Холод, или Почему вымерзают русские html

страница №10

в трассах остановится,
а где повыше, например в многоэтажных домах, то труба и завоздушится. Если труба
завоз-душена, то при запуске стоит много труда и времени, чтобы облазить все дома и
спустить из трубы воздух, иначе насос не продавит и циркуляция не восстановится.
По какой причине может остановиться подкачка? Это может быть отключение
электроэнергии на пару секунд (о таких "мелочах" "Электросеть" никогда не
докладывает), а может и мякоть на муфте срезать или еще может быть масса причин. Из
12 подкачек города только 7 наиболее ответственных имеют дистанционное управление с
общего пульта и на одной сидят операторы. Остальные 4 - неуправляемые! Если такие
неуправляемые подкачки остановятся (или на управляемых будет сбой датчиков и они не
доложат об остановке), то: 1) это обнаружат слесаря, которые раз в смену идут с обходом;
2) дежурные, которые пару раз за ночь проверяют подкачки; 3) когда батареи остынут, то
позвонят жильцы тех районов.
Короче, за это время, особенно ночью, когда жильцы спят, трассы может основательно
прихватить ледком, а если еще прокопошиться с запуском, то промерзание и разрыв труб
обеспечены. А если еще на трассах нет изоляции ...
Даже если спохватиться вовремя и не допустить замерзания, то существуют другие
неприятности (гидроудары, завоз-душивание и т.п.) от остановки. Например, если
источник тепла находиться на горе, а потребитель внизу, то вода к потребителю пойдет
самотеком, качать ее уже не надо. Но вот назад, в гору... тут приходиться ставить
подкачку на обратку, которая отсасывает воду от потребителей и выталкивает ее
назад в гору, к котельной. Так вот, если останавливается такая подкачка, а вода с
котельной продолжает поступать, то давление в сети резко подскакивает. Учитывая
состояние сгнивших труб, многочисленных разрывов не избежать, что требует остановку
поврежденных участков и их ремонт, короче - работы хватает надолго..."
Таким образом, нарушение в ходе реформы той институциональной матрицы, которую
представляет собой для России сложившееся за 80 лет централизованное теплоснабжение,
оказывается гораздо более глубоким, нежели это видно из финансовых и технических
характеристик. Еще более важен тот факт, что за 12 лет реформы новой дееспособной
социальной системы, общности работников ЖКХ, которая была бы устроена
принципиально по-другому, чем советская, не произошло. Происходит прогрессирующая
деградация кадров и коррупция управления, но не возникает новый социальный и
культурный тип, который был бы способен построить новую отрасль, новую матрицу.
Если же шире рассмотреть социокультурный аспект теплоснабжения как матрицы
жизнеустройства страны, то следует включить и отношение к нему со стороны разных
групп населения Уже приходилось писать, что перестройка и реформа раскачали
"революцию гунна" - антисоциальную и антицивилизационную активность широких
слоев общества, в частности, его наиболее обедневшей части. Одной из разновидностей
такой активности стали хищения доступных (незащищенных) элементов техносферы -
электрического провода, латунных деталей, бронзовых досок с могил и т.д. Доход от
продажи этих материалов ничтожен по сравнению с ущербом для общества. Для широкого
распространения таких хищнических установок требовалась их моральная легитимация,
возникновение философии отвергнутых обществом людей, получающих ложное
оправдание для социального мщения. Это - особая большая проблема, которая толькотолько
встает в РФ, но неминуемо встанет во весь свой страшный рост при продолжении
нынешнего курса реформ. Здесь мы затронем только ее малую часть - разрушение
материально-технической базы теплоснабжения такими "гуннами". Этот фактор никак
нельзя сбрасывать со счетов, поскольку "защитить" теплосети полицейскими средствами
в принципе невозможно (впрочем, как и многие другие подсистемы техносферы).
Самая наглядная сторона дела вскрывается в связи с тем, что в последние годы ради
экономии стали прокладывать магистральные трубы теплосетей на поверхности, не
закрывая их в бетонные лотки и траншеи. Это доставляет в городе много неудобств,
однако обходится намного дешевле - трубу укутывают теплоизоляцией и обматывают
листовым алюминием или оцинкованным железом. Этот материал и воруют. Вот пара
примеров.
Сообщение из Ярославля (октябрь 2002 г.): "На сегодняшний день на балансе теплосетей
от источников "Ярэнерго" находится более 200 километров магистралей. Чтобы заменить
теплосеть с учетом ее срока окупаемости, а это 25 лет, необходимо менять по 12-14 км
ежегодно. Пока с таким объемом работ сетевики не справляются. Максимум, что они
могут сделать, это заменить трубы протяженностью не более 6 км... Головную боль
сетевикам доставляют охотники за цветметом. Только за последние 10 лет было снято 90
тысяч квадратных метров изоляционного слоя труб, это в основном оцинкованное железо
и алюминий. Чтобы все восстановить, требуются десятки миллионов рублей, которых
взять пока негде".
А вот из Калининградской области: "Почти свободная скупка цветных металлов привела
к тому, что практически со всех сетей в надземном исполнении снято алюминиевое
покрытие. Изоляция без защиты сползла, трубопроводы оголены. Потери теплоэнергии
огромны. Из-за свободного доступа в подвальные помещения за год было снято с
элеваторных узлов более 150 вентилей...
Невольно задаешься вопросами: существует ли такое понятие, как энергетическая
безопасность? Как долго будет продолжаться это движение вниз? Понимает ли
администрация города, что может случиться в ближайшее время?.. Анализ сегодняшней
обстановки в районе тепловых сетей показывает, что предел безопасности их
эксплуатации наступил" (В.Ширинкин, директор района тепловых сетей МП
"Теплосеть". - "Дивья", № 14 от 3 апреля 2002).

Другой срез проблемы открывается перед нами, если мы рассматриваем нашу отрасль в
контексте ее взаимодействия с другими отраслями (другими "матрицами", которые в
советское время были совместимы и взаимосвязаны). Здесь в ходе реформы происходят
разрывы между элементами единой в прошлом системы - переход к отношениям куплипродажи
привел к утрате самого смысла понятия "смежник" как отрасли-товарища,
отрасли, которая совместно с нашей делает одно общее дело. В случае теплоснабжения
это изменение выразилось в резком ухудшении качества материалов и технических
устройств, производимых для ЖКХ. В Докладе отмечалось, что те трубы, которые
поставляются с середины 90-х годов для ремонта теплосетей, не отвечают прежним
стандартам (которые, впрочем, перестали быть обязательными государственными
нормами) и не могут служить нормативный в прошлом срок в 25 лет.
Более наглядно описывает положение Павел В. Он пишет о материалах и арматуре,
дополняя сказанное выше: "Попробую описать кое-что еще. Итак, проблема с низким
качеством поставляемых изделий. Тут в качестве примера могу добавить тот факт, что
когда мы (жильцы соседних частных домов и работники "Тепловых сетей") протянули к
своим домам трассу, то испытали особенно близко, что значит современное качество
труб. Через неполных два года на нашей трассе протяженностью около 300 метров
появилось два-три десятка хомутов. А ведь мы ее делали для себя, на совесть и из новых
труб. Так что, хоть кто-то писал, что ежегодно заменяется 1% теплотрасс - это иллюзия.
Эти трассы 20-25 лет никак не протянут и их придется менять сейчас же...
Пара слов про насосы. Большинство насосов стоит уже лет пятнадцать, не менее. Старые,
как ни странно, надежнее новых, и ломаются они реже. Но всему есть свой срок. Помню,
как на одной из подкачек нам приходилось менять подшипники каждые три дня, т.к.
насос был настолько старый и разбитый, что подшипники разбивало в нем тут же. Резерв
- в таком же состоянии. Потом, правда, уже ближе к концу зимы нам выделили третий,
новый насос, только тогда мы вздохнули свободней.

Маленько про снабжение. Про недостаток таких дорогих вещей, как трубы, задвижки и
насосы, я уж писать не буду, все и так об этом догадываются. Напишу только о более
мелких вещах. Во первых - хронический недостаток инструментов, а если что и
получаем, то мало и плохого качества (сталь слабая, ключи гнутся). Многие слесаря даже
притаскивают свои ключи из дома. Нормальных болтов нет практически никогда.
Посылают ставить задвижку, а где взять болты - это проблема слесаря. Вот и ищут люди
по мастерским, авось где еще завалялись. В аварийных ситуациях доходило пару раз до
того, что скручивали болты с соседней задвижки (стоит рядом задвижка, по восемь болтов
на фланец - четыре можно скрутить).
Резиновых прокладок тоже никогда нет. Слесаря лазают по отвалам, собирают
выброшенные покрышки от "БелАЗов" и вырезают. При этом в контору закупаются
компьютеры, только в одной бухгалтерии их с десяток наставили. Кроме того, накупили
свыше 40 единиц техники (это только для "Теплосетей"), всякие бортовые "КамАЗы",
"Уралы", дежурки, вот только что в них возят? Этого я не знаю. Если делаются по
большому счету только мелкие ремонты, то зачем все это? Зато недавно отстроили новое
здание, гаражи, двор заасфальтировали. Приятно, конечно, но состояние теплотрасс от
этого ничуть не улучшается.
Так что, уважаемые Форумяне, прочитав маленько про то, как работает ЖКО, думайте
сами, какие сценарии возможны..."

11. ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ И ОБЩАЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБСТАНОВКА В РФ

Реформа Горбачева - Ельцина - Путина порождает и воспроизводит новую, небывалую
в России социальную среду, несовместимую с существованием современной
технологической инфраструктуры. Такие инженерные системы, как теплосети,
водопровод и канализация, внутридомовые распределительные устройства и т.п. в
принципе не могут быть защищены от "молекулярного" доступа к ним населения.
Алюминиевая обшивка теплоизоляции труб, электропроводка.
счетчики и вентили, крышки канализационных люков остаются на своих местах и
выполняют свои функции только в таком обществе, где выполняются два условия:
1) подавляющее большинство населения имеет доступ к иным источникам минимально
достаточного дохода или получает минимально достаточную социальную помощь;
2) отношение государства и общества к крайне обедневшей части населения достаточно
гуманно, чтобы не было морального оправдания для мести этому государству и обществу.
Оба эти условия радикально и даже демонстративно нарушены в РФ. Мало того, что
резкое и ничем не оправданное обеднение большинства населения, воспринимаемое им
как ограбление (и это - не метафора), было политически и идеологически поддержано и
государством, и господствующим меньшинством ("элитой"). Это государство и эта
"элита" демонстративно отказались выделить совершенно ничтожные средства для
поддержания 8-10% населения с крайне низкими доходами хотя бы в состоянии
бедности, не дав этой части общества скатиться в нищету. Эта избыточная жестокость
поразила даже либеральных социологов (Т.И.Заславская) и экономистов (Н.Я.Петраков).
Демонстративные акции последних лет - заваривание труб отопления и водоснабжения
у неплательщиков и пр. - легитимировали нравственный разрыв бедняков с властью и
благополучной частью общества. Хищническое и даже разрушительное отношение к
собственности "богатых" стало морально оправданным. И эта установка,
компенсирующая тяжесть падения, будет лишь усиливаться. Поскольку объекты
инфраструктуры более всего доступны для хищения и разрушения, они и будут страдать,
резко снижая эффективность или парализуя работу инженерных систем. Кстати, планы
правительства максимально децентрализовать эти системы лишь повысят их уязвимость.

Губительные для теплосетей хищения металлической обшивки теплоизоляции стали
общим явлением. Оно распространилось даже на благополучные "закрытые" города. Вот
на заседания антикризисного штаба Объединенного Института ядерных исследований в
Дубне, цветущем городе ученых всего
мира в области ядерной физики, 3 ноября 1999 г. пришлось слышать такое заявление:
"Остается острой проблема пресечения хищений цветных металлов, бьющая, в том числе,
и по энергетикам - теплотрассы постоянно "раздевают". Всем давно ясно, что хищения
не прекратятся до тех пор, пока не будет принято законодательных мер на федеральном
или областном уровне, но их все нет". Здесь можно лишь поразиться наивности ученыхфизиков.
Они всерьез думают, что законы не закрепляют общепризнанные нормы, а
создают их. Нет, уважаемые, в советское время не было никаких "законодательных мер на
федеральном или областном уровне", запрещающих "раздевать".теплотрассы, но такое
никому и в голову не могло прийти - жизнь к этому не толкала. А теперь хоть десять
томов законов напишут - с "молекулярным" расхищением техносферы справиться будет
невозможно.
Наша либеральная интеллигенция не может закрывать глаза на то, что это изменение
социальной среды, исключительно важное и с долгосрочными последствиями, есть
прямой результат "рыночной реформы", причем результат неустранимый, который был
надежно предсказан уже в 1991 г. Тот радикализм, с которым реформаторы пошли на
слом буквально всех институциональных матриц России, сделал создаваемый в ходе
реформы общественный порядок несовместимым с жизнью. Но жизнь наверняка
окажется сильнее, и рухнет именно этот порядок.
Некоторые идеологи реформаторов пытаются представить описанный здесь процесс
просто как обострение якобы культурно обусловленного присущего русским неуважения к
собственности, которое исчезнет вследствие "воспитания реформой". Это - ложное
рассуждение, оно лишь усугубляет непонимание происходящего. Действительно, русские
не были проварены в котле зверского капитализма и зверских "законов о бедных", а
потому и не были проникнуты "протестантской этикой", обожествляющей собственность.
Но в русской культуре всегда существовало уважение к труду и его продукту и отвергалось
хищническое отношение к собственности.
Нынешнее положение - это новое качественное состояние. Чеховский злоумышленник
начала XX века мог отвинтить
гайку для грузила по невежеству. Советский работник мог унести с завода банку
краски, а работница - моток шерсти. Краской бы человек покрасил свой сарай, а
работница связала бы сыну свитер. Но этот работник не мог бы срезать километр
электрического провода, оставив деревню без света, или выломать латунные детали из
системы блокировки на железной дороге, создав риск катастрофы. У него и мысли не
было заработать рубль, заодно мстя обществу, - не было оснований для мести.
Более того, реформаторы сами задали "институциональную матрицу" для хищнического
отношения к собственности, начав с грабежа собственности КПСС и профсоюзов, затем
колхозов и государства, а затем и сбережений и доходов граждан. И это отношение к
собственности распространилось в разных слоях общества, причем его маргинальные
группы "вверху" и "внизу" смыкаются. Маргиналы "вверху" организовали скупку цветных
металлов и их сбыт через Эстонию, а бригады маргиналов "внизу" по ночам сматывают
для этих предпринимателей бухты электрического провода.
Попытки же демократических властей привить гражданам протестантскую этику и
побудить их за небольшое вознаграждение сообщать компетентным органам о
неплательщиках или расхитителях частной собственности нанесут по хрупкой социальнопсихологической
ситуации удар, который наверняка не окупится копеечной выгодой.
Прочтите это сообщение из Петербурга: "Ежегодно в Санкт-Петербурге самовольно
подключившиеся потребители забирают от 5 до 10% всей электроэнергии,
вырабатываемой АО "Ленэнерго". В итоге убытки компании составляют около 750
миллионов рублей в год. Чтобы прекратить незаконные действия расхитителей
электроэнергии, полгода назад в городе была проведена совместная акция АО
"Ленэнерго" и петербургских студентов. Для выявления неучтенных потребителей были
привлечены курсанты МВД и студенты Государственного технического университета. Во
время рейдов студенты, имея при себе временные удостоверения сотрудников
"Энергосбыта", выполняют задания по проверке законности подключения потребителей
электроэнергии в определенном районе. За каждого незаконного
обнаруженного потребителя нештатные сотрудники, по трудовому соглашению с
"Энергосбытом", получают 100 рублей премии, плюс 20% от взысканной с расхитителя
суммы за потребленную электроэнергию" (2001 - "Энергетика и промышленность
России"), Впервые в России привлекают к таким делам студентов. 100 рублей премии!
Та же либеральная интеллигенция, которая дала "знамя и язык" для этого общественного
поворота, обязана предвидеть дальнейший ход событий на этом пути. Ведь мы пока что на
полдороге! Впереди - радикализация социального мщения и использование в качестве
орудий именно той технологической инфраструктуры, которая при нормальном
состоянии общества служит необходимым и неустранимым средством жизнеобеспечения.
Методы технологического терроризма понемногу испытываются и маргинальными
группами на Западе ("молекулярная гражданская война"), и западными спецслужбами
для оценки риска'.
На Западе, однако, у антисоциальных элементов не было оснований перейти грань и
предпринимать реально разрушительные действия. Но это не значит, что такая грань не
будет перейдена в РФ. На Западе на дно не сталкивали такое число инженеров и
техников, не делали этого с таким глумлением и не оставляли без социальной помощи.

Поэтому там никто и не срезает электрические провода, не снимает на мостовой крышки
люков канализации.
Таким образом, то состояние общества, которое складывается в ходе реформы и
приобретает устойчивый характер, несовместимо с технологической инфраструктурой
современного городского жизнеустройства. Это противоречие в рамках нынешнего курса
правительства и стоящего за ним слоя "новых собственников" неразрешимо.
Следовательно, в среднесрочной перспективе нынешний общественный порядок
1 К первой категории можно отнести известные "опыты" с окрашиванием целых
водопроводных систем флуоресцеином (безвредный краситель, однако уже в
микроскопических дозах придающий воде зеленый флуоресцирующий цвет, приводящий в
ужас население города). Ко второй категории - эксперимент с учебным отравлением
метро Токио слабым ядом зарином.
рухнет. Чем раньше это произойдет, тем меньше травм получит общество и тем менее
болезненным будет процесс его выздоровления.

12. КАК ВИДИТ ВЫХОД ПРАВИТЕЛЬСТВО
РЕФОРМАТОРОВ?

Как неоднократно заявлял после 2000 г. В.В.Путин, он и его правительство привержены
либеральным ценностям, так что курс реформ изменен не будет. Напротив, уход
государства из экономики и социальной сферы пошел при этом правительстве с
ускорением. В частности, была форсирована и т.н. "реформа ЖКХ". Она исходила из
принципиальной установки: либералы рассматривают ЖКХ не как сферу необходимого
жизнеобеспечения, а как обычную область предпринимательской деятельности, которая
должна быть рентабельной и регулируется рыночными отношениями.
Понятно, что открыто замысел и философские основания перестройки сферы ЖКХ
реформаторы никогда в связном виде не излагали и на общественный диалог по этому
поводу не шли - как и во всех остальных разделах реформы. Попробуйте, например,
найти внятное объяснение их настойчивого стремления разрешить свободную куплюпродажу
земли сельскохозяйственного назначения. Или почему они так стремятся
расчленить и приватизировать Единую энергетическую систему - высшее в мире
достижение технической мысли и системного подхода в энергетике, - которая при ее
расчленении превратится в конгломерат посредственных, во многих случаях
нерентабельных электростанций.
Однако даже из туманных и обрывочных заявлений и частных, половинчатых решений в
сфере ЖКХ вполне выявляется общее направление хода мысли, весь остающийся в тени
"проект" реформаторов.
Ничто не "катится само собой", как пытался в свое время убедить общество
М.С.Горбачев, и ничто не "получается как всегда", как позже пытался убедить
В.С.Черномырдин. Свободная продажа земли - это не "как всегда", это именно
впервые в истории России. Расчленение РАО ЕЭС или Единой системы железных дорог
- это не "как всегда", ибо электрификация в России, начиная с плана ГОЭЛРО, шла по
пути создания единой Системы, как и строительство сети железных дорог, начиная со
второй половины XIX века.
Превращение в товар тепла для жилищ - это тоже не "как всегда". Массовая урбанизация
происходила в России начиная с 30-х годов XX века уже при централизованном
теплоснабжении. Расчленение всех этих больших систем - проект для России новый,
чужеродный и антироссийский. Ибо расчленяются именно те системы, которые
соединяют, скрепляют огромную территорию в страну.
В общем, в двух словах, замысел реформаторов сводится к тому, чтобы провести
"разгосударствление" ЖКХ, лишить эту сферу ее "коммунального", общенародного
характера, снять с власти обязанность содержать, развивать и модернизировать главные
технические системы ЖКХ.
Утверждение, что государство не может и не будет заниматься восстановлением
пришедшей в упадок за время реформ инфраструктуры, в среде правительственных
чиновников сделано, видимо, очень жестко. Поэтому авторы Доклада, подготовленного
под руководством начальника отдела Минпромнауки, делают вывод, абсолютно
противоречащий всему предыдущему тексту документа - о том, что выход из кризиса
возможен только на путях установления рыночных отношений (точнее, они даже не
говорят, что выход из кризиса возможен; они говорят, что ничего другого не остается, а
это разные вещи). Вот этот вывод Доклада:
"Система централизованного теплоснабжения России медленно деградировала до
сегодняшнего состояния в течение 10 лет, приводить же ее в порядок необходимо быстро,
иначе начнутся необратимые процессы. На восстановление того, что было раньше,
средств не найти, не хватит всего бюджета страны. Не остается ничего другого, как
заняться рыночными реформами: управлением, экономией, конкуренцией, инвестициями,
мотивацией и т.д.".
Надо подчеркнуть эту исключительно важную мысль: на восстановление того, что было
раньше, средств не найти, не
хватит всего бюджета страны. Она означает признание того факта, что "раньше" (в
советское время) хозяйственная система создавала ("позволяла найти") средства для того,
чтобы построить и содержать "то, что было раньше" - здравоохранение и науку, армию
и спорт, теплоснабжение и рацион питания со средним содержанием 105 г белка в день. В
нынешней хозяйственной системе для всего этого "средств не найти". Различие этих двух
типов хозяйства фундаментально, оно касается самого главного - возможности
существования народа (населения) России. Система, созданная в ходе реформы, такой
возможности не предоставляет.

В отношении ЖКХ практически всех граждан РФ сегодня волнует, с той или иной
степень осознания, именно этот фундаментальный вопрос. Власть РФ, включая
верховную, и послушные ей СМИ трактуют проблему недобросовестно, категорически не
принимая самого этого вопроса и представляя проблему реформы ЖКХ как серию
частных технических задач. Само волнение граждан трактуется властью как "законное
недовольство" тем, что тарифы растут, а качество услуг не повышается. Мы, мол, готовы
заплатить настоящую цену - но обеспечьте нам за наши деньги и настоящий
европейский комфорт.
Вот самый, пожалуй, красноречивый пример. В декабре 2002 г., когда уже пошла волна
отказов, отключений и аварий в теплоснабжении, была устроена большая
пропагандистская акция "народный телефон" - В.В.Путин в прямом эфире отвечал на
телефонные звонки граждан из всех уголков РФ. Всего гражданами был сделан миллион
звонков, но президент смог ответить на полсотни. Вот вопрос о ЖКХ, отобранный
режиссерами для ответа, и сам ответ. Он выражает официально принятую трактовку
состояния дел и его видения президентом и правительством:
"ВОПРОС: Здравствуйте. Меня зовут Лисатов Александр. Я из города Асбеста
Свердловской области. Поздравляю Вас с наступающим Новым годом.
У меня вопрос по реформе ЖКХ. Она как бы заявлена, но реальных действий на местах не
видно. Я вот не вижу... То
есть квартплату поднимают, хотят сделать ее 100-процентной, а условия-то не меняются.
Мусор не вывозится, отопление слабое, горячей воды нет. У меня вопрос такой: каким
образом можно обеспечить ответственность жилищно-коммунального хозяйства перед
гражданами, то есть перед квартиросъемщиками?
В.В.ПУТИН: Александр, спасибо Вам за этот вопрос. Он тоже относится к разряду
традиционных и понятно почему. Потому что проблема наболела. И Вы совершенно
правы в том, что реальных сдвигов не видно.
Действительно, мы очень много и часто говорим о необходимости проведения реформы в
сфере жилищно-коммунального хозяйства, а сдвигов пока нет, и реформа вроде бы не
идет. И это тоже правда, и я скажу почему. Потому что невозможно было до сих пор
вообще ничего проводить, имея в виду, что федеральные и другие государственные
структуры задолжали в систему ЖКХ астрономическую сумму - 25 миллиардов рублей.
И что же можно говорить, о какой реформе, если в системе нет денег? Необходимо было
расчистить эти финансовые завалы.
На данный момент долг составляет примерно 2,5 миллиарда. Это, по сути, только
текущие платежи. В этом году мы заложили в бюджет 2003 года соответствующую сумму
- 13,7 миллиарда для того чтобы проплачивать все, что следует платить со стороны
Федерации и других уровней власти в эту систему.
Но есть и другая проблема: вы знаете, что у нас в стране очень большое количество
людей, которые пользуются льготами. В тот период времени, когда экономика и
политическая сфера постоянно "колотили" друг друга - и то и другое находилось в
достаточно плачевном состоянии: напринимали столько законов и правил, что в
настоящее время у нас в стране, вы даже не представляете, сколько людей пользуются
льготами и либо совсем не платят, либо платят только 50 процентов от требуемой суммы
в систему ЖКХ. Их — 85 миллионов человек. Это не только инвалиды, участники
Великой Отечественной войны, участники боев в горячих точках, это и ветераны труда в
регионах. Но не только непосредственно те
л

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.