Жанр: История
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ.
... земледелие были основой экономики
катакомбной общности. Часть населения вела полукочевой образ жизни.
Бесспорно, существовали металлургия и металлообработка. Первые
металлические изделия, однако, появились с Кавказа, о чем свидетельствует
как анализ металла, так и типы изделий. Позже была начата разработка
меднорудных залежей. У г. Артемовск найдены древние рудники, шлаки,
остатки плавки. Свидетельствами специализации являются погребения
мастеров-литейщиков. Из бронзы изготавливались черешковые кинжалы и
ножи, плоские долота, тесла, проушные топоры и различные украшения.
Изделия из золота редки, Высокое развитие транспортных средств
засвидетельствовано остатками деревянных четырехколесных повозок и
моделями крытых повозок, выполненными из глины.
Катакомбные погребения совершались под курганными насыпями, которые
иногда достигают очень больших размеров (один курган в Калмыкии имел
диаметр 75 м и высоту 8 м). Такие курганы возводились, конечно, не над
могилами рядовых общинников. Как правило, погребен один покойник, но
встречаются и совместные погребения мужчины и женщины, взрослых с
детьми. Есть свидетельства насильственного умерщвления женщин при
погребении мужчины. С погребальным ритуалом связаны кострища и
жертвенники, помещение в могилу заупокойной пищи. Наряду с
погребениями в катакомбах встречены и погребения в простых ямах.
Уровень имущественного и социального расслоения у носителей
катакомбной общности, видимо, был значителен: об этом говорят большие
размеры курганных насыпей и могильных сооружений для лиц, занимавших
высокое положение в обществе, и различия в погребальном инвентаре и
ритуале. Некоторые могилы, например, сопровождаются захоронением
многих лошадиных черепов. Все это свидетельствует об обществе с довольно
сложной структурой и высоким уровнем социальной организации.
Характерным примером степных культур Восточной Европы в позднем
бронзовом веке является срубная культурно-историческая общность,
распространенная на огромной территории между реками Днестр и Урал.
Свое наименование она получила от бревенчатых конструкций, помещенных
в могильные ямы или сооруженных над ними. Поселения срубной общности
располагались по берегам рек, на террасах, там, где было возможно
примитивное земледелие. Как правило, поселения не укреплены.
Древнейшие из них имеют небольшую площадь (0,1-0,2 га). Лишь несколько
позже появляются более крупные (до 1 га) поселения. Жилища - чаще всего
квадратные полуземлянки со скругленными углами площадью от 25 до 120
кв. м. Изредка встречаются более крупные. Одно жилище площадью 24 х 14 м
имело два ряда мощных столбов, на которые опирались балки крыши. В нем
было семь очагов, из которых один находился в центре и, возможно, был
культовым. Население такого дома могло достигать 40-50 человек. Поселение
Сускан 1, где найдено это жилище, было укрепленным: с напольной стороны
его ограждали ров шириной до 3 м и вал. В конце II тыс. до н. э. площадь
срубных поселений увеличивается до очень значительных (Ивановка на
Волге - до 100 га), а сами поселения размещаются в местах, удобных для
обороны.
Экономика срубной общности не была единообразной на огромной ее
территории. В степях господствовало, видимо, скотоводство, точнее -
овцеводство. Предполагается, что скотоводство носило кочевой характер.
Лошадь использовалась для верховой езды, что увеличивало подвижность
населения. В более северных районах степного Поволжья, на Дону, в
Поднепровье найдены земледельческие поселения. Есть свидетельства
выращивания ячменя и проса. В составе стада этих поселений преобладал
крупный рогатый скот, который использовался и в качестве тягловой силы
как для повозок, так, вероятно, и для плуга. Значительное количество костей
на этих поселениях принадлежит свинье.
Другой отраслью экономики были металлургия и металлообработка.
Довольно рано один очаг металлообработки сформировался в Поволжье на
медных рудах и сырье из Урало-Казахстанского района, другой - на югозападе
ареала срубной общности, в Приазовье, Нижнем Поднепровье, в
междуречье Днепра и Днестра. Мастера-литейщики, о которых известно по
погребениям с характерным набором орудий, отливали кинжалы, мечи,
копья, ножи, долота, кельты, проушные топоры, серпы, а также некоторые
украшения. В конце существования срубной общности все чаще
употребляются изделия из железа, в том числе ножи и кинжалы.
Если для ранних этапов характерны одиночные, реже - парные погребения в
прямоугольных ямах, под курганной насыпью, то на средних этапах
появляются целые могильники, перекрытые большими курганами.
Например, у с. Ягодное в Заволжье погребения под курганной насыпью
располагались двумя концентрическими кругами: во внешнем круге были
похоронены мужчины, во внутреннем - женщины и дети. В центре находился
жертвенник с костями домашних животных и целым скелетом коровы.
Первоначально могильник был бескурганным. Курганы с одиночными
погребениями тем не менее сохраняются. Видимо, на ранних этапах развития
срубной общности погребения под курганной насыпью удостаивались лица,
занимавшие высокое положение в общественной иерархии, и лишь позже
курганный обряд был распространен и на других членов общества. Это
подтверждается появлением вытянутых валообразных насыпей,
покрывающих несколько кругов погребений с жертвенниками в центре. На
последних этапах развития срубной общности длинные уплощенные насыпи
покрывают уже до сотни погребений, расположенных рядами, а деревянные
конструкции и сами погребальные ямы исчезают.
Несмотря на несомненную иерархичность срубной культурно-исторической
общности, свидетельства социального расслоения не слишком велики.
Специалисты-археологи говорят о погребениях "родовых старейшин",
которые выделяются ритуалом и богатством инвентаря. Встречаются и
погребения мастеров-литейщиков. Не вызывает сомнения, что общество
срубной культуры стояло на ступени разложения первобытнообщинного
строя, которое усугублялось дальними походами, способствовавшими
концентрации богатств в виде захваченной добычи в руках немногих семей.
Изучение наскальных изображений, глиняной и бронзовой пластики,
погребальных обрядов, кладов вотивного характера в совокупности с
данными этнографии, а также мифологии позволяет бросить взгляд па
религиозные представления обитателей Европы II тыс. до н. э., их ритуалы.
Несомненно, в пантеоне богов II тыс. до н. э. сохранялись древние божества,
культ которых появился в Европе вместе с распространением земледелия.
Речь идет прежде всего о богине земли, богине плодородия. В бронзовом веке
Северной Европы ее изображали плывущей в ладье. В ее честь справляли
великий весенний праздник - священную весеннюю свадьбу, изображение
которой часто встречается на петроглифах Скандинавии: мужчина и
женщина, окруженные гирляндами цветов, устремляются друг к другу. Рядом
с ними изображается "майское дерево".
Другое женское божество - а женские божества занимают все более
выдающееся положение в пантеоне Европы в ходе II тыс. до н. э. - богиня
воды. Вероятно, она проникла в Европу с Ближнего Востока. Ее изображали в
виде нагой женщины, держащей перед собой двумя руками сосуд со
священной водой. Символом этой богини является бронзовый котел,
плывущий на двух ладьях, украшенных на носу и на корме фигурами
лебедей. Во второй половине II тыс. до н. э., с наступлением засушливых лет,
почитание богини воды распространяется шире. Ей приносят жертвы у
священных источников, в болотах, причем жертвоприношения часто
содержат женские украшения.
С божествами земли, плодородия, воды связан и земледельческий праздник
первой борозды, весенней вспашки, цель которого - пробудить плодородие
земли после зимнего сна. Этот праздник сочетается с праздником майского
дерева, где оно выступает как символ весны.
С глубокой древности в Европе был известен культ быка, который
сохраняется и в бронзовом веке. О нем свидетельствуют многочисленные
изображения "человека-быка" на петроглифах, рогатые шлемы и бронзовые
рога - ритуальные музыкальные инструменты огромных размеров (длина 1,52,1
м). Их находят обычно парами, они олицетворяют правый и левый рог
быка. Другое свидетельство культа быка - захоронения покойников на
свежеснятых бычьих шкурах.
Культ солнца - небесного божества, влекомого лошадью в колеснице по
голубым полям небес,- индоевропейского происхождения. Символом солнца
был золотой диск, окруженный ореолом. Он найден в ряде областей Европы в
памятниках бронзового века, в наскальных изображениях Скандинавии, а
также в кладах - вместе с моделью колесницы и фигуркой лошади из бронзы.
Изображение колеса со спицами или креста в круге также считалось
символом солнечного божества. Булавки с головкой в виде колеса с
четырьмя спицами типичны для курганной культуры в Центральной Европе
и встречены в Северной Европе. Культовые праздники солнца, церемонии,
связанные с почитанием его как божества, проходили в середине лета и в
середине зимы. Изображение солнца провозили перед народом на солнечной
колеснице - это должно было обеспечить счастье и плодородие людям и
животным.
Святилища и культовые сооружения бронзового века открыты в ряде мест
Европы. Знаменитый Стоунхендж в Англии в его окончательном варианте
также относится к бронзовому веку. Деревянное церемониальное или
ритуальное сооружение открыто в Нидерландах, в болоте, в 250 м от сухого
места. В основе святилище имело каменное кольцо диаметром до 4 м и
реконструируется как круглое, с рогообразными выступами на самых
верхних балках. Внутри найдены широкие дубовые доски. Оно было
возведено около 1050 г. до н. э. Недалеко от него найдены три металлических
клада, зарытых между 1100 и 800 гг. до н. э. Это ритуальное сооружение было
намеренно разрушено еще в бронзовом веке.
Изменение погребального обряда - от трупоположения к кремации,
наблюдавшееся во многих областях Европы зо второй половине II тыс. до н.
э., особенно в период сложения культуры погребальных урн, свидетельствует
в первую очередь о распространении новых представлений о загробной
жизни, согласно которым огонь помогал душе человека освободиться от тела
и взлетать в небо. Чтобы "помочь" полету души, в погребальный костер часто
клали крылья птиц.
Бронзовый век Европы не принес существенных изменений в способах
производства пищи и вообще средств существования. Бронзовые орудия
почти не затронули область сельскохозяйственного производства, во всяком
случае вплоть до позднего бронзового века. Изделия из бронзы в первой
половине бронзового века - это многочисленные украшения: серьги и
височные кольца, шейные гривны, сердцевидные и полулунные подвески,
кованые пластинчатые и литые спиралеобразные браслеты, перстни и
многочисленные булавки, снабженные разнообразными головками. Из
бронзы изготавливалось и оружие - кинжалы, вислообушные топоры,
немного позже - втульчатые наконечники копий. Орудия включают плоские
топоры с полукруглым лезвием, проушные топоры, ножи. В конце среднего
бронзового века появляются первые бронзовые мечи - мощное оружие,
которое достигает высокого совершенства в позднем бронзовом и раннем
железном веках.
Поздняя часть бронзового века, которая продолжалась около 600 лет начиная
с 1300/1250 гг. до н. э.,- важный период в истории Европы. Хотя, судя по
количеству оружия и по укрепленным поселениям на вершинах холмов, это
было довольно беспокойное время, все же в различных областях
материальной и духовной культуры наблюдается значительный прогресс.
Развивается полое литье бронзы, широко применяются обработка листовой
бронзы для изготовления посуды и других изделий, новые сплавы.
Значительно совершенствуется наступательное оружие, появляются
бронзовые шлемы, поножи, панцири - развитой доспех. Впервые в Европе
начинается производство настоящего стекла. Определенный прогресс
заметен в строительстве, на транспорте, в производстве керамики. Зрелое и
единообразнее выражение приобретает религиозный символизм.
В начале этого периода происходят события мирового значения: микенская
цивилизация заканчивает свое существование, в Анатолии гибнет хеттское
царство, города Леванта подвергаются значительным разрушениям. Были ли
эти события связаны с Европой? Если да, то в какой степени? На этот вопрос
до сих пор не получено однозначного ответа, но ряд ученых полагают, что
определенная миграция населения из Центральной Европы на юго-восток
имела место в позднем бронзовом веке.
Общая картина развития Европы во II тыс. до н. э. будет неполной, если не
упомянуть о роли миграций в бронзовом веке. Они не имели столь
всеобъемлющего характера и не обладали столь значительными масштабами,
как в III тыс. Не было ничего сравнимого по объему с миграциями культур
шнуровой керамики и боевых топоров или культуры колоколовидных
кубков, миграциями, которые охватили огромные территории соответственно
Центральной и Восточной Европы, Западной, Центральной и Южной Европы.
Тем не менее в Европе II тыс. до н. э. имели место значительные
передвижения населения, но едва ли можно говорить о сколько-нибудь
крупных вторжениях в Европу извне. Скорее наоборот, уже со второй
половины III тыс. наблюдается движение племен из Европы в Анатолию. Это
означает также, что большая часть Европы во II тыс. должна была быть
заселена носителями индоевропейских языков, которые могли появиться в
Европе самое позднее во второй половине III тыс., но вероятно, поселились
здесь раньше.
К большим миграциям европейского бронзового века можно отнести
продвижение с северо-запада в Среднедунайский бассейн культуры
курганных могил, которое сопровождалось уничтожением таких местных
культур, как культура задунайской инкрустированной керамики и культура
Ватья, и изгнанием на восток их носителей. Ход этой миграции и ее
результаты, заложившие основы совершенно нового направления развития
позднего бронзового века в Среднем Подунавье, подробно исследован в ряде
работ археологов центральноевропейских стран [1].
Сложение другой крупнейшей культуры позднего бронзового века - культуры
или скорее культурно-исторической общности полей погребальных урн
(Urnenfelderkultur) также иногда объясняется миграционными процессами, но
это лишь одно из возможных объяснений. В XII-Х вв. эта общность
охватывает значительные территории Центральной Европы, а в Х-VIII вв.
распространяет свое влияние и на Западную Европу, проникая в Испанию,
Западную Францию, а частью - и на Северную и Юго-Восточную Европу.
Определенные проявления культуры полей погребальных урн
засвидетельствованы и в Восточной Европе (Калининградская область, запад
Украины, Молдавия).
Значение культурно-исторической общности полей погребальных урн в
истории Европы состоит в том, что она находится в начале развития, уже не
прерываемого более, в конце которого на сцене появляется большинство
исторических народов Европы. Предполагают (В. Киммиг), что общность
полей погребальных урн может быть сопоставлена с тем языковым слоем,
который был выделен X. Краэ аа основе гидронимии Европы и назван им
"древнеевропейским" [2]. Этот древнеевропейский слой предшествовал
образованию иллирийских, кельтских, италийских и германских языков.
Местные элементы, вошедшие в состав культурно-исторической общности
полей погребений, в конце ее существования стали основой возникновения
культур раннего железного века, идентифицируемых с иллирийским,
кельтским и венетским этносами. Так, считается, что восточные группы
общности полей погребений включали иллирийско-венетский основной
элемент.
Область распространения северного (нордического) бронзового века с
определенной долей вероятия можно связывать с ареалами прагерманских и
прабалтских языков, а территорию срубной культурно-исторической
общности многие исследователи сопоставляют с ареалом расселения
носителей индо-иранских языков.
1. См.: Археология Венгрии. Конец II тысячелетия до и. э.- I тысячелетие
н. э. М-: Наука, 1986. С. 13-16. 37-51.
2. Krahe H. Sprache und Vorzeit. Heidelburg. l954. S.48 ff.
"
ОГ
ЛА
ВЛ
ЕН
ИЕ
Ист
ори
я
Евр
опы
т. 1.
РА
НН
ИЕ
ГО
СУ
ДАР
СТВ
ЕН
НЫ
Е
ОБ
РАЗ
ОВ
АН
ИЯ
И
ПЛ
ЕМ
ЕН
НО
Й
МИ
Р
НА
ТЕР
РИТ
ОР
ИИ
ЕВР
ОП
Ы
Гла
ва 2
РИ
СУ
НК
И
к гл
1-4.
ч 2.
Глава 1
ГРЕЦИЯ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ РАННЕКЛАССОВОГО
ОБЩЕСТВА
(XXX-XII ВВ.)
(Т. В. Блаватская)
В XXX-XII вв. на Балканском полуострове сложился ряд самобытных
земледельческих культур, характеризуемых широким и разносторонним
употреблением бронзовых орудий. Результатом был значительный подъем
экономики, сопровождавшийся сдвигами в общественном строе.
Наиболее интенсивные процессы происходили в социальной жизни племен
Эллады, где имела место смена установлений первобытнообщинного строя
институтами раннеклассового общества. Исходя из этого коренного перелома
в развитии южнобалканских племен, теперь возможно установить
историческую периодизацию их прошлого. Археологическая периодизация
эпохи бронзы в Греции приобрела ныне вспомогательное значение [1].
1. ПЛЕМЕННОЙ МИР ГРЕЦИИ В 3000-2000 гг.
Многоотраслевое хозяйство жителей греческих земель развивалось в
сложных естественных условиях. Суровый климат высокогорных областей
резко контрастировал с мягкими природными условиями долин Средней и
Южной Греции и многих островов. Гористый рельеф всей страны допускал
обработку лишь ограниченного массива земель. Около 3000 г. в
производственной жизни страны произошло важное качественное
изменение: металлургия, обработка камня и, несколько позднее, гончарное
дело вышли из рамок домашних занятий и превратились в отрасли
специализированного ремесла, что означало усиление производственного
обособления среди членов каждой общины.
Естественно, что прогресс технологии в металлургии, обусловленный
изобретением бронзы, оказал важное воздействие на все хозяйство страны. В
XXX-XXVII вв. бронзовые орудия вошли во всеобщее употребление, что
определило повышение производительности труда в земледелии, ремеслах и
промыслах. Теперь более ясно сказалась разница в материальных ресурсах
материковых земель и островов, отсюда усилилась неравномерность их
исторического развития.
В III тыс. заметные достижения характеризовали материальную культуру
населения Кикладских островов. Традиционные морские промыслы и
меновая торговля у этих племен получили теперь особое развитие благодаря
быстрому подъему судостроения и мореходного дела. Это нашло отражение в
произведениях искусства кикладян. Уже в 2800-2400 гг. обитатели островов
строили многовесельные корабли с высоким носом. Их вытянутые, имевшие
иногда до 17 рядов гребцов суда могли развивать быстрый ход. Бесспорно,
постройка и управление столь крупным судном предполагали основательное
знание многих правил навигации.
Для населения гористых островов, обладавших скудными полевыми
угодьями, усиленное развитие морского дела было издавна жизненно
необходимым: в обмен на свое минеральное сырье (например, обсидиан и
мрамор) они привозили с материка и крупнейших островов недостававшее
им продовольствие. Интенсивность натурального обмена возрастала по мере
роста населения и развития ремесел. Уже в XXVI-XXII вв. кикладяне создали
весьма яркое специализированное художественное ремесло, изготавливая из
мрамора характерные статуэтки и сосуды. Изделия кикладских
ремесленников в большом числе встречаются не только в прибрежных
землях материковой Греции или на отдаленных островах, например на
Крите, Самосе и Лемносе. Кикладяне продолжали давние связи с
чужеземными племенами совсем близкой Троады в Малой Азии, с
обитателями северо-западных областей Балканского полуострова и более
далеких земель Подунавья. Находки кикладских изделий свидетельствуют о
том, что к XXII в. мореходы из Эгейского моря плавали и в Адриатическом
море, а к 2000 г. их суда достигали Балеарских островов и Восточной Испании.
Интенсивное развитие производительных сил, заметное в XXX - XX вв.,
показывает, что этому прогрессу еще не мешало традиционное племенное
устройство, хотя наблюдается рост имущественной дифференциации внутри
родовых сообществ. Возникавшая разница в положении отдельных групп
внутри племени еще не влияла серьезно на общественный строй. Вместе с
тем в обществе возникали явления, которые неизбежно должны были
подорвать устои первобытнообщинного строя. Это четко заметно на островах,
жители которых в силу ограниченности аграрного фонда все более расширяли
ремесла и мореходство. В 2800 - 2200 гг. там возникли крупные племенные
центры, имевшие характер протогородских поселений. Таков на Лемносе
городок Полиохни, окруженный массивными стенами. На Лесбосе жители
Ферми также возвели крепостные стены. С XXVI в. обитателями Сироса и
Наксоса были сооружены еще более мощные укрепления: стены и ворота
имели многие массивные башни, а перед главной крепостной стеной
тянулась вспомогательная стена, на которой осажденные встречали первый
натиск нападавшего врага. Характерно, что на Кикладских островах внутри
укреплений находились только однотипные жилища. Это говорит о наличии
племенной демократии, еще не допускавшей особого выделения домов
вождя и родовладык. Правда, в погребениях членов одного и того же рода
теперь у кикладян заметно растущее имущественное различие.
Экономическую дифференциацию внутри родо-племенных сообществ
усиливали военные столкновения. История населения ранней Греции
отличается от истории многих европейских племен тем, что в III тыс.
значительная часть вооруженных конфликтов происходила прежде всего в
приморских землях. Это придало особый оттенок социальному развитию, так
как с морем была связана значительная часть населения. У этих племен
развивающаяся из родового строя военная демократия [2] приобрела
специфический характер, поскольку их военный промысел был тесно связан
с мореходством. Развитие ремесел и заморского обмена, рост специализации
и профессиональных различий работников неизбежно вели к подрыву
имущественного равенства внутри родовых общин, к накоплению личного и
семейного имущества, а военно-морской промысел доставлял все новые
возможности для индивидуального присвоения. В первую очередь
обогащались удачливые предводители военно-морских экспедиций и их
дружинники. Появление такого особо зажиточного слоя засвидетельствовано
развитием ювелирного ремесла, широко распространившегося в приморских
землях Эллады во второй половине III тыс.
Наряду с морским разбоем росло и торговое мореходство - соседние с Грецией
страны нуждались в ее естественных богатствах и ремесленных изделиях.
Уже в XXV-XXII вв. критские мореходы посещали Ливию, Египет и
достигали Кипра. Видимо, спрос на продукцию критских гончаров в
заморских краях был значителен. Большой скачок в динамике этого
специализированного ремесла связан с переходом от медленного к быстро
вращающемуся гончарному кругу. Критяне ввели названное техническое
усовершенствование около 2200 г., что позволило, им выпускать более
многочисленную продукцию.
В материковой части Эллады углублялось различие в развитии глубинных
областей и побережий. Обитавшие в плодородных приморских районах
племена раньше других испытали общественные последствия растущей
имущественной дифференциации. Эти процессы пока лучше всего
исследованы в Пелопоннесе, особенно в Арголиде. Там около 2600 г.
выделился протогородок Лерна, расположенный на берегу Навплийского
залива. На искусственно выровненной вершине холма здесь прежде всего
была возведена оборонительная стена. Она состояла из двойного ряда
каменных стен, заполненных бутом и соединенных внутри перегородками, и
башен, подковообразных в плане. Эта техника фортификаторов Лерны
аналогична приемам кикладян, например строителей стен на о. Спросе.
Первоочередность оборонительных сооружений в Лерне показывает, что
обитавшее здесь племя поставило задачу сначала создать мощное
укрепление. Лишь несколько позднее в центре крепости было возведено
массивное прямоугольное здание - жилище вождя. Вокруг располагались
просторные дома рядовых лернейцев. Общий вид этого городка-крепости
создает впечатление, что в XXV-XXIII вв. здесь находился военноадминистративный
центр крупного племени. Возглавлявший его в эти века
знатный род из поколения в поколение накапливал богатства, хранившиеся
в многочисленных кладовых.
По-видимому, вожди-царьки Лерны опирались не только на силу своих
дружин. Они обладали и сакральной прерогативой - хранили священный очаг
и исполняли важные религиозные обряды.
Строительная деятельность в Лерне говорит о том, что правивший там род
активно использовал достижения зодчих для усиления своего авторитета.
Уже в начале XXII в. было начато сооружение нового дома правителя. Это
монументальное двухэтажное здание площадью внизу около 25 х 12 м. Крыша
его была покрыта черепицами (отсюда его современное название - Дом с
черепичной крышей).
План сооружения свидетельствует о масштабности замысла заказчиков и
планировщиков: лерпейский царь начал возводить настоящий дворец,
сохраняя, однако, традиционный план жилых домов. Но этот давний принцип
планировки теперь был применен для сооружения жилища правителядинаста,
уже обладавшего властью, намного превосходившей полномочия
вождя племени. Дворец состоял из многочисленных помещений - главного
зала (мегарона) и меньших комнат, коридоров и лестниц, ведших на верхний
этаж. Здание включало крупные хранилища натуральных продуктов. В
кладовых лернейского дворца стояли глиняные сосуды и деревянные ящики,
которые служители опечатывали своими клеймами. Найдены многие
десятки различных по рисунку оттисков таких штампов. Это значит, что
обширный круг лиц нес ответственность за сохранность царского имущества.
Возникновение в Лерне столь характерной резиденции династа говорит о том,
что здесь приблизительно к 2200 г. завершился процесс перерастания власти
племенного вождя во власть царя. Тем самым органы военной демократии
оттеснялись на второй план, трансформируясь в звенья царской
администрации.
Ранняя лернейская монархия просуществовала недолго - между 2200 и 2150
гг. дворец погиб от пожара во время н
...Закладка в соц.сетях