Купить
 
 
Жанр: Политика

Царь-Холод, или Почему вымерзают русские html

страница №18

мы поневоле вынуждены обратить внимание на ряд
деформаций в массовом сознании. Ведь журналисты могут нести эту чушь потому, что
люди покупают эти газеты, глубокомысленно их читают, даже слегка верят... Откуда
взялась и как укоренилась эта примитивная ложь об "эффективном менеджементе"?
Какие умозаключения строит в своем мозгу образованный человек, принявший эту
"идею"? Неужели кто-то думает, что Ходорковский обладает знаниями и умениями,
чтобы наладить работу нефтедобывающей отрасли, а Абрамович может чему-то научить
управленцев и инженеров крупнейших алюминиевых заводов? Все умения и таланты
наших олигархов сводятся к тому, чтобы при дележке заводов в номенклатурных
кабинетах и банях получить "кусок" промышленности, затем получить закачанные туда
из Госбанка СССР деньги, затем примазаться к "семье" или к Путину.
Хватило таланта, чтобы все эти операции проделать, - растет "личное состояние",
миллиарды и миллиарды долларов. Недосмотрел, где-то ошибся - и покатишься
колбасой в Лондон или Гибралтар. А то можешь на недельку-другую и в СИЗО загреметь
за какой-то "пакет акций", полученный где-то в бане. Это, конечно, не страшно. Тут же
Касьянов изречет, что "за экономические преступления" не следует такой меры
пресечения применять. Кстати, незадолго до этого показывали вскользь другого
"экономического преступника" - молодой парень, работавший грузчиком в столовой,
украл продуктов на 500 руб. (два килограмма колбасы?). Он провел в СИЗО в ожидании
суда уже ровно два года. Так что тюрьма для "менеджеров ЮКОСа" символична, тюрьмы
- не для богатых. Но и сам менеджмент этой публики символичен. Они - специалисты
по другой части.
А насчет того, что бизнес, помимо эффективного менеджмента, принесет в ЖКХ
инвестиции, то это можно принять за тонкий сарказм, хотя, скорее всего, очередной
идеологический штамп. Журналисты их лепят, нисколько не задумываясь. Вот уж чего
никак не может "принести" бизнес наших олигархов, так это инвестиций. Они могут их
только унести.
Когда было объявлено о создании холдинга РКС, пресса была полна сообщениями: "За
пять лет РКС инвестирует в ЖКХ 500 млн. долларов!" Нет, 700 миллионов! И люди
простодушно верят. В Смоленске уже потирают руки, ожидая манны от Чубайса;
"Учредители ОАО "Российские коммунальные системы" запланировали вложение 500
миллионов долларов в 12 регионов, которые были отобраны для проведения первого этапа
реформирования ЖКХ России. Надо отметить, что Смоленская область, подписавшая
соглашение одной из первых, теперь по полному праву может претендовать на свою долю
инвестиционных вложений. Новая компания возьмет в свое управление комплекс
коммунальных предприятий" ("Смоленская газета", № 27, 22.05.2003). По полному праву
может претендовать...
Подчиненные Чубайса поддерживают миф о менеджменте и инвестициях. Генеральный
директор Костромской ГРЭС Н.Н.Балдин сказал на всероссийском совещании: "В
энергетике удалось навести порядок за сравнительно небольшой срок, и менеджерская
команда РАО "ЕЭС России" как обладательница уникального ноу-хау готова поделиться
своим опытом с ЖКХ. РАО ЕЭС предложило эксперимент: в десяти российских городах
привести в порядок сети ЖКХ, создав профильную компанию "Российские
коммунальные сети" (РКС) и инвестировав в проект порядка 500 миллионов долларов.
Правительство и президент одобрили это предложение".
Но далее, буквально опровергая самого себя, Н.Н.Балдин добавил: "Инвесторы придут
тогда, когда будут уверены, что их деньги окупятся. Мы разговаривали с потенциальными
инвесторами, в том числе и иностранными, на эту тему. Их волнует "политическая
составляющая" российского бизнеса: политика активно вторгается в экономику. Тарифы
на электроэнергию
и газ искусственно занижены, в то время как цены на металл и нефть -
приближаются к мировым" ("Энергетик", 7.05.2003 г.).
Так откуда возьмутся эти 500 миллионов долларов, если инвесторы неизвестно когда
придут? Что это за деньги? ИНТЕРФАКС сообщает: "РАО "ЕЭС России" планирует
направить 250 млн. рублей (8 млн. долл.) на приобретение 25%-ной доли в ОАО
"Российские коммунальные системы" (РКС)" (01.04.2003). Итак, четверть акций - 8
млн. долл., а весь холдинг соберет 32 млн. долп. А в каком же виде будут обещанные 500
миллионов? Что на них можно будет купить для восстановления ЖКХ - сколько труб,
насосов и т.д.? Нисколько. "Цель этого проекта - улучшение управления и финансового
состояния российского коммунального сектора за счет контроля над его активами в
различных регионах страны", - говорится в сообщении Совета директоров РАО ЕЭС. Не
собираются они чинить трубы и насосы, а только "управлять активами". Как сообщил
ИНТЕРФАКСУ один из директоров РАО ЕЭС А. Бранис, "параметры бюджета РАО ЕЭС
на 2003 год (бюджет имеет дефицит в размере 2,6 млрд. рублей - ИФ) показывают, что у
компании не хватает средств на осуществление всех запланированных на этот год
инвестиций".
И тут скороговоркой поясняется, что эти "инвестиции" - вовсе не деньги и купить на
них ничего нельзя. Это - балансовая стоимость тех объектов ЖКХ, которые компания
Чубайса собирается отнять у муниципалитетов за долги! Вот сообщение газеты "Урал":
"По предварительным оценкам, до конца этого года компания за долги намерена
получить активы жилищно-коммунальной системы на 20,5 млрд. рублей - это половина
причитающихся энергетикам 40 млрд. рублей".
Руководители администрации тех регионов, где ЖКХ находится в особенно глубоком
кризисе, рады спихнуть с себя ответственность за это хозяйство. Вот пара сообщений.
"Кировская область в числе 11 российских регионов будет участвовать в пилотном
проекте по созданию компании ОАО "Российские коммунальные сети". Для
финансирования этого
проекта РАО ЕЭС вместе с партнерами намерено привлечь $500 млн. Какая доля
инвестиций ожидает Кировскую область, пока неизвестно. Как сообщает "НТА
Приволжье", область стала участвовать в проекте, так как в регионе одно из самых
сложных положений по расчетам с кредиторами - сумма долга предприятий ЖКХ перед
энергетиками перевалила за миллиард рублей. Областное правительство видит выход из
ситуации в передаче имущества должников энергетикам в счет погашения долга.

Переданные за долги предприятия войдут в состав РКС" (REGIONS.RU, 11.04.2003).
"Мэр сообщил некоторые подробности соглашения, подписанного городом и структурой
РАО ЕЭС "Российские коммунальные сети", результатом которого должна стать
масштабная реформа жилищно-коммунального хозяйства областного центра... По мнению
мэра, государство неэффективно управляет собственностью, поэтому городские МПЖХ
будут постепенно переходить в частные руки. В частности, 4 муниципальных
предприятия ЖКХ областного центра из имеющихся 32 уже преобразованы в ООО.
("Вятский край", 07.06.2003).
Как обычно, чиновники высокого ранга успокаивают людей: что вы, как можно! Отдавать
ЖКХ за долги? Да никогда, это же социально значимые предприятия. Эти песни мы
много раз слыхали. Пресса сообщает: "Наведение порядка в системе ЖКХ, за которое
взялось несколько олигархических структур, похоже, затягивается. Вчера глава Госстроя
Николай Кошман заявил о том, что предлагает правительству запретить продажу объектов
ЖКХ за долги. Это означает, что проект под названием РКС, где главную скрипку играет
РАО ЕЭС, корректируется: изначально предполагалось, что эта новая компания будет
делать акцент на покупку коммунальных предприятий, и (хотя это уже не афишировалось)
как раз за долги. Впрочем, в РАО уже смирились с планами г-на Кошмана и говорят, что
намерены арендовать имущество, а свою долю в РКС (25%) оплатили деньгами, а не
долгами коммунальных предприятий. Тем не менее, по информации газеты "Время
новостей", создание собственной структуры бизнесмены РКС начали со скупки за долги
предприятий ЖКХ" ("Энергетика и промышленность
России", 10.06.003). Свою долю оплатили деньгами! 25% от 500 миллионов
долларов?
Вот, значит, и пришел Чубайс спасти отрасль в сложный год выборов в Госдуму... Видали
мошенника? Наняли адвокатов, объявили городскую организацию теплоснабжения
банкротом - и забрали ее здания и кое-что из оборудования, транспортных средств и т.п.
и это назвали "инвестиции". Что же изменилось в отношение выработки и поступления
тепла в жилища граждан? Только то, что местные власти сбросили с себя всякую
ответственность за теплоснабжение перед жителями города, а менеджеры частного
бизнеса никакой ответственности на себя не примут - пока жители не соберут и не
принесут им искомые "инвестиции". Ведь материально-техническая база предприятий
теплоснабжения "не почувствует" никаких изменений оттого, что папка с ее
документацией переместится из одного кабинета в другой.
Поразительно, что пресса наперебой говорит об "инвестициях в размере 700 млн.
долларов", а сам А.Чубайс никаких обещаний и не дает. Ему даже врать не приходится -
это за него делает целая рать "профессионалов". Говоря о холдинге "Российские
коммунальные сети", он прямо предупредил: "Инвестиции не будут первым шагом.
Первым шагом будет элементарное наведение порядка, выстраивание бизнеса.
Невозможно осуществлять миллионные инвестиции, когда сбор платежей в ЖКХ
составляет 40-50%". В другом месте он подтвердил, что о трубах и котельных и речи
нет: "Суть нашей позиции - если внутри тарифов навести 'порядок, разобраться с
воровством, окажется, что не все так неэффективно", - заметил Анатолий Чубайс.
Здесь для нас не так важно, что аргументация его ложна - дело не в сборе платежей, а в
их структуре, в том, что в платежах нет и быть не может инвестиционной составляющей.
Главное - в его предупреждении о том, что этот "холдинг" не собирается делать
реальных капиталовложений в ЖКХ - закупать и устанавливать трубы, насосы, котлы и
турбины. Он будет лишь "выстраивать бизнес" - осла посадить слева, а козла, как
советуют американские эксперты по менеджменту,
справа. А насчет "наведения порядка в тарифах" вполне ясно выразился упомянутый
выше Н.Н.Балдин - довести их до уровня мировых.
Председатель комитета по промышленной политике Свердловской облдумы
Н.Шаймарданов также выражается определенно: "РКС хочет приватизировать объекты. А
сети, эту глобальную гнилушку, никто не берет. Они останутся МУПам. Так
правительство РФ записало в своей программе реформирования ЖКХ от 17 ноября 2001
года: будут приватизированы только объекты..." Каким же образом может вдруг
возродиться и заработать система теплоснабжения, если теплосети "никто не берет" и
ремонтировать не собирается? Какое чудесное "умение работать" обещает показать
Чубайс без теплосетей?
Когда журналисты просят объяснить замысел всего этого спектакля с РКС какого-нибудь
управленца из ведомства А.Чубайса, в ответ слышится бессвязный лепет. Нагло врать по
примеру шефа люди не могут, а определенно высказаться не позволяют "корпоративные
интересы". Вот корреспонденты газеты "Урал" спросили генерального директора АО
"Сверд-ловэнерго" В. Родина: "Зачем, по-вашему, запускается проект "Российские
коммунальные системы"?" Он ответил: "РАО рассматривает ЖКХ как потенциально
прибыльный бизнес, который надо просто отладить... Чубайс видит, что его бизнес в этой
сфере малоэффективен в том смысле, что он вынужден бесплатно отдавать свою
продукцию. "Свердловэнерго", например, предприятия ЖКХ должны 2 млрд. рублей. То
есть мы благотворители, которые инвестировали в коммунальную систему области эти
деньги".
Как понять этот витиеватый ответ? Что значит "просто отладить" бизнес, не вкладывая
денег в теплосети, без которых этот самый бизнес не может иметь места? И что это за
благотворители, которые инвестируют деньги в "потенциально прибыльный бизнес"? Но
главное, что директор "Свердловэнерго", деятель довольно высокого ранга, прямо
говорит о том, что весь проект РКС имеет целью превратить теплоснабжение в
прибыльный бизнес, а это нельзя сделать иначе как
вздуть цены и вышибить из тех, кто может платить за отопление, платежи копеечка в
копеечку. А тем, кто платить не может, тепла не давать. Иначе высказывание
генерального директора трактовать невозможно.

Примерно так же видит директор "Свердловэнерго" интерес других "инвесторов" -
вышибить деньги из населения: "Он [интерес] тот же, что и у РАО. Газпромбанк
представляет интересы Газпрома, перед которым ЖКХ тоже имеет гигантские долги за
поставленный газ. Огромные деньги, которые [Евразхолдинг] тратит на отопление города,
к нему не возвращаются...".
И никаких иллюзий быть не должно, цель компании, работающей непосредственно в
регионе, излагается открыто: "Цель "Свердловэнерго" в рамках нового проекта -
заполучить Градмаш. самое проблемное муниципальное предприятие Екатеринбурга, в
которое мы вложили 400 млн. рублей, - достигнута. Там сейчас идет процедура
банкротства. А получить долги можно двумя способами: либо забрать имущество и
заниматься всем самостоятельно, либо наводить порядок и поставить дело так, чтобы все
платили. Мы будем делать и то, и другое... Но у нас есть условия Первое: либо
немедленно решается вопрос финансирования ремонта- 143 млн. рублей, либо мы в этом
году туда не идем. Второе: мы изменим нынешнюю тарифную политику на Градмаше,
отладим денежные потоки и сбытовую деятельность - это самое главное".
Итак, цель - за долги забрать самые ценные предприятия, теплосети оставить у
государства, изменить тарифы и получить с состоятельных граждан прибыль, отключив
тепло у большинства несостоятельных. На удивленный вопрос корреспондента: "Но ведь
отрасль убыточна, как вы вернете средства?" - последовал удивительно откровенный
ответ: "Кто сказал, что убыточна?.. Недосбор денег с населения отчасти идет потому, что
рост цен на услуги монополий опережает рост доходов населения". И это говорится
представителем монополии, которая собирается повысить цены на услуги ЖКХ!
Таким образом, с помощью создания "холдинга Чубайса" правительство попросту
сбрасывает с себя обязанность воестанавливать
теплоснабжение, направляя гнев жителей на "частный бизнес", с которого,
как известно, спросить нельзя, ибо он действительно не обязан удовлетворять
неплатежеспособный спрос. Глава Комитета Совета Федерации по промышленной
политике В.Завадников так и определил смысл этого спектакля: "Государство прячется за
спину корпораций, не желая принимать на себя риски непопулярных решений в
коммунальной сфере" ("Московские новости", 03.06.03).
При этом, оказывается, участвующие в программе Чубайса 11 городов, отдав за долги
лучшие объекты ЖКХ и получив взамен фиктивные "инвестиции", будут отрезаны даже
от тех небольших государственных средств, что имели раньше. Вот сообщение прессы:
"Государство не будет направлять бюджетные средства в регионы, которые подписали
соглашение с компанией "Российские коммунальные системы". Об этом в пятницу заявил

глава Госстроя Николай Кошман: "В городах, которые заключат договора с РКС. - пусть


там и работает РКС. Мы посмотрим, как это будет реализовываться, а государство не
будет выделять бюджетные деньги на поддержку этих объектов" ("Финансовые
известия", 09.06.2003).
Поразительно, что переориентация ЖКХ с жизнеобеспечения граждан на удовлетворение
только платежеспособного спроса декларируется совершенно открыто - при том, что
идеологи реформы прекрасно отдают себе отчет в том, что неплатежеспособными
оказывается большинство населения! Вот заявления чиновника и политика СПС:
"Заместитель министра экономического развития В. Шипов, комментируя планы
крупного бизнеса в отношении коммунального сектора, нарисовал следующую картину:
"Ключевым мотивом бизнеса могут быть только деньги. Если коммунальный бизнес стал
выгоден уже сейчас, то со временем его доходность станет только расти. Это связано с
растущим платежеспособным спросом на качественные коммунальные услуги"... Первый
заместитель руководителя фракции СПС Борис Надеждин уверен, что у реформаторов
ЖКХ неизбежно возникнут проблемы из-за низкого уровня доходов населения. "В стране,
где размер средней заработной платы составляет $150, а оплата
коммунальных услуг в общей сложности $100, этот вопрос становится политическим", -
говорит Надеждин ("Ассоциация сибирских и дальневосточных городов", 23.06.2003).
И вот последний штрих. Вся эта весьма циничная акция по негласной приватизации
предприятий ЖКХ освящена решением администрации президента. СМИ сообщают:
"Полномочным представителям президента Российской Федерации в федеральных
округах поручено оказывать содействие в реализации проекта ОАО "Российские
коммунальные системы" ("РКС"). Такое решение было принято по итогам совещания
полномочных представителей президента у руководителя администрации президента
Российской Федерации Александра Волошина.
Как сообщили И A Regnum,.. по итогам совещания был подготовлен перечень поручений,
один из пунктов которого гласит: "Полномочным представителям Президента
Российской Федерации в федеральных округах в целях повышения эффективности теплои
электроэнергетики оказывать содействие в реализации проекта ОАО "РКС"
("Российские коммунальные системы") на территориях субъектов Российской
Федерации, входящих в состав федеральных округов. Ответственные: Л. В. Драчевский,
В. Г. Казанцев, С В. Кириенко, П. М. Латышев, И. В. Матвиенко, Г. С. Полтавченко, К. Б.
Пуликовский. Срок - постоянно" (NEWSpb.ru, 08.07.2003).

21. ПРОЕКТ "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ" - БЛЕФ ИЛИ АФЕРА?

И, наконец, венец всей реформы теплоснабжения, самая главная и революционная мера
правительства - вообще "децентрализовать" систему теплоснабжения в РФ! Выплюнуть
все технологические и экономические преимущества, которые дает снабжение городов
теплом от больших современных ТЭЦ, установить в каждой платежеспособной квартире
"индивидуальную котельную". Довести революцию регресса до ее логического конца!

Без всякого шума вроде гласных дебатов Госстрой одобрил эту идею в документе,
который приводим ниже:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
Москва, 29 декабря 2001 г. ПИСЬМО №ЛБ-7115/1

О ПОКВАРТИРНЫХ СИСТЕМАХ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ

В последние годы в ряде городов по согласованию с Госстроем России проведено
экспериментальное строительство многоэтажных жилых зданий с применением
поквартирных систем теплоснабжения, в которых в качестве источников теплоты
используются индивидуальные теплогенераторы на природном газе. В связи с
отсутствием достаточного опыта применения таких систем в многоэтажных жилых домах
в условиях Российской Федерации, проектирование и строительство таких систем
выполнялось по отдельным Техническим условиям. Опыт подтверждает достаточно
высокую эффективность применения указанных систем, их надежность и безопасность в
эксплуатации.
В связи с изложенным, Госстрой России сообщает, что устройство поквартирных систем
теплоснабжения с индивидуальными теплогенераторами на природном газе в жилых
зданиях независимо от этажности возможно, когда их применение является
обоснованным и целесообразным, при соблюдении следующих условий,
1. В качестве источников теплоты в жилых домах высотой более 5 этажей должны
использоваться теплогенераторы на природном газе с закрытой камерой сгорания
отечественного или импортного производства, имеющие требуемые по законодательству
сертификаты соответствия и разрешения на их применение.
2. При проектировании и строительстве необходимо учесть опыт применения
Технических условий, разработанных ранее для объектов экспериментального
строительства, и обеспечить соблюдение требований санитарной, взрывопожарной
безопасности и надежности работы систем поквар-тирного теплоснабжения.
3. Теплогенераторы должны быть приняты на обязательное техническое обслуживание
специализированными эксплуатирующими организациями.
4. Температура воздуха на лестничных клетках в многоэтажных жилых домах с
поквартирными системами теплоснабжения не должна быть ниже 5°С.
5. Конкретные проектные решения должны быть согласованы с местными органами
пожарного, газового и санитарного надзоров.
Л. С. Баринова
Письмо это, конечно, не несет определенной информации: "устройство поквартирных
систем теплоснабжения с индивидуальными теплогенераторами на природном газе...
возможно, когда их применение является обоснованным и целесообразным". Ведь от
организации типа Госстроя как раз и требовалось установить критерии, позволяющие на
местах решать, когда именно "их применение является обоснованным и
целесообразным". Что же касается "условий", которые Госстрой требует соблюдать при
устройстве квартирных мини-котельных, то они сводятся к чисто формальным
требованиям и не касаются главной проблемы принципиального выбора -
восстанавливать ли национальную систему централизованного теплоснабжения или
заняться устройством мини-котельных. Никаких подходов к этой проблеме Госстрой не
предлагает, в письме лишь туманно сказано о "достаточно высокой эффективности"
автономных систем, не уточняя даже критерия эффективности.
Но в 2002-2003 гг. вся эта программа начала раскручиваться уже на высшем уровне. Вот
что пишет агентство "РосБизнесКонсалтинг" в январе 2003 г.: "Сложившаяся в России
структура теплоснабжения должна подвергнуться изменениям. Премьер-министр
М.Касьянов дал поручение Госстрою РФ и другим органам ускорить введение новых
технологий в этой сфере... В поручении указывается на возможность использования
локальных источников тепла, упор на которые делается в большинстве стран мира. Кроме
того, необходимо
стимулировать применение при прокладке сетей материалов, обладающих высокой
коррозийной устойчивостью, а также активнее внедрять счетчики расхода тепла и воды.
По проводившимся подсчетам, мини-котельные обходятся чуть ли не на 50% дешевле, чем
ТЭЦ".
Когда идеологи реформы переходят от недоговоренностей и тонкой лжи к лжи наглой,
это плохой признак. Значит, времени на промывание мозгов не хватает, и правительству
приходится идти напролом. По каким это "проводившимся подсчетам мини-котельные
обходятся чуть ли не на 50% дешевле, чем ТЭЦ"? Что за бред, подверстанный к честному
имени М.Касьянова? Что использование для отопления бросового тепла ТЭЦ дает
огромную экономическую выгоду - истина азбучная и банальная. Так назовите имена
тех, кто "проводил подсчеты" и опроверг эту истину! Кто этот тайный советник вождей?
Вот справка по Новосибирску: там завершенная во второй половине 80-х годов полная
централизация системы отопления, позволив ликвидировать 440 котельных с
высвобождением более 3 тыс. человек персонала, дала к тому же экономию до 250 000
тонн условного топлива в год. Немалая экономия - только за счет перехода от местных
котельных к ТЭЦ с высокими параметрами воды и пара и с попутным, наряду с теплом,
производством электричества. Почему же переход от ТЭЦ не к местным, а прямо к
"квартирным" котельным даст обратный эффект?
Специалисты, которые подключены к разработке конкретных вопросов, выражаются куда
более сдержанно. Вот, например, "Свод правил по квартирным системам теплоснабжения
многоэтажных жилых зданий с индивидуальными теплогенераторами", разработанный
АВОК (ведущая организация ФГУП "СантехНИИпроект") с участием "НПО Термэк". В
нем сказано: "Поквартирные системы теплоснабжения с установкой газовых котлов в
каждой квартире - одна из возможных технологий теплоснабжения. Поквартирное
теплоснабжение применяется, как правило, при отсутствии централизованного
теплоснабжения^). Здесь и речи нет о якобы более высокой эффективности квартирных
газовых котлов
или целесообразности отказа от централизованного теплоснабжения.

Несомненно, что квартирные газовые котлы - одна из возможных технологий
теплоснабжения. Известно, что в малоэтажных домах совхозных поселков или районах
малых городов газификация позволяет перейти от примитивных котельных к
автономному отоплению - это не то, что было раньше топить котел дровами или углем.
Здесь отказ от котельных может быть разумным, так как в таких населенных пунктах
слишком мала нагрузка на теплосеть - 30-40 квартир на километр. Поэтому потери
тепла в трубопроводах в расчете на одну квартиру здесь непропорционально велики.
Теплоэнергетик С. А. Чистович сказал в интервью: "Если район имеет небольшую
теплоплотность или узкие напряженные улицы с большим количеством инженерных
коммуникаций, то установка ТЭЦ там невозможна. В такой ситуации наиболее
эффективными могут стать квартирные теплогенераторы, работающие на газе...
Петербургская фирма "Просервис", возглавляемая Л.С.Иоффе, готовит федеральную
программу по внедрению теплогенераторов. В настоящее время Программу направили на
рассмотрение Герману Грефу" ("Экологические системы", 2002, № 12).
Что же это за программа, на каком объекте она разрабатывалась? О ней надо сказать пару
слов, ибо Л.С.Иоффе зарекомендовал себя как ведущий идеолог децентрализации
теплоснабжения. Вот сообщение о его докладе на Международном конгрессе по
модернизации жилых домов под заголовком "Локальные котельные - будущее городов":
"Лев Синаевич отметил почти полный моральный и физический износ технологического
оборудования большинства российских котельных, ТЭЦ, тепловых сетей и внутридомовых
инженерных сетей, то есть теплоснабжения наших городов и поселков... Для сокращения
тепловых сетей... котельные лучше всего располагать на крыше отапливаемого здания или
пристраивать к нему. Сегодня выпускаются отечественные автоматизированные
термоблоки на газообразном топливе мощностью до 500 кВт. Они вполне способны
обеспечить теплом и горячей водой типичную
пятиэтажку или группу офисов" (2001 - "Энергетика и промышленность России")'.
Недавно опубликована беседа с ним также под торжественным заголовком "Идеология
кардинальных перемен: именно ее ждут все системы теплоснабжения". Он сказал: "По
заказу администрации г. Малая Вишера мы разработали оптимальную схему
теплоснабжения одного из районов города, где были детально проработаны все элементы
системы. Она предусматривает переход от централизованного теплоснабжения ча

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.