Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих скульпторов

страница №35

ного сожжения книг, устроенного нацистами в 1938 году во
дворе Клевской гимназии.
Именно скульптуры Лембрука навели его на мысль: "Скульптура... Со скульптурой
можно что-то делать. Все есть скульптура, как бы кричал мне этот образ. И я
увидел в этом образе факел, увидел пламя, и я услышал: сохрани это пламя!"
Именно под влиянием Лембрука он стал заниматься пластикой. Позднее, когда его
спрашивали, мог ли определить его решение какой-нибудь другой скульптор, Бойс
неизменно отвечал: "Нет, ибо необыкновенное творчество Вильгельма Лембрука
затрагивает самый нерв понятия пластики".
Бойс имел в виду, что Лембрук и в своих скульптурах выразил что-то глубоко
внутреннее. Его скульптуры, собственно, нельзя воспринять визуально. "Его можно
воспринимать лишь интуицией, когда совсем другие органы чувств открывают
человеку свои врата, и это прежде всего слышимое, чувствуемое, желаемое, иначе
говоря, в скульптуре обнаруживаются категории, которых в ней никогда прежде не
было".
Начинается Вторая мировая война. Бойс получает в Познани специальность радиста и
одновременно посещает в тамошнем университете лекции по естественным наукам.
В 1943 году его пикирующий бомбардировщик сбивают над Крымом. Пилот погиб, а
Бойс, выпрыгнув из машины с парашютом, потерял сознание. Его спасли кочевавшие
там татары. Они занесли его в свою палатку, где боролись за его жизнь восемь
суток. Татары смазывали тяжелые раны животным жиром, а затем заворачивали в
войлок, чтобы согреть. Подоспевшая немецкая поисковая группа доставила его в
военный госпиталь. Позднее Бойс получил еще несколько тяжелых ранений. После
лечения он опять отправился на фронт. Завершил Бойс войну в Голландии.
Пережитое отразилось позднее в творчестве Бойса: жир и войлок превращаются в
главные материалы его пластического творчества. Фетровая шляпа, которую Бойс
постоянно носит, тоже результат его падения в Крыму. После тяжелого повреждения
черепа - волосы его обгорели до самых корней, а кожа головы стала крайне
чувствительной - скульптор вынужден был постоянно прикрывать голову. Сначала он
носил шерстя464

100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
ЙОЗЕФ БОЙС
46!
ную шапочку, а затем переходит к фетровой шляпе лондонской фирмы "Стетсон".
Если Лембрук оказался идейным учителем Бойса, то Эвальд Матаре из
Дюссельдорфской академии искусств стал его настоящим учителем. Начинающий мастер
многому научился у Матаре. Например, умению передавать самое существенное в
характерных формах животных.
В конце сороковых - начале пятидесятых годов Бойс ищет возможности другой
пластики. Он почти одновременно в 1952 году создает глубоко задушевную и в то же
время подчеркнуто-условную "Пиету" в виде пробитого рельефа и "Царицу пчел", с
ее крайне новой формой пластической выразительности. Тогда же возникает и первая
скульптура из жира, а потом появляется и крест, выражающий в творчестве Бойса
новый художественный опыт. При этом Бойса прежде всего интересует символика
креста, причем он понимает крест как знак идейного столкновения между
христианством и материализмом.
В пятидесятые и шестидесятые годы творчество Бойса оставалось известно лишь
кругу приближенных. Но положение быстро меняется благодаря растущему интересу
средств-массовой информации и особому таланту самого Бойса дружески общаться с
журналистами. Нельзя было не заметить необычность этого художника, его ригоризм
и радикализм да просто его неповторимость. Бойс стал культурно-политическим и
общественно-политическим фактором в Федеративной Республике Германии, причем его
влияние распространилось на весь мир.
Несомненно, этому влиянию способствовало и движение "Флюксус", где Бойс
принимает активное участие. Это движение стремилось сломать границы между
искусством и жизнью, отбросить традиционное понимание искусства и установить
новое духовное единство между художниками и публикой.
Но, став в 1961 году профессором Дюссельдорфской академии искусств, Бойс
постепенно теряет связь с "Флюксусом" И это естественно - человек, подобный ему,
должен был проделывать свой путь один, потому что он был всегда более вызывающ,
чем другие. Своей "социальной пластикой", воплощавшей "расширенное понимание
искусства", Бойс поднимал изобразительное искусство на новый уровень
действенности. К "социальной пластике" его вела работа над образом человека.
В 1965 году в дюссельдорфской галерее Шмела Бойс устроил необычную акцию под
названием: "Как объясняют картины мертвому зайцу". Вот как описывает это событие
X. Штахельхаус: "Зритель мог наблюдать это лишь через витрину. Бойс сидел в
галерее на стуле, облив себе голову медом и наклеив на него настоящую золотую
фольгу. В руках он держал мертвого зайца. Спустя какое-то время он вставал, шел
с зайцем в руках по небольшому галерейному залу, подносил его вплотную к
картинам, которые висели на стене. Казалось, будто он говорит с мертвым зайцем.
Затем он проносил животное над лежавшей среди галереи засохшей елкой,
вновь садился с мертвым зайцем в руках на стул и начинал стучать ногой с
железной пластиной на подошве по полу. Вся эта акция с мертвым зайцем была
исполнена неописуемой нежности и огромной сосредоточенности".

Два иконографически важных исходных пункта в творчестве скульптора - мед и заяц.
В его творческом кредо они играют такую же роль, как войлок, жир, энергия. Мед
для него связан с мышлением. Если пчелы производят мед, то человек должен
производить идеи. Бойс сопоставляет обе способности, чтобы, по его словам,
"снова оживить мертвенность мысли".
Подобные мысли выражает мастер в таких работах, как "Пчелиная царица", "Из жизни
пчел", "Пчелиное ложе".
В "Насосе для меда в рабочем состоянии", представленном на выставке "Документа
6" в Касселе (1977), Бойс добивается необычной трансформации этой темы.
Благодаря электромоторам мед двигался через систему плексигласовых шлангов,
протянутых от подвального помещения до крыши музея "Фридерициаиум". По замыслу
художника это означало символ кругооборота жизни, текущей энергии.
"Этот пластический процесс, разыгрываемый пчелами, Бойс перенес в свою
художническую философию, - пишет Штахельхаус. - Соответственно пластика для него
органически формируется изнутри. Камень же для него, напротив, идентичен
скульптуре, то есть ваянию. Пластика для него - кость, образованная прохождением
жидкости и затвердевшая. Все, что позднее затвердевает в человеческом организме,
так объясняет Бойс, первоначально исходит из жидкостного процесса и может быть к
нему возведено. Отсюда его лозунг: "Эмбриология", - что означает постепенное
затвердение того, что образовалось на основе всеобщего эволюционного принципа
движения".
Что же касается значения зайца в творчестве Бойса, то оно также подчеркнуто в
целой серии произведений и акций. Существует, например, "Могила зайца" и
включение мертвого зайца в различные постановки, такие как "Шеф" (1964),
"Евразия" (1966). Из расплавленного подобия короны царя Ивана Грозного Бойс на
выставке "Документа 7" сформовал зайца. Бойс сам себя называл зайцем. Для него
это животное отмечено сильным отношением к женскому полу, к родам Для него
важно, что заяц любит зарываться в землю, - он в значительной мере воплощается в
эту землю, что человек может радикально осуществить лишь своей мыслью,
соприкоснувшись с материей.
Бойс сам был пластикой, которая выставлялась для примера, - так, уже его
рождение было первой выставкой пластики Йозефа Бойса; недаром в составленной им
самим хронике жизни и творчества написано: "1921, Клеве - выставка перетянутой
жгутом раны - обрезанной пуповины".
Таким образом, нельзя не видеть антропософского значения "социальной пластики".
Сам Бойс любил повторять: все, что он делал и что

466


100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
говорил, служило этой цели. Поэтому скульптор вступает в дискуссии об экономике,
праве, капитале, демократии. Он же участвует в движении "зеленых", "Организации
за прямую демократию путем народного голосования", в "Свободном
интернациональном университете". Последний он создал в 1971 году в качестве
"Центрального органа расширенного понимания искусства". И конечно же отдельно
стоит процесс, который Бойс вел во многих инстанциях в 1972 году по поводу
своего увольнения с должности профессора Государственной академии искусств в
Дюссельдорфе. Художник одержал победу. Но Бойс вместе с отвергнутыми
претендентами на обучение занял секретариат академии, требуя отменить правило
"Nunnerus clausus", после чего министр по делам науки досрочно уволил его за
нарушение установленного порядка.
Невероятная активность Бойса в течение всей жизни представляется чудом. У него
были больные ноги, удалена селезенка и одна почка, поражены легкие. В 1975 году
художник пережил тяжелый инфаркт. Вдобавок в последние годы его мучило редкое
заболевание легочной ткани. "Король сидит в ране" - так он однажды выразился.
Бойс был убежден, что существует связь между страданием и творческой
способностью, что страдание дает некую духовную высоту.
Умер Йозеф Бойс 12 января 1986 года.
ЭРНСТ ИОСИФОВИЧ НЕИЗВЕСТНЫЙ
(1925)
Неизвестный родился в Свердловске 9 апреля 1925 года. Мать назвала его Эриком. И
лишь в 1941 году перед самой войной, получая паспорт, он записал свое полное имя
- Эрнст. Дед его был купцом, отец - белым офицером, адъютантом у Антонова.
Позднее он был детским врачом, отоларингологом, работал и как хирург.
Когда пришли красные, то должны были расстрелять деда и отца. Но бабка
вспомнила, что дед тайно печатал в своей типографии коммунистические брошюры.
Тогда она нашла эти документы и предъявила большевикам. Никого не расстреляли.
Его мать - баронесса Белла Дижур, чистокровная еврейка, но христианка, в
середине девяностых еще была жива и публиковала свои стихи в одной из ньюйоркских
газет.
Эрнст еще мальчиком имел репутацию отъявленного хулигана. "У меня буйный,
необузданный темперамент, - вспоминает Неизвестный. - Когда я был мальчишкой,
меня не звали драться стенка на стенку-но звали, когда били наших. Я бежал,
схватив цепь или дубину, а однажды и вовсе пистолет, - бежал убивать, я был
свиреп как испанский идальго. Мне удалось перевести мою уголовную, блатную
сущность и энергию в интеллектуальное русло".
Приписав себе лишний год, уже в семнадцать лет, Эрнст закончил военное училище -
ускоренный выпуск. Там, на войне, лейтенант Неизвестный получил расстрельный
приговор трибунала, замененный штрафбатом. И там, на Великой Отечественной, он
получил несколько боевых наград и ранений. Одно из них было тяжелейшим: три
межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание легких,
открытый пневмоторакс... Спас Неизвестного гениальный русский врач, имени
которого он так и не узнал, - это было в полевом госпитале. После войны бывший
офицер три года ходил на костылях, с перебитым позвоночником. Три года он
кололся морфием, борясь со страшными болями, стал заикаться.

Потом Неизвестный учился в Академии художеств в Риге и в московском Институте
имени Сурикова. Параллельно с этими занятиями Неизвестный слушал лекции на
философском факультете МГУ.
Получив диплом в 1954 году, он уже через год становится членом Союза художников
СССР, а чуть позже - лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в
Москве за скульптуру "Нет ядерной войне!".

468


100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
Уже в то время проявилось его тяготение к "большому стилю" - подчеркнутая
пафосность и яркая мифологичность каждой скульптуры. Он всегда стремился к
созданию собственной модели мира.
В 1957 году Неизвестный исполняет статую, ставшую вскоре известной - "Мертвый
солдат". Это лежащая фигура с почти истлевшим лицом, огромным отверстием в груди
и закостеневшей, вытянутой вперед и все еще судорожно сжатой в кулак рукой -
человека, последним жестом еще символизирующего борьбу, движение вперед.
Далее он создает образы, резко отличные от привычной станковой скульптуры тех
лет, - "Самоубийца" (1958), "Адам" (1962-1963), "Усилие" (1962), "Механический
человек" (1961-1962), "Двухголовый гигант с яйцом" (1963), фигура сидящей
женщины с человеческим зародышем в утробе (1961).
В 1962 году на выставке, посвященной тридцатилетию МОСХа, Неизвестный совершенно
сознательно согласился быть экскурсоводом Н.С. Хрущева. В своем праве на
первенство в искусстве он не сомневался. А смелости ему всегда хватало. Однако
результат встречи не оправдал его надежды. Правда, в сознании многих именно
Неизвестный остался главным борцом с рутиной в искусстве.
Несколько лет его не выставляли. Но после снятия Хрущева временная опала
закончилась: Неизвестный начал выезжать за границу и получать серьезные
государственные заказы. Он создал, например, в 1966 году декоративный рельеф
"Прометей" для пионерского лагеря "Артек" длиной 150 метров. Правда, никаких
премий ему не присуждали. Тем не менее его известность в Европе и США постепенно
росла, его работы начали закупать коллекционеры. Да и выставки, которые
проводились в небольших залах научно-исследовательских институтов, становились
событием.
"Возвращаясь же к произведениям 60-х годов, хочется сказать еще о двух из них, -
пишет Н.В. Воронов. - Это, во-первых, "Орфей" (1962- 1964). Песня одиночества.
Мускулистый человек на коленях, прижавший одну согнутую в локте руку к
запрокинутой голове в жесте какого-то невыразимого горя, безысходности и тоски,
а другой разрывающего себе грудь. Тема человеческого страдания, отчаяния здесь
выражена с какой-то почти невозможной силой. Деформация, утрированность,
преувеличения - все здесь работает на образ, и разорванная грудь кровавым криком
вопит об одиночестве, о невозможности существования в этом подземелье жизни без
веры, без любви, без надежды. Мне представляется, что это одна из самых сильных
вещей Неизвестного 60-х годов, может быть, менее философская, обращенная больше
к нашему чувству, к непосредственному восприятию. Наверное, менее диалогическая
по сравнению с другими произведениями, более близкая к привычному представлению
о реализме, но тем не менее одна из самых выразительных.
И вторая- "Пророк" (1962-1966). Это своего рода пластическая иллюстрация к
собственным мыслям Неизвестного, высказанным в те же годы. Он писал" "Самым
любимым моим произведением остается стихотворение Пушкина "Пророк", а самым
лучшим скульптором, которого я знаю, пожалуй, шестикрылый серафим из того же
стихотворения".
В 1971 году Неизвестный победил на конкурсе проектов памятника в честь открытия
Асуанской плотины в Египте - с монументом "Дружба народов", высотой 87 метров.
Другими крупными работами в первой половине семидесятых стали - восьмиметровый
монумент "Сердце Христа" для монастыря в Польше (1973-1975) и декоративный
рельеф для Московского института электроники и технологии в 970 метров (1974).
1974 год стал своеобразным рубежом в его творчестве: скульптор создал памятник
на могиле Хрущева, ставший его последней крупной работой, установленной на
родине до эмиграции.
"Этот надгробный памятник, - отмечает Н.В. Воронов, - быстро стал популярным,
ибо в концентрированной художественной форме передавал суть деятельности и
воззрений Хрущева. На небольшом возвышении в несколько необычной мощной
мраморной раме стояла удивительно похожая бронзовая позолоченная голова Никиты
Сергеевича, причем вылепленная просто и человечно, отнюдь не с тем налетом
"вождизма", к которому мы привыкли на многочисленных памятниках великим людям,
стоящим чуть ли не в каждом городе. Особый смысл в окружающих эту голову
мраморных блоках. Своеобразная рама была выполнена так, что одна ее половина
была белой, а другая - черной. ."
Скульптор не хотел эмигрировать. Но ему не давали работы в СССР, не пускали
работать на Запад. С начала шестидесятых годов и до своего отъезда скульптор
создал более 850 скульптур - это циклы "Странные рождения", "Кентавры",
"Строительство человека", "Распятия", "Маски" и другие.
На свои скульптуры Неизвестный тратил почти все деньги, которые он зарабатывал,
работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя рельефы разрушенного храма
Христа Спасителя, находящиеся в Донском монастыре.
Из его 850 скульптур у него закупили только 4! Против него возбуждались
уголовные дела, его обвиняли в валютных махинациях, в шпионаже. Более того,
Неизвестного постоянно встречали на улице странные
Э.И. Неизвестный. Сердце Христа

470


100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
люди и избивали, ломали ребра, пальцы, нос. 67 раз подавал Неизвестный
заявление, чтоб его отпустили на Запад строить с Нимейером. Не пускали. И тогда
он решает вообще уехать из России - 10 марта 1976 года скульптор покинул родину.
Когда Неизвестный оказался в Европе, канцлер Крайский выдал ему австрийский
паспорт, правительство отдало одну из лучших в стране студий. Но скульптор
перебирается из Австрии в Швейцарию к Паулю Сахару (Шоненберту), одному из
богатейших людей мира. Тот купил скульптору казарму в Базеле под новую студию.
Его жена Майя Сахар, тоже скульптор, боготворила Неизвестного. Она отдала ему
свою студию со всеми инструментами, со всей библиотекой.
"К этим людям, - говорит Неизвестный, - шли на поклон Пикассо и Генри Мур.
Встретиться с Паулем Сахаром - это было все равно, что повидаться с господом
Богом. А святым Петром, открывшим райскую дверь, оказался Слава Ростропович.
Слава Ростропович даже написал книгу "Спасибо, Пауль" - про то, как Пауль вывел
в люди многих из сегодняшних великих. И вот я оказался перед лицом карьерного
господа Бога. Но я взял и уехал, по своим- соображениям. Я не выдержал жизни в
доме богатого человека...
...В 1976 году я приехал в Америку, и буквально на следующий день состоялось
открытие в Кеннеди-центре моей работы - бюста Шостаковича. Были большие статьи и
телепередачи. Меня взялись опекать Алекс Либерман и Энди Уорхол. С Уорхолом я
очень дружил. Ему принадлежит фраза: "Хрущев - средний политик эпохи Эрнста
Неизвестного".
Замечательный друг Слава Ростропович, получивший за долгие годы огромный пакет
социальных связей, щедрой рукой все их передал мне. Президентов, королей,
крупнейших критиков, художников, политиков. Подключившись к этой светской жизни,
я очень скоро понял: это не для меня. Ты приходишь на "парти", тебе вручают
двадцать визитных карточек, ты обязан откликнуться. Общение нарастает в
геометрической прогрессии. Одинокая профессия скульптора не выдерживает таких
нагрузок. Я сжег визитные карточки. Перестал общаться. В социальном плане это
откинуло меня в самый низ".
Но Неизвестный добился того, что знаменитости, с которыми его познакомил
Ростропович, стали приходить к нему в мастерскую как к скульптору.
До дома Неизвестного ехать от Манхэттена часа два-три. Сначала через весь ЛонгАйленд,
а потом добираться на пароме. Через десять минут плавания появляется
берег чистенького, ухоженного острова Шелтер, населенного ушедшими на покой
миллионерами, важными молодыми людьми с дорогими манерами - и знаменитым русским
скульптором. Художнику принадлежит участок площадью в один гектар и половина
озера. Дом построен по проекту самого Неизвестного и соответствует его духу. К
нему пристроена студия, высокий цилиндрический зал с галереей.
Когда мастер уезжал из России, жену Дину Мухину и дочь Ольгу с ним не пустили. В
октябре 1995 года Неизвестный снова женился. Аня - русская, давно эмигрировала.
По профессии - испанистка.
Сам Неизвестный преподавал в Гамбурге, в Гарварде, в Колумбийском университете и
в Нью-Йоркском - искусство, анатомию, философию, синтез искусств. Мог стать
постоянным профессором, но не захотел. Ему очень нравилось преподавать, но
мешала рутинная бумажная работа. А еще отчеты, заседания... Все это отнимало
слишком много драгоценного времени.
Как всегда, скульптор очень много работает в мастерской. Хотя за последние годы
перенес две операции на сердце. Один раз он даже пережил клиническую смерть. Его
снова спас русский доктор - Саша Шахнович.
"...Я много трачу, - говорит Неизвестный, - материал, отливка, помощники - идет
омертвление огромных денег. В мой парк вложено несколько миллионов долларов -
если считать одну отливку. А когда не работаю, богатею: деньги не расходуются, а
дают дивиденды.
По правилам, 12 экземпляров скульптуры имеют статус оригинала. Я раньше и
отливал по 12. А теперь стараюсь давать минимальные тиражи - ну два, ну три
экземпляра. Это повысит не стоимость, нет, но ценность работ. И это создает мне
перспективу жизни, есть для чего жить - для работы. А если происходит
затоваривание, психологически очень трудно работать.
На Западе же я понял, что свободу творчества дают деньги, это кровь творчества;
нужно вкладывать очень много денег, чтобы создавать скульптуры".
Наряду с крупными работами Неизвестный создает произведения, относящиеся к
мелкой пластике, а также многочисленные графические циклы. Важной составляющей
творчества художника всегда была и книжная графика. Еще в конце шестидесятых
годов он создал цикл иллюстраций к роману Ф.М. Достоевского "Преступление и
наказание". Они увидели свет в серии "Литературные памятники".
Последнее десятилетие Неизвестный занимался оформлением самого популярного
произведения в мире - Библии. В его иллюстрациях к "Экклезиасту" выражен сложный
и противоречивый мир современного человека. Здесь нашли отражение традиции Босха
и Гойи, гротескно видевших окружающую действительность и не находивших в ней
светлых начал.
Мелкая пластика невольно привела Неизвестного к совершенно новому направлению в
его творчестве: он стал заниматься созданием ювелирных изделий. Отработанная в
мелкой пластике особая утонченность движений помогла скульптору творить
необычайно изящные произведения, причем он тяготеет не к украшениям, а к
предметам интерьера. Тем самым он как бы продолжает основную линию творчества,
направленную на познание человека и самого себя.

472


100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
В 1995 году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии России, был
восстановлен в Союзе художников, получил российское гражданство. В девяностые
годы скульптор не раз приезжал на историческую родину по делам. В 1995 году он
открыл в Магадане памятник жертвам сталинских репрессий - семнадцатиметровую
железобетонную "Маску скорби". Большую часть расходов Неизвестный взял на себя,
отдав на сооружение памятника 800 тысяч долларов из своих гонораров.
В художественной галерее "Дом Нащокина" состоялась первая персональная
экспозиция скульптуры, живописи и рисунка Неизвестного, проводимая в России
после его эмиграции На ней были отражены основные этапы творческого пути
художника с 1966 по 1993 год.
Однако вернуться в Россию навсегда мастер не может Его творчество связано с
огромной материальной базой. Это машины, литье, студия, заводы. Начинать все
снова после семидесяти - это невозможно даже ему, обладающему каким-то секретом
творческого долголетия.
И все же, чем вызвана в столь солидном возрасте такая неуемная жажда творчества?
"Абсолютным безумием и работоспособностью", - отвечает маэстро.
И еще... "Великих художников-атеистов не было. Дело в том, что нужно обладать
некоторой скромностью. Не нужно себя считать исключительным, оторванным от
полета уток, от изменения звезд, от приливов и отливов.
Единственное существо, которое вдруг возомнило, - это человек. Это не значит,
что ты назначен Богом! Это глупости, Бог никого не назначает. Он принимает"
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Азизян И. Поиски истин. 1990.
1 Акимова Л.И., Дмитриева Н.А. Античное искусство. М., 1988. 1 Александрова
Л.Б. Василий Иванович Демут-Малиновский. СПб., 1980.
Алешина Л.С. Антун Августинчич. М., 1988.
Алешина Л.С, Яворская Н.В. Искусство Югославии. М., 1966.
Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н., сост. Искусство. Т. 1-2. М., 19871988.

Андреева М.В., Дмитриева О.Б. Художники и скульпторы Италии XVI-XVIII веков.
СПб., 1963. Андросов СО. Андреа Верроккьо. СПб., 1984. Андросов СО. Донателло.
М., 1986.
Аникин В.В. Памятник гренадерам, павшим под Плевной. М., 1986. Аране Н.М.,
Мытарева К.В., Персианова О.М., Шапиро Ю.Г. 50 кратких биографий мастеров
западноевропейского искусства. СПб., 1968. Арган Д.К. История итальянского
искусства. Т. 1-2. М., 1990. Арнасон Г.Г. Скульптура Гудона. М., 1982.
Архипов Н.И., Раскин А.Г. Бартоломео Карло Растрелли. СПб. - М.,1964.
Асварищ Б.И. Вильгельм Лембрук. М., 1987.
Бакушинский А.В. Скульптор Николай Андреевич Андреев. М., 1939.
Баранова М.Н. Степан Дмитриевич Эрьзя. Саранск, 1987.
Безрукова М.И. Вяйне Аалтонен. М., 1981.
Безрукова М.И. Густав Вигеланн. Юный художник. 1993.
Белов Г.Д. Геракл в борьбе со львом. СПб., 1960.
Бетхер-Остренко И.Ю., Лисаевич И.И. Скульптура Ленинграда. М. -
СПб., 1965.
Борисова З.Г. Лувр. Париж. Скульптура. М., 1984. Борисовская Н.А., авт.-сост.
Сто памятных дат. 1986. М., 1985. Борисовская Н.А., авт.-сост. Сто памятных дат.
1987. М., 1986. Борисовская Н.А., авт.-сост. Сто памятных дат. 1989. М., 1988.
Борисовская Н.А., авт.-сост. Сто памятных дат. 1990 М., 1989. Борисовская Н.А.,
авт.-сост. Сто памятных дат. 1991. М., 1990. Бритова Н. Пракситель. М., 1958.
Бродский Б.И. Романтические ведуты. М., 1966.
Бродский Б.И., Варшавский А.С. Века, скульпторы, памятники. М., 1962.

474


100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ
Бугуева Ю.В., Маркин Ю.П. Вильгельм Лембрук. М., 1989. Быков В.Е., Каптерева
Т.П. Искусство Франции 17 века. М., 1969. Бычков Ю.А., Крауц Т.И. С веком
наравне. Т. 5. М., 1986. Вагнер Л.А. ...Вхожу, ваятель, в твою мастерскую. М.,
1976. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.
Т. 1, М., 1956.
Валериус С.С. Скульптура нового мира. М., 1970. Варшавский А.С. Пелика с
ласточкой. М., 1971. Волынский Л.Н. Семь дней. М., 1960. Воронихина Л.Н. Лондон.
СПб., 1969.
Воронихина Л.Н., Зернов Б.А., Лившиц Н.А. Искусство 18 века. М., 1966.
Воронов Н.В. Люди, события, памятники. М., 1984. Воронов Н.В. Эрнст Неизвестный.
М., 1991. Гомбрих Э. История искусства. М., 1998. Горяинов В.В. Падуя. Виченца.
Верона. М., 1978. Гофман И.Д. Иван Петрович Мартос. СПб., 1970. Губер А.
Микеланджело. М., 1953.
Гу

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.