Жанр: История
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ.
...ельно господствовавшего прежде геометрического стиля и
утверждение в кельтском искусстве многих средиземноморских мотивов, а
также фигуративных изображений.
Однако описанные новшества касаются в это время лишь узкого высшего
слоя населения. Что же касается основной массы, то археологические
свидетельства ее жизни тоже позволяют говорить о назревавших переменах,
однако совсем иного свойства. Эти перемены связаны с серьезными, хотя
еще не вполне понятными, социальными сдвигами. Они заметны прежде
всего в периферийных районах, мало затронутых средиземноморскими
влияниями, и лишь затем проявляются в центре кельтского мира.
Относительно богатые курганные захоронения постепенно сменяются на
этих территориях бедными грунтовыми могильниками, в которых, как
правило, встречаются предметы вооружения и исчезают внешние атрибуты
высокого положения знати, ранее весьма типичные (конская сбруя и пр.).
Несмотря на локальные вариации, сходные явления наблюдаются на
большом удалении друг от друга - в Богемии и Шампани (комплекс в Жогасс
около Эперне, типологически связанный с более поздней марнской
культурной областью). Постепенно дробится и сокращается зона пышных
захоронений знати, что лишь частично компенсируется ее продвижением на
северо-запад, к среднему течению Рейна. Известная нам совершенно новая
зона богатых погребений военных вождей - так называемая марнская -
возникает уже в совершенно новых исторических условиях.
С движением племен на юго-восток гальштаттская культура
распространялась на Дунае и Адриатическом побережье Далмации. Ее зона
охватывает территорию Австрии, Югославии, Чехословакии, Румынии и
Болгарии и совпадает с областями, связываемыми древними авторами с
иллирийскими, скифскими и с фракийскими племенами. В странах
Прикарпатья, Среднего и Нижнего Подунавья в IX-VIII вв. еще переживали
расцвет культуры позднебронзового века. Начало железного века на Дунае
отмечено большими перемещениями племен, войнами, возведением
укрепленных поселений. Бедный инвентарь находок контрастирует с
богатыми погребениями знати и вождей. Влияние культур
средиземноморского мира стало более непосредственным, возросли
культурные и торговые связи племенного мира Европы с Грецией и Италией.
Иллирийские племена были известны грекам уже в VIII в. до. н. э. Они
занимали обширную территорию на Адриатике, от Истрии до Албании и далее
на восток вплоть до Боснии. В описании древних племена иллирийцев были
многочисленными и воинственными. Немалую часть своих доходов знать
приобретала в войне с греческими колониями и соседними племенами. Их
укрепления, окруженные стенами, находились в горах и труднодоступных
местах. В V в. до н. э. на побережье Адриатики и на островах возникли
греческие колонии, влияние которых на иллирийские племена было весьма
значительным.
Одной из наиболее характерных культур, относимых к иллирийской,
считается культура Глазинац (близ Сараево). Эта культура распространилась
на запад до р. Дрины. Она известна по могильникам, насчитывающим около
20 тыс. курганов времени бронзового века (XII-VIII вв.) до эпохи среднего
латена (300-100 гг.). Большинство погребений гальштаттского времени.
Особого внимания заслуживает четырехколесная бронзовая повозка в виде
двух птиц (голубей), представлявшая собой культовой предмет. В культуре
Глазинац отчетливо прослеживается греческое влияние, а также северовостока
Италии.
В областях севернее Альп культуры -раннего железа связываются с
племенами ретов, иллирийцами, а также с венетами. В восточном Тироле и
на юго-западе Каринтии известна высокоразвитая культура венетов. Ее
центр находился на северо-востоке Италии, где с венетами связана культура
есте VI-I вв. Эта культура известна в памятниках из долины верхнего
течения р. Гайль. Здесь в долине Вюрмлах были найдены прочерченные на
скале надписи, а также надписи на надгробных стелах и урнах. Они
написаны на венетском языке, близком к латинскому, и содержат около 450
личных имен - венетских, этрусских, кельтских. Считают, что эти имена
были оставлены лицами, следовавшими по торговой дороге древности,
служившей для купцов и торговцев. В поселении на Гурине были найдены
бронзовые надписи на пластинках, которые, как считают, имели культовое
значение: ими обкладывались деревянные ящички с приношениями богам.
Местоположение Гурины свидетельствует о том, что она была политическим,
хозяйственным и культурным центром племени.
В Словении существовала культура, близкая по характеру к культуре
венетов. Из Вача (близ Любляны) происходит бронзовая ситула, датируемая
IV в. до н. э. Ситула имеет три ряда изображений - всадников, лошадей,
повозок, праздника, зверей-хищников, оленей, горных козлов, отражающих
быт иллирийских племен, их занятия и религиозные верования.
Иллирийские племена сохранили свой собственный характер в материальной
и духовной культуре в период латена.
На юго-западе Австрии находился и Гальштатт, близ Зальцбурга, в области,
занятой иллирийцами. С железным оружием было найдено здесь также
множество бронзового оружия, бронзовой посуды и украшений. Гальштатт и
Дюрнберг были также центрами по добыче соли в Европе, Оба поселения
лежали на торговой дороге древности, по которой доставлялась соль
отдаленным племенам.
Более разнообразны в своих вариантах керамики культуры галыптатта,
относимые к областям Австрии. Так, большие крашеные глиняные сосуды из
Гемайнлеберна (Нижняя Австрия) содержат прикрепленные к их стенкам
фигурки лошадей и животных. В числе находок известен керамический
сосуд, на стенках которого были помещены глиняный всадник, олени,
танцующие женщины, маленькие птички. Для культуры Календерберг (у
Мадлинга, Нижняя Австрия) характерны амфоровидные сосуды в виде
глиняных ситул, имеющих изображение маленьких фигур животных, людей,
всадников. Некоторые поселения этой культуры указывают на то, что
Календерберг был местом производства керамики и распространялась она
широко, учитывая потребности других поселений.
В областях Чехословакии существовали в VII в. до н. э. культуры курганных
погребений. Характерной чертой в обряде погребения является захоронение
под курганом с деревянными срубными камерами, когда умерший был
погребен вместе с четырехколесными повозками, конскими ярмами и
богатыми деталями конской сбруи. В такой камере обычно был похоронен
вождь с бронзовым или железным мечом в ножнах, с большим количеством
керамики, расписанной геометрическим орнаментом. Погребение
совершалось одновременно с погребением множества слуг и женщин,
обслуживавших вождя. Наиболее известна гораковская культура VII в. до н. э.
в Моравии, развившаяся на основе подольской культуры бронзового века.
Свое название она получила по курганному могильнику, открытому в
деревне Гораково, близ Брно. В пещере Бычья Скала середины I тыс. до н. э.
было совершено погребение племенного вождя, было найдено множество
разбитой керамики, а также 40 человеческих скелетов, в большинстве
случаев женских, сопровождающих захоронение. Некоторые предметы
относились к культовому ритуалу умерших. Поселение было известно как
кузница раннегальштаттского времени: в пещере были найдены молоты,
клещи, наковальни, каменные литейные формы.
Курганы гальштаттского времени свидетельствуют об имущественном
расслоении и необычайной роскоши, которой окружала себя знать. Многие из
погребений содержат находки изделий из золота, а также янтаря,
средиземноморских кораллов, стекла, слоновой кости, которая
использовалась для украшения рукояти мечей и кинжалов. В поселении
Велем-Септвид на западе Венгрии (близ нынешнего города Сомбатхея),
который в период бронзового века был одним из центров по производству
металлических изделий и сохранил это свое значение в период гальштатта,
существовали специальные ремесленники, работавшие также по золоту. В
большинстве своем такие вещи, как клад золотых вещей, состоящий из
диадемы, золотых тарелок с орнаментом, имитирующим золотые нити,
принадлежал вождю.
Культуры раннего железа в Венгрии, Румынии и Болгарии обнаруживают
влияние культур Северного Кавказа и Кубани. Археологические памятники,
происходящие из Северо-Восточной Венгрии, принадлежат киммерийцам,
оставившим степи Северного Причерноморья и Северного Кавказа около VIII
в. до н. э. под давлением скифов. Присутствие неизвестного народа,
отождествляемого с киммерийцами, устанавливается на основании находок
бронзовых предметов конской сбруи, а также железных уздечек для лошадей,
бронзовых котлов, оружия.
С середины VI в. до н. э. заметны тесные связи стран карпато-дунайского
региона с причерноморскими областями. Считают, что в VI в. до н. э. на
территорию Восточной Венгрии пришли скифы. Скифы достигли также
Румынии, Словакии и Болгарии.
В бассейне Тисы были открыты большие могильники, определяемые как
скифские (Тапиосель, Сентеш-Векерзуг). Здесь найдены предметы скифского
стиля (стрелы, мечи, украшения, зеркала) и захоронения лошадей, как
правило, отдельно от людских погребений. Этой группой, обнаруживающей
связи с материальной культурой скифов Северного Причерноморья, была
культура, определяемая одними авторами как "скифская группа Большой
Венгерской низменности". Находки памятников этой скифской группы на
запад прослеживаются от Словении до побережья Адриатики. Существует и
другое мнение о принадлежности этой культуры. Считают, что ее носителями
были сигинны, народ скифского происхождения, принадлежавший к
родственным ираноязычным племенам. Сигинны имели торговые связи с
венетами. Они действовали в качестве посредников в торговых сношениях
придунайских племен со средиземноморским миром.
Сигинны стали известны грекам уже в раннем железном веке. По
свидетельству Геродота, лигии, которые живут к северу от Массилии,
сигиннами зовут мелких торговцев. Сингидун (совр. Белград),
расположенный при слиянии Савы и Дуная, неоднократно упоминаемый
римскими и византийскими авторами, был сначала племенным центром
сигиннов. Осевшее позднее при слиянии Савы и Дуная кельтское племя
скордисков назвало город Singidunum; на кельтском языке -dunum означает
крепость.
Области Задуанавья были населены племенами, которые говорили на языке,
близком иллирийскому. В областях вдоль Дравы существовала культура,
обнаруживающая связи с венето-иллирийской культурой. Уже
упоминавшийся ремесленный центр на западе Задунавья Велем-Сентвид
снабжал в течение нескольких веков металлическими изделиями из бронзы,
а затем из железа культуры Задунавья. Его производство было рассчитано и
на потребности сигиннов.
В Румынии культура раннего железа VII в. до н; э. получила название
"фракийского гальштатта" в связи со своеобразием развития фракииских
областей в раннем железе. Одной из наиболее известных культур
фракийского гальштатта является культура басарабь (на юго-западе Олтении
у с. Басарабь). Эта культура в нескольких вариантах известна из многих
районов Румынии. Для нее характерны бронзовое оружие и орудия труда, но в
ней присутствует много железных предметов. На юго-западе Олтении около
VII-V вв. существовали культуры, связываемые с иллирийцами.
Преобладают характерные иллирийские однолезвийные мечи с рукоятью. Во
второй половине VI в. - начале V в. в Молдове и Северной Олтении
существовала культура Бырсешти-Фериджиле, отмеченная иллирийским и
скифским влиянием. На поселении Александрия (на р. Ведя близ Бухареста)
в V в. до н. э. известна керамика, сделанная от руки и на гончарном круге.
Изделия этой культуры были железными - оружие и орудия. Эта культура
отмечена влиянием греческих городов Западного Понта. Считают, что
поселение Александрия принадлежало местному населению
северофракийских племен.
В Трансильвании скифы появились около VII в. до и. э. Они захватили
верхнее течение р. Муреш. Отсюда происходят скифские находки (акинаки,
трехперые стрелы, колчаны, бронзовые зеркала с зооморфными ручками).
Влияние скифской культуры явилось значительным фактором в истории
племен карпато-дунайского региона. Оно захватило также нижнее течение
Дуная, где скифы обосновались в IV-III вв. Область Добруджи в римское
время получила у древних название "Малой Скифии".
Южнофракийские племена, занимавшие области на юго-востоке Болгарии,
стали известны грекам уже в IX-VII вв. Общество южных фракийцев
находилось под сильным влиянием греческой цивилизации. Уже в VIII в. до
и. э. южнофракийские племена стояли на более высоком уровне
общественного развития, чем многие племена тогдашней Европы. У
южнофракийских племен существовало социальное и имущественное
расслоение, выделились племенная знать и вожди. Южнофракийские
племена имели также тесные связи со скифами, которые оказали влияние на
культурную и политическую историю этих племен. Воздействие Греции, а
также поход в 513-512 гг. Дария против скифов через фракийские земли
способствовали тому, что у южных фракийцев оформилось государство. В
первой половине V в. до н. э. возникло государство одрисов, объединившее
под своей властью многие южнофракийские племена. Племенная чеканка
начинается у них в VI-V вв. с именами царей или племен. Большого развития
достигли бронзолитейное, ювелирное и кузнечное ремесла, а также
керамическое производство. В конце VI в. до н. э. у южных фракийцев
появился гончарный круг. У них существовало рабство. Были укрепленные
города, возникшие вокруг резиденции племенного вождя или царя.
Фракийская культура оказала большое влияние на культуру Греции и, в
свою очередь, сама подвергалась сильному воздействию греков. Одним из
наиболее известных памятников южных фракийцев является купольная
гробница из Казанлыка (близ г. Севтополя), датируемая IV в. до н. э.
Гробница была ограблена уже в древности, но сохранившаяся до сих пор
роспись, как и масштабы гробницы, свидетельствует о ее великолепии.
Выполненная мастером, который был хорошо знаком с греческим
монументальным зодчеством, гробница отражает также фракийское
искусство в росписях фигур, в их одежде, в предметах убранства и быта
фракийской знати. Богатое декоративное и живописное убранство гробницы
свидетельствует о том, что здесь был похоронен царь со своей женой. ;
Таким образом, V век до н. э. является эпохой социальных перемен,
затронувших гальштаттское общество во всех его местных вариантах. В связи
с тем что, как уже сказано выше, характер взаимоотношений высшего и
низшего социальных слоев в гальштаттское время является спорным
(противоположность социальная или еще и этническая?), высказывались и
разные мнения о характере этих перемен. Некоторое время назад они
объяснялись проникновением на заальпийские территории собственно
кельтов. Теперь такая точка зрения не может быть принята, ибо стало ясно,
что переход от раннего к позднему железному веку связан не с миграциями, а
с какими-то внутренними процессами. Поскольку новый тип захоронений
появляется прежде всего на наименее плодородных землях и лишь затем
продвигается в удобные земледельческие местности, бывшие наряду с
холмистыми скотоводческими районами опорой знати, была высказана
мысль о том, что события V в. до н. э. - итог социальной борьбы ранее
подчиненного населения. Хотя сам по себе факт общественных противоречий
не может не учитываться, большинство ученых полагают сейчас, что он не
может дать происшедшему единого удовлетворительного объяснения.
Итак, в V в. до н. э. происходит перемещение укрепленных центров на
северо-запад от прежней области их расцвета в верхнем течении Дуная,
причем некоторые из них не просто приходят в упадок, но явно разрушаются,
появляются однообразные и массовые грунтовые могильники, а типично
гальштаттский художественный стиль постепенно уступает место иным
вкусам и традициям. С этого времени более заметным становится и
разнообразие в развитии кельтских областей, ибо широкое распространение
определенных стилистических мотивов (объяснимое разветвленными
связями между прежними центрами развития на больших территориях) в
начале новой эпохи все меньше скрывает варианты их укорененности в
местных традициях. Этими моментами характеризуется конец
гальштаттского времени и начало позднего железного века - так называемой
латенской эпохи. "
ОГ
ЛА
ВЛ
ЕН
ИЕ
Ист
ори
я
Евр
опы
т. 1.
РА
НН
ИЕ
ГО
СУ
ДАР
СТВ
ЕН
НЫ
Е
ОБ
РАЗ
ОВ
АН
ИЯ
И
ПЛ
ЕМ
ЕН
НО
Й
МИ
Р
НА
ТЕР
РИТ
ОР
ИИ
ЕВР
ОП
Ы
Гла
ва 5
РИ
СУ
НК
И
к гл
1-4.
ч 2.
Глава 4
ЗАПАДНОЕ И СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В ЭПОХУ
АРХАИКИ
Ю. Г. Виноградов
Население обширного припонтийского региона в раннем железном веке
было крайне пестрым по своему этническому составу. Территорию от
Северной Эгеиды до междуречья Дуная и Днестра занимали
многочисленные фракийские племена, в степях Северного Причерноморья
обитали киммерийцы, которых затем сменили скифы. Эти народности
заселяли обширные пространства Юго-Восточной и Восточной Европы, то, по
образному выражению Цицерона (О государстве, II, 4, 9), варварское поле, к
которому как бы оказались пришиты прибрежные земли греческих колоний.
Фракийцы упоминаются уже в древнейших памятниках греческой
литературы - поэмах Гомера. Героический эпос описывает суровость климата
страны фракийцев с покрытыми снегом горными вершинами (Илиада, XIV,
227), неукротимый, жестокий нрав рожденных во Фракии богов Борея и
особенно Ареса, которому не уступали в жестокости и его сыновья Ареады -
мифические фракийские цари Ликург, Диомед и Терей (Илиада, VI, 130; IX,
5; XXI, 390 и след.; Одиссея, VIII, 361). В то же время гомеровские поэмы
неоднократно воспевают богатства этой страны, особенно изобилие ее
лошадьми (Илиада, X, 434 и след.; 558 и след.; XI, 222; XIII, 4), а также особое
пристрастие - к музыке обитателей фракийской земли, подарившей миру
таких знаменитых певцов, как Тамирис, (Илиада, II, 595 и след.), Орфей и
Евмолп.
Время окончательного сложения гомеровского эпоса принято относить к VIIIVII
вв., хотя он и вобрал в себя многое от предшествующих "темных веков" и
микенской цивилизации. Говорить же о появлении исторически известных
фракийцев в Балкано-Дунайском регионе мы можем, видимо, не ранее
начала железного века на данной территории, т. е. в IX-VIII вв. Переход к
новой исторической эпохе в Юго-Западной Европе связывают с так
называемым фракийским гальштаттом (ок. 600-550 гг.), соотносимым с
гальштаттом С и конкретно с археологической культурой Басарабь и
типологически с нею сходными. Эта культура (по-видимому, местного
происхождения) уходит своими корнями в местные же культуры
позднебронзового века.
Ее носители представляли собой оседлые племена, занимавшиеся
земледелием и скотоводством. Поселения культуры Басарабь известны
нескольких типов: открытые поселки, поселения с зольниками, наконец,
укрепленные поселения, вокруг которых концентрировались
неукрепленные. Основным типом жилищ были наземные легкие
сооружения из деревянного каркаса, обмазанного глиной. Па раннем этапе
этой культуры орудия труда, оружие и украшения изготовлялись в основном
из бронзы - железо лишь постепенно отвоевывало себе место в производстве.
В погребальном обряде преобладало трупосожжение с бескурганным
захоронением в урнах. Со временем появляются подкурганные погребения,
для которых характерно вытянутое или скорченное трупоположение, с
погребальным инвентарем, представленным бронзовыми и железными
предметами украшений и, что особенно показательно, оружием. На фоне
рядовых могил выделяются захоронения племенной аристократии с очень
богатым погребальным инвентарем, даже с колесницами.
Наличие укрепленных поселений, выделение прослойки воинов и знати -
свидетельства того, что племена, оставившие культуру фракийского
гальштатта, находились на стадии перехода от первобытнообщинного к
раннеклассовому обществу, когда постепенно набирали темпы процессы
социальной стратификации - выделение среди рядовых общинников
прослойки дружинников, племенной аристократии и вождей.
Античные письменные и нумизматические источники VI-V вв. сообщают
нам названия многих фракийских племен и дают некоторое представление об
их расселении. На северо-западе Эгеиды обитали бизалты, эдоны, одоманты,
меды и сатры. К востоку от них междуречье Неста, Гебра и Тонза населяли
бессы, киконы, сапеи и корпилы. Херсонес Фракийский заселяли долонки,
выше которых располагались апсинты. Среднее течение Тонза занимало
многочисленное племя одрисов, к востоку от которых юго-западное
Черноморское побережье населяли асты и тины. Среднее течение Истра
(Дуная) и его многочисленных притоков составляло зону обитания
трибаллов, а в низовьях его Добруджу заселили кробизы и многолюдное
могучее племя гетов, которые, ассимилируя другие фракийские племена, со
второй половины VI в. до н. э. постепенно формируют своеобразную гетодакийскую
культуру. Процесс этнической интеграции и складывания
племенных конфедераций не менее интенсивно протекал в VI в. и на юге
Фракии. Ценнейшим источником здесь служат серебряные монеты,
чеканившиеся целым рядом фракийских племен в позднеархаическую и
классическую эпохи. С другой стороны, сами эмиссии серебра, призванного
обслуживать потребности внутрифракийского рынка,- показатель уровня
развития товарно-денежных отношений того времени.
Как южно-, так и северофракийские племена, будучи автохтонами,
испытывали заметные культурные и политические влияния со стороны
иллирийцев с юго-запада и киммерийцев, а затем скифов с северо-востока.
Киммерийская проблема-одна из самых сложных в современной
исторической науке, подобно "киммерийскому мраку", которым окружил их
страну Гомер в "Одиссее" (XI, 14). Киммерийцы упоминаются многими
античными и восточными клинописными источниками, однако наиболее
подробные и ценные сведения о них сообщает Геродот.
Известный по этим источникам исторический народ киммерийцев
отождествляют с носителями позднесрубной археологической культуры на
двух ее заключительных этапах - черногоровском и новочеркасском (IX -
середина VII в.). Это были кочевые, скорее всего, ираноязычные племена,
занимавшие широкое пространство степей юга Восточной Европы от
Днестро-Дунайского междуречья до берегов Керченского Пролива, который
по их имени получил название Боспора Киммерийского; именно здесь
сохранилось наибольшее число связанных с этим этносом топонимов.
Прародиной киммерийцев еще в позднебронзовом веке было Нижнее
Поволжье, откуда они на стадии перехода к железу продвинулись в Северное
Причерноморье.
Материальная культура киммерийцев известна по кладам бронзовых и
железных изделий, а также по впускным и подкурганным захоронениям со
скорченным или вытянутым на боку трупоположением. В качестве
погребального инвентаря в могилы клали отлитые из бронзы или
вырезанные из кости украшения, предметы конской упряжи, а также
бронзовое и железное оружие. У киммерийских племен возникают ранние
формы искусства: орнаментальные мотивы на украшениях, антропоморфные
надгробные стелы с изображением оружия, единичные зооморфные сюжеты.
Спиралевидный орнамент костяных лунниц может указывать на
распространение солярных культов в религии киммерийцев.
Киммерийцы оказывали культурное воздействие на племена чернолесской
культуры украинской Лесостепи, протомеотскую и кобанскую культуру
Северного Кавказа, на носителей культуры фракийского гальштатта в
современной Молдавии, Румынии и Болгарии. Все эти направления
культурного влияния связаны отчасти с мирными контактами, отчасти с
военными набегами на соседей, отчасти с переднеазиатскими походами
киммерийцев. Согласно сведениям Геродота (IV, 11), вторгшиеся из Азии
скифы вынудили киммерийцев оставить северочерноморские степи а
вторгнуться в Переднюю Азию. В действительности речь может идти о еще
более ранних походах киммерийцев с конца VIII в. до н. э
В своем продвижении они нападали на Урарту, Ассирию, Каппадокию,
Фригию, Мисию, Пафлагонию, Вифинию, Лидию, временами заключая с их
правителями союзы. Известны имена их предводителей - царей Теушпы,
Лигдамида (Тугдамме) и Шандакшатру. Вопреки сообщению Геродота (IV, 12)
о том, что киммерийцы двигались на восток, держась все время побережья
Черного моря, можно предположить, что они использовали в разное время
несколько как восточных, так и западных путей. Так, разрушительные
набеги на ионийские полисы Малой Азии и Лидию в VII в. до н. э. были
совершены, скорее всего, через фракийские земли в союзе с племенами
треров, эдонов я, возможно, траллов. Эти рейды оставили заметные следы
киммерийского влияния в материальной культуре Фракии. Память о
киммерийских походах запечатлелась в малоазийской антропонимии и в
более поздние времена.
Киммерийцев в степях юга европейской части СССР сменили скифы. Это
наименование античными авторами прилагалось к обширной
этнокультурной общности, которую составляли многочисленные,
отличавшиеся друг от друга по своей языковой принадлежности и
хозяйственному укладу племена степной, лесостепной и лесной зон
Восточной Европы. В узком смысле этот этноним обозначал скифов-номадов,
а еще более конкретно - господствовавших над остальными царских скифов.
Вопрос о происхождении кочевых скифов остается остродискуссионным в
науке. Из всех предложенных версий - автохтонное население
северочерноморских степей, пришельцы из Передней Азии, переселенцы из
Южной Сибири - наиболее убедительной в свете последних открытий на
Алтае, в Туве и Казахстане выглядит последняя.
В первой половине VII в. до н. э. скифы-номады появляются на Северном
Кавказе, где раскопками зафиксированы наиболее ранние их памятники, а
чуть позже - к середине столетия - и в степях Северного Причерноморья. Из
этих двух регионов они совершают спустя полвека вслед за киммерийцами
походы на Ближний Восток, продвигаясь через Закавказье. Они, как и их
предшественники, вошли в военное столкновение с Ассирией, а потом и с
Мидией. Восточные и античные источники донесли до нас имена
предводителей скифов в этих походах - царей Ишпакая, Партатуа (Прототия)
и Мадия. По сведениям Геродота (I, 105), они дошли даже до Палестины.
Сочинение Геродота - наиболее подробный и ценный источник по истории,
социальному стро
...Закладка в соц.сетях