Жанр: Философия
Эннеады
...кже и предположение об участии во
всем Всеобщей Души, что доказывается самим существованием вещей и мудрости,
проявляющейся в их существовании. А ваши претензии на то, что вы также
хорошо устроены, также мудры, как и Вселенная? Само сравнение уже
смехотворно и абсолютно неуместно; более того, оно богохульно, за
исключением лишь случая, когда оно приводится для того, чтобы помочь в
поисках истины.
Не разумный человек, но только слепец может лелеять столь глупую мысль,
столь далекую от правильного понимания не только Вселенной Разума, но даже
и нашего собственного мира.
Если человек постиг истинную Гармонию Царства Разума, то разве может он,
будучи, например, музыкантом, не воспринять гармонию звуков? Если он
занимается геометрией или математикой, то разве может он не получать
удовольствия от симметрии, соответствия, упорядоченности, наблюдаемых в
видимых вещах? Даже если мы обратимся к искусству рисования, то увидим
следующее: тот, кто воспринимает картины художников посредством органов
зрения, каждое полотно видит по-своему; он глубоко взволнован, узнав в
видимых глазу предметах отражение идеи, и вынужден вспомнить об истине то
есть пережить то самое чувство, из которого рождается Любовь. Что ж, если
вид прекрасно воспроизведенной Красоты способен мгновенно обратить разум к
другой Сфере, то очевидно, что любой, кто способен видеть всю прелесть
этого мира чувств - его строгий порядок, Форму, которую демонстрируют даже
далекие звезды - не может быть настолько тупым, настолько черствым, чтобы
не предаться размышлениям об этом, или не испытывать благоговейный трепет
при мысли, что это все столь великое, произошло от еще более великого. Тот,
кто не откликается на этот призыв, не понимает нашего мира и ничего не
знает о другом.
17. Возможно, что презрению ко всему материальному, философы этой школы
научились у Платона, который утверждает, что тело является величайшей
помехой для Души, и заявляет, что все материальное, по самой сути своей,
является злом.*
____________
* Ср. Федон 66b
Тогда пусть они на мгновение выбросят материальный элемент из Вселенной и
присмотрятся к тому, что останется.
Они будут думать о Сфере Разума, которая включает в себя Идеал-Форму,
реализованную в Космосе. Они будут думать о стройной системе душ, которая
порождает бесплотное величие и ведет Понятие к пространственному
расширению, в результате чего оно, становится, посредством своего величия,
точной копией лишенного частей принципа - величие силы здесь подменяется
величиной размеров. Тогда они с равным успехом могут думать о Космической
Сфере (всеобщей Душе) как о чем-то, что движется под руководством той
Божьей Силы, которая ведет его от начала до конца, или как о чем-то, что
находится в состоянии покоя и не подчиняется никакой внешней силе: любой
подход приведет к истинному пониманию Души, которая управляет нашей
Вселенной.
А теперь пусть они поместят в это все материальный элемент - не в том
смысле, что Душа претерпит какие-то изменения, - а в том, что Душа дает
(ведь "Он [Творец] был благ, а тот кто благ, никогда и ни в каком деле не
испытывает зависти"*) своим нижестоящим все, что любая неполная вещь имеет
силу принять - и их концепция Космоса сразу же должна быть пересмотрена;
они не смогут отрицать, что Душа Космоса вложила столько сил в создание
материального принципа, по сути своей безобразного, для того, чтобы
вдосталь отведать добра и красоты и расшевелить души, - существа
Божественного порядка.
____________
* Тимей 29е
Конечно, они могут сказать, что они сами не чувствуют никакого волнения и
не видят разницы между красивыми и уродливыми формами тела: но тогда они не
могут сказать, что хорошее поведение отличается от плохого: не может быть
красоты в науках; не может быть красоты в мыслях; значит, не может быть
красоты и в Боге. Наш мир происходит от Изначального; если красоты нет в
нашем мире, то ее нет и в Источнике: ибо, произрастая из него, мир впитал
бы в себя его красоту. И если они заявляют о своем презрении к земной
красоте, то тогда для них будет лучше, если они станут презирать красоту
юношей и женщин, а не то они могут пасть жертвой невоздержанности.
Более того, мы должны обратить внимание на то, что они, в своем
самодовольстве, не могут презирать вещи, ничтожность которых не вызывает
сомнений; они получают извращенное удовольствие от того, что презирают
вещи, перед которыми когда-то преклонялись.
Мы должны всегда помнить, что красота неполной вещи не может быть идентична
красоте целого; а несколько разных предметов не могут быть такими же
величественными, как их соединение.
Мы должны признать, что даже в этом разнообразном мире существуют
очаровательные вещи, которые можно сравнить с Небесными Вещами - формы, чья
красота должна наполнить нас почтением к их Создателю и убедить нас в их
Божественном происхождении: формы, которые показывают насколько прекраснее
невыраженная часть Всевышнего, поскольку они не могут быть понятыми нами, и
мы должны, несмотря на все наше восхищение, уйти от них к другим, менее
совершенным. Далее, везде, где существует внутренняя красота, мы можем быть
уверены, что внутреннее соответствует внешнему; там, где внутри поселилось
зло, в соответствии с законом порочности основы, все становится низким.
Ничто низкое внутри не может быть возвышенным снаружи - по крайней мере,
если речь идет об источнике красоты, ибо существуют примеры, когда под
красивой маской скрывается уродливая суть; внешне красивые, но безобразные
внутри, красивы именно такой, фальшивой и поверхностной красотой: если
кто-нибудь скажет мне, что он встречал людей по-настоящему красивых, но
злобных внутри, то я не поверю этому; просто у нас неверное представление о
красоте человека; конечно, может случится и так, что в натуру, по сути
своей добрую, будут случайно занесены семена зла; в нашей Сфере на пути к
самосовершенствованию можно встретить немало препятствий.
В любом случае, Целое - прекрасно, и для его внутренней праведности не
может быть никаких препятствий; там, где природа вещи несовершенна
изначально, могут иметь место недостатки в полном выражении этой вещи; она
может даже перейти на сторону зла, но Целое никогда не ведало детской
незрелости; оно никогда не знало движения вперед, в ходе которого в него
привносилось что-то новое; оно никогда не знало роста; ему не откуда было
получать пополнение; оно всегда было Всеохватывающим.
И даже для Душ Целого никто не может представить подобный путь. Или, даже
если допустить подобную мысль, нельзя представить, чтобы она двигалась по
направлению ко злу.
18. Но, возможно, эта школа будет утверждать, что если ее учение призывает
ненавидеть тело и отречься от него, то наше учение привязывает к этому телу
Душу.
Иными словами: два человека живут в одном величественном доме: один из них
недоволен его конструкцией и его Архитектором, но, тем не менее, не желает
его покинуть; другой не жалуется, считает, что Архитектор был абсолютно
прав, и весело ждет того дня, когда он сможет покинуть этот дом, ибо он ему
больше будет не нужен; недовольный воображает себя умнее и полагает, что он
более готов к тому, чтобы покинуть этот дом, потому что он научился
повторять, что стены - это всего лишь бездушные камень и дерево и поэтому
это место никогда не сможет стать настоящим домом; он не понимает, что
отличается от спокойного жильца только тем, что не может примириться с
неизбежностью - если конечно причина его поведения не заключается в том,
что в глубине души он испытывает восхищение перед красотой этих самых
"камней", и просто пытается скрыть это. До тех пор, пока мы обладаем
телами, мы должны населять места, приготовленные для нас могучим и творящим
безо всякого усилия создателем - нашей доброй сестрой Душой (Всеобщей
Душой) с ее огромной созидательной силой.
Или эта школа отвергает слово "сестра"? Самых низких людей они называют
братьями; способны ли они совершить безумство и отказаться от связи с
Солнцем, с силами Небес и самой Душой Космоса? Такое родство - истинно, оно
не Для грешников; им могут похвастаться только те, кто обрел праведность и
является уже не телом, а воплощенной в тело душой, причем жизнь души в теле
подобна бытию Всеобщей Души во всемирной форме. Это означает умеренность,
сдержанность, отказ от внешних удовольствий и всякой показухи, невозмутимое
отношение к трудностям. Всеобщую Душу ничто не может потрясти; ничто не
может повлиять на нее; но мы, в нашей земной жизни, должны полагаться на
добродетель, позволяющую устоять от постороннего влияния, сила которого
ослабевает, если осознаешь великую концепцию жизни, и полностью исчезает,
когда обретаешь силу зрелости.
Обретя подобную невозмутимость, мы начинаем воспроизводить внутри себя Душу
огромного Целого и небесных тел; когда мы достигаем очень близкого
сходства, все наши отчаянные усилия должны быть направлены на достижение
цели, к которой они также стремятся; их видение становится нашим, если мы
подготовлены, как от природы, так и посредством упражнений, к этому
состоянию, которое принадлежит им по Принципу их Бытия.
Эта школа может заявить, что такое видение - это привилегия исключительно
ее членов, но заявлениями видения не добудешь. Не помогут и хвастливые
уверения, что, если небесные силы, навечно опутанные законами Небес,
никогда не смогут вырваться за пределы материальной Вселенной, то члены
этой школы могут освободиться посредством своей смерти. Вот неверное
толкование самого понятия "выхода за пределы", неспособность понять, каким
образом Всеобщая Душа заботится об неодушевленных.*
____________
* Федр 246b
Да: вполне возможно освободиться от любви к телу; жить чистой жизнью;
презирать смерть; знать Высшее и видеть цель в том, другом мире; не
поносить, как это делают нерадивые, тех, кто способен на это и не сходит с
избранного пути; не ошибаться вместе с теми, кто не верит в жизненное
движение звезд, потому что нам они кажутся неподвижными: - другой формой
этой ошибки является неверие данной философской школы во внешнее видение
Звезды-Природы, основанное только на том, что не видят Звезды-Души во
внешнем проявлении.
Глава 1
III.2 О ПРОВИДЕНИИ
Первая книга
1. Мнение, что существование Вселенной и ее гармоничная структура покоятся
на бессознательной деятельности и случайности, противоречит здравому
смыслу.
Подобную точку зрения может разделять лишь тот, кто не обладает ни развитым
интеллектом, ни даже обычной проницательностью: ее ошибочность доказывалась
уже неоднократно, хотя в том и не было особой нужды.
Но по-прежнему стоит вопрос о процессе, в ходе которого индивидуальные вещи
нашей сферы появляются на свет, о том, каким образом они создаются.
Некоторые из них кажутся столь нежеланными, что это вызывает сомнения во
Вселенском Провидении; и мы наталкиваемся, с одной стороны, на отрицание
существования какой-либо контролирующей силы, а с другой - на убежденность
в том, что создание Космоса - дело рук злого творца.
Эту проблему следует изучать с самого начала особенно тщательно. Однако, на
данном этапе мы можем опустить рассуждения о конкретном провидении, том
заблаговременном решении довести вещи до конца или оставить их в
неопределенности, если того требует достижение цели; когда же мы дадим
определение Вселенского Провидения, в существовании которого мы убеждены,
тогда мы сможем связать с ним провидение вторичное.
Конечно, вера в то, что после завершения определенного цикла времени,
Космос, до того не существовавший, появился на свет, предполагает
преднамеренность и наличие у Бога продуманного плана по созданию Вселенной
и всевозможного в ней совершенства - то есть подразумевается то руководство
и частичное провидение, о котором говорилось выше. Но поскольку мы убеждены
в вечном существовании Вселенной,* то есть в абсолютном отсутствии начала
этого существования, мы вынуждены, чтобы остаться в ладах с логикой,
представить правящее во Вселенной Провидение, как гармонию с Божественным
разумом, по отношению к которому Космос является вторичным не в смысле
времени, а в смысле происхождения, то есть в том смысле, что Божественный
Разум есть Прототип - Модель, образом которого является Космос, он и есть
Первичная Вечность, благодаря которой Космос продолжает существовать.
____________
* Тимей
Эта связь может быть представлена следующим образом;
Подлинный и первичный Космос - это Существование Мыслящей Первопричины и
Истинного Бытия. В нем нет никаких пространственных различий и слабых
подразделений, ибо даже его составные части являются завершенными,
поскольку в нем индивидуальное не отделено от общего. Его природе присущи
вся жизнь и весь разум, жизнь живущая и мыслящая в порядке единого действия
внутри единства; каждая часть, которой Космос дает толчок, является целым;
все его содержимое принадлежит только ему, ибо в нем вещи не отделены друг
от друга, но одна его часть не существует отдельно от других частей, и,
стало быть, в нем нет места для вредоносных деяний, даже в отношениях между
противоположностями. Повсеместно единый и завершенный, он пребывает в
состоянии глубокого покоя и в нем нигде нет места для различий; ни одну
часть своего содержимого он не преобразует в новую форму; нет никакого
смысла изменять то, что совершенно.
Почему Сознание должно придумывать другое Сознание, а Разум - другой Разум?
Способность к творению присуща существу несовершенному, которое творит и
движется именно по причине своего несовершенства. Тем, кто совершенен,
остается только предаваться отдыху и быть самими собой.
Активная деятельность опасна для тех, кто для своей деятельности должен
черпать силы лишь у себя. Но блаженство этого Существа и состоит в том,
что, пребывая в бездеятельности, оно прекрасно справляется со своими
задачами, и самим своим существованием порождает другие.
2. От этого единого Подлинного Космоса происходит низший Космос, который не
является по-настоящему единым Целым.
Он многообразен, состоит из различных элементов, вещи в нем обособлены друг
от друга. Связи распались: возникла и враждебность, как результат различий
и разобщенности: несовершенство неизбежно породило разногласия; отдельные
части уже не самодостаточны и, чтобы самореализоваться, они должны
заполучить то, что находится вне их, и, таким образом, становятся врагами
того, что ищут.
Этот расчлененный Космос появился не в результате того, что было принято
решение о желательности его проявления, а вследствие необходимости
существования вторичного Вида.
Царство Разума по своей природе не является окончательной формой
существования. Оно было первой формой и обладает большой силой, в нем все
является силой: это означает, что оно производит само того не желая;
искания и труд являются его обязанностью, деяния свои оно совершает не по
своей воле и они не проистекают из самой сути его природы; оно напоминает
хорошего мастерового, который не унаследовал свой талант, а овладел
ремеслом путем прилежной учебы.
Получается, что Мыслящая Первопричина, пребывая в безмятежном покое,
породила Вселенную, сообщив часть себя Материи; и этим даром является
исходящая из него Форма Разума. Ибо Излучением Принципа Разума является
Разум, и это излучение будет продолжаться до тех пор. пока Мыслящая
Первопричина занимает свое место среди сущностей.
Принцип Разума в своем зерне содержит все части и качества первоисточника;
в нем нет места различиям, спорам, междуусобной борьбе, затем зерно
превращается в растение, части которого отдаляются друг от друга, и сразу
же члены организма начинают мешать друг другу и ослаблять друг друга.
Так вот, из единой Мыслящей Первопричины и излучаемой им Формы Разума
возникает и развивается наша Вселенная, и при этом неизбежно формируются
группы настроенные на сотрудничество и взаимопомощь в противоположность
группам, раздираемым противоречиями и борьбой; когда преднамеренно, а когда
и случайно, различные части вредят друг другу; сотворение происходит
посредством уничтожения.
Все, что они совершают и воспринимают, божественное Царство объединяет в
одно гармоничное деяние: каждая часть звучит самостоятельно, но по
повелению Принципа Разума, во имя всемирной цели, все они сливаются в
единую мелодию, в упорядоченную систему. В отличие от Супраментального,
наша Вселенная не является Разумом и Сознанием, она лишь участвует в Разуме
и Сознании; она испытывает потребность в гармонии, потому что она является
местом встречи Необходимости и божественного Разума - Необходимость рвется
к низшему, неразумному, которые являются ее отличительными чертами, в то
время как Мыслящая Первопричина остается главенствующей над ней.*
_____________
* Тимей 48а
Только Сфера Разума (Божественное) может иметь Сознание, и никогда не может
быть другой Сферы, которая имеет Сознание и ничего больше: так что,
переданное какой-то другой системе, оно не может быть таким же благородным
как Первоначальное: оно не может быть Сознанием; но поскольку такая система
не может быть просто Материей, которая пребывает в состоянии крайнего
беспорядка, то она должна представлять собой некую смесь. Диаметрально
противоположными элементами этой смеси является Материя и Божественный
Разум; ее главенствующим принципом является Душа, подчиняющая себе союз
этих двух элементов; но не следует думать, что ей приходится тяжко
трудиться, чтобы выполнить эту задачу - чтобы ей подчинялись, достаточно
лишь самого факта ее присутствия.
3. Неразумно будет также упрекать Космос за то, что он не самый красивый, и
не самый благородный из материальных миров; нельзя также возлагать за это
вину на создавшие его силы.
Мы должны задуматься над тем, что сотворение мира было не решением какой-то
заранее поставленной задачи, а чистой необходимостью; своим рождением мир
обязан высшему Виду, которому присуще стремление к созданию себе подобных.
Тем не менее, он является и продуктом размышлений высшего Вида (ибо наличие
продуманного плана никоим образом не свидетельствует плохо о творце),
потому что он представляет собой великое целое, полностью завершенное,
служащее как выполнению своей собственной задачи, так и всех своих частей,
в природе которых, как больших так и малых, заложено стремление соблюдать
общие интересы. Таким образом, невозможно судить о целом по качествам его
отдельных частей, которые можно оценивать только в том смысле, гармонируют
они или нет с общим планом; на части, которые перестали иметь какое-либо
значение, можно не обращать внимания* Цепляться за детали, означает
критиковать не Космос, но какой-то его изолированный отросток; перед нами
стоит красивейший Человек, а мы пялимся на его прическу, да на ногти; из
всех животных мы обращаем внимание только на самых злобных; из всего
человечества своим вниманием мы удостаиваем лишь Терсита.**
_____________
* Законы X, 903bc
** В греческой мифологии - образ трусливого раба. Прим. переводчика.
Эта появившаяся на свет вещь , а не масса осколков, есть не целостный
Космос; прислушайся к его голосу и ты обязательно услышишь такую мольбу:
Я создан Богом; Бог создал меня совершеннее всех других форм жизни; я
способен выполнить поставленную передо мной задачу, у меня есть все, что
мне нужно; ибо во мне живет все, то есть все растения и все животные, все
Виды сотворенных вещей, многие Боги и народности Духовных Существ, могучие
души и люди, которые счастливы в своей праведности.
Да, земля покрыта красивейшими растениями и заселена живыми существами
различных рас, а само море впитало в себя силу Души, но не думай, что
воздух, эфир и необъятный купол небес лишены ее; Душа живет во всем
хорошем, вдыхая жизнь в звезды и в эту вечную четкую схему небес, которая,
совершая вечное осознанное движение вокруг одного центра и не стремясь ни к
чему, что лежит за ее пределами, является точной копией Божественного
Разума. И все, что живет во мне, страстно стремится к Добру; и каждая
часть, в соответствии со своими способностями, его достигает. Ибо от этого
Добра зависят небеса, сама моя Душа и Боги, обитающие в каждой моей части,
все животные и растения, и даже все то во мне, что вам может показаться
неодушевленным.
Похоже, что существуют различные степени участия: есть Существование, и
есть Жизнь; есть Жизнь, в которой Чувство преобладает над Разумом, и есть
Жизнь во всей своей полноте. Мы не можем требовать от неравноценных частей
равных способностей; от пальца нельзя требовать способности видеть; для
этой цели существуют глаза; у пальца есть свои задачи - быть пальцем и
выполнять функции пальца.
4. То, что вода гасит огонь, а огонь пожирает другие вещи, не должно
поражать нас. Уничтоженная вещь была создана чем-то, что находилось вне ее;
не может быть и речи о том, чтобы самосоздающаяся субстанция могла быть
уничтожена внешней силой; созданные внешними силами вещи, создаются на
обломках других вещей, и потому нет ничего удивительного в том, что они
сами подвергаются уничтожению; и если в одном месте огонь тушат, то в
другом его разжигают.
В нематериальных небесах каждая их часть вечно остается неизменной; в
небесах нашей Вселенной, хотя сама она в целом живет вечно, и вечно живут
ее самые благородные и самые могучие составные части, души переходят от
тела к телу, перевоплощаясь в различных формах; потом, когда душе это будет
по силам, она поднимется над царством рождений и смертей и будет жить
вместе с единой Душой Целого. Так как воплощение живет благодаря Форме или
Идее; индивидуальные или неполные вещи существуют благодаря Всеобщему; эти
первичные вещи порождают души и поддерживают их существование, ибо жизнь в
нашей сфере есть вещь изменчивая; только в том первичном царстве она
непоколебима. Из этой неизменности должны рождаться перемены, а из этой
замкнутой Жизни - ее производная, которая дышит и шевелится, являясь
дыханием неподвижной жизни божества.
Царящие среди живых существ борьба и уничтожение неизбежны, ибо все вещи
нашей сферы вторичны, они появились на свет, потому что Божественное
Сознание, которое содержит их в высшей части небес (как они могли бы
попасть сюда, если они не были там), разлилось по всему пространству
Материи.
Точно также само зло, причиняемое человеку человеком, может происходить от
стремления к Добру; в слабости своей люди сбились с истинного пути и
обратились друг против друга; все же, когда они совершают грех, они платят
за это дорогую цену - их неправедное поведение портит их души и низвергает
их еще ниже, ибо ничто и никогда не сможет избежать закона Вселенной.
Мы не можем принять идею, которую нам время от времени пытаются навязать,
что порядок - есть результат беспорядка, а закон - беззакония, что зло -
это необходимое предварительное условие их существования или их проявления.
Наоборот - порядок первичен и проникает в нашу сферу извне; беспорядок
потому и может существовать, что существуют порядок, закон и благоразумие;
нарушения закона и неблагоразумие возможны лишь потому, что существует
Сознание, - нет, хорошее не является непосредственным источником плохого,
просто то, что должно было впитать Лучшее, не может этого сделать либо по
самой своей природе, либо по случайности, либо из-за постороннего
вмешательства Существо, которое должно искать закон вне себя, может сбиться
с пути по внутренней или по внешней причине; либо в самой его природе будет
заложен какой-то недостаток, либо оно будет подвергнуто вредному
постороннему влиянию, ибо другие существа зачастую причиняют вред
непреднамеренно, просто преследуя какие-то свои цели к данному существу
никакого отношения не имеющие. С другой стороны, живые существа, обладающие
свободой движения, могут и по своей воле пойти как по правильному, так и по
неверному пути.
Вряд ли стоит задаваться вопросом, почему существо пошло по неверному пути;
то, что поначалу было незначительным отклонением, с каждым шагом
превращается во все более серьезную ошибку, в особенности, когда речь идет
о теле, с неизбежно сопутствующими ему страстями, и первый шаг, поспешное
необдуманное действие, результаты которого не были сразу исправлены,
превращается в пагубную привычку, которая поначалу была лишь заблуждением.
За этим, естественно, следует наказание; нет ничего несправедливого в том,
что человек испытывает страдания, которые неотъемлемы от того состояния, в
котором он находится; мы не можем требовать счастья, если мы его не
заслужили нашими деяниями; счастливы только праведные; божественные
существа счастливы только потому, что они праведны.
5. Что ж, коль скоро Счастье доступно всем душам во Вселенной, но некоторые
из них его все же лишены, то винить в этом следует не место обитания, а
собственные недостатки, подобно тому, как атлет, не занявший первое место
на соревнованиях, должен винить не спортивную арену, а свою
неподготовленность. Люди не рождены богами: чего ж тогда удивляться, что
они не наслаждаются. божественной жизнью. Бедность и болезни ничего не
значат для добра, в то время как зло может извлечь из них выгоду; телу
свойственны недуги.
Кроме того, такие происшествия небесполезны в смысле единства и
завершенности системы Вселенной.
Одна вещь исчезает, и Космический Разум, контролирующий все и везде,
использует этот конец, чтобы начать что-нибудь новое; таким образом, когда
тело страдает и Душа, под воздействием болезни, теряет свою силу, все, что
было подавлено болезнью и злом перемещается в новую систему отношений, в
другой класс или порядок. Некоторые из этих неприятностей полезны для самих
страдальцев - например, бедность и болезни; что касается греха, то даже он
служит общему благу; грех является назидательным примером и, порой, даже
порождает добро; ибо, поставив людей лицом к лицу с различными формами зла
и их последствиями, он пробуждает их ото сна, будоражит ум и вселяет в них
понимание необходимости труда; на контрасте со злом, от которого изнемогают
грешники, он показывает ценность добра. Конечно, зло существует
...Закладка в соц.сетях