Купить
 
 
Жанр: Философия

Эннеады

страница №5

цип в самой своей сути, должна от
природы обладать многими возможностями служения своему Виду. Она - это
Истинное Бытие, и этому Бытию должны сопутствовать желание некого добра,
стремление к добру и движение к добру.
Когда тело и душа сливаются в единое целое, возникает общая природа,
конкретное существо с конкретными функциями и задачами: но как только любая
душа отделяется от тела, у нее появляются свои собственные задачи; ее
перестают заботить проблемы тела: сейчас у нее есть видение: дороги тела и
души расходятся,

16. Возникает вопрос: какая фаза Души соединяется с телом, а какая нет;
какая фаза отделима, а какая - нет; и, вообще, что такое Живое Существо.
На этот счет существуют различные, противоречащие друг другу теории; мы
обязательно вернемся к этой проблеме позднее, и из иных соображений.* А в
данный момент давайте объясним смысл нашего утверждения, что "Душа
управляет Целым по плану, содержащемуся в Принципе Разума".
____________
* Федр 248а

Одна теория утверждает, что Душа создает конкретные существа в порядке
очередности: человек был создан вслед за лошадью и другими дикими и
домашними животными; впрочем, прежде всего, были созданы огонь и земля;
Душа следит за тем, как эти творения помогают или вредят друг другу, она
наблюдает, и не более того, за сложной паутиной, образованной этими
бесконечными нитями; ее волнует лишь воспроизводство первичных живых
существ, а далее она предоставляет им возможность самостоятельно
воздействовать друг на друга в соответствии с их природой.
Есть и другая точка зрения: Душа ответственна за все, ибо это ее творения
создали цепь событий.
Несомненно, Принцип Разума (реализуемый Душой) присутствует во всех
действиях и во всем опыте нашего мира; даже в нашем мире ничего не
происходит по чистой случайности; есть порядок и он неукоснительно
соблюдается.
Что же, тогда все следует отнести к действию Принципов Разума? К их
существованию, вне всякого сомнения, да, но не к их непосредственному
действию: они существуют и они знают; а если точнее, Душа, которая содержит
творящий Принцип Разума, знает результаты всего, что произошло по ее
инициативе. Ибо всякий раз, когда одни и те же факторы совпадают и
взаимодействуют друг с другом, результат будет одинаков; Душа принимает или
заранее планирует данные условия и добивается требуемого результата и
присоединяет его к общей цепи.
Тогда все является одновременно и предпосылкой и результатом, то есть
результат, заняв свое место среди вещей, сразу же становится предпосылкой.
И возможно в этом и кроется причина прогрессирующего ухудшения: люди,
например, уже не те, какими они были в давние времена; под воздействием
времени и неумолимого закона, составляющие человека Принципы Разума отчасти
поддались влиянию Материи,
Но: Душа наблюдает за беспрерывно меняющейся Вселенной и следит за судьбой
всего, над чем она трудится; в этом ее жизнь, и она не знает ни минуты
отдыха от трудов своих, но вечно добивается совершенства, желая привести
все в идеальное состояние - подобно крестьянину, который сначала засевает
зерно, потом заботится о всходах и постоянно борется с последствиями
ливней, морозов и бурь.
Если такая концепция Души будет названа несостоятельной, то мы будем
вынуждены думать, что Принципы Разума сами предвидят или даже содержат в
себе все катастрофы и их последствия.
Но тогда мы должны будем приписать Принципам Разума творения зла, хотя
принять подобную точку зрения нам помешает сознание того, что, например,
искусство и его ведущие принципы не предусматривают создание
нехудожественных и некрасивых произведений и не предполагают уничтожение
произведений искусства.
И здесь можно возразить, что в Целом нет ничего противоречащего природе,
ничего злого.
И все же, рядом с лучшим всегда существует нечто худшее. Однако, возможно
даже это менее хорошее имеет свою ценность для Целого. Возможно, нет нужды
в том, чтобы все было хорошо. Противоположности могут взаимодействовать; и
без противоположностей не было бы упорядоченной Вселенной; все живые
существа неполного мира содержат в себе противоположности. Лучшие элементы
появляются на свет и обретают свои функции в результате непосредственного
действия Принципа Разума; менее хорошие элементы потенциально присутствуют
в принципах Разума; собственно. они присутствуют в самих феноменах; сила
Души исчерпала себя и не смогла полностью реализовать Принципы Разума,
поскольку пока те первоначальные Принципы боролись друг с другом, Материя
своими силами сумела создать менее хорошие элементы.
Но, при всем при этом, Материя постоянно совершенствуется в; так что из
общей суммы всех вещей - созданных Душой с одной, стороны и Материей - с
другой, но не достигших уровня Принципов Разума - в конце концов, возникает
Единство.


17. Но эти содержащиеся в Душе Принципы Разума, являются ли они Мыслями?
И если это так, то каким образом Душа творит в соответствии с этими
Мыслями?
Это Материя подвергается действию Разума; и это действие физически является
не видением или интеллектуальной деятельностью, но силой, формирующей
материю, просто действующей и даже не осознающей своего действия: иными
словами, Принцип Разума действует подобно силе, образующей круги на воде,
когда появление кругов обусловлено чем-то, что отлично от самой силы.
Если это так, то основная сила Души (та, которая реализует Принципы Разума)
должна действовать не прямо, а посредством манипуляций с другой Душой, той,
которая объединена с Материей и обладает воспроизводящей функцией.
Но просчитаны ли эти манипуляции заранее?
Расчет предполагает наличие исходных данных. Тогда, где находятся эти
исходные данные: внутри Души или вне ее? Если внутри Души, тогда нет нужды
в процессе мышления, ибо мышление само по себе не может провести акт
творения: творение - это действие той фазы Души, которая содержит
Принципы-Идеалы; ибо в этой творящей части и кроется ее основная сила.
Тогда Душа творит по наброскам Идеи; ибо то, что она получила от Принципа
Мышления, она в свою очередь, должна передать дальше.
В общем, Мыслящая Первопричина дает указание Душе Целого, которая
немедленно этому указанию следует; она дает толчок следующей Душе,
созданной по ее подобию и освещенной ею; и эта вторичная Душа, получив
приказ, сразу начинает творить, в одном случае безудержно, а в другом с
опаской, получив отпор от Материи.
Она обладает производящей творящей силой; эта сила заложена в Принципах
Разума, которые не являются изначальными; таким образом, Душа творит, но не
в полном соответствии с теми Принципами, которые наделили ее этой силой; в
процесс творения она привносит что-то свое и, естественно, ее вклад - более
низкого качества. Да, результатом творения является нечто живое; но это
нечто - несовершенное, недовольное своей собственной жизнью, очень
несчастное, безынициативное и грубое, созданное из Материи, которая
является лишь осадком Высшего Порядка, страдающим и причиняющим страдания.
Таков вклад Души в Целое.

18. Является ли зло во Вселенной неизбежностью потому, что оно родилось
позже, чем Высшая Сфера?
Оно неизбежно потому, что без него Целое было бы неполным. Ибо большинство,
или даже все формы зла, Вселенная использует себе во благо примерно также,
как мы используем змеиный яд - хотя в большинстве случаев функции зла
неизвестны. Сам по себе грех приносит немало пользы: он порождает не меньше
красивых вещей (например, произведений искусства),* чем добродетель, и он
заставляет нас задуматься над нашей жизнью, не позволяя нам пребывать в
беспечной дремоте.
____________
* Государство, II

Если все это так, тогда (и секрет творения заключатся в этом) Душа Целого
постоянно созерцает Высшее и Лучшее, беспрерывно стремясь к Определенному
Виду и Богу: но, будучи переполненной, она как бы, переусердствует и ее
последнее обращение к низшему становится творящей силой.
Тогда, Душа является непосредственным Создателем, вторичным по отношению к
тому аспекту Души, который порожден Божественным Разумом. Но высшим Творцом
является Мыслящая Первопричина, источник тех получаемых Душою даров, следы
которых можно обнаружить в Третьем Виде.
Стало быть, Космос верно определяется как образ, постоянно воспроизводящий
сам себя, Первый и Второй Принципы которого неизменны, а Третий Принцип
тоже неизменен по сути своей, но, случайно и в Материи, имеющей движение.
Ибо до тех пор, пока существуют божественные Разум и Душа, божественные
Мысли-Формы будут изливаться в эту фазу Души: до тех пор, пока существует
Солнце, все его лучи будут определенной формой Света.

Глава 1


II.4 О ДВУХ ВИДАХ МАТЕРИИ

1. Все исследователи, выработавшие общее представление о так называемой
материи, согласны в том, что она является субстратом и местом пребывания
единичных форм. До этого пункта они идут одной дорогой. Но лишь только они
приступают к дальнейшему исследованию вопроса о природе как самого
субстрата, так и тех форм, которые он в состоянии включить, мнения их
расходятся.
Одни из них, для которых как бытие, так и его предмет, обладают телесной
природой, допускают существование только одного вида материи. Эту материю
они считают субстратом всех элементов и единственной носительницей бытия.
Все другие вещи для них - только формы проявления материального начала;
элементы суть тоже не что иное, как материя, одаренная известными
свойствами. Эти мыслители не останавливаются даже перед тем, чтобы
распространить царство материи и на сферу божества; они утверждают,
наконец, что самое божество обладает материальной природой. Они приписывают
материи телесность и называют ее бескачественным телом. Кроме того, они
наделяют материю величиной.

Другие мыслители, наоборот, признают материю бестелесным началом, и при
этом некоторые из них считают такого рода материю не единственным
принципом. Признавая существование той материи, о которой говорят
вышеприведенные мыслители, и считая ее субстратом телесного мира, они,
вместе с тем, полагают, однако, что существует еще и другая материя высшего
порядка в умопостигаемом мире, которая лежит, как субстрат, в основе формы
бестелесных сущностей мира ноуменального.
2. Это заставляет нас прежде всего исследовать, существует ли материя
вообще, что она собой представляет и каковы ее свойства.
Если материя по необходимости представляет нечто неопределенное и
бесформенное, то она не может принадлежать к умопостигаемому миру именно
потому, что в этом мире, где царит совершенство, не может существовать
ничего бесформенного и неопределенного. И коль скоро в умопостигаемом мире
всякая субстанция есть нечто простое, то в материи, как в элементе
возникновения сложных явлений, не представляется никакой необходимости.
Материя нужна только там, где происходит процесс становления, где из одного
явления возникает другое - именно этот процесс и подал повод к образованию
понятия материи, опирающемуся на существование предметов чувственно
воспринимаемого мира. Все, что пребывает неизменным, не нуждается в
материи.
Теперь необходимо ответить на вопрос, откуда взялась материя, что породило
ее? Ибо, если материя возникла, то она возникла под действием некоторого
начала; если же она вечна, то тогда, следовательно, существует несколько
основных начал, и наше Первоначало не абсолютно. В этом случае из сочетания
эйдоса с основным началом возникало бы тело; следовательно, тело
существовало бы в умопостигаемом мире.
3. Переходя к исследованию вопроса о возникновении материи, нужно прежде
всего заметить, что огульное осуждение всего, что имеет неопределенный
характер, было бы несправедливо.
Нельзя также относиться с презрением к тому, что лишено формы по своей
природе, если только оно целиком подчиняется более возвышенному и
совершенному началу. Таково отношение души к духу и к понятиям логики: эти
два начала дают душе ее организацию и совершенствуют ее эйдос.
Нужно заметить, далее, что сложная субстанция существует и в умопостигаемом
мире, но только в ином смысле, чем в мире телесном. Ведь нам знакомо
существование сложных понятий, которые, выступая в качестве формообразующих
сил, дают начало сложным субстанциям.
Если нечто, лишенное определенности и формы, вступает в отношения с другими
явлениями того же порядка, то его зависимость от высшего начала возрастает
еще более. Но материя в предметах, находящихся в процессе развития,
постоянно изменяет свою форму, тогда как материя явлений вечного порядка
всегда одна и та же, а форма ее пребывает неизменной.
Возможно даже, что материя нашего мира является прямой противоположностью
материи, существующей в мире умопостигаемом. Ибо в нашем мире она, выступая
в индивидуальных формах, только отчасти соединяет в себе общее с единичным.
Поэтому-то здесь все формы являются неустойчивыми, так как одно явление
вытесняет другое и материя постоянно изменяется. В ноуменальном мире
материя соединяет в себе индивидуальность с общностью. Поэтому там материя
не может превращаться во что-либо другое, ибо она уже объединяет в себе
все.
Отсюда следует, что в умопостигаемом мире материя никогда не бывает
бесформенной. Правда, и в нашем мире материя всегда соединена с формой, но
соединение это носит иной характер, чем в мире ноуменальном. На вопрос о
том, вечна ли материя или же сотворена, мы получим ясный ответ, когда
исследуем, что такое материя по своей сущности.
4. В своем исследовании мы исходим из предположения, что формообразующие
эйдосы действительно существуют - это было уже доказано нами в другом
месте. Допуская множественность эйдосов, мы должны допустить также
существование между ними известного сродства, но в то же время и
определенного различия, благодаря которому один эйдос отличается от
другого.
Это определенное отличие, отделяющее один эйдос от другого, есть, очевидно,
собственная форма, образ эйдоса. Если же существуют формы, то должно
существовать и оформляемое - материал, в котором воплощаются их
отличительные черты. Следовательно, существует и материя, принимающая ту
или иную форму и являющаяся их постоянным субстратом.
Далее, допуская существование ноуменального мира, подражанием которому
является наш телесный мир сложных субстанций, мы должны допустить также и
существование материи в том, умопостигаемом мире. Ведь разве можно говорить
о мире, не принимая в расчет его эйдоса? А, с другой стороны, разве можно
признавать существование формы, не допуская наличности ее субстрата?
Нужно помнить, что, если в общем, умопостигаемое начало безусловно
неделимо, то в известном отношении его можно рассматривать и как обладающее
частями. Когда части получают раздельное существование, то разделение это
затрагивает непосредственно материю, ибо она есть его субстрат. Когда же
умопостигаемый мир, в качестве множества, существует как нераздельное
целое, то это многое, объединенное высшим единством, воплощается в материи,
причем самое единство его создает для себя образы. Нужно только единство
это мыслить как единство в разнообразии и многообразии.

Отсюда следует, что единое, прежде чем оно не сделалось многообразным, было
лишено формы; ибо если мы мысленно удалим из области Духа многообразие и
формы, понятия и категории, то субстрат, в котором они воплощались,
потеряет всякую определенность и будет лишен всех присущих ему качеств и
свойств.
5. Если же мы, опираясь на то, что умопостигаемый мир всегда обладает
многообразием, а следовательно, форма и содержание сливаются в нем воедино,
станем отрицать в нем наличность материи, то нам придется отрицать
существование материи и в нашем телесном мире.
Ибо и здесь материя всегда воплощается в каком-либо образе; она всегда
представляет собою цельное тело, хотя бы состоящее из многих частей. Эта
двойственность обнаруживается путем логического анализа. Этот анализ не
останавливается до тех пор, пока он не находит нечто абсолютно простое,
недоступное дальнейшему разложению. Пока же деление возможно, разум
продолжает искать первичную основу.
Первичной же основой всякого индивидуального существа служит материя.
Поэтому-то она совершенно темна, ибо свет есть понятие, точно так же, как и
разум. Когда разум созерцает понятие, присущее каждому предмету, то все,
что скрывается за понятием, он считает темным, так как оно недоступно
свету. Точно так же и глаз, приспособленный к восприятию света, созерцая
свет и цвета, порожденные им, считает все, скрывающееся под светлой
оболочкой, темным и принадлежащим к материальному миру.
Конечно, темное в ноуменальном мире отличается от тьмы в мире чувственного
восприятия, и в соответствии с различием воплощенных в материи форм и самая
материя умопостигаемого мира отличается от материи в мире чувственном. Ибо
божественная материя, приобретающая определенность, сама есть живое и
мыслящее существо, тогда как материя дольнего мира, хотя и получает
определенный характер, но сама по себе не становится одушевленным и
мыслящим существом, а скорее напоминает собою разукрашенный труп.
Специфическая форма есть образ, следовательно, и субстрат ее есть также
образ; а так как в ноуменальном мире образ есть нечто, причастное истине,
то этим же характером обладает и субстрат. Поэтому следует согласиться с
теми, кто считает материю сущностью, если речь идет о материи ноуменального
мира. Ибо, несомненно, субстрат умопостигаемого мира есть сущность, или,
если мы будем мыслить его в целостной связи со свойствами, которыми он
одарен, то его следует назвать просветленной сущностью.
Что же касается вопроса о вечности умопостигаемой материи, то он должен
быть подвергнут исследованию, аналогичному с исследованием вопроса о
вечности эйдосов. Ибо мы можем говорить о возникновении эйдосов лишь
постольку, поскольку каждый из них имеет свое начало. Но, так как начало
это не лежит во времени, а эйдосы логически возникают в недрах Духа, так
как они рождаются не в процессе непрерывного становления, присущего
чувственному миру, а в порядке вневременного бытия мира сверхчувственного,
то эйдосы нужно признать вечными.
Вечна также и разнородность, присущая умопостигаемому миру и являющаяся
источником материи. В ней, как в первом акте движения, скрыто начало
материи. Поэтому-то материю называют также принципом различия, ибо различие
и движение имеют общее начало. Но движение и разнородность, исходящая от
Первоначала, лишены определенности; они нуждаются в содействии этого
высшего начала, чтобы приобрести определенный характер. Обращаясь к нему,
они становятся определенными.
До обращения к высшему началу, материя и ее формы лишены определенности и
непричастны добру; они еще не просветлены. Ибо, если источником света
является высшее начало, то все, что озаряется этим светом, не всегда
обладает собственным светом до того, как оно было озарено. В этом случае
свет является для воспринимающей субстанции чем-то новым, приходящим извне.
На этом мы можем считать вполне законченным наше исследование о материи в
ноуменальном мире.
6. Переходим теперь к исследованию материи, как субстанции мира телесного.
О необходимости существования самостоятельного субстрата наряду с телесным
миром говорит взаимное превращение элементов. Ничто, находящееся в процессе
изменения, не уничтожается бесследно, ибо, в противном случае, бытие,
перейдя в небытие, погибло бы безвозвратно. Точно так же и все, вновь
возникающее, не возникает из ничего, - всюду совершается только переход
одной формы в другую. При этом продолжает существовать та субстанция,
которая приняла форму вновь возникающего тела и потеряла свою прежнюю
форму. Всякое уничтожение, вообще, является тем же самым, ибо уничтожается
всегда нечто сложное. Если же сложные субстанции состоят из материи и
формы, то, следовательно, материя и форма свойственны всем предметам
телесного мира.
К тем же выводам приходим мы и путем индукции. Индукция, как и анализ,
показывает нам, что все, подвергающееся уничтожению, обладает сложной
природой. Если, например, мы превращаем чашу в золото, а золото растворяем
в воде, то, по аналогии, мы должны допустить, что вода также разложима.
Итак, первичные элементы должны состоять или из чистой формы, или из чистой
материи, или же, наконец, из соединения того и другого. Они не могут быть
чистой формой, ибо откуда получат они без материи меру и величину? Они не
могут быть также и первичной материей, ибо, как мы знаем, они подвержены
уничтожению. Следовательно, они состоят из матери и формы, причем
формальными определениями являются их качественные и пространственные
признаки, а материальная природа их проявляется в субстрате, не имеющем
определений, так как он не есть форма.

7. Мнение Эмпедокла, который относит элементы к материи, опровергается
указанием на их уничтожаемость. Анаксагор, который считает материей смесь
элементов и определяет материю не как способность к безграничному
изменению, а как действительную совокупность сущего, тем самым снова
упраздняет Дух, который он вводит в свою систему. Дело в том, что он не
считает Дух творцом форм и образов и предполагает, что он существует не
прежде материи, а вместе с ней. Однако это "вместе" - вещь невозможная.
Ибо, если смесь эта только причастна бытию, то сущее предшествует материи.
Если же смесь есть тоже сущее, то нужно допустить, что наряду с материей и
Духом существует третье, высшее начало. Итак, если творческое мировое
начало необходимо предшествует материи, то какой смысл допускать
существование в материи зачаточных форм, среди которых Духу пришлось бы
производить в высшей степени затруднительный выбор, тогда как он, при
наличности бескачественной материи, может сделать всю ее сразу объектом
своей формирующей и определяющей деятельности?
Невозможно также допустить, что целое материального мира исчерпывает собой
все сущее. Если для подкрепления этого утверждения ссылаются на
бесконечность материального мира, то нужно прежде всего определить, что
такое эта бесконечность. Если под бесконечностью понимается нечто,
превосходящее всякую меру, то ясно, что в сфере бытия это нечто не
существует ни как бесконечное в себе, ни как бесконечное в виде телесной
акциденции какой-либо другой субстанции. Первое невозможно потому, что
каждая часть такой бесконечности была бы также бесконечной; второе -
потому, что та субстанция, акциденцией которой должна была бы быть
бесконечность, не может быть бесконечной сама в себе, не может быть простой
субстанцией и, наконец, не может быть материей.
Не могут считаться материей и неделимые атомы, так как они, как таковые,
вообще не существуют, ибо каждое тело делимо по всем направлениям. Далее,
следует указать на непрерывность каждого тела, на существование жидкостей
и, наконец, на то обстоятельство, что нельзя допустить существование
единичного существа, лишенного духа и души, которая, со своей стороны, не
может состоять из атомов. А разве можно предположить, что какое-либо
другое, наряду с атомами, существующее начало окажется в состоянии создать
нечто из атомов, когда даже сам творец вряд ли сумел бы сотворить что-либо
из бессвязной материи? Можно, прямо-таки, до бесконечности умножать число
доводов, направленных против этой гипотезы, но эти доводы уже не раз
приводились. Поэтому не имеет смысла дальше останавливаться на ней.
8. Что же такое эта материя, обозначенная нами как нечто связное и
бескачественное? Ясно, что вследствие своей бескачественности она не может
быть телом, ибо всякое тело необходимо обладает некоторыми свойствами. С
другой стороны, если мы говорим, что это нечто есть материя всего
чувственно воспринимаемого мира, а не только его отдельных частей, как,
например, глина, которая является материей только для горшечника, а не
материей вообще, если мы далее утверждаем, что эта материя никогда не
выступает в качестве формы, а всегда и исключительно только как материя, то
ясно, что мы не имеем права приписывать ей никаких свойств, присущих
предметам чувственно воспринимаемого мира.
Следовательно, мы не только не можем наделить ее световыми или
температурными свойствами, но также и весом, плотностью, вообще какой бы то
ни было формой, а, значит, и величиной. Ибо одно дело обладать величиной по
своей природе, а другое - получить это свойство извне; то же самое верно и
относительно формы.
Далее, материя не может состоять из частей, а должна обладать абсолютной
простотой и единством - только в таком случае она может быть совершенно
свободна от каких бы то ни было свойств. Поэтому сила, дающая ей форму и
свойства величины, привносит в нее нечто новое, как бы заимствованное из
мира бытия. Ибо, если бы это было иначе, то творческая сила была бы не в
состоянии придать материи такую величину, какая ей желательна, но лишь
такую, какая желательна материи. Допустить же, что существует заранее
установленная гармония между творческой силой и материей, - значит
прибегнуть к нелепому представлению.
Итак, если творческая сила предшествует материи, то материя приобретает те
свойства, какие сообщает ей творческая сила; она будет пассивно
воспринимать все, следовательно, - и свойства величины. Получив эти
свойства, материя будет нуждаться и в определенной форме, что должно
сделать ее еще более неподатливой. Таким образом, с материей соединяется
форма, сообщая ей при этом соответствующие свойства.
В форме заключено все - как величина, так и все свойства, создаваемые и
объемлемые понятием. Поэтому каждый разряд предметов, обладающих
определенной формой, обладает также и определенными количественными
свойствами. Так, например, количественные свойства человека не те, что
свойства птицы, а свойства птицы вообще - иные, чем свойства данной
конкретной птицы. То обстоятельство, что некоторая сила извне привносит в
материю количественные определения, не менее удивительно, чем то, что она
сообщает ей качественные отличия, тем более, что качество - это понятие,
тогда как количество в таких своих проявлениях, как мера и число, не есть
еще форма.

9. Но как можно представить себе нечто сущее, не об

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.