Жанр: Психология
Исследования по психологии художественного творчества
...али жизни Л. Н. Толстого 'и окружающей
действительности способствовали развитию ; у. него на основе природных данных
именно художественнолитературных
способностей и возникновению писательской направленности. Прежде
всего детство и юность его. Факты этой поры достаточно известны 16, и мы их
повторяем лишь
с тем, чтобы присмотреться к ним с точки зрения поставленного вопроса о
"предыстории" возникновения и формирования писательской направленности Л. Н.
Толстого.
!4 См. В. Д. Небылицы н. Основные свойства нервной системы человека. М.,
"Просвещение", 1966. - '. ч5 См. Э. Гельгорн, Дж. Л у ф б о р р
о у. Эмоции и эмоциональные
расстройства. М., "Мир", 1966. *° См. Н. Н. Гусев Лев Николаевич Толстой.
Материалы к биографии
(с 1828 по 1855гг.). Изд-во АН СССР, 1952. .
Патриархальная обстановка в помещичьей семье старинного дворянского рода. Мать
Льва Николаевича, М. Н. Толстая, по его словам, "была очень хорошо образована
для своего времени. Она знала, кроме русского, на котором она, противно принятой
тогда русской безграмотности, писала правильно,-четыре языка: француский,
немецкий, английский и итальянский,-должна была быть чутка к художеству; она
хорошо играла на фортепиано, и сверсницы ее рассказывали мне,- вспоминает
Толстой,- что она была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки,
выдумывая их по мере рассказа" 17.
"Жизнь моей матери,- продолжает свои "Воспоминания" Л. Н. Толстой,-проходила вся
за занятиями с детьми, в вечерних чтениях вслух романов для бабушки и серьезных
чтениях, как "Эмиль" Руссо, и рассуждениях о читанном, в игре на фортепиано, в
преподавании итальянского языка одной из теток, в прогулках и домашнем
хозяйстве" 18.
Отец Льва Николаевича, Н. И. Толстой, образованный, остроумный, начитанный
человек поощрял литературные интересы и литературные опыты детей. Наконец,
довольно широкое домашнее образование: математика, иностранные языки,
литература, история, музыка (последняя всегда занимала' большое место в жизни
семьи Толстых). Все эти сведения позволяют заключить, что уже с детства Льва
Николаевича окружала атмосфера живого интереса к искусству, литературе и музыке,
что он рано пристрастился в семейных чтениях к литературе и почувствовал "вкус"
к литературному творчеству. В семилетнем возрасте Толстой пишет миниатюрные
"сочинения" (порой в одну-несколько фраз): "Орел", "Сокол", "Сова", "Попугай",
"Павлин", "Колибри", "Петух", восьми лет с увлечением читает отцу наизусть стихи
А. С. Пушкина "Наполеон" и "К морю". "Его,- вспоминает он,- поразил, очевидно,
тот пафос, с которым я произносил эти' стихи, и он, прослушав меня, как-то
значительно переглянулся с бывшим тут Языковым. Я понял, что он что-то хорошее
видит в этом моем чтении, и был очень счастдиа этим" 19. Двенадцати лет он пишет
уже стихотворение - поздравление Т. А. Ергольской на день ее рождения ("Милой
тетеньке") . Следующий опыт - эпитафия на смерть тетки гра|фини Остен-Сакен.
Итак, уже с детства вся обстановка семьи и преимущественно гуманитарное
образование прививает Толстому интерес к литературе.
17П. И. Бирюков. Биография Л. Н. Толстого, т. !. М., Госиздат 1923" стр. 2.
стр. 2.
18 Там же, стр. 11.
19 ^au же, стр. 16.
72
18 То" ^" ,.- ч
§2
ЗАРОЖДЕНИЕ ПИСАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ у Л. Н. ТОЛСТОГО
В возникновении писательской направленности у Толстого существенную роль сыграла
его работа над самоусовершенствованием и связанное с ней создание правил
поведения и ведение дневника. Стремление к нравственному самовоспитанию возникло
у него приблизительно в начале 1847 г. и было вызвано рядом жизненных
обстоятельств. Оказавшись в 1845 г. в Казани (он был принят в Казанский
университет), со свойственной ему страстью и пылом предается он "забавам"
светской жизни с ее. роскошью, мотовством, балами, картами и пр. Учение
заброшено. Граф Лев Толстой прилежно старается усвоить всю тонкость
безукоризненных манер "комильфо" и... оказывается оставлен на второй год на
первом курсе университета. Это довольно ощутимый удар по самолюбию юноши. Однако
перемена в отношении к университетским занятиям наступает лишь после неудачной
сдачи, полугодичных экзаменов на втором курсе юридического факультета (третий
год учебы в Казанском университете). К этому времени увлечение светской жизнью
спадает; он начинает, хотя еще и смутно, сознавать пустоту и фадьшь светских
отношений, испытывает чувство острой неудовлетворенности своим образом жизни,
задумывается о своей дальнейшей судьбе. "С тех пор, как я помню свою жизнь, -'
пишет Л. Н. Толстой,-я всегда находил в себе какую-то силу истины, какое-то
стремление, которое не удовлетворялось; везде одни противоречия, одна
ничтожность. Чем больше я жил, тем несноснее становилась она для меня" 20. Он
хочет вырваться из проторенной и привычной колеи праздности, начинающей тяготить
его, найти какое-то дело, которое наполнило бы смыслом его жизнь. Нужно
проститься со своими "слабостями": ленью, безволием, нерассудительностью, и для
этого есть путь - самоусовершенствование, самовоспитание, борьба с самим собой,
со своими привычками. Это стремление к самоусовершенствованию было вызвано
резким противоречием между привычками, приобретенными в Казани, и нравственными
началами, воспитанными в нем всем укладом патриархальной помещичьей жизни, в
которой формировалась его личность.
Он принимается за составление "Журнала ежедневных занятий" - расписание по часам
на каждый день с отметкой об исполнении или неисполнении намеченного, и "Правил;
20 Л. Н. Толст'ой. Полн. собр. соч., т, 1, стр. 226.
для развития воли" (январь - февраль 1847 г.). Сюда ,-| включаются им и правила
сознательного развития ум- ;3 ственных способностей, например, такое: "не
пропускать ни | одной мысли, не записав и не развив ее в свое время" 21.
|
В отрывке "О цели философии" (март 1847 г.) Л. Н. Тол- | стой говорит, что
"философия - наука жизни", что "человек I должен искать счастье в образовании
себя", и предлагает для этого следующий метод: "...телесные потребности все
подчинять воле",- и дальше опять правила: "2) способности воспроизведения
подчинять воде и развивать по следующим правилам: помнить всякую мысль, которую
находишь хорошею, целую неделю и потом записывать ее, и каждый вечер все мысли
повторять. Упражнения: изучать Математику. - 3) рассудок или способность
заключения подчинять воле и развивать по следующим правилам: 1) Определять
всякое понятие... 2) Каким образом ни приобретать новые мысли, "" всегда следить
за ходом мыслей и замечать сколько и какие есть способы мышления. Упражнения:
Математика и спор". Сюда же он включает и "способ выражения мыслей. Правила для
этого будут следующие. 1) До тех пор не писать на бумагу предложения, пока не
найдешь его вполне в самом себе в отношении предыдущего и последующего.
Упражнения: определения и стихи" 22.
Изменяется и отношение к учению. "В конце этого года (1847 г.-О. Н.) я в первый
раз стал серьезно заниматься и нашел в этом даже некоторое удовольствие",- пишет
Л. Н. Толстой. Он читает Гоголя, Гёте, Руссо, переводит отрывок из "Руководства
к уголовному праву" Ярке с немецкого языка, делает сравнительный анализ "Наказа"
Екатерины и "Духа законов" Монтескье, внимательно штудирует'-Гердера. Эти
занятия также имели определенное значение' для подготовки к писательской
деятельности Л. Н. Толстого,:
вырабатывая дисциплину труда, способность глубокого анализа явлений жизни и
социальных типов, не говоря уже о том, что они оставили свой след и в его
философии истории, и в его творческом процессе, и в формировании его
мировоззрения 23.
17 марта 1847 г. Л. Н. Толстой начинает вести дневник,
возникший первоначально в тех же целях самовоспитания. "Я никогда не имел
дневника, потому что не видал никакой пользы от него,- отмечает Толстой в
дневниковой записи 7 апреля 1848 г.-Теперь же, когда я занимаюсь развитием
21 Л. II. Толсто и. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 262:
23 Там же, стр. 231. 23 См. Г. В. Краснов. Философия Гердера в творчестве
Толстого. В кн.:
"Л. Н. Толстой". "Ученые записки Горьковского государственного университета", т.
IV. Горький, 1961.
.74
своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития"
24. И дневник заполняется "правилами" и используется как средство контроля за их
исполнением; и в нем продолжается все та же работа по развитию памяти,
активизации ума, достижению четкости мысли. В нем записано наряду с другими и
такое правило: "то, что предположил себе делать, не откладывай под предлогом
рассеянности или развлечения; но тотчас, хотя наружно, принимайся за дело. Мысли
придут. Например, ежели предположил писать правила, то вынь тетрадь, сядь за
стол и до тех пор не вставай, пока не начнешь и не кончишь" 25. Это правило
особенно охотно и часто Л. Н. Толстой применял впоследствии в своей писательской
практике, но складывается оно задолго до того, как он примется за труд писателя,
и, как мы
видим, в иных соображениях.
Скоро, однако, назначение дневника расширяется. "Опять
принялся я за дневник:-пишет Л. Н. Толстой 14 июня 1850 г.,- и опять с новым
рвением и новою целью. Который уж это раз? Не помню.-Все равно, может, опять
брошу;
зато приятное занятие, и приятно будет перечесть, так же как приятно было
перечесть старые. Мало ли бывает в голове мыслей, и которые кажутся весьма
замечательными; а как рассмотришь, выдет пустошь, иные же точно дельные - вот
для этого-то и нужен дневник. По дневнику весьма удобно судить о самом себе:-
потом, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперед, то ддя этого
тоже необходим дневник... Последние три года, проведенные мною так беспутно,
иногда кажутся мне очень замечательными, поэтическими и частью полезными;
постараюсь пооткровеннее и подробнее вспомнить и написать их. Вот еще третье
назначение для дневника" 26.
Это очень важное признание. В процессе ведения дневника Л. Н. Толстой открывает
в нем все новые возможности для самовоспитания, которые вместе с тем оказываются
весьма существенными и для 'формирования писательской направленности. Он
внимательно анализирует свое поведение по записям, пытаясь разобраться в
причинах и следствиях своих поступков и чувств, и в то же время вырабатывает в
себе навыки критической оценки записанного. Дневник неожиданно открывает перед
ним увлекательную сферу анализа психи-_. ческой жизни, и его начинает занимать
сам процесс письменного выражения переживаемого, вызывая у него мысль о ведении
дневника как о "приятном занятии". Прежнее назначение дневника - "судить о самом
себе" и предписывать
24 Л. Н. Толстой. Поли. собр. соч., т. 46, стр. 29.
25 Там же, стр.- 36.
26 Там же, стр. 34-ЗБ.
себе планы "на день, на год, на всю жизнь даже" - остается, но уже близко
соприкасается с иной задачей - путем подробного и откровенного описания
производить анализ пережитого, т. е. с задачей, которую можно было бы определить
как первые попытки воссоздания жизни в слове.
Стремление "схватить" смысл и содержание чувства и дать им конкретное выражение
в словесной образной форме - эта особенность зрелого художника, как мы видим,
начала формироваться уже в раннем его дневнике, где он пытается разобраться в
самом себе, в сложной путанице своих мыслей и чувств и вместе с тем ставит себе
целью подробно описать кажущиеся ему такими поэтическими годы - задача, которая
выходит за пределы педантичной регистрации требований к себе и фиксации степени
их исполнения, причем это занятие в перспективе вырисовывается перед ним именно
как постоянное дело.
Дневник перечитывался. Сначала в целях самоконтроля,
чтобы напомнить себе некоторые правила и "исполнить неисполненное". Но затем
написанное в дневнике начинает доставлять ему наслаждение. 20 марта 1852 г. Л.
Н. Толстой записывает: "Сейчас перечел, я свой старый дневник с 1 июля 1851 г. и
кое-что написанное в этой книге.--Удовольствие, которое доставило мне это
чтение, заставляет меня продолжать дневник, чтобы на будущее время приготовить
себе
' такое же удовольствие" 27.
Этот интерес к чтению собственного дневника и удовольствие, испытываемое при
чтении, уже сродни писательскому отношению к слову (хотя пока что у этих записей
единственный читатель - сам автор). Естественно, что при такой изменившейся роли
дневника и при таком отношении к его ведению возникают попытки восполнить
пробелы в записях, заняться работой отделки и углубления своих дневниковых
набросков, превращая их в какой-то мере в авторское "жизнеописание". Дневник
становится временами чем-то подобным
мемуарам.
Начало такого жизнеописания мы находим в дневнике
Л. Н. Толстого от 17 июня 1850 года, спустя три дня после
записи о "третьем назначении" дневника.
Задача этого отрывка о "беспутно проведенных", но кажущихся "замечательными и
поэтическими" годах, объяснить себе неудовлетворенность своей жизнью, найти
какое-то определяющее ее "начало" 28. Она близка' к замыслам первых
художественных произведений: в черновом наброске предисловия к "4-м эпохам
развития" (трилогия) Л. Н. Толстой пишет: "Я несчастлив и, ежели не совершенно
невинен, то
27 Л. Н. Т о лето и. Поли. собр. соч., т. 46, стр. 92.
28 Там же, стр. 36.
не более виноват в своем несчастьи, чем другие, которые несчастливы... Интересно
было мне посмотреть свое развитие, главное же хотелось мне найти в отпечатке
своей жизни одно какое-нибудь начало - стремление, которое бы руководило
меня"29.
Заметна, таким образом, единая, связующая нить между
дневником, записками и первыми художественными произведениями. {
Анализ работы Л. Н. Толстого над реализацией идеи самовоспитания, характер его
дневниковых записей свидетельствуют о том, что в процессе длительного
осуществления этого замысла у него постепенно складывается именно писательский
подход к действительности и развивается глубокий интерес к этой деятельности,
формируются, и при том очень основательно, способности и навыки, необходимые для
писательского труда.
Нужно отдать должное проницательности Н. Г. Чернышевского, который уже в первых
рассказах Л. Н. Толстого сумел уловить важные особенности его творчества. "Мы
го- , ворим, -уточняет Н. Г. Чернышевский свою мысль, - о самонаблюдении, о
стремлении к неутомимому наблюдению над самим собой... Он (Толстой)
чрезвычайно внимательно изучал тайны жизни человеческого духа в себе - и это
знание драгоценно не только потому, что доставило ему возможность написать
картины внутренних движений человеческой мысли... но еще, может быть, больше
потому, что дало ему прочную основу для изучения человеческой жизни вообще...
Самонаблюдение должно было чрезвычайно изострить вообще его наблюдательность,
приучить его смотреть на людей проницательным взглядом"30. Дневники Л. Н.
Толстого раскрывают нам, как вырабатывалось его замечательная способность
улавливать "таинственнейшие движения психической жизни". Они способствовали
образованию у него навыков хранить в памяти остановившие на себе внимание
особенно яркие впечатления, мысли, из которых потом можно выбрать и "дальнее".
Это откладывание пережитого в "копилку памяти" преследует пока что еще цель
доставить себе приятное удовольствие при перечитывании дневника, но уже
формируется и очень важная для писателя способность к передаче своих мыслей и
чувств в слове и не менее важная для будущей его писательской деятельности
привычка постоянного, острого, неутомимого наблюдения над жизнью и самим собой,
причем уже относимого к словесному выражению. Таким образом, роль дневника в
формировании т29
Л. Н. Толстой. Поли. собр. соч., т. 1, стр. 103.
30 Н. Г. Чернышевский. Литературно-критические статьи. М., Гослитиздат, 1939,
стр. 251.
сательской направленности у Л. Н. Толстого оказывается исключительно велика.
Однако до декабря 1850 г. мы не имеем никаких данных" которые бы говорили о
намерении Л. Н. Толстого заняться "ремеслом писателя". С 1847 г. (в 18-19 лет)
он начинает уже серьезно задумываться о деятельности "на всю жизнь", о выборе
"карьеры". Прежде всего он направляет свои усилия на то, чтобы закончить
университетский курс. Целой системой правил и расписаний пытается он выработать
в себе усидчивость, терпение, приучить себя к трудовой дисциплине, в чем
достигает некоторых успехов - "появляется страсть к наукам" 31. Но казенные
университетские требования заглушают и без того не очень прочную эту "страсть".
И когда в апреле 1847 г., после совершения раздельного акта между братьями и
сестрой Толстыми, Л. Н. Толстой становится владельцем нескольких деревень (в том
числе и имения Ясная Поляна), он уходит из университета, решив стать образцовым
помещиком и благодетелем для своих крестьян.
С мая по октябрь 1847 г. он усердно занимается хозяйством и пытается облегчить
участь своих крестьян, но не получает ни желаемых результатов, ни удовлетворения
от этой деятельности. Разочарованный, испытав горечь неудачи, от-^ правляется он
в Москву, срываясь опять в пучину светских'. развлечений. Но и эта полоса
проходит, и он снова в нерешительности, не зная, что предпринять. Он решает
ехать в Пе- , тербург: там, пишет Л. Н. Толстой, "мне открылись две до-:, роги.
Я мог вступить в армию... и мог закончить мои универ-,, ситетские занятия, чтобы
получить себе потом место чинов- :
ника"32. Выбор падает на последнее, он начинает сдавать экзамены на кандидата
прав при Петербургском университете. Однако после успешной сдачи двух экзаменов
вновь возвращается в деревню. Сам он в воспоминаниях объясняет:
свое решений теЦ, что "наступила весна, и прелесть дере--венской жизни снова
потянула его в имение"33. Осенью:
1849 г. он все-таки поступает на службу в Тульское губернское правление, не
оставляя еще надежды сдать экзамены на' кандидата прав.
Как можно убедиться, в описанных попытках Л. Н. Толстого определить свое место в
жизни, найти свою основную жизненную деятельность нет и намека на писательский
труд.
Трудно установить точно те обстоятельства, которые привели его к мысли о
литературном творчестве. Если достоверен приведенный в воспоминаниях С. Л.
Толстого тот факт, что, когда И. С. Тургенев прочел сестре Толстого,
31 Л. Н. Толстой. Поли. собр. соч., т. 46, стр. 7.
32 П. И. Бирюков. Биография Л. Н. Толстого, т. 1, стр. 65.
33 Там же. ;
М. Н. Толстой, "Отрочество", и она, не зная, что оно написано Львом
Николаевичем, по сходству содержания повести с жизнью их семьи, заподозрила в
авторстве Н. Н. Толстого 34, то можно сделать заключение, что намерения Н. Н.
Толстого, старшего брата Льва Николаевича, относительно писательской
деятельности были известны семье. Это могло вызвать попытки испытать себя в этой
области творчества и у
Л. Н. Толстого.
Письмо Л. Н. Толстого к Т. А. Ергольской свидетельствует о том, что она
советовала ему заняться писательским трудом: "Помните, добрая тетенька, что
когда-то вы посоветовали мне писать романы,-пишет Л. Н. Толстой.-Так вот, я
послушался вашего совета - мои занятия, о которых я вам говорю -
литературные"35. В отзывах близко знавших Л. Н Толстого людей часто отмечается
его дар замечательного рассказчика (воспоминания графини А. А. Толстой, И. С.
Тургенева и др.). Возможно, что это дар Л, Н. Толстого и вызвал совет Т. А.
Ергольской, о котором он упоминает
в своем письме.
В начале декабря 1850 г. Толстой приезжает в Москву,
где встречается со своим знакомым и дальним родственником С. Калошиным, с
которым он вместе готовился к продолжению своих кандидатских экзаменов. О нем Л.
Н. Толстой пишет Т. А. Ергольской: "Сергей Калошин не женат, как были о том
слухи, но он остепенился и много работает над переводами романов для журналов и
пишет повести, которые печатаются. Я не читал ничего из написанного им, но
говорят, что он очень талантлив, и что его маленькие вещицы очень милы. По
крайней мере, он честно зарабатывает свой хлеб и зарабатывает его больше, чем
приносят 300 душ
крестьян"36.
Очень возможно, что и пример С. Калошина мог вызвать
желание у Толстого самому испытать силы на писательском поприще и его могла
привлечь перспектива таким образом "честно зарабатывать свой хлеб". Во всяком
случае первый зафиксированный художественный замысел - "писать повесть из
цыганского быта" - появляется в дневнике на другой день после письма о С.
Калошине.
Появление первого художественного замысла уже бесспорно свидетельствует о
решении Л. Н. Толстого испробовать свои возможности в области писательской
деятельности.
Основательная база для такой деятельности уже была
подготовлена предшествующей порой развития. Однако воз34
С. Л. Толстой. Очерки былого. М., Гослитиздат, 1956, cip. 287. 36 Л. Н.
Толстой. Полн.',собр. соч., т. 59, стр. 119. 36 Там же, стр. 66.
никновение первого замысла еще не дает основания утверждать, что Толстой избрал
литературное поприще своей основной жизненной деятельностью. Скорее это попытка
попробовать свои силы и в этой сфере, ибо он продолжает поиски "деятельности на
всю жизнь" не только в период появления первого художественного замысла (мечты о
чиновничьей карьере, поездка с братом на Кавказ и определение на военную
службу), но и во время написания и появления в печати первого художественного
произведения. Поэтому возникновение художественного замысла может
рассматриваться лишь как начало сознательного формирования писательской
направленности у Л. Н. Толстого.
§3
ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ
ПИСАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО
формирование писательской направленности, как об этом свидетельствуют изложенные
нами наблюдения, происходило у Л. Н. Толстого чрезвычайно своеобразно. Под
влиянием рано проявившегося устойчивого стремления к нравственному саморазвитию
и совершенствованию он в течение ряда лет занимается упорной сознательной
работой по развитию памяти, мышления, самоанализа, воображения; оттачивает
умение точно выражать мысль и чувство в слове, иными словами - развивает те
способности и навыки, которые являются основой успешной писательской
деятельности. В результате этой работы и особенно благодаря дневнику у него
задолго до того, как появится мысль о собственно писательской деятельности, уже
складывается отношение к явлениям действительности, к собственным переживаниям и
мыслям, специфичное для писателя. Возникает привычка и даже потребность относить
явления действительности к словесно-пись-менному выражению, объективно
контролировать написанное, смотреть критическим взглядом на все то, что
откладывается под его рукой на чистый лист бумаги, и вместе с тем находить
глубокое удовлетворение от такого воспроизведения внутренней жизни. Рано или
поздно это увлечение должно было привести его к мысли о писательской
деятельности, и .появление первого художественного литературного замысла "писать
повесть из цыганского быта" (запись в дневнике от 8 декабря 1850 г.) дает право
говорить об осознании Л. Н. Толстым своей писательской направленности. Не
сохранилось, однако, ни рукописей, ни развернутых дневниковых или каких-либо
иных записей, которые позволили бы
точно судить о содержании этого замысла. Только второй замысел, возникший
позднее, в марте 1851 г.: "описать ход своего морального развития" ("4 эпохи
развития")-был выполнен Толстым. Из него вырастет сначала "Детство", затем и две
остальные части трилогии37. Этот замысел в сущности идет в том же русле
моральных исканий и размышлений Л. Н. Толстого над своей жизнью, над причинами
мучительного разлада в самом себе, который давал себя чувствовать все острее,
заставляя его бросаться из одной крайности в другую, затем снова и снова
находиться в поисках выхода из нравственного тупика; этот замысел отражает все
то же его стремление найти путь к добру (см. 1-ю редакцию "4 эпох развития",
предисловие). Автобиографичность этого замысла подчеркивается "рабочими"
формулировками его в дневнике:
"писать историю моего детства" (18 января 1851 года), "описать ход своего
морального развития" (29 марта 1852 г.). Между тем это первое художественное
произведение, над которым упорно работает Л. Н. Толстой, качественно отличается
от его дневниковых записей: в нем уже изображено не просто личное,
индивидуальное, а типическое, открытое в личном. Автор обращается к своему
опыту, воспоминаниям детства, и, однако, рисуемые им события не становятся от
этого детальной копией с пережитого им самим. Напротив, он стремится к
типизации, к обобщению личного опыта, и это достигается посредством нескольких
редакций и кропотливой работы над ними; в первой редакции автора волнует мысль о
том, чтобы успеть перенести на бумагу все виденное и испытанное, соображения,
которые приходят в голову в процессе самой работы, и лишь в последующих
редакциях (их сохранилось четыре) все эти разнообразные по своим темам
рассуждения автора, обилие жизненных деталей и подробностей, не связанных какойто
общей для всего произведения мыслью, начинают подчиняться единой
художественной логике, все более четко складывающемуся замыслу, и субъективный
элемент начинает уступать место типическому38.
Таким образом, в работе по осуществлению замысла "4-х эпох развития" (первой его
части - "Детства") совершается у Л. Н. Толстого переход к собственно
художественному, обобщающему действительность творчеству. Когда он пишет
"Детство", у него еще нет уверенности, что удастся произведение, достойное
опубликования, но уже ясно определенное стремление писателя к этому.
37 По поводу "Истории вчерашнего дня" существуют различные версии относительно
времени работы над ним (см. Н. Н. Гусе в. Лев Николаевич Толстой. Материалы к
биографии (с 1828 по 1855 гг.). М., Изд-во АН СССР, 1954, стр. 275-276.
38 См. об этом подробнее в кн.: И. В. Ч у п р и н. Трилогия Л. Толстого
("Детство", "Отрочество", "Юность"). Саратов, 1961.
6 Заказ 248 81
И это стремление побуждает Л. Н. Толстого сознательно и напряженно выяснятьсвоей от
...Закладка в соц.сетях