Жанр: Энциклопедия
Сто великих скульпторов
...ма группа воспринимается как элемент декоративной системы гротесков.
Между тем статуя архангела наряду с другими статуями на краях пьедестала
заключает в себе важное символическое содержание, ибо святые Михаил и Андрей -
покровители бургундского дома, а соседствующие с ними Иоанн Креститель и Иоанн
Евангелист - патроны католических королей".
При внешней статичности больше внутреннего напряжения в крупных фигурах
фантастических полуобнаженных существ на углах постамента, выполняющих
декоративную роль кариатид. В отличие от грифонов Фанчелли, которые словно
вырастают из массы камня и включены в общий ритмический строй надгробия,
странные персонажи Ордоньеса, с которыми играют пухлые путти, образуют
пространственно активные композиционные акценты, придавая и без того дробному
силуэту надгробия еще большую сложность и разорванность форм Причудливый язык
гротесков позволил Ордоньесу завершить эти фигуры огромной костистой лапой,
контрастирующей своей грубой массивностью с пышными округлыми формами изогнутых
мраморных торсов Путти, которые поддерживают плиты с надписями, представлены в
полулежащих, полусидящих позах, словно в состоянии охватившей их дремоты, что
позволило скульптору найти необычные ракурсы.
По боковым сторонам саркофага, помещенные между колонок, находятся большие
круглые медальоны со сценами из жизни Христа. "Рождение Христа", "Поклонение
волхвов", "Моление о чаше" и "Оплакивание". Медальоны отмечены выразительностью
и богатством разнообразных пластических движений. С тонким чувством ритма
плавных, округлых линий вписаны фигуры в итальянское тондо. Некоторые из них,
исполненные вполоборота или со спины, напоминают по трактовке Кумскую и
Дельфийскую сивилл Микеланджело в Сикстинской капелле.
К несомненной творческой удаче следует отнести вознесенные на узком ложе
изваяния Хуаны и Филиппа В этих композициях наиболее ощутимо влияние итальянской
пластики Лица усопших портретны Поражает нежное, тонкое, тронутое болезненной
печалью лицо Хуаны Безумной. Сурово худое, остроносое, некрасивое лицо Сиснероса
с тонкими губами и дряблой кожей Ордоньес умел сочетать гармонические формы
Возрождения с глубокой искренностью
120
100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
Как отмечает Т.П. Каптерева: "В отличие от величавого покоя католических королей
и с их несколько массивными формами образы эти романтизированы и более
изысканны, их нарядные одежды трактованы с большей детализацией. В силуэте
фигур, в том, как они лежат на высоких подушках, в очертаниях ног, попирающих
льва и львицу, в жесте Филиппа, положившего меч себе на плечо, ощущается
известная напряженность. Скульптора и здесь волнует передача движения, но
движения в покое, воплощение не столько образа смерти, сколько образа вечного
сна. В позах статуй, легких поворотах голов есть какая-то непринужденность.
Тонкий абрис лица Хуаны окутан мягкой светотенью. Одухотворен молитвенный жест
ее рук с тонкими переплетенными пальцами".
Работы Ордоньеса оказали заметное влияние на следующее поколение испанских
скульпторов.
БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ
(1500-1571)
Вазари характеризует Челлини как "...художника во всех своих делах гордого,
смелого, быстрого, крайне живого и неистового человека, даже слишком хорошо
умевшего говорить правду в глаза сильным мира сего и с таким же успехом, с каким
он умел в искусстве пользоваться своими руками и своим талантом..."
Бенвенуто Челлини родился 1 ноября 1500 года. Он был сыном флорентийского
музыканта и архитектора маэстро Джованни Челлини. Маэстро принуждал сына,
обладавшего талантом игры на флейте, стать музыкантом.
Однако, как пишет Челлини в своей знаменитой книге "Жизнь Бенвенуто...",
"Достигнув пятнадцатилетнего возраста, я, вопреки воле моего отца, поступил в
мастерскую к одному золотых дел мастеру, которого звали Антонио ди Сандро, по
прозвищу Марконе. Это был отличнейший работник и честнейший человек, гордый и
открытый во всех своих делах. Мой отец не хотел, чтобы он платил мне жалованье,
как принято другим ученикам, с тем чтобы я, так как я добровольно взялся
исполнять это художество, вдосталь мог рисовать, сколько мне угодно. Это я делал
весьма охотно, и этот славный мой учитель находил в этом изумительное
удовольствие. Был у него побочный сын, единственный, каковому он много раз
приказывал, дабы оберечь меня. Такова была великая охота, или склонность, и то и
другое, что в несколько месяцев я наверстал хороших и даже лучших юношей в цехе
и начал извлекать плод из своих трудов. При этом я не упускал иной раз угодить
моему доброму отцу, то на флейте, то на корнете играя; и всегда он у меня ронял
слезы с великими вздохами, всякий раз, как он меня слушал; и очень часто я, из
любви, его ублажал, делая вид, будто и я тоже получаю от этого много
удовольствия".
Время шло. Челлини работал и учился то во Флоренции и Риме, то в Пизе и Сиене и
снова в Риме. Он познакомился с известными художниками, скульпторами. Папа
Климент VII, изумленный способностями и быстротой работы Челлини, взял его на
должность чеканного мастера монетного двора.
После смерти Климента VII новый папа, Павел III, оценив мастерство Челлини,
также поручает ему изготовление монет. В 1520-1530 годах Челлини работает при
папском дворе, к этому периоду относится создание его знаменитой медали Пьетро
Бембо. Однако по наговору врагов Бенвенуто обвиняют в краже драгоценных камней
из папской казны.
100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ
Припомнили ему и прежние убийства на дуэлях. Так он попадает в папскую тюрьму в
замке святого Ангела. Челлини покинул темницу только в декабре 1539 года. Боясь
новых напастей, мастер отправился во Францию
Король Франциск I встретил Бенвенуто весьма благосклонно, назначив ему жалованье
в семьсот золотых скудо в год. Челлини жил и работал в замке Малый Нель. Здесь
скульптор создает одно из своих знаменитых произведений - "Нимфу Фонтебло": "В
полукружии я сделал женщину в красивом лежачем положении: она держала левую руку
вокруг шеи оленя, каковой был одной из эмблем короля; с одного края я сделал
полурельефом козуль, и некоих кабанов, и другую дичину, более низким рельефом. С
другого края легавых и борзых разного рода, потому что так производит этот
прекраснейший лес, где рождается источник. Затем всю эту работу я заключил в
продолговатый четвероугольник, и в верхних углах четвероугольника, в каждом, я
сделал по Победе, барельефом, с этими факельцами в руках, как было принято у
древних. Над сказанным четвероугольником я сделал саламандру, собственную
эмблему короля, со многими изящнейшими другими украшениями под стать сказанной
работе, каковая явствовала быть ионического строя".
Во Франции итальянец выполнил немало других заказов, в том числе знаменитую
золотую солонку, пока не рассорился с сильными мира сего
и здесь.
Кстати, золотая солонка Франциска I - единственный дошедший до нас шедевр
Челлини-ювелира. Современники восторгались его ювелирным искусством. Но из
замечательных творений Челлини почти ничего не сохранилось. Виной тому материал,
с которым работал мастер - золото Так, во время итальянских кампаний переплавили
в слиток для выплаты контрибуций Бонапарту знаменитую застежку папской ризы с
изображением Бога Отца. Та же солонка еще при жизни художника во время
религиозных войн дважды была внесена в списки золотых ценностей, подлежащих
переплавке, и только случайно уцелела К счастью, время пощадило лучшие творения
Челлини-скульптора: "Нимфу Фонтенбло", "Персея", "Распятие", бюсты Биндо
Альтовити, Козимо I.
Пристрастие скульптора к динамизму и резкости обнаруживает в нем талантливого
ученика Мике-ланджело. А реалистический характер бронзовых бюстов и мраморного
"Распятия" показывают, что скульптор более других своих совреБенвенуто
Челлини. Солонка Франциска I
менников сохранил связь с традициями итальянского искусства поры расцвета.
О "Распятии" Вазари писал: "Он же (Челлини - Прим авт.) изваял из мрамора в
натуральную величину совсем круглое и большое Распятие, которое по своему
правдоподобию - самая редкостная и прекрасная скульптура, какую только можно
увидеть; недаром синьор герцог и хранит ее, как предмет особенно им ценимый, во
дворце Питти, предполагая поместить его в капеллу или часовенку, которую он
строит в этом дворце, впрочем, часовенка эта и не могла бы в наше время получить
ничего другого более достойного ее и столь великого; словом, на такое
произведение вдосталь и не нахвалишься".
Интересна история создания статуи "Персея". Из Франции от Франциска I путь
Челлини лежал во Флоренцию Местный герцог Козимо I Медичи страстно желал быть
покровителем искусств, но для этого был слишком скуп. Едва встретившись с
Челлини, герцог предложил ему сделать скульптуру Персея перед палаццо Веккьо в
центре Флоренции Персей - герой греческого мифа, победивший Медузу Горгону, -
должен был символизировать победу Козимо I и его приход к власти во Флоренции.
То была великая честь - поставить свое творение на площади Синьории рядом со
скульптурами "Юдифь и Олоферн" Донателло и "Давидом" Микеланджело. Челлини со
страстью принялся за работу. Всем обещаниям и уверениям герцога он поверил на
слово и юридического договора, как того требовал его печальный опыт, составлять
не стал
Свою работу над "Персеем" Челлини весьма подробно осветил в своих
"Жизнеописаниях". "Пока у меня строили мастерскую, чтобы мне в ней начать
Персея, я работал в нижней комнате, в которой я и делал Персея из гипса, той
величины, которой он должен был быть, с мыслью сформовать его по гипсовому Когда
я увидел, что делать его таким путем выходит у меня немножко долго, я избрал
другой прием, потому что уже был возведен, кирпич за кирпичом, кусочек
мастерской, сделанной с таким паскудством, что слишком мне обидно это
вспоминать. Я начал фигуру Медузы и сделал железный костяк, затем начал делать
ее из глины, и когда я ее сделал из глины, я ее обжег.
. Совсем уже выполнив фигуру большой Медузы, как я сказал, костяк ее я сделал из
железа; затем, сделав ее из глины, как по анатомии, и худее на полпальца, я
отлично ее обжег; затем наложил сверху воск и закончил ее в том виде, как я
хотел, чтобы она была".
Восковая модель будущего "Персея" вышла великолепно. Со всех сторон Персей
видится одинаково сильным и неукротимым. Движения ног героя, попирающих Медузу
Горгону, так выразительны, словно "Персей", объятый страстью боя, еще и
пританцовывает над поверженным врагом. Левая рука, отброшенная сильным движением
вверх, с трудом удерживает отрубленную голову Медузы Тело "Персея", наполненное
жизненной мощью, противостоит статике распластанной, безжизненной Медузы В
100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
результате вся скульптурная группа обретает динамику, пластическую
убедительность.
Желая опробовать, как ведет себя местная глина при обжиге, Челлини вылепил бюст
Козимо 1 и отлил его из бронзы. Бюст герцогу понравился. Тогда Челлини
приступает к изготовлению Медузы.
"Отлив Медузу, а вышла она хорошо, я с великой надеждой подвигал моего Персея к
концу, потому что он у меня был уже в воске, и я был уверен, что он так же
хорошо выйдет у меня в бронзе, как вышла сказанная Медуза".
"Персей" был отлит на редкость удачно. Теперь оставалось искусно соединить обе
фигуры. Настал день, и Челлини перенес "Персея" в Лоджию де Ланци. Мастер
заканчивал статую на воздухе. Пьедестал он украсил фигурами Юпитера, Минервы,
Меркурия и Данаи и сделал соответствующие надписи на латинском языке. На цоколе
он сделал барельеф, изображающий освобождение Андромеды Персеем. Челлини
превзошел самого себя. Архитектурное, скульптурное и ювелирное мастерство
художника достигло в работе над "Персеем" своей вершины. Приходя на работу,
Челлини видел приколотые к ограде многочисленные сонеты от питомцев знаменитой
Флорентийской академии.
27 апреля 1554 года состоялось торжественное открытие статуи "Персей". "И вот,
как угодно было преславному моему господу и бессмертному богу, я окончил ее
совсем и однажды в четверг утром открыл ее всю. Тотчас же, пока еще не рассвело,
собралось такое бесконечное множество народу, что сказать невозможно; и все в
один голос состязались, кто лучше про нее скажет. Герцог стоял у нижнего окна во
дворце, которое над входом, и так, полуспрятанный внутри окна, слышал все то,
что про сказанную работу говорилось; и после того как он послушал несколько
часов, он встал с таким воодушевлением и такой довольный, что, повернувшись к
своему мессер Сфорца, сказал ему так: "Сфорца, пойди и разыщи Бенвенуто, и скажи
ему от моего имени, что он меня удовольствовал много больше, чем я сам ожидал, и
скажи ему, что его я удовольствую так, что он у меня изумится; так что скажи
ему, чтобы он был покоен".
Работу над "Персеем" Челлини завершил с пустым кошельком. Герцог платил
художнику все меньше: от ста скудо в месяц оплата упала до двадцати пяти, а
потом и вовсе перестал платить. Художник пытался бороться, ему вежливо передали,
что если он не уймется, то герцог прикажет выбросить "Персея" из Лоджии де
Ланци. Козимо I остался должен художнику до конца своей жизни.
Заказов на большие работы не оказалось. Бенвенуто пришлось вернуться к своему
старому ремеслу. Он принялся за работу над ювелирными изделиями.
В последние годы жизни Челлини занялся литературным творчеством. Он пишет свое
"Жизнеописание", которое столь же талантливо, как все, за что брался в жизни
этот необыкновенно одаренный человек.
БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ
В 1562 году Челлини женился на своей сожительнице, донье Пьере. Он стал
заботливым и любящим отцом пятерых детей, кроме упомянутых им в "Жизнеописании"
двоих незаконных.
Скульптор часто болел. Так и в 1564 году, во время похорон Микелан-джело,
болезнь не позволила ему присутствовать при погребении горячо любимого учителя.
Умер Челлини 14 февраля 1571 года в своем доме и был торжественно похоронен в
часовне Флорентийской академии.
ЖАН ГУЖОН
(около 1510 - между 1564 и 1569)
"Никому из французских эпохи Ренессанса художников, - пишет Е.Варламова, - не
удалось в такой степени возродить дух греческой античности во всей его чистоте,
непосредственности и юной прелести и вместе с тем с такой полнотой выразить
национальный художественный характер, как Жану Гужону. В творчестве этого
скульптора, архитектора, рисовальщика, теоретика счастливо сплавились в
неповторимое целое догадка гения о самой сути эллинства в его лучшую пору,
многовековые традиции экспрессивных форм готики и искони присущее французскому
народу свойство воспринимать реальную действительность и претворять ее в
художественных произведениях сквозь призму некоего идеала. Все это породило
особенный феномен гужоновского искусства - пластически ясного, идеального,
строгого и одухотворенного. В новых ренес-сансных формах его скульптурных работ
еше улавливается активная жизнь готики, но одновременно рациональное построение
образа, ясность и сдержанность мышления открывают пути классицистическому
искусству Франции следующего столетия".
О жизни Жана Гужона известно очень мало. Наиболее вероятная дата его рождения
1510 год, а его родина скорее всего Нормандия. В этой провинции довольно часто
встречается фамилия Гужон, первые упоминания о скульпторе также связаны с
работами в Руане, который был столицей Нормандии.
Неизвестно где прошла его молодость- годы ученичества и как Гужон постиг
искусство скульптуры и архитектуры. Первое упоминание о Жане Гужоне относится
лишь к 1540 году. К этому времени он уже успел прослыть талантливым мастером,
ему доверяют важные декорационные работы.
Гужон построил органную трибуну в соборе Сен-Маклу в Руане. Работы в Руанском
соборе велись в 1540-1541 годах, сохранились счета с указанием имени их
исполнителя.
Есть предположение, что Гужон побывал в Италии. Эта версия подкреплена
характером архитектурного решения органной трибуны в соборе Сен-Маклу. Две
простые колонны из черного мрамора, стоящие на основаниях из белого мрамора и
увенчанные коринфской капителью из того же материала. Колонны античной чистоты
линий - и это в Руане, на родине готического искусства!
В мае 1542 года Гужон переезжает в Париж. Он поступает на службу к королю и
становится, таким образом, придворным мастером. Наиболее
ЖАН ГУЖОН
ранней из известных парижских работ Гужона являются рельефы для алтарной
преграды церкви Сен-Жермен-л'Оксерруа. Помимо фризообраз-ной композиции с
изображением сцены "Оплакивание Христа", скульптор исполнил фигуры четырех
евангелистов.
"Уже в этом произведении в полной мере проявились черты художественного мышления
скульптора и духовный облик его искусства, - отмечает Е. Варламова. -
Композиционные и пластические мотивы рельефа, заимствованные из произведений
современников-маньеристов, смягчаются, напряженность образного строя
ослабляется, форма как бы освобождается от сковывающих ее канонов, эмоциональный
напор сводится к минимуму - так один из самых трагических сюжетов в мировом
искусстве обретает спокойное и просветленное звучание. Уже в этом рельефе
достаточно ясно проявились качества Гужона-ваятеля. Скульптор выбирает наиболее
классическую форму рельефа, характерную для древнегреческой пластики, -
барельеф. В его узком пространстве между передней и задней плоскостями
разнообразными нюансами пульсирует жизнь. Большую конструктивную и декоративную
роль играет линия, то обрисовывающая форму, строящая ее, то - особенно в
складках драпировок, дробных, рассыпающихся либо мягких, извилистых, - придающая
ей одухотворенность и наполняющая внутренним движением".
В 1546 году Гужон создает знаменитую усыпальницу герцога де Брезе. Две
сохранившиеся до нашего времени скульптуры усыпальницы - конная статуя и лежащая
фигура, восходят к французской традиции. А вот парадная, монументальная гробница
- дань увлечения итальянской архитектурой. Особое внимание привлекают женские
фигуры, поддерживающие верхний ярус памятника. Они полны динамики и жизненной
силы.
Гужон довольно поздно занялся скульптурой. Начинал же он как зодчий и декоратор.
В те времена скульптура составляла единое целое с архитектурой, лишь Возрождение
выделило скульптуру в самостоятельный вид искусства.
Гужона отличал талант как в архитектуре, так и в скульптурной пластике. Но
сердце его, безусловно, было отдано ваянию. Долгие годы он сотрудничал с
выдающимся французским зодчим XV] века Пьером Леско. Первым их совместным
произведением стал парижский особняк Линьери, известный сегодня под именем отель
"Карнавале".
Другим замечательным совместным проектом Гужона и Леско стал новый фасад Лувра.
РаЖан
Гужон. Фонтан невинных. Фрагмент
100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
боты по перестройке старого парижского дворца-замка были начаты еще в конце
сороковых годов XVI столетия. Дворец стал одним из блистательных образцов
архитектуры зрелого французского Ренессанса. Главный, западный, фасад Лувра
насыщен украшениями, но, однако, не перегружен ими. Благородство и завершенность
чувствуются в отделке каждой детали, начиная от полуколонн и пилястр нижнего
этажа до ажурного узора над верхним карнизом. Будто из монолита высечен, а затем
великолепно отделан резцом скульптора этот фасад, с безошибочно угаданными
пропорциями и строгим ритмом по-разному обработанных окон. Над входом размещены
многочисленные рельефы с аллегорическим изображением войны и мира, а на самом
верху - фигуры богов и скованных рабов над шитом, придерживающие два крылатых
гения. Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна
триумфальной арке.
Роль Гужона в творческом дуэте с Леско отнюдь не сводилась лишь к созданию
скульптур по заказу архитектора - он был соавтором при работе над архитектурным
замыслом. Леско, очевидно, находился под благотворным влиянием огромного
пластического дарования Гужона. Вот и в работе над особняком Линьери Гужон и
Леско подобны аккомпаниатору и певцу, исполняющим изысканное музыкальное
произведение. На небольших цоколях, в пространстве между окон верхнего этажа
особняка, гармонируя с изяществом утонченных ритмов и полнокровием образов с
архитектурой Леско, стоят скульптурные изображения величественных людей -
аллегории четырех времен года.
Вершина творческих свершений Жана Гужона, без всякого сомнения, - "Фонтан нимф",
более известный под названием "Фонтан невинных". По мнению Бернини, этот фонтан
есть лучшее произведение французской скульптуры, как по удивительной
гармоничности между архитектурною частью и фигурами, так и по изяществу.
Как пишет Г. Лихачева: "Фонтан входил в число проектов, задуманных скульптором
для оформления города в честь торжественного въезда короля в Париж 16 июня 1549
года. Архитектурная часть фонтана была спроектирована Пьером Леско в манере,
ставшей традиционной для совместной работы двух парижских знаменитостей. Гужон
при своей любви к графике всю жизнь предпочитал рельеф, а Леско, сотрудничая со
своим другом и постоянным соавтором, рисовал слегка выступающие из стены,
обработанные в формах классического ордера пилястры, кажется, навсегда забыв о
круглой колонне.
Скульптурные украшения фонтана состояли из шести горизонтальных рельефов,
изображающих наяд, амуров и тритонов, и шести вертикальных рельефов с
изображением нимф, олицетворяющих силы природы.
Нимфы Гужона - это божества, олицетворяющие силы природы, поэтизирующие их.
Слушая шум ветра, шелест листвы, журчание воды, скульптор проникался чувством
священного восторга перед чудом, заключенным в слове "природа".
ЖАН ГУЖОН
Изображения нимф отличаются поэтичностью образов, фацией и разнообразием
движения. С легкостью и свободой передает скульптор в низком рельефе их сложные
изящные позы. Рельефам Гужона свойственна особая гармония, особая музыкальность.
Пластический язык скульптуры полон певучих ритмов. Струящимся складкам одежд
нимф вторит тихое журчание льющейся из ваз воды. В удлиненности пропорций фигур,
в изысканности поз девушек чувствуется знакомство скульптора с искусством школы
Фонтенбло. Однако в самих образах нимф, полных светлой радости, прекрасно
выражены основные черты творчества Жана Гужона, резко отличающегося от холодного
рафинированного искусства школы Фонтенбло.
Нимфы источников словно возрождают в памяти античность, точнее они несут в себе
дух античного искусства, как его представляли в XVI веке. Не заботясь об
археологической точности, Гужон воссоздает образы, вдохновлявшие античный мир".
В эпоху Возрождения возвращается культ женской красоты. Мадонны, святые,
мученицы становятся в творениях мастеров этой эпохи похожими на матерей, сестер,
возлюбленных. Они весьма женственны, у них высокие чистые лбы греческих богинь.
Меняются средневековые каноны: удлиняется овал лица, линия бровей становится
четче, глаза делаются глубже, наконец, появляется знаменитая греческая "прямая
переносица". Таковы, к примеру, луврские кариатиды и кариатиды усыпальницы Луи
де Брезе в соборе Руана, исполненные совсем еще молодым Гужоном. Таковы и нимфы
"Фонтана невинных". Произведения Гужона в известной степени предвосхитили
итальянское барокко.
Скульптурными рельефами Жана Гужона восхищался Ронсар. Парижане, современники
Гужона, даже сравнивали его с Фидием, в руках которого "мрамор начинает
оживать".
Последнее известное произведение Гужона выполнено в дереве. Скульптор сделал
фигуры для парижской ратуши, персонифицирующие 12 месяцев. К сожалению, они
сгорели в 1871 году. О других произведениях достоверных сведений нет, хотя
вплоть до 1562 года скульптор, судя по луврским счетам, регулярно получал
довольно большие суммы за какие-то работы, конкретно не названные.
Во время религиозных смут Гужон принял сторону протестантов. Когда те потерпели
поражение, художник вынужден был уехать за границу. Лишь в конце XIX века
обнаружились документы, на основании которых можно предположить, что свои
последние дни Гужон провел в итальянской Болонье.
ДЖАМБОЛОНЬЯ
ДЖАМБОЛОНЬЯ
(1529-1608)
"Похищение сабинянок" - скульптурная группа, представляющая собой динамичную
композицию из обнаженных женских фигур - один из первых образцов маньеризма.
Автор композиции - скульптор, которого итальянцы называли Джованни де Болонья,
или Джамболонья.
Его настоящее имя Жан де Булонь. Будущий фламандский скульптор родился в 1529
году в Дуэ. Отец хотел видеть его нотариусом. В 1544 году вопреки воле отца он
уехал учиться у Ж. Дюбрека в Монсу. Позднее Жан отправился в Рим. Здесь он два
года работал под руководством знаменитого Микеланджело. Из "вечного города" в
1557 году Болонья переехал во Флоренцию. Здесь он прожил почти всю жизнь и
создал главные свои произведения. Первым произведением Джамболоньи, созданным в
этом городе, стал бронзовый бахус - бог вина, установленный на фонтане в Борго
Сан-Джакопо. С 1561 года он состоял на службе великого герцога Козимо I.
Джамболонья принадлежит к самым даровитым последователям Микеланджело.
В самом центре Болоньи, на одной из главных площадей города, возвышается "Фонтан
Нептуна", название которому дала бронзовая статуя грозного морского божества,
держащего в руке трезубец. Фигура Нептуна господствует в окружающем
пространстве, и ее гибкий силуэт эффектно вырисовывается на фоне суровых стен
средневековых зданий и неба, раскинувшегося голубым шатром над Болоньей. Теперь
трудно представить себе облик города без этого своеобразного памятника,
органически вписавшегося в его архитектурный ансамбль. Работа над фонтаном
велась с 1563 по 1566 год, и от ее результатов во многом зависело, как сложится
судьба Джамболоньи, тогда еще только начинающего скульптора. И это произведение
принесло ему заслуженное признание современников и потомков.
Вот что пишет о скульпторе Вазари: "Джованни Болонья, фламандский скульптор из
Дуэ, юноша поистине редкостнейший, тоже академик и пользуется за свои качества
благоволением наших государей. Прекраснейшими металлическими украшениями отделал
он фонтан, недавно сооруженный в Болонье на площади соб
...Закладка в соц.сетях