Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих скульпторов

страница №3

ния силы и быстроты движения главным образом смелыми и
сложными поворотами фигур и экспрессией жестов.
Одним из излюбленных композиционных приемов Скопаса был прием столкновения
противоположно направленных движений. Так, юноша-воин, упав на колено,
удерживает равновесие, касаясь земли правой рукой и уклоняясь от удара амазонки,
защищается, протянув вперед левую руку со щитом. Амазонка, сделав выпад в
сторону от воина, в то же время замахнулась на него секирой. Хитон амазонки
плотно облегает тело, хорошо обрисовывая формы; линии складок подчеркивают
движение фигуры.
Еще сложнее расположение фигуры амазонки на следующей плите. Юная воительница,
отступая от стремительно нападающего бородатого грека, успевает все же нанести
ему энергичный удар. Скульптору хорошо удалось передать ловкие движения
амазонки, быстро уклоняющейся от нападения и тотчас переходящей в атаку.
Постановка и пропорции фигуры, одежда, распахнувшаяся так, что обнажилась
половина тела амазонки, - все близко напоминает знаменитую статую Вакханки.
Особенно смело Скопас использовал прием противопоставления движений в фигуре
конной амазонки. Искусная наездница пустила хорошо обученного коня вскачь,
повернулась спиной к его голове и обстреливает врагов из лука. Ее короткий хитон
распахнулся, показывая сильную мускулатуру.
В композициях Скопаса впечатление напряженности борьбы, быстрого темпа битвы,
молниеносности ударов и выпадов достигнуто не толь28

100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
ко различным ритмом движения, свободным размещением фигур на плоскости, но и
пластической моделировкой и мастерским исполнением одежды. Каждая фигура в
композиции Скопаса ясно "читается". Несмотря на невысокий рельеф, всюду
чувствуется глубина пространства. Вероятно, Скопас работал и над сценой
состязания колесниц. Сохранился фрагмент фриза с фигурой возничего.
Выразительное лицо, плавный изгиб корпуса, плотно прилегающая к спине и бедрам
длинная одежда - все напоминает скопасовских амазонок. Трактовка глаз и губ
близка тегейс-ким головам.
Яркая индивидуальность Скопаса, его новаторские приемы в раскрытии внутреннего
мира человека, в передаче сильных драматических переживаний не могли не повлиять
на всех, кто работал рядом с ним. Особенно сильно повлиял Скопас на молодых
мастеров - Леохара и Бриаксиса. По словам Плиния, именно скульпторы Скопас,
Тимофей, Бриаксис и Леохар своими произведениями сделали это сооружение столь
замечательным, что оно вошло в число Семи чудес света.
"Свободно владея различной техникой скульптуры, Скопас работал и в мраморе, и в
бронзе, - пишет А.Г. Чубова. - Его знание пластической анатомии было совершенно.
Изображение самых сложных положений человеческой фигуры не представляло для него
затруднений. Фантазия Скопаса была чрезвычайно богата, он создал целую галерею
ярко охарактеризованных образов.
Его реалистические произведения проникнуты высоким гуманизмом. Запечатлевая
различные стороны глубоких переживаний, рисуя печаль, страдание, страсть,
вакхический экстаз, воинственный пыл, Скопас никогда не трактовал эти чувства
натуралистически. Он поэтизировал их, заставляя зрителя восхищаться душевной
красотой и силой своих героев".
лисипп
(IV век до н.э.)
Лисипп был величайшим греческим скульптором IV века до нашей эры. Он сумел
поднять греческое искусство на еще большую высоту. О жизни Лисиппа известно не
так много.
Как пишет Вилл Дюрант: "Лисипп Сикионский начинал как скромный медник. Он мечтал
быть художником, но у него не было денег на учителя; он, однако, набрался
смелости, когда услышал речи живописца Евпомпа, заявлявшего, что лучше всего
подражать не художникам, а природе После этого Лисипп обратился к изучению живых
существ и установил новый канон скульптурных пропорций, который пришел на смену
строгому уставу Поликлета; он удлинил ноги и уменьшил голову, вытянул члены в
третье измерение и придал фигуре больше жизненности и легкости".
Главное достижение скульптора состояло в том, что от изображения типического он
переходит к передаче характерного. Лисипп интересуется в первую очередь уже не
постоянным, устойчивым состоянием явления. Наоборот, его более всего привлекает
своеобразие.
Одна из самых известных работ скульптора - статуя Апоксиомена. Ярко рассказывает
об этом произведении Лисиппа Г.И. Соколов: "Ли-сиппу удалось пластически
совершенно передать возбуждение юноши, еще не остывшего после борьбы,
подвижного, переступающего с ноги на ногу. В изваянии Апоксиомена нет ни одной
спокойной части тела: торс, ноги, руки, шея не могут долго оставаться в
положении, в каком показал их скульптор. Голова Апоксиомена чуть склонена набок,
волосы показаны будто слипшимися от пота, одна прядь их взметнулась. Рот
приоткрыт в тяжелом дыхании, лоб прорезает морщина, глубоко запали глаза с
запечатленной в них усталостью. Трепетную нервозность возбуждения, которую не
смог передать римский копиист в мраморном лице Апоксиомена, сохранила бронзовая
статуя Эфеба из Антикиферы, сделанная, возможно, каким-нибудь современником
Лисиппа. Лисипп предпочитал работать в бронзе, и в оригинале статуи Апоксиомена
не было подпорок, которые, возникнув в римской мраморной копии, портят вид
изваяния и уменьшают легкость и подвижность фигуры. Блики на бронзовом оригинале
также создавали дополнительное впечатление дробности объемов и беспокойства
образа.

Значительно усложняет Лисипп и постановку тела: правая нога отставлена вбок и
чуть назад; руки выставлены вперед, одна прямо, другая

30


100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
согнута в локте. Продолжается завоевание пространства статуей, начатое Скопасом
сложным разворотом Менады. Лисипп идет дальше своего предшественника: если
Менада была подвижна в пределах воображаемого цилиндра, то Апоксиомен разрывает
его невидимые границы и стремится выйти в ту пространственную среду, где
находится зритель. Пока, однако, мастер ограничивается лишь движением руки
атлета.
Новыми, по сравнению со статуями Поликлета, воспринимаются пропорции
лисипповских изваяний: фигура Апоксиомена кажется удлиненной, а голова
небольшой. Ярко выступает профессионализм персонажа: здесь более конкретно, чем
в статуе Дорифора, представлен атлет. Но если Копьеносец концентрировал в себе
качества не только атлета, но и гоплита, а также идеального, совершенного
эллина, то образ Апоксиомена менее многогранен и целостен, хотя и более
динамичен и подвижен.
Скульптор уже значительно полнее использует возможность показать с разных точек
зрения различные состояния человека Со спины Апоксиомен кажется усталым, спереди
воспринимается возбужденным, слева и справа внесены иные нюансы в эти его
состояния, и созданы мастером другие впечатления"
По свидетельству древних писателей, Лисипп изваял для города Али-зии в Акарнании
(западная часть средней Греции) серию скульптурных групп, изображавших
главнейшие подвиги Геракла. Исполненные в бронзе в натуральную величину, они
позднее были перевезены в Рим. Здесь с них изготовили многочисленные копии.
Борьба с немейским львом - первый и один из наиболее трудных подвигов Геракла. В
Немейской долине Геракл подстерег льва у входа в его пещеру. Стрела, пущенная
Гераклом, не причинила вреда льву, запутавшись в густой шерсти. Когда
разъяренный зверь бросился на Геракла, тот сначала оглушил льва дубиной, а
потом, схватив его за шею, вступил с ним в смертельную схватку.
Композиция группы имеет вид пирамиды, образуемой фигурами Геракла и льва,
которая позволяет рассматривать группу со всех сторон.
Г.Д. Белов рассказывает о статуе: "Поза героя устойчива - его ноги широко
расставлены, он чувствует под собой твердую опору. Геракл схватил льва за шею
руками и душит его. Руки Геракла - это постепенно сжимающееся кольцо. Удастся ли
зверю вырваться из этого смертельного кольца, сможет ли лев освободиться из
крепких объятий Геракла?
Борьба достигла уже своего наивысшего напряжения. Геракл с огромной силой
сжимает шею льва. Все его мышцы вздулись до предела - на груди, на руках и на
ногах они выступили упругими буграми. Даже на спине - и там все мускулы пришли в
движение; здесь скульптор намеренно преувеличивает их, на самом же деле на спине
они менее развиты и не достигают таких размеров. Но художнику необходимо было
показать это чрезмерное вздутие мускулов для выражения того напряжения, которого
достигла борьба двух могучих противников.
лисипп

31


Если поза Геракла устойчива и уверенна, если герой еще полон неисчерпанных сил,
то положение льва совсем иное. Передними лапами лев упирается в Геракла, пытаясь
всеми силами оторваться от него, но задние ноги зверя и длинное туловище создают
впечатление неустойчивости Стоять на задних лапах, а тем более бороться в таком
положении льву несвойственно. Намерением льва было прыгнуть с такой силой, чтобы
ударом своего грузного тела опрокинуть противника на землю и в лежачем положении
загрызть его. Но сделать это льву не удалось - противник оказался достаточно
сильным, чтобы выдержать страшный удар льва, и не только выдержать и устоять на
ногах, но и перейти от обороны к активной борьбе. Геракл, перехватив прыжок
льва, заставил вступить его в единоборство в невыгодной для льва позиции, это
обстоятельство сразу же отразилось на развитии борьбы - перевес в ней оказался
на стороне Геракла"
Сохранилась еще одна копия с оригинала мастера Небольшая статуэтка Геракла
изображает героя сидящим на львиной шкуре, наброшенной на скалу.
Молодой Геракл пирует на Олимпе, среди богов, куда он был чудесным образом
перенесен по окончании своей земной жизни.
Статуэтка стала подарком Лисиппа Александру Македонскому. Предание гласит, что
Александр так любил эту статуэтку, что не расставался с ней даже в походах, а
будучи при смерти, велел поставить ее перед своими глазами.
К школе Лисиппа относят статую отдыхающего Гермеса. Последний тяжело дышит,
опустившись на краешек скалы. Вероятно, отдохнув, он снова продолжит быстрый бег
И только сандалии Гермеса с пряжками на ступнях, в которых нельзя бежать, но
можно только летать, указывают на божественность образа
В такой же сложной напряженной позе показывает Лисипп и Эрота, натягивающего
тетиву своего лука. Вот как описывает это произведение Г.Д. Белов: "Эрот
изображен в виде обнаженного мальчика, держащего в руках лук, на который он
пытается натянуть тетиву. Для осуществления этого действия потребовалось очень
большое усилие, которое и обусловило композицию фигуры. Эрот сильно согнулся,
его ноги и торс находятся в одной плоскости, руки же вытянуты в левую сторону, в
том же направлении повернута и голова. Параллельные линии пересекаются с линией
ног и плоскостью торса, нижняя часть фигуры направлена вперед, плеЛисипп.

Статуя Эрота, натягивающего лук

32


100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
чи же и торс наклонены вправо; одни силы противодействуют другим, все это
сообщает фигуре движение, делает ее динамичной. Кроме того, построенная в
различных плоскостях, фигура Эрота требует глубины и пространства. Композиция
статуи Эрота в некоторых своих частях напоминает постановку фигуры Апоксиомена.
Отроческое тело Эрота отличается характерными чертами: оно еще не вполне
развившееся, нежное, с большой головой, с полными щеками, с пухлыми губами
небольшого рта. Эрот - одна из первых попыток изображения детской фигуры в
греческом искусстве".
Расставшись с типом ради индивидуума, с условностью ради импрессионизма, Лисиппу
удалось совершить прорыв в новые области, едва не став основоположником
греческой портретной скульптуры. Александру Македонскому так нравились бюсты его
работы, что он назначил Лисип-па своим придворным скульптором, как он прежде
предоставил эксклюзивное право писать свои портреты Апеллесу и вырезать их на
геммах Пирготелю.
О царских портретах скульптора сохранились стихи:
Полный отважности взор Александра и весь его облик Вылил из меди Лисипп. Словно
живет эта медь. Кажется, глядя на Зевса, ему говорит изваянье: "Землю беру я
себе, ты же Олимпом владей".
В дошедших до нас поздних копиях можно увидеть портрет сильного человека,
сознание которого всколыхнули внутреннее смятение и волнение. Тревога проступает
в патетических чертах полководца. Она воспринимается то как предвестник
драматических веков эллинизма, то как вспышка тоски по некогда свойственным
классическому человеку и утраченным теперь уверенности и покое.
Художественное наследие Лисиппа было огромным и по своему количеству. Античное
предание гласит, что Лисипп из платы, получаемой за каждое свое произведение,
откладывал по одной золотой монете. После его смерти их насчитали 1500! И это
при том, что некоторые произведения Лисиппа были многофигурными. Такова, к
примеру, группа Александра и его воинов, участников сражения при Гранике -
первого большого сражения с персами во время похода Александра в Азию. Там
изображено двадцать всадников. Некоторые же из статуй Лисиппа и вовсе достигали
колоссальных размеров: статуя Зевса в Таренте (в южной Италии) достигала высоты
свыше 20 метров.
Вполне вероятно, что предание преувеличивает число произведений Лисиппа. В его
мастерской также работали его сыновья, помощники и ученики. Но не вызывает
сомнения огромная творческая энергия Лисиппа. В том же предании говорится:
стремясь закончить свое последнее произведение, мастер довел себя до истощения,
вследствие которого и умер.
лисипп

33


Характер творчества Лисиппа обеспечил ему известность далеко за пределами
греческого мира. Его часто сравнивали с самим Фидием. Мар-циал в одной из
эпиграмм писал:
Про Алкида у Виндекса спросил я: "Чьей рукою он сделан так удачно?" Как всегда,
улыбнувшись, подмигнул он: "Ты по-гречески что ль, поэт, не знаешь? На подножии
здесь стоит ведь имя". Я "Лисиппа" прочел, а думал - Фидий".
I,
ПРАКСИТЕЛЬ

35


ПРАКСИТЕЛЬ
(390-330 до н.э.)
Плиний говорил, что в его время статую Афродиты Книдской считали не только
лучшим произведением Праксителя, но и самой прекрасной статуей древности. Город
Книд стал местом, куда стекалась масса паломников, чтобы увидеть статую богини.
Когда вифинский царь Ни-комед I (278-250 годы до нашей эры) предложил книдянам
простить им очень значительный долг, если они отдадут ему статую, книдяне без
колебаний ответили ему отказом.
Даты рождения и смерти Праксителя точно неизвестны. Биография великого
скульптора является результатом кропотливого труда многих поколений ученых,
которые путем сопоставления различных сведений воссоздали историю жизни и
творчества мастера.
Пракситель родился около 390 года до нашей эры. Он был афинянин и происходил из
семьи художников. Его дед, Пракситель Старший, и отец, Кефисодот Старший, были
скульпторами. Впоследствии скульпторами стали и сыновья самого Праксителя -
Тимарх и Кефисодот Младший.
Еще в мастерской отца Пракситель слышал споры художников, философов и поэтов, и
именно эта художественная и интеллектуальная атмосфера оказалась необычайно
важной для формирования молодого скульптора.
Большую роль в его жизни сыграла и любовь к красавице Фрине, которая сумела
создать вокруг Праксителя атмосферу любви и творческого подъема. Пленительные
женские образы Праксителя, без сомнения, имели своим прототипом Фрину.
Произведения Праксителя постигла та же судьба, что и большинство произведений
великих греческих скульпторов: оригиналы их утрачены, и судить можно лишь по
копиям римского времени.

Если Книд прославился благодаря Афродите, то маленький беотийс-кий городок
Феспии - родина Фрины - привлекал путешественников потому, что Фрина поместила
сюда мраморного Эрота работы Праксителя. Однажды она попросила у скульптора в
доказательство его любви подарить ей прекраснейшую статую из его мастерской. Он
хотел предоставить выбор ей, но Фрина, в надежде узнать его собственное мнение,
однажды вбежала к нему с вестью о пожаре в его студии; Пракситель вскричал: "Я
пропал, если мои Сатир и Эрот сгорели". Фрина выбрала Эрота и подарила статую
родному городу. Эрот, бывший некогда богом-творцом у
Гесиода, у Праксителя превратился в изящного и мечтательного юношу- символ
могущественной, покоряющей душу любви. Ему было еще далеко до озорного и
распущенного Купидона эллинистического и римского искусства.
Одно из произведений Праксителя "Сатир, наливающий вино" было настолько
прославлено, что дошло до нас во многих римских репликах:
Нимфы со смехом веселым, Даная-краса, о Пракситель, Пан козлоногий - вина мех он
несет на себе, - Белого мрамора все. Но к этому нужно прибавить Мудрые руки
твои, гения высший талант.
Даже сам Мом - злоковарный насмешник невольно промолвит: Верх совершенства, о
Зевс! Истинный гения дар!
Как отмечает ПИ. Соколов: "Тема отдыха, покоя, мечтательной задумчивости,
прозвучавшая в ранней работе мастера, определила дальнейший характер его
творчества. Сатир, изображенный в виде стройного юноши, наливающего вино из
кувшина в чашу, воплощает собой прекрасную и гармоничную природу. Композиция
изваяния безупречна. Изгиб фигуры изящен и грациозен. Голова заключена в
прекрасную рамку рук и воображаемой струи влаги. Умение создавать плавные,
текучие контуры статуй - одна из самых замечательных способностей Праксителя.
Элегия его образов рядом со взволнованными героями Скопаса воспринимается
особенно отчетливо".
Еще в ранний период своего творчества Пракситель обращается и к воплощению в
своем искусстве женской красоты. В 1651 году в античном театре, в Арле (во
Франции), была найдена статуя, которая считается копией его статуи Афродиты,
приобретенной в свое время жителями города Коса. В этом прекрасном изображении
полуобнаженной юной богини чарует плавный ритм, непосредственность и свежесть,
которые характеризуют ранние произведения Праксителя. И вместе с тем образ
обладает той внутренней значительностью, которая рождается только высоким,
гуманным представлением художника о людях.
В период между 364 и 350 годами до нашей эры Пракситель совершил поездку в Малую
Азию. Он был уже вполне сложившимся мастером. В этот
Пракситель. Афродита из Арля

36


100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
ПРАКСИТЕЛЬ
период он создал статую обнаженной Афродиты, приобретенную городом Книдом (364361
годы до нашей эры). Моделью ему по-прежнему служила Фрина.
Статуя Афродиты Книдской вызывает глубоко волнующее чувство. Она более человечна
и одухотворенна, чем в произведениях искусства предшествующего столетия.
Соединение духовного и физического совершенства придает образу Афродиты Книдской
ту глубину и обаяние, которые ощущались каждым видевшим ее. Богиня изображена
совершенно обнаженной, собирающейся войти в воду. Ее слегка изогнутая фигура,
сдвинутые ноги, стыдливый жест правой руки - жизненно верны и вместе с тем
лишены житейской обыденности. Грация движений, певучий и плавный внутренний ритм
усиливают впечатление гибкости и стройности ее зрелого, прекрасно развитого тела
На лице богини блуждает легкая мечтательная улыбка, томно и нежно смотрят
небольшие чуть удлиненные глаза, их "влажный" взгляд полон жизни Мягкие пышные
волосы дополняют прелестный облик Афродиты. Это созданное вдохновенным резцом
изваяние оживляла раскраска, так что мы вправе представить себе голубые глаза,
нежный румянец щек, яркие губы и золотые волосы.
Несмотря на женственность и грацию образа, статуя была довольно монументальна.
Этому способствовали и ее сравнительно большой размер (около двух метров) и
такая деталь, как большая гидрия с наброшенной на нее одеждой богини Создавая
равновесие в нижней части, где стройные ноги Афродиты были бы слишком легки по
сравнению с верхней частью статуи, гидрия придает и всей композиции большую
устойчивость.
Сохранилось несколько греческих эпиграмм на статую Афродиты Книдской Праксителя.
Вот, к примеру, две из них, написанные философом Платоном:

1


В Книд через пучину морскую пришла Киферея-Киприда,
Чтобы взглянуть на свою новую статую в нем,
И, осмотрев ее всю, на открытом стоящую месте,
Вскрикнула "Где же нагой видел Пракситель меня9"

2


Нет, не Пракситель тебя, не резец изваял, а сама ты
Нам показалась такой, какой ты была на суде
Оригинал статуи не сохранился, и сегодня приходится воссоздавать образ Афродиты
Книдской, прибегая к копиям римского времени. Лучшей из них считается
Ватиканская, хорошо передающая монументальность статуи Ее автору, однако, не
хватило умения полностью передать совершенство моделировки мрамора Кроме того,
впечатление от Ватиканской статуи портят неудачно реставрированные руки
Мастеру дру37

гой (мюнхенской) копии удалось передать женственность и чарующую неясность
богини, но его работа, выполненная, вероятно, во II веке нашей эры, носит
отпечаток излишней утонченности
Лучше других удалось передать прелесть оригинала греческому мастеру, создавшему
копию из собрания Кауфман Тонкая моделировка отлично передает нежность томного,
полного жизни взгляда, сочность губ, чистый лоб, гибкую полноту прекрасной шеи и
смело очерченный овал лица Особую красоту образу Афродиты придают мягкие
волнистые волосы, разделенные прямым пробором и собранные на затылке в тяжелый
узел.
Из Книда Пракситель отправился в город Эфес, где несколько лет проработал над
украшением алтаря Артемиды Прототропии восстанавливаемого в то время знаменитого
храма Артемиды Эфесской Именно его сжег в 356 году до нашей эры печально
известный Герострат
В Париопе, где Пракситель пробыл некоторое время, им была создана статуя Эрота,
пользовавшаяся значительной известностью Изображения Эрота сохранились на
монетах, но они дают только самое общее представление об этой статуе.
Около 350 года до нашей эры Пракситель возвратился в Афины В его жизни к этому
времени произошел перелом, бурная молодость была позади, он расстался с Фриной,
наступила зрелость, пора раздумья Творчество Праксителя становится строже и
глубже
В Афинах он выполнил для храма Артемиды Брауронии на Акрополе статую Артемиды. В
Габиях (в Италии) была найдена мраморная статуя Артемиды, которая, вероятно,
представляет собой копию Артемиды Праксителя.
Позднее, в 343 году до нашей эры, Пракситель выполнил свою другую известную
статую Гермеса с Дионисом.
Вилл Дюрант пишет "С достойной сожаления краткостью Павсаний замечает, что среди
статуй Герайона в Олимпии был "каменный Гермес с младенцем Дионисом на руках,
работы Праксителя" Немецкие археологи, работавшие на этом месте в 1877 году,
увенчали свои труды находкой этой фигуры, погребенной под столетними отложениями
мусора и глины. Описания, фотографии и слепки не способны передать всю красоту
этого произведения; нужно встать перед ним в маленьком музее в Олимпии и
украдкой коснуться пальцами его поверхности, чтобы ощутить гладкость и живую
ткань этой мраморной плоти Богу-вестнику поручено спасти младенца Диониса от
ревности Геры и доставить его к нимфам, которые тайно его воспитают По дороге
Гермес сделал остановку, прислонился к дереву и поднес к ребенку виноградную
гроздь. Фигура младенца сделана грубо, словно все вдохновение художника было
истрачено на старшего бога. Правая рука Гермеса отбита, а над ногами кое-где
пришлось потрудиться реставраторам; все остальное, очевидно, сохранилось в том
же виде, в каком вышло из мастерской скульптора. Крепкие члены

38


100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
и широкая грудь свидетельствуют о здоровом физическом развитии; шедевром
является уже одна голова с ее аристократичной соразмерностью, точеными чертами
лица и вьющимися локонами; правая нога совершенна именно там, где совершенство в
скульптуре такая редкость. Античность не придавала этой работе первостепенного
значения, что свидетельствует о неисчислимых художественных сокровищах той
эпохи".
В поздний период своего творчества Праксителем была создана статуя "Отдыхающего
сатира", представляющая собой дальнейшее развитие композиции "Гермеса с
Дионисом".
Около 330 года до нашей эры Пракситель умер. Он создал большую школу, имел много
последователей, почитателей своей манеры и стиля. Однако его ученикам не
удавалось достичь такой же красоты и жизненности его образов. Сыновья Праксителя
- Тимарх и Кефисодот Младший, работавшие в конце IV - начале III века до нашей
эры, уже были художниками эпохи эллинизма.
Пракситель - великолепный мастер гармонии, отдохновения. Его памятники вызывают
светлые мысли и чувства, слегка тронутые дымкой печали. Как считает Дюрант,
"...до,сих пор ни одному скульптору не удавалось превзойти уверенное мастерство
Праксителя, почти чудодейственную его способность вдохнуть в застывший камень
покой, грацию и самое нежное чувство, сладострастную негу и безудержное
веселье".
НИККОЛО ПИЗАНО
(между 1220 и 1225 - после 1278)
Во второй половине XIII века появился итальянский скульптор, который, по примеру
французских мастеров, обратился к изучению античной пластики и приемов
натуроподобного изображения. Это был Ник-коло Пизано, работавший в крупном
портовом и торговом городе Пизе. Его называли "величайшим и, в некотором смысле,
последним мастером средневекового классицизма".
О жизни Пизано можно почерпнуть не так много достоверных сведений. Никколо
Пизано родился между 1220 и 1225 годами, умер после 1278 года. Скорее всего он
происходил из Апулии. О его жизни в первой половине тринадцатого столетия
рассказывает в своей знаменитой книге Вазари: "...Никколо, который был не менее
превосходным скульптором, чем архитектором; на фасаде церкви Сан-Мартино в Лукке
под портиком, что над малой дверью по левой руке при входе в церковь, там, где
находится Христос, снятый с креста, он сделал мраморную историю полурельефом,
всю покрытую фигурами, выполненными с большой тщательностью; он буравил мрамор и
отделывал целое так, что для тех, кто раньше занимался этим искусством с
величайшими усилиями, возникала надежда, что скоро явится тот, кто принесет им
большую легкость, оказав им лучшую помощь.

Тот же Никколо представил в 1240 году проект церкви Сан-Якопо в Пистойе и
пригласил туда для мозаичных работ нескольких тосканских мастеров, выполнивших
свод ниши, который, хотя это и считалось в

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.