Жанр: Энциклопедия
Сто великих скульпторов
...церкви Сан-Петронио в Болонье.
Первые годы прошли в поисках подходящего материала - истрийского камня и
красного мрамора, а затем с 1428 по 1430 год Якопо, как уже писалось, в основном
трудился Сиене. Лишь наездами он бывал в Болонье. С 1433 года у мастера
появились новые заказы, и опять сооружение портала почти застопорилось. Так и
получилось, что к моменту смерти скульптора были закончены статуи св. Петрония и
Мадонны для люнеты, пятнадцать рельефов с библейскими и евангельскими сюжетами и
восемнадцать маленьких рельефов с полуфигурами пророЯКОПО
ДЕЛЛА КВЕРЧА
51
ков. Десять вертикальных рельефов изображают библейскую легенду от "Создания
человека" и до "Жертвоприношения Исаака". Пять горизонтальных рельефов
рассказывают историю Христа от "Рождества" до "Бегства в Египет".
В рельефах Сан-Петронио Якопо пришел к максимально лаконичному языку. Основная
тема рельефов - драма человека. Человек и занимает у Якопо делла Кверча
господствующее место. Пейзаж еле намечен и служит лишь скромным фоном для
действия.
"Сотворение богом первого человека предстает в Сан-Петронио не как запредельное
чудо, но как творческий акт, - пишет О. Петрочук. - Бог для Якопо - тоже
ваятель. Мастер зримо дает ощутить зарождение сознания в еще неловком, но
первозданно могучем теле Адама. Но этот большой ребенок превосходит у Кверча
ростом самого Создателя - и оттого, утрачивая привычно-рабскую роль, обретает
доселе невиданное положение прекрасного ученика, еще неумело, но с трогательным
старанием перенимающего огонь души великого учителя. Умный выпуклый лоб и
широкие скулы кверчианского "идеала" получают в мужском варианте - в чертах
Адама изрядную резкость и тяжесть, а с ними и большую откровенность выражения
страстей.
В "Сотворении Евы", в "Грехопадении", как изначальный контраст между квадратным
и круглым, мужественность обретшего своеобразную грацию Адама противопоставлена
нежной женственной гибкости Евы. Ее впервые со времен античности воспетая
нагота, по-крестьянски здоровая и крепкая, не менее целомудренна, чем облаченное
в царские одежды достоинство аристократичных созданий воспетого Петраркой Симоне
Мартини.
В кульминационной сцене "вкушения запретного плода" героиня - сама
непринужденность, воплощенная всею влекущей подвижностью по-сиенски непрерывного
контура. Пространство вокруг нее как бы скрыто воспламеняется; на вспышки похожи
очертания и райского древа, и змия, не говоря уж об адамовых вздыбленных, точно
бурей разметанных волосах, осеняющих его потрясенно вопрошающее лицо
пробужденного. Здесь впервые в итальянском искусстве возникает та яростная и
прекрасная одержимость - terribilitta, которой впоследствии определяли сущность
творчества Микеланджело".
Портал Сан-Петронио не оказался случайным взлетом в творчестве мастера. Об этом
говорят и самые последние работы Кверча. Таким произведением, завершенным в 1433
году, стало мраморное надгробие известного юриста Вари - Бентивольо в церкви
Сан-Джакомо в Болонье. Очень интересно здесь трактованы рельефы. Сам Вари
изображен за кафедрой объясняющим текст ученикам. Слушатели преклоняются перед
его знаниями, а юрист спокоен и полон чувства собственного достоинства. Все это
изображено очень живо, позы и жесты не кажутся однообразными. Для композиции
надгробия характерен торжественный ритм
100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
В 1435 году Якопо делла Кверча синьория родного города определяет на почетную
должность capomaestro, то есть главного архитектора собора. Но он не торопится с
возвращением в Сиену Попечители продолжали умолять скульптора скорее приехать
"ради удовлетворения всех граждан, ради блага попечительства и ради вашей
чести". Якопо сдается, хотя болонцы требуют окончания работ над порталом. Не в
первый раз художник переезжает из города в город: из Сиены в Болонью, из Болоньи
в Феррару и назад в Сиену.
Неизвестно, как сложились дела Якопо на строительстве Сиенского собора, хотя
Вазари и называет его лучшим capomaestro. А вот еще один замечательный памятник
в Сиене скульптор создал в последние годы жизни. Это мраморный рельеф с
изображением Мадонны, св. Антония, аббата и коленопреклоненного кардинала
Антонио Казини.
Якопо делла Кверча и в могилу ушел безнадежным должником, рядом с официальными
почестями, провожаемый проклятиями соборного попечительства Смерть, настигшая
вечно спешившего мастера 20 октября 1438 года в Сиене, не дала ему досказать до
конца историю Спасителя в Сан-Петронио.
"Но все же в нем окончательно выкристаллизовалось то, что делает Якопо делла
Кверча одним из крупнейших мастеров мирового искусства, - пишет Либман, - в
скульптурах портала звучит гимн человеку. Человек прекрасен, и красота его тела
достойна восхваления; у него сильный дух, и сила его духа находит воплощение в
мощном пафосе образов Якопо. Недаром из всех итальянских скульпторов Возрождения
именно творчество Якопо делла Кверча произвело, ... наиболее сильное впечатление
на Микельанджело".
ЛОРЕНЦО ГИБЕРТИ
(1381-1455)
Когда Флорентийская синьория вместе с купеческим цехом решила приступить к
созданию недостающих дверей древнейшего и наиболее почитаемого храма Флоренции -
Сан-Джованни, то всем лучшим мастерам Италии было предложено явиться во
Флоренцию. Они должны были представить компетентным судьям и горожанам свои
работы. Вместе с другими мастерами во Флоренцию прибыл и двадцатилетний Лоренцо
Гиберти.
Итальянский скульптор Лоренцо ди Чоне Гиберти родился в 1381 году. В юности
учился у золотых дел мастера, работал как живописец. Затем Лоренцо скитался по
разным городам. Некоторое время работал в Пеза-ро у синьора Пандольфо Малатесты.
Вот что пишет сам Гиберти: "В юношеские мои годы, в лето от рождества Христова
1400, я уехал отсюда из-за появившейся во Флоренции эпидемии, а также несчастья,
обрушившегося на родину, вместе с одним выдающимся живописцем, которого призвал
синьор Малатеста в Пеза-ро. Он поручил нам одну комнату, и мы расписали ее с
величайшим прилежанием. Дух мой очень сильно стремился к живописи, и это было
причиной того, что произведения, порученные нам синьором, а также компания, в
которой я находился, доставили мне славу и пользу. Но в это время мои друзья
написали мне, что попечители храма Сан-Джованни Баттиста рассылают приглашения
всем мастерам, которые прославились своей ученостью и от которых они хотели
получить доказательства".
Живописные работы Гиберти, созданные им в Пезаро, не сохранились, но можно
предполагать, что они были высокого уровня. Ведь не зря синьор Малатеста не
хотел отпускать Лоренцо на конкурс во Флоренцию, всячески удерживая его при
своем дворе.
Из всех претендентов консулы отобрали лишь семерых мастеров: троих флорентийцев
и четырех тосканцев. Среди последних был и Лоренцо.
Все семеро должны были сделать одну контрольную работу - "бронзовую историю",
подобную тем, которые ранее исполнил Андреа Пиза-но для южной двери баптистерия.
В число участников вошли тогда почти неизвестные, а в скором будущем великие
мастера Возрождения Бру-неллески и Донателло. Сроку исполнения работы - один
год. Впоследствии Джордже Вазари напишет: "Каждый принялся за работу со
всяческим рвением и старанием, вкладывая в нее всю свою силу и умение, дабы
превзойти друг друга в совершенстве, и скрывая в тайне то, что они делали, чтобы
не было совпадений".
100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
Лоренцо под руководством своего отчима и наставника Бартолуччо занимался
изготовлением моделей из воска и гипса. Каждую новую модель Гиберти в отличие от
других конкурентов показывал всем желающим. Он верил в свои силы и не боялся
дурного глаза. Напротив, молодой скульптор дорожил мнением понимающих людей.
В 1402 году наступило время подведения итогов. 34 видных художника и скульптора
долго и внимательно знакомились с произведениями. После многочисленных
обсуждений лучшими были признаны произведения Брунеллески и Гиберти.
По версии Вазари: "Докато (Донателло. - Прим. авт.) и Филиппе (Брунеллески. -
Прим. авт.), увидя мастерство, вложенное Лоренцо в его работу, отошли в сторону,
поговорили между собой и решили, что работу следует поручить Лоренцо". Так или
иначе, но заказ на изготовление дверей отдали Гиберти.
Гиберти сразу же принялся за работу. Разве он мог тогда подумать, что создание
дверей для Флорентийского баптистерия займет основную часть его жизни! Он решает
следовать опыту Андреа Пизано, отлившего южные, самые первые, двери храма.
Лоренцо избирает для дверей практически такую же композицию - те же 28 полей, из
них 8 нижних отведены для отдельных аллегорических фигур, берет излюбленную
готикой форму рамы поля - квадрифолий.
Но свой рассказ о жизни Христа он начинает не с верхнего левого рельефа и
кончает не справа внизу, как это сделал Пизано. Гиберти идет от нижнего левого
рельефа к правому верхнему. Искусствовед Б.Р. Виппер отмечает в своей книге:
"Андреа Пизано в своем распределении сюжетов придерживался традиций итальянского
треченто... Гиберти же заимствует вертикальный принцип своего рассказа у
северной готики: именно в таком порядке - слева направо и снизу вверх -
совершалось чередование сцен в цветных витражах готического собора".
Гиберти вместе со своими учениками поглощен работой над дверьми Сан-Джо-ванни.
Но приходится иногда отрываться. Знаменитому теперь скульптору поступают
приглашения из Рима, Сиены, Венеции. Вот что пишет Гиберти о работе в Сиене:
"Сьенская коммуна поручила мне исполнить две истории для купели: одна история -
когда святой Иоанн крестит Христа, и вторая - когда святого Иоанна приводят к
Ироду. Затем я собственными рукаЛОРЕНЦО
ГИБЕРТИ
"v
Лоренцо Гиберти. Автопортрет. Деталь "Райских ворот"
ми сделал из бронзы статую святого Матфея высотою в четыре с половиной локтя.
Затем я сделал из бронзы гробницу мессера Леонардо Дати, генерала ордена
братьев-проповедников: это чрезвычайно ученый человек, и я сделал его портрет с
натуры; гробница исполнена в низком рельефе с эпитафией внизу. Также благодаря
мне были исполнены в мраморе гробницы Лодовикодельи Обицци и Бартоломео Валори,
похороненных в церкви братьев-миноритов. Кроме того, я изготовил бронзовую раку
для церкви Санта-Мария дельи Анджели, где молятся монахи-бенедиктинцы; в этой
раке помещены были мощи трех мучеников: Прота, Гиацинта и Немезия. На передней
стороне ее были изображены два ангелочка, держащие в руках гирлянду из оливковых
ветвей, на которой написаны имена этих мучеников. В это время я оправил в золото
один сердолик, величиною с орех в скорлупе, на котором были изображены
превосходнейшим образом три фигуры, исполненные руками выдающегося античного
мастера. Для черенка я сделал дракона с полураскрытыми крыльями и опущенной
головой, шея посередине изогнута, крылья образуют собой ручку печати. Дракон или
змея, как скажем мы, был среди листьев плюща; моей рукой были вырезаны вокруг
фигуры античные буквы, называющие имя Нерона, которые я сделал с великим
прилежанием".
Есть у мастера заказы и из родной Флоренции. Так, Гиберти выполняет три
бронзовые статуи для украшения Сан-Микеле: Иоанн Креститель (1414), св. Матфей
(1419-1422), св. Стефан (1428).
Прошло уже больше двадцати лет с той поры, как он начал работу над заказом
Флорентийской синьории. Наконец большой труд окончен. Многочисленные граждане
Флоренции пришли посмотреть на дело рук великого художника. Были мастера и из
других городов. Успех оказался необычайно велик. Тут же последовал заказ на
новые двери. Они должны были украсить главную, восточную, сторону баптистерия.
В 1425 году Гиберти приступил к работе над новыми дверьми, которые Микеланджело
назовет "Врата рая", они прославят Гиберти не только на всю Италию, но и на весь
мир.
Во Флоренции рождалась новая эпоха в истории культуры, рождался Ренессанс, и
Гиберти не мог не почувствовать эти перемены. Он сам участвовал в происходящем,
не мог быть в стороне.
Сюжеты, выбранные комиссией для изображения, заставляли думать о новой форме для
рельефов. Теперь это были не просто сцены из жизни одного святого, а совершенно
разные события библейской истории. Лоренцо, глядя на свои модели из воска,
понимал: форма квадрифолия здесь не подойдет. Она слишком сложна.
И он выбирает квадрат - широкая, устойчивая форма, чрезвычайно удобная для
перспективных построений. Гиберти принимает также решение уменьшить количество
рельефов с 28 до 24. "На задней стороне дверей, - пишет М. Ненарокомов, - так и
сохранилась на вечные времена разметка на 24 квадрата. И все равно что-то не
устраивало Лоренцо.
100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
т
ЛОРЕНЦО ГИБЕРТИ
Ему не хватало места на дверях. Скульптор понимал, что в каждом поле рельефа
должно быть много фигур. Измельчить масштаб - создастся впечатление муравейника.
Увеличить масштаб самих фигур - меньше их уместится.
А что если фигуры пророков (ведь для каждого из них - свое поле, целых восемь
полей) перенести в обрамление рельефов? Поместить их как маленькие статуи в
ниши, устроенные по бокам рельефов. Прекрасная мысль! Но и этого кажется Лоренцо
мало. Он решается на уже совсем смелый шаг - уменьшает количество рельефов до
десяти. Итак, по новой схеме площадь дверей поделится на десять равных полей
квадратной формы, вокруг которых будет пущено скульптурное обрамление.
В таком виде он и оставил композицию. Сказал об этом канцлеру Бруни. Тот пришел
в ужас. Полный разрыв с традициями, как же так? Но Лоренцо стоял на своем:
десять полей, и ни на одно больше. Поспорил, поспорил Леонардо Бруни, да и
согласился. Знал, что тяжел характер у мастера. Тяжел, упрям, как бронза, из
которой отливает Гиберти свои рельефы...
...Первый раз в жизни "колдует" Гиберти над такими большими рельефами. Есть
простор, и сразу же хочется усилить впечатление этого простора. Лоренцо строит и
строит архитектуру в своих рельефах. Это уже не маленькие отдельные элементы
здания, это огромные арки с лестницами, террасы, на которых происходит действие.
А на заднем плане скульптор тщательно вылепливает горы. Каждый рельеф - это иное
пространство, глубокое, живое, наполненное людьми. Гиберти включает в свои
сюжетные композиции и жанровые сценки, сходные с теми, которые видит на улицах
родной Флоренции. Все герои, изображенные на рельефах, одеты в одежды
флорентийцев, его современников. Не в силах он уйти от действительности".
В 1430 году Гиберти едет в Рим, где потрясен обилием античных памятников.
Позднее римские арки скульптор перенесет на свои рельефы. Приехав обратно во
Флоренцию, Гиберти к тому же начал труд, которому посвятил последние двадцать
пять лет жизни. Днем он работал над воротами, а вечерами писал свои
"Комментарии" - историю искусств. Начал Гиберти писать для себя, чтобы лучше
разобраться в искусстве прошедших веков. Однако со временем труд его из
камерного превратился в научный трактат.
О его значении говорит М. Ненарокомов: "Он разделил его на три части. Первую
часть Гиберти посвятил античности. Скульптор и ученый пересказал историю
античного искусства по Плинию. Вторая - наиболее интересная. Она отведена
искусству средних веков. Лоренцо начал ее с характеристики этого искусства. Но
главное заключалось в том, что он первым обратился в своей работе к биографиям
художников.
Практически история искусства как наука рождена Лоренцо Гиберти. Заключал он
трактат автобиографией. Мы не знаем, чья автобиография
была первой, его или Альберти, но собственная биография Лоренцо ближе к нашему
пониманию этого жанра".
А работа над воротами все продолжается... И чем дольше трудится над вратами
скульптор, тем больше его волнует вопрос перспективы. В связи с этим он начинает
заниматься строением глаза, теорией света, всем тем, что связано с оптикой.
После смерти на столе в его мастерской найдут неоконченный трактат о теории
света и принципах оптического изображения.
Едва намеченная пространственная глубина в "Жертвоприношении Авраама"
превращается в "Истории Иакова и Исава" в сложную многоплановую композицию.
Глубина изображенного на этом "рельефе-картине" пространства никоим образом не
зависит от их присутствия. Отчасти Гиберти добивается этого, варьируя высоту
рельефа и делая фигуры первого плана почти круглыми. Таким методом пользовались
еще в античном искусстве. Но значительно важнее тщательно выверенная оптическая
иллюзия удаления в пространстве фигур и архитектурных сооружений, отчего
происходит постепенное, а не беспорядочное, как прежде, уменьшение их размеров.
Дверные косяки скульптор украшает гирляндой из листьев и гроздьев винограда.
Каждую створку врат Гиберти обрамляет орнаментальным прямоугольником с нишами, в
нишах - изображения пророков, между ними - медальоны. "Врата рая" потребовали у
скульптора двадцать семь лет жизни. Двадцать семь лет постоянных поисков, проб,
ошибок и блистательных находок. Поэтому Лоренцо позволяет себе сделать в двух
медальонах портреты - сына и себя самого. Пусть видят потомки знаменитого
создателя "Врат рая".
В 1452 году Лоренцо Гиберти наконец окончил восточные двери. Он представил на
суд флорентийской публики главный труд своей жизни. Это был для него один из
самых счастливых дней. Снова вся Флоренция собралась у врат Сан-Джованни.
Всеобщий восторг - лучшая награда Гиберти.
А всего через три года Лоренцо Гиберти не станет.
f
ДОНАТЕЛЛО
(1386-1466)
Донателло - крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. С его
именем, как с именем Мазаччо в живописи и Брунел-лески в архитектуре, связан
период расцвета реалистической скульптуры флорентийского кватроченто.
Донателло родился во Флоренции в 1386 году. Подлинное имя скульптора - Донато ди
Никколо ди Бетто Барди. Но больше он известен под уменьшительным именем
Донателло, что можно перевести как "маленький Донат".
Донателло происходил из достаточно зажиточной семьи. Его отец по профессии был
растяжчиком шерсти. Однако потерял состояние и умер довольно рано. Поэтому с
юности скульптору приходилось зарабатывать на жизнь своим трудом.
Первое упоминание о Донателло в документах относится к 1401 году - в это время
он работал как ювелир в Пистойе, городе вблизи Флоренции. В 1403 году имя
Донателло значится среди учеников Лоренцо Гиберти, возглавлявшего в то время
самую большую бронзолитейную и ювелирную мастерскую во Флоренции. Гиберти как
раз получил тогда ответственный и почетный заказ на изготовление бронзовых
северных врат Флорентийского баптистерия.
25 ноября 1406 года имя Донателло появляется в документах, связанных со
строительством собора Санта-Мария дель Фьоре.
Более удивительно другое - как стремительно и уверенно шел по неизведанному пути
совсем юный Донателло. Первым достоверным его произведением является мраморная
статуя Давида, созданная в 1408- 1409 годах для украшения интерьера собора.
Давид показан юным воином, торжествующим свою победу над гигантом Голиафом.
Современники Донателло связывали его Давида со своими победами над более
сильными врагами. Образ получил патриотическое звучание.
Статуя полна жизни и изящества. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует.
Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и
умения. В последующих произведениях мастер, ощущая свою неуверенность,
ограничивает себя более простыми задачами, в первую очередь изучением
человеческой фигуры.
Статуя сидящего "Иоанна евангелиста" была выполнена около 1409- 1411 годов для
украшения фасада собора Санта-Мария дель Фьоре и ныне находится в музее собора.
ДОНАТЕЛЛО
Г1
Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411 - 1413 годов "Св. Марка".
Идеальная по пропорциям статуя стоящего в спокойной позе евангелиста и поныне
украшает предназначенную для нее нишу
Следующей работой мастера была знаменитая статуя "Св. Георгия", созданная для
ниши цеха оружейников на Ор Сан-Микеле. Большинство исследователей относит
исполнение статуи к 1415-1416 годам.
Донателло создал статую, отвечающую тому глубокому и многозначному смыслу,
который вкладывали в образ святого современники мастера. Тема святого Георгия
часто встречалась в искусстве до Донателло. Его обычно изображали всадником в
рыцарских доспехах в момент подвига, когда он поражает дракона копьем, фиксируя
внимание только на внешнем облике.
Георгий у Донателло - гибкий, стройный юноша в легких латах. Небрежно
наброшенный плащ покрывает его плечи. Георгий стоит уверенно, слегка расставив
ноги, опираясь на щит. Непокрытая голова позволяет хорошо рассмотреть лицо -
юное, исполненное отваги, прекрасное в своей одухотворенности. Созданный
скульптором героический образ юноши-патриота, готового встать на защиту
Флорентийской республики, ярко индивидуален, почти портретен. Это вообще
типичная черта искусства раннего Возрождения. Она обусловлена стремлением
художника освободиться от средневекового канона, нивелировавшего человеческую
личность. С точки зрения идеи - патриотического подвига - "Св. Георгий"
Донателло предвосхитил "Давида" Микеланджело.
А вот что пишет Эрнст Гомбрих: "Сравнив ее со скульптурами готических соборов,
мы увидим, как решительно порвал Донателло связи с прошлым. Готические статуи,
выстроившиеся торжественными рядами по сторонам порталов, кажутся парящими
бесплотными пришельцами из иного мира. У Донателло Святой Георгий твердо стоит
на земле, его ноги словно приросли к ней, как у воина, решившего не отступать ни
на шаг. В его лице нет ни безмятежности, ни отрешенности средневековых святых -
весь энергия и собранность, он словно следит за приближающимся врагом, оценивая
его силу, руки покоятся на щите, а напряженный взгляд выражает решимость и
гордый вызов. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил
широкое признание.
Но внимания заслуживает не только сила воображения итальянского скульптора,
воплотившего свое индивидуальное видение рыцарственного святого, но и новый
подход к решению пластических задач. При всей живости и подвижности, фигура,
схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Подобно Мазаччо, Донателло
противопоставил стилевым изыскам своих предшественников энергию натурных
изысканий. Такая лепка рук, сведенных бровей могла возникнуть только при
самостоятельном, не зависимом ни от каких образцов исследовании натуры.
Флорентийские мастера начала XV века, по примеру обожаемых ими греков и римлян,
предались штудиям живой модели в разных позах и поворотах.
100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
Именно этим новым подходом, переключением творческих интересов объясняется
замечательная убедительность статуи Донателло".
Еще не успев закончить работу над скульптурой "Георгия", скульптор получил
новый, не менее важный заказ на изготовление статуй пророков для колокольни
собора. Эта работа заняла с перерывами свыше двадцати лет...
Донателло не только выполнил самостоятельно четыре статуи, а еще две в
соавторстве, но также руководил всеми работами. Создав статуи пророков,
Донателло открыл новый этап в истории итальянской пластики. Аналогии
индивидуальных образов пророков можно найти в искусстве не ранее второй половины
XV столетия.
В середине двадцатых годов, благодаря своему новому компаньону Микелоццо ди
Бартоломео, скульптор получает заказ на монументальное надгробие папы Иоанна
XXIII во Флорентийском баптистерии.
Примерно в то же время Донателло создает ряд произведений для ансамбля купели
баптистерия в Сиене. В бронзовой композиции "Пир Ирода" (около 1425), обращаясь
к драматическому моменту, скульптор не просто рассказывает, но стремится
разработать психологический подтекст события и показать реакцию 'каждого из
присутствующих.
Для той же купели около 1427-1429 годов Донателло создал бронзовые фигуры
добродетелей - "Веры" и "Надежды", а также трех танцующих и музицирующих
ангелов. Пожалуй, именно с этих произведений начинается история мелкой бронзовой
пластики в Италии.
Во второй половине двадцатых годов Донателло создал и замечательный мраморный
рельеф "Передача ключей апостолу Петру". В период с 1428 по 1433 год скульптор
выполнил алтарь Кавальканти в церкви Сан-та-Кроче. Здесь главная композиция -
горельефное "Благовещение" из мраморовидного известняка. Великолепие
архитектуры, монументальность композиции, обильное использование позолоты
создают яркое, праздничное впечатление.
Из работ того периода должна быть отмечена бронзовая статуя мальчика, это
произведение называют "Амур-Атис". Донателло изобразил полуобнаженного ребенка.
Он стоит улыбаясь, подняв вверх руки.
Тогда же, в конце тридцатых - начале сороковых годов, Донателло занят
выполнением важного заказа - скульптурной декорацией Старой сакристии церкви
Сан-Лоренцо.
Донателло. Давид
ДОНАТЕЛЛО
i
В 1443 году скульптор отправился в Падую, где пробыл десять лет. В 1445 году он
начинает работу над памятником Гаттамелате. Этот конный памятник кондотьеру,
стоящий около бокового фасада падуанского собора - Базилики дель Санто, поставил
Донателло в один ряд с величайшими монументалистами всех времен.
Уже в 1447 году мастер осуществил его литье. Тем же годом датируется и
сооружение постамента. Однако чеканка памятника заняла несколько лет и была
завершена в 1450 году. Установка статуи на постамент была осуществлена только
через три года.
Вероятно, в процессе создания монумента скульптор обращался к своим римским
впечатлениям от конного памятника древнеримскому императору Марку Аврелию.
Гаттамелата - пожилой человек, но еще полный сил, уверенно и спокойно сидит на
лошади. Левой рукой полководец поддерживает поводья, а правой держит жезл. Лицо
Гаттамелаты - один из великолепных примеров портретного искусства Донателло: нос
с горбинкой, четко очерченный рот, небольшой подбородок. Скульптору удалось
придать всему облику Гаттамелаты и некие общие черты, свойственные человеку его
эпохи.
Гаттамелата у Донателло не столько воин, сколько обобщенный образ человека
Возрождения. Герой Донателло - воин-мыслитель, какой мог появиться только в то
время. Вероятно, есть в нем и черты, свойственные самому Донателло...
...Закладка в соц.сетях