Купить
 
 
Жанр: Психология

Исследования по психологии художественного творчества

страница №9

менты: 1) размышления
об особенностях вос-'приятия искусства (читателями, зрителями, слушателями),
выяснение, какими путями можно воздействовать на них в нужном направлении; 2)
анализ творческого метода других писателей, художников для того, чтобы
определить свое творческое лицо, что "мое" и что "не мое", для того чтобы
оценить, что в творческом методе других писател.ей действенно и не действенно;
3) упорная и длительная работа над выработкой творческого метода в процессе
писания произведений :или специальных упражнений. В этой работе существенное
значение имеют обратные связи-оценка сделанного с точки зрения формирующегося
творческого метода и с точки зрения восприятия читателя (зрителя), причем в
качестве 93

такового чаще всего выступает сам писатель (художник). Однако у многих, в
частности и у Л. Н. Толстого, возникает потребность проверить свое творчество и
на той или иной
аудитории.
Л. Н. Толстой проделад огромную работу над выработкой
содержания своей писательской направленности еще до написания первого
произведения, поэтому его первое произведение было оригинальным и подлинно
художественным. У многих писателей и поэтов содержание их писательской
направленности формируется при работе над рядом произведений, и тогда их первые
произведения в той или иной степени носят подражательный характер
(например, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и др.). Однако и в том, и в другом
случае всегда нахождение писателем или художником своей неповторимой
индивидуальности есть результат
длительного и упорного труда.

Глава III


К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЗАМЫСЛА (на материале творчества Л. Н.
Толстого)не представляется возможным, так как некоторые из них. можно было с полным
правом рассматривать либо вариан-, том другого замысла, либо самостоятельным. В
первом случае количество замыслов получается несколько меньше, чем-во втором. За
изученный период можно примерно насчитать. первичных замыслов у Л. Н. Толстого
до пятидесяти. Такое количество зафиксированных замыслов вполне достаточно" для
того, чтобы выяснить их особенности у Л. Н. Толстого-и условия их появления. Он
записывал свои первичные замыслы очень скупо ("комедия томит меня", "про Епишку"
и' т. д.), но сопоставление с ситуацией замысла, с предшествующими и
последующими записями в большинстве случаев-позволяет выяснить основноеристов" к замыслу "Войны и мира". Вторая основная причина появления замыслов у
Л. Н. Толстого-это необычайная впечатлительность, отзывчивость его на все
воспринимаемые явления действительности. Для него характерно "видение" в них
отношения к волнующим его вопросам о жизни и о людях, т. е. их эстетической
выразительности.
Мы думаем, что указанные нами условия возникновения замыслов у Л. Н. Толстого
дают возможность сделать некоторые заключения об условиях возникновения замыслов
у писателей-реалистов. Несомненно, что для всех писателей. имеются общие и
индивидуальные условия возникновения замыслов. Общими условиями являются
писательская направленность и эмоционально-эстетическое воздействие на писателей
явлений действительности. Индивидуальные условия же могут быть, по-видимому,
очень различными. Например, чтение исторических книг, вызывавшее многие замыслы
у Л. Н. Толстого, можно отнести к индивидуальным, а не общим условиям
возникновения замыслов. Далеко не для всех писателей оно обладает таким
стимулирующим творчество свойством. Но и общие условия у различных писателей
могут проявляться по-разному. Содержание писательской направленности в
зависимости от индивидуальности писателя (его мировоззрения, знаний, опыта и т.
д.) может быть различным. И эмоционально-эстетическая впечатлительность у
различных писателей отличается и по объему, и по интенсивности. Одни писатели,
как это было свойственно молодому Л. Н. Толстому, эмоционально откликаются почти
на все явления действительности, других волнует лишь сравнительно узкий круг
жизненных явлений и т. д.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРВИЧНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЗАМЫСЛОВ
Известные высказывания писателей и поэтов о содержании их первичных замысл,ов
подчеркивают их неопределенность. В. Маяковский, А. Белый, в известной мере А.
Толстой писали, что первичный замысел может даже сводиться только к переживанию
определенного ритма, а содержание и цель произведения сознаваться весьма смутно.
Большинство записей первичных замыслов у Л. Н. Толстого сводятся к обозначению
тех непосредственных жизненных впечатлений, которые послужили непосредственным
толчком к возникновению замысла и рассматриваются им как материал для создания
литературного произведения. Таковы записи первичных замыслов: "Напишу повесть из
цыганского быта"; "...писать "историю" моего детства" (в дальнейшем

101


"Детство"), "писать Аксинью" (в дальнейшем "Идиллия"), "Очерки Кавказа",
"Дневник кавказского офицера", "Метель", "писать Дневник офицера в Севастополе,
различные стороны, фазы и моменты военной жизни"; "История Кизе-веттера" (в
дальнейшем "Альберт"); "Люцерн", "Светлое христово Воскресенье", "Письма с
Кавказа", "Про Епишку", "Историю Балты", "Поездка на Мамакай-Юрт", "История
тетеньки", "Дневник путешествий" 7 и т. д.

Эти записи позволяют заключить, что основным содержанием перечисленных первичных
замыслов Л. Н. Толстого был творчески еще не преображенный жизненный материал,
взволновавший его своими эстетическими особенностями, поставивший перед ним
какие-то вопросы или затронувший ранее его волновавшие вопросы. В то же время в
этих первичных замыслах должно было присутствовать и ощущение возможности на
основе данного материала решить эти вопросы посредством создания литературного
произведения.
В других случаях появлению замыслов предшествовало длительное обдумывание Л. Н.
Толстым общественны-х или моральных вопросов и связанного с ними опыта: замыслы
"Семейного счастья", "Романа русского помещика", "Анны Карениной", "Войны и
мира", "Записок маркера", аллегории "Сон" и др. Однако и в этих первичных
замыслах не было окончательного решения волновавших Л. Н. Толстого проблем. И
здесь мысли, возникшие у него до появления замысла, выступали лишь как исходный
материал для решения волновавших его проблем в форме литературного произведения.
Об этом свидетельствует, например, то, что идею "Романа русского помещика" Л. Н.
Толстой формулирует только 3 августа 1852 г., после того как 18 июля им был
разработан план этого произведения. В то же время в этих первичных замыслах, по
крайней мере почти во всех, представлен и определенный жизненный материал. Таким
материалом для "Романа русского помещика" были взаимоотношения самого Л. Н.
Толстого со своими крестьянами, для романа "Семейное счастье" - его
взаимоотношения с В. В. Арсеньевой и быт в их поместьях. Точно так же и в основе
замыслов "Войны и мира", "Анны Карениной" лежал большой жизненный опыт писателя.
В некоторых случаях Л. Н. Толстой, записывая первичный замысел, ограничивался
указанием лишь на жанр будущего произведения: "Писать комедию", "Меня томит
комедия", "Задумал драму" и т. д. Конечно, и в этих случаях он представлял себе
какой-то жизненный материал, который мог бы стать основой задуманной им комедии
или драмы, но, очевидно, во всех этих случаях ему важно было отметить в
7 Л. Н. Т о л с т о и. Полн. собр. соч., тт. 46-47, 48^9. 102

замысле именно жанр задуманного произведения, а может быть, речь шла о многих
людях и явлениях, и из общего впечатления он еще не мог вычленить основное, что
можно 'был,о бы кратко обозначить в записи. В отношении замысла драмы,
записанного 9 ноября 1855 г., когда Л. Н. Толстой "был в Орле у умирающего
брата, Н. Н. Гусев, собравший наиболее полно биографические материалы по его
творчеству, предполагает, что материалом для драмы должна была
служить личность брата. Замысел комедии, записанный в дневник 19 февраля 1856
г., возник, очевидно, под влиянием "тогдашнего увлечения Л, Н. Толстого театром.§3
ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЗАМЫСЛА
Определение оформленного замысла представляет известные трудности, так как здесь
речь идет об отчленении процесса развития замысла от процесса создания самого
произведения. Казалось бы, что оформленный замысел^-это есть то, с чем писатель
уже может не только приступить к созданию произведения, но и закончить его.
Однако в творчестве Л. Н. Толстого наблюдается много случаев, когда он начинает
писать то или и'ное произведение и затем его бросает навсегда иди на некоторое
время, в дальнейшем неоднократно начинает обдумывать его снова, существенно
изменяя, и лишь после этого заканчивает произведение8. В некоторых случаях
длительная работа над замыслом тем не менее не . приводит к написанию
произведения. ("Роман русского помещика", роман из эпохи Петра I и т. д.).
Эти факты говорят о том, что на основе оформленного замысла можно начать писать
произведение, но этот замысел может не обладать какими-то качествами, которые
необходимы для создания произведения. Следовательно, надо различать замысел,
достаточный для начала работы над произведением, и замысел, на основе которого
можно осуществить литературное произведение. Первый нами назван "оформленным
замыслом", а второй можно назвать "плодотворным оформленным замыслом".
Разобраться в том, что составляет необходимое содержа- ^ ние оформленного
замысла, может помочь аналогия с замыслом научного исследования, содержание
которого достаточно.;
ясно. Для того чтобы ученый смог приступить к осуществле- \. нию исследования,
он должен разобраться в интересующей ' его проблеме, ясно и конкретно
сформулировать задачу ис- , следования. Далее он должен разработать план
исследования и и определить методы, способы решения поставленной задачи,: ,;
при этом он исходит из какой-то гипотезы-ожидания опре-ф деленного результата.
Таким образом, в оформленном за- ' мысле научного исследования представлены:
конкретно поставленная задача исследования, его план, методы решения задачи и
предварительная гипотеза. Однако при проведении исследования часто
обнаруживается, что избранный план и методы непродуктивны, иногда приходится под
влиянием полученных данных изменять и задачу самого исследования, часто
результаты получаются иными, несоответствующими гипотезе. В то же время здесь
четко отделяется замысел от
8 Например, "Дневник путешествий", "Дневник офицера в Севастополе" и т.. д.

104


самого проведения исследования, которое есть ни что иное, как решение
поставленной в замысле задачи на основе разработанного плана и использования
намеченных методов исследования.
Изучение хода развития первичных замыслов у Л. Н. Толстого в оформленные
подтверждает, что в оформленных литературных замыслах имеются те же основные
компоненты,^ -что и в замыслах, научных исследований. И здесь представлена
конкретная задача, и план будущего произведения, и методы решения задачи и
гипотеза, однако все они имеют специфичную форму и содержание. В чем же
специфика
этих компонентов?

Рассматривая особенности содержания первичных замыслов у Л. Н. Толстого, мы
отмечали, что в них непосредствен- . ные жизненные впечатления обычно были даны
в еще творчески непереработанном виде и что в них еще отсутствовало то, что
писатель называл "планом произведения", и решение вопросов, которое он хотел
дать в задуманном произведении. В них всегда был определен жанр произведения, но
не был,о еще образной гипотезы. Дневниковые записи, следующие за .фиксацией
первичного замысла, первые черновые наброски произведений и дневниковые записи,
связанные с работой над произведением, позволяют выяснить направление работы
писателя над оформлением замысла и содержанием оформленного замысла. Эти
материалы говорят о том, что Л. Н. Толстой прежде всего стремился определить
содержательность впечатлений, вызвавших первичный замысел: есть ли в них основа
для значительной образной гипотезы; если такой основы он в этих впечатлениях не
находил, то отмечал это обычно в дневнике, а если находил, то записывал идею
произведения. Так, записав 21 октября 1852 г. первичный замысел "Очерков
Кавказа", 28 ноября того же года он пишет в дневнике: "Видно прошло время для
меня переливать из пустого в порожнее. Писать без цели и надежды на пользу
решительно не могу"9. Обдумывая замысел "Роман русского помещика", он 3 августа
1852 г. записывает, что идеей этого прои.зведения должно быть "зло Правления
Р[усского]" 10.
Дневниковые записи, сделанные Л. Н. Толстым уже в процессе писания произведения,
убеждают в том, что фиксация идеи произведения в оформленном замысле есть только
гипотеза и притом именно образная, а не решение проблемы, которая рождалась уже
в процессе писания произведения.
8 этом отношении показательно признание Л. Н. Толстого о работе над "Романом
русского помещика", сделанное 20 де9
Л. И. Т о л с т о и. Полн. собр. соч., т. 46, стр. 1-37.
10 Там же, стр. 150.

105


кабря 1853 г., т. е. спустя больше года после фиксации его идеи: "Одно, чем,
как мне кажется, вознаградилось месячное бездействие, в котором я нахожусь, это
- тем, что план Р[омана] Р[усского] П[омещика] ясно обозначился. Прежде
предугадывая богатство содержания и красоту мысл,ей, я писал на удачу. Не знал,
что выбирать из толпы мыслей и картин, относящихся к этому предмету" u. -
В этой записи Л. Н. Толстой отмечает гипотетический
характер предшествующей его работы над романом, следовательно, и оформленного
замысла, он тогда, по его выражению, "только предугадывал". Из записи видно
также, что эта гипотеза носила выраженный образный характер, в ней
существенную роль играли "картины".
Другое направление работы Л. Н. Толстого над первичным'
замыслом тесно связано с обдумыванием гипотезы - это поиски и первоначальная
наметка сюжета. В некоторых случаях он сам придумывал его, 'в других за основу
использовал реальные случаи из собственной жизни или рассказанные ему. Так,
основой сюжета романа "Семейное счастье" ему послужили личные взаимоотношения с
В. В. Арсеньевой.

Судя по дневниковым записям, сюжет определялся у Толстого после записи
первичного замысла, иногда спустя большой промежуток времени, без определения
сюжета писатель не мог успешно работать над произведением. Так, первичный
замысел "Холстомера" был зафиксирован им в 1856 г., а сюжет его определен лишь в
1859 г. под влиянием рассказа А. А. Стаховича о сюжете повести, задуманной его
умершим братом. Тогда же Толстой сделал первый набросок этого рассказа, но
приступил к писанию его лишь в 1863 г., когда, разбирая бумаги, натолкнулся на
эту запись. Сюжет для "Очерков Кавказа" находится им гораздо быстрее. 10 августа
1851 г, он записывает свои впечатления от Кавказа, а 31 марта 1852 г. пишет, что
услышал от чеченца Балты "драматическую и занимательную историю чеченского
семейства Джеми, истребленного русскими солдатами. Вот сюжет для "Кавказского
рассказа" 12.
Эти факты дают основание считать, что наметка сюжета
является существенным компонентом оформленного замысла. Однако представляется,
что это несамостоятельный его ком-. понент, а элемент образной гипотезы, так как
он есть ничто иное, как средство объединения впечатлений, составляющих
основу образной гипотезы.
Наряду с определением образной гипотезы Л. Н. Толстой
при обдумывании первичного замысла большое внимание.
п Л. Н. Толстой. Поли, собр. соч., т. 46, стр. 212. 12 Там же, стр. 80-82, 103.

106


уделял составлению плана будущего произведения. В некоторых случаях он эти планы
записывал, в других тол,ько обдумывал. Приведем отрывок из наброска плана к
"Холсто-меру": "Севастополь, Венгерская война, раны. Трусость, храбрость.
Зависть (к верховым). Презрение. Офицер. Окормился пшеницей. В деревню. Продали
(огороднику) красноярцу. Захромал. Не виноват. Мужику. Выкормил. Я вас видел.
Помещику. Жить тут..." 13.
По приведенному отрывку пдана видно, что отрывок представляет собой в сущности
предварительную наметку композиции, последовательности работы над будущим
произведением. Он аналогичен плану научного исследования, где тоже намечаетсяПричиной, заставлявшей оставлять Л. Н. Толстого эти замыслы, была недостаточная
их значимость, невозможность в рамках таких замыслов прийти к образному решению
жизненно важных проблем. А именно этим его увлекало художественное творчество.

Бросая работу над "Летом в деревне"" он записывает в дневник: "Претит узость
задачи". В других случаях он записывает: "замысел пуст", "не могу писать без
мыслей" и т. д.
Возникает вопрос, почему в ранний период творчества у
Л. Н. Толстого тем не менее возникали замыслы произведений, которые по своему
характеру не могли удовлетворить его творческие потребности. Причину этого
следует искать в его необычайной впечатлительности, в обостренном интересе ко
всем явлениям действительности и в действии установки на писательский труд, а
также в том, что он еще недостаточно осознал, суть своей потребности в
литературном творчестве. В этот период он даже думал, что сможет писать только
для упражнения в "слоге или для денег".
Однако в некоторых случаях Л. Н. Толстой бросал работу и над произведениями,
затрагивавшими существенные общественные и моральные вопросы, которым он
придавал большое значение. Причины, по которым он их бросал,, были различны.
Одни были оставлены потому, что в период работы над ними коренным образом
изменились его мысли и пе-^ реживания, связанные с темой произведения (например:
"Роман русского помещика", "Записки мужа"), другие были заброшены, потому что
замыслы оказались непродуктивными.
Замысел "Романа русского помещика" он считал очень важным и полезным, выделял
его среди остальных. Так, 11 декабря 1852 г. записал: "Решительно совестно мне
за* пиматься такими глупостями, как мои рассказы, когда у меня начата такая
чудесная вещь, как Роман помещика... Лучше с убеждением и увлечением писать
хорошую и полезную вещь. За такой работой никогда не устанешь..."20. Роман
посвящен был актуальной тогда проблеме взаимоотношений помещика с крестьянами.
Начиная с июля 1852 г. Л. Н. Толстой интенсивно думает о нем и пишет его в
течение двух дет, временно отрываясь от него для работы сначала над "Кавказскими
рассказами", а затем над "Отрочеством". Этот перерыв был вызван не потерей
интереса к роману, а стремлением удовлетворить просьбу Н. А. Некрасова побыстрее
дать какое-нибудь произведение в журнал. "Роман русского помещика" Л. Н. Толстой
пишет до 9 января 1854 г. К этому времени его взгляды на взаимоотношения
помещиков и крестьян коренным образом изменяются, поэтому прежний замысел романа
перестает его удовлетворять. В 1856 г. по
20 Л. Н. Толстой. Полы. собр. соч., т. 46, стр. 152.
111приезде
в конце мая в Ясную Поляну Л. Н. Толстой собирает своих крестьян на
сходку и предлагает им перейти всем обществом с барщины на оброк с назначением
самого оброка в 26 руб. серебром с тягла. Однако крестьяне отнеслись к его
предложению с недоверием. 7 июня он предлагает им другой вариант их освобождения
- навсегда оставить во владении крестьян все те земли, которыми 'они в то время
пользовались, по истечении 24 лет, в течение которых они или по три дня в неделю
исполняют барщину или платят оброк по 26 руб. с тягла. Но и от этого предложения
крестьяне отказались. Эта его неудача вызвала у него новые мысли о "Романе
русского помещика". 8 июня 1856 г. он записывает в дневнике: "передумал кое-что
дельно из романа помещика" 21. Под этим "кое-что передумал" кроется в сущности
коренное изменение решения проблемы. Теперь Л. Н. Тодстой хочет показать
бесплодность попыток помещика улучшить положе- " -Ц ние крестьян.
Под влиянием обещания А. В. Дружинину дать что-нибудь в журнал "Отечественные
записки" он на основе материалов "Русского помещика" и своих новых мыслей о
взаимоотношениях помещиков и крестьян написал "Утро помещика", в котором дано
ироническое отношение к попыткам помещика улучшить положение крестьян. По
существу это уже совсем новое произведение, в котором лишь частично использованы
материалы по "Роману русского помещика". "Записки мужа" тоже быди оставлены Л.
Н. Толстым под влиянием резкого изменения настроения и строя мыслей. Замысел их
возник в дни несвойственного его активной натуре полного отчаяния и пессимизма.
Заграничные впечатления от казни через'гильотирование, случая в Люцерне вызвали
у него отвращение к европейской цивилизации. В то же время, приехав из-за
границы, он особенно остро воспринимал и переживал безобразие российской
действительности и свою личную неустроенность. Однако это его. состояние
продолжалось недолго, и как только оно кончилось, он перестал работать над
"Записками мужа".
Другие замыслы (роман о Петре I, о Декабристах, из эпохи Павла, о Суворове и
Кутузове и др.) были оставлены Л. Н. Толстым не из-за незначительности их
содержания или изменения мыслей и настроения, а потому, что они оказались
непродуктивными.
Мысль написать роман о Петре I сильно увлекла Л. Н. Толстого, и он на протяжении
многих лет работал над ним, но затем бросил эту работу. Сам писатель объяснял
это тем, что "эта эпоха слишком отдалена от нас, и мне
21 Л. Н. Т о л с т о и. Полн. собр: соч., т. 47, стр. 80. 112

трудно было проникнуть в nvnnr -^ они не похожи на нас"^. душу ^Дашних людей,
до того
, Нет никаких оснований не доверять чтпм Л. Н. Толстого, но оно требует еще
расти? признанию
думается, дополнения. Под его словами "трупГо" и"как нам в душу тогдашних людей,
до того они непохожи ..^У^ следует понимать не недостаток воображения у него
нас"" что люди петровской эпохи и сам Петр оказались 'чужд'ы ему, среди них он
не мог найти никого, кого бы смог полюбить. А для Л. Н. Толстого это имело
особенное значение Он сам отмечал эту особенность своего творчества: "...нача^
тый рассказ не увлекает меня. В нем нет лица благородно-'го, к[оторое] бы я
любил..."23. Материалы по роману из эпохи Петра показывают, что Л. Н. Толстой по
мере изучения личности Петра 'разочаровывается в нем, и это, по-видимому, было
одной из причин того, что он перестал писать этот роман. Очевидно, имело
значение и то, что писатель не мог найти основу для решения волновавших его
вопросов. Этот замысел не соответствовал некоторым особенностям творчества и
личности Л. Н. Толстого, что обнаружилось лишь в процессе работе над
произведением. Такой замысел можно считать непродуктивным.

Как ранее указывалось, Л. Н. Толстой на-чал писать р.Оман "Декабристы", затем
отложил работу над ним, так как захотел сначала выяснить истоки этого движения.
Закончив роман "Война и мир", он вновь в 1878 г. возвращается к этому замыслу и
намечает некоторые образы. Однако затем опять оставляет работу над ним. Нам
представляется, что по крайней мере одной из причин этого была непродуктивность
самого замысла, его основной мысли. Он возник под влиянием отрицательного
отношения к разночинцам. В представлении Л. Н. Толстого декабристы были прежде
всего хранителями моральных качеств, присущих старому дворянству, и их
мировоззрение, по его мнению, контрастировало с мировоззрением разночинцев. Это
было по существу неверно. Кроме того, он решил использовать в этом романе
оставшихся в живых героев "Войны и мира" и сделать декабристом Ростова, фигуру,
едва ли подходящую для этого. Вероятно, и это также помешало осуществить роман
"Декабристы". .
Нет прямых данных о причинах, по которым Л, Н. Толстой не стал осуществлять
замысел "Из эпохи Павла" и замысел "Суворов и Кутузов". Вероятнее всего, он
оставил по22
В. И. Алексеев. Воспоминания. Летописи. Книга двенадцатая. М., Гослитиздат,
1948, стр. 268.
23 Л. Н. Т о л с т о и. Полн. собр. сон., т. 46, стр. 158.

8 Заказ 248

113


следний, когда выяснил, что ему не удается сказать в заду-. манном произведении
нечто новое и существенное по сравнению с уже написанным.
Более ясно конкретные причины непродуктивности нек-о--торых замыслов у Л. Н.
Толстого выступают при анализе-тех из них, над которыми он долго работал,
неоднократно, приступал, к писанию произведения, изменяя замысел, а так--же при
анализе сразу осуществленных, но которые были, подготовлены рядом других
замыслов, не осуществленных. Примером первого рода замыслов могут служить
замыслы "Казаков" и "Холстомера". Примером вторых - "Война ч. мир", "Анна
Каренина", "Семейное счастье", комедия "За-раженное семейство", "Живой труп" и
т. д.
Во всех этих случаях первые оформленные замыслы при начале работы над
произведением оказались непродуктивны-. ми во всех своих компонентах или хотя бы
в одном из них, Обычно обнаруживалась непродуктивность образной гипотезы. Она
или не давала возможности прийти к образному ре-. шению волновавших писателя
вопросов или нельзя был,о" на основе ее создать полную систему образов
произведения. Так, например, первичный замысел "Беглеца" (будущие "Ка-. заки")
Л. Н. Толстой записал в дневник 25 июля 1853 г., 28 августа этого же года он
начал его писать, но спустя три, дня бросил на несколько лет24. Н. Н. Гусев
(1954) считает, что причиной этого была неясность подробностей развития-сюжета.
Это не совсем так. Дело в том, что Л. Н. Толстой;
почти всегда приступал к писанию произведения лишь с наметкой сюжета, еще не
уяснив подробности его развития, но-в других случаях он эти подробности находил
в процессе работы над произведением. Следовательно, наметка сюжета, и образная
гипотеза этого замысла были таковы, что на основе их Л. Н. Толстой не мог в
процессе писания создать, развернутый сюжет во всех его подробностях. В 1857 г.
Л. Н. Толстой вновь возвращается к мысли написать "Беглеца". По дороге за
границу обдумывает ряд замыслов, в. том числе отдельно "Епишку" и "Беглеца" 25.
В апреле этого. же года у него определяется сюжет повести "Беглец", и он,-
начинает опять ее писать. Однако к возникшему сюжету у него двойственное
отношение: увлекает его драматичность, но сюжет представляется ему неморальным.
18 августа он уже. разочаровывается в своем замысле: "Не могу писать без
мыслей",-записывает он в дневнике. Это значит, что и измененный замысел
оказыв

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.